Популярные сегодня пересказы
- Огурцы — краткое содержание рассказа Носова Произведение по жанровой направленности является небольшой новеллой, адресованной для маленьких читателей. Главными персонажами рассказа автор представляет двух друзей мальчиков Котьку и Павлика, которые в летние каникулы решают половить рыбу.
- Та сторона, где ветер — краткое содержание повести Крапивина В небольшом городе живёт мальчуган Генка, он учится в школе, но с успеванием у него проблемы. Мальчик так и не смог сдать зачёт по английскому языку и оставлен на пересдачу. Ситуация для
- Почта духов — краткое содержание произведения Крылова Произведение представляется литературным сатирическим журналом, издаваемым автором, форма которого определяется собрание писем, написанных разнообразными духами, привидениями, гномами и прочей нечистью в адрес старика
- Республика Шкид — краткое содержание повести Пантелеева ШКиД – это школа социально-трудового воспитания имени Достоевского. Так окрестили её ученики. Она была создана в тяжелые для СССР годы, в 1920 году в Ленинграде. Директором был Виктор Николаевич Сорокин.
Главные герои и их характеристики:
- Мухолов-тонконос – неуверенный в себе, считает, что у окружающих всё гораздо лучше. У него тонкий нос, который может ухватить только одну мушку.
- Дубонос – у него очень крепкий нос, способный раскусить орех
- Клёст-крестонос – нос крестом, может вылущивать семечки из шишек
- Бекас‐долгонос – нос прямой и длинный, может доставать козявок из тины
- Шилонос и Кроншнеп-серпонос – братья-кулики, имеют тонкие носы (один смотрит вверх, а другой вниз), чтобы «живность в воде поддевать» и «червяков из травы таскать»
- Широконос – у него широкий нос, умеющий «щелокчить» воду
- Козодой-сетконос – крохотный нос, ловит мошек сразу стаями
- Пеликан-мешконос – есть нос, похожий на мешок, чтобы запасать рыбу
- Дятел – нос у него, как долото. Умеет долбить дерево и вытаскивать бумажек из коры.
- Ястреб-крючконос – питается другими птицами с помощью своего клюва
Образ колобка в русской сказке
По мнению писателя Бориса Акунина, в сказке о Колобке скрыта идея о вреде позитивного мышления: круглый хлеб — персонаж «совершенно не русский», потому что он всегда весел и не терзается дурными предчувствиями. Будучи легкомысленным, он сбегает от благополучных родителей и попадает в неприятности. Легкий нрав герою никак не помогает, скорее наоборот, доводит до гибели.
Это, разумеется, шутка, но и у «серьезных» фольклорных исследователей встречается характеристика героя как смышленого мальчишки, сбегающего из родительского дома. На картинках для детских книг и в мультфильмах Колобок часто изображается ребенком с задорной улыбкой, румянцем и звонким голосом.
Читательский дневник по сказке «Лесные домишки» Виталия Бианки
Название: «Лесные домишки».
Число страниц: 8.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Береговушка, разные птицы.
Характеристика главных героев:
Береговушка — маленькая и юная ласточка.
Быстрая и легкомысленная.
Оказавшись в чужих краях, так и не смогла найти домик на ночлег.
Другие птицы — гостеприимные.
Строили домики под себя.
Краткое содержание сказки «Лесные домишки»
Однажды Береговушка убегала от сокола и заблудилась.
Она стала искать свою реку и норку.
Первым она встретила зуйка, но его гнездо было на песке, между камней.
Потом она встретила лесного голубя, но у того дом был из крупных веток.
Долго искала береговушка подходящий для ночлега дом, но ни один не подходил.
То слишком лёгкий, то в траве, то посреди озера плавает.
И когда совсем стемнело, увидела ласточка свою реку и домики в берегу — норки.
План сказки:
- Игры ласточек.
- Нападение сокола.
- Потерялась.
- Зуёк на берегу.
- Витютень.
- Пчелиное гнездо.
- Иволга.
- Пеночка.
- Чомга.
- Возвращение домой.
Основная мысль сказки «Лесные домишки»
Главная мысль сказки состоит в том, что роднее собственного дома нет ничего на свете.
Основная идея сказки в том, что каждая птица по-своему вьёт гнездо.
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть терпеливыми и с пониманием относиться к другим.
Учит любить свой дом.
Учит осторожности и предусмотрительности, настойчивости
Краткий отзыв о сказке «Лесные домишки» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я узнала много нового о том, как разные птицы устраивают свои гнёзда.
Оказалось, что птичьи гнёзда совсем разные.
Какие-то строятся на деревьях, другие — на земле.
А третьи так и вовсе плавают по воде.
Это увлекательная и познавательная сказка.
Автору удалось познакомить читателя с особенностями образа жизни нескольких птиц.
Мне понравилась лёгкая Береговушка.
Она была настойчивой и целеустремлённой.
И сумела отыскать свой дом.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что в мире природы скрыто много тайн, открывать которые можно и с помощью книг.
Пословицы к сказке
- Привередливая ворона и сокола осудит.
- Привередливый часто голоден.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
- Он не робкого десятка.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
- «Хитрый лис и умная уточка»
- «Музыкант»
- «Мышонок Пик»
- «Сова»
- «Лесной колобок — колючий бок»
- «Приключения муравьишки»
- «Латка»
- «Оранжевое горлышко»
- Краткая биография Виталия Бианки и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Как народ стал автором сказки «Колобок»
Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.
При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.
Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.
Колобок в мультфильмах и культуре
Большинство мультфильмов о Колобке принадлежит студии «Союзмультфильм». Известны рисованные и кукольные экранизации старой сказки, цитаты и песенки из которых популярны уже много лет. За пределами бывшего СССР русская сказка о Колобке экранизировалась только однажды: в 2000 году вышел короткометражный анимационный фильм для детей The story of Kolobok, созданный голландским режиссером Джеймсом Бокбиндером.
В России родиной колобка считается Ульяновская область. Местные власти хотят использовать сказочный образ для привлечения туристов: в планах — строительство тематического парка, производство сувениров и выпечка сладких пончиков в виде Колобка.
Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие
В. Бианки. «Лесной Колобок — Колючий бок»
Учебные задачи:
• познакомить с понятием «авторская сказка»;
• учить правильно называть произведение и книгу;
• учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» (похожим) сюжетом;
• учить запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки.
Учебные умения:
• определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора);
• выделять признаки сказки (жили-были, повторы);
• рассказывать по плану;
• сравнивать сказки с «бродячим» (похожим) сюжетом.
Учебный материал: сказка В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий бок»; русская народная сказка «Колобок».
В. Бианки
Лесной Колобок — Колючий бок
Жили-были старик со старухой — те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:
— Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?
Старик плохо видел, а и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок — и наткнулась на что-то колючее. Старуха: «Ой!» — а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, — навстречу ему Волк.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я лесной Колобок — Колючий бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на ощупь нехорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Волк, подавно уйду!
Волк рассердился, — хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, — ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!
Катится Колобок, — навстречу ему Лиса.
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я лесной Колобок — Колючий бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я кругом нехорош,
Как меня возьмешь?
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Лиса, не хитро уйти!
Катится Колобок, — навстречу ему Медведь.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я лесной Колобок — Колючий бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус нехорош,
Меня в рот не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От Лисы я ушел,
От тебя, Медведь, подавно уйду!
Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол, — ой, больно! А Колобок опять покатился, — только Медведь его и видел!
И только было покатился по дорожке, — Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок — плюх! — в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, — поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.
Комментарии к уроку
1. Работа с книгами сказок (подобрать сказки по темам, соотнести с моделями обложек):
2. Слушание сказки В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий бок».
3. Беседа.
4. Работа с учебником и тетрадью.
5. Вводим «заместители» (условные обозначения):
Составление цепочки событий.
6. Творческая работа: придумать продолжение сказки.
На заметку учителю. Виталий Валентинович Бианки (1894—1959), замечательный писатель-природовед, был тонким наблюдателем природы, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил все свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей. В своих произведениях постарался ответить на многие вопросы о жизни природы. Его «Лесная газета» стала своеобразной энциклопедией, календарем природы нашей страны. Те, кто читал произведения, помещенные в этой книге, на всю жизнь сохранили интерес к открытиям, любовь к природе родного края. Научные наблюдения, которые проводил В.В. Бианки в лесу, дали ему основу для создания таких произведений, как «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?». С большой любовью относится писатель к своим героям — мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами («Лесной Колобок», «Мышонок Пик») и человеческими качествами. В.В. Бианки пишет и о детях — любителях природы, добрых друзьях животных. Его сказки «Теремок», «Лесной Колобок — Колючий бок», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик», «Одинец» входят в круг детского чтения.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Происхождение слова «Колобок»
Колобок — уменьшительно-ласкательное от слова колоб. В свою очередь колоб — это скатанный из теста комок, маленький, хлебец округлой формы, изготовленная из пресного теста клёцка.
Пышная, округлая лепёшка, производимая в виде хлебного кома, нередко шара или сама раздающаяся до такой формы к окончанию выпечки.В наречиях тверской области имеются слова: колобуха — увалень, галушка; колобан, что означает толстая лепешка, а также слово околобеть в значении — сжаться.
Некоторые ученые полагают, что слово заимствовано из других языков, например, происходит от греческого коллабас, что значит «хлеб из пшеницы» или из шведского klabb в значении «чурка», «полено».
Есть также мнения о норвежском происхождении слова от существительного klabb, в переводе означающее «ком», или из других скандинавских языков, например, от kolfr (шест, брус). Временами слово колобок соотносят с латышским kalbaks, что значит ломоть или краюха хлеба. Впрочем, эти версии происхождения слова колобок не кажутся убедительными из-за огромных фонетических различий.
Чей нос лучше (Бианки Виталий). Рассказ
Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.
Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.
Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.
— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.
— Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его клёст-крестонос и говорит:
— У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен.
— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата-кулика — шилонос и кроншнеп-серпонос. — Ты ещё наших носов не видел!
И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп-серпонос, — чтоб им червяков из травы таскать.
— Ну, — сказал мухолов, — лучше ваших носов не придумаешь.
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.
Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.
— Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы. — Это как же так? — удивился мухолов
— Это как же так? — удивился мухолов.
— А вот как, — сказал козодой-сетконос. Да как разинет пасть — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу стаями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.
— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся.
— А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нам, лесным работникам, — сказал дятел-долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!
— Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Дубонос, крестонос, шилонос, серпонос, широконос, мешконос и долбонос
Выстроились перед мухоловом-тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос.
Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.
Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.
Ваша оценка
Колобок как олицетворение качества человека
В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок
Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок»
Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава
Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.
Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.
Хлебная символика
Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:
Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.
кадр из м/ф «Колобок»
Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.
Популярные сегодня пересказы
- Эрнани — краткое содержание драмы Гюго События произведения разворачиваются в Испании шестнадцатого века. Первое действие начинается во замке, принадлежащем титулованной особе Руй Гомесу
- Гори, гори ясно — краткое содержание рассказа Астафьева Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя
- Метро 2033 — краткое содержание романа Глуховского Шёл 2033 Год. С начала Третьей Мировой войны прошёл уже 21 год. После ядерной атаки в 2012 году земля стала радиоактивной, её заселили множество мутантов, из несколько миллионов жителей Москвы
- Вольность — краткое содержание оды Радищева Ода Радищева, в первую очередь воспевает о равенстве между господами и обычными людьми, она является первой революционной поэзией. Автор открыто протестует против угнетения обычных горожан. Данным давно тема
Читательский дневник по сказке «Колобок»
Характеристика главных героев
Колобок — озорной, любопытный, непослушный, наивный.
Заяц — простой, голодный.
Волк — злой, голодный.
Медведь — сильный.
Лиса — хитрая, обманщица.
Старик и старуха — простые, бедные люди.
Краткое содержание сказки «Колобок»
Старик попросил старуху испечь что-то вкусное. Она замесила тесто и испекла колобок. Положила его на окошко остужаться, а колобок взял и убежал. В лесу он сначала встретил зайца, но легко обманул его и убежал. Также ему удалось убежать от волка и медведя. Но хитрая лиса сумела обмануть колобка и съела его.
Словарь неизвестных слов
Амбар — это сарай, деревянная постройка для хранения муки, зерна и других продуктов.
Сусеки — это отгороженное место в амбаре для засыпания зерна или муки.
Сени — это нежилое помещение в доме между крыльцом и жилой часть дома.
Авось — может быть.
Короб — ящик.
Пословицы к сказке «Колобок»
- Лесть без зубов, а с костьми съест.
- Можно перехитрить одного но нельзя перехитрить всех.
- Как ни хитри, а правды не перехитришь.
Отзыв. Отношение к прочитанному
Это интересная и поучительная сказка.
Она учит не верить льстивым словам, не считать себя лучше и умнее всех, чтобы не быть обманутым.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Рассказывание сказки В, Бианки „Лесной Колобок — Колючий бок“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предшествующая работа: Чтение русских народных сказок, беседа по их содержанию. Игры с водой. Заучивание пословиц и поговорок. Дидактическая игра «Опиши героя».
Материал и оборудование: Изображение-макеты елочек, домика, куста; кружки –символы, обозначающие персонажей и героев сказки. Полоски разного цвета, розетки, пластилин, влажные салфетки, природный материал (иголки с елки, семечки подсолнечника, арбуза, маленькие тонкие веточки и др.)
Ход.
Дети заходят в зал. На панно: елки разных размеров, куст, дом, дорожка, река, колобок.
В. — Тише, дети, проходите,
Нашу сказку не спугните…
Сказка уж давно пришла,
Очень всех нас ждет она!
Где ты, сказка, покажись,
Нам, ребятам, отзовись!
— Да вот же она, сказка про колобка, но не того знакомого нам, а про другого. Сказку эту не народ сочинил, а писатель В. Бианки, хотите послушать? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте.
(Рассказываю сказку В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».
В. — Понравилась вам новая сказка? Тогда давайте поговорим о самом главном герое, который кое-кого уколол своими иголками, да причем так, что им пришлось кричать «Ой, больно!».
Возьмите из коробки полоски «боли», зайдите в сказку и положите их тем героям, кому больно было от ежиного укола.
(Дети раскладывают).
В. — Кто же первым вскрикнул слова «Ой больно!»
Д. — Бабушка.
В. — Вы считаете, что у бабушки глазоньки старые, слезились, видели плохо. «Наклонилась она колобок поднять, да и наткнулась на что-то колючее!»
— Кто бабушке ложил «полоски боли?» как она обиженно и удивленно бедненькая вскрикнула?
(Дети произносят эмоционально фразу «Ой, больно» бабушкиным голосом).
В. — А кто же вторым укололся о колючий колобок?
Д. — Волк.
В. — Бабушку мы сразу пожалели, а волка вам жалко?
(Ответы детей).
В. — Вспомните, что первое сказал волк, лишь увидев колобок?
Д. — Колобок, колобок, я тебя съем.
В. — Вот оно что, да и после песни сердитый
Волк решил все же схватить лапой колобка, вот здесь-то колючки и впились волку в лапу (с сожалением) «Ай, как больно!» как волк вскричал?
(Ответы детей).
В. — Вы заметили, что слова все уколовшиеся кричали одинаковые, но голоса и тон у них-разные. А теперь вспомните, что уколол медведь?
Д. — Пасть, губы.
В. — Верно, а как же он взревел бедняга?
(Ответы детей).
В. — Интересно, почему колобок старался уколоть волка и медведя?
Д. — Потому что они были злые.
В. — Кому вы хотите дать совет: «Как аукнется, так и откликнется». Отнесите полоски советов. (Дети относят).
В. — Вы дали этот мудрый совет грубым волку и медведю. А как вы считаете, правильно ли колобок делал, что старался колючки расставить, да уколоть каждого? Я напомню пословицу, которая подходит и можно сказать ежу «Злом отвечать на зло плохо». Какого цвета полоска совет вы положите ежу? Можете это сделать.
(Дети кладут полоску-совет ежу).
В. — Вот еще один совет дан! Вы умные и сообразительные ребята. А кто же вам самым умным показался? Кому вы собираетесь подарить доброе слово и ласковую улыбку. Подойдите, подарите.
(Дети кладут лисе полоски).
В. — Почему вы решили, что лиса самая умная?
(Ответы детей).
В. — Я тоже восхищаюсь лисьим умом, ведь она «тихонечко, одним только коготочком, а колобок…» Вспомните, как писатель одним словом передал, с каким всплеском колобок упал в воду?
Д. — Плюх.
В. — А как еще по-другому можно передать всплеск воды? Мы с вами недавно бросали камни в воду и повторяли звук.
( Дети называют: бульк, бултых).
В. — Ай да умницы, точные слова подобрали. А теперь нам осталось догадаться, как В. Бианки назвал свою сказку? Колобок живет в лесу, значит какой он?
Д. — Лесной.
В. — А запомнили, как он поет о себе в песенке, какой бок?
Д. — Колючий бок.
В. — да, писатель так и сказку назвал «Лесной Колобок – Колючий бок».
А как вы думаете, ребята, какому колобку легче в лесу уцелеть, лесному или тому, что на сметане мешен, сделанному из муки? (Ответы детей).
Вот поэтому я предлагаю вам вот такие колобочки для того, чтобы вы запомнили эту сказку и смогли ее рассказать своим родным и близким дома.
Кто пожелает, может подойти к этому столу и украсить их иголками. Но вставляя иголки, не забудьте посоветовать новому другу колобку на ушко, применять иголки лишь защищаясь, а не обижая других. Все вместе вслух напомним пословицу «Злом отвечать на зло — плохо».
(Дети вставляют иголки, украшая ежика. Обыгрывают поделки).