Месть Жюли
Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в своем стиле приказала девочке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную. Однако вещи уже перенесли в крохотную комнатушку с одним окном, узкой кроваткой, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот скучный уголок Лидия Чарская. Книги ее часто словно описывают непростое детство и юность самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась матери. Мачеху же Лидия ненавидела, поэтому пару раз сбегала из дому. С 15 лет она вела дневник.
Однако вернемся к сюжету повести «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание дальнейших событий заключается в злобной шалости Жюли и Ниночки. Вначале первая, а затем вторая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, затем сломали стол. А потом Жюли обвинила несчастную сироту, что та ударила Ниночку.
Осиротевшая Леночка
Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Печальная это поездка, не по своей воле она мчится. Девочка осиротела. Ее любимая «самая милая, добрая» матушка с глазами, похожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простудилась, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «словно восковой», умерла в сентябре.
Трагически начинаются «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание вступительной части заключается в воспитании чистой и нежной натуры ребенка.
Мама, чувствуя приближение своей кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Михаилу Васильевичу, проживающему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девочку.
Марьюшка купила девочке железнодорожный билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде – встретить девочку — и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику – Никифору Матвеевичу.
Новое страдание за проступок Жюли. Волшебство № 4
Вобщем, скоро судьба готовила Елене истинное испытание. Вышло это в гимназии. Жюли спалила красноватую книжицу преподавательницы германского языка с диктантами. Это сразу из ее слов выяснила Елена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» — воскликнула учительница… Она не была благородной, она не искусна прощать… Как лицезреем, вправду актуальных персонажей воскрешают «Записки малеханькой гимназистки».
Короткое содержание следующих событий — это новые тесты, выпавшие на долю этой мужественной девченки. Елену на публике обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежке листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верует в вину Елены.
О случившемся поведали Баварии Ивановне, а та — тете Нелли. Лену ожидали еще больше томные тесты… Генеральша в открытую называла Лену воровкой, позором семьи. И здесь вышло 4-ое волшебство. К ней пришла ночкой вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она вправду раскаивалась. Поистине христианское смирение сестры разбудило и ее душу!
В доме у дядюшки
Красочно сцену, происходящую в доме у статского советника, описывает Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и двумя братьями. Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу же обратилось в упрек ей. Напротив нее, ухмыляясь, с явным чувством превосходства, стояли белокурая, похожая на фарфоровую куклу со вздернутой капризно верхней губкой Нина- мальчик постарше, с чертами, подобными ей, – Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший сын статского советника Толя.
Как они восприняли приехавшую из провинции кузину? Повесть «Записки маленькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с отвращением, с чувством своего превосходства, со специфической детской жестокостью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила издевательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в разговоре упомянул покойную матушку девочки, она толкнула его, и мальчик разбил дорогую японскую фарфоровою вазу.
Диктант. Травля
«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Клевета сделала свое дело. В классе, где первую скрипку играли две-три эгоистичных, физически крепких наглых девочки, скорых на расправу и травлю, была создана атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.
Учитель Василий Васильевич удивился таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку возле Жебелевой, а затем начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее назвал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила двадцать ошибок. Дальнейшие события в классе, где все боялись перечить обнаглевшей Ивиной, мы опишем кратко.
«Записки маленькой гимназистки» содержат сцену жестокой травли новой ученицы всем классом. Ее окружили, со всех сторон толкали, дергали. Злословила в ее адрес завистливая Жебелева и Жюли. Однако этим двум было далеко до известных в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.
Зачем же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтобы «сломать» новенькую, лишить воли, заставить быть послушной. Получилось ли это у юных хулиганок? Нет.
Новое страдание за проступок Жюли. Чудо № 4
Впрочем, вскоре судьба готовила Лене настоящее испытание. Произошло это в гимназии. Жюли сожгла красную книжицу преподавательницы немецкого языка с диктантами. Это сразу же из ее слов узнала Лена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» — вскричала учительница… Она не была великодушной, она не умела прощать… Как видим, действительно жизненных персонажей оживляют «Записки маленькой гимназистки».
Краткое содержание последующих событий — это новые испытания, выпавшие на долю этой мужественной девочки. Лену публично обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежде листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верит в вину Лены.
О случившемся рассказали Баварии Ивановне, а та — тете Нелли. Елену ждали еще более тяжелые испытания… Генеральша в открытую называла Елену воровкой, позором семьи. И тут произошло четвертое чудо. К ней пришла ночью вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она действительно раскаивалась. Воистину христианское смирение сестры разбудило и ее душу!
Кульминация несчастий и счастливый конец
В один из дней Ленуша узнает о крушении поезда, на котором служил кондуктором Никифор Матвеевич — добрый старичок, следивший за Ленушей во время ее поездки в Петербург, а затем не раз навещавший ее у дяди вместе со своей дочкой Нюрой. Испуганная девочка спешит навестить своих друзей, чтобы убедиться, что с ними все в порядке, но теряет записку с адресом и, долго бродя среди одинаковых домов и незнакомых дворов, осознает, что заблудилась.
Ленуша едва не замерзает в сугробе, ей снится длинный сказочный сон с участием царевны Снежинки (следует подробный, в стиле Диккенса, рассказ). «Записки маленькой гимназистки» заканчиваются пробуждением Ленуши дома у графини Анны, отец которой по счастливому стечению обстоятельств нашел замерзающую девочку и привез ее домой. Анна предлагает девочке остаться у них навсегда, но, узнав, как переживали за нее дядя, Толя и Жюли, она решает не бросать родных, так как понимает — и в этой семье есть люди, которые ее любят.
Сюжет: смерть мамы Ленуши
Начинает Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» со знакомства с главной героиней: девятилетняя девочка Ленуша едет на поезде в Санкт-Петербург к своему дяде, единственному родственнику, оставшемуся у нее после смерти мамы. Она с грустью вспоминает о своей мамочке — ласковой, доброй и милой, с которой они жили в чудесном «маленьком чистом домике», прямо на берегу Волги. Они жили дружно и собирались в путешествие по Волге, но внезапно мамочка умерла от тяжелой простуды. Перед смертью она попросила кухарку, жившую в их доме, позаботиться о сироте и отправить ее к своему брату, статскому советнику из Петербурга.
Гимназистка Саша
Саша — маленькая гимназистка, которая писала свои мысли и приключения в свои записки. Ее записки были написаны с маленькими буквами, похожими на письмо для себя, и всегда были спрятаны под ее подушкой.
Главная мысль, которая пронизывала все записки Саши, была о значимости дружбы. Она понимала, что друзья — это самое ценное, что у нее есть в этом мире.
В ее записках она описывала своих героев — лучших друзей, которые всегда были рядом с ней. Это были Миша, который всегда улыбался и был готов помочь, и Катя, которая была всегда веселой и умела рассказывать интересные истории.
Саша любила смотреть в окно и наблюдать за природой. В своих записках она рассказывала о прекрасной весенней поре, когда цветут цветы и появляются маленькие птички.
Она также описывала свои увлечения и мечты. Например, она мечтала стать писательницей и писать книги, которые были бы такие же интересные, как ее записки.
Гимназистка Саша была озорная и любознательная девочка. Она была уверена, что мир полон интересных и загадочных вещей, и каждый день она открывала для себя что-то новое.
Главные герои
№
Герой
1
Саша
2
Миша
3
Катя
Саша продолжала писать свои записки каждый день, и они стали ее верными спутниками во время уроков и игр с друзьями. Она знала, что даже когда вырастет, записки всегда будут напоминать ей о самых радостных и важных моментах ее жизни.
Увлечения и хобби
В жизни каждого человека есть определенные увлечения и хобби, которые помогают ему расслабиться и получить удовольствие от занятий. Мой герой, гимназистка по имени Аня, тоже имеет свои увлечения, которые я записываю в мои записки.
Главная мысль, которая прослеживается в ее увлечениях, заключается в том, что каждый человек должен находить время для себя и заниматься тем, что ему нравится. Для Ани это машина. Она очарована этим транспортным средством и всегда с интересом изучает различные модели, марки и характеристики автомобилей.
Аня собирает модели машин, которые она выставляет на полке в своей комнате. Она проводит много времени в интернете, изучая новинки автомобильного мира, и даже ставит себе целью в будущем купить свой собственный автомобиль.
Но увлечения Ани не ограничиваются только машинами. Она также увлекается чтением и писательством. В своих записках она описывает свои впечатления от прочитанных книг и рассказывает о своих литературных экспериментах.
Однажды, заглянув в окно и увидев, как маленький мальчик играет на скрипке, Аня решила попробовать себя в музыке. Она купила себе домашний пианино и начала постепенно осваивать игру на нем.
Таким образом, увлечения и хобби гимназистки Ани очень разнообразны, от машин и чтения до музыки. Главная мысль, которую я смогла уловить из ее записок, заключается в том, что каждый человек должен находить время для своих увлечений и хобби, чтобы улучшить свою жизнь и получить удовольствие от занятий.
Школьные друзья
Друзья — это очень важная часть жизни каждого человека. Они поддерживают нас, помогают нам справиться с трудностями и делят наши радости. В школе мы тоже находим своих друзей, которые становятся главными героями нашей жизни.
Какие могут быть школьные друзья? Они могут быть разными — спортивными, умными, веселыми или тихими. Но важнее всего, что наши друзья понимают нас, поддерживают нас и всегда готовы помочь. Мы проводим с ними много времени в классе, на перемене и после уроков.
Дружба — это как машина времени, которая может телепортировать нас в наше детство. Вместе с друзьями мы делаем записки друг другу, рассказываем секреты и делимся радостью. Мы похожи на маленьких гимназисток, которые пишут свои эпические истории о дружбе.
Школьные друзья — это наши герои. Мы всегда можем рассчитывать на них, они никогда не предадут нас. Мы создаем особую таблицу дружбы, где каждый друг занимает свое место. Мы можем быть уверены, что они всегда будут рядом с нами и поддержат нас в любой ситуации.
Искренняя и настоящая дружба живет в наших сердцах, и она никогда не исчезнет. Пусть каждый из нас найдет своего героя, своего лучшего друга в школе.
Глава 1В чужой город, к чужим людям
Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! – стучат колеса, и поезд быстро мчится все вперед и вперед.
Мне слышатся в этом однообразном шуме одни и те же слова, повторяемые десятки, сотни, тысячи раз. Я чутко прислушиваюсь, и мне кажется, что колеса выстукивают одно и то же, без счета, без конца: вот так-так! вот так-так! вот так-так!
Колеса стучат, а поезд мчится и мчится без оглядки, как вихрь, как стрела…
В окне навстречу нам бегут кусты, деревья, станционные домики и телеграфные столбы, наставленные по откосу полотна железной дороги…
Или это поезд наш бежит, а они спокойно стоят на одном месте? Не знаю, не понимаю.
Впрочем, я многого не понимаю, что случилось со мною за эти последние дни.
Господи, как все странно делается на свете! Могла ли я думать несколько недель тому назад, что мне придется покинуть наш маленький, уютный домик на берегу Волги и ехать одной-одинешеньке за тысячи верст к каким-то дальним, совершенно неизвестным родственникам?.. Да, мне все еще кажется, что это только сон, но – увы! – это не сон!..
Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем. Он всю дорогу заботился обо мне, поил меня чаем, постлал мне постель на лавке и, как только у него было время, всячески развлекал меня. У него, оказывается, была моих лет дочурка, которую звали Нюрой и которая с матерью и братом Сережей жила в Петербурге. Он мне и адрес даже свой в карман сунул – «на всякий случай», если бы я захотела навестить его и познакомиться с Нюрочкой.
– Очень уж я вас жалею, барышня, – говорил мне не раз во время моего недолгого пути Никифор Матвеевич, – потому сиротка вы, а Бог сироток велит любить. И опять, одна вы, как есть одна на свете; петербургского дяденьки своего не знаете, семьи его также… Нелегко ведь… А только, если уж очень невмоготу станет, вы к нам приходите. Меня дома редко застанете, потому в разъездах я все больше, а жена с Нюркой вам рады будут. Они у меня добрые…
Я поблагодарила ласкового кондуктора и обещала ему побывать у него…
И правда, в вагоне поднялась страшная суматоха. Пассажиры и пассажирки суетились и толкались, укладывая и увязывая вещи. Какая-то старушка, ехавшая напротив меня всю дорогу, потеряла кошелек с деньгами и кричала, что ее обокрали. Чей-то ребенок плакал в углу. У двери стоял шарманщик и наигрывал тоскливую песенку на своем разбитом инструменте.
Я выглянула в окно. Господи! Сколько труб я увидала! Трубы, трубы и трубы! Целый лес труб! Из каждой вился серый дымок и, поднимаясь вверх, расплывался в небе. Моросил мелкий осенний дождик, и вся природа, казалось, хмурилась, плакала и жаловалась на что-то.
Поезд пошел медленнее. Колеса уже не выкрикивали свое неугомонное «вот так-так!». Они стучали теперь значительно протяжнее и тоже точно жаловались на то, что машина насильно задерживает их бойкий, веселый ход.
И вот поезд остановился.
– Пожалуйте, приехали, – произнес Никифор Матвеевич.
И, взяв в одну руку мой теплый платок, подушку и чемоданчик, а другою крепко сжав мою руку, повел меня из вагона, с трудом протискиваясь через толпу.
Пересказ
Главная героиня произведения — Леночка. Ее мать заболевает и умирает. Перед своей смертью она попросила своего брата присмотреть за дочерью. Она отправила Леночку на поезде в Санкт-Петербург и просит кондуктора Никифора Матвеевича присмотреть за дочерью.
Елену приняли не гостеприимно. Она познакомилась с Ниной, Жоржем и Толей. Ребята обзывали ее. Лена толкнула Толю, когда он обозвал ее маму. При падении мальчик разбил дорогую вазу.
В разговоре с гувернанткой Матильдой Францевной они обвинили в случившемся Леночку. Та сразу невзлюбила девочку.
За обедом Елена познакомилась с Жюли, старшей дочерью семейства Икониных. Она была обезображена горбатостью. Леночку поселили в ее комнату, поэтому Юлия попыталась напакостить ей. Девочка обвинила сестру в том, что она ударила Нину.
Гувернантка закрыла Елену в нежилом помещении. Матильда Францевна не знала, что там живет филин Жоржа. В скором времени испуганную Лену гувернантка освободила.
Матильда Францевна представила Леночку директору гимназии Анна Владимировне. Девочка должна была учиться в одном классе с Жюли. Юлию называли Иконина-первая, а Лену — Иконина-вторая.
Жюли рассказала одноклассникам много неприятного о Лене. Они начали ее травить.
Жорж рассказал о плохих отметках сестры Юлии, тогда сестра решила отомстить ему, закрыв его сову в ящике. Мальчик был к ней сильно привязан.
Гувернантка решила, что птицу убила Лена и хотела ее высечь. За девочку вступился Толя, сказав что она сирота и ее нужно защищать.
В классе Лена не поддержала одноклассников в пакости учителю литературы. Ее поддержала старшекурсница Анна Симолинь. Они стали подругами.
В доме Икониных устраивался бал. Михаил Иконин пригласил лишь одну гостью, дочь министра. Жорж и Нина пригласили одноклассников. Лена пригласила свою подругу Нюру, дочь Никифора Матвеевича.
На мероприятии все смеялись над девочками. Потом приехала главная гостья — дочь министра. Ею оказалась Анна Симолинь. Она весь вечер провела с Леной и Нюрочкой.
В гимназии Юлия сожгла диктанты по немецкому языку. Леночка взяла вину на себя. Ее подруга-старшекурсница не верила ей. В доме тетушка Нелли обзывала Леночку. Вечером Жюли во всем призналась матери.
Леночка узнала страшную новость. Будто бы поезд Никифора Матвеевича попал в аварию, а он заболел. Елена хотела навестить его, но Иконины ей запретили. Девочке пришлось провиниться в школе, чтобы ее оставили после уроков. В это время она сбежала к кондуктору, но по дороге упала в сугроб. Министр подобрал ее и лечил в своем доме.
Когда Лена выздоровела, Анна предложила ей остаться у них навсегда. Но вдруг Леночка помирилась со всеми Икониными. Жюли, Нина, Жорж, Толик не хотели отпускать сестру. Нелли и Михаил поняли насколько прекрасна Леночка. Все кошмары остались в прошлом. Теперь Лена счастливо жила в доме дядюшки.
В этом произведении Лидия Чарская изображает девочку, которая отвечает добром на зло и тем самым преображает окружающий мир.
Лена нашла новых друзей и общий язык с кузенами. Нелли и Михаил изменили свое мнение о племяннице. Они решили, что такая прекрасная девочка должна жить в их семье, развиваться и развивать других.
Елена в переводе с греческого означает «светлая». Лена действительно в своих поступках несет свет и доброту.
Читательский дневник.
Маленькая победа
Вскоре дядюшка девочки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как сказал генерал, будет всего лишь одна гостья от него — дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же — Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет свой дальнейший рассказ. «Записки маленькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны детей, воспитанных в презрении к «мужикам». Однако ситуация диаметрально изменилась, когда приехала гостья от дядюшки.
Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пытались льнуть маленькие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер лишь с Леной и Нюрочкой.
А когда она сплясала с Нюрой вальс, все замерли. Девушки плясали столь пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато потом мальчики-дворяне наперебой приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была маленькая победа.
Пятое чудо. Согласие в семье Икониных
Вскоре газеты запестрели известием о трагедии. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск – Петербург попал в аварию. Елена просила тетю Нелли отпустить ее, чтобы проведать его, помочь. Однако черствая генеральша не разрешила. Тогда Елена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана – оставлена на три часа после уроков. Теперь проще простого было сбежать, чтобы проведать Никифора Матвеевича.
Девочка пошла в стужу и метель на окраину города, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало хорошо, тепло… Ее спасли. Случайно по этой местности возвращался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе почти занесенную снегом девочку.
Когда Лена пришла в себя, ее успокоили, известие о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром врачей, Лена выздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став названной сестрой (отец был согласен).
Благодарная Лена не могла и мечтать о таком счастье. Анна и Елена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна сказала, что Елена будет жить у нее. Но тут Толик и Жюли упали на колени и стали горячо просить сестру не уходить из дома. Толик говорил, что, как Пятница, он не сможет жить без Робинзона (т. е. Елены), а Жюли просила ее, потому что без нее она не сможет действительно исправиться.
И тут случилось пятое чудо: наконец прозрела душа тети Нелли. Она только сейчас поняла, как великодушна Лена, что воистину бесценное она сделала для ее детей. Мать семейства наконец приняла ее, как родную дочь. Жорж, индифферентный ко всему, также, расчувствовавшись, заплакал, его извечный нейтралитет между добром и злом был отброшен в пользу первого.
Учитель гимназии
В моей гимназии есть учитель, который играет важную роль в жизни всех учеников. Он помогает нам развиваться и становиться лучше. Главные герои в его классе — это все мы, маленькие гимназистки и гимназисты.
Учитель гимназии умеет рассказывать интересные истории и объяснять сложные вещи простыми словами. Он также постоянно поддерживает нас, говорит, что мы можем достичь своих целей и быть успешными. Он учит нас быть дружными и заботиться друг о друге.
В классе у нас есть специальная «доска достижений», где вешаются наши фотографии, когда мы делаем что-то хорошее. Это стимулирует нас быть лучше и стараться больше.
Однажды на уроке учитель рассказал нам историю о маленькой гимназистке, которая придумала машину, способную летать через окно. Он спросил нас, какие уроки она должна была изучать, чтобы создать такой изумительный прибор. Главная мысль заключалась в том, что нам нужно быть творческими, изучать разные предметы и не бояться новых идей.
Учитель гимназии — это настоящий герой, который помогает нам стать лучше и добиваться успеха. Мы любим его уроки и всегда ждем новых занятий.
Профессионализм и старание
В записках маленькой гимназистки основная мысль заключается в том, что профессионализм и старание являются ключевыми качествами героев и героинь истории.
Гимназистка рассказывает о том, какие герои она встречает в своей школе и как они проявляют профессионализм и старание в своих учебных и внеклассных занятиях
Она восхищается своими учителями, которые относятся к своей работе с большой ответственностью и помогают ей развиваться.
Маленькая гимназистка также отмечает, что проявление профессионализма и старания также важно в общении с одноклассниками. Она подчеркивает, что дружба и уважение друг к другу — это неотъемлемая часть успеха и хорошего настроения в классе.
Одним из главных героев истории является учитель математики. Он помогает маленькой гимназистке справляться с трудностями и не бояться сложных задач. Ученица подчеркивает, что благодаря его старанию и профессионализму, математика становится интересной и понятной.
Гимназистка также описывает своего друга, который является образцом профессионализма и старания. Они вместе учатся и помогают друг другу. Она восхищается его упорством и настойчивостью.
Итак, главная мысль записок маленькой гимназистки заключается в том, что проявление профессионализма и старания является жизненно важным для достижения успеха в учебе и личностном развитии. Только при наличии этих качеств можно стать настоящим героем и вдохновением для других.
Разбитая ваза
Тут же эти маленькие Иконины побежали жаловаться Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.
Трогательно описывает сцену восприятия содеянного нежной и неозлобившейся девочкой Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат очевидный контраст: Леночка не думает о братьях и сестре со злостью, не обзывает их в мыслях, как это постоянно делают они. «Ну как мне быть с этими задирами?» — спрашивает она, смотря на серое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердцем».
Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя своей племяннице) с женой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а хотела попросту отдать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вазе, помрачнел. Затем все пошли обедать.
Основные герои
В книге «Записки маленькой гимназистки» главными героями являются гимназистка и ее друзья. Они вместе переживают различные приключения и учатся многому.
-
Гимназистка — главная героиня книги. Она умная, любознательная и всегда готова к новым открытиям. Гимназистка очень любит читать и учиться. Ее окно в мир — это мир книг.
-
Друзья — окружающие гимназистку друзья играют важную роль в истории. Вместе с ними она делится своими находками и радостями. Они поддерживают друг друга и вместе открывают мир.
Главная мысль книги «Записки маленькой гимназистки» заключается в том, что дружба и учение — это невероятно важные аспекты жизни. Благодаря дружбе гимназистка обретает смелость и уверенность, а учение помогает ей расширять свой кругозор и открывать новые горизонты.
Лена страдает за поступок Жюли. Первое чудо
На пятый день пребывания в доме у дяди на Леночку обрушилось еще одно несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил папе о полученной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.
Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Однако Матильда Францевна уже нашла тельце бедного Фильки и по-своему определила его убийцу.
Ее поддержала жена генерала, и Леночку должны были высечь. Жестокие нравы в этом доме показывают «Записки маленькой гимназистки». Главные герои зачастую не только немилосердны, но и несправедливы.
Однако здесь и произошло первое чудо, открылась Добру первая душа. Когда Бавария Ивановна занесла над бедной девочкой розгу, экзекуцию прервал истошный крик: «Не смейте сечь!» Его издал ворвавшийся в комнату бледный, трясущийся, с крупными слезами на лице младший брат Толя «Она сирота, она не виновата! Ее жалеть надо». С этого момента он и Лена стали дружны.
Гимназия
На следующий день вместе с Жюли и Ниночкой Ленуша отправляется в гимназию. Гувернантка рекомендует девочку начальнице гимназии с самой нелестной стороны, однако, несмотря на это, начальница улавливает настоящий характер Ленуши, проникается к ней сочувствием и не верит словам гувернантки. Это первый человек, проявивший участие к девочке с самого ее приезда в Петербург.
В учебе Ленуша демонстрирует успехи — ее хвалит учитель чистописания, за что на нее ополчается сразу весь класс, обзывая подлизой. Также она не соглашается участвовать в травле учителя, еще больше отталкивая от себя злых детей.
Дома случается новое происшествие — ручной филин Жоржа, Филька, найден мертвым в коробке на чердаке. Это со злости на брата сделала Жюли, но обвиняют, конечно, Ленушу. Гувернантка собирается высечь ее розгами, но неожиданно за нее заступается Толя. Переполненный чувством несправедливости мальчик теряет сознание, и это спасает Ленушу от наказания. Наконец у девочки появляется друг и заступник.
Толя выступает в роли персонажа, которого почти в каждую повесть помещает Л.Чарская. «Записки маленькой гимназистки» перекликаются с ее книгой «Княжна Джаваха» — двоюродный брат главной героини и внешне похож на Толю (бледный, светловолосый, склонный к припадкам), и в сюжетном развитии образа: сначала обижает свою кузину, но затем выступает ее защитником и становится другом. В гимназии у девочки тоже появляется подруга — графиня Анна из старших классов, а затем и кузина Жюли наконец проявляет сострадание к Ленуше и просит у нее прощения за все свои злые проделки.
Вывод
И Елена, и Анна поняли, что Лена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, изначально не встретившая доброты на своем пути, своим горячим сердечком сумела растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в высокомерный, уродующий, жестокий дом лучи любви и настоящего христианского смирения высокой пробы.
Сегодня (почти через сто лет после написания) опять на пике популярности «Записки маленькой гимназистки». Отзывы читателей утверждают, что повесть жизненна.
Как часто наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, ненавидят. Становится ли от этого мир вокруг них лучше? Вряд ли.
Книга Чарской нам дает понять, что реально изменить мир к лучшему может лишь доброта и жертвенность.
Лидия Алексеевна Чарская, словно настоящий инженер человеческих душ, вводит в канву своего повествования девочку, обладающую талантом доброты и самопожертвования. Много поколений русских девушек считало своей настольной книгой «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание ее показывает, как обладающий не показными, а настоящими добродетелями человек способен изменить окружающий его мир к лучшему. Главная героиня повести — девятилетняя девочка. Она светлая и добрая (по-гречески имя Елена означает «свет»).