Краткое содержание
Осип Степанович Дымов – молодой, подающий большие надежды специалист в области медицины. Чтобы обеспечить себя и свою супругу Ольгу Ивановну, ему приходится служить в двух учреждениях. До полудня он ведет прием пациентов в одной больнице, а после обеда отправляется в другую, где производит вскрытие трупов.
Его супруга — молодая и легкомысленная особа. Она обожает общество людей искусства: в ее друзьях числятся художники, музыканты, актеры и поэты. Ежедневно она наносит им визиты, нередко принимает их и у себя, в своем семейном гнездышке.
Дымова она немного стесняется, поскольку не считает его значимым человеком, ведь он так далек от прекрасного, причем не скрывает этого. Вся его жизнь – это наука, медицина, пациенты. Кроме этого, на нем хозяйство, ведь Ольга Ивановна не может тратить свое время на покупку продуктов и приготовление обедов.
Сама она также не лишена таланта, но увлечена всем сразу и понемногу. Она лепит, рисует пейзажи, поет и играет на музыкальных инструментах. По мнению ее друзей, она талантлива во всем. Особенно нахваливает ее один анималист и пейзажист, некий Рябовский. Ольга Ивановна внимательно прислушивается к его советам и рекомендациям и часто ездит к нему за консультацией.
Она любит своего мужа, однако вынуждена часто объяснять друзьям, почему выбрала именно его. Это выглядит так, словно она оправдывается за свой выбор, ведь, по ее мнению, он обычный, ничем не примечательный человек. Дымов тоже любит Ольгу Ивановну. Он обеспечивает все ее прихоти и капризы, угождает ее друзьям, принимая их в своем доме.
Нередко Ольга Ивановна приезжала к Рябовскому домой, чтобы показать эскизы
После поездки Ольги Ивановны с художниками на Волгу, их отношения с Рябовским переходят на иной уровень. Она понимает, насколько устала от мужа и как ей скучно с ним. Однако, после окончания поездки отношения с художником совсем разладились. Ольга Ивановна переживала и ревновала, часто объезжала своих знакомых с визитами, чтобы найти Рябовского. Лишь после того, как она поняла, что он интересуется и другими женщинами, помимо нее, была поставлена точка.
Известие о том, что Дымов безнадежно болен, поставило ее в тупик. Ольга Ивановна ходила, как в тумане, около закрытой двери в кабинет мужа. И днем и ночью туда заходили доктора и Коростылев, но ее к супругу не пускали.
Неожиданно для себя она понимает всю лживость и подлость в отношениях с мужем. Она слышит разговоры его коллег о том, какой талантливый человек от них уходит, и осознает, что ничего не знала о супруге. Коростылев в отчаянье бросает ей слова о том, что она виновата в его смерти, что если бы Дымову она дала немного тепла и уюта, то из него мог бы получиться крупный ученый. Ольга Ивановна осознает, что в погоне за праздной жизнью она загубила светлого человека, который действительно ее любил.
Короткий пересказ «Попрыгунья» Чехова
В конце 1891 года выдающийся писатель Антон Павлович Чехов написал знаменитый рассказ «Прыгун». По мнению некоторых исследователей, в основу литературного произведения заложена реальная история.
Главная героиня рассказа – Ольга Ивановна, жена врача Осипа Степановича Дымова. Герои познакомились в больнице, где работал покойный отец Ольги. Ей всего 22 года.
Круг друзей Ольги Ивановны состоял из более или менее известных людей, пусть и не очень известных. В этот круг входят художники, живописцы, музыканты, писатели. По словам жены Дымова, ее муж был на них не похож.
В их обществе Осип Степанович выглядел ограниченным и незаметным, почти чужим. Муж каждый день поздно пропадал на работе в больнице.
Свое скучное существование Ольга Ивановна проводила по-своему. Я просыпался утром не раньше 11 часов, потом коротал время за фортепиано или рисовал. Она часто посещала портниху или посещала одного из художников. Друзья из артистической богемы делились с ней последними театральными новостями.
Конец лета Ольга Ивановна решает провести на Волге в компании художников. Дымов работает и содержит жену. В одной из речных поездок женщина знакомится с Рябовским, который увлекается Ольгой, признается в любви.
Молодые люди становятся любовниками. Но Рябовский – человек творческой натуры, и любовная история ему быстро надоела. Без угрызений совести он отправляет Ольгу Ивановну к мужу.
Дымов счастлив познакомиться с женой. Ольга скрывает связь с Рябовским, с которым продолжает встречаться. Но для любовника такие отношения скучны, а у Ольги они вызывают чувство ревности. Осип Степанович начинает догадываться о неверности жены, он очень переживает. Он не показывает вид и просто работает еще больше.
В его работе появляются положительные изменения, утверждает он. Он делится радостной новостью с Ольгой, но она игнорирует слова мужа и спешит в театр. Она не понимает, о чем постоянно говорит Дымов со своим коллегой Коростелевым, и ведет научные беседы.
Ольга Ивановна разрывает отношения с Рябовским. Дымов заражен неизлечимой болезнью, Коростелев проводит с ним время. Только теперь Ольге Ивановне становится ясно, кем был ее муж и как она его недооценивала. Она хочет все исправить и измениться, но уже слишком поздно. Дымов Осип Степанович уже мертв.
Попрыгунья
Осип Иванович Дымов, 31-летний действительный советник и врач, одновременно обслуживает в двух больницах: интерном и диссектором. С девяти утра до полудня он принимает больных, потом идет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на то, чтобы покрыть расходы жены — 22-летней Ольги Ивановны, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и художественной среде, которую она получает каждый день дома. Страсть к искусству подогревается тем, что она сама немного поет, лепит, рисует и имеет, как говорят друзья, неразвитый талант одновременно. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский — «молодой блондин лет двадцати пяти, успешно выставлявшийся на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу художника частная студия Дымова).
Продолжить после объявления:
Димов обожает свою жену. Они познакомились, когда он лечил отца, оставаясь рядом с ним на ночном дежурстве. Она тоже его любит. В Димове «что-то есть», она говорит своим друзьям: «Сколько самоотречения, искреннего участия!» «… В нем есть что-то сильное, мощное, медвежье», — говорит она гостям, как бы объясняя, почему она, артистичная натура, вышла замуж за такого «очень обычного и не исключительного» человека. Димов (мужа не называет иначе, как по фамилии, часто добавляя: «Разрешите пожать честную руку!» Она называет его так: «Дорогой метрдотель!» Дымов готовит закуски, бросается покупать одежду жене, которая проводит лето на даче с друзьями.Сцена раскрывает вершину мужского унижения Димова: приехав после тяжелого дня на дачу жены и прихватив с собой закуски, мечтая пообедать, отдохнуть, мы сразу же отправляемся в поезд ночью, Ведь Ольга намерена присутствовать на дне свадьбы телеграфа и не может обойтись без приличной шляпы, платья, цветов, перчаток.
Словом, существует благодаря рекламе:
Ольга Ивановна вместе с артистами проводит остаток лета на Волге. Дымов остается на работе и присылает деньги жене. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. Постарайтесь не вспоминать Димова. «Действительно: что такое Димов? почему Димов? Какое ей дело до Димова? »Но вскоре Ольга наскучила Рябовскому; он с радостью отправляет ее к мужу, когда ему надоест деревенская жизнь — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский -« скучающий »чеховский типаж художника. У него есть талант, но он ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела своих творческих возможностей, но иногда он работает не покладая рук, а затем создает что-то значимое. Он может жить только творчеством, а женщины не имеют в виду много ему.
Димов радостно встречает жену. Не решается признаться по отношению к Рябовскому. Но приезжает Рябовский, и их роман продолжается томно, вызывая в нем скуку, скуку и ревность в ней. Дымов начинает угадывать измену, переживает, но не показывает этого и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и может быть предложен частный лектор по общей патологии. По ее лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна поделилась с ним своей радостью и триумфом, он бы ей все простил, но она не понимала, что такое частный педагог и общая патология, более того, боялась опоздать на театр и ничего не сказал ». В доме появляется коллега Димова Коростелев,« невысокий коренастый человек с морщинистым лицом », с которым Димов все свободное время проводит в непонятных беседах с женой.
Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его лаборатории Ольга Ивановна находит женщину, очевидно, его любовницу, и решает с ним расстаться. В это время муж заражается дифтерией, сосет пленки у больного мальчика, чего он, как врач, делать не обязан. Коростелев заботится о нем. Местный светильник, доктор Шрек, приглашен пациентом, но не может ему помочь: Дымов безнадежен. Ольга Ивановна наконец понимает фальшь и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молится Богу о помощи. Коростелев рассказывает ей о смерти Димова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в разорении мужа. Он мог бы стать великим ученым, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он должен быть по праву. Ольга Ивановна понимает, что она стала причиной смерти мужа, заставляя его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Он понимает, что потерял настоящий талант в погоне за знаменитостями. Он бежит к телу Дымова, плачет, звонит ему, понимая, что он опоздал.
Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчеркивающими бессмысленность ситуации: «Что тут спрашивать? Сходите к церковному консьержу и спросите, где живут хосписы. Они омоют тело и заберут его, они сделают все, что необходимо».
ПОПРЫГУНЬЯ
ПОПРЫГУНЬЯ — героиня рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья» (1892), Ольга Ивановна Дымова, жена Осипа Дымова. Реальные прототипы: С.П.Кувшинникова, хозяйка известного в Москве литературно-артистического салона, художник Рябовский — И.Левитан. Литературные прототипы обнаружить сложнее — так конкретна и в то же время неуловимо-узнаваема героиня. Исследователи, как правило, сравнивают ее с другой чеховской героиней — Душечкой, отмечая сходство имен и разность природы. Портрет П. — почти шарж, почти пародия. Но за этим «почти», как и в «Душечке», — драма.
В образе П. писатель продолжает художественное исследование особого, достаточно пестро и разнообразно им представленного женского типа, на одном полюсе которого созданные в откровенно пародийном духе «дамочки»: Наталья Михайловна из рассказа «Длинный язык», которая сама на себя «донесла», развлекая мужа рассказами о крымском отдыхе («Даже во время… в самых патетических местах я ему говорила: «А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!»), или болтливая жена Шипучина из водевиля «Юбилей». На другом полюсе — череда порочно-влекущих, неотвратимо-притягательных, пронзительно-женственных героинь: Ариадна («Ариадна»), Нюта («Володя»), Ольга Ивановна («Доктор»), Сусанна («Тина»). В этих образах просматривается принципиальная для творчества Чехова тема женской «инакости», непонятной и враждебной мужской и мужественной природе, вызывающей подчас почти физическое отвращение, признаки которого обнаруживаются уже в раннем юмористическом рассказе «Мои жены: Письмо в редакцию Рауля Синяя борода». Этот женский тип трудноопределим, но среди его непременных свойств — неуловимая под-ловатость, легкая, без особой необходимости лживость, хищная способность намертво привязывать к себе сложным чувством, сочетающим любовь и ненависть. Такая героиня никогда никого не любит. П. близка этой «породе». По словам Л.Н.Толстого, и после смерти мужа, которого так горько оплакивает в финале со словами: «Прозевала!», она будет вести себя так же. Но П. — существо глубоко несчастное. При явной поверхностности, эгоистичности, она лишена корыстолюбия, в ней нет мелкой расчетливости. П. — насколько умеет — искренне любит мужа, врача Дымова. Но в ее системе ценностей такой человек — добрый, добросовестный, честный, занимающийся скучным, обыденным трудом, — безнадежно проигрывает в ярком мире артистов и писателей. П., сама не лишенная художественных способностей, влюблена в атмосферу этого мира, она не только дружит с его выходцами, но и немного музицирует, пишет красками, играет на сцене. В грустные минуты она горюет о недостатке подлинности своей натуры. Вернувшись после «падения» (путешествия по Волге с Рябовским), она переживает одну из таких минут, испытывая стыд и боль. И после смерти мужа, заразившегося от больного дифтеритом, она плачет не потому, что «не на того поставила», не потому, что «прозрела», а потому, что с новой, обостренной болью ощущает свою никчемность и — конечность.
Лит.: Чудаков А.П. Поэтика и прототипы
//В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. С. 182-193; Головачева А.Г. От «Попрыгуньи» к «Душечке»
//Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. С. 20-27.
Т.Н.Суханова
Значения в других словарях
- попрыгунья — орф. попрыгунья, -и, р. мн. -ний и (лит. персонаж, женский тип) Попрыгунья, -и Орфографический словарь Лопатина
- попрыгунья — -и, род. мн. -ний, дат. -ньям, ж. разг. женск. к попрыгун. Малый академический словарь
- попрыгунья — попрыгунья ж. разг. Жен. к сущ. попрыгун Толковый словарь Ефремовой
- попрыгунья — ПОПРЫГ’УНЬЯ, попрыгуньи, род. мн. попрыгуний. ·женск. к попрыгун. «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела.» Крылов. Толковый словарь Ушакова
- попрыгунья — См. попрыгивать Толковый словарь Даля
- попрыгунья — По/прыг/у́нь/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- попрыгунья — Попрыгунья, попрыгуньи, попрыгуньи, попрыгуний, попрыгунье, попрыгуньям, попрыгунью, попрыгуний, попрыгуньей, попрыгуньею, попрыгуньями, попрыгунье, попрыгуньях Грамматический словарь Зализняка
- попрыгунья — ПОПРЫГУНЬЯ, ПОПРЫГУШКА см. Попрыгун. Толковый словарь Кузнецова
- попрыгунья — сущ., кол-во синонимов: 19 вертунья 13 вертуха 20 вертушка 31 вертячка 21 вострушка 8 егоза 25 игрунка 6 игрунья 6 игруха 5 коза 44 непоседа 54 попрыгуха 1 попрыгушка 1 прыгунья 8 резвушка 19 стрекоза 43 танцовщица 26 шалунья 34 юла 32 Словарь синонимов русского языка
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2020 Gufo.me
Темы и проблемы
Главные темы и проблемы в рассказе представлены попарно в противопоставлении друг другу.
Рядом с эгоизмом идёт самопожертвование. Если Ольга Ивановна думает только о развлечении, досуге, личном благе, то Дымов заботится о своей супруге и о пациентах, ради которых готов рисковать собой. Осип всегда старается сделать всё, от него зависящее, для излечения больных.
Любви противопоставлено предательство
Осип Дымов искренне любит свою жену, и ему неважно, чем они отличны друг от друга, чем похожи. Он уважает её увлечения, не требуя ничего взамен
Ольга Ивановна ещё не была способна на столь же мудрое и высокое чувство, и, поддавшись мимолётному страстному влечению, предаёт супруга.
В рассказе «Попрыгунья» представлен один из вечных споров – науки и искусства. Дымов признаётся, что не понимает опер и живописи. Ольга упрекает его в этом, ставя музыку или театр важнее медицины или другого знания.
История создания
Идея написать рассказ появилась у писателя в 1981 году
Изначально он назывался «Великий человек», но во время второй редакции Чехов решил акцентировать внимание на семейных отношениях и поменял название. В качестве основы он выбрал любовный треугольник, который существовал на самом деле: признанный врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, любившая разные виды искусства.
Художник Рябовский имеет много одинаковых совпадений в характере с другом Чехова Исааком Левитаном. Последний в итоге так обиделся за это на писателя, что хотел вызвать его на дуэль, а после того как книга вышла, они не разговаривали друг с другом около трёх лет. С Софьей Павловной автор и вовсе перестал контактировать. Несмотря на то что сам Чехов отрицал наличие каких-либо первообразов, реакция читателей показала: писатель сумел отобразить историю максимально реалистично.
Вложенный смысл
Чехов в «Попрыгунье» анализирует каждую отдельную ситуацию, в которую попадают главные герои. В рассказе показано, насколько велика разрушительная сила эгоизма, безрассудности и легкомыслия. При этом раскрыта и другая сторона жизни: самопожертвование, скромность и непритязательность, которые никогда не будут по достоинству оценены обществом. Эти высокие качества вызывали трепет и восхищение только тогда, когда жизнь человека угасала.
Главная героиня утратила свою любовь и опомнилась, когда уже было слишком поздно. Она поняла, что всю жизнь только «прыгала» как стрекоза, особо ничем не занимаясь, в отличие от супруга, которого не сумела понять. Основная мысль, которую заложил автор в свой рассказ — это преимущество честного и полезного для общества труда над самообожанием людей искусства. Человек с большой буквы служит людям верой и правдой и посвящает себя честному труду.
Жанр и направление
Произведение относится к позднему периоду творчества автора. В это время он писал больше в жанре реализма, который характеризуется ясностью изложения, простотой мысли и насыщенной проблематикой. «Попрыгунья» также написана в этом жанре. Несмотря на то что в произведении присутствует оттенок сатиры, многие воспринимают его как философскую притчу. Рассказ построен таким образом, что читатели ещё долгое время остаются вовлечёнными в произведение, пытаясь понять явные и скрытые смыслы.
Композиция и конфликт
Книга имеет 8 глав, где показана жизнь девушки Ольги Ивановны и её супруга Осипа Степановича Дымова. Содержание первых показывает, что женщина счастлива, но по мере того, как развивается сюжет, она всё больше отстраняется от мужа и заводит роман на стороне с художником Рябовским. Неверная жена не может открыться и всё рассказать мужу, но Дымов уже начал догадываться обо всём сам. Он пытается как можно чаще бывать дома, достигает больших успехов в науке, но заражается страшной болезнью — дифтеритом.
Это событие считается кульминацией рассказа. Вскоре доктор умирает, а главная героиня, переживая мучительное раскаяние, остаётся одна. Конфликт взглядов в рассказе присутствует с первых страниц, а по мере развития сюжета набирает силу. Девушке не нравится общество её супруга. Он кажется ей слишком скучным и невзрачным человеком. Женщина не разделяет стремлений, целей мужа и ищет других развлечений. Тогда как Осип Степанович не понимает творческих людей.
Кроме того, прослеживается и конфликт отношений — Дымов подозревает свою жену в измене и постепенно отдаляется от неё. Аналогичное чувство не покидает и Ольгу Ивановну. Ей кажется, что её обманули, а художник избегает её общества. Ненавидит главную героиню и друг Дымова Коростелев. По мере действия это чувство будет возрастать в нём.
Композиция и конфликт
Рассказ «Попрыгунья» состоит из восьми глав, в которых описывается отрезок жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, после свадьбы, в замужестве с Осипом Степановичем Дымовым.
- В завязке, в первых трёх главах рассказа «Попрыгунья» главная героиня вполне счастлива, но затем, по мере развития действия, она начинает всё более отдаляться от мужа и вступает в связь с художником Рябовским.
- Кульминация наступает, когда Дымов смертельно заболевает, а Ольга Ивановна переживает мучительное раскаяние, за то, что не оценила этого редкого человека.
- И наконец наступает развязка – смерть Осипа Степановича и отчаяние Ольги Ивановны.
Конфликт в произведении зарождается практически с самого начала и набирает силу по мере развития действия. Ольга Ивановна не удовлетворена обществом своего мужа, считает его слишком простым и неинтересным, она не понимает его и ищет для себя другой жизни. Дымов в свою очередь не понимает людей искусства, и сам он тоже кажется таким людям ненужным и лишним в их обществе. Таким образом, происходит конфликт взглядов.
Кроме того, постепенно назревает конфликт отношений – Дымов догадывается об измене жены и начинает от неё отдаляться. Тот же конфликт отношений происходит у Ольги Ивановны с Рябовским – женщина чувствует себя обманутой и преследует художника, который открыто тяготится ею.
К Ольге Ивановне выражает презрение друг Дымова, Коростелёв, по мере действия его презрение усиливается к жене его обманутого друга.
Присутствует в произведении и внутренний конфликт главной героини с самой собой. Она всё сильнее ощущает свою вину, мучается, но не может сознаться перед мужем. Она продолжает преследовать Рябовского, понимая своё унижение и бесполезность таких действий, страдает от этого, но не может оставить такое поведение. В конечном итоге женщина приходит к полному отчаянию и разладу с самой собой.
Мнение читательского дневника о рассказе «Попрыгунья» Чехова
Чехов – мастер слова и чувств
Рассказ «Попрыгунья» Чехова вызывает во мне настоящие эмоции – от сочувствия до гнева. Автор затрагивает проблему женской зависимости от мужчин, которая действительно актуальна и сегодня. Я хотел бы отметить, как явно видна мастерство и точность в лексике Чехова – каждое слово на своем месте, как было подчеркнуто главной героиней рассказа.
Попытка выйти из неразрешимого положения
Главная героиня рассказа, Варвара, не может найти выход из сложившейся ситуации – вместо того, чтобы бороться за свою свободу и независимость, она продолжает подчиняться мужу и жить по его правилам. Но вместе с тем Чехов показывает нам ее внутреннюю борьбу – она понимает, что она не счастлива, и пытается изменить свою жизнь.
Заключение
В целом рассказ Чехова очень социально значимый и актуальный. Автор ярко и точно передал ощущения главной героини, ее эмоции и мысли. Я бы рекомендовал этот рассказ всем любителям хорошей литературы – его темы и идеи не оставят вас равнодушными.
Критический анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова
«Попрыгунья» — рассказ о женщине, которая желает выйти замуж, но не может найти подходящего кавалера. История наполнена символикой и тонкими намеками на проблемы семейных отношений и роли женщины в обществе.
Чехов использует множество метафор и образов, чтобы передать свои мысли о главной героине. Он описывает ее как «попрыгунью», которая бросается с одного места на другое в поисках своего предназначения. Это символизирует ее неспособность найти мужчину, который был бы достоин ее внимания.
Кроме того, рассказ критически раскрывает некоторые проблемы в обществе того времени. Женщины ожидали, что им предложат руки и сердца, но при этом они должны были придерживаться определенных стандартов поведения и внешнего вида. Это противоречивое сообщение посылает общество женщинам, создавая такие же проблемы, которые описывает рассказ.
- Несмотря на то, что рассказ написан более полувека назад, его тема до сих пор актуальна.
- Чехов использовал множество литературных техник для создания сложного и символичного произведения.
- Критический взгляд на общество и его образ женщины являются ключевыми моментами рассказа.
В целом, рассказ «Попрыгунья» является хорошим примером литературного произведения, в котором автор выражает свою критическую позицию по отношению к социальным и культурным проблемам.
Смысл
Основная идея произведения «Попрыгунья» – показать сущность эгоизма и легкомыслия, как и их чудовищные плоды. При этом ярко освещается и другая сторона картины – скромная непритязательная жизнь и самопожертвование, не получившие признания в реальной жизни. Эти высокие качества вызвали трепет и восхищение у окружающих, лишь когда эта скромная жизнь угасла. Ольга потеряла свою любовь, но опомнилась лишь тогда, когда было поздно. Она осознала, что все это время лишь «прыгала» — то есть ничем важным не занималась, в отличие от мужа, которого не понимала.
Главная мысль Чехова в рассказа «Попрыгунья» — приоритет честного и общественно значимого труда над самолюбованием в формате искусства. Великим можно считать только того человека, который служит обществу верой и правдой и отдает всего себя светлому и честному труду.