Диало́г

Диалог и его оформление на письме

Понятие диалога в русском языке и его структура

Определение 1

Диалог представляет собой одну из форм организации речевого взаимодействия собеседников. Суть его заключается в последовательном обмене сообщениями в ходе общения на определенную тему. В процессе диалога рождается диалогический текст, имеющий, как правило, вопросно-ответную структуру и отражающий процесс обмена информацией между коммуникантами.

Как форма устного речевого взаимодействия диалог отличается следующими признаками:

Относительно постоянный состав участников и их количество, не превышающее 3- 5 человек (иначе диалог перерастает в полилог).
Единство темы и содержания общения, которая разделяется всеми участниками коммуникации.
Наличие коммуникативного замысла, лежащего в основе общения.
Установка на понимание собеседника: условием успешного диалогического общения является стремление понять собеседника и быть понятым им.
Континуально диалог развёрнут во времени как последовательность реплик собеседников, каждая и которых представляет собой ответную речевую реакцию на предшествующий вербальный (или невербальный) стимул.
Единство коммуникативного кода, используемого коммуникантами, которое предполагает общение на понятном языке.
Связь содержания диалога с внеязыковой действительностью – конкретной обстановкой общения, что обусловливает и такое свойство диалогический речи, как её контекстный характер, ситуативность.
Соблюдение норм и традиций этикетного речевого взаимодействия, что особенно важно для различных ритуализированных форм коммуникации.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Структура диалога достаточно проста. Формально он представляет собой последовательность реплик, расположенных в хронологии процесса общения. Реплики, как правило, носят вопросно-ответный характер и различаются разной степенью развёрнутости. В лингвистике бытует представление о диалоге как о сложно организованном тексте, объединенном на основе общности состава участников, пространственно-временных и тематических критериев. Как и любой текст, диалог имеет начало и конец, отличается смысловой связностью, целостностью и грамматической оформленностью.

В реальной практике общения диалог стремится к поликодовости средств выражения: в передаче смысла участвуют не только вербальные средства, но и невербальные, в том числе акустические особенности речи, манера поведения, особенности внешнего вида и проч.

В зависимости от условий протекания диалога можно выделить разные его виды:

  1. Контактный диалог, протекающий в обстановке «здесь и сейчас», при непосредственном присутствии личном общении его участников.
  2. Дистантный диалог, опосредованный информационно-техническими средствами (переписка в мессенджерах, телефонный разговор, общение по видеосвязи).
  3. Диалог в рамках формального общения (например, деловая беседа, переговоры, собеседование).
  4. Неформальные диалоги, сопровождающие дружеское или семейное общение.

Типы диалогов

Классификация диалогов сложна, поскольку зависит от контекста, в котором они происходят.

В принципе, мы можем различать устные и письменные диалоги. Первые возникают благодаря использованию голоса и эфемерны, то есть принадлежат тому моменту, в котором они происходят. Со своей стороны, секунды происходят посредством записи и длятся дольше, поскольку их можно читать снова и снова.

Второе различие разделило бы литературные диалоги (те, которые появляются в художественные произведения) и нелитературные диалоги (остальные), которые включают следующую классификацию:

  • Литературные диалоги. Те, что мы найдем в рассказах, рассказы, романы, пьесы и даже фильмы, и это может быть:
    • Внутренние диалоги. Они возникают в голове персонажа, в его воображении или в его памяти, или даже могут иметь место между персонажем и его внутренним «я».
    • Внешние диалоги. Те, у кого есть характер с другими персонажами, и которые составляют часть участок работы.
  • Нелитературные диалоги. Те, у которых нет четкого художественного замысла, или которые не являются частью поэтического произведения, а представляют собой реальные жизненные ситуации или их расшифровки. В этом смысле они могут быть:
    • Формальные диалоги. Планового типа при отсутствии привязанности или близких отношений между собеседниками обычно реагирует на формулы и протоколы от я уважаю.
    • Неформальные диалоги. Они происходят незапланированно или среди людей, которым доверяют, часто используют сленг и разговорные выражения, грубость, то есть без обязательного соблюдения манер.

Что такое диалог

Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение текста 1

— Доброе утро.

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

— До свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

— Мамочка, поможешь мне решить пример?

— Ты должна разобраться во всем сама.

— Тогда объясни, как это делать.

— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

— Восемь.

— Все верно, отличная работа!

— Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Диалог и стили речи

Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.

Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.

В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи: 

  • разговорные – свободное общение;
  • научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
  • официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
  • публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
  • художественные – язык книг.

Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.

Например

— Ты винду переустановил?

— Не, программа глючить перестала.

— Смени антивирусник и все будет окей!

Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.

В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.

Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.

О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.

Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?

— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?

— Неа, я в игре классную играл, не успел…

— И что теперь делать будем?

— А давай у нашей Машки попросим?

— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.

— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!

— А как мне быть?

— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!

— И ты мне не дашь списать?

— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!

Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.

Манера речи

Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.

Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.

При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.

Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

  1. Устные.
  2. Письменные.

По целям:

  1. Разговор.
  2. Диспут.
  3. Спор.
  4. Интервью.
  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Похожие термины:

  • представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например: — Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) — Рад вас видеть (

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в микрогруппе, в учебной группе), работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

  • это признание и развитие культурного плюрализма в обществе, обеспечение равных прав, обязанностей и возможностей для всех граждан, уважение прав человека на свободный выбор своей культурной иден

  • учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов

  • Диалогическое общение — фактор, влияющий на формирование у ребенка ценностного отношения к картине мира, т.к. все культурные процессы в жизни являются продуктом диалога. В ходе развития истории ч

  • 1) особый тип педагогических отношений, построенный на принципах сотрудничества,сотворчества, взаимоуважения и взаимопонимания; 2) специфическая форма общения, предполагающая не только информаци

  • интимно-личностное доверительное диалогическое общение, в котором взрослый отказывается от иллюзии «всепонимания» и лишь стремится к возможно большей правде и глубине диалога. В таком диалоге р

  • область знаний об изучении закономерностей взаимодействия читателей; методология, методика и практика взаимодействия читателей.

  • образовательная концепция, в рамках которой основным фактором психического развития детей является предметное содержание обучения. Содержание, которое осваивают дети, – это диалог разных челов

  • одна из стратегий речевого поведения, а также комплекс обслуживающих её риторических средств. Д.м.р. способствует реализации риторического закона гармонизирующего диалога, суть которого в том, чт

  • Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенно

  • образовательные технологии, ориентированные на использование диалога, предполагающего ориентированность на принятие многообразия и образовываемых и образовательных технологий, учет индивидуа

  • Единица обучения диалогической речи, совокупность двух соседних высказываний (реплик), связанных между собой по содержанию и по форме. Современное обучение диалогической речи предполагает не усв

  • тест по устной речи, тест по говорению). Разновидность коммуникативно-речевого теста по говорению; проверяет умение тестируемого участвовать в диалоге (расспросе, обсуждении, уточнении, унисоне, д

  • фундаментальное для письменных текстов свойство, помимо адресованности, включающее ответность, выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения для д

  • метод обучения, основанный на диалогическом общении. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалоги

  • формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает; к числу таких форм относятся бе

  • режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерыв

Диалог в литературе

Молодому автору, особенно не имеющему большого читательского багажа, очень сложно определиться с «нормой диалога», не писать все произведение в разговорном жанре, лишив его тем самым необходимой динамики, закрепленности за локациями, лирических отступлений, позволяющих читателю лучше вникнуть в идейную составляющую произведения.

Соблазн этот возникает от того, что литературный диалог кажется самым простым в произведении. Ведь разговаривать умеют все, а значит перенести беседу на нужную тематику на бумагу, вложить свои слова в уста героев – это тоже не проблема.

Но на самом деле, лучшие диалоги в литературе намного сложней, глубже и продуманней, чем даже значимые символы и детали, чем локации и описание действий и мыслей. Плохой или скучный диалог способен испортить впечатление от самой прописанной вселенной, потому что читатель легко верит в эльфийские леса и эльфов, но не сможет поверить, что эти же эльфы разговаривают на сухом канцелярском наречии:

— Доброго времени суток, гражданка Галандриэль, не могли бы Вы проконсультировать моего стажера Фродо по вопросам обладания и передачи ценных предметов (по описи кольцо, одна шт.) третьим лицам?

— Гэндальф, Вы промахнулись сюжетом.

Определенного (чаще комического) эффекта достигнуть этим можно, но не всегда комизм к месту.

Чтобы не делать подобных ошибок, рассмотрим некоторые диалоги из литературы, сконструируем пример диалога явно ошибочного, разберем примеры стереотипов в литературных диалогах, а также попробуем научиться их избегать.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре Д.: 1) раз­го­вор ме­ж­ду дву­мя или бо­лее пер­со­на­жа­ми в про­из­ве­де­нии. Со­став­ля­ет ос­но­ву дра­мы, в про­зе яв­ля­ет­ся од­ним из главных ти­пов по­ве­ст­во­ва­ния, встре­ча­ет­ся так­же в по­эзии, осо­бен­но в эпических и ли­ро­-эпических жан­рах, напр. в бал­ла­де («Лес­ной царь» И. В. Гё­те, 1782); 2) литературная фор­ма, со­бе­се­до­ва­ние или спор (пре­имущественно в про­зе, ред­ко – в сти­хах) на фи­лософскую, мо­раль­ную, ре­лигиозную, по­ли­тическую, эс­те­ти­че­скую и др. те­мы. Ос­но­во­по­лож­ник фи­лософии Д. – Пла­тон, у ко­то­ро­го ин­тел­лек­ту­аль­ная бе­се­да ста­но­вит­ся ме­то­дом со­вме­ст­но­го дос­ти­же­ния ис­ти­ны. В диа­ло­ге «Пир» Пла­тон вы­сту­пил ос­но­ва­те­лем жан­ра за­столь­ной бе­се­ды – сим­по­сио­на. В римской литературе фор­ма Д. встре­ча­ет­ся у Ци­це­ро­на («Тус­ку­лан­ские бе­се­ды»), ко­то­рый раз­вил вос­хо­дя­щую к Ари­сто­те­лю тра­ди­цию т. н. пе­ри­па­те­ти­че­ско­го диа­ло­га (в нём ка­ж­дый из уча­ст­ни­ков про­из­но­сил отдельную речь с обос­но­ва­ни­ем сво­ей точ­ки зре­ния), а так­же у Та­ци­та («Диа­лог об ора­то­рах»), Се­не­ки и др. Лу­ки­ан со­че­тал в сво­их Д. («Раз­го­во­ры бо­гов», «Раз­го­во­ры ге­тер», «Раз­го­во­ры в цар­ст­ве мёрт­вых») чер­ты фи­лософского дис­пу­та и ме­нип­по­вой са­ти­ры. В ран­не­хри­сти­ан­ской литературе в фор­му Д. об­ле­ка­ют­ся по­ле­мические и ди­дак­тические со­чи­не­ния (Ми­ну­ций Фе­ликс, Ав­гу­стин, Гри­го­рий Нис­ский и др.). В сред­ние ве­ка ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись сти­хотворные Д. – «спо­ры» ду­ши с те­лом, ве­ры с ра­зу­мом и др. (см. Де­бат). Эпо­ха Воз­ро­ж­де­ния оз­на­ме­но­ва­на рас­цве­том Д. На ци­це­ро­нов­ские об­раз­цы ори­ен­ти­ро­ва­лись Ф. Пет­рар­ка, Л. Вал­ла, Эразм Рот­тер­дам­ский и др. Д. лу­киа­нов­ско­го ти­па пред­став­ле­ны в твор­че­ст­ве П. Аре­ти­но, У. фон Гут­те­на, позд­нее – Б. Фон­те­не­ля, Ф. Фе­не­ло­на. В 17–18 вв. фор­ма Д. ис­поль­зо­ва­лась в литературно-эс­те­тической по­ле­ми­ке («Па­рал­ле­ли ме­ж­ду древ­ни­ми и но­вы­ми» Ш. Пер­ро, 1688–97). По­след­ний пик по­пу­ляр­но­сти Д. свя­зан с эпо­ха­ми Про­све­ще­ния и ро­ман­тиз­ма, ко­гда к Д. при­бе­га­ли для по­пу­ляр­но­го из­ло­же­ния фи­лософских и эс­те­тических идей (И. Г. Гер­дер, Г. Э. Лес­синг, А. В. и Ф. Шле­гель, К. В. Ф. Золь­гер, Ф. В. Шел­линг). В 19–20 вв. фор­ма Д. из­ред­ка ис­поль­зо­ва­лась в про­из­ве­де­ни­ях главным образом эс­сеи­стического ти­па (А. Жид, П. Ва­ле­ри, Г. фон Гоф­ман­сталь, Г. Бенн и др.).

В Рос­сии к сти­хотворному Д. в сер. 18 в. об­ра­тил­ся М. В. Ло­мо­но­сов («Раз­го­вор с Анак­ре­он­том», 1758–61, опубл. в 1771); про­заи­че­ские Д., в т. ч. в ду­хе лу­киа­нов­ских «раз­го­во­ров в цар­ст­ве мёрт­вых», пи­сал А. П. Су­ма­ро­ков. Фор­ма Д. встре­ча­ет­ся в русской литературной кри­ти­ке 1-й пол. 19 в.: ста­тьи «О кри­ти­ке» В. А. Жу­ков­ско­го (1809), «Раз­го­вор ме­ж­ду из­да­те­лем и клас­си­ком с Вы­борг­ской сто­ро­ны или с Ва­силь­ев­ско­го ост­ро­ва» П. А. Вя­зем­ско­го (1824), «Рус­ская ли­те­ра­ту­ра в 1841 го­ду» В. Г. Бе­лин­ско­го (1842) и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных русских по­эти­че­ских Д. – «Раз­го­вор кни­го­про­дав­ца с по­этом» А. С. Пуш­ки­на (1824), «Жур­на­лист, чи­та­тель и пи­са­тель» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1840), «По­эт и гра­ж­да­нин» Н. А. Не­кра­со­ва (1856).

Что такое диалог?

Обычно под диалогом мы понимаем взаимный обмен Информация между отправителем и получателем в устной или письменной форме. То есть это разговор между двумя собеседниками, которые по очереди исполняют свои роли отправителя и получателя в упорядоченном порядке.

Слово диалог происходит от латинского диалог а это, в свою очередь, от греческого диалоги (день-: «через» и логотипы: «Слово»), что буквально означает «через слово». Это уже дает нам представление о том, насколько важны диалоги в история принадлежащий человечность, как инструмент для взаимопонимания, как правило, как замена насилие.

Точно так же диалоги являются частью литературные ресурсы кто владеет работой, чтобы показать нам два или более символы, или сообщить нам часть информации, которой они обмениваются, как если бы мы были их свидетелями. Поэтому их часто можно встретить в большинстве художественных представлений. рассказы.

С другой стороны, в Античность, они составляли метод подходит для обучение Y обучение между учителем и учеником, реализуемый школой Сократов, то есть учениками философа Сократа.

Монолог, диалог, полилог: общая характеристика

Определение 2

Монолог — это особая разновидность речи, представляющая собой развёрнутое высказывание адресанта, независимое в содержательно-структурном отношении от речи адресата.

В разговорном стиле и ситуациях бытового общения монолог в чистом виде встречается очень редко, исторически монолог является вторичной формой организации речи по отношению к диалогу. Основные сферы бытования монологической речи — наука, СМИ, искусство

У многих форм монолога (лекция преподавателя, объяснение учителя, сообщение диктора радио или телевидения) есть адресат, поэтому в нём появляются черты диалога: обращения к собеседнику (уважаемые радиослушатели, зрители, ребята, коллеги и проч.), конструкций побудительного характера (обратите внимание, посмотрите сюда, слушайте внимательно), контактоустанавливающие элементы (универсальные этикетные формулы приветствия, прощания), местоимений и глагольной лексики 2-го лица (вы можете видеть это на примере, как вы понимаете, как вы знаете и проч.)

Замечание 1

Особая разновидность монолога — внутренняя речь, отражающая особенности протекания мыслительной деятельности и эмоциональной жизни человека. Такой монолог носит «свёрнутый» характер, отличается синтаксической аморфностью, незавершенностью.

Определение 3

Диалог — это тип речевого взаимодействия, предполагающий коммуникацию между двумя участниками.

Диалогическое общение отличается:

  • Ситуативностью, зависимостью от контекста и особенностей речевой ситуации.
  • Спонтанностью, незапланированным характером.
  • Непосредственным контактом между собеседниками.
  • Наличием мгновенной обратной связи.
  • Высокой ролью невербальных средств общения — выразительных жестов, мимики и проч.

Языковые особенности диалога обусловлены его природой. В диалогическом общении преобладают слова эмоционально-экспрессивной сферы, оценочная лексика (парнишка, котейка, симпатяга, вонючка), глаголы со значением конкретного действия, используется простой синтаксис с обилием неполных предложений (Возьми на столе эту), инверсией (Никитина улица как пройти?), повторов, уточняющих конструкций (Купи этих салфеток, жёлтенькие такие, продаются в магазине).

Определение 4

Полилог — это разновидность групповой формы коммуникации.

В настоящее время полилог используется в деловом общении и телевизионных СМИ (жанр ток-шоу). В деловой коммуникации полилог функционирует в различных ситуациях (производственные совещания, собрания коллектива, круглые столы, переговоры). Для делового полилога характерны наличие чёткого плана проведения, распределение ролей между участниками, ориентация на этику и нормы делового общения. Полилоги в СМИ носят в основном развлекательный или информационно-аналитический характер. Как правило, они организуются либо в форме групповой беседы, либо в форме дебатов экспертов, отстаивающих противоположные точки зрения на какие-либо злободневные проблемы.

Различные формы речевого взаимодействия взаимосвязаны и используются комплексно в зависимости от коммуникативных целей участников общения.

Диалоги в литературе

В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом, устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.

Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы. Он является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.

В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Ф.М.Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.

Что такое диалог?

Итак, когда нам требовалось записать отдельную фразу из речи отдельного человека, мы использовали прямую речь. Но если нам необходимо записать речь нескольких людей, разговаривающих друг с другом, мы используем уже диалог.

Например, посмотрите на отрывок из произведения И.С. Тургенева «Муму»:

Гаврила подошел к двери, стукнул в нее кулаком, крикнул:

— Отвори.

Послышался сдавленный лай; но ответа не было.

— Говорят, отвори! — повторил он. — Да, Гаврила Андреич, — заметил снизу Степан, — ведь он глухой — не слышит.

Мы видим, что здесь приведен разговор двух героев – Гаврилы Андреевича и Степана. Предполагался также ответ кого-то за дверью после фразы: «Отвори». И несмотря на то, что этого ответа не было, это все равно считается диалогом.

Сравните фразу «Говорят, отвори!» в диалоге и в прямой речи:

Диалог и прямая речь

Первый вариант (диалог) мы используем, когда фиксируем разговор здесь и сейчас. В нем высказывания произносят сами говорящие, те, кому принадлежат эти высказывания.

Второй вариант (прямую речь) мы используем, когда спустя время пересказываем отрывки из разговора. В этом случае высказывания произносит кто-то другой – тот, кто услышал их в прошлом от кого-то.

И кажется, что авторы в рассказах должны использовать второй вариант. Ведь они пересказывают вам историю, которая была когда-то в прошлом. Но на самом деле это не так. В рассказе действие разворачивается у вас на глазах. Что будет дальше, — не знает ни автор, ни читатель; а персонажи говорят сами.

{"questions":,"items":,]}},"step":1,"hints":}]}

Что такое диалог

Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение текста 1

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо, до свидания.

Вопросы

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

— Мамочка, поможешь мне решить пример?

— Ты должна разобраться во всем сама.

— Тогда объясни, как это делать.

— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

— Все верно, отличная работа!

— Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Особенности диалога

В качестве первичной формы общения, он является спонтанной, неподготовленной формой речевого взаимодействия. Это относится в первую очередь к разговорной речи, в которой тематика диалога в ходе его развития может меняться под действием произвольных факторов. Однако и в публицистической, научной и официально-деловой речи при некоторой предварительной подготовке реплик (прежде всего, вопросов) развитие и построение диалога (русский язык и другие языки мира в этом схожи) будет спонтанным, так как в огромном большинстве случаев реакционные реплики собеседника будут непредсказуемыми и неизвестными.

Наиболее ярко в этой форме речи проявляется принцип, именуемый «универсальным принципом экономии средств словесного выражения». Это означает, что его участники в той или иной ситуации пользуются самым минимумом вербальных, то есть словесных, средств, заполняя за счет различных невербальных средств общения недостаток словесного выражения. К таким невербальным формам относится мимика, интонация, жесты, телодвижения.

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

— Мы приняли решение о введении нового закона.

— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

— Маша, твоя кофта слишком яркая!

— Такой цвет не подходит для школы.

— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

— О, ты также красива как и умна?

— Ах, вы мне правду ль говорите?

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: