Главные и второстепенные герои в комедии «недоросль» (для школьников и студентов)

Главные герои рассказа фонвизина бригадир. денис фонвизин - бригадир. фонвизин. все произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Основная проблема

Автор поднимает важные вопросы, которые волновали прогрессивные умы.

Главными проблемами русского общества Фонвизин считал:

  1. Воспитание молодого поколения, от которого многие ожидали духовного и экономического становления государства, социального прогресса и расцвета общества. Именно поэтому воспитание молодых дворян в духе Просветительства и гуманизма было одной из передовых задач в представлении писателей и ученых XVIII века.
  2. Пороки русского общества. Писатель рассуждает, откуда они берутся.
  3. Большую беду общества Фонвизин видит в стремлении молодых людей подражать всему иностранному. Советница и Иванушка с трудом говорят по-французски и презирают своих учителей, которых и учителями трудно назвать. Образцом образованности и воспитания для Фонвизина являются Добролюбов и Софья. Они любят родной язык, уважают своих родителей, умны и скромны.

Название комедии выбрано неслучайно.

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно

Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание

Главные герои

Автор произведения «Бригадир» создал персонажей с живыми узнаваемыми характерами. Они являются типичными представителями провинциального дворянства.

  1. Иванушка — глупый и невежественный молодой человек, преклоняющийся перед всем французским. Он долгое время проживал в пансионе, который содержал французский кучер. Иванушка считает себя просвещенным и образованным. Ему удалось посетить Париж. Он считает себя глубоко несчастным человеком, поскольку родился в России.
  2. Советница — любительница светских развлечений, модница. Она ненавидит все русское. Ей скучно в деревенской глуши. Она много времени проводит перед зеркалом и за чтением любовных романов. К своим соседям относится с презрением, считая их «скотами» и «неучами», которые сидят дома. Она воспринимает Иванушку, как равного себе. Жизнь с советником для нее убога и невыносима.
  3. Бригадир — грубый, необразованный человек, посвятивший свою жизнь военной службе.
  4. Бригадирша — простая женщина, жизнь которой полна хозяйственных забот. Она очень боится своего мужа и мечтает выгодно женить своего сына. Ее основная черта — глупость. Женщина не понимает многих вещей. Также ее отличает невероятная скупость, доходящая до скопидомства. Чтобы сэкономить лишнюю копейку, она готова многое стерпеть.

Социальная критика в «Недоросле»

Денис Иванович Фонвизин в своей комедии «Недоросль» высмеивает пороки и недостатки российского общества XVIII века. Автор критикует царскую бюрократию, коррупцию, безосновательную гордость и еще множество отрицательных черт современников. Вопрос надменного отношения тогдашней «высшей элиты» к «низшим общинам» является одной из ключевых темпер комедии.

Автор непреклонен в своих замыслах, и на протяжении всей сюжетной линии «Недоросля» идет открытое осуждение конформности, несправедливости и лицемерия общества того времени. Фонвизин высмеивает не только повседневность ничтожных государственных должностей и общественных институтов, но и духовенство, которое присвоило себе все блага и власть наравне с местной элитой.

Главными героями «Недоросля» являются двое молодых крестьян, умные и способные ребята, которые на протяжении всей пьесы отдают предпочтение жизненной практике над формальным образованием и «мужеством». Автор их особенной создания объясняет тем, что государство нуждается в молодых, умных и энергичных людях, которые уже в настоящее время во многих случаях отторгаются обществом.

Таким образом, «Недоросль» — это не только комедия с яркими персонажами, но и критика эпохи, настоящее пророчество, которое отправляет нас назад во времени и помогает понять многие проблемы современного общества.

Действие четвёртое

Софья думает, что отец всё равно не отдаст её за Добролюбова, а Добролюбов уповает на корыстолюбие советника.

Приходит плачущая бригадирша. Она жалуется, что муж обзывал её дурой и свиньёй. Когда-то в шутку он так толкнул её в грудь, что она едва не умерла.

Приходят сын и советница, все играют в карты, а бригадир и советник играют в шахматы. Во время игры бригадир оскорбляет бригадиршу, советник за неё вступается. Слово за слово в спор вступают все, только бригадирша благоразумно отходит.

Советник укоряет бригадира в том, что тот худо поступает со своей женой. Бригадир винит супругу в разных грехах и даже в том, что она зажилась на свете, и пеняет сыну, который вырос негодным. Добролюбов замечает, что дети делают родителям честь и бесчестие в зависимости от воспитания.

Советник упрекает бригадира в том, что он не ценит достоинств своей жены: смиренна, трудолюбива, прекрасна, верна. Бригадир утверждает, что супруга верна ему, потому что он достоин верности.

Советник просит бригадира не нападать слишком на жену, а бригадир считает, что советница не должна вступаться за чужого ребёнка. Бригадир и советник восхищаются жёнами друг друга и приходят к выводу, что жёны им изменять не могут, потому что жена у доброго мужа не может другого полюбить.

Исторический контекст написания «Недоросля»

Недоросль — комедия, написанная Денисом Фонвизиным в конце XVIII века. На тот момент Российская Империя находилась в периоде расцвета культуры и искусства, но социальные и экономические проблемы оставались актуальными. В середине XVIII века императрица Екатерина II отменила крепостное право, что наложило тяжёлый экономический бремя на помещиков и привело к ухудшению материального положения крестьян.

Фонвизин жил в топорной эпохе, когда русское общество активно стремилось к модернизации и принятию европейских ценностей. Изменение социальных норм, создание новых интеллектуальных центров и развитие культуры обеспечили Денису Фонвизину и многим его современникам возможность более свободного самовыражения и критики общества, в котором они жили.

Фонвизин в своих произведениях высмеивал традиции русского общества, глубоко разобравшись в его проблемах и противоречиях. «Недоросль» — одно из лучших произведений Фонвизина, в котором он нарисовал образ образованного дядьки, желающего выдвинуть своего недоросля в должности. В комедии была представлена острая критика того, как проходят управленческие кадровые процессы в России, и каковы критерии отбора высшего служебного персонала.

Таким образом, «Недоросль» показывает, как Денис Фонвизин охватывал многие актуальные проблемы своего времени, и представлял их в своих произведениях с точки зрения образованного человека и литератора.

Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев

Художественное своеобразие

Новаторство комедии состояло в том, что действие перенесено в обычный помещичий дом. Зрители чувствовали себя участниками пьесы. Комедия изобилует бытовыми подробностями, приметами времени. Герои даже играют в карты и пьют чай.

Заслуживает внимания речь персонажей. Бригадир всех сравнивает с животными, груб, постоянно бранится. Не отстаёт от него и советник. Его речь полна церковнославянизмов и божбы. Этот факт приводит к комичной ситуации, когда он намекает о своей любви бригадирше, проводя церковные аналогии и употребляя старославянские слова. Его набожность внешняя, ханжеская, как и образованность Ивана и советницы, говорящих по-французски. Бригадирша и бригадир всё время просят Ивана говорить по-русски.

«Бригадир». Комедия в пяти действиях, написанная новатором драматургического искусства Денисом Фонвизиным в 1769 году. Сатирическая комедия отличается реалистичностью.

Фонвизин очень точно изобразил конфликт между добродетелью и безнравственностью, умом и глупостью. Драматург желал показать среду, где царит апатия, бездуховность и умственная ограниченность, а значит, ни о каком просвещении речи быть и не может.

Стремление к европейским тенденциям не приживется там, где оно станет всего лишь неудачной пародией. Чтобы начать говорить о высоком, нужно сначала побороть собственное невежество. Д. создал целое исследование нравов общества, которое и воплотил в «Бригадире».

Время создания произведения

Первая комедия Дениса Ивановича появилась на свет в 1769 году. Во время больших событий, происходивших в то время в общественной жизни, писал свое произведение Фонвизин («Бригадир»). История создания его тесным образом связана с ними. Полным ходом в это время шла подготовка к открытию Комиссии, занимающейся составлением нового законопроекта — уложения, которое должно было затронуть все дворянство. Возможно, вовсе не случайно сделал главными героями своей комедии именно дворян Фонвизин («Бригадир»). показывает, что большинство из них, к тому же, были отрицательными персонажами.

Положение Добролюбова и Софьи

Добролюбов говорит советнику, что уже окончен судебный процесс и теперь у него есть 2 тысячи душ. Оказалось, что судьи — взяточники, поэтому Добролюбов вынужден был обратиться «к вышнему правосудию». И вот наконец справедливость восторжествовала. Добролюбов просит у советника руки его дочери. Советница этому рада, однако муж ее сомневается и не дает определенного ответа.

Софья и Добролюбов надеются, что на их брак побудит согласиться корыстолюбие советника. При виде слез бригадирши влюбленные прерывают разговор. Оказывается, что Акулину Тимофеевну снова бранил ее муж. Это человек крутого нрава, который тяжел на руку. Однажды он толкнул жену в шутку так, что женщина чуть было не скончалась.

Очень краткий пересказ “Недоросля”

Семейство Простаковых состоит из двоих родителей и их сына-недоросля, ленивого, капризного и избалованного Митрофанушки, который считает, что ему все вокруг что-то должны. Всеми делами в семье заправляет госпожа Простакова, так как её муж – абсолютно бесхарактерный человек, да и сам Митрофанушка тоже, и этот момент нужно упомянуть в кратком содержании «Недоросля» для читательского дневника. Также с Простаковыми проживает девушка-сирота по имени Софья, которую госпожа простакова хочет выдать замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Её планы резко меняются, когда она узнаёт, что дядя Софьи, богатый немолодой дворянин Стародум, назначил её своей единственной наследницей. Так у госпожи Простаковой рождается новый план – женить своего сына Митрофанушку на Софье, богатой наследнице, и тем самым обеспечить ему спокойную и безбедную жизнь. Мнение Софьи, влюблённой в честного и смелого молодого офицера Милона, разумеется, никого не интересует.

Семейство Простаковых в спектакле «Недоросль»

Когда в деревню, где проживают все вышеупомянутые действующие лица, приезжает Стародум, дядя Софьи, няня Митрофанушки Еремеевна по её приказу пытается насильно увезти девушку, чтобы потом выдать её замуж за «недоросля». Возможно, этот план сработал бы, если не своевременное появление Милона, возлюбленного Софьи, который препятствует её похищению. Чиновник Правдин заявляет, что Софья и Стародум могут подать в суд на Простаковых, но девушка их прощает, собираясь уехать вместе с Милоном и Стародумом. Но это ещё не всё – Правдин предъявляет документ, согласно которому государство берёт имение и деревни Простаковых «под свою опеку», то есть попросту отбирает (причиной тому являются многочисленные жалобы на жестокое отношение Простаковой к слугам). Простакова в отчаянии пытается обнять Митрофанушку со словами «Один ты у меня остался!», но он отталкивает её и грубо говорит «Отвяжись ты!». Стародум предлагает ему поступить на военную службу, и Митрофанушка соглашается. Простакова в отчаянии, а Стародум подводит итог пьесе словами «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои рассказа «Ионыч» Чехова с характеристиками
Основные черты классицизма в литературе

История написания

В 1869 году была издана комедия Дениса Ивановича «Бригадир». Она имела ошеломляющий успех в России и стала величайшим мировым памятником литературы. После её выхода автор десять лет не писал — государственные вопросы и задачи были ему важнее. Однако в воображении писателя появилась мысль о создании нового рассказа. Ещё в начале 70-х годов появились первые заметки, относящиеся к «Недорослю».

С 1778 года Фонвизин длительное время пребывал во Франции. Там он вдохновился книгами, высмеивающими пороки аристократов, мещан и просветительскими идеями Вольтера. Писатель сам был дворянином и наблюдал за жизненными явлениями и недостатками правящего класса в России. Он построил свою пьесу на французский манер, где обнажил и высмеял беспокоящие его вопросы.

Работу над комедией Денис Иванович начал по возвращении домой. Чтобы глубже выразить смысл пьесы, он использовал «говорящие» фамилии. Над сюжетом автор работал 3 года и окончательный результат получил в 1782 году. У императрицы пьеса вызвала неприязнь, но в сентябре премьера всё же состоялась.

Значимость произведения «Недоросль» в современном обществе

«Недоросль» – комедия Д.И

Фонвизина, написанная в XVIII веке, но она остается актуальной и важной и сегодня

Одна из главных тем произведения – проблема идентичности и самоопределения личности. В современном обществе эта тема сохраняет свою значимость, так как люди все еще сталкиваются с проблемой выбора своего места в жизни, поиска своего истинного «Я».

Кроме того, в комедии Фонвизина присутствуют мотивы коррупции и несправедливости, которые также являются актуальными для современного общества. Проблема борьбы с коррупцией в России до сих пор находится на первом месте, поэтому прочтение «Недоросля» может помочь стать более осознанным и открыть глаза на проблемы вокруг нас.

Кроме того, комедия Фонвизина – пример мудрого и юмористического подхода к решению проблем. Эта книга может стать примером для тех, кто ищет способы решения своих проблем и желает научиться смеяться над сложными ситуациями.

Влияние комедии на дальнейшее развитие жанра

Комедия Фонвизина «Бригадир», безусловно, не могла не повлиять на дальнейшее развитие жанра в целом. Она предоставляла будущим авторам множество новых возможностей для раскрытия характеров и образов своих персонажей. Комедия Фонвизина «Бригадир» — произведение, в котором заложены были положения целого нового направления в драматургии. Другие писатели-драматурги подхватили достижения Дениса Ивановича и разработали их еще больше. Это проявилось особенно ярко в творчестве Сумарокова, в частности, в такой его известной комедии, как «Рогоносец по воображению». Писатель здесь вынес на сцену помещичий провинциальный быт, как и Фонвизин («Бригадир»). Анализ произведения на этом завершим — мы выделили самые важные моменты, дополнить его вы можете уже самостоятельно.

Преотличнейший анекдотец рассказал Денис Фонвизин в комедии «Бригадир». Он нарисовал настоящую карикатуру на дворянское общество, полное лицемеров и глупцов, видящих смысл жизни в излишнем, бездумном подражании европейцам, в поддержании статуса светского человека, которое выражается я жеманстве, попытках манерно «кобениться»
и расфуфыренном внешнем виде.

Так, сын Бригадира, например, бредит всем французским, пытается подражать другому народу, не зная толком ничего о собственном, при этом, бедолага, не в состоянии понять, что французы над ним потешаются.

Показательно, что большинство персонажей для читателя не имеют имен, а лишь узнаваемы по роду деятельности (солдафон-невежа Бригадир, чернильная душа Советник, скопидомка Бригадирша, прелюбодейка Советница), их имена упоминаются редко и лишь в диалогах, исключения составляют положительные персонажи – Софья и влюбленный в неё Добролюбов, чья фамилия говорит о его нравственных качествах. А уж сына Бригадира – манерного пустозвона Иванушку, презирающего все нефранцузское, недаром хочется назвать убогим дурачком.

Комична и речь героев – пересыпанная канцеляризмами у советника, перенасыщенная французскими словами у Ивана и Советницы, изобилующая военной терминологией у Бригадира, и простыми словечками «низкого штиля» у Бригадирши. Вот пример речи всех пятерых:

И опять же, нормальной русской речью владеют лишь двое, – Софья и Добролюбов, то есть молодое поколение чистых помыслами людей.

И все эти проблемы вырисовываются на фоне незначительного сюжета о, кхм, банальном волокитстве, причем увлечены штурмом вожделенных пассий все, кроме Бригадирши, не отличающейся умом и не смеющей даже подумать об измене мужу.

Блестящая комедия, ставящая во главу угла вопрос об искоренении невежества и необходимости пересмотра образовательной системы!Фонвизин Д. Бригадир: Комедия в пяти действиях. М.: Университетская типография, 1828.

Фонвизин, читающий «Бригадира» в салоне цесаревича Павла Петровича.

Действие первое

Бригадир, проезжая из Петербурга домой, заехал с женою и сыном в гости к советнику. Бригадир решил женить сына Ивана, который побывал недавно в Париже и поэтому всюду вворачивает французские слова, на дочери советника и падчерице советницы Софье. Мужья делают комплименты жёнам своих товарищей. Бригадир и советник советуют Иванушке читать военные и гражданские документы, бригадирша – расходные тетрадки, а советница – любовные романы. Иван говорит, что, кроме любовных романов, ничего не читает.

Советник рассуждает о том, что в военной службе бригадир – то же самое, что советник в статской, что состояние его могло быть больше, если бы жена не была расточительной. Каждый высказывается о том, какие беседы ему интересны. Бригадир любит говорить о военном деле, советник – о судах и указах, бригадирша – о барышах. Домашнее хозяйство ведут бригадирша и советник, их супругам до этого нет дела.

Бригадир и советник потихоньку восхищаются чужими жёнами. Иван комментирует слова отца по-французски. Отец сына не понимает и просит говорить по-русски. Бригадир гордится тем, что ни он сам, ни его сын никогда не учили грамматики, да она и не нужна. Бригадирша считает, что на книжку тратить деньги не нужно, а советница одну грамматику изорвала на папильотки.

Слуга сообщает о приезде Добролюбова, в которого влюблена Софья. Советница остаётся с Иваном, Советник идёт с бригадиршей гулять по саду.

Сын и советница ругают свою родню. Иван называет родителей дураками, животными и считает себя несчастливым, потому что ему уже 25 лет, а родители его живы. Советница утверждает, что её муж урод. Она рассказывает, что советник оставил службу, когда вышел указ о лихоимстве (взяточничестве), и уехал в деревню, которую успел нечестно нажить. Он скуп, богомолен, днём ворует, а во всенощную замаливает грехи. Отец Ивана молится редко.

Иван расспрашивает советницу, чем она занимается. Советница умирает со скуки, только три часа утреннего туалета, в которые она меняет шляпки, присланные из Москвы, скрашивают её существование.

Иван гадает на себя и выходит, что королю надобно жениться, а дама его не любит. Иван признаётся, что не хочет жениться на Софье. Советница и Иван объясняются в любви друг к другу. Советница рассказывает, что Софья влюблена в Добролюбова. Приходят Софья и Добролюбов. Софья называет предстоящую свадьбу своей погибелью, на которую её толкают батюшка и матушка. Иван и советница уходят. Добролюбов и Софья догадываются, что Иван и советница влюблены, а советник питает страсть к бригадирше, которая этого не замечает. Добролюбов рассказывает, что любовь его к Софье основана на честном намерении, но отец Софьи отказал ему из-за бедности. Любовь же остальных смешна и позорна. Софью не страшит малый достаток Добролюбова, а сам он надеется, что достаток его скоро умножится, если дело его будет окончено в суде.

Действие четвертое

Добролюбов и Софья воспрянули духом, однако девушка отцу не доверяет. Пара видит всхлипывающую бригадиршу: ее затиранил муж. Именует ее только дурой и, чего доброго, «раскроит череп разом». Как-то он в шутку толкнул ее, так у бедной Акулины Тимофеевны аж глаза под лоб закатились. Бригадирша делится историей безответной капитанши Гвоздиловой, которую бил пьяный муж.

Часть собравшегося в доме общества садится за карты (исключая бригадиршу, которой игра «в кадриль» кажется слишком мудреной), а советник с бригадиром – за шахматы.

Бригадирша пускается в воспоминания, как она в молодости игрывала «в хрюшки», хватает со стола карты и портит игру. Только советник умиляется ее речам. Он же, после ухода бригадирши, упрекает ее мужа в черствости. Тот отвечает, что карьере его она никак не способствовала, сына воспитала повесой, а к старости совсем из ума выжила.

После каждый из них начинает хвалить чужую жену. Советнику досадно, что муж кличет Акулину Тимофеевну дурой, и ни во грош не ставит ее верность. Бригадир возражает, что верность хранить легко, когда на нее никто не покушается. В финале беседы оба сходятся на мысли, что быть того не может, чтобы их жены полюбили «чужого мужика».

В чём главная суть статьи Николая Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» — Союз писателей

Отзыв о комедии «Недоросль».

Пьеса написана легким, доступным слогом, она динамична и остра. Диалоги пьесы выразительные, она дала русскому языку немало афоризмов и нарицательных выражений (даже само имя Митрофанушка прочно вошло в русскую речь как синоним невежи). Проблема антагонизма «нового» и «старого» дворянства значительно назрела к концу XVIII века, пьеса оказалась весьма своевременной. Автор показывает, что «новое» дворянство должно стать проводником высоких моральных ценностей и истинной культуры, а «старое» дворянство с его невежеством и деспотизмом отжило свой век. И начинать эти перемены необходимо именно с воспитания молодежи. Об остроте комедии свидетельствует тот факт, что в течение полугода цензура не пропускала ее на театральные подмостки из-за слишком смелой сатиры на существующее положение вещей.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Больше всего в комедии «Недоросль» мне запомнился отрывок беседы Софьи и Стародума во II явлении IV действия. Это интересный диалог, содержащий немало мудрых мыслей и рассуждений о человеческой природе, он пронизан любовью Стародума к юной племяннице. «Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет» — говорит Стародум Софье, желая, чтобы она не принимала близко к сердцу чужую злость и зависть, ведь девушка еще так молода, наивна и чувствительна.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Сговор — договор между родителями юноши и девушки, желающими вступить в брак.
  • Таска — наказание, нагоняй.
  • Пращур — далекий предок.
  • Свойственник — усыновитель, опекун.
  • Благостыня — милосердный поступок, благо.
  • Околоток — ближайшая окрестность, округа.

Разговор Софьи с Добролюбовым

При появлении Добролюбова и невесты Иван с советницей удаляются, оставив наедине влюбленных. Софья догадывается о том, что между ее мачехой и Иванушкой возникли чувства. Она также замечает, что ее отец смотрит с нежностью на бригадиршу, а советницей любуется бригадир. Лишь Добролюбов и Софья друг друга любят «основанной на честных намерениях» любовью. Однако бедность Добролюбова препятствует этому браку. Но он надеется на то, что его достаток увеличится, когда окончится судебный процесс.

Софья просит своего отца, чтобы он не заставлял ее выходить за Иванушку. Однако советник не хочет и слушать: у жениха «деревеньки изрядные». Артамон Власьич говорит, что дочь должна угождать во всем свекрови. Истинной же причиной такого упорства советника является его любовь к бригадирше. Артамон Власьич, выдав за Иванушку свою дочь, сможет часто видеться по родству с Акулиной Тимофеевной.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Проблемы, которые автор поднимает в рассказе:

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: