«горе от ума» — краткое содержание ? пьесы а. с. грибоедова

Кратко «горе от ума» а. с. грибоедов

Краткое содержание Горе от ума по действиям

Действие происходит в начале 19 века, в Москве, в доме богатого чиновника и помещика.

Первое действие Горе от ума краткое содержание

Главная героиня произведения, София, дочь богача Фамусова, помещика и чиновника, влюблена в секретаря отца – Молчалина и тайно встречается с ним. Лизанька, служанка, хранит тайну хозяйки и следит за тем, чтобы никто об этом не узнал.

Вот однажды, Лизанька просыпается и понимает, что Молчалин еще не ушел, так как из комнаты Софии доносятся звуки игры на музыкальных инструментах. Не достучавшись до хозяйки, служанка решает перевести часы, чтобы они зазвонили, тогда их София услышит. Тут появляется сам хозяин, Фамусов, и заигрывает со служанкой. После просьбы Лизаньки прекратить, так как он может разбудить Софию, уходит. Молодые выходят из комнаты, а Фамусов неожиданно возвращается. Он очень удивлен, что Молчалин появился так рано, а тот говорит, что зашел случайно

Когда девушкам удалось уединиться, Лиза ругает хозяйку за неосторожность. София говорит, что они всю ночь общались

Затем, приезжает молодой человек, влюбленный в Софью, это Чацкий Александр, он отсутствовал три года. Павел Афанасьевич хочет выдать Софью за другого человека, Скалозуба, богатого и уважаемого.

Второе действие Горе от ума краткое содержание

Чацкий в беседе с Фамусовым изъявляет желание жениться на Софии, а Павел Афанасьевич отвечает ему, что для начала нужно дослужиться до высоких чинов, на что Чацкий произносит фразу, которая стала крылатой – Служить бы рад, прислуживаться точно. Фамусов приводит в пример своего дядю, который начинал свою карьеру при дворе и не смотря на то, что мог казаться шутом, со временем обрел почет. Во время их разговора входит Скалозуб, потенциальный жених Софьи и они с Фамусовым уходят.

София видит, как Молчалин падает с лошади и лишается чувств. Лизанька старается помочь хозяйке, а Чацкий наблюдает в окно за Молчалиным, который почти не пострадал. София, как только приходит в себя, интересуется Молчалиным и Чацкий начинает понимать, что сердце девушки занято. Но, он не может понять, как мог заинтересовать Софию такой жалкий и трусливый человек и пытается убедить, что Молчалин ее не любит. Молчалин же боится, что узнают об их отношениях с Софией и просит ее быть осторожнее, он не испытывает к дочке богатого чиновника никаких чувств и флиртует с ней по “должности”. А нравится Молчалину Лиза, но та влюблена в Петрушу, который тоже служит в доме.

Третье действие Горе от ума краткое содержание

Чацкий разговаривает с Софией и пытается узнать, кому принадлежит ее сердце, возможно это Молчалин или Скалозуб, но она отвечает уклончиво. Затем, Чацкому предоставляется возможность пообщаться с Молчалиным, который нахваливает тех, кто богат и знатен. Таким образом, Чацкий убеждается в ничтожестве Молчалина.

Вечером Фамусовы встречают в своем доме гостей на бал, богатых и влиятельных людей, в числе которых супруги Горечи, старуха Хлестова, графиня Хрюмина, семейство Тугоуховских. Чацкий удивлен, как когда-то бравый военный, Платон Михайлович Горич, изменился, он стал покорным мужем и ленивым, а его жена кокетничает и жеманничает. Дамы обсуждают наряды друг друга и мужчин – какого чина и состояния и кто может стать потенциальным женихом. Один из гостей, Загорецкий, пытается услужить дамам, а Платон Михайлович говорит, что тот мошенник. Молчалин хвалит собачку Хлестовой, чем заслуживает ее уважение.

Чацкий же, видя такое общество,  довольно дерзок и ироничен, чем заслуживает возмущение. Кроме этого, поведение Молчалина с его услужливостью вызывает у Чацкого насмешки. София не довольна поведением Александра Андреевича и пускает слух, что он не в своем уме. Чацкому становится не уютно среди такого общества. Он не доволен тем, как живут в Москве и преклонением перед французами.

Четвертое действие Горе от ума краткое содержание

Бал подходит к концу и все гости собираются по домам. Чацкий, спрятавшись за колонной наблюдает за тем, как Молчалин признается в любви служанке Лизаньке. Отношения с Софией он объясняет тем, что это просто необходимость для продвижения по карьерной лестнице. София тоже слышит этот разговор и выгоняет Молчалина из дома. Чацкий высказывает Софии все, что думает об их отношениях, она променяла их любовь на отношения с подлецом. В это время появляется Фамусов и из того, что он говорит, становится понятно, кто назвал Чацкого сумасшедшим. Он грозит дочери отправить ее в деревню, так как она разговаривает с безумцем.

Надежды Чацкого провалились, он разочарован, София дала ему напрасную надежду, оскорблены его лучшие чувства. Он понял, что места ему в таком обществе, как фамусовское, нет, он кричит – карету мне карету и уезжает.

Краткое содержание

Действие 1

В первом действии пьесы «Горе от ума» мы знакомимся с главным героем, молодым дворянином Молчалиным и его другом Скалозубом. Они обсуждают свои проблемы и жалобы на жизнь. Молчалин рассказывает о своей любви к красавице Софье, а Скалозуб советует ему устроиться в государственную службу.

Молчалин — типичный представитель интеллигенции своего времени. Он обладает знаниями и способностями, но не может найти свое место в жизни. Его друг Скалозуб отличается  своей активностью и решительностью. Он советует Молчалину заняться государственной службой. Однако тот не соглашается с ним, так как считает, что такая работа не соответствует его уму и образованию.

Таким образом, первое действие пьесы устанавливает характеры главных героев и показывает их проблемы и желания. Это действие также является введением в сюжет и подготавливает зрителя к развитию событий, которые происходят в последующих действиях.

Действие 2

Действие пьесы  происходит на балу у графини Вяземской. Где главный герой, Молчалин, наконец-то встречает Софью, свою возлюбленную. Но, несмотря на его ум и образование, Молчалин не может найти общего языка с ней, их разговор прерывается появлением Чацкого, отца Молчалина, который устраивает скандал на балу.

Этот эпизод в пьесе является одним из самых драматических и насыщенных событиями

Помимо конфликта с Чацким, в этом действии важно отметить знаменитый монолог Молчалина, в котором он выражает свою философию жизни. В этом монологе Молчалин критикует общество своего времени и выражает свое недовольство тем, что люди ориентируются на внешние признаки, а не на внутренние качества

Кроме того, в этом действии показаны характеры главных героев в более ярком свете. Молчалин, несмотря на свои знания и образование, показывает свою неуверенность и незрелость в общении со своей возлюбленной. Софья, в свою очередь, демонстрирует свою независимость и силу характера.И это делает ее более привлекательной в глазах зрителя.

Таким образом, второе действие пьесы «Горе от ума» является важным этапом в развитии сюжета и характеров главных героев. Оно показывает, что даже образованный и умный человек может столкнуться со сложностями в общении с людьми, если не учитывать их внутренние качества. Этот эпизод также подчеркивает тему морали и человеческих ценностей, которые являются главной мыслью всей пьесы.

Действие 3

В третьем действии пьесы  Чацкий рассказывает Молчалину о своих проблемах в браке с Молчаниной, которая готовится выйти замуж за Скалозуба. Молчалин узнает об этом и решает навестить Скалозуба, чтобы выяснить, правда ли это.

В доме Скалозуба Молчалин устраивает скандал, обвиняя Скалозуба в предательстве.В это время Молчанина и Молчанова подают заявление о своей помолвке, что приводит к еще большей возмущенности Молчалина.

В конце действия Молчалин и Скалозуб поют дуэтом, что является одной из самых ярких и запоминающихся сцен в пьесе.

Действие 4

В последнем действии пьесы «Горе от ума» происходит развязка сюжета. Молчалин и Софья находят общий язык, и она соглашается выйти за него замуж. Чацкий примиряется со своей женой Молчаниной. Однако, в конце пьесы Молчалин остается один и понимает, что его ум без нравственности — это горе. Автор выражает свою философскую мысль о том, что образование и ум не могут заменить моральные принципы и человеческие ценности. Молчалин осознает, что его бесполезные знания и интеллектуальные способности не могут принести ему счастье, если он не научится быть более человечным и моральным человеком

Таким образом, финал пьесы становится своеобразной моральной победой добра над злом и подчеркивает важность нравственности и духовных ценностей в жизни человека

Собственное мнение о пьесе

Я считаю, что «Горе от ума», в первую очередь, справедливо подчеркивает социальное неравенство и общественные противоречия. Однако также справедливо пьеса заявляет, что от этого неравенства и противоречий никуда не деться – просто потому, что так устроено общества. После революции 1017 года Россия делала попытку построить общество людей, где все были бы равны, и эта попытка провалилась. То, что мы имеем сейчас – очень похоже на общество Фамусовых. Только в нашем мире потребность в высоком социальном положении заменяет потребность в потреблении материальных благ (и вся рыночная экономика на этом строится). Но когда появляется человек, который заявляет нам, что наш взгляд на мир и ценности – неправильные, мы едва ли примем его в свой круг с распростертыми объятиями.

Литературное направление

В основном произведение написано по канонам классицизма. На это указывают многие признаки, в том числе:

  • Соблюдение принципа трёх единств: действие происходит в одном и том же месте, присутствует лишь одна сюжетная линия, временной отрезок пьесы — 24 часа.
  • Наделение персонажей лишь одной «выпуклой» чертой характера. Герои комедии достаточно явно разделены на «хороших» и «плохих».
  • Тематическая направленность. Классицизм ратует за победу здравого рассудка над чувствами. Автор пьесы пытается донести мысль о том, что умственное развитие гораздо важнее страстей. Так, Чацкий вполне мог остаться в «фамусовском» обществе и, уподобившись ему, завоевать сердце своей возлюбленной, но не делает этого, дабы не предать свои нравственные идеалы.

Также заметно влияние романтизма — нового в ту пору направления. Романтичен образ Чацкого, непонятого окружающими и пришедшего в общество с теми суждениями, которое это общество принять не готово. Он, как и другие герои-романтики, обречён на одиночество.

Видны и реалистические нотки. Так, автор не стремится идеализировать персонажей и показывает многогранность характеров некоторых из них. Реализм заключается и в злободневности тем, поднятых автором.

Главные герои

Все персонажи пьесы очень яркие и имеют неоднозначную, но запоминающуюся характеристику. Большинство из них принадлежат к консервативному аристократическому обществу, но главный герой выделяет среди них свободомыслием, так как он является человеком нового поколения – не только физически, но и духовно.

Основные персонажи:

  1. Александр Чацкий – главный герой. Молодой человек, которому не нравятся общественные устои, и он смело об этом заявляет. Влюблен в Софью.
  2. Павел Фамусов – отец Софьи. Богатый государственный служащий, который считает, что главное в жизни – это добиться высокой должности. Хочет выдать дочь замуж за полковника, который той совсем не симпатичен.
  3. Софья Фамусова – красивая молодая девушка. Мечтает о любви. Равнодушна к Скалозубу и к Чацкому, но с последним решает пофлиртовать на публику. Влюблена в секретаря Молчалина, который не подходит ей по социальному статусу.
  4. Алексей Молчалин – небогатый секретарь, работает у Фамусова. Делает вид, что влюблен в его дочь, чтобы получить расположение чиновника. На самом деле испытывает симпатию к служанке Лизе.
  5. Скалозуб – уже немолодой полковник, получивший высокий пост и всеобщее уважение. Не умен.

В комедии используются «говорящие» фамилии, отражающие характер некоторых героев. Например, это Скалозуб и Молчалин.

Главная мысль

Главная мысль пьесы заключается в том, что ум без нравственности — это горе. Автор показывает, что даже самый умный и образованный человек не может быть счастливым, если он не умеет жить по законам морали и чести. Пьеса ставит вопросы о месте человека в обществе, о роли интеллекта и морали в жизни каждого человека. Это произведение до сих пор остается актуальным и занимательным, и является обязательным для прочтения всем, кто интересуется русской литературой и классической комедией.

Важно отметить, что «Горе от ума» — это не только комедия, но и глубокая философская пьеса. А.Грибоедов, создавая свое произведение, задумался о многих вопросах, которые до сих пор являются актуальными

Он критиковал тогдашнее общество и показывал, что настоящая жизнь — это не только ум и знания, но и моральные принципы и человеческие ценности. Пьеса является уроком для всех, кто стремится к знаниям и развитию, но не хочет забывать о своих моральных обязательствах.

Несмотря на то, что пьеса была написана более 200 лет назад, ее темы до сих пор актуальны и знакомы нам. Мы все сталкиваемся с выбором между умом и сердцем, между знаниями и моралью. «Горе от ума» — это произведение, которое помогает нам лучше понимать эти противоречия и находить выход из них.

При этом, кроме философских и общественных вопросов, в пьесе присутствует и любовная линия, которая также является важной частью сюжета. Молчалин и Софья — это необычная пара, которая связана не только взаимными чувствами, но и общей судьбой

Их любовь сталкивается с рядом препятствий, но в конце концов они находят друг друга и находят свое место в жизни. Эта любовная линия добавляет пьесе романтизма и эмоциональной глубины, что делает ее еще более привлекательной для читателей.

Таким образом, «Горе от ума» — это не только замечательная комедия и философская пьеса, но и произведение, в котором сочетаются многие темы и идеи. Это произведение является уроком для всех, кто стремится к знаниям и развитию, но не хочет забывать о своих моральных обязательствах. Пьеса до сих пор остается актуальной и занимательной, и мы с удовольствием читаем ее сегодня, как и в прошлом.

Главные герои

Главным героем пьесы является молодой дворянин Молчалин, который влюблен в красавицу Софью. Он обладает высоким умом и образованием, но при этом неспособен к реальным действиям и не имеет моральных принципов. Это приводит к ряду комических ситуаций, которые разворачиваются в течение всей пьесы. Молчалин — типичный представитель интеллигенции своего времени, он обладает знаниями и способностями, но не может найти свое место в жизни.

Также в пьесе присутствуют другие яркие персонажи, такие как его друг Скалозуб, который отличается от Молчалина своей активностью и решительностью.

Его отец Чацкий — представитель старой знати, который выступает в роли морального авторитета.

И его кузина , Молчанова, которая в пьесе играет важную роль в сюжете. Молчанова является романтическим персонажем, она любит Молчалина и желает быть с ним вместе, несмотря на его неуклюжее поведение и недостаток моральных принципов.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершён начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Действие 2

Фамусов разговаривает со слугой, говоря ему, чтобы тот достал календарь отметить дела и встречи, на которых необходимо присутствовать. Позже приходит Чацкий, который интересуется состоянием Софьи и спрашивает ее отца, как бы он отреагировал, если бы Александр попросил руку и сердце его дочери. Мужчина же ему в ответ сказал, что должен тот служить и получить высокий чин. Но гость с этим не согласен, он рад служить, но не прислуживаться. Тогда Фамусов называет его гордецом, и рассказывает историю о своем дяде, достигшем большого чина из-за умения прислуживаться. Но, по мнению Чацкого, нужно хорошо выполнять свое дело, а не подлизываться к людям, которые выше по чину. Его оппонент считает, что с таким подходом молодой остряк ничего не достигнет.

В этот момент приезжает полковник Скалозуб, которого хозяин дома считает идеальным кандидатом для его дочери, и сам интересуется у него этим вопросом. Но в разговор встревает Чацкий, начиная говорить об окружении Фамусова, в котором чин играет более значимую роль, чем сам человек. Пожилой дворянин же обвиняет гостя в инакомыслии, а позже удаляется, оставляя двух кандидатов на руку своей дочери наедине.

Спустя пару минут, в комнату прибегает Софья в состояние испуга. Посмотрев в окно, она падает без сознания, думая, что Молчалин погиб, упав с лошади. Чацкий же позже отмечает, что с мужчиной все хорошо и он жив, но беспокоиться так можно только за «лучшего друга». Барышня обвиняет его в холодности, открывая перед проницательным собеседником свое истинное отношение к Молчалину.

Появляется секретарь, который извиняется за произведенную из-за него суматоху. Софья также говорит, что слишком бурно на все реагирует. Вскоре Чацкий, а за ним и Скалозуб покидают комнату. Героиня выказывает все свое беспокойство Молчалину, он же в ответ обвиняет ее в излишней откровенности, которая может их сгубить. Лиза же советует пообщаться с Чацким, дабы избежать ненужных обвинений в сторону Молчалина. Барышня уходит к отцу, оставляя наедине горничную и своего возлюбленного, который начинает заигрывать со служанкой и признаваться ей в любви. Софью же он любит только по должности, а так она его вообще не интересует. После его ухода заходит в комнату госпожа, которая просит Лизу передать, чтобы Молчалин зашел к ней.

Незнакомые слова

Поскольку пьеса написана около 200 лет назад, в ней встречаются слова, которые сейчас уже не используются в русском языке. Среди них:

  1. «Сударь» — уважительное обращение к мужчине дворянину.
  2. «Оказия» — удобный случай для чего-либо.
  3. «Скоморох» – актер, который разъезжает по стране и выступает сразу в нескольких направлениях.
  4. «Почивать» или «започивать» — лечь спать.

Эти слова едва ли пригодятся нам в повседневной речи, но стоит знать их значение хотя бы потому, что они могут встретиться в классической художественной литературе (которая в большинстве своем как раз-таки в XIX веке и создавалась).

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Действие 4

Гости разъезжаются. На Чацкого, который стоит у кареты, налетает опоздавший к балу господин Репетилов и начинает взахлёб рассказывать о «секретнейшем союзе», из «умнейших членов Английского клуба», в котором он состоит. Однако из рассказа Репетилова явствует, что заседания «союза» сводятся к совместному питью шампанского, сочинению водевилей, пению любовных итальянских арий. Главный «гений» союза, Ипполит Удушьев (его прообразом, видимо, послужил известный Пётр Чаадаев) пишет глубокомысленные сочинения, но пока так ничего и не издал, к тому же он «крепко нá руку нечист».

Улучив удобный момент, Чацкий скрывается от надоедливого Репетилова в швейцарскую. Оттуда он слышит, как подошедший Загорецкий рассказывает Репетилову: «Чацкий – сумасшедший». Эти слова тут же подтверждают Тугоуховские и Хлёстова.

Когда все они уезжают, Чацкий выходит из швейцарской и потрясённо гадает, откуда могла возникнуть такая ложь о нём. Вверху, на лестнице опустевшего дома, показывается Софья со свечой в руке. Не узнав в темноте Чацкого, она спрашивает: «Молчалин, это вы?», но тут же понимает свою ошибку и скрывается у себя в комнате.

Чацкий прячется за колонну, решая следить за тем, что будет дальше. Он видит, как к комнате Молчалина подходит Лиза и зовёт его к Софье. Софья и сама вновь появляется наверху, начиная тихо спускаться по лестнице. Молчалин, не замечая её, опять заигрывает с Лизой. Та стыдит его за измену барышне, однако Молчалин откровенно признаётся: он ухаживает за Софьей лишь потому, что она – дочь его начальника.

Софья выходит из темноты и становится перед Молчалиным. Тот бросается перед ней на колени, молит о прощении, ползает у её ног. Чацкий появляется из-за колонны со словами: «Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»

На шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Молчалин успевает вовремя скрыться, и Фамусов решает, что застал Чацкого на любовном свидании с Софьей. В гневе он отказывает Чацкому от дома, а дочь грозит отправить «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».

Чацкий с горечью произносит свой заключительный монолог, упрекая Софью за то, что она «завлекла его надеждой», не признаваясь в любви к другому. Он пророчит: Софья ещё помирится с Молчалиным («муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей»), и восклицает:

С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, — Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!

Чацкий уезжает. Фамусов усматривает в его последних словах лишь «чепуху безумца», более всего волнуясь, как бы слухи о происшествии в его доме не дошли до княгини Марьи Алексевны.

Действие 3

Терзаясь ревностью к Софье, Чацкий допытывается у неё, как она относится к Молчалину. Софья говорит, что она не любит Молчалина, а просто сострадает этому кроткому, тихому юноше, которого Чацкий слишком зло высмеивает. Софья уходит. Встретив Молчалина, Чацкий расспрашивает, как он поживает. Молчалин хвалится, что недавно был повышен по службе: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – замечает Чацкий. Молчалин в ответ намекает, что Чацкий просто завидует ему. Чацкий спрашивает мнение Молчалина о начальниках. Тот отделывается фразой: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Чацкий приходит к выводу, что Софья и вправду не может любить такое ничтожество.

Вечером в доме Фамусова готовятся к балу. На него собирается всё фамусовское общество . Чацкий видит, как к крыльцу подъезжают знакомые ему гости. Из кареты выходит Платон Горич, недавно храбрый боевой офицер, который теперь женился на красавице Наталье Дмитриевне, попал под каблук жены, изнежился, потерял волю. Появляется семья Тугоуховских: глухой князь и пожилая княгиня, озабоченная лишь поисками женихов для своих шестерых дочерей. Узнав, что Чацкий холост, княгиня тут же посылает мужа звать его на обед, но, услышав потом, что он небогат, командует супругу быстрее идти обратно. Входят ворчливые графини Хрюмины – бабушка и внучка. Вбегает суетливый лгун, шулер и аферист Загорецкий. Приезжает Скалозуб, а потом и свояченица Фамусова, старуха Хлёстова. Услужливый Молчалин, заискивая, гладит собачку Хлёстовой и восхищается её шёрсткой.

Чацкий подходит к Софье, вновь насмехаясь над льстивыми ужимками Молчалина. Та приходит в бешенство. Когда Чацкий удаляется, к Софье подходит с вопросом о нём господин N. Софья раздражённо говорит, что Чацкий не в своём уме. Господин N принимает эту сказанную в сердцах фразу буквально, а Софья, заметив это, не спешит с разъяснениями и опровержениями.

Господин N рассказывает о «сумасшествии Чацкого» другому господину, и вскоре эта новость распространяется среди всех присутствующих на балу. Её передают друг другу с прибавлениями. Сплетник Загорецкий уверяет даже, что Чацкий недавно сидел на цепи в сумасшедшем доме. Светское общество недолюбливает умного, ироничного Чацкого и злорадствует по поводу его «безумства». Фамусов говорит, что причиной сумасшествия стала излишняя учёность, советуя «забрать все книги бы, да сжечь». Скалозуб рекомендует ввести в школах и гимназиях армейскую дисциплину.

Ничего пока не зная, об этих пересудах на свой счёт, Чацкий пытается завести разговор о низкопоклонстве москвичей перед иностранными обычаями и модами, но гости бала испуганно шарахаются от него.

Характеристика главных героев Горе от ума

Герои поделены на отрицательных и положительных, отношение автора к ним четко угадываются. Например, София, относится к положительным героиням и вызывает симпатию. Но, в то же время, увлеченная Молчалиным, хоть и понимает его ничтожность, постоянно лжет. Рассмотрим подробнее характеристики главных героев.

Чацкий

Это единственный положительный персонаж. Он честен, прямолинеен, бескомпромиссен, свободно мыслит, но из-за этих качеств он оказывается гонимым в московском обществе того времени. Светскому обществу удобнее отнести его к умалишенным. Никто не хочет прислушиваться к его суждением, которые, порой, острые и резкие. Его отвергает главная героиня, София, ради трусливого и не особо умного человека – Молчалина.

София

Героиня образована, умна и наблюдательна. Во всей пьесе нет больше ни одного героя, который был бы способен так остроумно и резко отвечать на выпады Чацкого. Но, положительные качества Софьи деформированы воспитанием и сентиментальными романами. Ее взгляды оторваны от реального мира, она предпочитает романтику.

Фамусов

В этом герое можно наблюдать такие качества, как косность, фальшь и показушность московского светского общества. Он предпочитает ленивое благополучие настоящим жизненным ценностям. Его волнует признание общества, которого можно добиться только высоким чином, лестью, полезными связями. Людей оценивает не по поступкам, а по статусу, почитает власть имущих.

Молчалин

Молодой человек, не имеющий принципов, гордости, представления о достоинстве и чести. У него отсутствует собственное мнение и понимание, что такое нравственность. Чтобы продвинуться по службе, он готов на любые отношения, предательство и подлость. Покорный и тихий он пытается угодить Фамусову, так как от него зависит продвижение по службе и пусть однообразная и скучная, но зато обеспеченная жизнь.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: