Причины образования и описание
Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.
Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.
Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:
- концентрация промышленных центров в отдельных районах;
- заинтересованность в ведении торговли между городами, имеющими выход к морю, а также их обособление для удовлетворения собственных интересов, а не общегосударственных;
- распад земельно-общественных отношений, образование первой гражданской общины, которая стала носителем публичной власти.
Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.
Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.
Колониализм
Еще одна общая черта различных греческих полисов — колониализм. Поскольку в гористой местности Греции было мало пахотных земель, процветающий полис быстро перерос свою ограниченную окружающую сельскую местность. По мере роста населения необходимо было искать новые источники пищи. Спартанцы решили эту проблему, завоевав и поработив своих соседей. Это стало возможным благодаря относительной равнинности Пелопоннеса по сравнению с остальной Грецией. У большинства греческих полисов такой возможности не было; вместо этого они основали колонии в другом месте.
Используя Средиземное море в качестве торгового пути, греческие полисы могли перевозить урожай за сотни миль, чтобы прокормить растущее население дома. И наоборот, колонии позволяли полису переселять часть своего населения в другое место и, таким образом, уменьшать скученность. Наконец, основание колоний на стратегических позициях позволяло городам-государствам контролировать торговые пути и расширять свое влияние. В результате греки основали колонии от Малой Азии до Пиренейского полуострова. Действительно, Южная Италия была настолько густо заселена греками, что римляне позже назовут Южную Великую Грецию или Великую Грецию.
Спарта — военное образование со строгими правилами
Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:
- власть номинально правящих царей была минимальной;
- во главе стоял совет старейшин;
- реальной властью обладала сходка высших военных чинов.
Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.
Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.
Спартанское воспитание
По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.
Спартанские мальчики начинали своё обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.
Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.
Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты
Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.
Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которыми дорожила спартанская община.
Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счёт дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счёт взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.
Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.
В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из неё же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почётное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паёк спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.
Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.
На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.
Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке, спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.
Становление демократии
Демократия в Древней Греции отличалась от современной, так как была только для ограниченного круга граждан.
Рис. 1. Древние Афины.
Политических прав не имели рабы и женщины, по сути, это была рабовладельческая демократия. Учитывая соотношение свободных граждан к рабам, доступ к управлению имели около 15 % граждан.
Первым этапом становления демократии в Афинах следует считать кризис олигархического строя и период законодательной деятельности Драконта и Солона. В 621 году до н. э. Драконт впервые составил писанный свод законов для Афин. С этим событием связывают появление выражения «драконовские меры», то есть связанные со строгими наказаниями.
Политическим последствием восстания Килона, пытавшегося установить тиранию, стали реформы Солона, проведённые в VI веке до н. э. К этому времени в Афинах уже существовал ареопаг, верховный суд, а также пост архонта — высшего должностного лица.
Содержание реформ Солона было таким:
- Прощение долгов.
- Запрет на превращение должников в рабов.
- Деление афинян на сословия.
- Ослабление позиций родовой аристократии.
- Доступ представителей всех сословий к участию в деятельности суда и народного собрания — «экклесии».
После реформ Солона, в середине VI века до н. э., в Афинах был период тирании Писистрата. Таким образом к концу века в Афинах, с одной стороны, сохранились консервативные институты, например ареопаг, а с другой — широкие слои общества требовали ещё большей демократизации.
Рис. 2. Афинская демократия.
Географические регионы
Город-государство Фивы, будучи старше остальных, развивался в центральной Греции и был окружен равнинами. Эта земля была пригодна для сельского хозяйства, так как хорошо орошалась местными водными источниками. И наоборот, Афины были расположены на полуострове, окруженном горами и морем, что давало ему естественную защиту от захватчиков и географию для его обширного военно-морского флота. Существование этого флота также имело решающее значение для торговли, особенно в продовольственных товарах, так как естественная местность не поддавалась земледелию. Наконец, Спарта не только имела горную защиту, как Афины, но и имела доступ к рекам для воды и Лаконской равнине, что позволило городу-государству удовлетворить свои сельскохозяйственные потребности. Конечно, рабочие были низшими классами.
Гомеровский период или «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)
Гомеровский период в древнегреческой истории получил название в честь прославленного поэта Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах.
Древнегреческий поэт-сказитель Гомер
Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.
Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века». Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.
История Древней Греции этого времени не самая лучезарная. Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя. Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.
В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.
Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.
Правительство
Греческие города-государства не имели единой формы правления. Их руководящие структуры были столь же разнообразны, как и сами города-государства. У большинства была какая-то форма олигархии, где несколько элит правили остальными. Спарта была среди них, имея как совет, так и двух царей, которые специально контролировали военные вопросы. Эта организация особенно примечательна тем, что город-государство определял себя завоеванием. Самой уникальной формой правления во всем эллинистическом мире была демократия или правление народа. Эта форма возникла сначала в представительной демократии, затем в прямой демократии. Многие из опор демократического движения сохранились до современной эпохи.
Образование греческих колоний.
Первоначально греческие корабли приставали на короткое время к чужим берегам и купцы обменивали изделия Греции на товары, в которых она нуждалась: на хлеб, скот, шерсть, рыбу, а также на рабов. Затем греческие города-государства стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей.
В Греции в VIII-VI веках до н. э. было немало желающих переселиться в заморские страны. Ремесленники и торговцы рассчитывали найти в этих странах сбыт своим товарам. Бедняков гнала туда нужда. Гесиод писал, что они уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть».
Ожесточённая борьба между демосом и аристократами также заставляла греков покидать родные места. При победе знати её противники принуждены были бежать из Греции, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов.
Походы Александра Македонского и возникновение новых государств
Ослабленная многолетней войной между полисами, Греция стала легкой добычей северного соседа — Македонии. В своем общественном и культурном развитии Македония значительно отставала от Греции: там слабо развивались города, ремесло, морское дело. Усиление этой страны началось при царе Филиппе II (359–336 гг. до н. э.), который был талантливым полководцем, энергичным реформатором и грамотным политиком. Он провел серию реформ, из которых наиболее известной является военная реформа, сделавшая армию Македонии мощной.
В 338 г. до н. э. Македония подчинила практически всю Грецию. Но теперь Филиппу II надо было ее объединить, что не удавалось еще никому. Он призвал эллинов объединиться и нанести удар могучей Персии. Идея общей войны должна была сплотить греков и македонян. Однако Филипп вскоре был убит.
Преемником Филиппа II стал его сын Александр, который был готов реализовать планы отца. В 334 г. до н. э. он начал поход против Персидской империи. За 10 лет были завоеваны огромные территории от Египта до Индии.
Силой оружия Александр создал огромную державу, в которую вошло множество народов с различными древними культурами, религиями, образом жизни. Традиции восточной деспотии переплелись с идеалами полисной демократии, а культура древних цивилизаций Древнего Востока — с греческими рациональными идеями. Слияние культур повлияло и на Александра Македонского: все чаще он вел себя как восточный владыка, требовал всеобщего поклонения, при его дворе утвердился восточный церемониал, началось обожествление Александра.
Период взаимодействия культур получил название «эллинизм» и стал важным этапом в развитии народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. После смерти Александра Македонского сложилось около десятка больших и малых государств, которые историки объединили понятием «эллинистические».
Формой политического строя эллинистических государств была монархия, в которой сочетались традиционные для Древнего Востока деспотические формы государственной организации и управления с элементами греческого (полисного) устройства и общественно-политической жизни. Господствующий слой населения в них составляли греко-македонские завоеватели, а также принявшая греческую культуру местная знать. В городах греческое население собиралось на народные собрания, но вместе с тем греческие цари обожествлялись на восточный лад, носили титулы древневосточных владык.
Эллинистические царства просуществовали почти три века.
Сущность полиса
Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община
Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис
Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.
Фундамент храма Зевса в карийском полисе Алабанда. (Wikimedia.Commons)
В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.
Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.
Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.
Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.
Фаланга гоплитов. (Wikimedia.Commons)
В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.
Периодизация древнегреческой истории
Древнегреческая цивилизация и государственность не принадлежит к числу древнейших на планете. Но все же ее история охватывает два тысячелетия и проходит через несколько этапов, серьезно различающихся по своим основным характеристикам. Поэтому историки выделяют в древнегреческой истории несколько периодов:
- крито-микенский (III-II тыс. до н.э.);
- гомеровский (XI-IX вв. до н.э.);
- архаический (VIII-VI вв. до н.э.);
- классический (V-IV вв. до н.э.);
- эллинистический (IV-I вв. до н.э.).
Далее продолжали существовать греческая культура и ряд греческих традиций, но не государственность. В результате военных поражений Греция стала римской провинцией и подчинилась римским правителям. В греческой истории были периоды как прогресса, так и регресса. Начала формироваться греческая государственность в эпоху бронзы.
Бонус: Византий
Наиболее интересно сложилась судьба небольшой греческой колонии на берегу Босфора. Основанный в VII в. до н.э. город тысячу лет прозябал на задворках истории, существуя за счет торговли, рыбной ловли и взимания пошлины с торговых кораблей.
История провинциального городка изменилась с приходом к власти в Риме императора Константина. Честолюбивый правитель по достоинству оценил географическое расположение Византия и приказал построить на его месте Новый Рим — Константинополь (столица Римской империи).
Так древняя колония стала столицей Римской империи, дав к тому же имя восточной его части. Еще через 1000 лет город был захвачен турками и превращен в Стамбул, жемчужину турецкого государства.
Карта Босфора и города Византий
История древнегреческих полисов – это сменивший эпоху расцвета период глубокого упадка. Почти все крупные поселения в Средние века оказались заброшены и восстановлены с нуля уже в XIX в. Сейчас Греция – лишь бледная тень величественной античной цивилизации.
Структурные элементы и институт гражданства
Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.
Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.
В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.
Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:
- получение земельной собственности;
- имущественный ценз;
- разрешение иметь элементы тяжелого вооружения.
Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:
- огородничество;
- виноградарство;
- хлебопашество;
- скотоводство;
- оливководство;
- садоводство.
Микены и Троя
В период расцвета минойской цивилизации на острове Крит (середина 2 тысячелетия до н.э.), на территории Греции образовалось Микенское государство. Оно сформировалось под влиянием Критской цивилизации. Греки заимствовали у критян:
- систему водоснабжения и канализацию;
- некоторые религиозные обряды и особенности культуры;
- систему государственного устройства;
- стиль одежды.
Город Микены, расположенный на Пелопонесском полуострове, объединил под своей властью большинство племен Южной Греции. На тот период времени, многие греческие области находились в зависимости от Крита, выплачивали острову дань.
Запоминаем новые слова!
Дань – это старинный налог, взимаемый государством — победителем с побежденного народа. Дань с покоренных племен собирали не только деньгами (золотом и серебром), но и продуктами питания, ремесленными изделиями, шкурами животных, скотом и прочими ценностями.
В самой верхней точке города Микены располагался царский дворец. Его защищали крепостные стены, пройти которые можно было через вход – Львиные ворота. Свое название ворота получили по двум скульптурам львов, символически охраняющих микенский дворец.
Фото Львиные ворота
Как и на Крите, царь Микен одновременно являлся высшим правителем государства, верховный жрецом и главнокомандующим войсками. Часто микенские цари совершали завоевательные походы на острова Эгейского моря, соседние земли, расположенные в Малой Азии. Один из таких походов был совершен против Трои, по инициативе Микен началась знаменитая Троянская война.
Троянская война
Древняя Троя – богатый город, расположенный на побережье Малой Азии, через который проходил пролив, соединявший Эгейское и Мраморное море. Выгодное географическое положение позволило Трое стать важнейшим центром торговли между Древним Востоком и Западом. Не удивительно, что ее захотели завоевать греки – ахейцы.
Троянская война началась около 1200 года до нашей эры и продлилась долгие десять лет. Согласно легендам, причиной войны между Микенами и Троей,стало похищение троянским юношей Парисом прекрасной Елены –жены греческого царя Менелая. Множество греческих государств объединились, чтобы отомстить за обиду, нанесенную греческому царю, а значит и всей Греции. Но троянцы героически отстаивали свою Родину долгие годы, и греки пошли на хитрость- изготовили Троянского коня (статую лошади, в которую забралось множество греческих воинов).
В одно утро троянцы обнаружили, что греческие корабли исчезли, войска отступили, а на побережье стоит величественная статуя лошади. Они решили, что это подарок от греков, в честь примирения и пронесли Троянского коня прямо в центр города. Ночью, когда герои троянской войны праздновали победу, внезапно из коня вылезли тысячи греческих воинов. К тому времени к берегу причалили греческие корабли, Троя была захвачена и сожжена.
Оказывается!
История о Троянской войне дошла до современных людей благодаря поэме древнегреческого поэта Гомера – «Иллиаде». Долгое время, все что было описано Гомером, люди считали вымыслом. Однако в 19 веке немецкий ученый Шлиман нашел и откопал легендарный город Трою. На сегодняшний день достопримечательности Трои находятся на территории современной Турции.
Колонизаторская деятельность полисов
Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).
Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.
Рис. 3. Карта греческих колоний.
Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.
Что мы узнали?
Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Города-государства.
В VIII-VI веках до н. э., одновременно с образованием государств в Афинах и Спарте, возникли рабовладельческие государства и в других греческих городах. Самостоятельное государство образовалось почти в каждом городе; кроме города, оно включало окрестные деревни. Такие государства называются городами-государствами. На Пелопоннесе самым могущественным из них была Спарта. Самым большим и богатым городом-государством Средней Греции были Афины.
В городах-государствах шла ожесточённая борьба за власть и за землю между демосом и аристократами. Во многих городах, как и в Афинах, демос добился отмены долгового рабства и получил право участвовать в управлении государством. В других же городах-государствах аристократы удерживали власть в своих руках и сурово расправлялись с демосом. Тяжёлое и бесправное положение демоса в таких городах-государствах хорошо показал в басне греческий поэт Гесидд, живший в конце VIII — начале VII века до н. э.
Греция (Ελλάδα)
Греция — государство в Южной Европе на Балканском полуострове. Страна омывается водами Эгейского моря на востоке, Ионического на западе, Средиземного на юге. Греция граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. Является унитарной парламентской республикой, государственной религией которой признано православие. Население говорит на греческом языке.
Греция известна своей замечательной природой, увлекательной историей и богатой культурой. Страна считается колыбелью цивилизации, родиной демократии и философии, математики и физики, а также Олимпийских игр. Древние археологические памятники, богатейшее культурное наследие, мягкий климат и песчаные пляжи делают Грецию одним из главных туристических направлений Европы.
Флаг Греции