Художественные приемы
Состав можно определить по количеству различных событий, описанных в тексте. Стихотворение может состоять из одной или нескольких частей. В некоторых случаях переход очевиден, как, например, в описании того, как главный герой жил сначала в Лондоне, а затем в России. Часто, однако, разделение очень условно.
При этом необходимо учитывать темп работы. За исключением верлибра (белые стихи), текст имеет специфическую окраску. Достаточно взять прямоугольник и подчеркнуть каждую фонетическую букву. Затем вам нужно поставить тон на каждое слово — определить схему чередования ударных и неударных слогов. Полученный результат называется футом, который затем можно использовать для расчета его размера. Двуногая стопа состоит из двух слогов, а трехногая — из трех слогов.
Двуногий:.
- хорей — ударение на первом слоге;
- ямб — ударение на втором слоге;
- пиррихий — два безударных слога;
- спондей — два ударных слога.
Три позы хода, кольцевая, амфибия, во время подъема. Авторы могут использовать СМИ для придания эмоциональной окраски своему произведению.
К средствам выражения относятся
- эпитеты — красочные описания, чаще всего это прилагательные;
- метафора — слово или выражение, которое употреблено в переносном значении;
- олицетворение — «оживление» неживых предметов и явлений.
Дома также бывают разных типов. Например, в мужском гомосексуализме тон сортируется на последний слог, а в женском гомосексуализме — на предпоследний слог. Можно использовать и другую сортировку. Неравномерные гомосексуалисты со словами в первой и третьей строках рифмуются с двумя соседними строками, первая рифмуется с четвертой и второй строками, а вторая — с круговым ритмом.
Чтобы понять, что значит анализировать стихотворение, нужно проделать не одну письменную работу. Лучше всего начать с простой письменной работы. Затем переходите к более сложным письменным работам.
Как аннотировать стихотворение
Подготовьте ручку и бумагу, если вам нужно будет делать заметки. Или добавьте аннотации, если это необходимо.
Прочтите стихотворение как можно медленнее.
А как насчет названия?
Как стихотворение выглядит на странице? Форма? Длинная? Короткий? Станцы? Единый плотный блок?
Что предлагает вводная строка? Устанавливает ли это тон стихотворения?
Запишите любые необычные слова или фразы, которые привлекут ваше внимание, а также любые вопросы или предложения, которые могут у вас возникнуть. Например, некоторые предложения могут напоминать вам другое стихотворение, которое вы прочитали, или какое-то недавнее событие, о котором вы слышали или пережили, может иметь отношение.
Подчеркните важные, озадачивающие, соединительные слова и фразы.
Литературные / поэтические приемы Asterisk, такие как сравнение, метафора и т
Д.
Повторите процедуру, на этот раз считывая на нормальной скорости. Постарайтесь вникнуть в смысл, который пытается передать поэт. Если вы находитесь на экзамене, возможно, вы не сможете читать вслух, поэтому читайте про себя как можно яснее, полностью усваивая каждое слово.
- Любые сделанные вами заметки могут пригодиться вам позже, поэтому сохраните их все.
- Вы можете сделать перерыв на минуту или около того, чтобы согласовать свои мысли, но не теряйте концентрацию на этой ранней стадии. Ваше третье прочтение должно быть таким же, как и первое. Не торопитесь, когда вы проходите мимо уже знакомой территории. По мере продвижения вы будете делать мысленные снимки тех предложений, которые являются для вас «ключевыми» или имеют большее значение. Лучше записывать любые идеи, которые приходят вам в голову.
Используемая поэтом символика
Многие поэты используют символику в своих стихотворениях, чтобы помочь читателю лучше понять основную мысль произведения
При анализе стихотворения важно обратить внимание на используемую поэтом символику и тщательно проанализировать ее значения и контекст
Символы могут быть физическими предметами, животными, цветами или абстрактными понятиями. Они могут иметь универсальное значение или быть конкретно связанными с авторской биографией или культурой.
В стихотворении может быть использовано множество символов, каждый из которых может передавать различные смыслы и тонкие нюансы. Например, символы цветов могут олицетворять разные эмоции или настроения. Черный может символизировать смерть или горе, а красный – страсть или ярость.
Также можно использовать символы, связанные с природой. Например, символическое значение огня может быть связано с трансформацией, очищением или жаром страсти. Вода может символизировать жизнь, очищение или неизвестность.
Кроме того, поэты могут использовать символы, связанные с историческими событиями или религиозными образами. Например, символы креста или единорога могут обозначать веру или надежду.
Очень важно помнить, что значение символов может различаться в разных культурах или литературных традициях. При анализе стихотворения нужно учитывать именно тот контекст, в котором оно было написано
Анализ символики в стихотворении поможет углубить понимание основной мысли произведения и раскрыть его глубину и смысл для читателя.
Метафоры и переносные значения в стихотворении
Стремясь передать свои мысли и эмоции, поэты часто используют метафоры и переносные значения. Эти стилистические приемы позволяют создать образности и глубину в стихотворении, а также расширить его смысловой диапазон.
Метафоры – это фигуры речи, при которых одно слово или выражение заменяются другим, которое имеет с ними некоторую семантическую связь. В стихотворении метафоры могут быть использованы для передачи сложных эмоциональных состояний, описания природы или пейзажа, а также для характеристики героев.
Переносные значения – это использование слов или выражений в переносном смысле, когда они утрачивают свое прямое значение и приобретают новую символическую интерпретацию. В стихотворении переносные значения могут быть использованы для создания аллегорий или символов, а также для подчеркивания главной мысли и темы произведения.
Метафоры и переносные значения в стихотворении помогают читателю понять более глубокий смысл произведения, расширить свое восприятие и переживание. Некоторые стихотворения полностью построены на использовании метафор и переносных значений, в то время как в других они встречаются лишь иногда.
Важно отметить, что метафоры и переносные значения могут быть интерпретированы каждым читателем по-разному, и это является одной из особенностей поэзии. Они позволяют каждому читателю вносить свое собственное значение и идентифицироваться с произведением
Как проанализировать стихотворение
- Читайте стихотворение медленно. Попробуйте прочитать вслух, если это возможно.
- Определите рассказчика, персонажей, сюжет и литературные приемы в стихотворении.
- После того, как вы прочитали и поняли стихотворение, попробуйте вставить стихотворение в свои слова. Это поможет вам уточнить смысл стихотворения.
- Теперь попробуйте определить основную идею стихотворения. Основная идея говорит нам, что это за история. Это может быть выражено в одном или двух предложениях.
Теперь, когда вы знаете, как читать и понимать стихотворение, давайте перейдем к теме стихотворения. (Прочитайте, Как Анализировать Стихотворение для длинного описания.)
Собираем все вместе, чтобы проанализировать стихотворение Симуса Хини «Копать»
Копать
Между моим пальцем и большим пальцем
Ручка для приседания лежит; так же уютно, как пистолет.
Под моим окном чистый скрипучий звук
Когда лопата вонзается в гравийную землю:
Мой отец копает. Я смотрю вниз,
Пока его напряженная крупа среди клумб.
Низко
наклоняется, поднимается лет через двадцать. Наклоняется в ритме через сеялки для картофеля,
Где он копал.
Грубый ботинок прижимался к
проушине, вал плотно прижимался к внутренней стороне колена.
Он выкорчевал высокие верхушки, глубоко закопал яркий край,
Чтобы разбросать молодой картофель, который мы собрали,
Любя их прохладную твердость в наших руках.
Ей-богу, старик умел обращаться с лопатой,
Как и его старик.
Мой дед умел за день срезать больше дерна,
чем любой другой человек на болоте Тонера.
Однажды я
принес ему молоко в бутылке, небрежно закупоренной бумагой. Он выпрямился,
чтобы выпить его, затем сразу же упал и тут же
принялся Никинг и аккуратно резать, взбивая дернину
через плечо, копая все вниз и вниз
Ради хорошей травы. Копаем.
Холодный запах картофельной плесени, хлюпанье и шлепок
Сырого торфа, резкие порезы лезвия
Сквозь живые корни пробуждаются в моей голове.
Но у меня нет лопаты, чтобы следовать за такими людьми, как они.
Между моим пальцем и большим пальцем
Ручка для приседания лежит.
Я буду копать с этим.
Учет авторского контекста и биографии
Определение темы стихотворения может быть сильно облегчено, если учитывать авторский контекст и биографию поэта. Знание общих черт и особенностей жизни автора может помочь расшифровать его интенции и намерения, выраженные в стихотворении.
Авторский контекст включает в себя все то, что связано с жизнью и творчеством поэта
Важно узнать, в какую эпоху он жил, какие течения в литературе были актуальны в то время, какие идеи и концепции его интересовали. Это поможет понять, какие темы и мотивы были характерны для литературы той эпохи, и какие из них могли быть переняты автором стихотворения
Биография поэта также играет важную роль в определении темы стихотворения. Факты из жизни автора могут иметь прямое отражение в его поэзии. Знание о событиях, которые повлияли на его жизнь и эмоциональное состояние, может помочь найти ключ к пониманию его стихотворения. Например, если известно, что автор переживал трудные моменты или проходил через определенный период изменений, это может отразиться в его текстах и помочь определить их тематику.
Учет авторского контекста и биографии часто является неотъемлемой частью анализа стихотворения. Он дает дополнительную информацию и помогает более точно определить тему текста. Успешный анализ стихотворения требует умения узнавать и интерпретировать эту информацию, а также умения связывать ее с текстом самого стихотворения.
Тютчев, стр. 147-149
1. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Весенняя гроза»?
Геба — богиня юности дочь ЗевсаГромокипящий кубок с неба, (гром, молнии)Смеясь на землю пролила (дождь)Таким образом Ф.И. Тютчев описывает грозу.
1. Основной темой стихотворений является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна.2. Гром, образ которого присутствует в каждом четверостишии. В стихотворениях ключевым образом являются «воды». Для создания ярких образов весенних паводков и ручьёв автор использует олицетворение (воды «шумят», «будят», «бегут», «гласят»), а так же перифраз «мы молодой весны гонцы».3. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное — она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит. В конце мы видим одушевлённое настроение автора4. Олицетворение- особый вид метафоры, перенесение черт живых, одушевлённых существ на неодушевлённые предметы и явления. Метафора- перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста.5. Тютчев показывает молодость и веселье, бурлящие и переливающиеся звуки грома и бегущих ручьёв, юность и озорство природы, и гром не страшный- он грохочет, «резвяся и играя», и раскаты «молодые», и дождик у него совсем маленький, свежий, весёлый.
Есть в осени первоначальной…
1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражён картиной вокруг. Произведение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.
4. Какое настроение создаётся в стихотворении с помощью системы художественных образов?
С помощью эпитетов, сравнений, метафор, антитез и рифм, поэт передаёт картины осеннего периода под названием «бабье лето». Природа еще дарит тепло, но первые признаки холодов уже видны. Но всё ещё мы можем насладиться чудесными осенними пейзажами и картинами. А поэтому от стихотворения веют чувства гармонии, одухотворённости, спокойствия, умиротворения. Немного проступает чувство грусти и лёгкой печали.
-
Назад
-
Вперед
Определение и смысл
Тема стихотворения – это центральная идея, которая раскрывается в его содержании. Она может быть выражена явно или скрыто в тексте, но всегда является основным фокусом поэта. Тема стихотворения может быть любой – от любовных чувств до социальной или философской проблемы.
Основная мысль стихотворения – это конкретное утверждение или сообщение, которое автор хочет передать читателю. Она может быть выражена явно или косвенно, через образы и символы.
Понимание темы и основной мысли стихотворения помогает читателю увидеть глубинный смысл текста, анализировать его и находить в нем новые смысловые оттенки. Кроме того, эти понятия помогают установить связь между формой и содержанием поэтического произведения.
Тема: | Чувство любви и разочарования |
---|---|
Основная мысль: | Любовь может привести к радости и счастью, но также может вызвать горечь и разочарование. |
Изучение настроения и образов стихотворения
Для определения настроения стихотворения, обратите внимание на эмоциональную атмосферу, которую создает автор. Используйте такие ключевые слова, как «грустный», «радостный», «меланхоличный» или «веселый», чтобы описать эмоции, которые вызывает стихотворение
Образы в стихотворении являются визуальными и символическими представлениями, которые автор использует для передачи своей мысли и темы. Образы могут быть предметами, событиями, местами или персонажами, которые помогают создать определенную атмосферу и передать конкретные идеи.
Обратите внимание на повторяющиеся образы, метафоры и сравнения в стихотворении. Эти литературные устройства могут подчеркнуть основную мысль стихотворения и помочь вам определить его тему
Пример:
В стихотворении «Осень» автор использует образы увядших листьев, прохлады и уходящего солнца, чтобы передать настроение меланхолии и утраты. Метафора осени как символа увядания и приближения зимы подчеркивает тему временности и ухода.
Изучение настроения и образов стихотворения поможет вам лучше понять и оценить его значимость и эмоциональную силу. Это важные инструменты для анализа стихотворений и раскрытия их основной мысли и темы.
Продолжаем анализ поэзии
Есть разные способы проанализировать стихотворение, чтобы лучше его понять, а также сдать экзамен. Я собираюсь обрисовать здесь метод, который подойдет как студентам, так и тем, кто читает для удовольствия.
Есть различные элементы, которые являются общими для всех стихотворений — сюжет, рифма или отсутствие, ритм и т. Д. — и читатель должен решить, что именно поэт пытается сделать с каждым элементом.
Одно дело читать, другое — узнавать, как и почему. Анализ заключается в том, чтобы разрушить, чтобы построить снова, понять целое. В конце концов, вы лучше оцените стихотворение.
1. Прочтите медленно
Во-первых, прочтите стихотворение медленно, прочувствуйте строки. Прочтите второй раз, если можете, медленно. Делайте грубые заметки, если нужно.
Сосредоточьтесь на названии. Почему поэт выбрал такое название? О чем идет речь в стихотворении? Запишите идеи, которые могут у вас возникнуть. Если строки не пронумерованы, посчитайте их и держите номер под рукой. То же самое проделайте и со строфами.
Отсканируйте стихотворение и углубитесь в предмет
Обратите внимание на форму слов на странице, размер, общий «вид» стихотворения. Отметьте особые линии, события, впечатления
Выявление основной идеи через контекст и образы
При анализе стихотворения важно обратить внимание на контекст и образы, чтобы выявить основную идею произведения. Контекст включает в себя все элементы текста, такие как строфы, стихи, ритм и рифма. Он позволяет понять общую тему стихотворения и намекает на важные идеи или эмоции, которые автор передает
Он позволяет понять общую тему стихотворения и намекает на важные идеи или эмоции, которые автор передает
Контекст включает в себя все элементы текста, такие как строфы, стихи, ритм и рифма. Он позволяет понять общую тему стихотворения и намекает на важные идеи или эмоции, которые автор передает.
Образы — это визуальные или аудиальные образы, которые автор использует для передачи своих мыслей и чувств. Они могут быть в виде метафор, сравнений, символов или гипербол.
Чтение стихотворения внимательно и осознанно поможет вам выявить основную идею
Обратите внимание на тональность произведения — позитивную, негативную или нейтральную. Подумайте, какие эмоции вызывает текст и какие образы используются для их передачи
Также полезно обратить внимание на оппозиции и дуальности, которые могут быть в тексте. Это может быть противопоставление хорошего и плохого, света и тьмы, радости и горя
Анализируйте, какие идеи и образы связаны между собой и как они взаимодействуют.
Изучение ритма и размера стихотворения также может помочь вам понять основную идею. Некоторые ритмы и размеры могут быть связаны с определенной эмоциональной составляющей — например, быстрые ритмы могут передавать волнение или напряжение.
В конечном счете, чтобы выявить основную идею стихотворения, необходимо внимательно проанализировать текст, искать взаимосвязи между идеями и образами, а также учесть контекст и эмоциональную составляющую произведения.
Форма или структура стихотворения
Форма или структура стихотворения определяется путем изучения строк, чтобы увидеть, соответствуют ли они установленным правилам. Стихотворение может принимать разные формы. Классическая поэзия обычно имеет определенную форму, в то время как большая часть современной поэзии имеет неопределенную форму.
Как заметил Джон Леннард в своей превосходной книге «Справочник поэзии», «у всех строк есть ритм, а у всех стихотворений — форма» .
Например, свободный стих может иметь строки разной длины, отражающие повседневную речь 21 века; нет традиционного соблюдения ударения, метра (метр в американском английском) или слога. Ритм и рифма могут быть незапланированными, а последнее может и не произойти.
Наиболее распространенные формы поэзии включают:
- пустой стих — несимметричные строки ямбического пентаметра.
- куплет — две строчки с рифмой или без.
- tercet — трехстрочная строфа с рифмой или без нее.
- четверостишие — четырехстрочная строфа с рифмой или без.
- сонет — четырнадцать строк обычно пентаметра ямба с различными схемами рифм. может быть Petrarchan, итальянским или английским / шекспировским.
- villanelle — девятнадцать строк по пять третей плюс четверостишие, написанное ямбическим пентаметром. Строки 1, 6, 12, 18 должны повторяться, как и строки 3, 9, 15, 19.
- сестина — шесть строф, каждая из шести строк, оканчивающихся на терцет. Конечные слова первой строфы = abcdef должны затем стать faebdc cfdabe ecbfad deacfb bdfeca с tercet eca или ace и включать три оставшихся конечных слова.
- pantoum — четверостишие, в которых строки 2 и 4 первой строфы повторяются в строках 1 и 3 второй.
Станца
Строфа или стих — это группа строк, составляющих все стихотворение. Некоторые стихотворения состоят из множества строф, другие могут состоять только из одной.
Пример пустого стиха —
Уоллес Стивенс из Sunday Morning.
Обратите внимание на метр (метр в британском английском), который представляет собой ритм ударов и ударений слогов. Обе эти строки состоят из 10 слогов, которые можно просканировать так:. Пример терцет —
Пример терцет —
Роберт Фрост, знакомый с ночью
Пример не рифмованного катрена —
Эмили Дикинсон: Они заткнули меня в прозе 445 (613)
Примерный план
Проанализировать стихотворение достаточно сложно, поэтому стоит придерживаться определенной структуры. Она поможет правильно выстроить текст и увидеть все ли аспекты рассмотрены.
Примерный план:
- История создания — год написания и публикации, на фоне каких событий появилось и т. п.
- Краткий пересказ сюжета.
- Разбор образов и символов.
- Составляющие композиции.
- Художественные приемы — ритм, размер, рифма, средства выразительности, идея и тема.
При составлении краткой справки о жизни поэта можно указать в каком направлении работал автор. Например, Маяковский был приверженцем футуризма, а Сологуб символистом.
План анализа
Конечно, в разных учебных заведениях и у разных преподавателей могут быть немного разные требования к анализу, но общий обзор выглядит следующим образом
Автор, название и история создания работы.
Анализ формы стихотворения.
Какой размер стихотворения используется?
Какова структура стихотворения (количество и расположение строф и изгибов)?
Какой литературный смысл и художественные средства выражения (тропы) используются в произведении?
Каков тип стихотворения (форма) и его литературная направленность?
Проанализируйте содержание стихотворения.
В чем смысл названия?
Кто является рассказчиком? Кто такой поэт?
Какова тема, мотив или смысл стихотворения?
Есть ли неизвестные слова или выражения? Что они означают?
Каков общий тон стихотворения? Какие эмоции включены?
Каков сюжет? Что такое
Есть ли закономерность или повторение слов, фраз или идей?
Поиск ключевых слов и повторов
Определение основной мысли стихотворения может быть трудной задачей, но поиск ключевых слов и повторов в тексте может помочь нам в этом.
Ключевые слова — это выражения или термины, которые встречаются чаще всего в стихотворении и могут быть связаны с его главной идеей. Чтение текста с фокусом на эти слова поможет лучше понять авторское намерение и тематику стихотворения.
Повторы также могут быть важными индикаторами основной мысли. Автор может использовать повторы слов или фраз, чтобы подчеркнуть определенные идеи или создать эмоциональный эффект. Повторение может также быть характерным для определенного стиля или жанра стихотворения.
Чтобы найти ключевые слова и повторы, полезно выделить основные элементы текста, такие как существительные, глаголы и прилагательные. Проведите анализ, отмечая слова или фразы, которые повторяются или являются особенно яркими и эмоциональными.
Другой метод — составление таблицы с указанием слов и их частоты встречаемости в тексте. Это поможет наглядно представить, какие слова наиболее часто используются в стихотворении и могут быть связаны с его основной мыслью.
Слово | Количество повторений |
---|---|
любовь | 3 |
свет | 2 |
тоска | 4 |
счастье | 1 |
Анализ этих данных поможет нам выделить наиболее часто используемые и важные слова в стихотворении, которые могут быть связаны с его центральной идеей.
Используя поиск ключевых слов и повторов, мы можем более глубоко понять основную мысль стихотворения и передать ее в своем анализе.
Упражнение для определения темы стихотворения
Давайте посмотрим на некоторые примеры, чтобы практиковать этот метод.
Прочитайте это стихотворение «Человек, которого он убил», написанное Томасом Харди.
Какова основная идея стихотворения?
Человек убивает другого человека на поле битвы. Но если бы они встретились в баре, они могли бы стать друзьями. Итак, что заставило этого рассказчика убить другого?
Каковы повторяющиеся элементы в стихотворении?
Повторные слова стреляли / стреляли и враги
Паузы между строк ( «Я застрелил его, потому что -»)
Какой урок персонаж выучил в конце?
Человек, которого он убил, ничем не отличался от него.
Как странно война
Каковы большие проблемы или универсальные концепции, о которых говорит поэт в этом стихотворении?
В этом стихотворении поэт использует двух персонажей, чтобы указать на разрушительность войны. Фраза «Как странна и любопытна война» является четким свидетельством попытки поэта критиковать войну.
Чему поэт учит своих читателей?
В этом стихотворении поэт ставит под сомнение цель войны и осуждает убийство друг друга ради войны.
Что такое тема стихотворения?
Таким образом, тема стихотворения может быть истолкована как бесполезность войны.
Изображение предоставлено:
«Человек, которого он убил, Харди, 1910». Томас Харди — «Смеющиеся времена и другие стихи» (Public Domain), издательство Commons Wikimedia.
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция
При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание. Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А
П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе
Суть и значение
Суть стихотворения может быть разной: автор может рассказывать о своих чувствах, выражать мысли о любви, природе, обществе или религии. Она также может касаться философских или этических вопросов
Важно понимать, что каждый автор ставит свои уникальные задачи и может подойти к трактовке основной мысли по-разному
Значение стихотворения заключается в его способности вдохновлять, волновать или оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Через стихи мы можем увидеть мир по-новому, почувствовать красоту языка и насладиться эстетическими ощущениями. Стихотворение может стать отражением наших собственных мыслей и чувств, и помочь нам лучше понять себя и окружающий мир.
Каков тон (или настроение) стихотворения?
Какой основной тон создается стихотворением? Меняется ли это по мере развития стихотворения?
Кто говорит в стихотворении? Это написано от первого лица, от третьего лица? Есть ли в стихотворении четкий образ человека? Кому принадлежит голос? Есть ли у говорящего совесть, роль; они упоминают других людей? В разных частях стихотворения может быть несколько голосов, поэтому обязательно запишите, где они встречаются (номер строки и строфы).
Что происходит или произошло в стихотворении? Запишите тему или темы и все описанные важные события.
Где действие стихотворения во времени и пространстве? В настоящем, прошлом или будущем? Может быть, стихотворение находится в чьей-то голове или в саду? Насколько важны географические условия для общей темы стихотворения?
Язык поэмы
Типичные вопросы, которые вы можете получить на экзамене —
Как поэт использует язык, чтобы передать настроение и смысл?
Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на соотношение между предметом и формой.
Изучите методы, которые использует поэт для создания напряжения в стихотворении.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
- История создания.
- Смысл названия.
- Жанр произведения.
- Тема, идея и проблематика.
- Композиция и ключевые моменты сюжета.
- Конфликт в произведении.
- Система героев и образов.
- Позиция автора.
- Художественные средства.
- Выводы.
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Жанр
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
- экспозиции;
- завязке;
- развитии действия;
- кульминации;
- развязке;
- постопозиции.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
- эпитеты и метафоры;
- гиперболы и литоты;
- метонимии и синекдохи и пр.
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Раскрытие символических образов
Символические образы в стихотворении могут представлять как конкретные предметы и явления природы, так и абстрактные понятия и эмоции
Они могут иметь множественную интерпретацию, поэтому важно учитывать контекст и образы, используемые поэтом
Для раскрытия символических образов необходимо обратить внимание на повторяющиеся элементы и детали в тексте. Это могут быть повторяющиеся слова, образы, символы и метафоры
Также стоит обратить внимание на контекст и образ жизни и времени, когда стихотворение было написано. Нередко символические образы связаны с культурной или исторической сферой.
Однако важно помнить, что раскрытие символических образов не является единственной целью анализа стихотворения. Различные образы исследуются в контексте остальных элементов (темы, метра, ритма и т
д.), чтобы понять глубинную философию произведения и найти его основную тему и мысль.
Для лучшего понимания символических образов стоит обращаться к дополнительным источникам, таким как литературные исследования, комментарии к стихотворению или к самому автору, если таковые доступны. Это поможет расширить контекст понимания и более глубоко проникнуть в суть произведения.
В итоге, понимание и раскрытие символических образов в стихотворении помогает насладиться истинной красотой и искусством слова, а также понять глубинный смысл произведения и передачу авторских мыслей и эмоций.