Тематика произведения
В стихотворении «Дума» поэт затрагивает множество различных тем. Краткий обзор каждой поможет читателям лучше понять суть:
- Главная тема произведения — сущность человека. Лирический персонаж с большой долей скепсиса относится к современному поколению. Лермонтов не видит в нем будущего. Он утверждает, что общество живет без целей и смысла, равнодушно относится к добру и злу.
- Автор представил исчерпывающее описание своего времени, рассмотрел тематику власти и высказал к ней собственное презрение. Современников Михаил Юрьевич отнюдь не случайно прозвал «рабами». Дело в том, что после восстания декабристов дворяне не принимали участия в жизни государства, они закрылись в своем мире удовольствий, чтобы не касаться общественных проблем.
- Тематику преемственности поколений автор не обошел стороной в своем произведении. Ошибки отцов оказали влияние на «молодое племя». Именно их опыт стал причиной бездействия подростков, отсутствия у них желания прогрессировать. Лирический персонаж беспокоится о духовном наследии.
- В произведении преобладают чувство безысходности, грустные настроения, угрызения совести. Герой язвительно описывает общественные пороки, себя он также относит к тем, кого обвиняет.
Анализ содержания
Основная тема лермонтовской «Думы» — своеобразная направленность сатиры текстов на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, которого невольно представляет. Посвященное человеческому социальному поведению, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной человеческой души. Анализируя Лермонтовскую Думу, следует отметить, что композиционная структура произведения выполнена по авторскому замыслу. Первый катрен содержит простое утверждение: суждение о молодежи 1930-х годов. Эта часть — своего рода пролог ко всему произведению. Следующие восемь катренов развивают и демонстрируют эту идею. Поэта беспокоит мысль, что многие его современники живут на ошибках отцов».
он убежден, что свободу нужно поддерживать, бороться за нее и не сдаваться.
Автор обеспокоен отсутствием у его современников сильных чувств, твердых убеждений и привязанностей.
Что касается жанра, то следует отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но одно невозможно отличить от этого. В начале стихотворения вы можете проследить ораторские приемы, использованные автором. Но постепенно этот тон сменяется более спокойным, романтичным, полным печали.
В центре всего повествования поэт ставит проблему безысходности, возникшую из-за инертности его современников. Герой лирики — довольно уставший и безмерно одинокий человек. И это при том, что он со всех сторон окружен людьми. Создавая поэму «Дума», он не пытается бороться с накопившимся вокруг него недоразумением. Рассмотрим лучший вариант выжить все внутри, само по себе. Героя не волнует физическая смерть. Гораздо больше беспокоит духовная смерть, смерть чувств, эмоций.
Стихотворение «Дума» Лермонтова: анализ
Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.
Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.
После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение — результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.
Тема стихотворения «Дума» Лермонтова
Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.
Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия – смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.
Жанр стихотворения
«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.
Средства выразительности
Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.
Символика, образы
- Безусловно, задевается проблема отцов и детей. Именно «ошибки отцов» герой считает причиной бездеятельности и безынициативности современного поколения. Под ошибками подразумевается декабристское восстание (1825 г). Попытка что-то изменить, которая не увенчалась успехом, убеждает молодёжь, что любое стремление к справедливости, выражение личного мнения не имеет смысла. Соответственно, с малых лет жизнь томит их, а опасность вызывает позорное малодушие.
- Лирический герой не обманывается и считает себя частью современного поколения. Однако осознанность и печальный взгляд на недостатки сверстников невольно выделяют его из общей массы. Он грустит о своей безысходности, ведь ярмо времени тянет его в праздность. Даже потомкам он не сможет оставить что-то стоящее. Он – заложник судьбы, обречённый нести бремя закономерностей исторических и социальных.
- Люди вокруг воспринимаются героем, как бездушное общество без духовности. Ни ценностей, ни стремлений, ни убеждений у таких существ нет. Однако герой не отрицает, что неразрывно связан с обществом и является таким же, как и они. Их объединяет вечная нить, обусловленная историческим прошлым.
- Ранний плод – символ современного поколения. Люди рано взрослеют, рано увядают, но их существование не несет никакой пользы. Будто фрукт, что не обрёл ни запаха, ни вкуса. Их ум погублен праздностью, а душа разлагается от несвободы.
- При прочтении цепляют глаголы «извлекли» (подразумевается сок), «иссушили». Этими словами автор намекает на увядание и гибель поколения. Они не ощущают вкуса, сока жизни, вынужденные скрывать свои эмоции и чувства, дабы не нарваться на насмешки лицемерного общества.
Основная идея
Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.
Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова (Вариант 2)
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.
Тема
Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.
Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли никем не замеченными и бессмысленно.
Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Жанр
Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.
Средства выразительности
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.
Михаил Лермонтов — Дума Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
Михаил Лермонтов — Дума: Стих
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства — Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».
Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей
Очень высокую оценку дал произведению Белинский
Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.
«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.
После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.
Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.
В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.
Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.
Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.
Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.
Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».
Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова
Произведение было написано поэтом на пике популярности, и признано общественностью как личный манифест автора.
Тема стихотворения
Стих отличается особой глубиной мысли, нехарактерной для молодежи, философским осмыслением прошлого и будущего своей страны и своих сверстников. «Дума» содержит определенный опыт размышлений и наблюдений молодого автора. В ней описывается поколение светских людей во времена правления Николая I, известные своим определенным духовным упадком и кризисом.
После неудавшегося восстания декабристов усилилась цензура и гонения на вольнодумие, что привело к появлению целого поколения молодежи, очень образованной и начитанной, но крайне безынициативной и равнодушной.
Об этих тенденциях и рассуждает М.Ю. Лермонтов, о возможностях и потерянных ориентирах молодых людей, обреченных на проживание пустых жизней. В произведении отражены социальные и нравственные искания поэта, который принадлежит к кризисному поколению, но, тем не менее, не собирается сдаваться бесцельному существованию.
Композиция, жанр, размер
Композиционно стих не делится на части, а представляет постоянные размышления автора. Связь между строфами отсутствует, каждая из них – это определенный тематический блок размышлений. Давая в первой строфе общую характеристику поколению, автор в следующих развивает эту основную мысль.
Каждое размышление посвящено осмыслению современного поколения молодежи, жизнь которой посвящена бесцельному проживанию времени, без духовности и огня в сердце. Строфы посвящены описанию жизненных приоритетов современников Лермонтова: отношению к жизни, к добру и злу, к науке и умению воспользоваться ее плодами, к мечтам и искусству. Завершает произведение пророчество автора об уходе из жизни, который не тронет сердца потомков.
Жанр стихотворения — элегия, гражданская лирика с использованием сатиры.
Размер стихотворения обусловлен жанром. Стих написан шестистопным ямбом с переходами на четырех- и пятистопный. Это дает произведению размеренный, медлительный темп, соответствующий печальным задумчивым размышлениям, которым предается молодой поэт.
Образы и тропы
Главный образ произведения – молодое поколение, которое ничего не радует ничего в жизни, а лишь томит. Молодежь, живущая ошибками отцов, изображена автором. Их будущее – пусто, к настоящему они равнодушны, искусство и мечты не трогают их сердец, при том, что это люди высокообразованные, с большим потенциалом.
В тени остается лирический герой, которому принадлежат эти размышления. Он употребляется местоимение «мы», потому что также является частью этого поколения. Но сатира и некоторых сарказм в изображении молодежи говорят о том, что он – приверженец другой, оптимистичной и чувственной, позиции.
Автор дает характеристику поколению при помощи второстепенных образов – преждевременного плода среди цветов, гостя на чужом празднике, угрюмой толпы. Эти художественные приемы помогают наиболее точно передать ощущения и особенности внутренней жизни бесполезной молодежи. Проглядывает также образ предков, отцов с их «роскошными забавами» и «ребяческим развратом».
Эпитеты, которые использует автор, полны печали и мрачного чувства: «позорно малодушны», «осиротелый», «презренный», «бесплодный», «горькою», «тайный». Автор ярко раскрывает образ при помощи эмоциональных метафор: «тощий плод», «лучший сок». Помогают точнее выразить характеристики образов и сравнения: «как пир на празднике чужом», «как ровный путь без цели».
Частое употребление слов «высокого» стиля придает произведению торжественность и масштабность призыва к гражданской позиции сверстников.
Проблематика
Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».
Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.
Путь к духовной бедности как неминуемая трагедия общества во время упадка культуры
Говоря об упадке культуре, мы имеем в виду период в истории страны, когда материальная сторона выходит на первый план. Культуролог Александров называет такие моменты в развитии культуры любой нации декадансом, точкой перехода, «перевалом» ментального цикла. Эмоциональная скупость и переизбыток праздных развлечений обрекает общество на душевное убожество. Все высокое и духовное уступает место материальным выгодам и простым инстинктам. Желания, ограниченные лишь вкусной едой и сексуальными утехами, дают обществу жажду жизни и при этом страшное душевное заледенение:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови…
О том, что в светском высшем обществе требования к молодежи ограничиваются лишь умением кое-как говорить на французском языке, уметь непринужденно и элегантно кланяться, блистать на балах в роскошных нарядах высмеивалось не раз
Пушкин в поэме «Евгений Онегин» тоже обращает на это внимание:. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил …
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил …
Именно такое, слишком легкомысленное, отношение светского общества к жизни Лермонтов считал губительным, ведущим к бесславному и пустому финалу:
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда …
Основная тема
поведение обычного человека в обществеобличительные стихотворные строки
С младых лет «в начале поприща», когда юноши должны гореть, творить, совершать безумства, мечтать и претворять свои мечты в жизнь, они «вянут без борьбы». Не предпринимается никаких попыток к сопротивлению, лишь «позорное малодушие перед лицом опасности».
Грусть и пессимистическая тональность слышатся с первых же строк произведения, ведь поэт считает поколение современников лишенным будущего: оно «иль пусто, иль темно…». И даже просвещение в устах автора – не луч постижения знаний, а докучливое «бремя», ибо ведет к скепсису и «сомненью». Данное положение – катастрофа целого поколения.
В чем же Лермонтов видит истоки такого нигилизма. На смену радужным перспективам и чаяниям общества периода декабристского восстания пришло горькое разочарование и укрепление консервативных позиций. Потому «ошибки отцов» и извлеченные уроки дезориентируют молодежь, лишая светлых устремлений и смысла существования: «и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…».
Внутренняя неустроенность, лишение жизненных основ, душевная дисгармония – вот удел младого племени. Ведь жизнь по течению – это угасание, сравнимое с «тощим плодом, созревшим до времени» — ни красоты в нём, ни пользы! Моральная убогость, «равнодушие к добру и злу» — такими эпитетами характеризует Лермонтов представителей своей социальной группы.
Любые благие жизненные цели не делают разумной и наполненной жизнь его современников:
- наука «бесплодна» и лишь бесполезно «иссушает ум»;
- «страсти» — это обман и «неверие»;
- поэзия и искусство не вызывают восторга и «ум не шевелят»;
- любовь и ненависть «случайны», без «жертв ни злобе, ни любви».
Состарившееся до поры поколение не считает удовольствиями и развлечения своих предков, им скучны «роскошные забавы». Так что же остается, когда нет истинной любви, дружбы, служения Отечеству? Смерть, кончина, как в моральном, так и физическом смысле. «И к гробу мы спешим без счастья и без славы…». И закономерным итогом является забвенье потомков, которые заклеймят «угрюмую толпу» «презрительным стихом…».