Основные направления развития мирового транспорта
Развитие транспорта в мире после Второй мировой войны продолжалось, и это вполне естественно, примерно такими же темпами, как и мировая экономика. Однако существенное влияние на развитие транспорта оказало перераспределение собственности — изменение форм собственности и степени независимости транспорта в связи с развитием рыночных отношений.
В 1950-х и 1970-х годах в странах — членах ОЭСР наметилась тенденция к расширению государственной и муниципальной собственности на транспорт и усилению государственного влияния на него. Однако в 1980-х годах произошел процесс разгосударствления транспорта, передачи транспортных компаний в частную собственность.
По мнению экспертов ECMT по транспорту, не исключено, что процесс разгосударствления будет продолжен и в ближайшем будущем, так как ожидается повышение эффективности транспорта, пополнение национальных бюджетов и минимизация государственных дотаций. Однако в ряде стран уже возникли сомнения в эффективности дальнейшей денационализации.
Управление дорожным движением является сложным и осуществляется целой системой государственных органов. Общая организация дорожного движения в таких странах, как США, Япония и Западная Европа, как правило, осуществляется одним министерством транспорта, финансируемым правительством. Однако она не занимается оперативным управлением перевозками и не вмешивается в коммерческую деятельность транспортных компаний.
В Соединенных Штатах, например, при различных формах собственности и почти неизменных взаимоотношениях между ними, прямое влияние государства на транспорт распространяется, главным образом, на инфраструктуру.
Таким образом, в целом, корреляция между формами собственности на транспорте остается на постоянном уровне, и влияние государства на нее связано, главным образом, с изменением методов регулирования. С 1970-х годов идет процесс расширения косвенного государственного регулирования. Первоначально государственное регулирование распространялось на воздушный транспорт, а с 1980 года — и на автомобильный и железнодорожный транспорт. — Первоначально авиационный и железнодорожный транспорт подлежали государственному регулированию. В результате заметно снизились тарифы, расширился спектр услуг, повысилось качество обслуживания, производительность труда, увеличилась прибыль транспортных компаний. Однако цели дерегулирования заключаются не только в повышении эффективности. Они включают в себя снижение потребности в заимствованиях государственного сектора, увеличение количества индивидуальных акционеров, получение политических преимуществ и т.д. Процесс дерегулирования в США, как отмечают эксперты, не завершен и, скорее всего, будет продолжаться.
В западноевропейских странах дороги и водные пути с их инфраструктурой, морские и речные порты находятся в собственности государства или местных властей, но транспорт в основном обеспечивается частными компаниями. Государственные и муниципальные автобусные компании достаточно распространены. Почти во всех западноевропейских странах основные авиакомпании являются государственными или смешанными национальными.
Что касается железнодорожного транспорта, то в западноевропейских странах не только пути и другие постоянные объекты, но и подвижной состав уже давно находятся в государственной собственности. Она эксплуатировалась государственными или так называемыми национальными компаниями. В целях устранения потерь на железных дорогах, улучшения отношений с государством, повышения гибкости структур управления и развития общего рынка транспортных услуг правительства ряда стран перешли на новую транспортную политику.
Что же такое транспорт?
Понятие транспорта объединяет в себе несколько различных объектов, которые участвуют в перевозке людей и грузов. В зависимости от того, что перевозится различают такие виды транспорта:
- пассажирский;
- грузовой.
С помощью транспорта на производство доставляется сырье, комплектующие, оборудование, осуществляется вывоз произведенных товаров, доставка людей. Сам конечный производственный продукт с помощью транспорта не производится.
Экономика страны отображается по её транспортной сети, а по географии транспортных линий можно узнать где размещается население, и где размещен производственный сектор.
Транспортная сеть каждой страны отличается друг от друга. Преобладание того или иного транспорта в каждой стране связано с её географической особенностью, развитием экономики и другими факторами. Страны, в которых наиболее плотно расположена транспортная сеть:
- США;
- Канада;
- Япония;
- европейские страны.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Виды транспорта в мировой экономике
Все виды транспорта можно разделить на следующие группы:
- Наземный транспорт, включая железнодорожный и автомобильный,
- водный транспорт, включая морской и речной,
- авиатранспорт,
- трубопроводный транспорт,
- электронный транспорт, включая линии электропередач.
Автомобильный транспорт родился в начале 20 века. Со временем он стал ведущим видом транспорта среди всех видов наземного транспорта, и протяженность его сети увеличивается с каждым годом.
В последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась, но все же этот вид транспорта остается одним из важнейших видов наземного транспорта.
Трубопроводный транспорт активно развивается в связи с быстрым ростом добычи нефти и природного газа и территориальным разрывом между основными регионами их добычи и потребления.
В мировой экономике наиболее представлен морской транспорт, на который приходится более 50% мирового грузооборота. Сырьевые грузы перевозятся судами, среди них:
- Нефть и нефтепродукты,
- уголь и руды,
- сельскохозяйственная продукция и другие.
Атлантический океан лидирует в мире по судоходству, за ним следуют Тихий и Индийский океаны на третьем месте.
Внутренние водные пути являются самым старым видом транспорта, но занимают последнее место в мире по протяженности сети.
Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта, но и самым дорогим. Основными преимуществами этого вида транспорта являются
- Скорость,
- качество поставок,
- территориальная мобильность и т.д.
Автомобильный транспорт.
Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта — перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.
Мировая транспортная система
Определение 1
Транспорт – это одна из важнейших отраслей мирового хозяйства, которая осуществляет перевозки грузов и пассажиров.
Рисунок 1. Мировая транспортная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Транспорт относится к сфере материального производства, хотя не создает нового продукта и не изменяет его свойства и качества.
Транспорт связывает между собой отдельные районы страны и отдельные звенья хозяйства. Решить эту задачу какой-либо один вид транспорта не может, поэтому все его виды, дополняя и, объединяя друг друга, образуют транспортную систему.
Статья: Мировой транспорт
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Определение 2
Транспортная система представляет собой совокупность всех видов транспорта, которые объединяются транспортными узлами.
Роль разных видов транспорта определяется их долей в работе транспорта, которая оценивается несколькими показателями: количеством перевезенных грузов и пассажиров в млн. тонн и в млн. человек соответственно, а также грузо- и пассажирооборотом.
Грузооборот измеряется в тоннах на километр и представляет собой произведение количества перевезенного груза на дальность его перевозки.
Пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах и представляет собой произведение объема перевозок пассажиров на расстояние.
Единую транспортную сеть образуют основные его виды – железнодорожный, морской и речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный.
Чтобы оценить уровень развития транспортной системы по видам путей сообщения используют такие показатели как протяженность и густота транспортной сети, долю определенного вида транспорта в общем грузообороте.
В мировой транспортной системе более быстрое развитие получил автомобильный, трубопроводный, воздушный вид транспорта. Возрастает значение морского вида транспорта, и снижаются позиции железнодорожного транспорта.
Транспортные средства и пути сообщения подавляющей своей частью сосредоточены в странах с развитой экономикой. Значительная доля грузо-и пассажирооборота мирового транспорта приходится на них. Африка, Азия, Латинская Америка транспортом обеспечены значительно хуже и одна из причин низкое развитие экономики.
Северная Америка лидирует в мире среди региональных транспортных систем по общей протяженности путей сообщения – на их долю приходится около 30% мировой транспортной сети. Европейская транспортная система превосходит другие регионы мира по густоте транспортной сети и частоте движения.
Замечание 1
Транспортная система стран СНГ, на которую приходится 10% мировой транспортной сети, занимает первое место по общему объему грузооборота.
В африканских странах, азиатских странах и латиноамериканских странах значительная роль отводится гужевому транспорту, а транспортные системы в странах этих регионов только формируются. Такие виды транспорта как железнодорожный и трубопроводный имеют слабое развитие или отсутствуют совсем.
Тем не менее, транспортная система в мире качественно изменяется – увеличивается протяженность электрифицированных железных дорог, сеть трубопроводов имеет больший диаметр, увеличивается протяженность автомагистралей с твердым покрытием, прокладываются нефтепроводы, строятся автомагистрали параллельно водным каналам, дублируются транспортные коммуникации мирового значения.
Для перевозок грузов через территорию нескольких стран создаются транспортные коридоры. Например, через Россию проходит два транспортных коридора:
- Берлин — Варшава – Минск – Москва — Нижний Новгород.
- Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Киев — Одесса с продолжением до Астрахани и Новороссийска.
Наземный
Оглавление
Первый светлофор, в котором был красный, зеленый и желтый цвет появился в 1920 году в городах Детройт и Нью-Йорк. В России первый светлофор появился в 1930 году в Ленинграде и Москве.
Японские светлофоры раньше вместо зеленого светили синим цветом, потом поменяли цвет на зеленый. Но японцы до сих пор зеленый цвет светлофора называют синим.
Номерные знаки появились на конных экипажах, потом стали номеровать и автомобили.
В легковом автомобиле около 20 тысяч запчастей. Подачу электричества обеспечивают около 1000 проводов длиной около двух километов, эти провода весят до 40 килограммов.
Поезда в Японии хотят точно по расписанию. Если поезд опоздает, пассажиру выдается документ, который он может предъявить своему работодателю и таким образом объяснить свое опоздание на работу.
С 1938 по 1953 год в Москве ездили двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3. Всего Ярославским автомобильным заводом было выпущено 10 двухэтажных троллейбусов, до наших дней не дошел ни один экземпляр.
Самый длинный троллейбусный маршрут (86 километров) находится в Крыму, он соединяет Симферополь и Ялту.
В Японии нет наземных троллейбусов, но есть две подземные троллейбусные линии, они возят туристов по подземному туннелю между городами Татэяма и Омати.
https://youtube.com/watch?v=FA4EdyJv2Xw
Водный и воздушный транспорт
Водный транспорт включает в свой состав речной и морской.
Гражданский флот России насчитывает более 300 лет. По тоннажу торговый флот России занимает 19 место в мире.
Возраст российских судов в среднем составляет 24 года, а суда, возраст которых более 15 лет во многие порты иностранных государств не допускаются.
Новые суда с возрастом менее 5-ти лет в российском флоте составляют всего 10%.
Стране не хватает наливных, грузопассажирских, контейнерных видов судов. Если российский флот в 1990 г осуществлял 65% морских перевозок, то в 2000-е годы на морские перевозки приходилось всего 5%.
Международные перевозки нефти и нефтепродуктов осуществляются танкерами, на долю которых приходится 40% всего мирового флота.
К основному направлению морских перевозок нефти относится район Карибского моря, откуда нефть идет в США и Западную Европу.
Второе направление – из стран Ближнего Востока – в Западную Европу, США, Японию.
Рост морских перевозок зависит от количества портов и их пропускной способности, а не только от численности флота.
Количество портов в мире превышает 2,2 тыс., но портов-гигантов, способных перегружать в год более 50 млн. тонн грузов, всего 30.
Среди таких универсальных портов, грузооборот которых больше 100 млн. тонн в год находится Роттердам (300 млн. т) и Сингапур (270 млн. т).
По объему морских перевозок Атлантический океан находится на первом месте. На его побережье находятся крупнейшие мировые порты – Роттердам, Антверпен, Гамбург, Лондон, Марсель, Генуя, Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия.
Самым молодым и скоростным видом транспорта является воздушный, но он же и самый дорогой.
Самым большим парком самолетов обладают США, являясь крупнейшей воздушной державой мира. На долю американского пассажирооборота воздушного транспорта приходится более 50% всех авиапассажиров мира.
Хорошо развит воздушный транспорт в России, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Канаде.
Наличие крупнейших портов определяет географию воздушного транспорта, а крупнейшими являются Атланта, Лос-Анджелес, Чикаго, Даллас, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Токио, Франфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Амстердам.
В России международное значение имеют 49 аэропортов. Самым крупным международным аэропортом в России является Шереметьего-2.
В связи с эпидемией, охватившей весь мир в 2020 г., пассажиропоток снизился до уровня 2003 г и составил 1,8 млрд. человек. Доход авиакомпаний по сравнению с 2019 г упал более чем на 60%.
2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт – самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.
Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.
Автомобилизация населения стран мира
(по данным аналитического агентства Автостат)
Место |
Страна |
Авто/1000 чел. |
Год |
1 |
Монако |
908 |
2011 |
2 |
США |
802 |
2011 |
3 |
Лихтенштейн |
796 |
2008 |
4 |
Исландия |
746 |
2011 |
5 |
Люксембург |
739 |
2011 |
6 |
Австралия |
730 |
2011 |
7 |
Новая Зеландия |
718 |
2011 |
8 |
Катар |
724 |
2007 |
9 |
Бруней |
696 |
2007 |
10 |
Италия |
690 |
2010 |
Рис. 1. Карта уровня автомобилизации
Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.
В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.
Классификация транспортных средств
Виды транспорта по среде перемещения
Наземный транспорт
Транспорт, входящий в эту группу:
- автомобильный;
- велосипедный;
- гужевой;
- железнодорожный;
- прочий (лифты, канатные дороги и т. п.).
Воздушный транспорт
Самолёты начали обширно использоваться ещё в XX веке, в скором времени они молниеносно распространились во всех странам мира. К воздушному транспорту также относят: аэробусы, аэропланы и дирижабли. Такой транспорт способен доставить любой груз очень быстро, но стоит такая перевозка довольно дорого. Помимо прочего, вертолёты и самолёты используются в других видах деятельности человека, к примеру, распыляют инсектициды на полях, тушат крупные лесные пожары и т. п.
Водный транспорт
Этот тип средств считается довольно распространённым, потому что применяется он во многих сферах деятельности. Благодаря чему осуществляются перевозки в крупных масштабах, причём стоимость перевозки довольно дешёвая. Таким транспортом перевозят всё: от строительных материалов до природных ископаемых.
Пассажирских перевозок становится всё меньше с каждым годом, а это происходит из-за того, что скорость передвижения небольшая.
Космический транспорт
Космические аппараты применяются для транспортировки грузов и людей в космосе. Космический туризм ещё не так хорошо развит, поэтому когда мы говорим о транспортировке людей, то подразумеваем что люди – это основной экипаж.
Спутники на орбите помогают точнее определять погоду, пользоваться спутниковым телевидением. Также некоторые спутники используются в военных целях для точного отслеживания местоположения противника.
Трубопроводный транспорт
Основной целью этой категории считается транспортировка различных газов и жидкостей. Этот тип считается самым дешёвым и доступным. Вот самые основные преимущества:
- очень низкая себестоимость;
- исключена вероятность потери груза при доставке;
- быстрая по времени транспортировка;
- трубопровод можно проложить на земле, под землёй, а также под водой.
Виды по назначению
Классификация по назначению, это означает то, в какой сфере больше всего применяется вид транспорта. ТС подразделяются на:
- Общее пользование. К этой группе относится весь вышеперечисленный транспорт, но только тот, который используется в сфере торговли и других услуг. Например, грузовая машина, на которой привозят продукты в магазин относится к типу транспорта общего пользования.
- Специального пользования. К таким относится военный транспорт (танки, бронетранспортёры, истребители) и технологический транспорт (пожарная машина).
- Индивидуального пользования. В эту группу входит весь транспорт, который применяется для каких-либо личных целей. Самый простой пример: мотоцикл, квадроцикл и легковой автомобиль.
По используемой энергии
По типу энергии ТС бывают:
- Приводимые в движение мускульной силой (самым распространённым в этой категории считается велосипед). Помимо велосипеда в эту группу входит: катамаран с мускульной тягой, также существуют автомобили с велосипедным приводом.
- Приводимые в движение ветром, например, парусники.
- С личным двигателем. Этот тип автомобилей подразделяется на транспорт с тепловым или электрическим двигателем.
В ТС с тепловым двигателем тепло преобразуется в энергию, её в дальнейшем используют для передвижения транспорта. В этих двигателях источником тепла может быть что угодно, например, органическое топливо.
Транспорт и окружающая среда
С момента своего создания транспорт оказывает наибольшее воздействие на окружающую среду. В связи с увеличением протяженности транспортной сети, интенсивности движения, негативные последствия становятся все более значительными.
В то же время различные виды транспорта оказывают разное воздействие на окружающую среду. Например, автомобильный, воздушный и железнодорожный транспорт можно рассматривать в качестве основных источников загрязнения воздуха. Эти же виды транспорта вызывают «шумовое загрязнение», более того, их эксплуатация требует больших площадей земли под строительство автомобильных дорог, автозаправочных станций, автостоянок, железнодорожных станций и т.д.
Водный транспорт является основным загрязнителем нефти в морях и внутренних водах.
Трубопроводный транспорт
Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных трубопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:1. США (760 тыс. км)2. Россия (230 тыс. км)3. Канада (150 тыс. км)4. Страны Ближнего Востока 5. ФРГ6. ФранцияВОДНЫЙ ТРАНСПОРТРЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙКрупные международные речные артерии Европы:РейнДунайОдраЭльбаНайдите эти реки на карте Европы в атласе.Система Великих американских озёр иглубоководный путь реки Святого Лав-рентия (США, Канада)ДунайРейнЭльбаОдраДунайМорские корабли проходят несколько шлюзов, когда поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным ка-налам. Океанические лайнеры могут доплыть из Атлантики до всех промышленных центров в райо-не Великих озер.
Велосипед
Первый велосипед создал в 1817 году профессор барон Карл фон Дрез, он жил в немецком городе Карлсруэ, этот велосипед был без педалей (нужно было отталкиваться от земли ногами). Велосипед с педалями был создан в 1839 году.
В 2018 году американская велосипедистка Денис Мюллер-Коренек смогла разогнаться на двухколесном педальном транпорте до скорости 295 километров в час. Велосипедистка ехала вслед за гоночным автомобилем, который рассекал воздух перед спортсменкой (таким образом, сила сопротивления воздуха была небольшой).
Рекорд скорости на велосипеде при спуске с горы установил в 2000 году Эрик Барон. Он разогнался на заснеженом (фактически — ледяном) склоне альпийской горы до скорости 222 километров в час.
Рекорд скорости для велосипеда с реактивным двигателем установил Франсуа Жисси, он разогнался до 263 километров в час. Правда такое транспортное средство тяжело назвать велосипедом, ведь спортсмен ехал с помощью двигателя, а не крутил педали.
Себастьян Боулер установил рекорд скорости на обычном велосипеде (правда, он был окружен специальной аэродинамической капсулой) — 133 километров в час. Наличие капсулы делает этот велосипед похожим на веломобиль, но все равно это самый лучший результат, который смог показать человек на ровном участке дороги, используя мускульную силу.
Сухопутный транспорт
К данному виду транспорта относится железнодорожный, автомобильный, трубопроводный.
Автомобильный транспорт зародился в начале прошлого века, а сегодня он стал неотъемлемой частью цивилизации.
Протяженность автомобильных дорог быстро растет и уже превышает 64, 2 млн. км. Почти половина протяженности автомобильных дорог приходится на такие страны как США, Индия, Бразилия, Япония, Китай. Россия в этом списке занимает 11-е место.
Важным показателем являются размеры мирового автомобильного парка. По общему автомобильному парку лидерство сохраняют США, где насчитывается 274 млн. автомобилей. На 1000 жителей страны, включая младенцев, приходится 838 автомобилей.
Китайский уровень автомобилизации пока далек от насыщения, на 1000 жителей приходится 181 автомобиль, хотя общее количество автотранспортных средств 260 млн. единиц.
Индия занимает третье место по мировому автопарку – 243 млн. единиц. В России зарегистрировано 56 млн. автомобилей.
Среди стран с развитым железнодорожным сообщением, Россия имеет самую длинную железную дорогу – Транссибирскую магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток. Но с запуском «Нового шелкового пути», протяженность которого составила 13 052 км, Транссиб оказался на втором месте.
Сегодня эта железная дорога стала рекордсменом по протяженности. Начальным её пунктом является китайский город Иу, расположенный на побережье Тихого океана, а конечным пунктом стал Мадрид – столица Испании.
Транссибирская железнодорожная магистраль Москва-Владивосток, имеет протяженность 9 289 км. На азиатскую часть приходится 81% длины этого пути и только 19% приходится на европейскую.
США – лидер по протяженности железных дорог, их почти 258 000 км, а основу железнодорожной индустрии страны составляют грузовые перевозки.
Протяженность российских железных дорог составляет 86 тыс. км, по сравнению с США – это меньше. Но протяженность электрифицированных железных дорог в России одна из наибольших в мире и составляет 50 тыс. км.
Важной проблемой остается строительство новых железных дорог, особенно в восточных регионах России. Имеющаяся в Сибири Байкало-Амурская магистраль используется на сегодня не эффективно
Что касается автомобильного транспорта, то он является одним из самых дорогих в российских условиях по себестоимости перевозок.
Причины этого заключаются в плохих дорогах, недостаточном количестве автомобилей и их грузоподъемности, слабом использовании дизельных двигателей, качестве российских автомобилей.
Помимо всего автомобильный транспорт является сильнейшим загрязнителем окружающей среды.
По объему выполняемой работы железнодорожный транспорт отстает от трубопроводного. Прокладка трубопроводов обходится в 3-5 раз дешевле строительства железных дорог.
Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
3. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.
Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.
Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.
Рекорды скорости на рельсах
— Тайвань: Тайбэй – Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) – до 300 км/ч.
— Китай: Ухань – Гуанчжоу – до 350 км/ч.
— Япония: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).
— Южная Корея: Сеул – Тэджон (Daejon) – до 430 км/ч.
— Франция: Париж – Страсбург – до 350 км/ч.
— Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) – Кельн, Мюнхен – Нюрнберг – до 320 км/ч.
— Италия: Рим – Неаполь – до 300 км/ч.
— Испания: Мадрид – Барселона – до 350 км/ч.
— Великобритания – Бельгия: Лондон – Брюссель – до 300 км/ч.
Рис. 2. Скоростной поезд «Сапсан»
В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул – Ташкент – Пекин, Сингапур – Бангкок – Пекин, Пекин – Якутск, Ванкувер – Сан-Франциско.