Как носить и правильно сочетать
Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами.
Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.
Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.
Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке.
Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.
Особенности женской одежды
Основой женской одежды была рубаха. От мужской она отличалась большей длиной, прямым вырезом и наличием сборок на груди. Отдельные части рубахи могли изготавливаться из разных тканей. Элементы, скрытые другой одеждой, шились из грубого домотканого полотна. Рукава и передние части могли шиться из ситца, коленкора или других покупных тканей.
Коленкор — хлопчатобумажная материя из пряжи среднего качества. Легкая, но достаточно жесткая ткань.
Женщина могла выйти на улицу в одной рубахе, опоясанной кушаком. Часто в одних рубахах ходили молодые девушки и старухи. Замужняя женщина, как правило, надевала поверх рубахи другие элементы одежды — поневу или сарафан.
Понёва — старинная женская поясная одежда, состоящая из нескольких кусков ткани.
Поневы были длинными, но короче рубахи. Один или несколько ее концов могли частично заворачиваться наверх. Как правило, поневы были пестрыми. На их материале были клетки разных цветов — синего, красного, черного. Украшались поневы тесьмой и вышивкой. Изготавливались поневы обычно из шерсти, но для их ткани могли также использоваться льняные и конопляные нити. Поверх поневы надевались передники и фартуки.
Сарафаны появились на Руси позже поневы. Первое упоминание о них относится ко второй половине XIV века, но повсеместное распространение они получили только с XVIII века. Сарафаны представляли собой длинное платье без рукавов, которое надевалось поверх женской рубахи. Первоначально сарафаны шились из грубой домотканой материи естественных цветов. Со второй половины XVIII — начала XIX века для изготовления сарафанов стали использоваться покупные ткани — например, кумач.
Кумач — хлопчатобумажная ткань ткацкого переплетения, обычно выкрашенная в красный цвет. Была известна на Руси с 18 века. Из кумача изготавливались сарафаны и отделка мужских рубах.
Сарафаны вышивались на груди красной пряжей, украшались лентами и тесемками. Будничные сарафаны шили из грубого холста, чаще всего выкрашенного в синий цвет. Праздничные сарафаны, как правило, были красного цвета.
Сорочица
Сорочка, или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком.
У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова. Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.
Сарафаны с душегреями
Воссозданные праздничные сарафаны
Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.
Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей — бархата, парчи.
Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена
Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)
Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами»,
— писал англичанин, побывавший при русском дворе.
Важные элементы стиля
Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.
Детали для воссоздания этнического образа:
Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом
Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.
Элементы костюма
Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.
Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.
Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.
Цветовая гамма
Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.
Орнаменты
Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:
- квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
- круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
- паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
- животные притягивали изобилие и благополучие;
- птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
- ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
- дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
- символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.
Лоскутная одежда
К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.
Детская одежда
Специальной детской одежды на Руси не было. Маленький ребенок независимо от пола обычно ходил в рубахе. Повседневную одежду для детей часто перешивали из поношенных взрослых рубах. На праздники им шилась новая одежда, которая украшалась орнаментом и вышивкой. Будничные рубахи были простого покроя, без оторочек и тесемок. Сорочки маленьких детей были белого цвета, что символизировало их чистоту.
Во многих местах существовали обряды, связанные с тем, что подростку наступала пора носить взрослую одежду. Для девочек это был обряд «вскакивания в поневу». Обычно он происходил в возрасте 13—15 лет. Девочки, которые начинали носить поневу, уже могли быть сосватанными. Только в 1830 году на официальном уровне брачный возраст невест был повышен до 16 лет.
Мальчики при взрослении начинали носить порты. Уже с 7—8 лет они ходили в поле вместе с отцом и помогали ему в работе. С этого же возраста они могли наниматься в качестве пастухов. В 18 веке подростки могли вступать в брак с 15 лет. По указу 1830 года минимальный брачный возраст для мужчин подняли до 18 лет.
Семьи в те времена были большими, детей обычно было не меньше трех-четырех. Широко распространенной была практика донашивания вещей младшими детьми за старшими. Зимняя одежда обычно была одна на несколько детей.
Пояс
Женские пояса из шерсти
Пояса со славянскими узорами
Станок для ткачества поясов
Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс — магический круг — защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором — замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.
Рубаха
Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.
Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.
Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»
Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.
Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века
Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.
Рубаха и сорочка
Рубаха – древнейшая нательная одежда человека, получившая распространение не только у славян, но и у других племен.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Мужская рубаха древних славян длиной доходила до колена. Ее всегда подпоясывали. У крестьян рубаха обычно была длиннее, чем у городских жителей.
Женщины тоже носили рубахи, но они были более длинными, чем мужские. Женские рубахи доходили до пят, а то и до пола. Они всегда подпоясывались, и тогда становились немного короче, до середины икры.
Традиционная славянская рубаха называлась сорочка. Название этой одежды происходит от слова «сорочица», которое в свою очередь происходит от англосаксонского «сьеорк» — «шкура, кожа» и от древнеисландского «серк» — «рубашка, кольчуга».
Но потом на Руси стали появляться отличия между рубахой и сорочкой. Рубаху стали носить как верхний слой одежды, поэтому для ее изготовления использовали плотную грубую ткань. Сорочку надевали непосредственно на тело. Для ее шитья использовали тонкую мягкую ткань. В XIII веке сорочка стала считаться бельем, а рубаху стали называть кошулей или навершником.
Рукава рубахи имели сакральное значение. Их делали длинными и широкими, а на запястьях они завязывались веревочками. Распущенные рукава были длиннее руки и доходили до земли.
На праздничных женских рубахах завязки заменяли браслеты с застежками.
Рубаха имела вышивку, которая защищала носившего ее человека и все отверстия в рубахе от злых сил.
ГДЕ ВЗЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РУССКОМ КОСТЮМЕ
Филипп Будкин. «Девушка перед зеркалом». 1848 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Русская одежда и культура в целом активно изучаются: печатаются статьи и книги, снимаются фильмы, ведутся блоги и организовываются выставки. Но многим соотечественникам нет дела до всего этого. Увидев «клюкву», они думают, что это и есть богатая русская культура. В итоге мы имеем несколько поколений людей, которые живут в России и ничего не знают о ее традициях.
Вы спросите, почему это важно? Наверно, здесь у каждого будет свой ответ. Мой ответ сегодня звучит так: я хочу знать, кто я и откуда, потому что, опираясь на знания и опыт своих предков, жить легче, потому что в XXI в
для меня важна самоидентификация, и русская одежда — одна из ее важных составляющих.
Недавно я задала вопрос одному московскому школьнику: «Как выглядит русский традиционный костюм, что носили крестьяне?» И он не ответил ничего. Просто молчал. Я думаю, либо это прекрасно, что у него нет в голове стереотипа о сарафане и кокошнике, либо мы потеряли все, что только можно потерять.
Если вам интересна тема национального костюма, то вот список источников, где можно больше о ней узнать.
Иван Куликов. «В русском наряде». 1916 г. Из частного собрания
Константин Маковский. «Боярышня». 1880-е гг. Из частного собрания
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Книг по теме традиционной одежды очень и очень много. Я поделюсь теми, которые дают общую информацию именно о народном костюме:
- Д. Зеленин. Восточнославянская этнография.
- И. Шангина, Н. Соснина. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.
- Ф. Пармон. Русский народный костюм.
КУДА СХОДИТЬ?
- Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург).
- Музей сословий (г. Москва).
- Музей одежды (г. Москва).
- В разных регионах России традиционную одежду можно увидеть:— в краеведческих музеях;— в исторических музеях;— в комнатах крестьянского быта.
Если вы живете в маленьком городе, селе или деревне, то предметы крестьянского быта (в том числе одежда) обычно хранятся при общеобразовательных школах или домах культуры.
Древнерусский костюм в наши дни
На сегодняшний день для поклонников и поклонниц славянской истории существует широчайший спектр возможностей для погружения в полюбившийся им еще со школьной скамьи исторический период. Для этого вовсе не обязательно ждать, пока в твою квартиру ворвется безумный ученый, которому срочно нужен напарник для путешествий во времени.
Всё, что вам потребуется — это немного сил, терпения, усидчивости и любопытства. Все эти качества помогут вам изучить пару-тройку источников, чтобы точно определиться с тем, какой крой платья будет уместен для века и персонажа, которого вы отыгрываете.
Большую часть материалов для начала пошива костюма скорее всего можно приобрести в ближайшем магазине тканей — вероятней всего, вам потребуется лён. В мегаполисах или в тех городах, где в теплое время года проходят различные реконструкторские фестивали, часто можно найти швею, знающую, что именно вам нужно и как этого добиться — вы можете либо взять несколько уроков, либо просто заказать платье.
Только будьте готовы к тому, что перед началом фестиваля обращаться будет уже поздно — скорее всего, у мастерицы и так случится настоящий завал. Подумайте об этом заранее.
Будьте осторожны — никто не застрахован от ситуаций, когда неожиданно выясняется, что в мире исторической науки существует сразу несколько диаметрально противоположных точек зрения касательно того, был ли тот или иной предмет одежды в ходу в Древней Руси, по каким случаям его надевали, и вообще — штаны это или юбка?
Люди, которые занимаются воспроизведением событий далекого прошлого, называются историческими реконструкторами. Это не те, что работают в музеях и восстанавливают первозданный вид какой-нибудь скульптуры — это те, что, опираясь на имеющиеся у них сведения об определенном историческом периоде, воссоздают одежду, быт, а иногда и постройки тех времен — и играют в это. Настоящее путешествие в прошлое, как в «Эффекте бабочки» — только никаких рисков. Кроме одного — риска слишком увлечься.
В больших городах — и даже в некоторых маленьких — существуют целые клубы и движения, объединяющие реконструкторов и ролевиков.
Как правило, они занимаются воссозданием одного конкретного исторического периода, максимум двух-трех — создание качественного материала занимает много времени и отнимает немало сил, да и даже в одном историческом периоде можно изучать так много всего, что на это всей жизни не хватит.
В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.
Названия одежды в Древней Руси
Древнерусские одежды отличает яркая самобытность, которая, однако, сформировалась не без использования некоторых элементов из других культур. Основой для нарядов всех слоев общества выступали рубаха и портки (порты).
По своей сути рубаху можно рассматривать, как простое нательное белье. Знать носила ее как нижнее белье под дорогим нарядом, а у простых крестьян она использовалась как основная одежда. Поэтому рубахи для разных сословий имели совсем разные внешние характеристики. Декорированные богатой вышивкой и драгоценными каменьями длинные рубашки из цветного шелка, безусловно, были доступны только князьям и всяким вельможам.
Простолюдин же в Древней Руси мог позволить себе носить только льняные одежды. В рубаху одевали и маленьких детей. При это, дабы защитить их от дурного глаза и зловредных сил, до трех лет одежду перешивали из родительской.
Еще одной массовой мужской принадлежностью одежды являлись порты. Представляли они собой штаны, сужающиеся к низу, а подшивали их из грубых домотканых полотен. Знать поверх простых порток надевала более дорогие, сшитые из иноземных тканей.
Мужская одежда Древней Руси
Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Мужчины носили рубахи длинной почти до колена, они обязательно должны были подпоясываться. Рубаха также перехватывалась тесемкой в районе рукав. Кроме того, сильная половина жителей Руси одевала верхнюю сорочку, которая называлась «верхницей» или «красной сорочкой».
Штаны носились не очень широкие, у них не было креплений сверху, поэтому их просто подвязывали веревкой. В одежде воинов Древней Руси использовались кожаные ремни с металлическими бляхами. Князья носили вещи, сшитые из тканей, привезенных из других стран. Подолы княжеских нарядов обшивали золотой каймой с узорами. Нижнюю часть рукавов также покрывали золотистыми «поручами». Воротники делали из атласной ткани золотистого цвета.
Кроме того, богатые люди носили пояса, которые были украшены бляшками из золота и серебра, а также драгоценными камнями. Сапоги делались из сафьяна разных цветов, при этом часто расшивая золотой ниткой. Знатные люди носили «клобук» – высокую шапку с верхом из цветного бархата и с соболиной опушкой. В холодное время года знать носила одежду из дорогих мехов, а также теплые шерстяные свиты.
Аксессуары под одежду в русском народном стиле
Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.
Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца.
Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.
Женская и мужская одежда
Женская одежда представлена большим ассортиментом, чем мужская. Это можно увидеть, прогулявшись по магазинам. Видов женской одежды на полках и вешалках значительно больше. Это платья, юбки, пиджаки, безрукавки, толстовки, пижамы, френчи, жакеты, капри, лосины, кардиганы, брюки, бермуды, бомберы, свитшоты, сарафаны, худи, футболки и многое другое.
Виды мужской одежды представлены в меньшем количестве расцветок, чаще всего это синий, серый, белый и черный. Но молодые люди, следящие за модой, могут подобрать яркие модели рубашек или брюк, главное в этом вопросе – это собственный вкус и ориентирование на дресс-код компании, в которой человек работает.
Мужчины одеваются в:
- джинсы;
- пиджаки;
- свитера;
- пуловеры;
- кофты;
- толстовки;
- брюки;
- смокинги и так далее.
Домашняя одежда
Одежда для дома и у женщин и у мужчин одинакова – это домашние костюмы, халаты, пижамы.
Чаще всего крой у домашних вещей свободный, ткани удобные, мягкие, фасоны не сковывают движений. Одежда для дома и отдыха может быть красивой и стильной. Магазины предлагают большой выбор домашних платьев и костюмов, которые отличаются оригинальным дизайном и практичностью. Летом женщина может ходить дома в сарафанах и легких платьях, туниках и лосинах. Мужчина – в шортах, майках и футболках.
В зимнее время или межсезонье, когда в квартирах и домах прохладно, предпочтительнее надевать утепленные вещи с рукавом.
Домашнюю одежду лучше выбирать спокойных расцветок, однотонную. Яркие цвета могут раздражать окружающих, а теплые тона создадут уют и хорошее настроение для всех близких.
Кожух
Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей.
В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.
Мужская одежда Древней Руси
Об одежде представителей мужского пола в Древней Руси можно судить преимущественно по письменным источникам — например, таким, как «Изборник Святослава».
Имеющиеся там иллюстрации весьма красочны и позволяют получить общее представление о том, на что был похож мужской костюм тех времен. По изображению князя киевского можно понять, что обязательными элементами мужского наряда тех времен был кафтан — на князе он зеленый, с нашивкой красного цвета. (Красный цвет считался более «благородным», его носили бояре или представители княжеского рода) .
Костюм князя дополняют также зарукавья золотистого цвета. Зарукавья — это элемент одежды, похожий по своему функциональному назначению на манжеты- разве что значительно объемнее.
В этой увлекательной игре «Собери русского князя» нельзя забывать также и про верхнюю одежду. В случае этого изображения Святослава — это темно-синий плащ из тех, какие носила знать в те времена. Назывался он «корзно» и был оторочен золотистой каймой, и имел к тому же красную подкладку. Завершает образ шапка — непременный атрибут всякого знатного человека тех времен. У князя она украшена мехом. Сапоги на нём зеленого цвета и сделаны из сафьяна.
Отдельного упоминания в разговоре об одежде мужчин Древней Руси заслуживают головные уборы. Их роль выполняли шапки, которые носили представители всех сословий — и, конечно, снимали в знак уважения или перед входом в церковь.
Для простолюдинов-крестьян предназначались изготовленные из войлока колпаки, отороченные тонкой полоской меха. Более состоятельные купцы могли позволить себе заказать колпак из сукна, а самые знатные и уважаемые люди носили головные уборы, сшитые из парчи и украшенные золотыми и серебряными нитями, различными цветными драгоценными камнями и меховыми полосами.
Плащи, как на прикрепленном и описанном выше рисунке со Святославом, называвшиеся «корзно», набрасывали на одно плечо и фиксировали особой застежкой — фибулой. Эту характерную тенденцию позаимствовали жители Киевской Руси у византийцев, а те, в свою очередь — у римлян.
Когда же вся политическая и значительная часть общественной деятельности в силу определенных исторических причин переместилась в Новгород, то плащи сменились более актуальными в этой местности кафтанами и шубами. Шубы, которые носили в Новгороде, отличались своими вшитыми рукавами, которые исполняли скорее декоративную функцию — редко когда этот предмет одежды надевали целиком, чаще просто набрасывали на плечи.
От плащей и шуб — к нижнему белью. Его роль в гардеробе мужчины Древней Руси исполняли порты и нижняя рубашка. У представителей низшего сословия в качестве материала для пошива нижней рубахи выступала грубая холстина, декорированная пестрядой и набойкой, которые выглядывали из рукавов верхней одежды.
Порты представляли собой обычный холщовые штаны, надевавшиеся под одежду и завязывавшиеся на поясе шнурком. Книзу они сужались.
Состоятельные люди носили рубашки из тонкого полотна с отделкой из тафты преимущественно алого цвета. Воротники отстегивались и надевались отдельно. Часто их расшивали каменьями и жемчугами, узорами, вышитыми золотистыми нитями, с узором и орнаментом. Рубаху носили навыпуск, а в особых случаях к ним надевались также роскошно украшенные зарукавья.
Поскольку полоски ткани были, как правило, достаточно узкими — от тридцати сантиметров до шестидесяти — их нужно было сшивать между собой. Швы в таких случаях не скрывались, а декорировались и намеренно подчеркивались.
Отдельно стоит упомянуть одежду славянских богатырей-воинов: помимо всего вышеперечисленного, их облачение также включало в себя как минимум кольчужную рубашку с разрезами по бокам, и, конечно же, защищающий голову шлем.
Зимняя одежда Древней Руси
Географические ареалы проживания древнерусских народностей, а также климатические условия, состоящие из морозных зим и довольно прохладного лета, не могли не сказаться на одежде. Чтобы выжить зимой, русичи носили кожух – верхняя одежа из пушных зверей мехом внутрь.
Более доступный вариант, тулуп, изготавливался тем же методом из овчины, носили его преимущественно крестьяне. Шубы и полушубки из ценного меха, которую носила знать, не только уберегали их от замерзания, но и использовались для подчеркивания своего положения в любой сезон.
Несмотря на то, что одежда Древней Руси имела четкие отличия в плане принадлежности (для высших сословий — из заграничных тканей, а для низших домотканая), в целом она имела общие черты. Основные из них – многослойность, затейливая вышивка, сложный орнамент. Причем последние не просто играли роль украшений, а считались оберегами, защищающими от горя и темных сил.
На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа. Костюм передает традиции и обычаи предков. Просторный покрой, несложный фасон, но красиво и с любовью украшенные детали одежды передают широту души и колорит русской земли. Не зря сейчас возрождение русских истоков прослеживается в современных модных коллекциях.
Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:
- Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
- Природных условий;
- Географического расположения;
- Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.
Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:
- Шелковое шитье;
- Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
- Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
- Оформление мехом.
Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.
Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.
Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.
Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.
20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.