Суть и план пересказа
Знакомство с текстом произведения занимает у младших школьников не более 20 минут. Однако в читательский дневник следует записать суть, которая может уместиться в нескольких емких предложениях.
На скамейке в парке встретились Павлик и старичок. Видя, что ребенок расстроен, дедушка спросил о причине. Мальчик решил поделиться своими проблемами. Он рассказал о непонимании в семье: сестрица не хочет делиться с ним красками, бабушка не угощает лакомствами, а старший брат отказывается покатать на лодке.
Старичок подсказал ребенку волшебное слово, которое следует произносить во время просьбы, глядя при этом в глаза собеседнику. Дома мальчик обратился с просьбами к сестре, бабушке и старшему брату. При этом он добавлял слово «пожалуйста». Это чудесное слово подействовало, и ребенок получил краски, пирожок и обещание покататься на лодке. Павел хотел поблагодарить мудрого советчика, но старичка уже не было в парке.
При заполнении читательского дневника потребуется написать план пересказа. Он поможет быстро вспомнить содержание и успешно ответить на уроке. Поскольку произведение короткое, план включает всего несколько пунктов:
- Встреча Павлика и дедушки в парке.
- Откровения мальчика.
- Совет старичка.
- Магия волшебного слова.
- Поблагодарить советчика не удалось.
Рассказ Осеевой «Волшебное слово»
Разместил: LifeWomens | Прочитано: 11502 | Дата: 2014-12-08 14:30:12 |
В рассказе В.А.Осеевой «Волшебное слово» показано, что добрые слова делают жизнь легче. Осеева в небольшом произведении показала волшебство слова, доказала, что слово может не только помочь в трудной ситуации, но и выручить. Неверно сказанное слово может навредить или обидеть. Волшебных слов существует довольно много, к примеру, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте. Весь текст рассказа условно можно выделить на четыре части. Первой сюжетной линией считается встреча на скамейке мальчика Павлика со стариком, второй является жалобы мальчика на свою бабушку, брата, сестру, которые его не могли понять и отказывали во всем, в третьей линии описывается совет старика, как найти верный подход к родным Павлика, далее происходит удивительное исполнение всего того, что хотел от родных мальчик с помощью волшебного слова. Автор подразумевает то, что мальчик хотел поблагодарить дедушку, давшего ему столь ценный совет, однако того на лавке уже не было. Рассказ Осеевой «Волшебное слово» начинается описанием старичка, который сидел на лавочке и чертил своим зонтом непонятые знаки на песке. Тут к старику подходит мальчишка, очень расстроенный, приказным тоном говорит старику, чтобы он подвинулся. Когда мальчик сел на краешек лавочки, дедушка рассмотрел, что лицо его было сердитым и злым. Старик поинтересовался, что случилось с мальчиком. На вежливые вопросы старичка мальчик отвечать не собирался, ответив лишь то, что никому до него дела нет. Он обижен тем, что его сестра Ленка не дает ему краски для рисования, брат отказывается брать его кататься на лодке, бабушка за одну морковку выгнала из кухни. Павлик очень обижен и не может понять, почему ему все отказывают, хочет уйти из дома, говорит, что никто его совсем не жалеет. После того, как старик с длинной бородой выслушал все, он говорит о том, что хочет помочь мальчику. Нагнувшись к уху мальчика, он что-то в него прошептал. Тихо сказал он слово, которое поможет Павлику получить то, что ему так хочется без кулаков, слез и истерик. А слово это простое – пожалуйста. Самое главное, как сказал старик, говорить его нужно спокойным тоном, глядя в глаза собеседнику. Услышав этот совет, мальчишка побежал проверять, действует ли это волшебное слово – попросил краски у сестры, попросил прокатиться с братом на лодке, попросил у бабушки горяченький пирожок. Спрашивая, он употреблял волшебное слово «пожалуйста» и не получал при этом отказов. Павлик был очень этим удивлен, поэтому захотел найти того старика, чтобы поблагодарить его. По возвращении к лавочке, где произошла встреча со стариком, Павлик его не обнаружил. Не успел он сказать слово благодарности старику.
Осеева какой день
Осеева — автор известного детского приключенческого романа «Приключения Буратино», который был экранизирован и стал популярным среди детей и взрослых. Ее книги восхищают читателей своей глубиной смысла и искренностью. В них она описывает сложные социальные проблемы исторического периода и противостояние героев в непростых условиях.
Осеева какой день позволяет читателям погрузиться в ее творчество и узнать больше о ее личности. Это отличная возможность познакомиться с работой и жизнью одной из наиболее популярных и влиятельных авторов советской эпохи. Мероприятия, посвященные Осеевой, проводятся в разных культурных учреждениях, библиотеках и школах во многих странах.
Организаторы Осеева какого дня стараются создать интересные и содержательные мероприятия для всех возрастных групп. Чтение произведений Осеевой, обсуждение тем, поднятых в ее работах, встречи с исследователями ее творчества — все это позволяет углубить понимание и уважение к ее творческому наследию.
Осеева какой день — это день памяти и чтения, который позволяет сохранить и восстановить интерес к творчеству Лидии Осеевой. Это возможность для всех, кто интересуется литературой и историей, узнать о жизни и работе этого выдающегося писателя и поделиться своими впечатлениями с другими любителями ее творчества.
Преимущества Осеева какого дня |
---|
1. Возможность познакомиться с творчеством Лидии Осеевой |
2. Открыть для себя новые произведения и темы, поднятые в ее книгах |
3. Возможность поучаствовать в интересных обсуждениях и мероприятиях |
4. Познакомиться с исследователями и экспертами ее творчества |
5. Найти единомышленников и поделиться своими впечатлениями |
6. Прочувствовать атмосферу времени, в которое жила Осеева |
В лагере — рассказ Валентины Осеевой для детей
Еще с вечера Наташа и Муся решили после завтрака сбегать на речку.
— Какое я место знаю! — перегнувшись через спинку кровати, шептала Наташа. — Вода чистая, прохладная… Мелко-мелко! Никак не утонешь! Как раз для тех, кто плавать не умеет.
— Завтра же утречком побежим! И выкупаемся! Только ребятам не говори, а то все бросятся и опять мы плавать не научимся из-за них! — говорила Муся.
Утро было солнечное. За раскрытым окном так звонко пели птицы, что спать было невозможно. Наташа и Муся с трудом дождались горна и первые убрали свои кровати.
— Сейчас же после завтрака на речку!
Но на утренней линейке вожатый сказал, что соседний колхоз спешит с уборкой сена, так как стоят очень жаркие дни и ожидается гроза, и что колхозу нужно помочь.
— Поможем! Поможем! — с готовностью закричали ребята.
— Выделите нам луг побольше! Нас много!
— Нас много! Нам побольше! — кричали вместе с ребятами Наташа и Муся.
— После завтрака не придется купаться, пойдем после обеда! условились подруги.
На уборку вышел весь лагерь. Пионеры рассыпались по полю. Одни сгребали граблями сухое сено, другие складывали его в копны. Зазвенели веселые песни. Солнце, остановившись над полем и заглядевшись на ребят, беспощадно пекло их головы и черные от загара спины. Сухие цветы и травы пахли знойным медовым запахом. Одна за другой вырастали на поле туго сложенные копны. Под одной из копен стояло ведро со свежей водой; ребята то и дело подбегали к нему с граблями в руках и, наскоро напившись, снова принимались за дела.
— Вот в такую жару выкупаться здорово! Утром что… Утром не жарко… Самое удовольствие в жару! — говорила Наташа, подбирая под косынку разлетающиеся волосы и смачивая водой лоб.
— Сейчас, в самую жару, нехорошо даже! Вот кончим, и как раз жара спадет! Тогда искупаемся! — ответила Муся.
До обеда все было убрано. Далеко были видны аккуратные, как шалаши, копны, и низко скошенная трава делала поле колючим и голым. Ребята пошли обедать. Наташа и Муся прятали за столом полотенце и мыло.
— Вот искупаемся так искупаемся!
— Надо успеть, пока ребята укладываются на мертвый час! — шептались девочки.
* * *
Воздух был душный. Ни один листок не шевелился на кустах. Небо потемнело, из-за леса наползала большая синяя туча. Наташа и Муся бежали к реке напрямки, через поле.
— Скорей, скорей! Мы еще успеем до грозы выкупаться!
И вдруг сорвался ветер. Он налетел на сложенные копны, закружился, засвистел и, срывая верхушки сена, как пух, разнес его по полю.
Девочки ахнули и бросились назад, в лагерь.
— Ребята! Ребята! Копны не накрыли! Ветер сено разносит! Вставайте!
Ребята уже ложились спать.
— Вставайте! Вставайте! — разнеслось по лагерю.
Горнист затрубил тревогу. Все бросились в поле. По дороге захватывали ветки, хворост и накрывали копны. Ветер вдруг утих, острая молния пронзила тучу, и дождь потоком хлынул на землю! Это был теплый летний ливень, освежающий душный, застывший воздух.
Истомленные жарким днем и работой на солнцепеке, ребята неожиданно попали под великолепный душ. Наташа и Муся прибежали в лагерь последними. Волосы у них были мокрые, щеки и глаза блестели, сарафаны прилипли к телу.
— Вот искупались так искупались! — кричала Наташа. — Вода чистая, прохладная, мелко-мелко, никак не утонешь!
— Как раз для тех, кто плавать не умеет! — хохоча, вторила ей Муся.
______________________
Информация о произведении
Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.
Рассказ написан в 1943 году, однако его сюжет по-прежнему актуален. Умение ладить с окружающими и находить правильные слова необходимо взрослым и детям. Простым и понятным языком Валентина Александровна объясняет, насколько волшебным является вовремя сказанное слово «пожалуйста».
Несколько интересных материалов
Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то.
Рыцарь Альбер приказывает своему слуге Ивану подать шлем. Шлем безнадежно испорчен, он насквозь пробит копьем. Иван успокаивает хозяина, он говорит ему, что рыцарь Делорж
Ясный, зимний полдень. Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой
От имени рассказчика читатель слышит историю несчастной лошади по имени Гнедко. Хозяин лошадки – ямщик, нещадно погоняет ее кнутом, чтобы заработать побольше: «Уж мне, или ей умереть! Нынче праздник».
Небольшой город Б. спал непробудным сном, где-то вдалеке доносился собачий лай. Уже проглядывался рассвет, а молодая супруга аптекаря никак не могла уснуть. Скучала она, сидя в одной сорочке у окна, и смотрела на улицу.
Источник
Магия вежливости
В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.
Вежливые слова делают мир лучше, а людей — внимательнее и добрее. Встреча со старичком изменила жизнь ребенка. Кто знает, может, Павлик действительно встретился с волшебником. К концу произведения главный герой изменился. Он понял, что нужно быть внимательнее к родным. Можно отметить в читательском дневнике, что в рассказе «Почему» Осеевой главной мыслью также была тема взаимоотношений с близкими людьми.
Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.
НАВЕСТИЛА
(В. Осеева)
Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!
Уважительное обращение в повседневной жизни
История мальчишки Павлика актуальна и в сегодняшние дни как для ребят, так и для взрослых. Многие школьники никогда не слышали о культуре обращения с окружающими людьми, а иные повзрослевшие закрывают глаза на вежливость или вовсе забывают о ней. Безусловно, если не обращаться уважительно с другими, то они ответят взаимностью.
Волшебные фразы:
- «спасибо»;
- «прошу прощения»;
- «будьте любезны» и так далее.
Всё это не обычные словообороты, а проявление уважительности. Слова самые скромные, но какой в них магический посыл, сколько они содержат положительной энергии.
Когда произносится волшебная фраза, то становится теплее на душе, краски вокруг ярче. Вежливость — это победа доброты и жизнелюбия. Такие слова соединяют друг с другом радостных людей. Очевидно, что если желаешь изменить мир, то надо в первую очередь измениться самому.
Вспоминается народная пословица: «Вежливость ничего не стоит, но даёт многое». Добрая новелла об особых словах научает детей и их родителей быть уважительными и внимательными друг к другу. Злобность и грубости перечеркнут любые человеческие отношения и принесут вред тому, от кого они исходят. А при вежливом обращении никому в голову не придёт отказать в чём-либо.
Валентина Осеева — биография
Валентина Александровна Осеева — советская писательница, автор детской литературы. В отличие от множества коллег по цеху, чьи имена на слуху до сих пор, можно сказать, что известность женщины оказалась несколько меньше. Произведения за авторством Осеевой знакомы не всем, несмотря на то, что некоторые ее рассказы включены в школьную программу по чтению.
Стоит отметить, что такое положение вещей не отражает характера творчества писательницы. Будучи педагогом и человеком, тонко чувствующим других и окружающий мир, она создавала незамысловатые, но в то же время сильные по степени влияния и вызова читателю произведения.
Героями ее историй были простые люди, в, казалось бы, обычных ситуациях, которые стоят перед непростым выбором. Однако благодаря писательскому таланту, дару, Осеева умудрялась придать жизненности и неординарности даже простым ситуациям.
Как учитель она в первую очередь обращалась к детям, опираясь на свой опыт, а также наблюдения за реальными событиями и жизнью простых людей монархического, а затем советского периода российской истории.
Библиография Осеевой довольно скромная. За весь период творчества она создала не так много произведений. Однако те, что вышли в свет, заслуживают ознакомления.