А. П. Платонов, «Волшебное кольцо»: краткое содержание
Жили еще при царе мать-крестьянка и сын ее Семен. Достатка в доме не было: одежда плохонькая из льна, и хлеб не всегда был. Единственный семейный доход — копейка за умершего отца, которую Семену выдавали в городе раз в месяц.
И вот однажды возвращается Семен из города с полученной копейкой. И видит на дороге человека, который собирается удавить щенка. Не выдержал парень, пожалел животину купил за единственную копейку.
Мать не обрадовалась покупке: в доме и коровы нет, а он собаку притащил. Но Семен не унывал и отвечал, что и от щенка польза будет.
Прошел месяц, вновь отправился Семен в город и на этот раз получил целых две копейки — прибавили пенсию. Возвращается обратно, опять видит того же мужика, который на сей раз мучает кошку. Пришлось и ее выкупать, отдав обе копейки. Мать разозлилась еще сильнее, ругаясь на непутевого сына.
«Волшебное кольцо» краткое содержание
«Волшебное кольцо» краткое содержание русской народной сказки напомнит о чем она и чему учит.
«Волшебное кольцо» краткое содержание
Живёт старик охотник со своей старухой и сыном Мартынкой. Умирая, оставляет он жене и сыну 200 рублей. Мартын берет 100 рублей и едет в город закупить хлеба. Но вместо этого выкупает у мясников собаку Журку, которую они хотят убить. На это уходит все 100 рублей. Старуха ругается, но — делать нечего — даёт сыну ещё 100 рублей. Теперь Мартынка выкупает у злого мальчишки кота Ваську за ту же цену.
Мать выгоняет Мартына из дому, и он нанимается в батраки к попу. Через 3 года поп предлагает ему на выбор мешок с серебром и мешок с песком. Мартынка выбирает песок, берет его и идёт искать другое место. Он приходит на лесную поляну, на которой горит огонь, а в огне — девица. Мартын засыпает огонь песком. Девица оборачивается змеёй и ведёт Мартына в подземельное царство к своему отцу, чтобы отблагодарить. Царь подзе-мельной стороны даёт Мартынке волшебное кольцо.
Взяв кольцо и немного денег, Мартынка возвращается к матери. Он уговаривает мать, чтобы она посватала за него прекрасную королевну. Мать так и делает, но король в ответ на это сватовство даёт Мартынке задачу: пусть он построит дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор за одни сутки. Сделает это — пусть женится на королевне, не сделает — будет казнён.
Мартынка перебрасывает кольцо с руки на руку, являются двенадцать молодцев и выполняют королевский приказ. Приходится королю выдать дочь за Мартына. Но королевна не любит своего мужа. Она похищает у него волшебное кольцо и с его помощью уносится за тридевять земель, в мышье государство. Мартынку она оставляет в бедности, в прежней избушке. Узнав об исчезновении дочери, король приказывает заточить Мартынку в каменный столб и морит его голодом.
Кот Васька и собака Журка прибегают к столбу, заглядывают в окошко. Они обещают помочь хозяину. Кот и собака бросаются под ноги уличным торговцам, а потом приносят Мартынке калачи, булки да бутылки кислых щей.
Васька и Журка идут в мышье государство — добывать волшебное кольцо. Они переплывают море — кот на спине у собаки. В мышьем царстве начинает Васька душить мышей, пока мышиный царь не просит пощады. Васька и Журка требуют волшебное кольцо. Один мышонок вызывается добыть его. Он пробирается в спальню к королевне, а она, даже когда спит, держит кольцо во рту. Мышонок щекочет ей хвостиком в носу, она чихает и теряет кольцо. И тогда мышонок приносит кольцо Журке и Ваське.
Идут собака и кот обратно. Васька держит кольцо в зубах. Когда они переправляются через море, Ваську в голову долбит ворон, и кот роняет кольцо в воду. Добравшись до берега, Васька и Журка начинают ловить раков. Царь-рак просит пощады, раки выталкивают на берег рыбу-белужину, проглотившую кольцо.
Васька первым хватает кольцо и убегает от Журки, чтобы всю заслугу присвоить себе. Собака догоняет его, но кот залезает на дерево. Журка караулит Ваську три дня, но потом они мирятся.
Кот и собака прибегают к каменному столбу и отдают кольцо хозяину. Мартынка возвращает себе дворец, хрустальный мост и собор. Возвращает и неверную жену. Король приказывает ее казнить. «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт».
Популярные сегодня пересказы
- То, чего не было — краткое содержание сказки Гаршина Июньским днём было очень жарко. Птицы приумолкли и насекомые куда-то попрятались. И лишь на полянке воодушевлённо беседовали гнедой конь, гусеница, кузнечик, жук-навозник, ящерица, улитка и две мухи
- Ночь после выпуска — краткое содержание повести Тендрякова Прозвенел последний звонок, затихли аккорды выпускного бала. Вчерашние школьники Гена Голиков, Юля Студёнцева, Наташа Быстрова, Вера Жерих, Сократ Онучин, Игорь Проухов, собрались в месте
- Незнакомка — краткое содержание стиха Блока Душный весенний вечер. Рядом с рестораном слышны пьяные выкрики подгулявших посетителей, подвыпивших компаний, их постоянный многоголосый шум не смолкает до поздней ночи. В переулке видны старинные загородные дачи
- Девочка на шаре — краткое содержание рассказа Драгунского Главный герой рассказа – Денис Кораблев побывал вместе со своими одноклассниками в цирке. Раньше он там тоже был, но это был давно и он не понимал сути происходящего на арене.
Жанр и композиция
Жанр произведения — литературная авторская волшебная сказка. В ней множество волшебных элементов: говорящие животные, змеиное царство, золотое кольцо, вызывающее двенадцать молодцев, благодаря которым может исполниться любое желание его хозяина.
Композиция:
- Завязка: описание бедной жизни Семёна и его матушки.
- Развитие действия: спасение животных и получение кольца.
- Кульминация: герой лишается всего и попадает в тюрьму, оказываясь в безвыходном положении.
- Развязка: зло наказано, а Семён, к которому возвращается кольцо, сватается на этот раз к бедной, но доброй и хорошей девушке.
Кроме того, в произведении наблюдаются такие сказочные приёмы, как зачин «жили-были», троекратные повторения и счастливый финал, в котором добро побеждает зло.
Как оформить читательский дневник
Его нужно заполнять с той поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.
Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям. Виды читательских дневников В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников: дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком.
Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения вслух и про себя , подпись родителей. Используется в начальных классах; дневник-отчет о прочитанных книгах учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения июнь 2016, август 2016 и т. Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге ; дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений о нём далее.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять? ФИО автора произведения Число страниц Жанр произведения поэма, роман, рассказ и т. В каком году было написано произведение.
Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор? Основные герои.
Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями старший брат, отец, друг и т. Хочется ли быть похожим на героя?
Читательские дневники помогают кратко напомнить, о чем то или иное произведение. Объем Особых требований к тому, как вести дневник читателя, нет. Все зависит от желания ученика или предложенного учителем варианта
Кто-то ведет дневник подробно, обращая внимание на многие аспекты произведения, кто-то рассматривает только основные моменты, демонстрирующие то, что ученик действительно прочитал произведение. Пункты В читательском дневнике можно использовать следующие пункты: Название произведения
Год создания, биографические и исторические справки. Жанр произведения.
Например, можно разрешить использовать его во время контрольных и проверочных работ разумеется, при соблюдении определенных условий, о которых поговорим ниже. Для того, чтобы читательский дневник не превратился в банальную шпаргалку, договоритесь о том, что в нём не будет кратких содержаний или списанных непонятно откуда «разборов» произведений. Что же в нем должно быть? Для начала нужно указать следующие сведения: ФИО автора произведения и годы его жизни если ребёнок любит рисовать, можно добавить и портрет ; название произведения и год издания; жанр произведения; краткая история создания произведения; основные герои произведения и их краткая характеристика.
После этого я обычно предлагаю своим ученикам разделить тетрадь на две неравные колонки. В левую колонку нужно выписывать цитаты из произведения, в правую — собственные мысли или заметки. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!.. Характеристика Печорина Максимом Максимычем.
Берём первую книгу по списку и читаем, обращая внимание на фамилию, имя и отчество автора; год издания; жанр книги; количество страниц это первое, что всегда само бросается в глаза. Во время чтения выписываем всех главных и не очень главных персонажей
После прочтения размышляем, о чём это я только что узнал это и есть основное содержание. Начинаем заполнять дневник, предварительно начертив все необходимые столбцы: название книги, автор, год издания или написания , кол-во страниц, жанр, основное содержание, главная идея, моё мнение о прочитанном. Заполняем каждую страницу Читательского дневника, сверяясь с информацией в книге.
Характеристика персонажей
Писатель создал произведение в жанре русской народной сказки. В ней описывается множество волшебных сюжетов и элементов. Главной мыслю сочинения являются добрые дела. Платонов хотел донести читателям, что если человек будет делать добрые поступки, они обязательно к нему вернутся.
Произведение учит любить и заботится о животных. Своим повествование писатель говорит, что нужно с особой бережливостью относиться ко всему живому и не проходить мимо чужих проблем.
История сказки прививает такие качества как доброта, честность и отзывчивость. Сюжет является доказательством, что ни какие деньги не стоят жизни живого существа. Как показывает время, человек, совершавший добрые дела, становится счастливым, а зло, ненависть и жестокость всегда наказывается.
Анализ показывает, что в произведении имеется несколько персонажей, посредством которых Платонов старался донести свои мысли:
- Егоров Семен — молодой парень, крестьянин. Он добрый, вежливый и отзывчивый. Герой очень любит свою маму и бережно заботится о ней. Не равнодушен к чужим судьбам, очень любит животных и не терпит жестокого обращения к ним.
- Мать Семена — пожилая старушка, мудрая и справедливая. Она получает маленькую пенсию за своего покойного мужа. Денег едва хватает и она постоянно ругает сына, что он каждую копейку тратит на животных.
- Скарапея — дочь царя змей. Благодарна парню за то, что он спас ее. Она могла бы превратиться в красавицу, если бы Семен поцеловал ее, но ее жених уже был предопределен.
- Кошка и собака — умные животные, умеющие говорить. Парень спас их от погибели и теперь они его верные друзья, которые придут на помощь в любое время.
- Царь — самодур и самовлюбленный человек. Капризный и невоспитанный мужчина, который считает, что ему все должны.
- Аспид — злой персонаж. Не родной сын змеиного царя.
- Царевна — красивая девушка, жена главного героя.
- Змеиный царь — щедрый и мудрый правитель. Он очень любит свою дочь и ничего для нее не жалеет.
История создания
Часто авторские сказки основаны на историях из фольклора. Не стало исключением и детское произведение Андрея Платонова «Волшебное кольцо». Сюжет рассказа был известен довольно давно. Он встречается у многих народов мира. Впервые история с похожим содержанием была опубликована в европейских изданиях в XVII веке.
В России также были неоднократные попытки переделок народных сказок с похожим сюжетом. Многие знаменитые писатели-сказочники пытались структурировать народный текст и превратить его в интересную волшебную историю с понятным для современного читателя изложением. Наиболее удачным преобразованием считается переделка Бориса Шергина и пересказ Платонова.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Семён, Егоров сын — обычный крестьянский парень, добрый, простодушный, немного наивный и доверчивый, честный, верный, дружелюбный, отзывчивый. Трепетно заботится о своей матери. Очень любит животных и не терпит, когда над ними издеваются. За свою доброту получает в награду волшебное кольцо.
- Мать Семёна — простая пожилая крестьянка. Её муж умер, получает в городе пенсию за него — одну копейку в месяц. Едва сводит концы с концами, так как их дом находился на неродящей семье. Любит сына, хотя и бранится на него за то, что он тратит все деньги на животных, хотя им самим нечего есть. Боится змей.
- Скарапея — змея, дочь змеиного царя, живущая в змеином царстве. Добрая, благородная, благодарная за своё счастливое спасение. Могла бы, обратившись красавицей, стать женой для Семёна, но уже был у неё сговоренный жених. Поэтому она научила его, как попросить у отца-царя не золото-серебро, а волшебное кольцо.
- Кошка и собака — спасённые животные, настоящие друзья Семёна, которые, не жалея сил, были готовы помочь ему в трудную минуту. Умные, верные, добрые, умеют разговаривать.
- Царевна — красавица, дочь царя. Не злая, но глупая, легкомысленная, капризная и ветреная. Неверная жена, легко поддалась на ухищрения Аспида, польстилась на его красоту, забыв о своём муже Семёне, предала его, за что и поплатилась.
- Царь — невоспитанный, капризный, важный, самодур.
- Аспид — коварный, хитрый, злой приёмный сын змеиного царя. Умеет превращаться и в прекрасную девицу, и в прекрасного молодца. Легко обольщает царевну и влюбляет её в себя, заставляя её делать всё, что он скажет. Давно хотел заполучить волшебное кольцо, но змеиный царь не отдавал ему его, что и заставило Аспида пускаться на ухищрения. В конце концов получил по заслугам за свои злодеяния, навсегда оставшись гадюкой.
- Змеиный царь — мудрый правитель, любит свою дочь и ничего для неё не жалеет. Щедрый, дарит Семёну кольцо.
Короткий пересказ «Волшебного кольца»
В одном царстве, в деревне жила крестьянка с сыном. Сын был холост пока, и звали его Семен. Жили они очень бедно, лишь раз в месяц Семен получал одну копейку пенсии. Один раз, возвращаясь из города с копейкой в руке, Семен увидел, как какой-то человек душит щенка. Пожалел Семен собачку и купил щенка за копейку. Мать стала ругать Семена, но он ответил: “Ничего, пригодится”.
Через месяц снова пошел Семен пенсию получать. Оказалось, пенсию прибавили и он получил теперь две копейки. По дороге домой снова встречает того самого человека. Теперь он кошку мучает. Пожалел Семен кошку и купил ее за две копейки. Мать еще сильней ругает сына, да делать нечего.
На третий месяц снова прибавку к пенсии дали и Семен получил уже три копейки. В этот раз человек на дороге змею душил. Сжалился Семен и купил эту змею за три копейки. Мать даже и ругать уж не стала, но змею не взлюбила. То забудет еды ей дать, то воды, а то и наступит на змею, будто ненароком.
А змея-то оказалась не простая, а дочь царя змеиного – Скарапея. Попросила она Семена отнести ее к отцу. И велела просить в благодарность за нее у царя змеиного волшебное кольцо с царской руки. Так и сделал Семен. Царь очень любил Скарапею и отдал за нее кольцо, да еще научил, как им пользоваться.
Стоило только кольцо с одного пальца на другой надеть – являлись двенадцать молодцев и исполняли все, что Семен пожелает. Зажили Семен с матерью, кошкой да собакой богато, ни в чем не нуждаясь.
Построили молодцы для Семена хоромы, и решил он жениться на царской дочери. Для этого даже пришлось от самого дворца к дому Семена хрустальный мост построить, а еще самоходную машину. Царь с царицей приехали, посмотрели, как живет Семен, и выдали за него дочь свою.
Жили они хорошо. Но вот брат Скарапеи, Аспид, решил завладеть кольцом. Уговорил он жену Семена, обманом выманила она кольцо у мужа и сбежали они вдвоем с Аспидом. А Семен снова остался ни с чем. Решили тогда кошка с собакой помочь своему спасителю. Им пришлось перенести много трудностей, но кольцо они смогли вернуть хозяину.
Аспид от злости обернулся змеем. Царскую дочь, жену свою, Семен прогнал. А теперь подумывает жениться на очень хорошей девушке, сироте. Очевидно, так и будет.
Сказка «Неизвестный цветок» Платонова была написана в 1950 году, за год до смерти писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Неизвестного цветка». Будучи одной из последних работ автора, этот рассказ-сказка заставляет читателей задуматься о том, насколько может быть трудной человеческая жизнь и насколько важна помощь и неравнодушие окружающих людей.
Герои сказки
У Платонова в «Волшебном кольце» представлены следующие герои:
- Семен – молодой бедняк. Он любит животных, поступает по-доброму и ждет такого же отношения от окружающих;
- Мать Семена – обычная крестьянка, живущая каждодневными заботами, поэтому нрав у нее не очень добрый. Она считает, что глупо отдавать за животных деньги, так как от них нет в доме никакой пользы;
- Скарапея – гордая царская дочь, хоть и змеиного рода. Она не стала терпеть плохого отношения от матери главного героя и попросила сопроводить ее домой, к царю змей;
- Собачка и кошечка – спасенные Семеном животные. Они очень любят своих хозяев, даже сердитую маму героя, и готовы ради них на многое;
- Аспид — неродной сын змеиного царя, хитрый и коварный, использует любые способы для достижения своей мечты;
- Царевна, жена Семена – женщина тщеславная, любит наряжаться. В кратком содержании понятно, что ей не хочется жить с простым крестьянином, а вот красавец царского рода ей очень даже подходит. Она не ценит доброе отношение мужа и предает его при первой возможности.
Отзыв для читательского дневника
В сказке прославляются доброта и простодушие обычных людей. Семену не жалко отдать последние деньги за несчастных животных, хотя никакой выгоды в их спасении для него нет. Бескорыстие и доброта парня сполна вознаграждаются змеиным царем, а в финале – помощью спасенных собаки и кошки.
Обладание волшебной силой нисколько не изменяет Семена. Его первое желание (мука, сахар и хлеб) выглядит даже чересчур наивно. Семен совершенно не думает о богатстве – символе зла. Это резко противопоставляет его с царской семьей и, особенно, с алчностью и предательством царевны.
https://youtube.com/watch?v=dpXSlHMjlLw
Небылица
У этого термина существуют и другие значения, см. Небылицы.
Небыли́ца
илинебыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Бывал да живал, на босу ногу топор надевал, топорищем подпоясывался, кушаком дрова рубил… Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
Памятка «Как вести читательский дневник».
А письменная работа рукодвигательный фактор помогает лучше закрепить информацию. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. Не удивляйтесь, если школьнику понравится вести дневник, и он захочет записывать туда и свои любимые произведения вне школьной программы, энциклопедии, современные детские книги. Потратив всего 10-15 минут в день на заполнение читательского дневника, ребенок сможет научиться анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформирует культуру читателя.
Старуха — ворчливая, злая, жадная, любит командовать, не слушает ничьего мнения, не помнит добро захотела, чтобы рыбка служила ей после всего, что получила от рыбки. Главная мысль Жадность не приводит к добру.
Если постоянно хотеть всё больше и больше, можно остаться ни с чем. Нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть, и быть благодарным за то, что тебе дали. Впечатления от прочитанного Мне понравилась сказка. Старуха мне немного напомнила меня, потому что мне тоже часто хочется всё больше и больше. Теперь я понимаю, что нужно себя перевоспитывать.
Если я постоянно буду хотеть нового, то буду очень страдать, потому что всё получить невозможно!
Допускается ведение записей родителями 1 кл. Примерная таблица:.
Через какое-то время ребёнку наскучит писать по шаблону. Когда это произойдёт, ему можно будет попробовать себя в написании отзывов, не ограниченных какими-либо правилами. Следует отметить необходимость вычитки и коррекции отзывов.
Важно помогать ребёнку расширять словарный запас. Помощь учителей и родителей облегчит ученику будущую работу с текстами, к примеру написание сочинений, а также может поспособствовать раскрытию его писательских талантов
Приблизительный список вопросов, давая ответ на которые, будет проще выражать своё мнение, выглядит так: Какова основная мысль произведения? Какие черты характера того или иного персонажа читателю показались наиболее яркими? И если да, то какие именно? Какие моменты книги являются наиболее запоминающимися? Есть ли в произведении что-либо необычное? Есть ли в произведении что-то, что давало бы пищу для размышлений?
На какие размышления толкает прочтение данного произведения? Учит ли оно чему-нибудь?
Краткий анализ
Русский фольклор богат различными персонажами. Однако в этой сказке все действующие лица имеют вполне обычную внешность. Люди и животные легко представляются в воображении, что делает историю удобной для восприятия читателями любого возраста.
Волшебные предметы также представлены вполне привычными вещами. Например, кольцо автор описывает как обычный золотой перстень, украшенный змеиной головой с двумя зелёными камнями вместо глаз. Читатель также хорошо может представить и самоходную машину, и мост. Все эти предметы хоть сделаны по волшебству, но довольно обычны.
Такое простое изложение сказки делает её более интересной и удобной для чтения. Возможно, поэтому история про доброго юношу и преданных ему животных стала так близка и понятна широкому кругу юных читателей. Она учит детей взаимовыручке и доброте, а это именно те качества, которые очень важны для правильного формирования личности и характера ребёнка.