Двойники родиона раскольникова в романе «преступление и наказание»

Русская литература. 10 класс

Ф. М. Достоевский

Свидригайлов и Лужин как отражение «темной» стороны личности Раскольникова

В романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками, которыми являются Свидригайлов и Лужин. Эти образы олицетворяют «темную» сторону личности главного героя, концентрируют в себе его пороки, что позволяет читателю получить максимально верное представление о личности и характере Раскольникова.

Достоевский показывает нам Свидригайлова как человека без совести и чести. Это человек равнодушный, скучающий. Он хочет найти в жизни «нечто всегдашним рожденным угольком в крови пребывающее». Образ Свидригайлова – своеобразное предостережение Раскольникову: Свидригайлов – это существо, в которое превратится Раскольников, если не послушается голоса собственной совести и будет жить, имея на душе преступление, которое не было искуплено страданием.

В образе Свидригайлова раскрывается вся сущность нравственного падения человека, пошедшего по пути преступлений. Он все время тревожит Раскольникова, убеждая его, что они «одного поля ягоды»: «Ну, не сказал ли я, что между нами сеть какая-то общая точка?» Свидригайлов не видит человека ни в ком, он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью извлечения из них выгоды при помощи шантажа нет ничего дурного. Свидригайлов для Раскольникова становится воплощением чего-то низкого, омерзительного, но, тем не менее, Родиона Раскольникова влечет к этому темному началу. Ведь Раскольников решил реально, а не фантастически стать «властелином», а значит решил пойти по дороге Свидригайлова. Внутреннее сходство Раскольникова и Свидригайлова состоит также в грехе безбожия, гордости и праздности. Кроме того, они оба страдают от сознания подобной праздности. Но Раскольников в конце романа смог преодолеть в себе свидригайловскую гордость и праздность, свидригайловский демонизм, нашел любовь и жизнь, а значит – себя. Ему стала невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Свидригайлова и Лужина, он стал ненавидеть их, хотя в сущности не имел на это никакого права.

В контексте темы моего сочинения внимания заслуживает еще один персонаж романа – Лужин – предприниматель, сделавший себя сам, который хочет, будучи человеком «маленьким», стать человеком «большим», превратиться из никого в хозяина жизни. Здесь можно провести параллель между Раскольниковым и Лужиным. Раскольников – бедный студент, которому очень хочется выкарабкаться из того нищего состояния, в котором он находится. Но не просто перерасти себя на этом этапе! Он хочет видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении. Так появляется теория о разделении людей на два разряда. Причем и Лужин, и Раскольников хотят видеть свою принадлежность к высшей категории. Это стремление приводит к тому, что Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню.

Оба этих героя – Раскольников и Лужин – неверно воспринимают собственное положение, их точка зрения относительно своего места в обществе сводится к тому, что они считают себя лучше других людей, по крайней мере тех, которые становятся их жертвами. Единственная разница между Лужиным и Раскольниковым – в том, что у первого понимание самой проблемы и методы, которые он использует, более пошлые, чем у второго. Лужин опошляет и тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма».

Мотивы же Раскольникова благородны, он действует не из расчета, а из заблуждения.

Однако нельзя давать одинаковую оценку этим трем персонажам – Раскольникову, Лужину и Свидригайлову. Достоевский показал нам внутренний мир Раскольникова через взаимодействие героя с персонажами, которые его окружают, через постоянную борьбу между сознанием и подсознанием, его душевные переживания. Писатель показывает нам, какую власть может иметь над человеком идея и какой страшной может быть эта идея, если она способна толкнуть человека на преступление.

Достоевский подверг анализу сознание и подсознание главного героя, он полностью раскрыл перед читателем характер Раскольникова. Писатель показал нам внутренний мир героя с помощью контраста – через сравнение черт, присущих Раскольникову, с личностными характеристиками Свидригайлова и Лужина.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Двойники Раскольникова и их роль в романе Преступление и наказание

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание» читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.

Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.

Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).

Студент Разумихин – друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта – оба они готовы на все ради помощи ближнему.

Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете. 

И Свидригайлов, и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов – бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег. 

Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» — идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.

В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.

По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.

Воплощение теории Родиона в образе Аркадия Ивановича

Говоря о том, что Свидригайлов — двойник Раскольникова, следует обратить внимание на их личные отношения. Вначале Родиону кажется, что Аркадий Иванович имеет какую-то власть над ним

Раскольникова тянет к Свидригайлову. Но впоследствии Родион ощущает какую-то «тяжесть», ему становится «душно» от этой приближенности. Постепенно Раскольников начинает считать, что Свидригайлов самый ничтожнейший и пустейший на земле злодей. Аркадий Иванович, между тем, идет намного дальше Родиона по пути зла. В этом отношении прослеживается даже некоторая символичность имени Аркадий. Оно имеет греческое происхождение и переводится буквально как «пастух». В православной культуре слово это употребляли в значении «пастырь» — руководитель, наставник, учитель в духовной жизни. В некотором роде, Свидригайлов для Раскольникова таковым и является: в своем безверии и цинизме он превосходит Родиона во многом. Аркадий Иванович демонстрирует постоянно свое «мастерское», в определенной степени «высшее» владение теорией Родиона, практически воплощая ее.

Антиподы Раскольникова

Антиподом Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он оптимист, общителен и открыт для людей, любит жизнь такой, какая она есть. В его жизни тоже не все хорошо, но этот юноша умеет справляться с неудачами, двигается вперед, борется с нуждой и бедностью, никогда не впадает в отчаяние. Молодой человек учится в университете и надеется на реализацию своих планов.

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Герои имеют много общего: молодость, образованность, порядочность и благородство, которые не зависят от происхождения. Однако альтруист Разумихин хочет достичь своей мечты упорным трудом, а Раскольникову ближе легкий путь достижения цели — через преступление.

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Как двойником, так и антиподом главного героя можно считать следователя Порфирия Петровича, который понимает муки Раскольникова и по-своему ему сочувствует. Хороший психолог, он обладает проницательностью и аналитическим умом, сразу отметив, что Миколка старуху не убивал.

Двойники и антиподы Раскольникова общаются между собой, реализуют свои планы и убеждения, подводя героя к двойственности выводов. К примеру, мысли о неизбежности какого-то процента жертв ради высокой цели (по Лужину) уживаются в нем с желанием помочь падшей Соне, сделать какое-то благое дело (по Разумихину). Однако борьба «разумного эгоизма» с «единичным добром», которая совершается в душе Раскольникова, отражается в спорах представителей тех и других начал.

Различия

Лужин и Свидригайлов – разные стороны характера Родиона Раскольникова.

Свидригайлов, в отличие от Лужина, понимает крах своих жизненных принципов. После отказа Дуни он убеждается в том, что он не является человеком особенным, которому дозволено абсолютно все. Поэтому Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, как бы перечеркивая всю свою теорию.

Лужин же продолжает жить так, как ему хочется. Он не задумывается о своем перерождении. Герой продолжает совершать злые поступки, ничего доброго в нем нет. Свидригайлов же хотя бы в конце жизни решает сделать что-то благородное для других. Он пытается искупить свою вину за такой образ жизни.

Данная статья рассмотрит сходные и различные черты двойников Раскольникова – Лужина и Свидригайлова, также статья поможет написать сочинение «Лужин и Свидригайлов».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых компанейских —

Главные герои «Преступление и наказание»

для самых любопытных —

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

для самых крутых —

Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы марта для 10 класса:

Месть и великодушие (Преступление и наказание)

Ипполит Курагин

Характеристика Тушина

Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир»

Николенька Болконский

«Преступление и наказание» главные герои

Характеристика Элен Курагиной

Свидригайлов

Замысел романа «Война и мир»

Характеристика Добросклонова

Вариант 3

В романе «Преступление и наказание» Достоевский исследует парадокс двойственности человеческой природы. Главный герой, Раскольников, представляет эту дихотомию, воплощая в себе как добро, так и зло. Этот парадокс лучше всего иллюстрируют персонажи Свидригайлова и Порфирия Петровича.

Свидригайлов — зловещий и аморальный персонаж, представляющий темную сторону Раскольникова. С другой стороны, Порфирий Петрович представляет ту сторону Раскольникова, которая ценит нравственность и справедливость. Эти два персонажа служат напоминанием о том, что двойственность человеческой природы — сложный и запутанный вопрос, который нелегко объяснить.

Изображение Достоевским дихотомии между добром и злом показывает, что человеческую природу трудно понять. Он подчеркивает, что люди способны совершать как хорошие, так и плохие поступки, и что наши действия определяют нас больше, чем наши мысли или убеждения. В заключение можно сказать, что парадокс двойственности — это тема, которая проходит через весь роман, и она служит напоминанием о хитросплетениях человеческой природы.

Мне нравится1.4 k.Не нравится592

Портретное сравнение

Опираясь на первоисточник, в виде романа «Преступление и наказание», мы можем с уверенностью сказать, что Петру Лужину 45 лет, а его невольному коллеге Аркадию Свидригайлову около 50 лет.

У обоих героев довольно приятная внешность, так как они ухаживают за собой в известной степени, следят за модой и одеваются соответствующе. Оба довольно молодо выглядят, не на свой возраст.

Фото: lv.imhoclub.com

Отличительна черта внешности Лужина – это темные бакенбарды в виде двух котлет. А Аркадий Иванович Свидригайлов носил густую лопатую бороду более светлого, чем волосы, оттенка.

Речь Свидригайлова по роману довольно монотонная и спокойная. А вот Лужину присущ судейский слог

Он любит быть в центре внимание, когда его слушают и восхищаются им

Социальное и материальное положение

Петр Лужин – это человек довольно необразованный, выбился в люди благодаря деловой хватке, энергии и услужливости на высокие посты по государственной службе. Перед нами адвокат, которого из провинции перевели в столицу России.

Эта деятельность принесла ему довольно большой капитал, и он стал обеспеченным человеком. Свой карьерный рост Лужин видит в открытии собственной конторы.

Фото: kakoy-smysl.ru

Аркадий Свидригайлов – это потомственный дворянин, который служил в свое время в гвардейских полках кавалерии, затем был карточным мошенником.

Однако на момент начала романа Аркадий Иванович – это состоятельный помещик, которого женила на себе вдова. Второстепенный герой живет праздно, предается всем известным порокам.

Теории Лужина и Свидригайлова

Несмотря на разные сословия, общественное положение и судьбу, у героев есть довольно схожие теории, которые замыкаются на концепции Раскольникова, которую мы уже подробно разбирали.

Так, Лужин считает, что общество может процветать, если каждый начнет думать о себе и «целом кафтане», а не будет отнимать «половину кафтана» у своего ближнего.

Другими словами, каждый человек должен быть эгоистом и думать о своей шкурке. Если все начнут делать так, то общество в целом станет более состоятельным.

Фото: fb.ru

Эта экономическая теория как нельзя лучше подходит характеру Лужина, который крайне самовлюблен и думает только о себе.

Теория Свидригайлова вторит Раскольникову в том, что любое злодейство позволительно, если цель для этого была выбрана благая. Однако Аркадий Иванович при этом предается всем порокам, которым только можно, и даже не пытается их прикрыть чем-то благонадежным.

Теории двух наших второстепенных героев схожи в «особенности» своих персон. Другими словами, она верят в свою исключительность и счастливую звезду. Поэтому могут поступать так, как считают нужным без оглядки на общественную мораль, нравственность, принципы и даже закон.

Фото: kartinkin.net

Лужин хочет удовлетворить свою жажду наживы, а Свидригайлова манят низкие страсти и откровенная похоть.

Сходства и различия характеров

Лужин и Свидригайлов довольно разные персонажи. Однако и между ними есть определенные сходства:

  1. Оба героя эгоисты, которые думают только о себе.
  2. Не задумываясь, оба способна погубить человека физически или опосредованно.
  3. Оба готовы перейти все красные линии (какое актуальное словосочетание в наше время), так как считают себя «избранными».

Ключевое различие между этими господами – отношение к обществу. Лужин довольно аккуратный и осторожный человек, который хочет произвести приятное впечатление на людей. По крайней мере, первое.

Фото: theocrat.ru

Свидригайлову же плевать, что о нем думают люди, хоть и умеет с достойными персонажами вести себя порядочно.

Свидригайлову, очевидно, не достает такой деловой хватки, как Лужину, так как ему не было нужды «прокачивать этот навык». Ведя праздный образ жизни, Аркадий Иванович точно испытал гораздо больше удовольствий, чем Петр Лужин.

При этом Свидригайлов не стесняется открыто рассказывать о своих пороках и похождениях, а Лужин старается скрыть свой эгоизм и низкие желания за маской благодушного и доброго господина.

Свидригайлова совершенно не заботит подрастающее поколение и новомодные идеи, он от этого далек. А вот Лужин, будучи довольно скользким типом, старается и тут найти расположение, чтобы быть причастным к новым течениям в обществе. Герой явно рассчитывать на плоды от этих связей в будущем.

Фото: theocrat.ru

Роль двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский своем романе «Преступление и наказание» стремится решить важную нравственную и психологическую задачу – показать несостоятельность выдуманных теорий и раскрыть их разрушительную силу. Такой теорией стала и идея Родиона Раскольникова, главного героя романа. Раскольников решил, что сильная личность вправе пренебречь законами морали и совести для достижения своих целей. У героя романа была благородная цель – спасти от нищеты и унижения родных людей, мать и сестру. Но здесь возникает извечный вопрос – оправдывает ли цель средства?

Статья: Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Писатель шаг за шагом раскрывает ложность теории Раскольникова, описывает ее губительное влияние для души героя и подводит читателя к убеждению, что не существует такой цели, способной оправдать преступление. И не существует преступлений, остающихся без наказания. Кроме закона государства есть законы совести, а их обмануть не по силам никому.

Чтобы наиболее ярко показать несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский его окружает персонажами-двойниками. В этих героях, как в кривом зеркале, отражаются все мысли Раскольникова, обостряется, пародируется, оттеняется та или иная сторона личности героя. Благодаря этому роман «Преступление и наказание» — не столько суд над преступлением, сколько суд над характером, личностью, психологией человека. Родион обладает острым, незаурядным умом, отзывчивым, добрым сердцем. Он способен любить, чувствовать, сопереживать, страдать. Вынашивая в голове антигуманную, античеловеческую теорию, Раскольников все время сомневается, мечется, старается оправдать свои преступные планы идеями справедливости и добра. Чтобы это доказать, Достоевский вводит в произведение фигуры двойников Раскольникова:

  • Лужина,
  • Лебезятникова,
  • Свидригайлова,
  • Разумихина.

В этих образах выступают те же теории и помыслы, которые мучают Раскольникова, но в «чистом виде», не замаскированные идеей добродетели.

Замечание 1

Личность Раскольникова противоречива, и словно мозаика, состоит из разрозненных, на первый взгляд несвязанных между собой частей, и у каждой из этих частей в произведении есть зеркальное отображение в виде отдельного героя.

Различия

Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.

Образ мерзкого человека

В отличие от Родиона, Лужин не вызывает никакого сопереживания или сочувствия у читателя. Этот персонаж абсолютно отрицательный, он не представляет собой ничего ценного для общества; особенно это доказывает его собственная теория «о целом кафтане», которая предполагает полный индивидуализм с расчётом исключительно на самого себя. Лужин даже не собирается быть полезным для остальных, всё, что он делает, он делает только для себя.

Раскольников и Лужин, на первый взгляд, могут показаться очень близкими людьми. Однако это не совсем так, несмотря на обилие сходств, эти герои имеют и существенные различия. Но, чтобы лучше понять смысл сравнения персонажей, следует выделить их основные близкие черты.

  • Теория. Оба героя имеют свою теорию касаемо человечества в целом. У героев внутри головы свои таблицы, куда они сортируют людей, и изначально может показаться, что теория Лужина куда безобиднее раскольниковской, но это не совсем так: обе теории в итоге полны ошибок разума и ведут к тяжким последствиям.
  • Интеллект. И Родион, и Пётр достаточно умны и образованы, ввиду чего несколько циничны по отношению ко всему окружающему.
  • Тщеславие. Оба персонажа не могут похвастаться скромностью, они горды собой и ни капли этого не скрывают. Они действительно высокомерны.
  • Подлость. Раскольников и Лужин легко способны подставить или предать человека, ведь они не придают особой ценности человеческим чувствам.
  • Угрюмость. Оба героя угрюмы и мрачны, не особо общительны с людьми и замкнуты в себе.

Небольшая сравнительная характеристика дала понять, что при всех сходствах всё-таки Раскольникова намного сложнее назвать неприятным персонажем. Несмотря на его античеловечную теорию, Родиона таки можно понять и позволить искупить свою вину, что он и делает в конце. Что касается Лужина, то этот герой совершенно не собирается меняться, он плохой человек, это замечается сразу. У него нет никакого морально-нравственного компаса, он может обманывать, предавать и идти по головам, чего не скажешь о Родионе.

https://youtube.com/watch?v=yEsFD6xWkXE

Сходства

В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: