Краткое содержание
Далее рекомендовано прочитать краткое содержание поэмы «Полтава» по главам. Краткий пересказ сюжета следует начать с пояснения: произведение разбито автором на главы (песни), поэтому таким же образом последует и его краткое содержание.
Песнь 1
Северная война в Украине в самом разгаре. Многие наседают на гетмана Мазепу с требованием – заключить союз со шведским королем Карлом XII, предав государя Петра I. Однако он и сам давно задумывается об этом.
Мазепа стар, но это не помешало красавице Марии, дочери генерального судьи Кочубея, влюбиться в него без памяти. Девушка молода, красива и женихи выстраиваются в очередь, желая связать с ней, а заодно и с ее богатым отцом, свою жизнь. Но все попытки посвататься проваливаются по причине того, что ее сердце занято.
Мазепа, несмотря на то, что является девушке крестным и добрым приятелем Кочубея, отправляет в дом судьи сватов. Родители Марии приходят в ужас и не дают согласие на такой брак. Марии ничего не остается, как убежать из родительского дома к любимому.
Кочубей не может простить другу такого удара и планирует месть. Одновременно с бегством дочери, до него доходят некоторые слухи о планируемой измене гетмана. В паре с казаком Искрой он пишет донос на Мазепу и отправляет письмо государю.
Царь прочитал письмо, но не придал ему никакого значения – он видел в гетмане своего верного соратника. Мазепа, узнав о письме, обозлился, и Кочубей с Искрой были отправлены под стражу.
Песнь 2
Мария не могла не заметить плохого настроения своего друга и выведала у него, что тот готовит мятеж. Он желает независимости Украины и добился поддержки Польского и Шведского королей. Неожиданно девушка его поддерживает и клянется, что последует за ним. Тогда Мазепа задает ей вопрос, кто ей дороже – он или родной отец. Мария отвечает, что ей дороже любимый. Тот просит ее запомнить собственные слова. Он сильно переживает, как девушка воспримет известие о казни отца, но пока ничего ей не говорит.
Тем временем Кочубея пытают и готовят к казни. К нему приходит некий Орлик, соратник и писарь гетмана, и требует открыть ему место, где тот держит клад. Но старик отвечает, что его единственный клад – дочь и ее честь.
Мать Марии, совсем отчаявшись, пробирается к дочери и просит повлиять на гетмана. Девушка не выдерживает и падает без чувств. Когда Мазепа вернулся домой, он никого там не застал – его любимая исчезла бесследно. Во все стороны были посланы казаки на поиски беглянки, но найти ее никто не смог. Казнь состоялась недалеко от дома Мазепы, где накануне возвели высокий эшафот. Отрубленные головы были показаны собравшейся публике.
Песнь 3
Мазепа осуществляет свой план – он переходит на сторону шведского короля и становится его союзником, предав Петра. Перед началом мятежа он прикидывается больным, чтобы отвести от себя малейшие подозрения. Карл XII тем временем выдвинул свои войска в сторону Малороссии.
Бой под Полтавой
Гнев государя вылился в крупное сражение близ Полтавы. Помимо этого Петр приказал объявить анафему Мазепе во всех церквях. Русские одержали победу. На радостях, по приказу государя, был устроен пир, на который пригласили даже пленных генералов шведской стороны.
Мазепа, уходя с поля боя, видит дом Кочубея. Его душа сжимается от ужаса перед содеянным злом. Недалеко от этого места он останавливается на ночлег и узнает в одной девушке свою Марию, сильно исхудавшую и совершенно безумную.
ПЕСНЬ ТРЕТИЯ
Души глубокая печальСтремиться дерзновенно в дальВождю Украйны не мешает.Твердея в умысле своем,Он с гордым шведским королемСвои сношенья продолжает.Меж тем, чтоб обмануть вернейГлаза враждебного сомненья,Он, окружась толпой врачей,На ложе мнимого мученьяСтоная молит исцеленья.Плоды страстей, войны, трудов,Болезни, дряхлость и печали,Предтечи смерти, приковалиЕго к одру. Уже готовОн скоро бренный мир оставить;Святой обряд он хочет править,Он архипастыря зоветК одру сомнительной кончины,И на коварные сединыЕлей таинственный течет.
Но время шло. Москва напрасноК себе гостей ждала всечасно,Средь старых, вражеских могилГотовя шведам тризну тайну.
223
Незапно Карл поворотилИ перенес войну в Украйну.
И день настал. Встает с одраМазепа, сей страдалец хилый,Сей труп живой, еще вчераСтонавший слабо над могилой.Теперь он мощный враг Петра.Теперь он, бодрый, пред полкамиСверкает гордыми очамиИ саблей машет — и к ДеснеПроворно мчится на коне.Согбенный тяжко жизнью старой,,Венчавшись римскою тиарой,И прям, и здрав, и молод стал.
И весть на крыльях полетела.Украйна смутно зашумела:«Он перешел, он изменил,К ногам он Карлу положилБунчук покорный». Пламя пышет,Встает кровавая заряВойны народной.
Кто опишетНегодованье, гнев царя?Гремит анафема в соборах;Мазепы лик терзает кат.На шумной раде, в вольных спорахДругого гетмана творят.С брегов пустынных ЕнисеяСемейства Искры, КочубеяПоспешно призваны Петром.Он с ними слезы проливает.Он их, лаская, осыпаетИ новой честью и добром.Мазепы враг, наездник пылкий,Старик Палей из мрака ссылкиВ Украйну едет в царский стан.Трепещет бунт осиротелый.
224
На плахе гибнет Чечель смелыйИ запорожский атаман.И ты, любовник бранной славы,Для шлема кинувший венец,Твой близок день, ты вал ПолтавыВдали завидел наконец.
И царь туда ж помчал дружины.Они как буря притекли —И оба стана средь равниныДруг друга хитро облегли.Не раз избитый в схватке смелой,Заране кровью опьянелый,С бойцом желанным наконецТак грозный сходится боец.И злобясь видит Карл могучийУж не расстроенные тучиНесчастных нарвских беглецов,А нить полков блестящих, стройных,Послушных, быстрых и спокойных,И ряд незыблемый штыков.
Но он решил: заутра бой.Глубокой сон во стане шведа.Лишь под палаткою однойВедется шепотом беседа.
«Нет, вижу я, нет, Орлик мой,Поторопились мы некстати:Расчет и дерзкой и плохой,И в нем не будет благодати.Пропала, видно, цель моя.Что делать? Дал я промах важный:Ошибся в этом Карле я.Он мальчик бойкой и отважный;Два-три сраженья разыграть,Конечно, может он с успехом,К врагу на ужин прискакать,Ответствовать на бомбу смехом;Не хуже русского стрелкаПрокрасться в ночь ко вражью стану;
225
Свалить как нынче казакаИ обменять на рану рану;Но не ему вести борьбуС самодержавным великаном:Как полк, вертеться он судьбуПринудить хочет барабаном;Он слеп, упрям, нетерпелив,И легкомыслен, и кичлив,Бог весть какому счастью верит;Он силы новые врагаУспехом прошлым только мерит —Сломить ему свои рога.Стыжусь: воинственным бродягойУвлекся я на старость лет;Был ослеплен его отвагойИ беглым счастием побед,Как дева робкая.».
Орлик
СраженьяДождемся. Время не ушлоС Петром опять войти в сношенья:Еще поправить можно зло.Разбитый нами, нет сомненья,Царь не отвергнет примиренья.
Смысл поэмы «Полтава»
Весь смысл поэмы раскрывается в эпилоге:
Прошло сто лет и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось И с них исчез кровавый след Насилий, бедствий и побед. Остатки разоренной сени, Три углубленные в земле И мхом поросшие ступениГласят о шведском короле.
Такова судьба великих людей, которые в истории преследуют свои маленькие, личные цели. Между тем
В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,Огромный памятник себе!
это награда от благодарного потомства великому слуге своего народа.
Таким образом, «Полтава», как «Цыганы», как «Евгений Онегин», как, отчасти, «Борис Годунов» есть развенчивание личного эгоизма.
Кочубей Василий ЛеонтьевичКочубей Василь Леонтійович
Генеральный писарь. Генеральный судья Войска Запорожского.
Василий Кочубей родился в 1640 году. Не отличаясь выдающимися способностями, прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 году являлся регентом войсковой канцелярии, а в 1687 году генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича.
Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея селами, в том числе знаменитой Диканькой, дал ему в 1694 году достоинство генерального судьи, а в 1700 году исходатайствовал звание стольника.
В 1706 году гетман первому сообщил Василию Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от Российской империи. В 1707 году писарю передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили, но за гетманом учрежден негласный надзор. В 1708 году передал второй донос на гетмана через Петра Яценко. Ему снова не поверили и Мазепе сообщили об этом доносе.
Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру и священника Святайлу и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова, который и передал новый донос царю Петру через киевского губернатора князя Д. М. Голицына.
Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После жестоких пыток сказал, что оговорил гетмана по злобе.
Доносчиков дополнительно пытали, пытаясь узнать, где Кочубей хранит свои ценности, и приговорили за ложный донос к смертной казни. Их отправили в село Борщаговка под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Там новый допрос учинил Филипп Орлик.
Василий Леонтьевич Кочубей казнен 26 июля 1708 года.
Память о Василии Кочубее
Память о Василии Кочубее
А.С. Пушкин воспел его в поэме «Полтава»
В 1914 году в Киеве установили памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В. А. Самонов.
В апреле 1923 года памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 года рабочих против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».
Семья Василия Кочубея
Семья Василия Кочубея
Жена — Любовь Федоровна (ум. 1722), дочь полтавского полковника Федора Ивановича Жученко, которая унаследовала после отца богатое полтавское село Жуки.
Дети:
Василий (ум. 1743), бунчуковый товарищ, с 1727 полтавский полковник. Первым браком был женат на дочери гетмана Данилы Апостола — Анастасии, вторым — на Марфе Ивановне Янович, сестре глуховского атамана. От его сыновей Семёна, Василия, Павла пошли три ветви рода Кочубеев.
Федор (ум. 1729), бунчуковый товарищ, основатель села Березка.
Катря, жена Семена Васильевича Чуйкевича, сына генерального судьи.
Ганна, жена племянника Мазепы Ивана Обидовского.
Мотря, героиня любовной истории с Мазепой.
Прасковья (ум. 1726), жена Федора Ивановича Сулимы, бунчукового товарища.
Мария, жена Василия Степановича Забелы, сына нежинского полковника.
26.07.1708
Основной сюжет
Действие всей поэмы разворачивается вокруг военного конфликта Петра Великого и шведского короля Карла XII. Иван Мазепа является гетманом земель на берегах Днепра и перед главным сражением Северной войны предаёт государя и отечество, перейдя на сторону противника. Произведение написано в виде трёх песен и, несмотря на реалистичность событий и героев, пропущено через призму восприятия автора:
- Песнь первая. Вводная часть событий, повествующая о предпосылках конфликта и характеризующая главных героев. Здесь идёт пересказ начала конфликта как между двумя верными товарищами — Мазепой и Кочубеем — так и между верным подданным и императором — Мазепой и Петром.
- Песнь вторая. Драматические моменты накаляют ситуацию, Мария узнаёт о казни отца, разрывается между возлюбленным и семьёй. Идёт решительная подготовка к битве, от которой зависит исход военного конфликта.
- Песнь третья. Именно здесь происходят самые яркие и резкие моменты всей поэмы — император узнаёт о предательстве, происходит бой. Трагическая история любви оканчивается потерей рассудка и сумасшествием для несчастной Марии.
Александр Сергеевич Пушкин «Полтавский бой»
(Из поэмы «Полтава»)
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдаётся пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И Бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен
Он весь, как Божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая,
Далече грянуло «ура»:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущённый взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
………..
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.
Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Мазепа в «Полтаве»
Мазепа в отношениях к Марии и Петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими. Мария, и Петр оттеняют собою этот эгоизм Мазепы – Мария своей самоотверженной любовью, а Петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу. Потомство расплатилось с хищным эгоизмом Мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь Петра воздвигся монумент.
В обрисовке характера Мазепы Пушкин не пожалел мрачных красок. «Однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму. – Ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!» У Пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты. Объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу Мазепы, а написал ее под влиянием «дум» Рылеева («Войнаровский», «Мазепа», «Палей» и др.), где Мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. И это увлекло Пушкина. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит Пушкин. – «Полтаву» написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все!»
Последние слова очень характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «Полтавы» Пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием Рылеева. Если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании Мазепы. Поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:
…он не ведает святыни, …он не помнит благостыни, …он не любит ничего! …кровь готов он лить, как воду, …презирает он свободу,…нет отчизны для него».
Повторяя характеристики, сделанные Рылеевым, Пушкин называет Мазепу «неукротимым», «стариком надменным», «дерзким хищником», «губителем», «Иудой», «злодеем», «скрытным», с душой «коварной», «мятежной», «ненасытной»… Следуя за Рылеевым, он рассказывает о «черных думах» Мазепы, об его «злой воле», об «угрызеньях его змеиной совести», об его терзаньях какой-то страшной пустотой, о том «кипучем яде», который переполняет его сердце. В описании наружности этого героя Пушкин не щадит таких же красок: у Мазепы «блестящий», «впалый взор». Он «суров», «бледен», «угрюм», он «молча скрежетал», у него «коварные седины», он «сверкает очами». Стремительность его неукротимого духа и у Рылеева, и у Пушкина выражается в том, что Мазепа постоянно то «мчится», то «несется» на коне. Одним словом, в лице Мазепы Пушкин изобразил довольно шаблонного романтического злодея; только прекрасная сцена разговора его с Марией смягчает этот напыщенный и неестественный образ.
Анализ поэмы «Полтава» Пушкина
Поэма «Полтава» (1828-1829 гг.) — одно из первых в русской литературе стихотворных произведений, основанное на реальных исторических фактах. Пушкин тщательно изучал источники и придавал большое значение своей работе. Поэма не была по достоинству оценена современниками, что очень огорчило поэта. Вероятно, это было связано со сложностью и оригинальностью выбранной темы.
Пушкин попытался объединить в одном произведении несколько масштабных тем. В первую очередь он изображает эпоху Петра I через события Северной войны. Петр прославился своими преобразованиями, которые в очень короткие сроки выдвинули Россию на одно из ведущих мест в европейской политике. Бесславно начавшаяся война со Швецией закончилась невиданным триумфом русской армии. «Непобедимая» армия Карла XII потерпела сокрушительное поражение, а сам полководец позорно бежал. Пушкин придавал огромное значение этой войне. Он считал, что победа значительно повлияла на укрепление национального духа. Центральная битва дала название всему произведению.
Еще одна тема – взаимоотношения России и Украины. В наше время Мазепу часто выставляют национальным героем, который стремился к созданию независимой Украины. Анализ источников опровергает это мнение. Некоторые действия гетмана действительно улучшили положение украинского народа. Но в целом его политика была подчинена личным интересам. Жизнь Мазепы представляет собой совокупность постоянных предательств и обмана различных людей. Петр I – лишь один из немногих поверивших в его клятвы. Пушкин показывает, что Украина в то время была слабым государством и в любом случае была бы поглощена более сильными соседями. Союз с братским народом был лучшим выходом из ситуации.
Лучше всего Пушкину удалось описать человеческую трагедию. Дочь Кочубея Мария предала отца, связав свою судьбу с Мазепой. Отец проклял дочь, но даже это не могло помешать преступной любви. Мазепа признается любовнице, что готовит заговор против русского царя. Мария с покорностью принимает и это известие, совершая тем самым двойное предательство. Гетман уже успел оклеветать Кочубея, которому уготовлена мучительная смерть. Известие о казни отца сводит Марию с ума. Это может быть расценено как божественная кара за страшное предательство. Очень ярко и эмоционально Пушкин описывает финальную встречу Мазепы с сумасшедшей Марией.
В заключительной части поэмы общегосударственная и личная тема сливаются. Автор с печалью смотрит на великие деяния прошлого. Участники тех событий и их чувства исчезли без следа. Петр I оставил после себя империю, а о судьбе проклятой Богом дочери напоминают лишь песни одинокого старца.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Значение поэмы
Если читать по главам краткое содержание «Полтавы» Пушкина, можно заметить 2 развивающихся сюжета произведения. На первое место автор ставит любовную линию, описывает отношения между красавицей Марией и старым гетманом Мазепой.
На втором плане находится сама Полтавская битва. Это события стало одним из важнейших в истории развития Российского государства. Отдельные отрывки и фрагменты текста во всех трех главах посвящены характеру и личности императора Петра. Это было отмечено некоторыми критиками, ведь писатель с первых строк рассказал о подвиге русского народа.
Краткое содержание позволяет ознакомиться с идеей произведения и проанализировать его. Для составления читательского дневника необходимо указать:
- жанр;
- полный список персонажей;
- основные события;
- цитатные отрывки.
Но сокращенный рассказ не позволит подробно разобраться в проблематике поэмы, поэтому рекомендуется прочитать ее полностью.
Главные герои
И. С. Мазепа — ключевой герой произведения. Он никто иной, как украинский гетман. Пушкин характеризует его также, как «бодрого старика», к которому у дочери главного судьи Марии разгораются любовные чувства. В. Л. Кочубей — отец Марии, влюбленной в Мазепу, генеральный судья, заправляющий делами на Украине, казнен Мазепой за то, что перешел на сторону Петра. Любовь — супруга Кочубея. Прочие персонажи:
- Мария Кочубей — главная героиня поэмы, дочь судьи, влюбленная в гетмана. Известно, что в качестве прототипа героини автор выбрал образ Матрены — дочери В. Л. Кочубея.
- Петр Великий — российский государь.
- Карл XII — король Швеции.
Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.
Роль Мазепы в поэме
Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.
Однако, потеряв Марию, Мазепа в этот момент словно утратил и какую-то невидимую опору в своей судьбе, «источник» своего политического влияния. Парадокс еще и в том, что, победив Кочубея, он обрек себя на поражение перед Петром. Когда гетман впал в зависимость от русского государя, он перестал быть самостоятельным и стал зависеть от слабохарактерного Карла.
Автор выделил сцену, где Мазепа с Карлом с позором убегают с поля сражений и проезжают разоренное имение Кочубея. А в финале Мазепа встречает Марию, которая, став безумной, начала размышлять по-детски: «Я принимала тебя за другого/Тебя, старик». Идеального же мужа и властителя она обнаружила в Петре, с которым встретилась после Полтавской битвы.
Характеристика Марии
Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.
Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.
Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:
- Сначала она испытывает привязанность к родному отцу и хочет быть только с ним рядом.
- Ее затмевает любовь к мрачному и властному старику Мазепе, который к тому же являлся ее крестным.
- Поскольку ее родители были категорически против такого союза, Мария решается на бегство из родного дома, чтобы только быть рядом с любимым.
Пушкин «заставляет» героиню провести мирную ночь перед казнью отца. Мария романтична и наивна, такой образ очень «удобен» автору для построения сюжета. Мазепа смог порассуждать о любви и власти в одиночестве, когда та спала. Также автор сумел достичь эффекта внезапности, когда супруга Кочубея врывается в дом Мазепы и умоляет его помиловать приговоренного. Удобен образ наивной Марии и тем, что она за счет своего незнания и длительных размышлений упускает драгоценное время — когда дочь явилась на место казни, отец уже был мертв.
Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.
Российский государь Петр
Он наделен Пушкиным сильным характером, как и все остальные главные действующие лица поэмы. Исключением является только Карл. Его характер описан в «Медном всаднике». Император получает в поэме следующую характеристику:
- Для Петра не было неопределенности и неяркости чувств: если он был зол, то зол, а если весел, то весел.
- Есть и то, что отделяет Петра от других главных героев повести — им движет и его вдохновляет не месть и не жажда власти, как в случае с Кочубеем и Мазепой.
- Главная цель для него — строительство великого и сильного государства.
Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.
Главные герои
Мазепа
Украинский гетман. Человек в возрасте. Скрытный, ведет себя сдержанно, и никто не знает о том, какие страсти кипят у него внутри, какие планы он строит, что замышляет. В молодые годы он водил дружбу с другим главным героем – Кочубеем. Кочубей и Мазепа доверяли друг другу, ведь они дружили не только в мирной жизни, но были еще и боевыми товарищами. Мазепа пользовался таким доверием в семье Кочубея, что еще тогда, в те далекие годы, Кочубей с женой решили с ним покумиться. Тогда и становится Мазепа крестным отцом их дочери, Марии.
И вот Мария вырастает, и Мазепа кладет на нее глаз. Он не считает нужным удерживаться от греха: он добивается от крестницы ответного чувства, толкает ее на побег из родительского дома. Позор ложится и на саму Марию, и на ее отца и мать, но Мазепе нет дела до этого. Мазепа – жестокий, эгоистичный и вероломный человек, способный на подлость и предательство. Он легко топчет чувства любящих его людей, обманывает их (как он обманывает и Марию, и ее родителей) и даже отправляет на пытки и на смерть (как он поступает с Кочубеем).
У Мазепы имеются личные счеты с Петром I. Ради того чтобы свести их, он готов на все, вплоть до предательства своего народа.
Кочубей
Первое, что читатель узнает о Кочубее, когда начинает читать поэму, — это то, что Кочубей был очень богат. Его богатство, как выясняется позже, не давало покоя его бывшему другу, ставшему заклятым врагом, — Мазепе. Но сам Кочубей считал, что главные его богатства, его клады – это его честь и честь его дочери. Всего этого Мазепа его лишает, и на пороге смерти Кочубей говорит, что у него остался всего один клад, который он готовится снести богу, – это святая месть.
Кочубей не может понять, как все это случилось. Он человек прямой и искренний в своих чувствах. Он не способен на предательство, но испытывать чувство мести он способен. Когда он узнает о вероломстве Мазепы, в его душе созревает коварный замысел. (Как следует из повествования, Кочубей, чтобы отомстить, отправляет донос на Мазепу Петру I, и, если бы его план не сорвался, тогда Мазепе было бы несдобровать: он оказался бы на месте Кочубея. Но этого не произошло).
Итак, Кочубей был казнен, а все его имущество пошло на распыл.
Мария
Дочь Кочубея. Влюбляется в Мазепу без памяти и совершает побег из родительского дома. Этим побегом она навлекает и на себя, и на всю семью страшный позор, но она не задумывается об этом. Мазепа в своем доме окружает ее ореолом лжи, и она верит ему. Она не знает до последнего, что происходит с ее отцом. Она слишком молода и наивна, чтобы что-то заподозрить.
Когда мать сообщает ей о том, что отцу грозит казнь, и ведет ее туда, Мария сходит с ума.
Петр I
Петр I — российский император. Мазепа вступает в сговор с королем Швеции Карлом XII, чтобы объединившись с ним, разгромить русское войско. Этим он хочет свершить давно задуманную месть Петру I (когда-то Петр унизил его).
Пушкин показывает Петра во время Полтавской битвы, подчеркивает, какой Петр величавый, как он воодушевляет воинов. Благодаря своему полководческому таланту, Петр одерживает блистательную победу в Полтавской битве.
Пушкин пишет о Петре как о великом полководце и великой личности, снискавшей заслуженную славу в веках.
Характеристика главных героев “Полтавы”
Иван Степанович Мазепа
Мазепа, главный отрицательный герой поэмы «Полтава»
Пожилой украинский гетман, главный герой “Полтавы”, который влюбился в Марию Кочубей, свою крестницу, дочь судьи. Характеристика Мазепы постепенно раскрывается по ходу развития сюжета – это скрытный и сдержанный человек, явно себе на уме. В молодости он был дружен с судьёй Кочубеем, и тот даже сделал его крёстным отцом своей дочери, но потом, когда дочь (Мария) выросла, Мазепа начал открыто добиваться её благосклонности, что для семьи Кочубея является позором. Гетман – человек жестокий и эгоистичный. Одновременно с проявлением интереса к Марии он плетёт заговор против Петра I и ведёт тайные переговоры со шведским королём Карлом XII, собираясь предать Петра I и перейти на сторону шведов, с которыми Россия сражается в ходе затяжной Северной войны. Когда Кочубей пытается сообщить Петру I о готовящейся измене Мазепы, гетман перехватывает письмо, обвиняет Кочубея в клевете и добивается его казни. В конце концов он всё-таки переходит на сторону шведов, но, что показательно, главный герой “Полтавы” в конце концов терпит поражение: как известно, в ходе Полтавской битвы шведская армия была наголову разгромлена русскими, и та же судьба постигла и самого гетмана-изменника.
15 главных героев пьесы «Недоросль»
12 главных героев пьесы «Вишнёвый сад» Чехова с характеристиками
Василий Кочубей
Судья Кочубей, главный герой поэмы «Полтава»
Генеральный судья, благородный человек, который главной ценностью считает честь своей семьи. Характеристика этого главного героя “Полтавы” показывает его с лучшей стороны – он прямолинеен и честен, он пользуется уважением и имеет репутацию справедливого человека. К тому же Кочубей очень богат, что не даёт покоя Мазепе, другу его молодости, который ему завидует. Когда Мазепа уводит у Кочубея дочь, сделав её своей любовницей, для судьи отмщение гетману становится целью всей жизни, а потому, переступив через свои принципы, пишет Петру I донос на Мазепу. Когда донос перехватывают, и он оказывается в руках гетмана, Кочубея обвиняют в клевете и бросают в темницу, после чего приговаривают к смертной казни. Судья мужественно и стойко принимает смертный приговор. Пушкин описывает все эти события так, чтобы читатель понял – после того, как Мазепа уводит у главного героя дочь, его поступками начинает руководить отцовская любовь. Кочубей готов на всё, чтобы вернуть дочь и отомстить своему подлому “другу”, даже на предательство. Точнее, эта самая отцовская любовь переплавилась в его сердце в другое чувство – в жажду мести. Впрочем, характеристика Кочубея всё равно кажется очень положительной по сравнению с характеристикой Мазепы, и этот герой вызывает сочувствие, потому что его мотивацию действительно можно понять.
Мария
Мария Кочубей
Дочь Василия Леонтьевича Кочубея, генерального судьи. Характеристика Марии – очень красивая молодая девушка, которая с любовью и уважением относится к родителям. К ней постоянно сватаются молодые люди, богатые, знатные и привлекательные, но она неизменно отвечает им всем отказом. Причину этого Мария держит в тайне – она давно тайно влюблена в гетмана Мазепу, своего крёстного, который намного старше неё. В конце концов Мария сбегает с главным отрицательным героем “Полтавы”, и тайное становится явным, после чего девушка становится любовницей Мазепы. Со временем читатель также понимает, что Мария, при всех её положительных сторонах, ревнива и своенравна. Узнав о том, что Мазепа приказал казнить её отца, Мария сходит с ума. Её подводит молодость и наивность – она искренне верит своему любовнику и не видит всей его лжи, поэтому его предательство становится для неё страшным ударом. После того, как Мария тронулась умом, её идеалом становится Пётр, в чём она и признаётся Мазепе, повстречав гетмана снова, когда он, потерпев поражение, бежит. Эта героиня поэмы “Полтава” в сюжете является жертвой, а не злодеем – конечно, именно её бегство послужило причиной конфронтации её отца с Мазепой, что закончилось для Кочубея трагически, но Мария никому не желала зла. Она оказалась просто слишком наивной и слишком своенравной.
Композиция
Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.
«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.