Что такое полные и неполные предложения?

Неполное сложное предложение. неполные и полные предложения

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

  • Повествовательное
    предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии либо содержит отрицание их.
  • Вопросительное предложение
    побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения делятся на:
    • собственно вопросительные
      — заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ (Вы сделали работу? Он уже пришёл?)
    • вопросительно-утвердительные
      предложения содержат в себе информацию, которая требует подтверждения (Так вы едете? Это уже решено?) (см. вопросительно-побудительные)
    • вопросительно-отрицательные
      предложения уже содержат в себе отрицание того, о чём спрашивается (Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?)
    • вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные
      предложения
    • вопросительно-побудительные
      предложения содержат в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе (Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займемся сначала подготовкой?)
    • в вопросительно-риторических
      предложениях содержится утверждение или отрицание. Такое предложение не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе. (Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?)
  • Побудительное
    предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения , присутствие частиц , вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть)
  • Восклицательное
    предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым
, иначе — распространённым
.

Предложение считается простым
если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным
.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего , и состав сказуемого , то оно называется двусоставным
, иначе — односоставным
.

Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным
, иначе — неполным
. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые части речи опущены в соответствии с контекстом или обстановкой.

Два типа неполных предложений

Бывают предложения контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.

В контекстуально-неполных значение ясно из контекста, то из из того, что было сказано или написано ранее. Пример с классным фильмом как раз иллюстрирует контекстуальную неполноту.

Ситуативная неполнота возникает тогда, когда мы не используем слов, потому что все «и так понятно». Например, в мультике про Алешу Поповича есть такой момент – Змей Горыныч, который никогда не умел летать, бежит из избушки Бабы-Яги и вдруг… взлетает. Баба-Яга высовывается из окна и глазам своим не верит: «Ааа, полетел! Полетел!» Она не говорит, что полетел Змей Горыныч, потому что это понятно из ситуации.

Признаки неполных предложений

Полные и неполные предложения в первую очередь отличаются тем, что неполные предложения – это конструкции, не содержащие тот или иной член предложения, которые выражают мысль неполным образом. Данный тип предложений может содержать второстепенные члены, но при этом не иметь главного сказуемого, из-за чего его смысл и является незаконченным.

К признакам относится отсутствие сказуемого, когда в предложении не выражено никакого действия, которое могло бы передавать полную мысль, или отсутствие подлежащего, когда в предложении не фигурирует действующее лицо, выполняющее действие. Полная зависимость от контекста тоже относится к характеристике: так как неполные предложения не могут передавать законченную мысль, следовательно, они сами по себе не имеют смысла, если находятся вне контекста.

Такие предложения могут быть использованы в речи в качестве стилистического приема и предназначены для создания определенного эффекта – например, для передачи безысходности, грусти, остановки, растерянности и т.д, и тем не менее они не могут служить полноценными элементами речи и требуют дополнительных конструкций, чтобы передать полноценное значение и донести суть. Неполным предложениям свойственно появляться в сложных предложениях, где они обычно являются придаточной частью, что нуждается и связана с основной.
Недостающий член в них подлежит восстановлению, поэтому есть возможность понять, о чем говорилось и шла речь.

Структурно полные, но семантически неполные

К подобным предложениям относятся те из них, где присутствуют все нужные члены, создающие структуру, но при этом нет конкретного указания на действующее лицо, а точнее подлежащее, которое заменяется неопределенно-личным местоимением, а информации для понимания сути недостаточно.

Внезапно кому-то понадобилось покинуть аудиторию при написании экзамена.

Структурно и семантически неполные

Это именно та категория предложений, где присутствуют еще две подкатегории, именующиеся контекстуально-неполными и ситуативно-неполными. В предложениях первой группы присутствуют не все главные члены, но по смыслу они восполняются благодаря контексту других предложений.

Все люди в моем классе выбрали сдавать географию. Я – химию. (Второе предложение в отрыве от первого является непонятным, но в связи с ним смысл раскрывается).

У второй категории предложений, что обычно употребляется только в устной речи, а именно в диалогах, невозможно мысленно восстановить недостающую информацию, так как она понятна исключительно участникам диалога. Например, предложение «Вот тут!» или «Приближается» не доносит читателю никакой полезной информации, но при разговоре не возникнет никаких проблем с пониманием сути.

Семантически полные, но структурно неполные

Данные предложения не нуждаются в пояснении контекстом или определенной ситуацией, так как их суть и смысл и так понятны, но при этом по структуре предложение нельзя назвать полным, ведь в нем отсутствует сказуемое, отвечающее за выполнение действия. Этот тип предложений чаще всего применяется для оглашения просьбы или приказа, для которых важна резкость, напряженность и краткость. Пример такого неполного предложения:

Признаки неполных предложений

Определение

Неполные пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния, в кото­рых про­пу­щен один или несколь­ко его чле­нов, необ­хо­ди­мых по смыс­лу и по структуре.

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся непол­ным. В нем про­пу­ще­но под­ле­жа­щее «шме­ли», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из содер­жа­ния пер­во­го пред­ло­же­ния. А если про­чи­тать толь­ко вто­рое пред­ло­же­ние, то будет неяс­но, о чём идет речь: кто или что под­ни­ма­лось из травы?

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии вто­рая дву­со­став­ная часть явля­ет­ся непол­ной, так как в ней про­пу­ще­но ска­зу­е­мое «про­буж­да­ет». Во сле­ду­ю­щем при­ме­ре вто­рая неопределенно-личная часть так­же харак­те­ри­зу­ет­ся непол­но­той из-за отсут­ству­ю­ще­го ска­зу­е­мо­го «испы­ты­ва­ют», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части слож­но­го бес­со­юз­но­го предложения.

Неполные пред­ло­же­ния могут быть дву­со­став­ны­ми и одно­со­став­ны­ми, рас­про­стра­нен­ны­ми и нераспространенными.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

Полные предложения: определение и признаки

Полное предложение – это синтаксическая единица, имеющая в своем составе оба главных члена, обладающая самостоятельным от контекста значением. Такое предложение содержит знаки препинания в виде точки, восклицательного или вопросительного знака в конце.

Основными признаками полного предложения являются наличие подлежащего и сказуемого и логическая законченность высказывания, то есть содержание необходимого количество слов для выражения смысловой нагрузки. В полном предложении могут присутствовать и дополнительные члены, такие как дополнение, определение, обстоятельство, которые уточняют и раскрывают смысл высказывания, однако даже без них предложение может быть полным, если удовлетворяет вышеуказанным признакам.

Наиболее часто данный тип предложений можно встретить в деловом или научном стиле, в рамках которого недопустимо неточное донесение и информации, к тому же требуется конкретика и оглашение определенных фактов.

Все дети были переведены в другую школу на время ремонта.

Использование полных и неполных предложений

Из-за того, что пропущенные члены предложения в неполных предложениях значительно упрощают процесс общения, такие предложения широко используются в разговорной речи, а также в художественных произведениях. В научной литературе, а также в деловом языке используются преимущественно полные предложения.

неполные предложения

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В
диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения –
предложения, в которых присутствуют все
необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения –
предложения, в которых могут быть пропущены
отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения
могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации.
Неполные предложения встречаются:

1.В
диалогической речи.

2.В
контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как
двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные
предложения:

Ты
понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю.
(двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире
ставится при наличии паузы в эллиптических

предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим
сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При
отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире
ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два
существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и
сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире
ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда
пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части
фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег –
растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в
театр, а Саша – в кино.

4.Тире
ставится в однотипно построенных частях
сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже
без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На
небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные
(междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В)
7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки
препинания.

1.Из
садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли
сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На
небе яркие звезды.

4.Каждому
молодому труженику среднее образование.

5.Один
атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения.
Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно.
Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и
эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное
предложение.

А) Счастье умов благородных –
видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам
подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга
жизни.

Г) Честность и точность –
близнецы.

Д) Истинное назначение человека –
жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны
набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к
узкой песчаной полоске отделяющей море от гор.
нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных
запятых в предложении: Рябчик вспорхнул
сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился
повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез
в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В)
7 Г) 6 Д) 8

Чем неполные предложения отличаются от односоставных

Односоставные предложения не обязательно неполные. Бывает так, что для выражения какой-то мысли достаточно использовать только подлежащее или только сказуемое. Автор их использует и получает полноценное предложение, в котором все понятно. Например: «Смеркается» – все ясно, то есть солнце садится, наступают сумерки. Или «Меня знобит» – тоже все понятно.

Другой пример – с предложениями, где только подлежащее: «Зима», «Бессонница» – тоже мысль ясна. Автор хочет просто констатировать факт, что на улице зима или что героя мучает бессонница.

Неполное предложение – это когда именно непонятно, не хватает чего-то, чтобы понять суть. Предложение «Мой друг поздравил ее» – неполное, даже несмотря на то, что оно ДВУсоставное. Потому что непонятно, кто имеется в виду под местоимением «ее».

Использование полных и неполных предложений в речи

Полные и неполные предложения играют важную роль в речи и могут использоваться в различных ситуациях. Вот некоторые способы использования полных и неполных предложений:

Полные предложения:

1. Выражение полной мысли: Полные предложения используются, когда нужно передать полную идею или сообщение. Они содержат все необходимые элементы, такие как подлежащее, сказуемое, дополнения и обстоятельства. Например: «Я люблю читать книги».

2. Письменная коммуникация: Полные предложения широко используются в письменной коммуникации, такой как написание эссе, статей, писем и т.д. Они помогают выразить свои мысли более точно и ясно.

3. Формальные ситуации: В формальных ситуациях, таких как деловые переговоры, презентации или академические доклады, полные предложения предпочтительнее, так как они создают более профессиональное впечатление и помогают передать информацию более точно.

Неполные предложения:

1. Эмоциональное выражение: Неполные предложения могут использоваться для выражения эмоций или кратких мыслей. Например: «Ура!», «Какой красивый закат!».

2. Разговорная речь: В разговорной речи неполные предложения часто используются для создания более естественного и неформального стиля. Они могут быть более краткими и простыми, что делает их более удобными для повседневного общения.

3. Стилистический эффект: Неполные предложения могут использоваться для создания стилистического эффекта в речи

Они могут привлекать внимание слушателя или читателя, добавлять эмоциональную окраску или создавать особую атмосферу. Например: «Тишина

Ночь. Звезды.»

Важно уметь использовать как полные, так и неполные предложения в зависимости от контекста и цели высказывания. Это поможет сделать вашу речь более разнообразной и эффективной

Эллиптические предложения

В русском языке существует одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается из ситуации и не подсказывается контекстом. Смысл таких предложения понятен вне контекста, например:

В этом примере пропущено сказуемое (расстилается, находится, есть), которое можно легко восстановить по смыслу самого предложения. Это разновидность неполных предложений, которые называются эллиптическими. Это обозначение восходит к термину «эллипсис» (греческое слово elleipsis), которым называется стилистическая фигура художественной речи, суть которой состоит в намеренном пропуске слов или фактов для придания тексту большей выразительности и динамичности.

В синтаксисе русского языка эллиптические высказывания связаны с речевой ситуацией, которая часто сопровождается мимикой, жестами — невербальными способами коммуникации. Синтаксический эллипсис находит свое отражение в некоторой свёрнутости конструкций, их неполноте.

Тем не менее такие высказывания вполне ясны и не требуют дополнительного контекста или разъяснения.

Эллиптические предложения.

Предложения
типа «Я –
домой
». В
лингвистической литературе термин
эллиптические предложения употребляется
в разных значениях:

вместо
термина «неполное предложение»

обозначает
разновидность неполного предложения

служит
названием типа предложений, примыкающих
к неполным.

Эллипсис


– это сокращение глагольного словосочетания
в предложении; устранение глагольного
компонента без возмещения его в контексте.

Типы
эллиптических предложений:

Предложение
со значением движения – перемещения.
Деятель + слово, обозначающее направление,
цель, конечный пункт движения. В функции
независимого члена предложения
выступает местоимение, существительное
в и.п., обозначающее лицо, животное или
предмет, способный двигаться. В качестве
второго члена выступают наречия места,
существительные в в.п. с предлогом в,
на
, или в д.п.
с предлогом к

Предложение
со значением речи или мысли. Они имеют
объект в п.п. с предлогом о

или об

или в в.п. с предлогом про.

Предложение
со значением бить, ударять. Субъект
действия + зависимые слова в в.п. и т.п.
Вот я тебя –
палкой!

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

Рассмотрим пример.

— Какой фильм вы смотрите?

— Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

  • Я сплю.
  • Матвей медитирует.
  • Мама устала.

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Полные предложения

Полные предложения в своем строении имеют неразрывную, грамматическую цепочку связей между словами, которая передает смысл высказывания и не нуждается в дополнительном разъяснении. Именно смысловая законченность и есть основная характеристика полного предложения. (И основное отличие его от неполного.)

Пример:

В Москве заработала новая станция метро.

Все слова в предложении согласуются, то есть между ними можно поставить вопрос, образуется неразрывная цепочка связей. (Что?) станция (что сделала?) заработала (где?) в Москве. Станция (какая?) новая. станция (чего?) метро. Смысл предложения ясен и в отрыве от контекста, значит оно полное.

Полные предложения распространены в деловой, научной речи, где нужна конкретика, без двусмысленности и полутонов, в литературных произведениях, когда нужно описать героя, его поступок или какое-нибудь событие.

Полные предложения, в свою очередь, делятся на:

  • распространенные и нераспространенные,
  • односоставные и двусоставные.

Распространенные полные предложения

В таких предложениях есть основа предложения (двусоставные: подлежащее и сказуемое или односоставные: только подлежащее или только сказуемое) и второстепенные члены.

  1. В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на черное облако(двусоставное, распространенное).
  2. Люблю зимний лес(определенно-личное односоставное, распространенное).
  3. Цыплят по осени считают(неопределенно-личное односоставное, распространенное).
  4. Морозное утро(назывное односоставное, распространенное).

Нераспространенные полные предложения

Предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого (двусоставные), или одного подлежащего, или одного сказуемого (односоставные), называются нераспространенными. Примеры:

  1. Снег идет(двусоставное, нераспространенное).
  2. Светает(безличное односоставное, нераспространенное).
  3. Зима(назывное односоставное, нераспространенное).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: