Сказка «пузырь, соломинка и лапоть». смеётся тот, кто смеётся последний

Конспект нод по развитию речи. пересказ сказки «пузырь, соломинка и лапоть»методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно

Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.

Архетип второй – Мост в загробный мир, река

Разумеется, шли они не в лес, хотя версия для выманивания из дому была именно такая.

Шли в лес, а пришли почему-то к быстро бегущей реке.

Это, конечно же, река, отделяющая царство Живых от Царства Мёртвых (от «тридесятого» царства). Шаману очень нужно попасть в тридесятое царство! Ведь именно оттуда приносятся все волшебные артефакты! Но вот чтобы духи вод пропустили его – беспрепятственно, и туда, и обратно – нужно принести им жертву.

Шаман поступает в общем-то правильно, хоть и жестоко с нашей точки зрения. Он приносит в жертву не абы кого, а ровно того, кто в жертву и предназначен. Кого община «отдаст» легко, за кого не «спросит».

Напитанный скверной лапоть и солому из жертвенного ритуального чучела, которую всё равно ведь сожгут – как ещё одну скверну.

Хорошее дело сделал шаман! И общину от нечистоты избавил! И сам попадёт в Иной Мир, за ценными шаманскими атрибутами, знаниями, сокровищами…

А можно ли вообще перейти речку – по тонкой узкой соломинке? Что знает об этом мифология?

Был ли шанс спастись, ну например, у лаптя? Мифология говорит, что конечно же можно. Да только конкретно у лаптя шанса никакого не было. Вот, что говорят мифы, описывая практически сцену из нашей сказки:

«Мост, ведущий в загробный мир, узок и длинен. Умерший, чтобы попасть в загробное царство, должен пройти по этому узкому и длинному мосту. Однако это удаётся только лишь добрым! Все злые падают в бездну».

Собственно, это и произошло с лаптем. Это и предполагал шаман-коровий пузырь.

В чём состоит ошибка колдуна или запрет на смех в ритуале

Как мы знаем, сказка всё-таки закончилась плохо.

«Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

Наши отечественные фольклористы говорят так:

«Чтобы решить вопрос о ритуальном смехе, нужно совершенно отказаться от нашего понятия комического. Мы смеёмся не так, как смеялись когда-то».

Запрет на смех нашёл самое широкое отражение в сказках. Где и когда нельзя смеяться?

Ритуальный «запрет на смех» – это отнюдь не такие социальные положения в жизни, когда смеяться неудобно, неэтично.

Так что не подумайте ни в коем случае, что сказка наша – педагогически порицает «смех над несчастьем товарища» вроде: «Обманули дурака на четыре кулака».

Пузырь-колдун смеялся не потому, что ему было смешно. Всё-таки он шаман, а не обыватель.

Он смеялся потому, чито у него всё получилось, как он хотел! Истлевший, наполненный скверной лапоть прошёл первым «по мосту» и был взят, принят в качестве жертвы водными духами. Туда же направилась и солома из ритуального полевого снопа.

Скорее, это совет «не говорить «гоп», пока не перепрыгнешь» и «не радоваться, не праздновать до полного завершения дела».

Так почему же всё-таки шаману нельзя было – именно смеяться – у берега реки, отделяющей царство живых от царства мёртвых?

Запрет на смех – самый основной мотив для всех сюжетов о проникновении живого в царство мёртвых. Любой живой человек (в том числе и колдун) должен скрыть от духов, что он живой. Иначе его покарают, растерзают.

При входе в иное царство сразу начинает действовать запрет на смех! (Вспомним современную сказку-аниме «Унесённые призраками»!).

Да, шаман может попадать в иное царство и при жизни, но он должен симулировать смерть. Поэтому во время пребывания в области смерти смеяться нельзя!

Как мы видим из сказки, шаман-коровий пузырь выдал себя смехом и погиб, не достигнув желаемого. Зря он приносил жертвы духам родных ему вод. Конечно, духи приняли жертву. Но сам шаман так и не проник живым в царство мёртвых, а отправился туда обычным маршрутом без возврата – как до него лапоть, соломинка и прочие смертные люди.

Архетип Первый – Мост

Напомним текст:

Пузырь говорит: «Пусть соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём».

Перед нами – один из самых старинных сюжетов: «Связь мостов и нечистой силы» а также «Чёрт как строитель мостов».

Народ-создатель фольклора убеждён безоговорочно: «Мосты помогает строить сам чёрт»!

А кто же «построил мост» в нашей сказке? Кто подал идею? Пузырь – «нехороший колдун», связанный с внутренностями коровы и, конечно же, с соответствующей ей нечистой силой и водными духами.

Одна из самых распространённых «нехороших» примет звучит так: «Ни в коем случае нельзя человеку проходить первому по новому мосту»!

По народным поверьям, чтобы как раз не пострадал тот, кто пройдёт по новому мосту – первым, по этому новому строению пускали вперёд животное – корову или свинью.

Но хитрая корова пузырь решила заранее принести в жертву лапоть! Эх ты, лапоть!..

«Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду».

Экзистенциализм в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»

Сказка начинается очень поэтично.

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают – как перейти через реку».

Жили-были обычные люди. Встали они как-то утром и собрались идти по своим обычным делам. Не думали они, конечно, что именно в этот день, они в метафорическом плане уже «дошли до своей реки». Что сегодня им умирать.

До реки-то они дошли. А вот как умирать (как перейти через реку) — они и не знают…

Они вообще ничего не знают

Самое важное, что не знает своей судьбы даже неглупый шаман – тот, который полагал, что «предусмотрел вообще всё» и более того – смело распоряжается и чужой жизнью, и смертью в месте … своей гибели.. ***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки. ***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки

***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки

***
Сказкотерапевты в один голос предупреждают родителей от модного нынче заблуждения: рационально и морально – «объяснять» ребёнку «сложные» сказки

(или вовсе их избегать – по причине того, что эту сказку «не понял» или испугался сам родитель).

«Ребёнку не нужно объяснять сказки» – хором говорят психологи. Ребёнку нужно сказки – читать! И всё…

Его душа – сама усвоит из древнего сюжета, наполненного архетипами!) всё, что ей полезно. Здесь, по пословице, – «всякая соринка – витаминка».

Такие сюжеты воспринимаются не рацио двухлетнего ребёнка (которого от ребёнка, кстати, ожидать просто наивно!) но на довербальном «древнем» уровне, на который откликается его душа – это сюжеты-мистерии, сюжеты- «сны», сюжеты-магические обряды.

Эта экзистенциальная сказка (грустная и очень духовная, как негритянский блюз!) исподволь учит даже взрослого человека мысли о том, что от смерти застраховаться – нельзя, и что каждому из нас предназначен свой срок.

«Пошли дрова рубить, а дошли до реки». Все трое. Включая хитроумного шамана. «А как перейти через реку?»

«Да как, как? Известно оно как – Помереть – вот как через Реку-то ту переходят!», – учит смешная сказка, рассказанная стареньким дедом.

  • «Может быть нужно не преисполняться разной людской скверны – как вот тот лапоть, и тогда тебя не принесут в жертву, а, деда?»; «Может быть нужно изо всех сил – защищать себя от контактов с плохими, какими-то там больными, нехорошими и злыми людьми?»

  • «Может оно и так…» – хитро улыбается дед, плетя новенькую пару лаптей… «Ты, внук, умный». «Да только, кто ж, кроме того лаптя, – Дом и его добрых хозяев – от злых бы людей тогда защищал? Ты подумай… Может быть, не такой уж он и «скверный», не такой уж и «глупый» тот лапоть? А просто судьба у него такова. И не самая плохая судьба, наверно!.. Ведь сказано в книге: «Кто душу свою спасать начнёт, тот её и погубит. А кто душу свою – погубит, тот её спасёт»…

  • «А может не нужно стремиться быть тем самым «последним снопом», не желать, чтобы тебя рядили в ленты и в богатые девичьи уборы, не привлекать к себе внимания, как вот та соломинка из «царь-снопа»? Прожила бы себе тихо соломой, никто б её не жёг, не топил, а деда»?

  • «Может ты и права, внучка» – хитро усмехается дед. Может лучше тихо прожить гнилой соломой… Да только и обычную солому могут охапкой бросить на корм бычку. Тут – прихорашивайся или не прихорашивайся, лезь вперёд или будь всегда позади всех – часа своего не узнаешь. Да ведь только и соломка нарядная помогла людям в свой урожай поверить. А то, что они её жгут да топят за это – так не нам о том поведении разуметь. Люди всегда ведь приносят в жертву того, кто за них всей душой стоит. Тоже ведь об этом – в той же книжке, вроде как сказано.

  • «Деда, а всё-таки смеяться над людьми, которых кто-то обманул и им от этого приключилась беда – совсем ведь нехорошо, правда, дед?» – говорят хором внучка и внук.

  • «Совсем нехорошо смеяться над людьми» – говорит дед уже без улыбки.

Читайте детям старинные народные сказки! Детская мудрая душа поймёт их гораздо лучше, чем тысяча подкованных теорией учёных мужей!

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Лапоть

В старину (да и теперь иногда!) «лаптем» называли глупого доверчивого ко всем человека, которого легко обвести вокруг пальца, обмануть, причинить ему вред.

«Ну ты и лапоть!..»

Такой человек часто становился – жертвой чьих-то хитрых, коварных планов, ну прямо как в нашей сказке! А проще говоря – Жертвой. В самом прямом смысле этого слова.

Однако, у лаптя как такового (без переносного смысла «лапоть») в русской магии есть ещё одно старинное назначение.

Старую изношенную обувь русские крестьяне использовали в качестве «громоотвода» от сглаза. Отвратительно выглядящие, совсем изношенные башмаки, «красующиеся» в холодных сенях (или торчащие на заборе) – традиционный оберег от дурного глаза! Это магическая практика «ломать глаз» гостя или чужака о первый попавшийся «броский» предмет, который не жалко. Так «работают» все несложные обереги.

И сегодня мы можем встретить этот сюжет с разорванными полуистлевшими останками ещё советских тапочек в коридоре. А уж догадываются сами хозяева такой обуви – зачем же они её держат напоказ, и почему не выбросят, и как не устыдятся гостей – это уже разговор отдельный… Скорее всего и не догадываются. Просто коллективное бессознательное подсказывает: «Не выкидывай! так надо!».

Ну а уж если рука и поднимается в какой-то день – выкинуть, наконец, такую обувку, значит – столько уже впитано ею в себя «негатива», что даже она перестала работать как оберег и её пора сменять новой…

Вот и воторой герой нашей сказки нарисовался: «козёл отпущения», Жертва – вконец изношенный лапоть-оберег, впитавший в себя много, ох много скверны – от постоянного «принятия на себя» удара в результате непрекращающегося общения с людьми и их дурными импульсами.

Значение правильного выбора

Однако юный мальчик проявил мудрость и исключительно сильный характер и выбрал лапоть. Вероятно, он чувствовал, что за этим выбором скрывается какой-то глубокий смысл. И действительно, благодаря правильному выбору, мальчик обрел надежного друга и помощника на протяжении всего пути.

Эта сказка нам говорит о том, что иногда нужно противостоять установленным нормам и слушать свое сердце, чтобы сделать правильный выбор. В жизни часто возникают ситуации, когда окружающие советуют нам идти по традиционному пути, но иногда это может привести к несчастью или неудовлетворенности.

Наше существование состоит

Соломинка

Соломинка – родная сестра лаптя. Только если лапоть защищает человечье жильё, дом, хату, то соломка защитница полей и урожая.

Солома – уважаемая вещь в магии и ритуалах. Одна из самых древних традиций – сохранение последнего снопа, сжатого с полосы. Конечно, этот последний сноп уважали, даже украшали его лентами и рядили в бабий наряд. Но, увы…

Соломе во всех ритуалах был отпущен совсем недолгий срок жизни… Солому яростно сжигали в огне, топили в воде (что уже ближе к нашей сказке), демонстративно разламывали на части (тоже наш сюжет).

Поломать и выбросить в реку. Испокон веков, всё, что было выполнено из соломы, либы выбрасывалось в проточную воду, либо – сжигалось.

А поскольку корова (как мы уже с вами знаем!) всё-таки связана с Первичными Водами, понятно почему колдун-пузырь избрал утопление ритуальных жертв, а не их сжигание. Всё-таки стихия воды ему ближе.

Итак, мы познакомились с тремя, в некотором роде – «одушевлёнными» персонажами сказки. Пузырь, лапоть, соломинка…

Но есть ещё два можных неодушевлённых архетипа, без которых понимание этой сказки абсолютно невозможно.

Злодей похищает принцессу, и трое героев отправляются на ее поиски

В одной далекой стране жила красивая принцесса. Она была добрая, мудрая и любила помогать другим. Принцессе было семнадцать лет, и она жила в своем замке, окруженном высокими стенами. Все вокруг оберегали ее и тщательно следили за ее безопасностью.

Но однажды злодей по имени Мордор решил похитить принцессу. Он был хитер и коварен, и всегда мечтал стать самым могущественным правителем. Он изображался перед принцессой в облике доброго феи и уговорил ее следовать за ним. Принцесса, будучи невинной и наивной, поверила его словам и позволила себя похитить.

Когда все узнали о похищении принцессы, все были в шоке. Король и королева сразу же организовали поиски, но никто не знал, куда пропала принцесса. В это время три героя, которые слышали об этом похищении, решили отправиться на ее поиски.

Первый герой был Пузырь. Он был маленьким и круглым, но очень смелым. У него была особая способность — он мог разговаривать с животными. Пузырь решил спросить животных, но никто из них не видел Мордора и принцессу.

Второй герой был Соломинка. Он был очень ловким и умелым лучником. Он проконсультировался со своими друзьями-лучниками и сказал им о похищении. Вместе они искали следы Мордора, но так и не нашли его.

И, наконец, третий герой был Лапоть. Он был сильным и храбрым, но прошелся по всей стране и не смог найти Мордора и принцессу.

Трое героев продолжали поиски, но не смогли найти принцессу. Они очень расстроились и вернулись в свои деревни.

Мораль: Быть героем — значит не бояться противостоять злу и не сдаваться перед трудностями

Принцесса должна была научиться быть более осторожной и не доверять каждому. Но самое главное — это то, что друзья и герои всегда должны поддерживать друг друга и помогать в трудную минуту

Особенности сказочных героев

Сказочные герои – это персонажи, которые часто имеют сугубо символический характер. Хотя каждый герой по-своему уникален и имеет свои особенности, можно выделить некоторые общие черты.

Доброта и чистота сердца. Это одна из главных черт сказочного героя

Он всегда проявляет заботу и внимание к другим, несмотря на то, что сам может оказаться в трудной ситуации.

Смелость и отвага. Герой готов идти на любые опасности ради своей цели

Он не пугается трудностей и берется за решение самых сложных задач.

Настойчивость и упорство. Сказочный герой не сдаётся, даже когда все вокруг считают его дело невыполнимым. Он настойчиво идет к своей цели, не признавая поражений.

Хитрость и сообразительность. Герой находчив и умён. Он действует не только своей физической силой, но и с помощью умения соображать и находить выход из сложных ситуаций.

Эти черты делают сказочного героя лучшим примером для подражания. Он показывает, что доброта и честность всегда оправдают себя, а настойчивость и трудолюбие помогут преодолеть самые сложные препятствия. Именно поэтому любимые сказочные персонажи стали образцами для подражания многим поколениям детей и взрослых.

Пузырь

Пузырь – надутый воздухом перепончатый мешок коровы (быка), употреблявшийся при плавании. Также «пузырём» называли в старину заменитель оконного стекла в деревенских избах, изготавливался из внутренностей коров.

Золотое правило магического и мифо-мышления гласит: «Часть всегда выступает как заместитель целого».

Таким образом, внутренности коровы (а «пузырь» это и есть – «внутренности коровы») выступает заместителем понятия «корова» (бык).

Вообще, животное корова (бык), как целиком, так и по её частям – известный издревле по всей планете – атрибут мага и магии. Для нас здесь важны три момента, которые отмечают все учёные.

–      Первое – «Корова – это проводник в мир теней».

–      Второе – «Корова – связана мифологически с Первичными Водами, в бытовой магии – с дождями»,

–      Третье: «Корова – демоническое существо».

Ну вот, например, кстати, в русских деревнях (особенно на русском Севере) дух холеры традиционно изображался в виде худой бабы (женщины) с коровьими ногами и хвостом, а зачастую и с коровьей головой.

Связь холеры с водой – очевидна для современного человека, знакомого с наукой…

Для древнего человека эта связь тоже была очевидна, но понималась мифо-поэтически, образно:

Корова связана с Первичными Водами – с холерой – с миром демонических существ».

Как и все мифологические существа и атрибуты ,корова амбивалентна. То есть, играет и положительные и отрицательные роли. Как в жизни: одно и то же может и подарить и убить.

Так, несмотря на «коровий» образ духа холеры, тот же самый – коровий череп вполне защищал дом как оберег-талисман от злых духов. Магическое мышление – амбивалентно.

Итак, вот какой он – наш пузырь. Но на самом деле наш пузырь ещё сложнее! (А может быть, наоборот, ещё проще?..)

Пузырь – это, конечно, сам шаман, колдун! Почему?

Вспомним второе «золотое правило» мифо- и магического мышления: «Смежное всегда выступает при надобности – заместителем того, что ему смежно».

Так, рубашка любимого выступает «заместителем» любимого. След врага – заместителем самого врага. Ну а шаман, колдун?

Слишком тесно (смежно) общались колдуны и шаманы с частями тела коровы и её внутренностями! Настолько уж смежно и тесно, что часто в ходе обряда – залезали внутрь вспоротого брюха коровы и проводили там ночь, вместо коровьих внутренностей.

Так что коровьи внутренности и шаман, колдун – это по сути одно и тоже.

Итак, у нас имеется уже один разоблачённый герой сказки – колдун. Он же – пузырь.

Почему важно понимать мудрость сказок?

Сказки важны не только для детей, но и для взрослых. Они помогают нам понимать глубинные процессы в нашей жизни и научиться грамотно взаимодействовать с окружающим миром. Каждая сказка содержит свою мудрую историю и уникальный подход к решению тех или иных жизненных вопросов.

Понимание мудрости сказок помогает людям развивать свой внутренний мир и расширять свой кругозор. Они учат нас развивать мудрость и интуицию, а также понимать себя и других людей.

Кроме того, сказки иногда дают ответы на самые главные вопросы, которые человек задает самому себе: «Кем я есть?», «Кто я есть?», «Как мне найти счастье и любовь?». Они могут помочь в поиске смысла жизни и установления глубоких внутренних контактов с собой и миром.

Таким образом, понимание мудрости сказок — это ключ к пониманию себя, других людей и окружающего мира. Они дают нам знания и инструменты для того, чтобы прожить счастливую и гармоничную жизнь, исполненную любовью и уважением к себе и другим людям.

Урок о цене самоотверженности

Однако, в самом начале сказки, лапоть понимает, что его родной брат — пузырь — находится в опасности. Вместо того, чтобы оставить его одного и спасти себя, лапоть решает самоотверженно помочь пузырю. Он готов рисковать и даже пожертвовать собой ради его спасения.

Таким образом, сказка учит нас о том, что настоящая ценность заключается не в материальных благах или внешней красоте, а в наших поступках и отношении к другим. Лапоть показывает нам пример самоотверженности и бескорыстия, что является важными ценностями в нашей жизни.

В современном мире, где часто преобладает эгоизм и стремление к личным выгодам, урок о цене самоотверженности становится особенно актуальным

Он напоминает нам о важности заботы о других, о том, что истинное счастье и удовлетворение приходит от помощи и поддержки близких нам людей

Итак, каждый из нас может почерпнуть у рассказа о «Пузыре соломинке и лапоти» ценный урок о ценности самоотверженности. Давайте стараться быть более отзывчивыми и заботливыми к окружающим, помогать и поддерживать их, ведь именно в этом заключается настоящая ценность и глубина нашей жизни.

Какие уроки можно извлечь из этой сказки?

1. Не принимайте решения на основе внешней красоты.

Пузырь был красив, но не имел никакой функциональной ценности. Лапоть и Соломинка, хоть и не были такими яркими, но очень полезными

Не оценивайте людей и вещи только по внешности, обращайте внимание на их качества и особенности

2. Стремитесь к полезности и функциональности.

Лапоть и Соломинка были очень полезными и имели свою функциональную ценность. Будьте такими же полезными и функциональными в жизни. Заполняйте свою жизнь смыслом и ценностью, чтобы быть полезным не только себе, но и окружающим.

3. Не навязывайте свою волю другим людям.

Пузырь был вынужден вспороться, чтобы показать свою красоту, и в результате разорвался. Не давите других людей своей волей и не скрывайте свою неподходящую для текущей ситуации силу. Уважайте особые качества и навыки других людей, и не пытайтесь принуждать их следовать вашим правилам.

4. Взаимодействуйте и сотрудничайте с другими.

Лапоть и Соломинка не могли одни возиться со всеми задачами, но вместе они были оказались незаменимыми. Сотрудничайте с окружающими и находите способы, как совместить свои навыки и качества.

Чему учит сказка пузырь соломинка и лапоть?

Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбы. Что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.

Здесь же все произошло совсем наоборот – когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу.

Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.

Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?

Безгранична мудрость народа, как и его творческое начало. Порой в нескольких строках русских народных сказок скрывается целый мир, множество смысловых пластов – и, за компанию, интересная история.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», которую взрослые и дети могут прочитать ниже удобным для всех крупным шрифтом, до смешного короткая – полстранички, или того меньше. Интересно, что для бытовой сказки, в отличие от волшебной или от истории о животных, где обязательно присутствует элемент квеста (герои куда-то отправляются, выполняют какие-то задания, добывают волшебные предметы, спасают красивых девушек, побеждают чудовищ) это не редкость.

Зачин в сказке обозначен очень коротко, почти номинально (просто потому, что он по жанру должен быть). Первое предложение представляет читателю героев истории: жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. А потом говорится, что однажды они решили пойти в лес нарубить дров. Сразу напрашивается вывод, что под такими несколько абстрактными персонажами сказитель подразумевал реальных людей, и, быть может, даже был знаком с прототипами.

Итак, герои книги отправились в лес по важному делу – рубить дрова для обогрева жилища (в деревнях традиционные русские печки только на дровах и работали). По дороге компания встречает препятствие – реку

Ее нужно как-то переплыть. Стандартная по сути ситуация: начиная любое дело, несколько компаньонов обговаривают, как именно они будут преодолевать трудности, какие их особенности помогут успешно завершить работу.

Вот и Пузырь, Соломинка и Лапоть стали думать-кумекать, как же переплыть реку. Моста поблизости, видимо, не было. Лапоть – простой, рисковый мужик без особенных претензий, но с деловой жилкой – предложил Пузырю перевезти их с Соломинкой через водную преграду

Пузырь отказался – наверное, из важности, да еще и надулся при этом от обиды

После Пузырь выдвинул предложение: Соломинка должна протянуться от одного берега до другого, чтобы по ней можно было перейти. План был, откровенно говоря, никудышный: Соломинка длинная, но хрупкая, она изначально могла не выдержать нагрузки. Странно, почему сама Соломинка не сказала ни слова против. Наверное, решила снести на себе все тяготы, как до сих пор делают большинство русских женщин.

На том и порешили герои текста. И зря. Соломинка протянулась с одного берега на другой, Лапоть пошагал по ней – и сломал. В результате оба упали в воду. А Пузырь, вместо того, чтобы попытаться помочь друзьям (или, на худой конец, компаньонам, товарищам) стал хохотать. Смеялся он, смеялся, да так перенапрягся, что взял – и лопнул.

Читайте русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте.

Ж
или-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: