Тема
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится
На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Последние годы жизни
Виктор Астафьев
В последние годы Астафьев переосмыслил и тему войны — он работал над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая — в 1994 гогу. Писатель признавался, что «это произведение отняло у него слишком много сил», а критики заметили, что «автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир»:
В 2000 году Виктор Астафьев прекратил работу над третьей частью романа «Прокляты и убиты», оставив её неоконченной. Кроме того, роман получил противоречивые отзывы. Например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» — это «самая мучительная в русской литературе книга».
Весной 2001 года у Астафьева случился инсульт, а через полгода у него обнаружили заболевание сердечных сосудов. Состояние его здоровья стремительно ухудшалось, а незадолго до смерти он полностью потерял зрение. 29 ноября 2001 года Виктор Астафьев умер. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки, рядом с дочерью Ириной.
Примечания
- ↑ . Большая российская энциклопедия — электронная версия. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ . Культура.рф. Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ . Хронос: Всемирная история в интернете. Дата обращения: 10 августа 2023.
- . Историческая энциклопедия Сибири. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ . Электронная энциклопедия Сибири и Дальнего Востока. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ . Биограф. Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ . Интересные факты. Дата обращения: 15 августа 2023.
- С.П. Белокурова. . Словарь литературоведческих терминов. Словари онлайн. Дата обращения: 22 августа 2023.
- В. Астафьев. Спасёт только чудо // Родина : журнал. — 1990. — № 2. — С. 84.
- . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 10 августа 2023.
- . Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Словари онлайн. Дата обращения: 22 августа 2023.
- . РИА Новости. Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ . Всероссийская энциклопедия детской литературы ПроДетЛит. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ . Муниципальное автономное учреждение «Чусовская центральная библиотека им. А. С. Пушкина». Дата обращения: 23 августа 2023.
- . Дата обращения: 24 августа 2023.
- . Библиотека. Дата обращения: 15 августа 2023.
Система персонажей рассказа
Главным героем рассказа является мальчик Витя, который по болезни пропустил самое знаменательное событие – приезд фотографа, и не попал на снимок. Витя живет с бабушкой и дедушкой, любит проказничать и не отличается примерным поведением. Витя очень переживает о том, что его не будет на памятной фотографии. Воспоминание об этом событии главный герой рассказа сохранил на всю жизнь.
Второстепенными персонажами рассказа являются бабушка Вити, его друг Санька и учитель.
Санька – лучший друг Вити, такой же озорник и непоседа. Именно Санька уговорил друга идти кататься на увал, где Витя и промочил ноги. Санька пришел навестить друга и позвать его идти фотографироваться. Но когда увидел, что тот серьезно болен, тоже не пошел в школу. Санька – настоящий друг, преданный и верный, готовый на самоотверженный поступок ради друга.
Бабушка главного героя – пожилая добрая женщина, очень любящая своего внука. Хоть она и ругает его, но на самом деле старается сделать для него все возможное. Бабушка ночь напролет дежурит у постели мальчика, заставляет дедушку затопить баню. Пока Витя более, она ухаживает за ним, кормит вкусной едой. Самоотверженная, добрая женщина не пожалела накопленных денег, чтобы выкупить вещи односельчан у «новых» хозяев и вернуть их настоящим владельцам.
Евгений Николаевич – учитель. Очень любит свою работу и учеников. Пользуется уважением сельчан, а к мнению учителя прислушиваются даже самые отъявленные хулиганы. Евгений Николаевич со своей зарплаты покупает школьные принадлежности, скамейки и парты. Он самоотверженно бросается на защиту учеников от змеи, хоть никогда раньше их не видел.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.
Карьера
Осенью 1959 года Виктор Петрович уезжает учиться в Москву на писателя. Высшие литературные курсы он успешно заканчивает в 1961 году.В 1953 году молодой писатель пишет свою первую литературную работу, которую называет “До будущей весны”. Тогда же он начинает писать для детей. Сборник рассказов “Огоньки” (1955 год) нравится маленьким читателям. И, наконец, в 1958 году В. Астафьев пишет “Тают снега”. Роман приносит писателю членство в Союзе писателей РСФСР.Примерно в это же время одна за другой рождаются повести “Стародуб”, “Перевал”, “Звездопад”. В 1962 году Астафьев с семьей переезжает в Пермь. Там он создает цикл лирических новелл “Затеси”, а чуть позже выходит рассказ «Деревья растут для всех». В 1972 году писатель оформляет их в одноименную книгу.Свою книгу “Последний поклон” В. Астафьев не задумывал как повествование с определенной сюжетной линией. Сначала в разные периоды времени им были написаны рассказы, которые он назвал “Страницы детства”. Первая книга таких лирических миниатюр сложилась в повесть (1968 год) и посвятил он ее своей бабушке, Екатерине Потылициной. Последние две новеллы для третьей книги он написал в начале 90-х. Эту книгу он пишет и переписывает почти 30 лет!
Рис. 4. Виктор Астафьев и его жена Мария
Детство и юность
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в сибирскком селе Овсянка. Его родителей, Петра Астафьева и Лидию Потылицыну вскоре раскулачили. Виктор был их третьим ребенком. У отца Виктора Астафьева была мельница, которая досталась ему по наследству. В годы коллективизации мельница перешла в руки государства, но отец Вити продолжал там работать. Однажды он по недосмотру повредил основные мельничные механизмы и его посадили в тюрьму по статье “умышленное вредительство”. Мама мальчика часто ездила к мужу на свидания. Трагедия случилась в тридцатые годы. Лодка с ней перевернулась. Молодую женщину спасти не удалось, она утонула в реке. В семь лет Виктор остался сиротой.
Рис. 1. Астафьев Виктор ПетровичПосле того, как отец мальчика освободился из мест заключения, он с новой женой, Виктором и его сводным братом Николаем переехал в небольшой город Игарка, в Сибири. Петр Павлович часто брал старшего сына на промысел рыбы, однако продолжалось это недолго. Вскоре он попал в больницу, а мачеха невзлюбила своего пасынка. Семилетний Витя долго жил совершенно один в недостроенном доме и в школу ходил редко. Однажды там он серьезно “проштрафился”. За это его отправили в детский дом. В 17 лет Виктор получает аттестат зрелости и поступает в школу железнодорожников в Красноярске (ФЗУ).В 1942 году молодой человек приступает к работе на станции Базаиха. Хотя Виктор, как и многие его сослуживцы имеет бронь и может не идти на войну однако решает пойти на фронт добровольцем. К такому решению его подталкивает случай. В 1942 году на станцию прибывает поезд из блокадного Ленинграда. На юношу производит огромное впечатление то, что многие пассажиры были измождены. Некоторые ленинградцы не выдержали долгой поездки и умерли по дороге в Сибирь. Буквально на следующий день восемнадцатилетний Виктор прямо с работы добровольно уходит в армию. Сначала молодой боец служит в 21 стрелковом полку, недалеко от Новосибирска. Затем он переезжает в другую воинскую часть Новосибирска.
Рис. 2. Виктор Астафьев в молодости
Жизнь сибирской деревни в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Астафьев Виктор
В.П. Астaфьeв вeдeт aвтобиогрaфичeскоe описaниe жизни сибирской дeрeвни в трудныe прeдвоeнныe и воeнныe годы.
Он рос сиротой, eго воспитывaли бaбушкa и дeдушкa, жизнь былa тяжeлa, но нaполнeнa яркими событиями, сохрaнившимися в пaмяти гeроя. Люди в дeрeвнe были нeбогaты, жили скудно, питaясь дaрaми лeсa и продуктaми своeго хозяйствa. Блaгосостояниe и уклaд жизни кaждой сeмьи можно было изучить по окнaм, «eщe нe зaходя в дом». У бaбушки мeжду рaмaми – гроздья рябины, внизу мох впeрeмeжку с брусничником. Это, по нaродным примeтaм, от сырости, от обмeрзaния стeкол, от угaрa. Бaбушкa – зaботливaя хозяйкa, знaeт нaродную мeдицину, сaмa лeчит внукa от рeвмaтизмa. У сосeдa дяди Лeвонтия окнa гдe зaбиты фaнeркой, гдe зaткнуты тряпкaми или подушкой. Мeжду рaмaми тaм ничeго нeт – это сeмья пьющeго хозяинa, который во врeмя зaгулa бьeт посуду, гоняeт жeну и рeбятишeк. А у тeтки Авдотьи мeж рaм нaвaлeно и моху, и вaты, и рябины, a свeрху бумaжныe цвeточки, снятыe с икон, сломaнныe игрушки. Это подaрки дeтям ee мужa Тeрeнтия, который годaми гдe-то пропaдaeт, потом привeзeт дeтям гостинцeв, попрaзднуeт и сновa уeдeт. Дeрeвeнскaя жизнь идeт своим чeрeдом, дeти ходят в школу, взрослыe зaняты рaботой.
Приeзд фотогрaфa в дeрeвню – ужe событиe, «нeслыхaнно вaжноe», рaди нeго дaжe прeрвaли зaнятия в школe. И болeзнь мaльчикa, стaвшaя для нeго прeгрaдой, чтобы сфотогрaфировaться вмeстe со всeми, – это для нeго стрaшноe горe. Поэтому он тaк блaгодaрeн учитeлю, который принeс eму в подaрок ту сaмую злополучную фотогрaфию. Отношeниe к учитeлю и eго жeнe в дeрeвнe тожe особоe. Его увaжaют зa обрaзовaнность, зa то, что всeгдa готов помочь, зa вeжливость. Учитeль поговорил с пьяницeй дядeй Лeвонтиeм – и тот «испрaвился», понимaя eго к сeбe отношeниe. Учитeль многоe сдeлaл для школы: выхлопотaл учeбники, в обмeн нa утиль получил для учeников кaрaндaши, тeтрaди, крaски, мужики сдeлaли для дeтeй столы и скaмeйки, нe взяв с учитeля плaты. Всe стaрaются отплaтить сeмьe учитeля добром: привeзти дровa, починить вaлeнки, помочь с рeбeнком, бaбы «зaбывaют» в eго избe кринку молокa либо смeтaны. Дeти любят eго и понимaют, что он всeгдa готов «броситься впeрeд и оборонить своих учeников», кaк это было в эпизодe со змeeй. Его помнят в дeрeвнe долго.
Ещe один увaжaeмый в Овсянкe чeловeк – дeсятник Чeхов, грaмотный, дeловой, происходивший из ссыльных. Тeпeрь он рaботaeт нa сплaвном учaсткe, рaзбирaясь и в лeсозaготовкaх, и в выжигe извeсти.
Что покaзaтeльно – эти люди служaт примeром для остaльных, и нe зря бaбушкa вeлит внуку учиться: «В учитeля, можeт, выйдeшь aбо в дeсятники…» «Бeдновaто» одeты рeбятишки нa школьной фотогрaфии. Но они гордятся своeй школой, своими учитeлями, своeй историeй.
Имeнно тaк понимaeт aвтор суть дeрeвeнской фотогрaфии – это «нaстоящaя история», «своeобычнaя лeтопись нaшeго нaродa».
Биография
ФИО:
Виктор Астафьев
Жанр:
Классика, Классическая проза, Советская литература, Проза, Историческая проза
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) — советский и русский писатель.
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен.
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область.
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена».
Книги Астафьева переведены на многие языки.
«Пусть имя мое живет в трудах моих»
После демобилизации Астафьев вместе с супругой, медсестрой Марией Корякиной, с которой ему посчастливилось познакомиться в госпитале, поселился в уральском городе Чусовом. Как и все молодожены, они вели обычную послевоенную жизнь. Чтобы содержать семью, Виктор Петрович был вынужден заниматься низкооплачиваемым неквалифицированным трудом, часто менять профессии. Но в один момент все изменилось. На заседании литературного объединения, организованного при местной газете, Астафьев услышал короткую историю бывшего политработника о «красивой», «образцовой» войне. Его негодованию не было конца, от вранья звенело в ушах. Решив, что победить ложь можно только истиной, он буквально за ночь написал «Гражданского человека» — небольшое произведение о настоящей войне, в котором все — «сплошная правда». Это было только начало.
Спустя два года в Молотове свет увидела первая книга Астафьева — «До будущей весны». Начав писательский труд с рассказов для детей, Виктор Петрович практически сразу определил для себя две ведущие темы — военную и деревенскую. В его «Затесях», сборнике лирических зарисовок, раздумий о жизни, произведения объединены одной главной идеей — убедить читателя слышать боль каждого.
Литературные критики отмечали, что проза Астафьева наполнена «суровой, корявой шершавостью звучания, неприглаженностью, необструганностью деталей и образов», ей свойственны «живое чувство слова, свежесть восприятия».
В 1980 году писатель вернулся на свою историческую родину. Здесь, в Красноярске, начался новый период его творчества. Вдохновленный любимой Сибирью, он написал «Слепого рыбака», «Мною рожденного», «Медвежью кровь» и ряд других рассказов.
На берегах Енисея было создано и главное произведение Астафьева о войне — «Прокляты и убиты». Написав две части романа, третью он оставил незавершенной. Устал. Сказались на работе и противоречивые отзывы, и обвинения в «шовинизме» и «русофобии».
Умер Астафьев на семьдесят восьмом году жизни. В своем завещании он написал: «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей…».
Биография[]
Детство Виктора Петровича было довольно печальным: Он родился четвёртым ребёнком в семье, хотя 2 его старшие сестры умерли ещё во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына, его отца Павла Петровича Астафьева посадили в тюрьму по подозрению во вредительстве. В 1931 году мать будущего писателя погибла, когда в очередной раз плыла на лодке посетить мужа: лодка перевернулась, а сама женщина зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Тогда Виктору было лишь семь лет. Отец по дороге домой после окончания срока попал в больницу. Брошенный мачехой и родными Виктор несколько месяцев жил в заброшенном доме, а потом за серьёзный проступок в школе его забрали в детский дом.
Закончив школу ФЗО работал на станции Енисей сцепщиком, составителем поездов, дежурным станции.
Литературная карьера
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.. Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Личная жизнь
Писатель был женат один раз. Свою супругу Марию Семёновну Астафьеву-Корякину он встретил, когда лечился в госпитале с ранением. Свадьба состоялась в 1945 г. В 1947 у пары родилась дочь Лидия. Однако она не прожила и года, скончавшись от болезни в возрасте 6 месяцев.
Для семьи это был тяжелый период. Астафьев ушел от жены, но затем вернулся. Через год у пары родилась дочь Ирина, а в 1950 сын Андрей.
Виктор Астафьев с супругой и детьми
Есть сведения, что примерным мужем Виктор Петрович не был. Он частенько ходил на сторону. По информации некоторых биографов у него было двое незаконнорожденных детей.
Тема и проблематика рассказа
В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:
- Историческую тему;
- Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
- Тема взаимопонимания и дружбы;
- Тема любви и верности.
В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.
Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится
На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому
Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.
Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.
В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.
Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.
Замечание 1
Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.
В. П. Астафьев
Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» – отдельная глава из книги «Последний поклон», однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Он сам родился в селе, и пора его детства пришлась на тяжелый предвоенный период, поэтому деревенская жизнь описана им вполне реалистично и без прикрас.
В главе описаны события, происходящие с жителями сибирской деревни Овсянка. Это довольно глухое место, где нет магазина, да и школа для ребят появилась совсем недавно.
Люди здесь во многом зависят от природы, окружающей их. Екатерина Петровна, бабушка главного героя, от имени которого ведется повествование, говорит так: «Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дровами живем». Люди верят в приметы, придерживаются каких-то своих обычаев, правил, непонятных городскому жителю. Женщины при лечении больше доверяют заговорам и народным средствам, чем лекарствам.
Дети знают все особенности лесной жизни, голоса птиц и зверей, умеют избегать многих опасностей.
Особенной является и речь деревенских жителей. Они используют диалектные слова, свойственные только для их местности: «талина» – ветла, верба; «куть», «середняя» – части избы. Также их разговор отличается обилием неправильных грамматических форм, просторечий. В. П. Астафьев использует такой прием, чтобы читатель «услышал», как говорят герои произведения, почувствовал весь колорит жизни глухой сибирской деревни.
Центром деревенской жизни, ее движущей силой является школа. Учителя – это самые образованные люди во всей деревне и, наверное, по представлению местных жителей, самые могущественные. Таким образом, школа становится звеном, связывающим деревню со всем остальным миром. Учителя организовали магазин, где в течение нескольких дней старые вещи можно было обменять на все необходимое: в первую очередь, конечно, на тетради и карандаши, а также иголки, нитки, пуговицы. Они же организовали ремонт школы, нашли учебники, пригласили в школу фотографа.
Учителя внесли в сумбурную, стихийную деревенскую жизнь свою лепту: они стараются сделать жизнь спокойнее, привнести в нее стабильность. Соответственно этому строится и жизнь деревни. Все жители любят, уважают и немного жалеют молодых учителей, приехавших из города в глушь. Деревня словно по какому-то негласному уговору взяла их под свою опеку. Жители стараются помогать учителям, подсовывают им то молочко, то творожок, то туесок брусники.
Жизнь в деревне тяжела, люди живут бедно. Тем не менее им не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаивыручка. И именно поэтому им так дорога школа – не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и место, где они узнавали простые истины, учились жизни. Именно в деревнях вырастали люди, крепкие, сильные, настоящие… «Всему миру известно прославленное имя – сибиряк».
Русская деревня несет на себе некоторый отпечаток традиционности: мало что в ней меняется с течением времени. Иногда только приезжает туда городской человек – учитель, как в рассказе В. П. Астафьева, или врач, внеся в деревенскую жизнь какие-то свои коррективы, но в целом все остается по-прежнему.
Русская деревня в изображении Астафьева предстает перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженициным, у которого деревня, полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним – только бы прожить, не умереть с голоду, не замерзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты.
Произведения Астафьева потому и находят отклик в душах читателей, что многие также понимают и любят Родину и хотят видеть ее все такой же светлой и чистой, как видит ее автор.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление