Утёс (стихотворение)

Анализ стихотворения лермонтова утес 6 класс

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Крестьянский мальчик. Ванька Жуков Чехова (6 класс) Все мы знаем известного писателя А. П. Чехова. Родной брат писателя Николай, художник, автор картины «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков». У братьев были теплые родственные отношения, и ему нравилось писать картины
  • Сочинение 1 день из моей жизни Утро моего брата, как правило, начинается с утренней зарядки. Что же касается меня, лучше всего мне помогает проснуться музыка. Именно поэтому я всегда кладу плеер либо телефон на столик возле кровати
  • Сочинение Смысл названия романа Отцы и дети (10 класс) Смысл названия романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева заключается в многогранности скрывающегося подтекста, ведь вечная проблема

«Утес», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало — человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» — слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Утес»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Роль природы в стихотворении

Первые строки стихотворения, где автор описывает «серую скалу», создают образ необятной могучей силы природы, которая возвышается над человеком. Это передает ощущение неукротимой силы и грандиозности природы, которая сравнивается с гигантским утесом.

Видно бить и тронуть отчаяньем,
И молнии колючей искреной застенчиво грянут,
Сливаются они в алмаз на водопаде,
И темь глубожавящую пылью покроют;

В этих строках природа выступает активным участником стихотворения — грозовые громы, молнии и водопад создают зрелище, впечатляющее и запоминающееся.

Далее автор описывает море, которое грозит человеку неописуемыми опасностями. Стихи «Вон штормят Босфора волны, И накатились на Мармору трезво» передают мощь и силу моря, которые вызывают трепет и страх. В этом описании природа снова играет важную роль в передаче эмоций.

Таким образом, природа в стихотворении «Утес» Лермонтова играет значительную роль в создании общего настроения и передаче эмоций. Она выступает символом могущества природных стихий и влияния природы на человека.

Лермонтов — Утес (анализ)

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным «Утес» в 1841 году. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб. Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех «персонажей», которые присутствуют в произведении. Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан. Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться. Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей. Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же. Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро. Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

Краткий Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно

Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна

Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса

Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.


Зубцы Ай-Петри, Крым

Тема одиночества и печали

В стихотворении описывается уединенное место на берегу моря, где никого нет, кроме утеса. Это создает ощущение полного одиночества и печали, которые переполняют сердце поэта.

Поэт видит утес, стоящий одиноко, вдали от остальной природы. Он олицетворяет его собственные чувства самоотчуждения и печали. Утес неспокойно стоит, встречает морские волны, воспринимая их как символ своей судьбы. Это подчеркивает глубокое одиночество поэта.

Лермонтов мастерски использует языковые и стилистические приемы, чтобы вызвать у читателя такие же чувства одиночества и печали. Он использует образы моря, волн и темноты, чтобы усилить эффект уединения и отчуждения.

Тема одиночества и печали пронизывает всю структуру стихотворения, создавая меланхоличную и грустную атмосферу. Лермонтов показывает, как сильно и мрачно может быть чувство одиночества, и как оно может затмить все другие эмоции.

Одиночество и печаль Символизм утеса
Морская атмосфера Языковые и стилистические приемы

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…)

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю

Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам

Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)

М.Ю. Лермонтов — поэт с очень чуткой и тонкой душой. Поэзия и природа помогли ему описать свои переживания через скрытые образы. Стихотворение «Утес» он написал в конце своей жизни. Лермонтов лаконично-романтично рассказывает об одиночестве человека в большом мире.
Все действие стихотворения разворачивается в первом катрене. Автор рисует простой природный пейзаж: маленькое облачко упало, ночевало с огромной скалы, а утром убежало. С помощью веселого и игривого образа облака поэт создает у читателя веселое и беззаботное настроение.

Второй катрен передает эмоциональные переживания обрыва: он помнит посещение облака, но теперь он один. Когда вы читаете эту часть, вам становится очень жаль обрыв, и настроение от чтения меняется на грустное и грустное.

Быстрая и внезапная смена настроения в катренах буквально вызывает у читателя симпатию к скале, которая является главным героем стихотворения. С помощью облака поэт описывает только те события, которые волновали внутренний мир его героя. Утес настолько одинок в пустыне, что даже временное пребывание облака может взволновать его и оставить след в его сердце. О чувствах к облаку ничего не известно, поэт даже не создает к нему отрицательного отношения.

Противопоставляя облака и скалы, Лермонтов пытается усилить трагический образ своего героя. На фоне движущегося и жизнерадостного молодого облака статичный плачущий старый гигантский камень вызывает чувство отчаяния. Поэт как бы указывает на то, что скала ничего не может изменить в своей судьбе.

Автор оживляет своих героев, наделяет их человеческими качествами: облако спало и бежало; утес стоит, думает и плачет. Используя персонификации, автор предлагает читателю скрытый смысл стихотворения, проводит параллель с жизнями людей

Пустыня — это огромный мир, где окружающие люди, как облака, заняты своими заботами, и мало кто обращает внимание на впечатления от скал

Можно предположить, что в образе скалы Лермонтов отразил свои глубокие внутренние переживания. В 26 лет поэт считал себя несчастным и одиноким, ему хотелось почувствовать любовь, тепло, но те редкие моменты счастья, которые вызывали волнение в его душе, не приводили к настоящему чувству. Возможно, поэтому Лермонтов сам спровоцировал дуэль, на которой погиб.

2 сочинение

Лермонтов создал это стихотворение незадолго до своей смерти на дуэли в 1841 году, но он, вероятно, ничего не слышал, потому что в произведении нет признаков ощущения приближения смерти поэта. Но, тем не менее, если более глубоко проанализировать каждую строчку произведения, складывается впечатление, что автор как бы искал смерти, он хотел, чтобы кто-то прервал его работу. Стихотворение вышло в свет благодаря журналу «Отечественные записки», в котором оно было опубликовано в 1843 году, оказывается, через 2 года после смерти автора.

Основная тема произведения — одиночество, именно одиночество человека стало основой этого стихотворения. Лермонтов в этом стихотворении пытается сказать, что люди могут встретить человека только на определенный момент и не только, а потом все остальное время они смотрят, то есть в одиночестве. Если обобщить всю идею автора, то можно сказать, что каждое счастье — это всего лишь миг в жизни.

Стихотворение представляет собой линейную композицию, в которой главный герой произведения размышляет о жизни

Герой обращает внимание на явления природы, именно в природе он пытается разглядеть и найти свой душевный покой, любовь, потому что, по мнению автора, люди давно забыли такие чувства, поэтому искать его в люди

Творчество Лермонтова можно отнести к такому прекрасному жанру, как философские тексты пейзажа. Лермонтов в первой части стихотворения как бы рисует для своего читателя пейзаж. Именно благодаря природе Лермонтов умеет говорить то, что хочет, благодаря природе он может показывать внутренний мир людей. Это произведение действительно разностороннее и имеет несколько значений.

Это стихотворение совсем небольшое, но Лермонтову удалось насытить его множеством эпитетов, метафор и олицетворений. Например, «мокрый след», «морщинка обрыва» и даже «облако упало» — это далеко не все чудесные слова, использованные в стихотворении. Благодаря этим приемам поэзия автора достаточно выразительна, а автор полностью раскрывает свой внутренний мир.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

Стихотворение «Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение «Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал «Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение «Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение «Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

Эпитеты – «»тучка золотая”, «влажный след”, «старый утес”».Олицетворения – «»ночевала тучка”, «тучка умчалась”, «утес задумался и плачет”».Метафоры – «»грудь утеса”, «по лазури весело играя”, «морщина утеса”».

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать «Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг. Иллюстрация Михаила Лермонтова «Кавказский вид с верблюдами»


Иллюстрация Михаила Лермонтова «Кавказский вид с верблюдами»

Краткая история создания стихотворения «Утес» М.Ю. Лермонтова

Позднее творчество Михаила Юрьевича Лермонтова характеризуется большим вниманием автора к окружающим его пейзажам. В произведениях писателя читатель знакомится не только с переживаниями персонажей, но и с тревогами и сомнениями великого мастера

В 1841 году М.Ю. Лермонтов создал свое знаменитое стихотворение «Утес». Уже через несколько дней писателя не стало, он погиб на дуэли. Часть литературоведов считает, что автор словно предчувствовал скорую кончину. Но в произведении читатель не находит ни слова, ни скрытого смысла, которые бы говорили об этом.

Главной темой стихотворения «Утес» является тема одиночества. Автору эта проблема была близка. Он с ранних лет знал, что это такое. Когда М.Ю. Лермонтову было 2 года, его мать умерла. Воспитание будущего поэта легло на плечи его бабушки. Женщина не давала мальчику общаться с отцом. Это оставило неизгладимый след в его душе. Через всю жизнь Михаил Лермонтов пронес внутреннюю пустоту, которую не смогли заполнить близкие люди.

Автор в стихотворении «Утес» использует символичные образы. Утес олицетворяет умного мужчину в зрелом возрасте. Под тучкой же автор подразумевал очаровательную девушку. Поэтому это произведение отчасти можно считать автобиографичным. 30-летний писатель пережил много трудностей, испытаний. Он не понаслышке знал, что такое настоящее горе. Мечты Михаила Юрьевича были разрушены из-за несправедливости. Он так и не смог окончить университет. М.Ю. Лермонтов стал свидетелем ожесточенных боев. Его преследовали царские служащие, не давали ему свободно творить.

Михаил Юрьевич часто думал о смысле своего существования, анализировал свои проблемы и пытался найти пути их решения. Он не любил рассказывать о жизненных перипетиях своим друзьям и близким. Он должен был сам во всем разобраться. Так закалялся характер поэта. Из-за своего насыщенного жизненного опыта М.Ю. Лермонтов ощущал себя гораздо старше своих сверстников. Поэтому автору сложно было искать себе друзей, общаться с окружающими.

Душевную травму нанесли и любовные неудачи поэта. Михаил Юрьевич в юношеские годы испытывал сильные чувства к девушке, которая не отвечала ему взаимностью. Она с ним просто играла, подшучивала над ним. Именно эту любовную драму увидели некоторые исследователи в стихотворении «Утес». Екатерина Сушкова была не единственной девушкой, с которой автор хотел бы вступить в отношения. Однако никакие теплые трепетные чувства не переросли во что-то большее. Поэт так и не создал свою семью.

Утес. Именно этот образ занимает центральное положение в произведении. 1830-е годы. Автора два раза отправляли в ссылку на Кавказ. В горах М.Ю. Лермонтов находил вдохновение. Но и именно в той местности чувство одиночества крайне обострялось. Возможно, именно об отвесной кавказской скале и говорится в стихотворении.

Произведение «Утес» было напечатано уже после смерти Михаила Юрьевича. Стихотворение опубликовали через 3 года после обнаружения рукописи. Читатели впервые познакомились с работой великого мастера в журнале «Отечественные записки».

История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова — это не увлекательный рассказ. Ее сложно назвать особенной или захватывающей. Большое влияние на написание произведения «Утес» оказали жизненные неурядицы автора. Чтобы понять истинный смысл стихотворения, оценить его идею, необходимо ознакомиться с биографией писателя. Именно из события из жизни автора, его отношение к ним подскажут ответы на возникающие вопросы

Важно осознавать, как условия существования повлияли на становление поэта

«Море и утес» Ф.Тютчев

«Море и утес» Фёдор Тютчев

И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот… Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила — И пучину взворотила И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв…

Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес»

Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой «весны народов», серии европейских революций 1848-49 годов, охватившей Австрийскую империю, Германию, Польшу, итальянские государства, Молдавию и Валахию.

Тютчев к вышеописанным движениям относился крайне отрицательно, что отразилось в стихотворении «Море и утес» посредством аллегории. Неистовые волны, охваченные дурью, – европейские народы, восставшие против власти. Для их характеристики поэт не жалеет слов с отрицательным значением. Он предполагает, что пучина взворочена адом или адской силой. Вал морской в произведении бьется с ревом, свистом, визгом, воем. Взбесившейся стихии противостоит утес, олицетворяющий Российскую империю, одну из немногих европейских стран, которой удалось избежать «весны народов». Он представляет собой «неподвижного, неизменного, мирозданью современного» великана. Волны лезут на его гранит, но отступают, разбившись о камни. Заключающая строфа стихотворения – своеобразное предсказание поэта. По его мнению, стоит немного подождать – час, другой – и буря успокоится. Тютчев осуждает не только революционные волнения. По свидетельству Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения, «весна народов» характеризовалась «неистовой злобой на Россию» со стороны западноевропейцев. Мало что так раздражало Федора Ивановича, как угрозы его родной стране, высказанные иностранцами.

Многими читателями «Море и утес» воспринимается как пейзажная лирика без политического подтекста. Главная причина – Тютчеву удалось при помощи слов нарисовать величественную водную стихии, сродни той, что изображена на картинах великого художника-мариниста Айвазовского.

Литературному сознанию поэта была свойственна интересная черта – параллелизм лирического творчества и публицистического осмысления происходящих в мире и родной стране событий. Стихотворение «Море и утес» по социальному содержанию близко статьям «Россия и Революция» (1848) и «Папство и римский вопрос» (1849).

Анализ образов и символов в стихотворении

Одним из ключевых элементов стихотворения Лермонтова «Утёс» являются образы и символы, которые помогают раскрыть глубинный смысл произведения. Один из таких образов — утёс, который является центральным мотивом стихотворения. Утёс символизирует не только силу и непоколебимость, но и одиночество и отчуждение. Этот образ усиливается эпитетами, такими как «грозный», «неприступный», «неподвижный», которые подчеркивают его непреодолимость и неизменность.

Ещё одним важным образом является образ моря, которое символизирует не только бесконечность и величие, но и опасность и неизвестность. Этот образ усиливается эпитетами «бурное», «непокорное», «непостижимое», которые подчеркивают его неуправляемость и непредсказуемость.

Также в стихотворении присутствует образ лирического героя, который описывается как «одинокий странник». Этот образ символизирует одиночество и отчуждение, которые являются главной темой стихотворения.

В целом, образы и символы в стихотворении Лермонтова «Утёс» помогают раскрыть глубинный смысл произведения и передать эмоциональную составляющую. Они создают атмосферу трагизма и одиночества, которые являются характерными чертами лирики Лермонтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: