Ранняя лирика фета: темы, особенности

Анализ и идея лирического стихотворения афанасия фета «вечер»

«Летний вечер тих и ясен…» А.Фет

«Летний вечер тих и ясен…» Афанасий Фет

Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью.

Анализ стихотворения Фета «Летний вечер тих и ясен…»

Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность — такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и блестящей речной воды.

Изображение тихого вечера лишено резких контрастов и стремительных изменений, однако детали картины выглядят живыми, рельефными, выразительными. Эффект достигается путем чередования объектов внимания, а также с помощью олицетворений, наделяющих ивы способностью дремать, а ветер — ползти.

В первом катрене безусловно господствуют зрительные доминанты пейзажа. Они теряют лидирующее положение во втором четверостишии: в характеристике ветра ощущается присутствие осязательного компонента, а конское ржание — категория, имеющая исключительно звуковую основу. В этом эпизоде больше движения, за счет которого изменяются рамки первоначальной ситуации.

Лирический субъект, впечатленный гармоничным видом, настолько переполнен эмоциями, что желал бы поделиться ими с близким человеком. Порыв, равный по силе и неподдельности переживания, описан Толстым в эпизоде лунного вечера в Отрадном. Наташа Ростова с восторгом говорит о «прелестной ночи», в которую никак нельзя спать. Романтичная, искренняя, наделенная способностью понимать прекрасное — такой предстает девушка, любующаяся лунным сиянием.

Восторженный герой, как и персонаж «Войны и мира», стремится найти себе пару для совместного созерцания тихого живописного заката. Диалогическое начало, близкое к традициям тютчевской поэтики, выражено двумя лексемами: «посмотри» и «слышишь». Первый пример, глагол в повелительном наклонении, — обращение к лирическому адресату, приглашение к наблюдению за великолепным пейзажем. Второй вариант, возникающий в финальном двустишии, предлагает напрячь не зрение, а слух. Заключительный акустический образ стремительно скачущего табуна резко расширяет рамки художественного пространства «долин», обозначенные панорамой заката в зачине стихотворения.

В основе внезапной трансформации хронотопа лежит мотив ожиданий, которые герой фетовской лирики связывает с наступлением сумерек. Тревожная и манящая ночь скрывает «благодатную тайну» долгожданного свидания с любимой или сулит момент откровения, которое снисходит на созерцателя, завороженного безмолвными молитвами далеких звезд.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мережковского Дети ночи

    Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно

  • Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный

    Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим

  • Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

    В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось «Молитва». Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том числе – ей

  • Анализ стихотворения Вдохновение Дельвига

    Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.

  • Анализ стихотворений Беллы Ахмадулиной

    Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

А.А.Фет

Шепот. Робкое дыханье…

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

АНАЛИЗ

Это стихотворение особенно интересно тем, что за него А.А.Фету больше всего досталось упрёков от критики и больше всего похвал и восхищений от читателей. Литературоведы упрекали поэта в излишней описательности, в отсутствии действия как такового. Странно. Тогда что же привлекло в нём искушённого читателя? Именно обыватель если не увидел, то почувствовал здесь то, что ускользнуло от профессионала.

Итак, первая строфа… Романтический пейзаж. Краткость, размеренность, параллельность действия достигается путём использования бессоюзия. Метафора «серебро» и эпитет «сонный» передают неподвижность, спокойствие, статичность ручья. Описывается его металлический блеск, гладкая, будто шлифованная, поверхность. Первое четверостишие – это как бы указание на место действия. Но уже есть намёк на присутствие человека – «шёпот».

Вторая строфа демонстрирует время действия – это ночь. «Тени без конца» — видимо, тени в движении. И это не одинокий созерцатель природы. Людей, как минимум, двое. Далее можно догадаться о том, что это встреча двух влюблённых. Эпитет «милый» говорит о том, что человек любит кого-то. Возможно, он любим. Раз изменения лица «волшебные» (тоже эпитет), значит, к нему благосклонны.

Последняя строфа – это скрытое описание чувств. Метафора «пурпур розы» откровенно заявляет, что близится восход солнца. Самого светила ещё не видно, но оно будет оранжевым, ярким, жгучим, на что указывает метафора «отблеск янтаря». Многосоюзие здесь помогает раскрыть быстроту, стремительность, с которой нарастает свежее утро. А отсюда прощальные поцелуи и, конечно, слёзы, так как заря сулит расставание.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

В стихотворении «Вечер» (1855 г.) раскрывается огромный талант Фета в изображении пейзажа, отличающий его от других поэтов.

Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток.

Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием.

Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию.

Фет блестяще использовал звуковые и визуальные эффекты в своем стихотворении. В нем практически не упоминается лирический герой, нет красочных описаний природы. За эту «беспредметность» его часто упрекали критики. Но для человека с богатым воображением произведение представляет большую ценность. Очень удачно автор выбрал время для наблюдения. Смена дня ночью – неуловимое мгновение. Его нельзя определить с математической точностью. Оно может быть охарактеризовано лишь постепенным изменением звуков и света. Сияние далекой зарницы хорошо подчеркивает это переходное состояние. Стихотворение «Вечер» написано в спокойном и размеренном темпе, идеально подходящем для вечернего созерцания пейзажа. Оно создает в душе читателя умиротворение и очищает ее от тревог и волнений.

Читать стих «Вечер» Фета Афанасия Афанасьевича выразительно очень легко. Его звуковые особенности позволяют быстро определиться с необходимой интонацией. А вот понять содержание стихотворения с первого раза крайне сложно. Только наличие заглавия помогает сориентироваться в зрительных образах и предположить, о чём идёт речь. Дело в том, что автор использовал для описания довольно неопределённые фразы. Безусловно, они предают поэзии уникальность, но затрудняют её осмысление.

После более внимательного ознакомления данное лирическое произведение, созданное в 1855 году, воспринимается как описание заката. Именно этот процесс ознаменует смену времён суток. Поэт не употребил слово «солнце», но то, что речь идёт именно о нём, представляется наиболее логичным. Заходящее солнце способно «прокатиться» над рекой, лугом, рощей, засветиться на горизонте, окрасив края облаков золотистым цветом, и смениться зарницей. Автор создал довольно оригинальную картину вечернего времени, применив для описания не только визуальные образы. В первом и последнем четверостишьях Фет использовал интересные слуховые ассоциации. Поэта явно привлекала таинственная грань между днём и ночью. Когда первый уже утратил своё влияние на окружающее пространство, а вторая ещё не вступила в свои права, наступает тот самый переходный период – вечер. В стихотворении нет прямого указания на лирического героя. Всё представлено как взгляд со стороны. Но читатели вполне могут предположить, что автор наблюдает за происходящими изменениями с пригорка, упомянутого в тексте.

На уроке литературы в 6-7 классе можно провести интересную работу по сопоставлению текста стихотворения Фета «Вечер» и одноимённых стихотворений других авторов. На нашем сайте стихи просто скачать или учить онлайн полностью.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Анализ 4

Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» опубликовано в 1850 году. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – Марии Лазич.

Стихотворение необычно по своей структуре, синтаксису, звуковому оформлению. В нем только одни назывные предложения. Если не считать двух предлогов и четырех союзов, то словарь данного стихотворения состоит из 30 слов: 23 существительных и 7 прилагательных. Двенадцать кратких строк, а как много сказано о природе, встрече двух людей, симпатизирующих друг другу. Ни одного глагола, а природа изображена в постоянном изменении в зависимости от времени суток, изменяются и отношения героев.

«Робкое дыханье» говорит, что присутствующие еще стесняются друг друга, взволнованы встречей. Последующие строки – зарисовки природы дают представление, где и когда встретились говорящие шепотом. Их свидание происходит вдали от людей, уединенно, вечером. Это подтверждают трели соловья. Но его пение может раздаваться и днем, однако выражение «колыханье сонного ручья» уточняет: не уснувшего, а сонного. Значит, вечером.

Во второй строфе полнее узнаем о говорящих шепотом. Вступает в свои права ночь. Отблеск лунного света («свет ночной») падает на предметы. «Тени без конца» подсказывают, что в воздухе царит небольшой ветерок, который колышет ветки деревьев, они-то и порождают тени. Встреча наедине, разговор о сокровенном сказываются на выражении их лиц. И лицо женщины кажется волшебно-милым.

В стихотворении «намеки» Фета вполне предметны: шепот, робкое дыханье, лобзания, слезы. Финальная строка связана со всей жизнерадостной устремленностью стихотворения. Слово «заря» в переносном смысле означает – зарождение чего-нибудь радостного, значительного

И в жизни героев стихотворения пришло нечто важное

Новизна стихотворения в том, что в нем минимум слов и максимум поэтической информации. Слово порой несет большую смысловую нагрузку. Например, слово «серебро» подразумевает цвет воды ручья. Лучи солнца, отраженные в воде, придают ей серебристый оттенок. Динамизм достигнут быстрой сменой картин природы. Летний вечер сменяется ночью, затем рассвет с его ослепительно яркими красками. Также изменяются взаимоотношения героев: от робости до объятий.

Стихотворение написано четырехстопным и двустопным хореем. Использована перекрестная рифмовка, мужские и женские рифмы. Автор использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры и эпитеты: «серебро сонного ручья», «тени без конца», «отблеск янтаря», «милое лицо», «дымные тучки», «волшебные изменения».

Данное стихотворение А. Фета вдохновляет, пробуждает желание творить, жить и любить.

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыхание по плану

Музыкальность ранней лирики Фета

С музыкальностью, пластичностью стиха вы встречались, когда изучали лирику Жуковского и Батюшкова, читали стихи Пушкина, Лермонтова и Тютчева. Но только Фет придал ей исключительную утончённость.

Как будто с трепетом здесь каждого листа

Моя пробудится и затрепещет совесть,

И станут лепетать знакомые места

Давно забытую, оплаканную повесть…

«В саду», 1854

Глаголы «затрепещет», «лепетать» соотносятся с существительными «трепет», «лист» и эпитетом «оплаканная», не только создавая единый мелодический рисунок, но и дополняя, обогащая смысл каждого образа в строфе.

Особую ценность для Фета имеют звукопись, ритм, мелодика стиха, особенности композиции. Ни один поэт XIX века не достиг такого разнообразия строфических форм. Значительная часть употреблённых им строф встречается в его поэзии всего один раз, так что складывается впечатление уникальности каждой эмоции, каждой лирической ситуации, созданной в стихотворении.

Строфы Фета многострочны. Он использует наряду с двойными и тройные рифмы, варьирует длину строки, а значит — количество стоп в стихе. Более того, в одной строфе поэт смешивает стихотворные размеры: дактиль с амфибрахием и анапестом, что допускалось, а также ямб с амфибрахием, чего никто не делал до него. Таким образом, А.А. Фет расширял пределы русского классического стихосложения XIX века, предваряя блоковский дольник и акцентный стих поэзии XX века.

В стихотворениях Фета много вопросов и восклицаний, задающих определенную интонацию. Часто используется такой художественный прием, как анафора — единоначалие, что в сочетании со строками различной длины создаёт богатый мелодический рисунок и «подсказывает» нужную интонацию. Большую роль играют также лексические повторы и рефрены иногда с небольшими вариациями. Часто поэт использует композиционное кольцо, чтобы замкнуть стихотворение, как, например, в стихотворении «Фантазия»: первая строфа готовит к волшебству, последняя возвращает героев к действительности.

Подобные приемы придают лирическим произведениям черты романса: стихи Фета, положенные на музыку А.Е. Варламовым и А.Л. Гурилёвым, распевала, по словам Салтыкова-Щедрина, вся Россия. Ярким примером служит стихотворение« На заре ты её не буди…» (1842). Наряду с использованием традиционно мелодичных жанров романса и элегии Фет создаёт также новый поэтический жанр, который определяет как «мелодии», ещё более сближая лирику с музыкой.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

«Чудная картина», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Анализ стихотворения Фета «Вздох»

У сборника «Лирический пантеон», куда входит стихотворение «Вздох», интересная история. Будучи девятнадцатилетним студентом, Афанасий Афанасьевич Фет влюбился в юную гувернантку Елену Б. Девушка ответила Фету взаимностью. Молодые люди торжественно поклялись принадлежать друг другу, после чего великодушная Елена вручила поэту свои скромные сбережения, чтобы тот мог напечатать свою первую книгу стихов.

Конечно, юный стихотворец связывал с этим сборником самые смелые надежды. Афанасий Афанасьевич рассчитывал, что сразу после публикации на него свалится признание и богатство, благодаря чему влюблённые смогут безбедно существовать. Но дерзким мечтам не суждено было осуществиться. О романе узнал генерал Коровкин, у дочерей которого Елена служила компаньонкой, и потребовал у молодого Фета объяснений. Сразу после этого в Москву приехал брат девушки и увёз её на Кавказ, где в скором времени выдал замуж за какого-то чиновника.

Что касается сборника стихов, то нельзя сказать, что он был очень успешен. Некоторые журналы, например, «Отечественные записки», напечатали о нём одобрительные отзывы, но широкой известности книга не получила. Как писал сам Афанасий Афанасьевич позднее, «небольшие деньги, потраченные на издание, пропали безвозвратно».

Видимо, об этом эпизоде жизни юного поэта и рассказывается в стихотворении «Вздох». Оно состоит из двух строф, рифмующихся перекрёстно. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор говорит в произведении от первого лица.

В первой строфе лирический герой предстаёт перед нами убитым горем юношей. Только что его оставила подруга, сказав «прости» на прощание. Для усиления тоски поэт применяет эпитет «вечное», который показывает, что счастье уходит навсегда.

Печаль героя так всеобъемлюща, что ему кажется, будто его не просто оставила возлюбленная, а весь мир отвернулся от него. Очень эмоционально, с применением риторических вопросов («Зачем любить и требовать ответа?») и восклицаний автор передаёт свои переживания. Усиливает впечатление приём градации, когда герой, обращаясь к собственной душе, увещевает её сдержаться и не терзать себя. Здесь мы можем видеть интересный ход – поэт отделяет себя от своей же души, обретая таким образом союзника, о котором нужно позаботиться, ради которого нужно быть сильным самому.

Во второй строфе можно наблюдать, как лирический герой обретает надежду. Он рассуждает о том, что настанет светлый час и для его израненной души. В метафоре «заблещу прославленной звездою» мы можем увидеть чаяние обрести славу, которая бы помогла вернуть любовь. Поэт использует анафору («Где буду… Где заблещу… Где я сольюсь…»), объединяющую разные по сути стремления в одно заветное желание.

Однако у этих строк можно обнаружить и другой смысл. Возможно, размышляя, что за жизнью будет новая жизнь, поэт говорит не метафорически, а буквально. И тогда миг воссоединения с любовью одновременно будет мигом смерти лирического героя.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Ответы на вопрос:

nara01072003

Литература

4,5(83 оценок)

2

ответ: анализ стихотворения фета «вздох»

у сборника «лирический пантеон», куда входит стихотворение «вздох», интересная . будучи девятнадцатилетним студентом, афанасий афанасьевич фет влюбился в юную гувернантку елену б. девушка ответила фету взаимностью. молодые люди торжественно поклялись принадлежать друг другу, после чего великодушная елена вручила поэту свои скромные сбережения, чтобы тот мог напечатать свою первую книгу стихов.

конечно, юный стихотворец связывал с этим сборником самые смелые надежды. афанасий афанасьевич рассчитывал, что сразу после публикации на него свалится признание и богатство, чему влюблённые смогут безбедно существовать. но дерзким мечтам не суждено было осуществиться. о романе узнал генерал коровкин, у дочерей которого елена служила компаньонкой, и потребовал у молодого фета объяснений. сразу после этого в москву приехал брат девушки и увёз её на кавказ, где в скором времени выдал замуж за какого-то чиновника.

что касается сборника стихов, то нельзя сказать, что он был успешен. некоторые журналы, например, «отечественные записки», напечатали о нём одобрительные отзывы, но широкой известности книга не получила. как писал сам афанасий афанасьевич позднее, «небольшие деньги, потраченные на издание, пропали безвозвратно».

видимо, об этом эпизоде жизни юного поэта и рассказывается в стихотворении «вздох». оно состоит из двух строф, рифмующихся перекрёстно. стихотворный размер – пятистопный ямб. автор говорит в произведении от первого лица.

в первой строфе лирический герой предстаёт перед нами убитым горем юношей. только что его оставила подруга, сказав «прости» на прощание. для усиления тоски поэт применяет эпитет «вечное», который показывает, что счастье уходит навсегда.

печаль героя так всеобъемлюща, что ему кажется, будто его не просто оставила возлюбленная, а весь мир отвернулся от него. эмоционально, с применением риторических вопросов («зачем любить и требовать ответа? ») и восклицаний автор передаёт свои переживания. усиливает впечатление приём градации, когда герой, обращаясь к собственной душе, увещевает её сдержаться и не терзать себя. здесь мы можем видеть интересный ход – поэт отделяет себя от своей же души, обретая таким образом союзника, о котором нужно позаботиться, ради которого нужно быть сильным самому.

во второй строфе можно наблюдать, как лирический герой обретает надежду. он рассуждает о том, что настанет светлый час и для его израненной души. в метафоре «заблещу прославленной звездою» мы можем увидеть чаяние обрести славу, которая бы вернуть любовь. поэт использует анафору («где буду… где заблещу… где я сольюсь…»), объединяющую разные по сути стремления в одно заветное желание.

однако у этих строк можно обнаружить и другой смысл. возможно, размышляя, что за жизнью будет новая жизнь, поэт говорит не метафорически, а буквально. и тогда миг воссоединения с любовью одновременно будет мигом смерти лирического героя.

объяснение:

Проверить ответ в нейросети

Любовная лирика

В анализе «Шепота, робкого дыханья, трелей соловья» необходимо рассмотреть и любовную линию в стихотворении. Поэт не называет имен, нет даже никаких местоимений. Но читатель понимает, что речь идет о тайных встречах двух влюбленных, благодаря тому что герой называет лицо милым.

Почему же встречи тайные? Герои встречаются ночью, а с наступлением зари вынуждены проститься. В самом начале встречи между ними чувствуется неловкость, робость, какая бывает при чистых и искренних чувствах.

А с восходом солнца им приходится расставаться. Но эти чувства только сильнее разгораются, подобно заре. В этом стихотворении показано то, как человек и природа могут существовать в гармонии.

История написания

Во время создания произведения «Шептун…» Афанасий Фет уже сформировал свою собственную форму изложения. Автор изобретал новые стили подачи лирических произведений. Стихотворение, о котором идет речь, вошло в цикл «Вечера и ночи».

Талантом этого человека восхищались известные русские писатели, которые также были его хорошими друзьями. Некоторые из них:

  1. Гоголь.
  2. Некрасов.

На момент рождения Афанасия его родители еще не были официально женаты, что было категорически запрещено Церковью. Отец будущей знаменитости был шенштатцем, но он дал своему сыну фамилию первого мужа своей жены. Молодой человек учился в Московском институте, но желание вернуть себе дворянство заставило его пойти на службу. Со временем он снова получил дворянский титул, но продолжал подписывать свои работы как Фет.

История создания

Стихотворное произведение, хотя и небольшое по объему, входит в ряд великих романтических текстов всех времен, прославленных литературоведами. Оно было создано в 1850 году, в период, когда Афанасий Фет был безумно влюблен в Марию Лазич. Эта страсть не могла не отразиться на его поэтическом творчестве. Фет испытывал такие глубокие чувства, что мечтал о браке с Марией, но финансовые проблемы помешали осуществить его желание. Вскоре после этого Мария умерла, и до сих пор неясно, что стало причиной ее смерти – несчастный случай или самоубийство.

Русская классическая поэзия, которую мы изучаем на уроках литературы, позволяет нам погрузиться в особый мир, наполненный гармонией. Здесь, на фоне живописных описаний природы, перед нами открываются самые сокровенные мысли и мечты поэта. И анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание» Афанасия Фета помогает нам понять, что именно тревожило лирика в момент его написания.

Данное произведение является одним из первых стихотворений Фета, но уже в нем можно увидеть массу новаторских особенностей. В то время Афанасий Афанасьевич принимал участие в споре среди литераторов. Некоторые выдающиеся писатели считали, что литература обязательно должна отражать острые проблемы современной России. Другие же полагали, что прежде всего искусство должно приносить эстетическое наслаждение, оно должно быть самоцелью. Именно поэтому главными темами для этих лириков становились красота природы, любовное чувство, искусство и прекрасные эмоции.

Фет, придерживаясь концепции искусства ради искусства, видел поэзию как священный алтарь, где каждое слово должно быть прекрасным и совершенным. Гражданские мотивы в его творчестве не звучат, так как для поэта важны были чистота и возвышенность искусства.

В «Шепоте» Фет искусно сочетает темы природы и любви, создавая гармоничное переплетение этих двух сфер. В каждой строчке проявляется его глубокое понимание красоты окружающего мира и силы эмоций, которые порождают влюбленные сердца. Каждое слово, каждая фраза пронизаны проникновенностью, вызывая у читателя сильные эмоции и оставляя неизгладимые впечатления.

Выводы

В стихотворении “Шепот, робкое дыханье…” Фет совершенно отклоняется от традиционных норм и представлений, создавая уникальную композицию, образы и символы.

Основная мысль произведения заключается в гармонии человека и природы, где природа становится источником вдохновения и способствует достижению абсолютной гармонии. Любовь и страсть также играют важную роль, позволяя героям погрузиться в свои чувства и стать единым целым.

В стихотворении Фет использует различные стилистические средства, такие как отсутствие глаголов, эпитеты, полисиндетон, синтаксические и лексические повторы. Они помогают создать особую атмосферу произведения, усиливая эмоциональную глубину и воздействие на читателя.

Стихотворение вызывало разные реакции у критиков: от уважения и признания его бессмертным лирическим шедевром до критики за отсутствие сюжета и “безыдейность”. Однако, такие разногласия и споры только подчеркивают глубину и значимость произведения, которое оставляет прочные эмоциональные следы в сердцах читателей.

В целом, стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” является великим творческим достижением Фета. Оно представляет собой гармоничное сочетание природы, любви и эмоций, которые удивительным образом передаются через образы и средства выразительности. Это произведение, в котором каждый может найти что-то свое, что-то, что пересекается с его собственным опытом и чувствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: