«Кот и лиса» краткое содержание
Сказка «Кот и лиса» краткое содержание для читательского дневника поможет вспомнить о чем эта сказка и чему она учит.
«Кот и лиса» краткое содержание
Жил кот у одного мужика, но был он такой баловник, что хозяин уже не знал что с ним делать. Надоел кот мужику своим поведением, засунул он проказника в мешок, в лес отнес и там оставил.
Кот в лесу не растерялся, нашел избушку, и решил жить на чердаке. Раз в день кот на охоту отправлялся, ловил мышь или птичку, и снова на чердаке спал.
Когда лиса повстречала кота в лесу, она удивилась невиданному зверю. А кот представился ей, как важный правитель по имени Котофей Иванович, присланный в этот лес из Сибири. Понравился кот лисе и предложила она ему пожениться. Кот согласился, ведь лиса обещала для него еще и добычу приносить.
Однажды на охоте лиса поймала утку. Когда лиса шла домой с добычей, то встретил ее волк и стал утку с лисы требовать. А лиса не захотела добычу отдавать, Котофеем Ивановичем волка напугала. Сказала лиса, что страшнее кота, которого прислал воевода, нет во всем лесу.
Захотел волк увидеть Котофея Ивановича. Лиса сказала, что нужно барана принести на поклон, чтобы Котофея задобрить. Побежал волк за бараном, а лиса медведя встретила, который тоже захотел утку отобрать. И медведя лиса Котофеем Ивановичем напугала и сказала принести для воеводы целого быком.
Вот добыли волк и медведь барана и быка, принесли на лесную полянку барана и быка, затем отправили зайца к лисе сказать, что ждут ее с мужем Котофеем, чтобы вручить подарки. После чего решили спрятаться:медведь на сосну залез, а волк в кустах спрятался.
Заяц рассказал коту и лисе про дары от волка и медведя. Пошли лиса с котом на мясо поглядеть. Как только кот увидел добычу на полянке, бросился на нее и стал рвать. Медведь был удивлен такой прожорливости небольшого кота. Волк также захотел увидеть кота и стал шуметь под кустом. Кот же подумал, что возле куста мышь, и бросился ее ловить и вцепился когтями прямо в волчью морду. Испугался волк, наутек кинулся, а кот тоже испугался и на сосну полез. Решил медведь, что кот его заметил и сейчас задерет, спрыгнул с сосны и тоже кинулся наутек.
После этого случая все жители леса стали кота бояться, а кот с лисой зажили припеваючи.
Чему учит сказка «Кот и лиса»?
Главный смысл сказки «Кот и лиса» состоит в том, что как себя поставишь в коллективе, так к тебе и будут относиться.
Сказка учит нас не теряться в трудных ситуациях. Кот, который впервые оказался в лесу, не растерялся и стал охотиться
А когда встретил лису, то назвался важной особой от воеводы. Лиса же, в силу своей природной хитрости, постаралась сделать так, чтобы весь лес относился к ее мужу с уважением
Краткое содержание Лесной голосок Скребицкий за 2 минуты пересказ сюжета
В рассказе описана история необычной прогулки в березовом лесу, самого автора произведения.
На улице стоит хорошая погода, ласково припекает солнышко, и от этого становится так хорошо и спокойно. Рассказчик идет по лесу, наблюдая за лучиками солнца, они своим удивительным светом украшают все вокруг. Автору нравится бродить по лесным тропкам.
Наслаждаясь прогулкой, наш герой услышал голос птицы, по характерным звукам это была кукушка. Ему очень захотелось на нее взглянуть, и он отправился на поиски.
Отыскать птицу оказалось не так, то просто. Автор шел на голос, но ему никак не удавалось обнаружить кукушку. Тогда герой пошел на хитрость, он спрятался в кустах и стал куковать. Настоящая кукушка затихла. Спустя какое – то время автор услышал недалеко от себя, как птица кукукнула совсем близко. Он затаился и ни издавал и звука, думая, пусть кукушка его поищет.
Птица села рядом, на соседнее дерево, это позволило герою с мельчайшими подробностями разглядеть ее облик. Автор сделал вывод, что она похожа на маленького ястреба. Вдоволь насладившись созерцанием прекрасной птички, герой неожиданно кукукнул, кукушка испугалась и улетела.
Автор остался доволен своей встречей с птицей, с которой смог даже побеседовать на ее языке. После этого случая он стал больше прогуливаться по лесам, познавать новые секреты природы.
Этот рассказ призывает нас любить природу. Ценить ее обитателей и замечать все красоты окружающего мира.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
- Краткое содержание Красное вино победы Носов
Ранней весной 1945 года в подмосковный город Серпухов прибыл поезд с ранеными. Закованные в гипсовый панцирь, они почти все могли только лежать и глядеть в окно. Да ждать заветной Победы.
- Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский
Раздавался колокольный звон в Ревеле, звал прихожан к вечерней службе. Старый рыцарь Бернгард фон Буртнек сидел у окна и пил пиво. В комнату вошел доктор Лонциус.
- Краткое содержание Осеева Синие листья
В пенале у Кати лежало целых два зелёных карандаша, разнообразных оттенков. А у соседки Лены, карандаша зелёной расцветки, не оказалось. Ей надо было сделать задание, которое им дал на уроке учитель.
- Краткое содержание Флобер Госпожа Бовари
Однажды в класс привели ученика, на вид он был старше всех, но посадили его в пятый класс. Его звали Шарль Бовари, но разобрать имя никто сразу не мог. Это оказался спокойный, послушный и достаточно усердный в учении
- Краткое содержание Абрамов Братья и сёстры
За окном была война. В это время основным населением в Пекашине были пожилые люди, дети и женщины. Некоторые дома были покинуты и поэтому рушились очень быстро.
Главные герои
Всех персонажей рассказа разделил на две группы Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки — первая и главная группа. Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка — веселый и глуповатый, вороны — наглые, ежик — поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.
Людей в рассказе немного — сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу. Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов — рядом с мамой рассказчика. Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.
Теплые и хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. «Кот Иваныч» — произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.
Русская сказка
О сказке
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказки о животных являются одним из самых простых видов русской народной сказки. В качестве персонажей в них выступают животные. Как правило, это те звери, с которыми человек часто сталкивался по роду своей деятельности, в отличие от басни, где персонажами могут быть любые животные (мартышка, слон, и т.д.). Главными героями в русских сказках чаще всего являются волк, лиса, медведь и прочие животные нашего края. Каждый из этих персонажей – носитель одной доминирующей черты характера, которая переходит из одного текста в другой. Например, в русских сказках лиса обычно хитрая, волк глупый. Поэтому каждый, кто знаком с русской национальной культурой вообще и народной сказкой, как ее воплощением, в частности, без труда назовет множество сюжетов о том, как лиса перехитрила кого-то, обманным путем добилась пользы для себя и т.д. Чаще всего в финале сказки все козни рыжей плутовки оказываются раскрыты, а сама она наказана. Так и в сказке «Лиса и тетерев», которая повествует об очередной попытке лисицы заполучить добычу легким и, конечно, не честным путем.
Краткое содержание и основные персонажи
Лиса увидела на дереве тетерева и решила упросить его сойти на траву, для этого она притворилась, что плохо слышит птицу. Однако мудрый тетерев не согласился пойти навстречу лисе, ссылаясь на опасность быть схваченным самой лисой или другими зверями. Лиса придумала хитрую уловку, чтобы выманить тетерева – рассказала о том, что по лесу вышел указ, согласно которому звери друг друга трогать не должны, между ними теперь царит мир. Сама же лиса убежала прочь, как только завидела бегущих собак. В этот раз ей не удалось никого обмануть. Характеры персонажей становятся понятны через их поступки. Самый маленький читатель без труда определит корыстный мотив поведения лисы и отнесет ее к отрицательным героям. Тетерев как ее противник, соответственно, будет считаться положительным действующим лицом, несмотря на то, что никаких активных действий по насаждению добра он не предпринимает.
Главная мысль и мораль сказки «Лиса и тетерев»
Содержательная и формальная сторона сказок о животных ориентированы на детское восприятие, на уровень познавательного развития ребенка, который еще не способен воспринять сложные психологические тонкости более изощренных сюжетов. Поэтому и мораль таких сказок всегда проста и лежит на поверхности. Действия героев организованы таким образом, чтобы ребенок мог подражать им и за счет этого учился правильно поступать в схожих ситуациях.
В сказке про лису и тетерева очевидным примером для подражания является способ поведения тетерева: он не поддается на льстивые речи лисы и ее обман, действует осторожно и осмотрительно. Именно такая стратегия позволяет ему избежать смерти в лапах хищной лисы, именно этот пример поведения должен стать образцом для маленького читателя. Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации
Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.
Особенности творчества
Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.
Характерная черта его творчества — короткие, но емкие и необычные названия рассказов. «Речной волк», «Чир Чирыч», «Воришка», «Длинноносые рыболовы», «Куйка».
Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя — зверушку, рыбку или птичку. Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше — зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными. Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.
«Кот Иваныч» — еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает «брата меньшего» и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.
Чему учит?
А.П
Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота
Животным необходимо все это, как и людям
Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их
Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.
Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.
Скребицкий «Пушок»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Георгия Скребицкого «Пушок»?
Чему учит рассказ Скребицкого «Пушок»?
Рассказ заключается в том, что у мальчика был ежик, которого он очень любил. Они даже гуляли вместе. Однажды зимой мальчик забыл ежика в санках. Вспомнил он про него только под утро, но было уже поздно. В сарае лежало холодное тело. Как оказывается ежик впал в спячку. Мальчик уже было дело расстался с ежиком, но когда тот проснулся, то очень был ему рад.
Так вот суть в том, что мы должны следить за своими питомцами. Если уж взялся воспитывать живность, то нужно идти до конца. Кормить, поить, следить за здоровьем, следить за поведением и действиями. В противном случае все может обернуться крайне грустно.
Главная мысль заключается в пословице
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Мальчик вернулся домой и оставил санки с ящиком в сарае, а сам убежал с друзьями. Он забыл о несчастном животном, замерзшем и голодном. А вспомнил он о Пушке только на следующий день, но ежик, к сожалению, уже не подавал признаков жизни. Пришлось мальчику ежика похоронить в снегу.
Главная мысль рассказа заключается в том, что домашние питомцы зависят от хозяев, поэтому мы за них в ответе. Рассказ учит нас оберегать животных и заботиться о них, а перед тем, как брать животное домой, нужно взвесить все «за» и «против».
Главная мысль рассказа «Пушок» Григория Скребицкого заключается в том, что мальчик забыл о своём закадычном друге ёжике по кличке Пушок, в результате чего тот впал в спячку. Мальчик же подумал, что животное умерло, и очень расстроился.
Рассказ учит читателей заботе о животных и о том, что если ты взял ответственность над братом нашим меньшим, то ты должен отвечать за его здоровье и жизнь, и прежде чем отвлечься, как это сделал малыш, ты должен обезопасить своего питомца.
Хорошо, что все кончилось благополучно, и ёжик не умер, а просто-напросто впал в спячку, как это и делают его сородичи. А мальчик осознал, причём в полной мере, свою ошибку.
Рассказ «Пушок» Г. Скребицкий речь ведёт от имени парнишки, который приютил дома ёжика и назвал его Пушком.
У мальчика не было дома животных и лесного зверька считал настоящим другом. В домашних условиях он стал ручным. Паренёк бегали с ним на перегонки. Кормил. Брал на прогулку. И Пушок по инстинкту природы с удовольствием охотился на пресмыкающихся, насекомых. А с наступлением холодов, лесное животное больше отдыхало у прогретой печи. И от тепла в помещении сбивался от зимней спячки.
Однажды, парнишка выносит колючего друга на улицу. И в суете с товарищами забывает о санках и зверьке. Вспоминает о ежике, только дома. А он, вдохнув морозный воздух, уснул до тепла. Мальчик об этом не знал. И закопал в снег, как человека.
Лесное эхо, Г. А. Скребицкий
Платье цвета полуночи
Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Лесное эхо» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Лесное эхо» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Лесное эхо» пока нет. Добавьте цитату первым
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Купить данное издание можно здесь
Череда моих книжных разочарований, увы, продолжается. «Одноэтажная Америка» просто…
23 марта — понедельник Каюсь, об обзоре едва не забыла, потому выкладываю, как получилось. У…
Подарила себе недавно новые книжечки из любимой серии «Современная классика». …
Филипп Сэндс — профессор права и практикующий юрист-международник; президент британского ПЕН-клуба…
0.13578605651855==(63)
— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте
Основные действующие лица
Главные герои произведения — советские школьники и их окружение: друзья, учителя, родители. Все действие происходит вокруг основных сфер их жизни: дома и школы.
- Миша — главный герой. Непоседливый, любознательный, изобретательный, вследствие своего характера часто попадает в забавные ситуации. Именно ему пришла в голову идея об инкубаторе.
- Коля — лучший друг Миши. Рассказ ведется от его лица. По характеру Коля более благоразумный и здравомыслящий, чем его друг.
- Майка — сестра Мишки.
- Тетя Наташа — живет в деревне. Ребята гостили у нее в летние каникулы, а теперь приехали, чтобы купить свежих деревенских яиц для инкубатора.
Одноклассники Коли и Миши играют в повести важную роль. Для автора они более важны, чем взрослые, ведь его цель показать, как школа в целом воспитывает советского ребенка.
- Витя Смирнов — староста класса;
- Костя Девяткин — первый из одноклассников узнал об инкубаторе;
- Женя Скворцов — заместитель старосты;
- Леша Курочкин, Сеня Бобров, Ваня Ложкин, Вадик Зайцев, Юра Филиппов, Стасик Левшин;
- Марья Петровна — учитель естествознания.
Актерский ансамбль
Все восемь историй органично переплетены между собой, ни в одной ни на секунду не теряется логика повествования. Это, несомненно, подчеркивает творческие способности, талант каждого постановщика. Каждый из привлеченных к созданию исполнителей продемонстрировал незаурядные актерские способности. Федор и Иван Добронравовы в тандеме с Мариной Голуб порадовали незаурядным комическим даром. Блестяще показали себя Дмитрий Дюжев, Мария Шалаева, Нина Русланова, Лия Ахеджакова, Гоша Куценко. Ноток драматичности привнесли работы Егора Бероева, Сергея Безрукова, Равшаны Курковой, Михаила Пореченкова, Алексея Горбунова и Екатерины Васильевой. Никто не сфальшивил, актерский ансамбль смотрится безупречно и образцово органично.
Если вы испуганы и расстроены хоррором Мускетти, включайте кино «Мамы», картина обязательно поднимет настроение, подарит заряд бодрости и оптимизма.
Популярные сегодня пересказы
- Чернильное сердце — краткое содержание книги Функе Интереснейшее произведение, способное задеть каждого, у кого есть сердце, называется «Чернильное сердце». Оно написано немецкой писательницей Корнелией Функе. Краткое содержание данного шедевра русской литературы представлено в данной статье.
- Огородники — краткое содержание рассказа Носова Через день после приезда рассказчика в пионерский лагерь вожатый объявил, что теперь у отряда будет свой огород. Ребята предложили поделить всю землю на участки, закрепив за каждым двух ответственных
- Арно — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона Лишь способные голуби, предназначенные для передачи писем, жили в голубятне. Владельцы птиц часто устраивали состязания, чтобы тем самым приучить голубей мгновенно и по адресу отправлять почту и выяснить, кто среди них самый ловкий.
- Прекрасные и проклятые — краткое содержание романа Фицджеральда В романе затрагивается основная проблема писателя – общественное неравенство и состоятельность разных слоев населения. «Богатые такие же люди как бедные, просто у них много денег» — слова писателя
Кто главные герои и какова главная мысль рассказа “Кот Иваныч”?
Главные герои рассказа “Кот Иваныч” Главная мысль рассказа “Кот Иваныч”
Главная мысль рассказа “Кот Иваныч” заключается в том, между людьми и животными должно быть взаимопонимание. У людей и у животных имеются свои достоинства и недостатки, но это не должно мешать их дружбе. Рассказ учит нас общению с животными и показывает нам, что животные так же крепко привязываются ко всем домашним обитателям, как и мы к ним.
Назовем главных героев рассказа Скребицкого “Кот Иваныч”:
Главная мысль этого рассказа в том, что все звери разные. Есть злые, а есть очень добродушные, такие, которым все кажется хорошим и все интересно. И еще одна мысль высказана самим автором в конце рассказа: не всегда коты оказываются привязаны к дому, иногда они привязываются к человеку.
Главным героем в рассказе Скребицкого “Кот Иваныч” этот самый кот-мурлыка и является. Всё повествование строится вокруг него. Рассказ ведётся от лица хозяина кота, заядлого рыбака.
Мама автора, ведущая домашнее хозяйство.
Однажды ленивый проказник Иваныч заснул на кастрюле, в которой поднималась опара для теста, в итоге тесто убежало и кот весь измазался в нём. Но мама только посмеялась над неудачником и искупала его, чтобы отмыть.
Ещё в истории рассказывается о том, как кот подружился с ёжиком, хотя сначала тот колол Иваныча своими колючками.
Главная мысль рассказа “Кот Иваныч” о любви к братьям нашим меньшим. Они все такие разные, но у них тоже есть чувства, они способны дружить.
Рассказ “Кот Иваныч” просто замечательный.
Вот буквально недавно читала этот небольшой, но очень грустный рассказ своему ребенку, честно говоря аж прослезилась, насколько было жалко животных.
В рассказе главными героями являются Лев и маленькая собачка, которую вначале кинули в клетку на съедение опасному хищнику.
Однако, лев повел себя странно, он не только не съел собачку, наоборот они стали лучшими друзьями, лев делился с ней своей едой.
Но так случилось, что собачка заболела и умерла, лев не смог перенести утраты своего лучшего и единственного друга и тоже умер. Очень печальная концовка.
А написал этот рассказ, писатель Лев Николаевич Толстой.
Автор стал свидетелем поучительной истории, героями которой были ласточки и воробей. Воробей не утруждал себя работой, не вил гнезда, но когда домик ласточек был готов, занял его. И вот как поступили ласточки. Они собрались небольшим табунком и стали по очереди приносить к гнёздышку в клювах грязь и с её помощью замуровывать воробья в занятом им доме. В конце концов воробья совсем не стало видно, а ласточки кружили над гнездом и свистели. Эта история рассказывает о том, что наглость наказуема, и о том, что победить врага можно, если вы едины и дружны. Не хотелось бы оказаться на месте этого воробья.
Ну раз про пословицу “Делить шкуру” уже описали, попытаюсь составить рассказ по пословице “Семь раз отмерь, один раз отрежь”
Есть в русском языке языке очень интересная и главное точная пословица:
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Любому человеку при выполнении какой-либо работы эта пословица пригодится, потому что в ней заложена народная мудрость и опыт многочисленных ошибок, которые допускали в своей работе самые разные люди.
Кто-то отмерил отрез ткани и стал шить куртку, а получился только пиджачок, ведь отмерил он нужную длину только раз, а линейка сдвинулась
Часть вторая
Глава 1 – 5
На четвертый день после визита Николая, Ниловна переехала к нему. Николай познакомил Ниловну со своей сестрой Софьей, которая тоже занималась революционной работой. Он рассказал ей о том, что они с Ниловной решили доставлять газету в деревню. Софья должна была составить матери компанию.
Через несколько дней Ниловна и Софья оделись бедными мещанками и отправились в деревню. Они пришли в село через два дня, нашли дегтярный завод, где работал Николай. Женщины передали литературу рабочим и расположились на отдых.
Глава 6 – 10
Жизнь Ниловны потекла очень спокойно. Она хорошо знала жизнь рабочих и понимала, какую ответственность берут на себя революционеры. Наташа поступила учительницей на ткацкую фабрику, Ниловна доставляла ей листовки и книги.
Мать и не заметила, как стала меньше молиться. Однако она думала о Павле и его товарищах, сравнивая их с Христом. Они так же, как он, отдавали жизнь людям.
Однажды Николай пришел с работы и сообщил Ниловне, что из тюрьмы сбежал один из их товарищей. Он собрался походить по улице в надежде встретить его. Следом за ним отправилась и Ниловна. У дома Егора Ивановича она встретила Весовщикова, который и был тем беглецом.
Они вместе зашли к Егору Ивановичу. Тот лежал в постели тяжело больной. Здесь они познакомились с Людмилой Васильевной, которая тоже была в деле. Мать пошла на рынок, чтобы купить Весовщикову одежду, в дальнейшем им должна была заняться Саша.
На следующий день Егор Иванович умер в больнице.
Глава 11 – 15
На следующий день Ниловна пошла на свидание с Павлом. Вернувшись, она застала дома Сашу. Они покормили раненого, и он рассказал, что в революционном кружке им говорили о Павле Власове и его матери. Ниловне были приятны его слова.
На рассвете мать отправилась в село Никольское, там она стала свидетелем ареста Рыбина
Она обратила внимание на голубоглазого мужчину, который оказывал Рыбину явное сочувствие
Глава 16 – 20
Вернувшись домой, мать узнала, что у Николая ночью был обыск. Она рассказала ему об аресте Рыбина и о том, что оставила листовки в деревне. Николай обрадовался, узнав, что Ниловна нашла новых единомышленников. «Вы так трогаете вашей верой в людей», — восхищенно сказал он ей.
Глава 21 – 25
Павел отказался от побега, вместо себя он предложил крестьянина, который с трудом переносит заточение. Николай сообщил, что приговор революционерам уже известен, поэтому суд будет простой фикцией.
Время шло в тоскливом ожидании. В один из дней пришла Саша и сказала, что побег состоится сегодня в час. Ниловна решила непременно присутствовать, она все еще надеялась, что Павел передумал. Она наблюдала, как двоим заключенным удалось сбежать.
Настал день суда, который лег тяжким грузом на плечи Ниловны. На улице с ней здоровались знакомые из слободки, в зал суда допускались только родственники подсудимых. Во время перерыва все вышли в коридор. Ниловна гордилась сыном, она считала, что «молодое сердце всегда ближе к правде». Те, кого не пустили в зал суда, раздраженно спорили со сторожами.
После перерыва мать возвращается в зал, она остается ко всему безучастной, ее не трогают слова прокурора, адвокатов, и только когда начал выступать Павел, она очнулась. Павел признал, что он член партии социалистов, они выступают против частной собственности, но бунтовщиком он себя не считает.
Глава 26 – 29
Дома Николай сообщил ей, что речь Павла на суде решено напечатать и разнести в массы. Еще он предупредил, что его сегодня ночью, скорее всего, арестуют, и Ниловне лучше уйти к Людмиле и помочь ей с листовками.
На следующий день доктор сообщил, что предчувствия не подвели Николая. Мать вызвалась отвезти листовки в другой город.
На вокзале толкнул человек в коротком пальто. Его внешность показалась Ниловне знакомой. Она села, задумалась и вспомнила, что видела его в поле после побега заключенных и в суде. Ниловна поняла, что попалась.
К ней подошел полицейский и обвинил в воровстве. Мать схватила чемодан, он открылся, и посыпались прокламации, но это ее уже не пугало. Она закричала, что вчера судили ее сына, который борется за правду, она везет листовки, где написано об этом. Люди подбирали листовки, а мать кричала о тяжелой жизни, народной силе и объединении против угнетателей. Полицейские толкали, били, душили ее.
Зарисовка «На льдине»
Зимой колхозники ловили рыбу. Для этого они нагрузили сани снастями и отправились искать место дальше от берега. Среди рыбаков оказался Андрей с сыном. Вместе с товарищами они значительно отстали. Вокруг них была только ледяная гладь и никого живого. В итоге рыбаки решили остановиться.
Мужчины с радостью принялись за дело и начали делать лунки. Володя, сын Андрея, помогал доставать рыбу из сетей. Через некоторое время на льду лежало несколько кучей из подмерзшей рыбы. Андрей остался доволен уловом и предложил вернуться. Но другие рыбаки уговорили его заночевать на льду и утром снова приняться за ловлю. Он согласился, и они устроились на ночлег.
Но позже поднялся сильный ветер и случилось непоправимое: оторвалась льдина с людьми и она ушла в открытое море. Утром рыбаки проснулись и поняли, что оказались в беде. Они испугались и понимали, что их ждет верная смерть. Андрей установил шест и завязал на нем красную рубашку. Терпящих бедствие увидели с небольшого самолета. С него скинули сумку с едой и запиской. Скоро за рыбаками прибыли пароход и все были спасены.