Вариант 2
Стихотворение входит в позднюю лирику Фета, но при этом она имеет одну особенную черту, автор прошёл достаточно, чтобы полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Это навевает некую грусть и меланхолию. Его судьбу нельзя назвать спокойной, она скорее была отчасти жестокой. Мальчика усыновили в детстве, и так как все прошло незаконно, то его лишили титула дворянина и огромного денежного состояния. Его дальняя родственница Мария Лазич погибает во время пожара, сразу после их знакомства с поэтом.
В поисках финансового благополучия, Афанасий Фет забывает о своей возлюбленной и женится на Марии Боткиной, которая являлась дочерью известного купца. Так он значительно увеличивает имеющийся у него капитал. Но только в последние годы жизни он понимает, что финансовое благополучие он променял на настоящее счастье и любовь.
При этом не стоит говорить о том, что его семейная жизнь была несчастливой. Мария уважала своего мужа, относилась к нему с благоговейным страхом и по-настоящему любила. Сам Фет ничего не мог поделать со своими чувствами, которые постоянно давали о себе знать, они напоминали ему о том, что произошло раньше.
Каждый день он рисовал в своей голове образы другой девушки. Он мало посвящал своей жене стихотворений, и вот одним из них стало «Я тебе ничего не скажу». Оно было издано в 1885 году. В это время Фет уже болел, его заболевание было смертельным, что наталкивало его на грустные мысли и осознание тщетности своей жизни.
Он понимает, что его супруге не нужно знать о его настоящих чувствах, о том, что на самом деле происходит в его душе. Фет прекрасно понимает, что эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает подобного отношения к себе. Она самоотверженно заботиться о смертельно больном поэте, который нуждается в уходе. Но при этом, он чувствует вину, перед своей истинной возлюбленной. Он сделал собственный выбор, но при этом, дочка купца самоотверженно ухаживает за смертельно больным поэтом и не жалеет собственных сил.
Только через тридцать лет, он готов признаться ей, что всегда любил совершенно другую девушку. Подобные слова могли привести ее в замешательство. Только ночью он может позволить себе думать полноценно, а его скрытые чувства позволяют ему ощущать полноценность жизни, сохранять здравый ум, несмотря на жестокую схватку с болезнью.
Отличительные черты поэзии Фета
Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его ассоциативные связи. Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.
Еще одна характерная черта – это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.
Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»
Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.
В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.
Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.
Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах
. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.
Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни
. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.
«Я тебе ничего не скажу» — одно из самых известных произведений Фета, созданных на закате его жизни. Несмотря на нежное, душевное содержание, в этих стихах чувствуется откровенная печаль. В этой статье представлен анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» по плану. Кому посвятил стихотворение Афанасий Афанасьевич, с какими событиями было связано его написание, и какие выразительные средства использовал поэт?
Анализ 3
Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».
Этот поэт написал свое произведение Афанасий Фет написал в 1885 году, а если быть точнее – то 2 сентября. Это стихотворение, как подчеркивают критики, написано более поздние времена, так как это время является поздним периодом творчества Фета. Оно весьма грустно, но очень нежное, и остается им до конца, до конца строки последней, и просто до конца в сердцах людей, которые прочитали его.
Афанасий Фет как бы пишет своей тайно возлюбленной, которой все равно ничего никогда не расскажет, так как любит ее настолько сильно, что не может произнести вслух эти слова, которые ему весьма трудно произвести в ее присутствии. Эта любовь настолько сильна, что трудно даже имя ее вслух произнести, — как это описывает еще одна талантливая поэтесса девятнадцатого века
Фет снова в своих произведении описывает тему любви, которая никогда не станет банальна, и не важно сколько раз и в каких формах она будет повторятся в нашей жизни, век за веком
Афанасий Фет – это человек, который пережил в своей жизни многое. Он – тот пример человека, который вскоре понял, понял при чем на всю жизнь, что такое совесть и то, что ты потерял, не успев сделать его счастливым. Он любил и очень сильно девушку, которая была из бедной семьи, а потому вскоре он решил сделать выбор не в ее пользу. Странный выбор, но в каждом человеке, кроме любви живет еще хоть немного эгоизма. Та девушка потом умерла, она сгорела. Эта потер еще больше горя нанесла поэту. Но он тогда еще женился на другой, более богатой женщине. И это стихотворения, как будто бы относятся к сразу же к двоим, только к каждой оно имеет свой определенный смысл.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс
Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня — замечательное место. Оно замечательно не только для отдыха, как для меня летом у бабушки, но и для работы
Анализ стихотворения На качелях Фета
Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.
Тема
Стихотворение пронизано нежной любовью. Лирический герой обращается к любимой, которая не слышит его. Читатель может представить себе описанную обстановку: лирический герой проводит время в одиночестве, его тревожат какие-то мысли, но он не смеет поделиться ими: «…о том, что́ я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть».
Наступает ночь, и переживания его усиливаются: «И в больную, усталую грудь. Веет влагой ночной… я дрожу». Но он только сильнее убеждается в том, что не посмеет потревожить любимую, и заканчивается стихотворение теми же словами, но уже более твердыми и уверенными: «Я тебе ничего не скажу».
Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах лирического героя к возлюбленной.
Образы и символы
В центре стихотворения — внутренний мир лирического героя. Различные образы передают его эмоциональное состояние. Так, океан символизирует душу. Как и создание природы, она непостоянна, бездонна, наполнена тайнами, которые в 19 веке выглядели непостижимыми. В душе всегда что-то бурлит, она не может оставаться смиренной, как стихия в расцвете буйства.
Образ толпы появляется в предпоследней строке – герой противопоставляет себя ей, подчеркивая свое одиночество, разлад с обществом. Он считает, что его «думы» никто не в силах понять, кроме него и бога. Именно оторванность от презренных мещан позволяет ему сравнивать себя с известным эпатажным поэтом, так что толпа добавлена для контраста и не описана подробно. Целью было выгодно показать себя на фоне нее.
Герой сравнивает, но в тоже время противопоставляет себя Байрону. В первой строке он сразу проводит черту между ними: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой еще никому не известен, он понимает, что не успеет многого добиться. Однако затем он указывает на сходства между ними: «как он, гонимый миром странник». Их роднит отчужденность от общества, угрюмость, одиночество.
Образ лирического героя – типичный для романтизма шаблон. Он, гордый одиночка и непременно скиталец, верит в свою раннюю смерть, как избавление от дел, которыми он вовсе не спешит себя занять. К чему, ведь все равно не успеет совершить многое? Это оторванный от реальности человек, который занимается только самокопанием. Его не устраивает презренное мелкое дело, он хочет всего и сразу, поэтому равнодушно отмахивается от труда в самом начале жизни. Сейчас автору близко это мировоззрение, но в зрелые годы он эволюционирует и с горьким раскаянием изобразит никчемного и инфантильного Григория Печорина, которого этот образ мыслей доведет до логического конца.
Звуковая и метрическая структура стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» А.А. Фета
Звуковая структура
В стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» А.А. Фет используется повторение звуковых согласных в начале слов: «кто крыльями – крыльями», «в часы странные», «зимняя земля», что создает эффект звукоизображения предметов и явлений, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Пример: «Кто крыльями – крыльями/ Развеет бураны,/ В часы странные и свыклые,/ И в любую пору…»
Также стихотворение наполнено рифмой, которая придает тексту музыкальность и одновременно точность в выражении мысли:
Рифма | Примеры слов |
столбцовая | нам/рам, пору/снова, лунный/полу |
парная | скрипенье/метели, странные/свыклые, мухи/рухи |
Пример: «Нам здесь тесно, нам здесь грустно,/ И ничего не утишит./ В праздничном месяце пору/ Снова и снова повторит/ Свои вымыслы в потемках/ Лунный полуобман…»
Метрическая структура
Строфа стихотворения состоит из отбивных стихов, то есть из двух полных строк, каждая из которых содержит четыре стопы. В каждой строфе поэт придерживается одинакового размера (дольниковой) строфы (заключительная строка второго куплета содержит только две стопы). Активную роль в построении стиха здесь играет ритм, который определяется расстановкой ударений и безударных слогов:
- хорей — безударный слог, ударный слог
- ямб — ударный слог, безударный слог
Пример: «Кто крыльями — крыльями,/ Развеет бураны,/ В часы странные и свыклые,/ И в любую пору…»
Тематика и проблематика
«Я тебе ничего не скажу…» — это стихотворение о любви. Здесь, как и во всех произведениях Фета, реальность тесно переплетена с образами природы, которые помогают автору «объяснить» человеческие эмоции, чувства и переживания.
В стихотворении автором поднимается проблема душевных переживаний, свойственных каждому человеку. Таких сокровенных и интимных, что о них не хочется никому рассказывать, остается сохранить их только для себя.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» создает у читателя очень приятное и «понятное» настроение.
Данное произведение, несмотря на присущий ему романтизм, достаточно реалистично. Его можно охарактеризовать одним словом — «самопожертвование».
История создания
М. Ю. Лермонтов написал анализируемое стихотворение в 1832 г. незадолго до того, как ему исполнилось 18 лет. Уже тогда молодой человек знал, что посвятит свою жизнь литературе. Ранние стихотворения Михаил Юрьевич создавал в духе романтизма и до конца своего творческого пути не изменил этому направлению. Не удивительно, что молодой поэт сравнивал себя с Байроном.
Творчеством английского поэта-романтика Лермонтов увлекался с детства. Он перечитывал не только произведения Байрона, но и его биографию. В юношеском возрасте Михаил Юрьевич заметил, что у него с его кумиром много общего и в судьбе, и в характере. Байрона считали угрюмым и обидчивым человеком, с которым очень трудно найти общий язык. Лермонтов тоже чувствовал, что его не понимают окружающие, поэтому часто замыкался в себе.
До момента написания стихотворения русский поэт успел пережить смерть матери, разлуку с отцом. Его мечта стать филологом тоже была разбита. Намеки на эти события находим в его творении.
Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» считается пророческим, ведь в нем поэт предсказал, что жизнь его будет недолгой. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» за 1845 г.
Средства художественной выразительности в стихотворении
Изучая биографию А. Фета, можно прийти к выводу, что сам поэт и образ лирического героя абсолютно противоположны. Фет известен как целеустремленный, деловой человек. А лирический герой его стихотворений совершенно далек от «земных», обыденных проблем, он нежный и романтичный. Можно предположить, что лирический герой стихотворений Фета и есть он настоящий, вынужденный в силу обстоятельств измениться, стать жестче.
В произведении два основных образа: адресат послания – возлюбленная лирического героя, и ночь. Но если об адресате в произведении сказано прямо, то ночь автором просто подразумевается. У Фета всегда было особое, трепетное отношение к ночи. Он считал, что ночь – это время, предназначенное для раскрытия сокровенных чувств, души. Ночь хранит тайны, и лишь она может объединить мир реальный с миром мечтаний и грез.
Особое отношение поэт показывает к цветам. С наступлением ночи сердце лирического героя «расцветает». Цветок для Фета – это символ красоты, радости, женственности. А «ночные цветы» — это приятные чувства, которые днем скрыты ото всех, но выходят на поверхность с наступлением ночи. Именно поэтому для лирического героя ночь особенно долгожданна и дорога.
В своем стихотворении Фет часто использует различные художественные средства выразительности:
- Эпитеты;
- Метафоры;
- Олицетворения;
- Оксюморон;
- Анафора.
На протяжении всего произведения поэт использует прием инверсии. Особая роль отводится приему аллитерации – благодаря использованию жужжащих и шипящих звуков передается трепетность, плавность авторской речи. Аллитерация позволяет уловить в стихотворении легкий шепот.
Две Марии. Трагедия и семейная жизнь
Во времена своей военной службы Афанасий страстно влюбляется в Марию Лизич. Их роман продолжается два года. Но бедны и он, и она. Фет понимает, что при таких обстоятельствах не может связать себя узами брака с возлюбленной. Его переводят служить в другое место, и они расстаются. Спустя два дня после отъезда Афанасий узнает, что любимая погибла при довольно странных обстоятельствах, она сгорела заживо в собственной комнате.
По одной из версий, Мария сама себя подожгла. По другой легенде, Мария случайно уронила свечу на платье, когда перечитывала письма от возлюбленного. Платье загорелось, и девушка не смогла потушить огонь. А перед смертью крикнула с балкона, чтобы спасли письма Фета.
Поэт долго переживал утрату и даже винил себя в том, что девушка погибла. Ведь женись он на ней, будь он с нею, этого бы не случилось.
В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной. Многие утверждали, что с его стороны это был брак исключительно по расчету. Однако их была отнюдь не несчастной. Жена мужа боготворила, заботилась о нем. Поэт ценил чувства и поддержку жены. Но, конечно, в его памяти все еще жила его первая, трагическая любовь.
Анализ стихотворения по строфам
«Я тебе ничего не скажу» начинается с обращения лирического героя к своей второй половине. Он говорит о некоторой тайне — «что я молча твержу», которую ни за что не откроет даже намеком, чтобы не тревожить дорогого человека. Во второй строфе герой произведения сравнивает свое сердце с ночными цветами: днем они спят, как и душа поэта, вынужденная скрывать истинные чувства, а к ночи, когда несчастный остается наедине с собой, «сердце цветет» в мыслях о милом человеке, которого нет рядом.
В третьей строфе поэт продолжает начатую мысль, называя свою грудь «усталой и больной», так как измучены его душа и сердце. Но вечерний воздух освежает сердечную рану — возможно, с прежней возлюбленной герой часто гулял вечерами средь ароматов ночных цветов. Стихотворение завершается теми же строчками, с которых началось — несмотря на душевную боль и мучительные воспоминания, герой ни за что не потревожит женщину своей настоящей жизни личными воспоминаниями о женщине из прошлого, а потому он никогда и ничего не расскажет.
Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета
Данное стихотворение посвящено сразу двум Мариям: и погибшей возлюбленной, и нынешней жене.
В нем он одновременно признается в любви Марии Лизич, и так и не решается сказать Марии Боткиной, что почти тридцать лет их совместной жизни он любил другую. Поэт как бы пытается ее заверить, что все хорошо, но на самом деле его все еще преследует старая боль.
Проводя анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», можно ясно увидеть, как поэт сравнивает свои воспоминания с ароматом цветов, и именно они, эта его эфемерная любовь, дают ему силу, чувство, что он живет полной жизнью. И эту тайну автор желает унести с собой. Однако Мария давно уже все знает и сочувствует поэту, возможно, именно поэтому она заботится о нем с удвоенной силой и потакает всем его капризам, лишь бы любимый человек хоть иногда улыбался.
Делая анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», нельзя также забывать о том, как поэт не доверял словам. Его фраза о том, что он ничего не скажет, означает не только то, что он скрывает свои истинные чувства от жены. Это также говорит о том, что он считает, что всю полноту чувств, движения души никак нельзя передать языком слов. Это та мысль, которая проходит красной нитью через всю его лирику. «Молча твержу» -этот оксюморон только подтверждение тому, что нельзя выразить словами все чувства души.
Стихотворение построено по зеркальному принципу — начало и окончание состоит из одинаковых строк. При написании автор использовал трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
Анализ стихотворения можно закончить тем, что поэт так ничего и не сказал прямо. Он не договорил. Он даже не дал понять, от чего он дрожит — от радости ли воспоминаний, от ночного ли холода или от чего-то еще. Только главная идея ясна — боль еще жива и чувства не выразить словами.
Есть множество версий для кого всё-таки написал это произведение Фет. Многие считают, что Фет написал данное стихотворение для своего объекта воздыхания, так как в нём присутствуют строчки выражающие любовь автора к чему-то, или же он написал данное произведение лишь на вымышленном образе. Но, так или иначе, это замечательное произведение было создано таким, какое оно есть, а является оно довольно замечательной литературной единицей.
В своём стихотворении “Я тебе ничего не скажу” Фет описывает свои чувства по отношению к любимой, хоть для того и использует лирического героя. Его лирический герой в стихотворении пытается воззвать к своей любимой, однако та его не слышит, по причинам, которые автор не указал в произведении. Лирический герой очень сильно горюет из-за данного факта, и его сердце готово разуваться на части. Тем самым автор говорит о своих чувствах на момент написания произведения, или же о чувствах, имевшие место быть до начала самого произведения. До сих пор идут споры, для кого всё-таки написал это стихотворение Фет. Многие говорят, что он написал его для своей жены, которую любил почти всю свою жизнь, что, скорее всего, является правдой, так как Фет достаточно сильно любил свою жену, о чём он постоянно говорил.
Автор говорит о сложнейших чувствах, которые испытывают влюблённые люди, о том, что они испытывают несоизмеримую душевную боль, если их любовь не замечает их, или же отвергает. Лирический герой Фета в стихотворении “Я тебе ничего не скажу” испытывает именно такие чувства. Ему очень больно от того факта, что он не может воззвать к своей любви, что и заставляет его очень сильно страдать. Таким образом автор показывает боль, которую и он испытывал когда-то, или испытывает сейчас. Получается, что автор раскрывает перед читателем своё лирическое Я, показывая ему то, что, скорее всего он никому не показывал. Автор пишет искренне от всего сердца, описывая всё то, что он испытывал влюбленным, и эта искренность заставляет читателя проникнуться теми же чувствами.
Данное стихотворение хоть и тяжело было воспринято аудиторией, но, однако после оценено по достоинству, и смогло по праву называться одним из самых достойных и лиричных произведений Фета. И по правде, данное произведение целиком и полностью описывает те чувства, которые каждому из нас приходилось испытывать, что и сделало данное произведение таким близким к простым людям, ведь оно описывает их чувства, описывает то, что, так или иначе, происходило в их жизни. Таким образом, автор стихотворением “Я тебе ничего не скажу” завоевал доверие своего читателя, повысив тем свою известность.
Главная тема стихотворения
Возможно, стихотворение является поэтическим признанием в любви к трагически погибшей Марии Лазич и, одновременно, выражением признательности жене, Марии Боткиной, верно и преданно прошедшей до старости путь жизни рядом с поэтом. Но, может быть, миниатюра не имеет адресатом конкретного человека, а описывает опыт волнующих любовных переживаний, пережитых поэтом когда-то, обобщенных и обращенных к вымышленной женщине.
Лирический герой неразрывно связан с личностью самого автора. Он любит, но не может или не смеет сказать о любви, которая живет в его сердце. Поэт не решается даже намекнуть о том, о чем «молча твердит» душа. Причина молчаливости — в заботе о женщине, покой которой он не хочет тревожить. Отраду приносит лишь время, когда «солнце за реку зайдет», распустятся ночные цветы и любовь свободно, не страшась быть замеченной, застигнутой врасплох, заполнит «больную усталую грудь».
Поэт привносит в стихотворение конкретику. Написанное в начале сентября, оно дышит прохладой ранней осени. В произведении два героя — сам автор и его незримый адресат. Читателю отдается роль душевного друга, которому автор изливает свое страдание, и который искренне ему сопереживает. Чувства поэта переданы лаконичными и оттого особенно трогающими сердце образами. Слова текста очень просты, тихи и передают состояние затаенного страдания.
Стихотворение начинается и заканчивается зеркально отображающими друг друга строками. Поэт начинает стихотворение с уверения о молчании и заканчивает им же. Это удвоенное обещание необходимо для того, чтобы дать волю последующим откровениям страдающего сердца. Но если вначале поэт как будто заклинает себя молчать, то после того, как душа облегчилась в свободно излитых наружу чувствах, это же обещание сохранить их втайне звучит уже уверенно, как будто герой принял окончательное решение и теперь свободно и уверенно обещает: «я тебе ничего не скажу».
История создания
Стихотворение написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…», остаётся только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихотворений. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика – Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.
Стоит заметить, что, создавая рассматриваемое стихотворение, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.
Женщины в жизни Фета
Афанасий в возрасте 14 лет пережил серьёзное потрясение. Орловским епархиальным начальством было принято решение, которое гласило: ребёнок, родившийся до брака его матери и ротмистра Шеншина, не может претендовать на фамилию российского дворянина и считаться его наследником. Теперь мальчик должен стать Афанасием Фетом «родом из иностранцев». Вернуть фамилию человека, который был для него самым лучшим отцом, удалось без малого через 40 лет!
Трагедия первой любви
В его жизни была встреча с Нею. Не какая-то мелкая интрижка, а настоящее взаимное чувство. Мария Лазич была той единственной, кого он искал:
- чуткая, музыкально одарённая;
- культурная и образованная;
- по-настоящему понимающая его.
Однако в молодости Фет был очень беден (он не получил наследства ни от приёмного отца как незаконно усыновлённый, ни от родного) и не имел титула. Афанасий несказанно страдал от этого, в надежде получить офицерский чин он даже пошёл служить, но достижение цели откладывалось на немыслимо долгое время.
Молодые люди общались больше года, и уже складывалась весьма неудобная ситуация: от корнета ожидали предложения, а он всё медлил. В конце концов, пришлось сделать решительный шаг и прямо, без обиняков, объясниться.
Оказавшись перед выбором, люди порой принимают решения, из-за которых потом терзаются всю жизнь. Так и Афанасий Афанасьевич в 30 лет отказался от собственных чувств, объявил о своём решении прекратить отношения с Марией. А потом началась война с венграми, и корнет в составе полка отбыл на границу.
Последствия разрыва были ужасны. Жизнь для девушки перестала быть чем-то интересным и напоминала бессмысленную ледяную пустыню. То ли по трагической случайности, то ли осмысленно (есть и такая версия) однажды вечером случилась трагедия: пламя свечи, по другим источникам — спички, коснулось одежды, и на Марии вспыхнуло лёгкое кисейное платье.
Полученные ожоги были очень серьёзными и причиняли страшные мучения. Умирающая твердила, что во всём виноват не Фет, а лишь она одна.
Вторая Мария рядом с поэтом
Он очень много писал и делал это так проникновенно и искренне, что его творчество получило признание публики. Выросшие гонорары за публикации составили сумму, достаточную для поездки в Европу. Потом он встретил сестру своего друга, знаменитого публициста Василия Петровича Боткина. Её звали так же, как и погибшую возлюбленную.
Вместе с Марией Лазич, казалось, из жизни Афанасия ушла способность испытывать глубокие чувства. В душе поселилась пустота, от холода одиночества могли бы хоть немного спасти воспоминания о какой-то иной женщине — но таковой не было.
Спустя 7 лет после жуткой трагедии Афанасий Фет женился, но совсем не по любви. Его супруга не блистала ослепительной красотой, но у неё были очень важные качества для спутницы жизни: добрый нрав и лёгкий характер. К тому же ей отцом была завещана солидная сумма, а такое приданное позволило спокойнее строить семейное будущее.
В их очаге не пылала любовь, но супругам было хорошо вместе, можно сказать, что они даже были счастливы. Фет в Марии Петровне ценил верность друга, к тому же она оказалась прекрасной хозяйкой. Ну а жена боготворила своего Афанасия Афанасьевича и восхищалась его талантом.