Соотнесение главного героя с автором
В стихотворении «Близнецы» главный герой изображен сильным и одновременно уязвимым, и это создает ощущение, что автор в нем видит себя. Это можно увидеть в использовании оттенков и нюансов в описании героя, которые подчеркивают его хрупкость и глубину.
Автор, как и герой, склонен к саморазрушению и мучается тяжелыми мыслями, пронизанными чувствами утраты и разочарования. Именно эти переживания он передает своему герою, создавая образ, который является смесью его личности и того, что он видит вокруг себя.
Таким образом, герой является неотъемлемой частью автора, проходящей через его личный опыт и болезненное чувство двойника. Автор открывает свою душу перед нами через героя, позволяя нам увидеть, насколько он тонко переживает свою судьбу и свои эмоциональные состояния.
Фёдор Тютчев и «Близнецы»
Как уже было сказано – ключевыми тематиками произведения являются смерть и любовь. Благодаря художественному приему Тютчеву удается эффективно продемонстрировать читателям несовместимость этих понятий, их контрастность, различия, которые заключаются в них обоих. Несмотря на кажущуюся ясность для читателей этого аспекта, автор не забывает упомянуть еще и о сходстве смерти и любви, о котором почему-то многие люди чаще всего забывают.
Под «Близнецами» в стихотворении Тютчева понимаются именно чувства людей и их особенное состояние в эти самые моменты, когда их переполняет любовь и, когда на ее смену приходит смерть и погибель. В произведении в этих ролях выступают две пары близнецов, которые отчетливо демонстрируют нам все плюсы и минусы таких «явлений».
Условно стихотворение «Близнецы» разделим на две истории и рассмотрим их поближе. Первая история показывается со стороны таких явлений, как смерть и сон. Они оба практически идентичны друг другу, похожи донельзя, а в произведении писатель говорит об их сходстве так, будто они родные брат с сестрой. Конечно, несмотря на причудливое сходство, у них есть и разительное отличие, которое заключается в угрюмости первого и покорности второго. Впрочем, если всмотреться, то это не единственное различие между ними. Вторая часть стихотворения, а вернее ее главные действующие лица скрываются писателем, будто он хочет сохранить интригу либо дать пищу для размышления самому читателю. Он посвятил этим лицам центральную и финальную части произведения, впрочем, развязкой и ключом к пониманию всего происходящего будет последняя строка.
Писатель рассказывает нам о таких явлениях, как самоубийство и любовь. Эта пара эмоций обладает действительно уникальным «талантом». Они одновременно таинственны и непредсказуемы, но могут быть роковыми. Автор утверждает, что эта пара действительно по натуре своей имеет кровное родство, а их союз – неслучайный. Кроме того, эти чувства обладают особой властью, могуществом, о чем нам во время чтения становится ясно по таким лексемам, как: «обаяние», «обворожают». Оба этих явления доступны для обычных людей, причем каждый способен ощутить их неподдельную власть, мощность и силу. Противоречивость же этих главных действующих лиц произведения писатель объясняет оксюмороном «ужасное обаяние». Могущество, сила хаоса над «земнородными» практически идентична действию божественных сил: она умеет неплохо пугать собой, но и привлекает тайной, неразрешимой для обычного человеческого разума.
Далее писатель пытается буквально раскрыть всем читателям тайну воздействия на человека силы этих всех чувств и противоположностей. Конечно, это удается нелегко, но Тютчев употребляет метонимию, что несколько помогает подчеркнуть ему судьбоносный смысл сказанных слов. Вместе со всем Тютчев убежден в том, что у счастья нет будущего, по определению. Он полагает, что все предопределено заранее, чем-то свыше, вместе с тем у счастливых людей нет прошлого, а все, что мы привыкли думать на этот счет – лишь иллюзии, не больше. Человек, который называется по-настоящему счастливым – живет нынешним днем, и только им. Такой человек не думает ни о том, что происходило с ним некогда в прошлом, ни о том, что может произойти в будущем. Он наслаждается и радуется тому, что имеет сейчас, в данный момент, собственно, именно поэтому его можно назвать счастливым.
Таким образом, можно сказать, что писатель подчеркивает – любовь есть не что иное, как самое настоящее самоубийство. Человек, который любит кого-либо, счастлив именно сегодня, но у такого чувства нет ни завтра, ни вчера. Если люди расстаются, то они непременно представляют, что могло бы случится, произойти в дальнейшем и вспоминают прошлые радостные моменты. В стихотворении писатель «заглядывает» в любовь так, будто она являет собой самое настоящее воплощение роковой бездны, ведь, если любовь и самоубийство являются синонимами, то получается, что любовь – очень страшный грех. Писатель старается показать это читателю через слово. Он пытается донести до него, что в глубине души сугубо интуитивно у человека может происходит осознание чего-то непостижимого разумом.
Зато сон и смерть – они неизменны и будут существовать всегда, вне зависимости от чего-либо. Все остальное, что есть в нашем мире – иллюзии, которые мы сами придумываем, в которые начинаем верить.
Структура стихотворения «Близнецы» И.С. Тургенева
Строфика: Стихотворение «Близнецы» И.С. Тургенева написано шестистрочной строфикой. Каждая строфа состоит из трех ямбических тристихов, что создает ритмическую гармонию и усиливает музыкальность произведения.
Тема: Темой стихотворения «Близнецы» является тонкое переживание двойника в поэзии. В каждой строфе автор создает образ мыслящего и чувствующего «я» и его двойника, которые постоянно соперничают и борются друг с другом.
Символизм: Символическая линия произведения проходит через образы голубей, которые ассоциируются с любовью и миром, и утра, которые символизируют начало нового дня и надежду на лучшее будущее.
Форма: Формально стихотворение «Близнецы» не имеет строгого рифмованного схемы, но каждая строфа заканчивается словом, повторяющимся в начале следующей строфы, что придает произведению единство и законченность.
Цветистость языка: Прозрачность и цветистость языка, верность описанию природы придают стихотворению «Близнецы» душевную глубину и эмоциональную открытость, которые не оставят равнодушным ни одного читателя.
Средства выразительности
Средства выразительности,
использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает
ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты:
“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры:
“весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
Также интересны олицетворения:
“…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола:
“Как после вековой разлуки…”.
Особая мелодичность и
напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”,
“т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой
строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков
“о”, “а”, “е”.
Для усиления производимого на
читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора
(“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация
(“Бывают дни, бывает час”).
Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру
Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.
Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.
В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.
История создания
Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.
Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.
На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.
Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.
Жанр, направление и размер
«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.
Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.
Смысл названия
На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.
После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.
Образы и символы
Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.
Это самый яркий и главенствующий образ произведения.
Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.
Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.
Темы и настроение
Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.
Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».
Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.
Идея
В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.
Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.
Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.
Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.
Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.
Жанр
Жанр, в котором был написан
стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой
– на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный
романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью
строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы,
происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое –
золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час –
нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты –
черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»
Сущность мировоззрения Тютчева основывалась на столкновении противоположностей: любовь – ненависть, зло-добро, жизнь – смерть.
Стихотворение «Близнецы», написано в период страстной, но несчастной любви к Е. Денисьевой, относится к стихотворениям, основанным на слиянии противоположности.
Все стихотворение строится на противоположностях, выстроенных на грамматической и смысловой основе.
Композиция стихотворения состоит из четырех четверостиший. Начинается произведение с жизнеутверждающего слова «есть», которое в контексте стихотворения воспринимается как некий закон бытия: мир существует, мы есть в мире. Далее поэт говорит о божественном законе, который играет огромную роль: в мире есть два божества – Смерть и Сон. Автор сравнивает эти два божества, понимая, что они не могут существовать друг без друга, близки друг к другу как брат с сестрой, но при этом очень различны, что бывает и в обычной жизни во взаимоотношениях близнецов и двойняшек. Близнецы обычно схожи внешне, но различны по характеру, как будто дополняя друг друга. Это вертикаль Бытие — Небытие, Космос — Человек.
Второе четверостишие тоже начинается со слова «есть», но дальше идет характеристика других близнецов, сотканных из противоречий, при этом находящихся в родстве.
Третье четверостишие – попытка раскрыть читателю тайну воздействия на человека союза этих близнецов. Тютчев вновь употребляет метонимию – часть вместо целого, сходство очень узнаваемо, но читатель напряжен, загружен мыслями, потому что в этом четверостишии много определений, хранящих в себе судьбоносный смысл.
Тютчев считает, что у счастья нет будущего, все предопределено заранее, но нет и у счастливых прошлого, это всего лишь иллюзии. Счастливый человек живет сегодняшним днем, не думая ни о том, что было, ни о том, что может быть. Он наслаждается тем, что есть.
Поэтому и любовь в понимании поэта – синоним самоубийства. Влюбленный человек счастлив сегодня, но у любви нет завтра и нет вчера. В случае расставания лишь человек будет вспоминать то, что было и представлять, что могло бы быть.
В мире существует лишь сон и смерть. Все остальное иллюзии.
В своем стихотворении Тютчев заглядывает в любовь будто в бездну роковую, ведь раз любовь и самоубийство – одно и то же, любовь – страшный грех. Поэт через Слово пытается показать читателю, что лишь в глубине души, иногда почти интуитивно, на уровне сознания, происходит осознание всего неуловимого, непостижимого разумом.
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему
Композиция
Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.
- 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
- 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
- 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.
То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.
4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.
Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.
История написания
Тургенева заслуженно называют самым авторитетным писателем в русской литературе XIX в. Творения писателя не всегда получали положительную характеристику, временами они поддавались суровому осуждению литературных критиков. Тем не менее это не сдерживало автора, он на протяжении всей жизни искал курс, который помог бы вывести государство на путь материального благополучия и достатка.
Под конец жизни Тургенев начинает сочинять стихотворения в прозе. Так он подводил итог своего существования, предавался раздумьям о себе, о творчестве. Произведения автора последних лет пронизаны красочными, чувственными размышлениями. Нельзя это не заметить, делая анализ «Близнецов» Тургенева.
Увы, миниатюру напечатали уже после смерти автора
Анализируя произведение, важно рассматривать его взаимосвязано с индивидуальностью писателя. В конце жизненного пути И
С. Тургенев превратился в пессимиста, не хотел мириться с человеческими пороками. Эти свойства характера в полном объеме нашли отражение в «Стихотворениях в прозе».
Писатель не знает причину вражды близких родственников. Он лишь берет одного из них за руку и подводит к зеркалу, чтобы герой увидел, что враждует с самим собой. Озлобленность, которая поселилась в их душах, разрушительно действует на внутренний мир, сокрушая все вокруг. Тургенев в своем творении показывает людям, что все они схожи и едины. Необходимо жить в согласии не только с живущими бок о бок, но и с самим собой.
Автор использует образ близнецов в виде художественной аллегории. Они не просто родственники, а зеркальное отражение друг друга. Одновременно с этим, задыхаются от неистовой озлобленности. Главная мысль, которую Тургенев пытается донести до читателя — люди должны с любовью относиться к ближнему своему, на практике же они преисполнены ненависти и агрессии. А в случае с близнецами образ доведен до глупости.
Интерпретация сюжета
В стихотворении «Близнецы» И.С. Тургенева рассказывается о двух братьях-близнецах, которые жили и работали вместе, но имели разные характеры. Один из братьев был трудолюбивым и ответственным, а другой — ленивым и безответственным. Сначала братья добиваются успеха, но с течением времени ленивый брат оказывает негативное влияние на трудолюбивого, и вскоре их бизнес начинает падать.
В стихотворении выражена мысль о том, что лень и безответственность могут привести к неудаче в бизнесе и жизни. Также можно заметить мотивы борьбы между разумом и чувствами, а также мотивы морали и нравственности.
- Первый брат является рациональным представителем, который стремится к успеху и процветанию.
- Второй брат, наоборот, является эмоциональным и безответственным, не идет ни на какие жертвы ради развития своего дела.
- Их взаимоотношения демонстрируют потерю братской связи и превращение героев в соперников.
Характеристика первого брата | Характеристика второго брата |
---|---|
Трудолюбивый и ответственный | Ленивый и безответственный |
Стремится к успеху и процветанию | Не идет ни на какие жертвы ради развития своего дела |
Рационален | Эмоционален |
Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам. Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.) — Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко») — Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)
Какое слово является ключевым? Почему?
(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)
Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.
Каково построение стихотворения?
Как строится первый абзац?
(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)
тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.
Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.
Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.
Но Тургеневу как будто мало этого слова «одинаково». ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов
Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)
Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» — обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.
«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)
Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?
(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)
И опять многоточия. Их роль?
(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.) Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей
Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.
Композиция
Композиция стихотворения – трехчастная
Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти
Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны.
Развязка наступает, когда лирически герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним – тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.
Описание переживаний главного героя
В стихотворении «Близнецы» И.С. Тургенева главный герой переживает сложный душевный конфликт. Он вдвойне страдает от того, что оставил своего близнеца в застенках дома и отправился в свободное путешествие по природе. С одной стороны, у него появляется чувство свободы и независимости, но с другой стороны, он никак не может избавиться от мыслей о своем близнеце, который остался один в мрачном доме.
Герой переживает внутренний конфликт между желанием освободиться и желанием вернуться к близнецу, что приводит его к эмоциональному напряжению. Он понимает, что его близнец остается в одиночестве и скучает по нему, взывая к нему мысленно.
Близнецы — символичное произведение, которое обращает внимание на тонкую связь между двойниками, которая может проявиться и в иных переживаниях. Главный герой сильно переживает свое «близнецовое отражение», чувствуя, что его душа не может быть целой и полной, пока его близнец находится в таких трудных условиях
Он простирал свои руки вперед, вдыхает лесные ароматы и не может не чувствовать боли и страдания своего второй половины.
Жанр, направление, размер
Жанр разбираемого стихотворения «Листья», безусловно, философская лирика. Часто стихотворения данной жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснение одних предметов или явлений с помощью других.
Тютчеву характерен пантеизм, то есть одухотворение природы. Частым явлением бывает принятие тютчевских произведений за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через природу, поэтому справедливо будет считать данное произведение «природно-философским».
Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных черт данного направления считается следование природе, а лирический герой таких произведений отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.
Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители этого течения считали, что назначение поэзии — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.
Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.
Оксюморон
Сравнение, метафора и олицетворение
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре философской лирики. В тексте автор размышляет над разными темами. Он показывает общечеловеческую проблему — нежелание искать компромиссы и мириться. Люди воспринимают друг друга как соперников, вместо того чтобы дружить и общаться.
В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
- Завязка — герой видит, как ссорятся близнецы.
- Кульминация — описание конфликта.
- Развязка — герой поводит одного из братьев к зеркалу.
Тургенев намеренно доводит ситуацию до абсурда. Именно этот прием позволяет показать всю неприглядность ссор. В первой части текста автор неслучайно употребил тире. Знак препинания словно подчеркнул то, что разделяло братьев. Этим автор хотел показать главную причину разобщенности людей — конфликты.
При написании стихотворения Тургенев использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — автор описывает глаза похожими, слова бранными, голос одинаковым, губы искривленными;
- сравнения — Иван Сергеевич сравнивал братьев с двумя каплями воды;
- анафора — некоторые предложения начинаются одинаково, и это подчеркивает абсурдность ситуации.
В произведении Тургеневу удалось показать, насколько отвратительными могут быть ссоры. Мало кто задумывается в момент конфликта, как выглядит со стороны. Даже родственники порой настолько друг друга ненавидят, что готовы перейти к радикальным мерам. Работа писателя направлена на демонстрацию человеческих пороков. Тургенев решил показать, как они неприглядны. Возможно, что после стихотворения читатель задумается и постарается избегать конфликтов.
Тематика, проблематика, смысл произведения
В стихотворении «Классические розы» звучит тревога поэта за Россию и за ее людей. Поэт выражает надежду на то, что Россия все-таки сумет найти выход.
Лирический герой понимает неизбежное, принимает его, и мысленным взором следит за своим уходом из жизни.
Лейтмотивом «Классических роз» Игоря Северянина является ностальгия. Это произведение становится символом преемственности в русской литературы, связывает воедино 19 и 20 столетие.
В заглавие произведения Северянин выносит слово «роза». Роза – это символ торжественности, красоты, но одновременно и опасности, которая заключенной в шипах цветка. Принято, что цветы традиционно символизируют радость жизни и ее победу над смерть. Но на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда возникает ассоциация с трауром. В произведении Северянина роза, этот величественный и прекрасный цветок, используется в двойном значении: роза сначала является символом любви, позитивных воспоминаний, затем она становится символом траура – розы, брошенные на гроб.
За маской мечтателя и лирика И. Северянина скрывалась страдающая душа поэта. Его соотечественникам не было суждено бросить розы на гроб поэта, но их потомки имеют возможность прочесть, осмыслить произведения поэта, который слишком долго искал и ждал понимания.
Поэт больше двадцати лет своей жизни прожил на чужбине. И он знал, что в Эстонии, в этой спокойной стране, вдали от России, от друзей, никто не принесет на его могилу ни розы, ни другие цветы. Эта мысль заставляет поэта страдать, ему хочется вернуться домой, хочется, чтобы Россия вспомнила про него.
Лирический герой И. Северянин живет в двух ипостасях: бесхитростный лирик, душа которого «влечется в примитив» и дерзкий ироник, который то ли стилизует, то ли пародирует салонную поэзию.
Стихотворение «Классические розы» является одной из визитных карточек Игоря Северянина в мире творчества. Его называют «королем поэтов рубежа веков» (в феврале 1918 года Политехническом музее в Москве Северянин выиграл конкурс на титул «короля русских поэтов»).
Герои стихотворения: кто они и какие черты характера им присущи?
Строки стихотворения «Близнецы» И.С. Тургенева знакомят нас с двумя героями, близнецами-братьями, которые вместе росли и жили. Они обладают противоположными характерами, что не мешает им жить вместе и сопереживать друг другу.
- Первый герой – страстный, горячий, эмоциональный. Он влюбляется, испытывает сильные чувства, но быстро их забывает и переходит к новой страсти. Он легкомысленен, но талантлив, а мечты и стремления у него высокие.
- Второй герой – хладнокровен, рассудителен, сдержан. Он не испытывает ярких эмоций и не лезет на голову. Но в то же время он умеет воспринимать и понимать окружающий мир, быть добрым и отзывчивым.
Оба близнеца обладают определенной мудростью и сильным характером. Каждый из них находит свою дорогу в жизни, не позволяя чужим мнениям и действиям влиять на свои поступки. Они отличаются друг от друга, но при этом близки и взаимодействуют между собой, создавая неповторимый бонус.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Милому Ахматовой Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом
- Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина Подобно всякому настоящему поэту Есенин предчувствовал собственную кончину, он написал Глупое сердце.. в 1925 году и спустя совсем немного времени оставил этот мир весьма трагическим способом
- Анализ стихотворения Бабочка Фета По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.
- Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина
- Анализ стихотворения На качелях Фета Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.
Небольшой рассказ Тургенева «Близнецы» был написан им в феврале 1878 года. К сожалению, во время жизни писателя, оно не увидело свет, а появилось позже. Произведение входит в последний сборник писателя «Стихотворения в прозе». В сборнике, кроме рассказа «Близнецы», содержатся и многие другие, не менее, интересные произведения. И в каждом своём произведении писатель рассказывает о личном жизненном опыте, повествует о собственных взглядах и размышляет, привлекая читателя поразмышлять вместе с ним. Разумеется, здесь же присутствует в некотором роде скепсис, пессимизм, боль и нетерпимость к разнообразным порокам, свойственным человеку.
Само произведение «Близнецы» нельзя назвать строго позитивным, даже наоборот. В большей мере оно пронизано чувством некоторого разочарования, а ближе к завершению, это чувство только многократно усиливается. Бытует мнение, что в споре обычно рождается истина, но в произведении Тургенева «Близнецы» все не так. |