Барьерная роль печени
Всосавшиеся через стенки кишечника питательные вещества с током крови прежде всего попадают в печень. В клетках печени вредные для здоровья вещества, случайно или преднамеренно попавшие в кишечник, разрушаются. При этом прошедшая через капилляры печени кровь почти не содержит ядовитых для человека химических соединений. Эта функция печени получила название барьерной.
Например, клетки печени способны разрушать такие яды, как стрихнин и никотин, а также алкоголь. Однако многие вещества наносят печени вред, приводя её клетки к гибели. Печень — один из немногих органов человека, способных к самовосстановлению (регенерации), поэтому некоторое время она может выносить злоупотребления табаком и алкоголем, но до определённого предела, за которым следует разрушение её клеток — цирроз печени и смерть.
Печень также является хранилищем глюкозы — самого главного источника энергии для всего организма, и особенно мозга. В печени часть глюкозы превращается в сложный углевод — гликоген. В виде гликогена запас глюкозы хранится до тех пор, пока её уровень в плазме крови не понизится. Если это происходит, гликоген снова превращается в глюкозу и поступает в кровь для доставки ко всем тканям, а главное — к мозгу.
Атомно-молекулярный уровень
Особенности данного уровня организации обусловлены прежде всего его химическим составом. В организме человека обнаружены химические элементы, с которыми вы познакомитесь при изучении химии. Среди них — углерод, водород, кислород, азот, сера, натрий, кальций и др. Нельзя сказать, что они характерны только для человека. Их можно обнаружить как в других живых организмах (растениях, животных и т. д.), так и в неживых объектах, что указывает на связь и единство живой и неживой природы.
Названные химические элементы образуют молекулы веществ, входящих в состав клетки. Среди них такие неорганические вещества, как вода и растворённые в ней соли, а также органические вещества — белки, липиды (жиры), углеводы и нуклеиновые кислоты. Все эти вещества активно взаимодействуют друг с другом и выполняют свойственные им функции.
Толстый кишечник и его роль в питании
Из тонкого кишечника непереваренные и невсосавшиеся пищевые массы переходят в толстый кишечник (рис. 52). Он имеет длину около 2 м и включает в себя три отдела: слепую, ободочную и прямую кишки. Между тонким и толстым кишечником находится специальный клапан, пропускающий пищевые массы порциями и только в одном направлении. Железы стенок толстого кишечника (рис. 53) ферментов не вырабатывают, но выделяют слизь, необходимую для формирования каловых масс — кала.
Во время приёмов пищи, которые у большинства людей происходят 3—4 раза в день, стенки ободочной кишки усиленно сокращаются, проталкивая содержимое в прямую кишку. Это происходит в тот момент, когда в желудок поступает новая порция пищи и требуется освободить место в толстом кишечнике. Вот поэтому сразу после плотной еды в животе может слышаться глухое урчание.
Поступившие в прямую кишку каловые массы на 70% состоят из воды, а всё остальное — остатки непереваренной пищи (главным образом клетчатки) и бактерии. Их передвижение по толстому кишечнику осуществляется примерно 12 ч. За это время происходит частичное всасывание из них воды и растворённых в ней веществ.
В содержимом толстого кишечника находится огромное количество бактерий, вызывающих распад клетчатки и непереваренных белковых молекул. Бактериальная флора, живущая в кишечнике, выделяет целый ряд жизненно необходимых человеку витаминов: К, Е, группы В. При расщеплении белковых продуктов образуется целый набор ядовитых веществ: фенолы, индолы, скатолы. Все эти вещества обезвреживаются при прохождении крови через печень. Процессы брожения и гниения, происходящие в толстом кишечнике, должны быть строго сбалансированы, иначе могут развиваться болезни желудочно-кишечного тракта.
Таким образом, непереваренные остатки пищи формируют кал, 1/3 часть которого составляют микроорганизмы. Через прямую кишку каловые массы удаляются наружу. Опорожнение прямой кишки — дефекация — является сложным рефлекторным актом, находящимся под контролем головного мозга.
Моя лаборатория
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения тканей организма человека
В процессе работы с каждым микропрепаратом обратите внимание не только на строение и количество клеток, образующих ткань, но и на состав и количество межклеточного вещества.
1. Подготовьте в тетради таблицу «Ткани организма
человека».
2
Запишите в таблицу название ткани, указанное на микропрепарате.
3. Рассмотрите препарат при малом увеличении.
4. Переведите микроскоп на большое увеличение и снова рассмотрите препарат.
5. Запишите в таблицу характерные особенности строения
ткани.
6. Зарисуйте микропрепарат.
Новые понятия
Уровни организации человека. Межклеточное вещество. Эпителиальная, мышечная, соединительная и нервная ткани
Ответьте на вопросы
1. Назовите основные уровни организации человека.
2. Что обусловливает особенности атомно-молекулярного уровня организации человека?
3. Что такое ткань? Какие группы тканей в организме человека вам известны?
Выполните задание
Опишите общий план строения клетки человека и объясните, в чём заключается причина разнообразия форм и размеров различных специализированных клеток. Приведите примеры.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему клетку считают основной структурной и функциональной единицей не только организма человека, но и всех других живых организмов?
Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника
Строение и жизнедеятельность бактерий
Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Сколько приблизительно становится бактерий в классе после урока?
в 10 раз больше в 10 раз меньше в 13 раз больше в 13 раз меньше
Вопрос 2. Из какой части клетки у бактерий формируются споры?
включение ядро оболочка цитоплазма
Вопрос 3. Что характеризует клетку бактерий?
наличие хлоропластов большие размеры отсутствие вакуолей плотная клеточная оболочка
Вопрос 4. Как называются палочковидные бактерии?
вибрионы кокки спириллы бациллы
Вопрос 5. Как питаются сапрофитные бактерии?
веществами живых организмов автотрофным способом отмершими остатками выделениями других бактерий
Вопрос 6. Насколько часто при благоприятных условиях делятся бактерии?
через каждые 25 минут каждые 5 минут всего через 1-2 минуты примерно через каждые 40 минут
Вопрос 7. Что не характеризует споры бактерий?
распространение ветром и водой способность расти переносимость неблагоприятных условий нахождение в почве и воздухе
Вопрос 8. Что не может сдерживать численность бактерий?
небольшое понижение температуры яркий свет высушивание межвидовая борьба
Вопрос 9. Какого естественного цвета не бывают окрашены клетки бактерий?
зеленого бесцветного синего пурпурного
Отметьте верные утверждения
Бактерии не выживают при температуре более 85⁰С У бактерий нет оформленного ядра Бактерии бывают только одноклеточными Одна спора может становиться несколькими бактериями Всем бактериям для дыхания нужен кислород Все паразитические бактерии вызывают болезни человека Цианобактерии имеют сине-зеленую окраску клеток Некоторые бактерии размножаются спорами Некоторые подвижные бактерии передвигаются без жгутиковОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !
На решебник можно положиться
Некоторые школьники привыкли пользоваться шпаргалками, так как не хотят или не успевают делать домашние задания. Нельзя сказать, что это положительно влияет на успеваемость или качество приобретаемых навыков. К тому же, ребята не всегда списывают правильные ответы, что создает им дополнительные неприятности. Чтобы этого не допускать, стоит воспользоваться готовыми ответами к рабочей тетради по биологии Лисова за 8 класс (Аверсэв, 2022 г.).
На сборник вполне можно положиться, так как он:
- составлен с учетом требований современной программы обучения;
- написан методистами-предметниками;
- идентичен рабочей тетради, для которой составлен;
- периодически обновляется.
Многие пользователи, которые уже занимаются с решебником, отмечают, что он действительно помогает. Но не стоит забывать, что основное правило работы с электронным пособием — использовать его для самоконтроля. Именно это поможет выявить все слабые места в знаниях и своевременно устранить их. К тому же, сданные на проверку учителю без ошибок выполненные д/з, без сомнения принесут дополнительные пятерки.
§ 8. ОРГАНИЗМ – ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
ВСПОМНИТЕ:1. Каковы признаки живого? 2. Какие живые организмы вы знаете?3. Что такое клетка?
Понятие об организме.
Тела живой природы называют организмами. Они разнообразны по форме, окраске, размерам и другим признакам. Различаются они по особенностям клеточного строения.
Есть очень маленькие организмы, состоящие только из одной клетки. Их называют одноклеточными (рис. 34). Практически все они невидимы для глаза человека, и, чтобы их рассмотреть, нужны оптические приборы — лупа, а лучше микроскоп. Одноклеточные организмы есть среди растений, животных и грибов. К ним также относятся все бактерии.
Кроме одноклеточных в природе есть и многоклеточные организмы (рис. 35). Так их назвали потому, что тела этих организмов состоят из большого количества клеток.
Клетка является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов, за исключением вирусов, которых относят к внеклеточным организмам (рис. 36). Но следует учитывать, что если вирус находится вне клетки, то он не проявляет никаких свойств живого. Только попав в клетку другого организма, вирус начинает проявлять признаки живого и в первую очередь размножаться, используя структуры клетки-хозяина.
Основные структуры организма: клетки, ткани, органы, системы органов.
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов и бактерий. Для всех клеток характерен общий план строения, но клетки многоклеточных организмов могут различаться как у разных организмов, так и в составе одного организма. Это связано с тем, что каждая клетка выполняет определённые функции (рис. 37).
Клетки, сходные по строению, объединённые выполнением общей работы (функции), и межклеточное вещество, связывающее клетки, образуют ткани.
В многоклеточных организмах много разных тканей. Например, у человека и животных выделяют четыре типа тканей: эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная и нервная (рис. 38). Все эти ткани выполняют специфические функции, обусловленные особенностями их строения, — защитную, опорную, питательную, транспортную, сократительную и др.
Ткани образуют органы (от греч. органон — орудие, инструмент). Орган — это часть многоклеточного организма, имеющая особое строение и выполняющая в нём определённую функцию. Например, корень, лист, цветок — органы растений; сердце, печень, лёгкие — органы животных (рис. 39).