§ 46. слуховой анализатор

ГДЗ Биология 8 класс рабочая тетрадь Линия Жизни В В Пасечник Параграф 46 Слуховой анализатор Номер 4 Заполните таблицу Функции и строение отделов уха Отдел уха Структура Функции

Обонятельный анализатор

Обонятельный анализатор тоже имеет типичное для всех анализаторов строение: 

  • обонятельные рецепторы слизистой носовых ходов воспринимают запахи и раздражаются растворенными в воздухе и жидкости химическими веществами — это периферический отдел;
  • обонятельный нерв проводит нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел;
  • височная доля коры больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел. 
Удивительно, но восприятие запахов может быть одним из способов диагностики аутизма. В результате исследований в этой области было выяснено, что дети с аутизмом почти не различают приятные и неприятные запахи, то есть не пытаются вдохнуть поглубже аромат чего-то вкусного или дышать неглубоко, если запах неприятен.

Особенности работы с ГДЗ рабочая тетрадь по биологии для 8 класса Пасечник

Онлайн-пособие поможет отобрать важную информацию, правильно выполнить задание, даст возможность лучше подготовиться к уроку. Верные ответы укажут на ошибки и недочеты в практической работе. Достоинством такого издания является его доступность. Материал не нужно скачивать, а значит не надо искать место для хранения. К тому же карманная онлайн-шпаргалка способна помочь обучающемуся в любом месте: как в школе, так и дома. Не придется каждый раз перед учителем оправдываться за невыполненное домашнее задание. Школьники уже достаточно взрослые для того, чтобы понимать – бездумное списывание ключей не поможет разобраться в сложном материале по биологии. Чтобы вникнуть во все аспекты дисциплины, придется хорошо потрудиться:

  • первым делом выполнить все упражнения самостоятельно;
  • затем сверить результаты с приведенными ключами;
  • в конце исправить все найденные ошибки.

Только такой подход позволит значительно подтянуть знания и отметки по дисциплине. Онлайн-решебник обладает целым рядом плюсов. И к ним можно отнести: онлайн-версия, работающая на компьютере и смартфоне, удобная навигация, облегчающая поиск номеров и только точные ответы к упражнениям. При должном подходе методическое пособие с легкостью заменит даже дорогостоящего репетитора. В итоге каждый будет получать в дневник и тетрадки только пятерки и четверки.

Слуховой анализатор

Начиная изучение строения слухового анализатора, мы ответим на три вопроса:

  • Какая структура воспринимает изменение в окружающей среде?
  • Какая структура проводит нервный импульс?
  • Какая доля мозга обрабатывает информацию?

Отвечая на эти вопросы, мы получим следующую картину:

  • Рецепторы внутреннего уха (волосковые клетки) воспринимают сигналы окружающей среды (частоту и силу звуковых колебаний) — это периферический отдел.
  • Слуховой (преддверно-улитковый) нерв проводит нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел.
  • Слуховая кора в височной доле больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел. 
Далеко не у всех органы слуха находятся на голове. Например, у кузнечиков они расположены на передних лапах и представляют собой волоски с пленкой, чувствительные к звуковым колебаниям. 

Механизм работы слухового анализатора

При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепоикой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40— 50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полости внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами, причём высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие — более длинных. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки и сигнал по волокнам слухового нерва передаётся сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.

Строение органа слуха

Периферическая часть слухового анализатора состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 66). Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой.

Ушная раковина — хрящевое образование, покрытое кожей. У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход — канал длиной 3—3,5 см, заканчивающийся барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от полости среднего уха. Слуховой проход не совсем прямой, он слегка изогнут, его стенки выделяют особое липкое вещество — ушную серу, которая не даёт проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым. В полости среднего уха расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек «рукояткой» срастается с барабанной перепонкой, а «головкой» подвижно присоединён к наковальне, которая другой частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко широким основанием сращено с перепоикой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка — костный спирально закрученный канал. В канале улитки, заполненном особой жидкостью, находится около 25 тыс. звуковоспринимающих клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Строение органа слуха

Периферическая часть слухового анализатора состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 66). Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой.

Ушная раковина — хрящевое образование, покрытое кожей. У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход — канал длиной 3—3,5 см, заканчивающийся барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от полости среднего уха. Слуховой проход не совсем прямой, он слегка изогнут, его стенки выделяют особое липкое вещество — ушную серу, которая не даёт проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым. В полости среднего уха расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек «рукояткой» срастается с барабанной перепонкой, а «головкой» подвижно присоединён к наковальне, которая другой частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко широким основанием сращено с перепоикой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка — костный спирально закрученный канал. В канале улитки, заполненном особой жидкостью, находится около 25 тыс. звуковоспринимающих клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Фактчек

  • В составе слухового анализатора выделяют: волосковые клетки (периферический отделы), слуховой нерв (проводниковый отдел) и височные доли больших полушарий (центральный отдел).
  • Орган слуха включает в себя наружное ухо, среднее ухо со слуховыми косточками и внутреннее ухо.
  • Во внутреннем ухе расположены рецепторы слухового анализатора и органа равновесия. 
  • Вестибулярный аппарат представлен тремя полукружными каналами и преддверием из двух мешочков.
  • Обонятельные рецепторы расположены в слизистой носовых ходов.
  • Вкусовые рецепторы находятся во вкусовых почках на поверхности языка.

Решебник и хорошая успеваемость

Для многих школьников оценки имеют большее значение, чем знания, которые они должны получить. Поэтому ребята идут на любые хитрости, чтобы добиться своего. Как правило, недобросовестное отношение к учебе выходит им боком, и в итоге успеваемость все равно продолжает падать. Кроме того, в дальнейшем практически невозможно нагнать упущенный материал. Используя решебник к тетради для лабораторных и практических работ по биологии для 8 класа Н.Д. Лисова, ученики получают возможность облегчить себе учебный процесс и не накапливать пробелов.

Чтобы добиться положительного эффекта от занятий, стоит действовать следующим образом:

  • внимательно ознакомиться с заданным параграфом из учебника;
  • если есть возможность, самостоятельно выполнить поставленные задачи;
  • проверить себя по ГДЗ или тщательно изучить изложенные в нем сведения;
  • понять, почему что-то пошло не так в случае ошибок.

Благодаря решебнику подростки не только всегда будут подготовлены к урокам, но и смогут свободно отвечать на вопросы учителя. Это обеспечит им отличную успеваемость по столь непростой дисциплине.

Строение уха

Орган слуха состоит из:

  1. Наружного уха, которое включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход.
  • Ушная раковина состоит из хряща и покрыта кожей. Она служит для улавливания и определения направления звука. Удивительно, но мочки уха — это единственная часть тела человека, которая не подвергается старению.
  • Наружный слуховой проход — трубка, которая проводит звуковые колебания. Внутренний конец слухового прохода затянут барабанной перепонкой — пленкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. 
Для чего в ушах нужна сера?Следует отметить, что ушная сера — это не тот самый элемент из таблицы Менделеева. Ушная сера — это секрет, состоящий из белков, жиров, различных солей. Она необходима для смазки и очистки слуховых каналов, а также для защиты от бактерий и грибков. Так что не следует избавляться от неё подчистую кардинальными методами.
  1. Среднее ухо представляет собой барабанную полость, заполненную воздухом. Она сообщается с носоглоткой слуховой трубой, через которую выравнивается давление по обе стороны барабанной перепонки.
Есть ли у человека кости, которые не относятся к скелету?Да, в среднем ухе находятся три маленькие слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко, связанное с овальным окном — частью внутреннего уха. Они соединяются между собой подвижно, но не соединяются с другими костями и вообще не относятся к скелету. Их функция — увеличение силы звука и передача колебаний во внутреннее ухо.
  1. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта находится перепончатый лабиринт. Он состоит из:
  • преддверия и трех полукружных каналов — относятся к органу равновесия, о котором мы поговорим в следующем разделе;
  • улитки — выполняет функцию восприятия слуха.

В улитке расположен кортиев орган — рецепторная часть органа слуха. Волосковые рецепторные клетки кортиева органа воспринимают колебания жидкости и генерируют нервный импульс. Улитка заполнена жидкостью:

  • перилимфой — жидкостью между костным и перепончатым лабиринтом;
  • эндолимфой — жидкостью внутри перепончатого лабиринта.

Важно!Доказано, что громкая музыка негативно влияет на наш слух. Именно поэтому у каждого третьего любителя ночных клубов в течение нескольких лет значительно снижается слух

Какой же путь проходит звуковая волна, чтобы достигнуть рецепторов внутреннего уха?

Ушная раковина → наружный слуховой проход → барабанная перепонка → слуховые косточки → овальное окно → перилимфа → эндолимфа → волосковые клетки (рецепторы, которые преобразуют стимул в нервный импульс).

Почему мы слышим свой голос на аудиозаписи иначе?Когда мы слушаем свои голосовые, звуковая волна беспрепятственно достигает барабанной перепонки, наш голос кажется нам резким и высоким. Когда же мы слышим свой голос во время разговора, то звуковая волна проходит через ряд барьеров — кости черепа и мягкие ткани. Из-за этого всё немного искажается, поэтому наш голос кажется нам более низким и мягким. 

Как устроен решебник рабочая тетрадь к учебнику по биологии за 8 класс авторы: В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов

На данном этапе образования дети продолжают изучение интересной дисциплины. Предмет принесет немало пользы в жизни. Ведь все, что изучается на уроке, помогает разобраться в сущности процессов окружающего мира. Восьмиклассникам приходится выполнять различные упражнения, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания: провести исследование, дать общую характеристику, составить выводы; заполнить таблицы; создать схематичный рисунок, дать ему название; ответить на дополнительные вопросы, используя теорию из учебника. Только опытные методисты и педагоги работали над созданием справочного пособия. Они постарались сделать его максимально полезным и информативным. Благодаря этому на страницах сборника школьники найдут подробные ответы к заданиям, охватывающим такие темы, как:

  1. Молекулярная биология.
  2. Разнообразие живых организмов.
  3. Координация и регуляция.
  4. Размножение.
  5. Транспорт веществ.

Конечно, биология – сложная дисциплина. И к восьмому классу школьники уже успели скопить немалые пробелы в знаниях. Авторы учли этот фактор и включили в решебник не только ответы к номерам, но и подробные пояснения.

Нарушения слуха, их причины и профилактика

Иногда в наружном слуховом проходе скапливается слишком много ушной серы и образуется пробка, снижающая остроту слуха

Удалять такую пробку нужно очень осторожно, так как можно повредить барабанную перепонку. Из носоглотки в полость среднего уха могут проникать различные виды возбудителей, способные вызывать воспаление среднего уха — отит

При правильном и своевременном лечении отит быстро проходит и не отражается на чувствительности слуха. Также к нарушению слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей.

Новые понятия

Слуховой анализатор. Ухо. Отит

Ответьте на вопросы

1. Каково строение слухового анализатора?
2. Какие расстройства слуха вам известны и каковы их основные причины?

Выполните задание

1. Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» – разные понятия.

2. Сформулируйте основные правила гигиены слуха.

ПОДУМАЙТЕ!

Какие особенности слухового анализатора позволяют человеку определить расстояние до источника звука и направление на него?

Нарушения слуха, их причины и профилактика

Иногда в наружном слуховом проходе скапливается слишком много ушной серы и образуется пробка, снижающая остроту слуха

Удалять такую пробку нужно очень осторожно, так как можно повредить барабанную перепонку. Из носоглотки в полость среднего уха могут проникать различные виды возбудителей, способные вызывать воспаление среднего уха — отит

При правильном и своевременном лечении отит быстро проходит и не отражается на чувствительности слуха. Также к нарушению слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей.

Новые понятия

Слуховой анализатор. Ухо. Отит

Ответьте на вопросы

1. Каково строение слухового анализатора?
2. Какие расстройства слуха вам известны и каковы их основные причины?

Выполните задание

1. Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» — разные понятия.

2. Сформулируйте основные правила гигиены слуха.

ПОДУМАЙТЕ!

Какие особенности слухового анализатора позволяют человеку определить расстояние до источника звука и направление на него?

Вкусовой анализатор

Вкусовые рецепторы на протяжении всего существования человечества помогали ему выживать. Дело в том, что вкусовые ощущения помогали людям проверять продукты на качество. Если вкус горький и кислый, то возможно мы съели гниющий или опасный продукт, если сладкий — то скорее всего он богат питательными веществами.  

  • Вкусовые рецепторы во вкусовых сосочках на поверхности языка  воспринимают вкус и раздражаются растворенными в жидкости химическими веществами — это периферический отдел.
  • Волокна лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов проводят нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел.
  • Височная доля коры больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел. 

В ролике, который выпустила “Чистая линия” для рекламы нового мороженого звучала фраза: «Порадуй свои вкусовые сосочки!» Теперь вы точно знаете, о чем в том ролике шла речь!

Поверхность языка можно разделить на условные зоны, в которых располагаются рецепторы к специфическим вкусам:

  • сладкий  — кончик языка;
  • горький — основание языка;
  • кислый — боковая поверхность языка;
  • соленый — кончик и боковая поверхность языка.
Язык состоит не из одной, а из целых 8 мышц. Это единственные мышцы человека, которые работают независимо от скелета. Они обладают удивительной выносливостью, ведь мы постоянно используем их при приеме пищи, глотании и разговоре. Кроме того, язык каждого человека уникален, и вполне может выступать в качестве средства идентификации личности. Представляете, каково бы это было —  показывать охране или таможенной службе не удостоверение личности, а язык?
Почему если у нас заложен нос, то даже любимая еда не кажется такой вкусной?Для ответа на этот вопрос можно провести эксперимент с жевательным драже. Попробуйте закрыть глаза и нос и попросите своего друга положить вам одну конфету в рот. Сосредоточьтесь на ощущениях. Не так много информации, не так ли? Возможно, вы почувствуете сладость или кислинку, но вряд ли что-то больше. А теперь разожмите нос и ощутите, как ваш рот постепенно наполняется ароматом, и вы можете с легкостью определить, какой именно вкус у этого драже —  клубничный, яблочный, лимонный. Теперь можно делать выводы: вкусовые ощущения —  это очень сложный феномен, важную роль в котором играет именно обоняние. Именно поэтому при заложенности носа мы плохо ощущаем вкус еды. 

В чем плюсы готовых домашних заданий по биологии за 8 класс Пасечник, Каменский

Структура издания аналогична содержанию учебника, но отличается наличием готовых ответов по разнообразным вопросам дисциплины. Это значительно облегчает ребенку решение заданий, которые учителя задают на дом. Пользуясь системой самопроверки, учащийся вполне может при их выполнении обойтись без посторонней помощи и прийти в класс подготовленным.

Плюсы онлайн ГДЗ для 8 класса Пасечника заключаются в следующем:

  • учащийся может автономно выполнить любое упражнение, ориентируясь на систему онлайн-решений;
  • родитель не обязан будет вспоминать школьные годы, чтобы проверить урок у сына или дочки;
  • учитель, в целях экономии времени, может взять кое-что в качестве основы для составления промежуточного тестирования в рамках образовательного процесса.

Механизм работы слухового анализатора

При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепоикой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40— 50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полости внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами, причём высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие — более длинных. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки и сигнал по волокнам слухового нерва передаётся сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.

Вестибулярный аппарат

Орган равновесия имеет характерное для всех анализаторов строение: 

  • рецепторы внутреннего уха воспринимают сигналы о положении тела в пространстве и изменении скорости — это периферический отдел;
  • вестибулярный нерв проводит нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел;
  • височная доля коры больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел. 

Вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе, представлен:

  • тремя полукружными каналами, которые расположены в трех взаимно перпендикулярных направлениях, соответствующих трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине);
  • преддверием, состоящим из двух мешочков, заполненных густой жидкостью.

В перепончатом лабиринте содержатся рецепторы, эндолимфа (жидкость) и отолиты (кристаллы, соли кальция). При изменении положения тела отолиты в эндолимфе смещаются и давят на волоски рецепторов. Возникает нервный импульс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: