Барьерная роль печени
Всосавшиеся через стенки кишечника питательные вещества с током крови прежде всего попадают в печень. В клетках печени вредные для здоровья вещества, случайно или преднамеренно попавшие в кишечник, разрушаются. При этом прошедшая через капилляры печени кровь почти не содержит ядовитых для человека химических соединений. Эта функция печени получила название барьерной.
Например, клетки печени способны разрушать такие яды, как стрихнин и никотин, а также алкоголь. Однако многие вещества наносят печени вред, приводя её клетки к гибели. Печень — один из немногих органов человека, способных к самовосстановлению (регенерации), поэтому некоторое время она может выносить злоупотребления табаком и алкоголем, но до определённого предела, за которым следует разрушение её клеток — цирроз печени и смерть.
Печень также является хранилищем глюкозы — самого главного источника энергии для всего организма, и особенно мозга. В печени часть глюкозы превращается в сложный углевод — гликоген. В виде гликогена запас глюкозы хранится до тех пор, пока её уровень в плазме крови не понизится. Если это происходит, гликоген снова превращается в глюкозу и поступает в кровь для доставки ко всем тканям, а главное — к мозгу.
Толстый кишечник и его роль в питании
Из тонкого кишечника непереваренные и невсосавшиеся пищевые массы переходят в толстый кишечник (рис. 52). Он имеет длину около 2 м и включает в себя три отдела: слепую, ободочную и прямую кишки. Между тонким и толстым кишечником находится специальный клапан, пропускающий пищевые массы порциями и только в одном направлении. Железы стенок толстого кишечника (рис. 53) ферментов не вырабатывают, но выделяют слизь, необходимую для формирования каловых масс — кала.
Во время приёмов пищи, которые у большинства людей происходят 3—4 раза в день, стенки ободочной кишки усиленно сокращаются, проталкивая содержимое в прямую кишку. Это происходит в тот момент, когда в желудок поступает новая порция пищи и требуется освободить место в толстом кишечнике. Вот поэтому сразу после плотной еды в животе может слышаться глухое урчание.
Поступившие в прямую кишку каловые массы на 70% состоят из воды, а всё остальное — остатки непереваренной пищи (главным образом клетчатки) и бактерии. Их передвижение по толстому кишечнику осуществляется примерно 12 ч. За это время происходит частичное всасывание из них воды и растворённых в ней веществ.
В содержимом толстого кишечника находится огромное количество бактерий, вызывающих распад клетчатки и непереваренных белковых молекул. Бактериальная флора, живущая в кишечнике, выделяет целый ряд жизненно необходимых человеку витаминов: К, Е, группы В. При расщеплении белковых продуктов образуется целый набор ядовитых веществ: фенолы, индолы, скатолы. Все эти вещества обезвреживаются при прохождении крови через печень. Процессы брожения и гниения, происходящие в толстом кишечнике, должны быть строго сбалансированы, иначе могут развиваться болезни желудочно-кишечного тракта.
Таким образом, непереваренные остатки пищи формируют кал, 1/3 часть которого составляют микроорганизмы. Через прямую кишку каловые массы удаляются наружу. Опорожнение прямой кишки — дефекация — является сложным рефлекторным актом, находящимся под контролем головного мозга.
«Организм человека. Общий обзор»
Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.
Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.
Ткани человека
В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:
- эпителиальная ткань,
- соединительная ткань,
- мышечная ткань,
- нервная ткань.
Система органов человека
Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.
Система органов | Части системы | Функции |
Опорно-двигательная | Скелет | Опора тела, защита. Движение. Кроветворение |
Мышцы | Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов | |
Покровная | Кожа | Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная |
Кровеносная | Сердце | Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом |
Сосуды | ||
Дыхательная | Легкие | Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена |
Дыхательные пути | ||
Пищева-рительная | Пищеварительные железы | Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи |
Пищеварительный тракт | Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу | |
Мочевы-делительная | Почки | Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена |
Половая | Женские половые органы | Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов. |
Мужские половые органы | ||
Эндокринная | Железы | Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма |
Нервная | Центральная | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов |
Периферическая |
Таблица. Система органов человека (нажмите на картинку для увеличения)
Нейрогуморальная регуляция
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови (эндокринная система)
Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.
Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.
Это конспект по теме «Организм человека. Общий обзор». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Система регуляции процессов
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
На решебник можно положиться
Некоторые школьники привыкли пользоваться шпаргалками, так как не хотят или не успевают делать домашние задания. Нельзя сказать, что это положительно влияет на успеваемость или качество приобретаемых навыков. К тому же, ребята не всегда списывают правильные ответы, что создает им дополнительные неприятности. Чтобы этого не допускать, стоит воспользоваться готовыми ответами к рабочей тетради по биологии Лисова за 8 класс (Аверсэв, 2022 г.).
На сборник вполне можно положиться, так как он:
- составлен с учетом требований современной программы обучения;
- написан методистами-предметниками;
- идентичен рабочей тетради, для которой составлен;
- периодически обновляется.
Многие пользователи, которые уже занимаются с решебником, отмечают, что он действительно помогает. Но не стоит забывать, что основное правило работы с электронным пособием — использовать его для самоконтроля. Именно это поможет выявить все слабые места в знаниях и своевременно устранить их. К тому же, сданные на проверку учителю без ошибок выполненные д/з, без сомнения принесут дополнительные пятерки.