Рабочая тетрадь. Часть 2
Глава 7. Мочевыделительная система
(с. 11) § 39. Строение и функции почек |
|
(с. 14) § 40. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим |
|
(с. 15) Подведем итоги |
Глава 8. Кожа
(с. 17) § 41. Значение кожи и ее строение |
|
(с. 18) § 42. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи |
|
(с. 21) § 43. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах |
|
(с. 23) Подведем итоги |
Глава 9. Эндокринная система
(с. 25) § 44. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции |
|
(с. 27) § 45. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
Глава 10. Нервная система
(с. 31) § 46. Значение, строение и функционирование нервной системы |
|
(с. 33) § 47. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы |
|
(с. 34) § 48. Ненрогуморальная регуляция |
|
(с. 36) § 49. Спинной мозг. Головной мозг |
|
(с. 37) § 50. Головной мозг: строение и функции |
|
(с. 42) Подведем итоги |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы
(с. 44) § 51. Как действуют органы чувств и анализаторы |
|
(с. 45) § 52. Орган зрения и зрительный анализатор |
|
(с. 48) § 53. Заболевания и повреждения глаз |
|
(с. 49) § 54. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы |
|
(с. 50) § 55. Органы осязания, обоняния, вкуса |
|
(с. 53) Подведем итоги |
Глава 12. Поведение и психика
(с. 55) § 56. Врожденные и приобретенные формы поведения
(с. 56) § 57. Приобретенные формы поведения
(с. 58) § 58. Закономерности работы головного мозга
(с. 61) § 59. Биологические ритмы. Сон и его значение
(с. 62) § 60. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы
(с. 67) § 61. Воля и эмоции
Внимание
(с. 70) § 62
Работоспособность. Режим дня
(с. 72) Подведем итоги
Глава 13. Индивидуальное развитие организма
(с. 73) § 63. Половая система человека |
|
(с. 77) § 64. Наследственные и врожденныеболевания Болезни, передающиеся половым путем |
|
(с. 79) § 65. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения |
|
(с. 81) § 66. О вреде наркогенных веществ |
|
(с. 83) § 67. Психологические особенности личности |
|
(с. 84) Подведем итоги |
|
(с. 87) Итоговая проверка знаний |
§ 8. ОРГАНИЗМ – ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
ВСПОМНИТЕ:1. Каковы признаки живого? 2. Какие живые организмы вы знаете?3. Что такое клетка?
Понятие об организме.
Тела живой природы называют организмами. Они разнообразны по форме, окраске, размерам и другим признакам. Различаются они по особенностям клеточного строения.
Есть очень маленькие организмы, состоящие только из одной клетки. Их называют одноклеточными (рис. 34). Практически все они невидимы для глаза человека, и, чтобы их рассмотреть, нужны оптические приборы — лупа, а лучше микроскоп. Одноклеточные организмы есть среди растений, животных и грибов. К ним также относятся все бактерии.
Кроме одноклеточных в природе есть и многоклеточные организмы (рис. 35). Так их назвали потому, что тела этих организмов состоят из большого количества клеток.
Клетка является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов, за исключением вирусов, которых относят к внеклеточным организмам (рис. 36). Но следует учитывать, что если вирус находится вне клетки, то он не проявляет никаких свойств живого. Только попав в клетку другого организма, вирус начинает проявлять признаки живого и в первую очередь размножаться, используя структуры клетки-хозяина.
Основные структуры организма: клетки, ткани, органы, системы органов.
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов и бактерий. Для всех клеток характерен общий план строения, но клетки многоклеточных организмов могут различаться как у разных организмов, так и в составе одного организма. Это связано с тем, что каждая клетка выполняет определённые функции (рис. 37).
Клетки, сходные по строению, объединённые выполнением общей работы (функции), и межклеточное вещество, связывающее клетки, образуют ткани.
В многоклеточных организмах много разных тканей. Например, у человека и животных выделяют четыре типа тканей: эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная и нервная (рис. 38). Все эти ткани выполняют специфические функции, обусловленные особенностями их строения, — защитную, опорную, питательную, транспортную, сократительную и др.
Ткани образуют органы (от греч. органон — орудие, инструмент). Орган — это часть многоклеточного организма, имеющая особое строение и выполняющая в нём определённую функцию. Например, корень, лист, цветок — органы растений; сердце, печень, лёгкие — органы животных (рис. 39).