ГДЗ учебник по биологии 8 класс Линия Жизни Пасечник Параграф 42 Вопросы Номер 6

Гдз биология 8 класс пасечник, швецов - рабочая тетрадь

Головной мозг состоит из пяти отделов

Формирование этого органа начинается почти в самом начале внутриутробного развития. На 28 день нервная трубка эмбриона превращается в сложное образование. Начинают выпирать 5 мозговых пузырей, из которых развиваются передний, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Из переднего мозга (талэнцефалона) образуются кора больших полушарий, базальные ядра и передняя часть гипоталамуса. Промежуточный мозг (диэнцефалон) дает начало таламусу, эпиталамусу и задней части гипоталамуса. Из среднего мозга (мазэнцефалона) образуются четверохолмие и ножки мозга. Задний мозг или матэнцефалон образует мозжечок и мост. Продолговатый мозг (миелэнцефалон) является непосредственным продолжением спинного мозга. Он отвечает за дыхание и кровообращение, поэтому его повреждение мгновенно вызывает смерть.

Функции полушарий

Правое и левое полушария у человека выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры устной и письменной речи. Здесь же осуществляются процессы анализа и синтеза информации, делаются обобщения и принимаются решения. Обеспечиваемое левым полушарием словесно-логическое мышление позволяет познать сущность объекта, выйти за пределы индивидуального мира. На его основе формируется человеческое знание. Оно передается из поколения в поколение посредством записи словесных или знаковых сигналов.

Правое полушарие осуществляет образное мышление. Оперируя образами объектов внешнего мира, оно может создавать из них небывалые, фантастические комбинации. А это — основа творчества, принятия необычных решений. Исключительно велико значение правого полушария для музыкального и художественного творчества. Известно, что наиболее выдающиеся художники, поэты, музыканты — это люди с преобладанием правополушарного мышления.

Несмотря на функциональную асимметрию, мозг работает как единое целое. Обобщая информацию, он обеспечивает адекватное поведение, мышление, сознание, память, трудовую и творческую деятельность человека.

Борозды и извилины головного мозга

Рельеф коры индивидуален, но состав одинаков. Так, человеческий мозг включает:

  • сильвиеву борозду между лобной и височной долями;
  • латеральную борозду, разделяющую височную, теменную и лобную доли;
  • роландову борозду, отделяющую лобную долю от теменной;
  • теменно-затылочную борозду, которая разграничивает затылочный и теменной участки;
  • поясную борозду на медиальной поверхности мозга;
  • круговую борозду, формирующую островковую часть на базальной поверхности больших полушарий;
  • борозду гиппокампа, которая является продолжением поясной.

Извилины головного мозга имеют разные размеры и формы. Интересный факт: если расправить все извилины, а их достаточно много в мозге человека, то полученная ткань займет до 22 кв. метров площади. Рассмотрим основные извилины и их функции:

  • ангулярная извилина отвечает за зрение и слух;
  • нижняя лобная извилина имеет центр Брока в задней части, который отвечает за правильное воспроизведение речи;
  • верхняя височная извилина с центром Вернике в задней части участвует в распознавании письменной и устной речи;
  • передняя центральная извилина отвечает за осуществление сознательных движений;
  • поясная извилина участвует в формировании эмоций;
  • гиппокампальная извилина необходима для нормального запоминания;
  • веретенообразная извилина участвует в распознавании лиц;
  • язычная извилина нужна для обработки информации, которая поступает на сетчатку глаза;
  • прецентральная извилина отвечает за понимание информации, которая поступает в результате осязания;
  • постцентральная извилина необходима для осуществления произвольных движений.

Теперь вы знаете о главных извилинах мозга, и за что они отвечают. Это достаточно сложная и многогранная тема. В рамках одной статьи непросто рассмотреть ее полностью. Однако точно можно сказать, что каждая извилина выполняет важную роль, имеет конкретное значение и является необходимой составляющей коры головного мозга.

Борозды и извилины неразрывно связаны. Борозды ограничивают доли, состоящие из группы извилин. Они же разграничивают отдельные извилины. Мозг имеет сложную структуру, что и позволяет ему выполнять множество важнейших функций.

§ 43. Рост и развитие ребёнка после рождения.

ЗАПОМНИТЕ
Новорождённость • Грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды • Половое созревание

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.210)

  1. Какие этапы развития проходит человек после рождения?
  2. Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?
  3. Что может привести к нарушениям в развитии ребёнка в ранний детский период?
  4. Каково значение игры в развитии детей?
  5. Что такое акселерация?
  6. Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период.

ПОДУМАЙТЕ!
1. От чего может зависеть длительность периода полового созревания?
2. Какие негативные явления, связанные с поведением подростка, могут сопровождать этот процесс?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНОРоль и взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека. Подростковый период — важнейшая составляющая школьного периода жизни человека (от 11 до 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми подросток проходит великий путь в своём развитии. В это время проявляется неустойчивость характера и противоречивость эмоциональных состояний — выраженный психологический дискомфорт, тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п. Он начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, что часто выражается в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Характерной чертой поведения подростков является стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. По крайней мере, так это чаще всего воспринимается родителями. На самом деле подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать наравне с ними, что, конечно, трудно осуществить при определённой экономической и социальной зависимости.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трёхлетнего малыша: всё те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие

Тогда он не хотел ходить за руку со взрослым, желая утвердить право на самостоятельность, сейчас для него важно признание своего достойного положения в обществе и самостоятельности

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХДородовая диагностика. У женщины может возникнуть ощущение, что она беременна. На эту мысль наводят косвенные признаки беременности, среди которых самые главные — отсутствие менструации; увеличение в размерах молочных желёз с болезненными проявлениями; появление тошноты, рвоты, головокружения; увеличение веса; переменчивость настроения; повышение чувствительности к слабым запахам; изменение аппетита; увеличение частоты мочеиспусканий. При этом объективные и достоверные признаки беременности могут быть установлены и констатированы только врачом.

При задержке менструации на два дня и более женщине стоит воспользоваться тестом для диагностики беременности. Он очень прост в применении и практически достоверен. Достоверность теста будет выше, если убедиться, что срок его годности не истёк, и провести исследование более двух раз. Несмотря на внешние различия тестов, в основе их лежит реакция на специфический гормон (хорионический гонадотропин — ХГ), который обычно начинает вырабатываться в организме женщины при задержке менструации. Сам гормон и продукты его распада можно обнаружить в моче. Для исследования обычно берут утреннюю порцию мочи. Если есть сомнения в результатах теста, то можно сдать анализ мочи в лабораторию.

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 12 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

§ 40. Особенности репродукции человека.

ЗАПОМНИТЕ
• Репродукция • Генетическая информация • Половые хромосомы • Наследственные заболевания

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.198)

  1. Чем половые клетки человека отличаются от соматических клеток?
  2. Что получает ребёнок от своих родителей в результате слияния их половых клеток?
  3. Какое биологическое значение имеет то, что каждый формирующийся у нового организма признак кодируется не одним геном, а парой, полученной от обоих родителей?
  4. Какие генетические отклонения могут привести к проявлению генетических заболеваний человека?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему каждому человеку важно знать свою родословную?

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Мейоз. Мейоз — деление ядра эукариотической клетки с уменьшением числа хромосом в два раза. В процессе мейоза из диплоидных клеток, содержащих двойной набор хромосом (2n), образуются гаплоидные клетки, содержащие одинарный набор хромосом (n). Это необходимо для того, чтобы после осуществления полового процесса клетки дочернего организма имели генетический аппарат, свойственный особям данного вида.

После удвоения гомологичные хромосомы (от греч. homos — одинаковый) — парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов — тесно соединяются (скручиваются) друг с другом, или конъюгируют. При этом хроматиды перекрещиваются и обмениваются своими участками. Явление обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации получило название кроссинговер. После кроссинговера в дальнейшем расходятся уже изменённые хромосомы, т. е. хромосомы с другим сочетанием генов.

Во время первого деления мейоза к полюсам клетки расходятся не хроматиды, а гомологичные хромосомы. Таким образом, в результате первого деления мейоза образуются две клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. Такое деление называют редукционным.

Второе деление мейоза представляет собой типичный митоз, в ходе которого к полюсам клетки расходятся хроматиды. В результате второго деления образуются четыре клетки с одинарным (n) набором хромосом. После второго деления мейоза следует непосредственное формирование половых клеток (гамет).

Наследственные болезни человека. У людей, страдающих синдром Марфана, очень длинные и тонкие («паучьи») пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки клапанов сердца, нарушение деятельности сосудов. Всё дело в гене, который контролирует развитие в организме соединительной ткани, и его мутация отрицательно сказывается на работе сразу многих систем организма человека. Типичным представителем людей, страдающих синдромом Марфана, был великий композитор и скрипач Н. Паганини.

Присутствие в клетках человека третьей 21-й хромосомы приводит к рождению ребёнка с синдромом Дауна. Такие дети рождаются в одном случае из 1 тысячи и характеризуются умственной отсталостью, маленьким ростом, пониженной устойчивостью к инфекционным заболеваниям.

Если в хромосомном наборе женщины отсутствует одна из X-хромосом, то развивается синдром Шерешевского-Тернера, при котором женщины страдают бесплодием, имеют маленький рост, короткую шею.

Наличие лишней Х-хромосомы у мужчин (XXY) приводит к синдрому Клайнфельтера, выражающемуся в бесплодии, гигантском росте, умственной отсталости, женском типе скелета. Генотип XXY возникает в том случае, если при образовании яйцеклеток в одну из них попадают две X-хромосомы и при оплодотворении такая яйцеклетка сливается со сперматозоидом, несущим Y-хромосому.

Помимо изменения числа хромосом, к тяжёлым последствиям приводят нарушения структуры хромосом. Например, при нарушении в 5-й паре хромосом у человека наблюдается синдром кошачьего крика, при котором изменяется строение гортани и голос имеет особый, мяукающий, тембр; кроме того, развивается слабоумие.

Конечный мозг, строение больших полушарий

Большие полушария являются высшим отделом центральной нервной системы. Это самый крупный отдел мозга. Они представляют собой парные образования, объединенные мозолистым телом, которое представляет собой тяж нервных волокон. У взрослого человека большие полушария составляют до 80 % массы головного мозга. Сверху они покрыты серым веществом — корой больших полушарий. В коре насчитывается 12 —18 млрд нервных клеток. Площадь поверхности коры больших полушарий у взрослого человека достигает 2200—2600 см2. Рассмотрим строение и значение больших полушарий головного мозга в этой статье.

Практически все навыки, приобретаемые человеком в течение жизни, так или иначе связаны с функциями коры больших полушарий. Кора является материальной основой психики. Она обеспечивает речевую, мыслительную деятельность и память.

Многочисленные борозды (углубления) делят полушария на выпуклые извилины (складки) и доли. Складчатое строение существенно увеличивает площадь поверхности и объем коры.

Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — разграничивают каждое полушарие головного мозга на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (рис.). Доли, в свою очередь, расчленяются бороздами на множество извилин.

Рис. Кора больших полушарий

Разные участки коры больших полушарий выполняют различные функции, поэтому их делят на зоны. Различают сенсорные (чувствительные), ассоциативные и двигательные (моторные) зоны.

Сенсорные зоны являются высшими центрами различных видов чувствительности. При их раздражении возникают ощущения, а при поражении наступает нарушение сенсорных функций (слепота, глухота и др.).

В затылочной области коры находится зрительная, в височной — обонятельная, вкусовая и слуховая сенсорные зоны (рис.).

Рис.  Локализация функций в коре больших полушарий

Зоны кожного и мышечного чувств располагаются за центральной бороздой, а двигательная зона — перед ней. Самые большие размеры имеют сенсорные зоны кистей рук и лица. И это понятно, учитывая значение этих органов в жизни человека. Наименьшие размеры у сенсорных зон туловища, бедра и голени.

При поступлении импульсов в сенсорные зоны возбуждение возникает также и в ассоциативных. Более того, в одну и ту же ассоциативную зону возбуждение может приходить от разных органов чувств. Так, например, в зрительной ассоциативной зоне возбуждение появляется не только в ответ на зрительные, но и на слуховые раздражения. При нарушении функций ассоциативных зон человек утрачивает способность правильно оценивать явления и события.

Особенно важную роль в сложных формах поведения играют лобные ассоциативные зоны коры. Они обеспечивают обработку сенсорной информации и формируют цель и программу действий. Программа состоит из команд, которые направляются к исполнительным органам. От них информация возвращается в лобные ассоциативные зоны, где определяется, достигнута цель или нет. В последнем случае команда корректируется. С развитием этих долей коры в значительной мере связан высокий уровень психических способностей человека по сравнению с животными.

Двигательными зонами называются отделы коры больших полушарий, которые осуществляют управление произвольными движениями. Двигательная функция различных частей тела представлена в передней центральной извилине. Наибольшее пространство в ней занимают двигательные зоны кистей, пальцев рук и мышц лица, а наименьшее — мышц туловища.

§ 42. Беременность и роды.

ЗАПОМНИТЕ
Беременность • Роды • Эмбриональное развитие • Плацента • Плод • Пуповина • Лактация

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.207)

  1. Что такое беременность и каковы её основные признаки?
  2. Каковы основные условия нормального протекания беременности?
  3. Какова роль плаценты в период беременности?
  4. Что происходит с роженицей в период родов?
  5. Охарактеризуйте особенности внутриутробного развития человека.

ПОДУМАЙТЕ!
1. Какое значение для биологической науки имеет установление того факта, что зародыш человека на ранних стадиях, как и у всех других млекопитающих, проходит ускоренный путь развития своего биологического вида?
2. Известны случаи, когда детёныша человекообразной обезьяны, например шимпанзе, брали в семью, где его развитие проходило в обществе детей. Предположите, какие явления могут быть зарегистрированы в ходе наблюдений за развитием шимпанзе. Обсудите возможные варианты с одноклассниками.

Извилинам головного мозга нужны тренировки

За все наши действия, чувства, ощущения, эмоции и мыслительный процесс отвечают извилины головного мозга. Их можно и нужно тренировать, как и мышцы тела. Что нужно делать:

  • Чаще давайте мозгу нестандартные задачи. Например, если вы – правша, попробуйте научиться писать левой рукой.
  • Периодически выполняйте привычные действия по-другому: пойдите в магазин другой дорогой, почистите зубы или на обеде возьмите ложку другой рукой.
  • Больше читайте, ведь книги дают нам большую пользу: мы сопереживаем герою, обдумываем его действия, анализируем ситуации, испытываем эмоции. Всё это положительно влияет на работу мозга.
  • Изучайте иностранные языки. Это тренирует память, повышает интеллект и в целом развивает мозговую деятельность.

И еще один совет напоследок: используйте тренажеры Викиум. Интересные упражнения на память, внимательность, скорость реакции, логические и аналитические задачи – всё это развивает мышление и заставляет извилины работать лучше.

Гипоталамус

Гипоталамус — это нижняя часть промежуточного мозга, важнейшим элементом которой является гипофиз — железа внутренней секреции. Можно выделить три основные функции гипоталамуса. Во-первых, гипотоламус регулирует работу желёз внутренней и смешанной секреции организма. Во-вторых, гипоталамус контролирует оптимальный уровень обмена веществ, терморегуляцию, деятельность пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем органов.
И, наконец, в гипоталамусе расположены центры важнейших биологических потребностей — голода и жажды, страха и агрессии, полового и родительского поведения, а также центры положительных эмоций (центр наслаждения) и отрицательных эмоций (центр отвращения).
Таким образом, выполняя свои функции, гипоталамус поддерживает общий гомеостаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: