§ 50. память и обучение

Решебник по биологии 8 класс  линия жизни в. в. пасечник, а. а. каменский, г. г. швецов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 8

Питание — совокупность процессов, включающих поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом веществ, необходимых для поддержания его нормальной жизнедеятельности. Этот процесс осуществляется пищеварительной системой, в состав которой входят пищеварительный канал (тракт) и пищеварительные железы.

Пищеварение — это совокупность всех физических (механических) и химических процессов, в ходе которых пища расщепляется до относительно простых веществ, пригодных для всасывания в кровь и дальнейшего использования клетками организма. В ротовой полости под действием ферментов слюны происходит переваривание углеводов. В желудке под действием желудочного сока и при участии соляной кислоты перевариваются белки. В тонком кишечнике начинают перевариваться жиры и завершается переваривание остальных пищевых веществ, которое осуществляется под действием секретов желёз самого кишечника, поджелудочной железы и печени.

В толстом кишечнике в основном происходит всасывание воды из непереваренных остатков пищи. Железы стенок толстого кишечника выделяют слизь, необходимую для формирования кала.

Всасывание продуктов пищеварения может осуществляться во всех отделах пищеварительной системы, однако подавляющее их большинство всасывается через стенки тонкого кишечника.

Классические исследования процессов пищеварения и его регуляции были проведены И. П. Павловым и его сотрудниками. Они доказали, что все отделы желудочно-кишечного тракта усиливают свою работу перед тем, как в них попадёт пища, и эти процессы имеют нейрогуморальную регуляцию.

Здоровье человека в большой степени зависит от того, насколько правильно он питается. Для того чтобы избежать неприятностей, связанных с различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует соблюдать несложные нормы гигиены питания.

Проекты и исследования

  1. Влияние носовой полости на звукообразование.
  2. Изучение рациона питания школьников.
  3. Сравнение зубочелюстной системы собаки и человека.

Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник Глава 8 «ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Виды памяти

Выделяют несколько видов памяти. По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую память и др. Например, двигательная память зависит от работы анализаторов, рецепторами которых являются нервные окончания в мышцах скелетной мускулатуры. Она задействуется в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, связанных с запоминанием последовательности движений при различных видах деятельности: работе, спорте, письме, речи. Ведь, научившись ездить на двухколёсном велосипеде в детстве, мы без труда сохраняем этот навык на всю жизнь. Сказанное относится и к умению плавать.

Обычно человек запоминает не только раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, образы и эмоции, которые они вызывают. Образная память — это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных. Образная память должна быть особенно хорошо развита у людей творческих профессий: музыкантов, художников, поэтов, писателей, артистов.

Эмоциональная память — это сохранение в памяти тех чувств, которые когда-то вызвала какая-то жизненная ситуация. Например, при укусе собаки возникают боль и страх. При этом в мозге и железах внутренней секреции вырабатывается ряд веществ, которые необходимы для реакции на стресс. По прошествии нескольких лет человек, которого когда-то укусила собака, при виде этого животного вновь вспоминает и переживает те же ощущения. При этом снова могут вырабатываться и выбрасываться в кровь те же регуляторные вещества, что и при реальном укусе.

Выделяют и некоторые другие виды памяти

Важно понимать, что все они тесно связаны между собой. Лучше всего запоминается то, что заставляет включаться сразу несколько механизмов запоминания, то есть то, что ново, интересно, вызывает сильные эмоции

Расстройства памяти

Существует целый ряд расстройств мозга, сопровождающихся поражением памяти. Амнезия — полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто она возникает в случае значительных нервных потрясений и переживаний.

Нередко встречаются врождённые или приобретённые расстройства памяти. Они выражаются либо в ослаблении памяти, либо, наоборот, в уникальной способности запоминать большой объём информации на продолжительный срок.

Не менее распространены поражения памяти, вызываемые постоянным употреблением алкоголя, которое приводит к массовой гибели нейронов. В результате пьющий человек теряет способность к запоминанию новых событий, а старые воспоминания превращаются в подобие реальности. При этом он не отличает свои воспоминания от действительности, а его мозг не может правильно реагировать на происходящее вокруг. Это расстройство памяти назвали синдромом Корсакова в честь русского психиатра, который впервые его описал.

Моя лаборатория

Лабораторная работа

Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста.

1. В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный вам набор из 25 слов, затем отложите его.

2. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить. Последовательность не имеет значения.

3. Подсчитайте число правильно написанных слов и оцените каждое из них в 1 балл.

4. По сумме баллов определите, к какой категории относится объём вашей памяти:

  • 6 слов и меньше — объём памяти крайне низкий, вам необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти;
  • 7—12 слов — объём памяти чуть ниже среднего, возможно, вы не умеете сосредоточиваться;
  • 13—17 слов — объём памяти хороший;
  • 18—21 слово — объём кратковременной памяти отличный, вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей;
  • свыше 22 слов — ваша память феноменальна!

Формирование памятного следа — энграммы. В формировании энграммы принимают участие нейроны ствола мозга, лимбической системы, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация включает в себя целый комплекс биохимических процессов, затрагивая главные молекулы, хранящие генетическую информацию, то есть дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), а также процессы, связанные с синтезом белков в мозге. Учёные показали, что памятный след не образуется, то есть запоминание не происходит, если предварительно ввести в организм вещества, нарушающие синтез ДНК и белков. Согласно современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма. Видимо, памятный след сохраняется совместно клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого- либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой чёткостью и массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий. Иными словами, в нашем мозге сохраняются практически все события нашей жизни, только извлечь нужные воспоминания из хранилища очень часто бывает трудно или даже невозможно. Жаль, что пока мы не можем произвольно вспоминать всё, что когда-то видели, читали, чувствовали. Но скорее всего, причина забывчивости — защитные механизмы, предохраняющие наш мозг от перегрузки.

Новые понятия

Память. Обучение. Амнезия

Ответьте на вопросы

1. Что такое обучение? Какое значение оно имеет для человека?
2.Что такое память? Какие её типы и виды вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие расстройства памяти вам известны?

Выполните задание

Охарактеризуйте основные приёмы (способы) улучшения памяти.

ПОДУМАЙТЕ!

Какие приёмы улучшения запоминания информации вы могли бы предложить, основываясь на знаниях о видах памяти?

Память

Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта. В его основе лежат механизмы запоминания, хранения и извлечения информации. От памяти зависят способности человека к обучению. Используя память, человек может многократно извлекать полученную информацию в область сознания, то есть вспоминать накопленные сведения, и применять её по назначению. Таким образом, благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются знания, умения и навыки, необходимые для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Память и обучение присущи многим живым организмам, но наибольшего развития они достигли у человека.

По длительности хранения информации память условно подразделяют на кратковременную и долговременную. Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации

Вы и сами, наверное, обращали внимание на то, что запомнить на несколько минут семизначный телефонный номер может почти любой человек, а вот десятизначный — совсем немногие. Магия семи элементов, которые может единовременно охватить наш мозг, нашла отражение во множестве сказок и поговорок, причём у самых разных народов

Вспомните: семеро одного не ждут, семь раз отмерь, семь гномов, семь богатырей, семь пятниц на неделе, семь невест для семи братьев и т. д.

В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями

Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается

Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 с, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.).

ГДЗ по биологии для 6 класса

В рамках учебного плана в 6 классе изучают ботанику: строение растительной клетки под микроскопом, виды и классы растений, их органы и системы, дыхание, транспорт веществ в растении. Эти темы хорошо освещены и подробно рассмотрены в ГДЗ по Биологии 6 класс Учебник Пасечник (Просвещение). Книга представляет собой сборник вопросов и ответов по всем темам школьной программы. По ней ребята смогут подробно изучить органическое и клеточное строение разных частей растений, узнать об их особенностях и функциях.

Программа по биологии для 6 класса общеобразовательной школы не отличается повышенной сложностью. В то же время есть такие вопросы, понимание которых может вызвать трудности у детей, например:

  1. Строение клетки и лабораторные работы по изучению клеточной оболочки, ядра, цитоплазмы, митохондрий и вакуолей.
  2. Виды и строение корней различных растений. Функции корня. Дыхание и рост корня.
  3. Строение и функции листьев. Что такое воздушное питание?
  4. Изучение стебля и его функций. Как растет стебель в толщину? Какие бывают разновидности видоизмененных побегов?
  5. Виды опыления растений, двойное оплодотворение. Генетика, наследование признаков.

Эти и другие тематики детально рассмотрены в решебнике по биологии, который представлен на сайте. Ребята могут заучить эти вопросы на память, а также сделать для себя конспект, чтобы лучше запомнить все ответы и ничего не забыть. По этой книге ученики узнают много интересного из жизни растений. Этот сборник – хорошее дополнение у основному учебнику по биологии. В нем содержатся все темы, которые изучаются по разделу «ботаника» в школьной программе.

Кому пригодится решебник по биологии для 6 класса

ГДЗ с ответами к учебнику по биологии для 6 класса написан Пасечником А.В. в соавторстве с другими педагогами: Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г. Книга вышла в 2023 году в издательстве Просвещение, серия: линия жизни. Это новый учебник, который полностью соответствует государственным стандартам – ФГОС. Поэтому его можно смело рекомендовать для подготовки к экзаменам и проверочным контрольным работам. Кому будет полезен этот решебник с подробными ответами:

  • Учителям и репетиторам, так как учебник полностью соответствует ФГОС. Все вопросы, которые в нем представлены, могут быть использованы в качестве учебного материала на уроках по биологии, на контрольных и экзаменах в форме устного опроса или письменного тестирования.
  • Ученикам 6 класса, которые готовятся отвечать на следующем уроке. Также книга необходима для повторения материала при подготовке к проверочным контрольным работам и годовому экзамену в школе или гимназии с углубленным изучением биологии.
  • Ребятам, которые учатся в других классах: с 7 по 11. Школьная программа предусматривает повторение материала, поэтому ученикам может понадобиться посмотреть ответы в этом решебнике. Книга будет хорошим помощником при подготовке к вступительным экзаменам и для сдачи ЕГЭ, для подготовки к олимпиаде по биологии.

Дорогие ребята! Запомните, что ответы на вопросы по биологии лучше искать самим. Надо научиться работать с учебниками и дополнительной литературой, чтобы не возникало затруднений с ответами на вопросы школьной программы. А если какая-либо тема показалась слишком сложной, тогда можно заглянуть в решебник по биологии Пасечника и всегда найти здесь решение вашей задачи.

Вы можете сделать свой собственный конспект на основе ответов из этого решебника. Заведите себе тетрадку и выпишите все нужные темы. Наиболее подробно нужно рассмотреть вопросы, которые, на первый взгляд, показались сложными. Чем больше вы будете вникать в тему, больше искать дополнительной информации, тем лучше будет понимание ботаники. Изучайте жизнь растений вместе с хорошими книгами.

Способы улучшения памяти

Существуют специальные приёмы, способствующие улучшению памяти. Если снижение способности к запоминанию не связано с прогрессирующим заболеванием, а вызвано усталостью, перенапряжением или стрессом, то можно воспользоваться комплексами витаминов, помогающих снабжать мозг всем необходимым для нормальной работы. Не менее актуальным в этом случае является и приём (по рецепту врача) лекарств, улучшающих кровоснабжение мозга. Однако всегда надо помнить, что злоупотреблять лекарствами не стоит. Если мозгу всё время помогать работать, то в случае прекращения приёма препаратов способность к обучению на некоторое время может снизиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: