Относительная атомная и молекулярная массы

Гдз к учебнику химии за 8 класс

Относительная формульная масса

Вещества немолекулярного строения также характеризуются подобной величиной, которая называется относительной формульной массой. Как и относительная молекулярная масса, она равна сумме относительных атомных масс всех элементов, входящих в состав структурной единицы таких веществ — формульной единицы, и также обозначается Mr. При этом, конечно, необходимо учитывать индексы у символов атомов.

Например, относительная формульная масса вещества CaCO3 равна:

Относительная формульная масса вещества Al2(SO4)3 равна:

Относительная формульная масса показывает, во сколько раз масса формульной единицы данного вещества больше 1/12 части массы атома углерода, или атомной единицы массы u.

Нахождение массы элемента по известной массе вещества

Пример 6. Какое кол-во алюминия содержится в 51 кг оксида алюминия Al2O3.

Решение.

  • Определяем молярные массы вещества и его элементов:
    Ar(Al)=27; Mr(Al)=27 г/моль
    Ar(O)=16; Mr(O)=16 г/моль
    Mr(Al2O3)=27·2+16·3=102 г/моль
    
  • Для вычисления массы алюминия составляем и решаем пропорцию:
    102 кг Al2O3 содержат 54 кг Al
    51 кг - x
    
    x=51·54/102=27 кг
    

Пример 7. Какое кол-во кальция содержится в 2 кг фосфата кальция Ca3(PO4)2.

Решение.

  • Определяем молярные массы вещества и его элементов:
    Ar(Ca)=40; Mr(Ca)=40 г/моль
    Ar(P)=31; Mr(P)=31 г/моль
    Ar(O)=16; Mr(O)=16 г/моль
    Mr(Ca3(PO4)2)=40·3+31·2+16·8=310 г/моль
    
  • отношение массы кальция к массе всего вещества будет равно отношению их молярных масс:
    m(Ca)/m(Ca3(PO4)2) = 3M(Ca)/M(Ca3(PO4)2)
    m(Ca) = 2·3·40/310 = 0,774 кг
    

Пример 8. Сколько надо взять Ca3(PO4)2, чтобы получить 10 кг кальция.

Решение.

  • Определяем молярные массы вещества и его элементов:
    Ar(Ca)=40; Mr(Ca)=40 г/моль
    Ar(P)=31; Mr(P)=31 г/моль
    Ar(O)=16; Mr(O)=16 г/моль
    Mr(Ca3(PO4)2)=40·3+31·2+16·8=310 г/моль
    
  • отношение массы кальция к массе всего вещества будет равно отношению их молярных масс:
    m(Ca)/m(Ca3(PO4)2) = 3M(Ca)/M(Ca3(PO4)2)
    m(Ca3(PO4)2) = 10·310/3·40 = 3100/120 = 25,833 кг
    

Пример 9. Сколько чистого железа содержится в 10 кг руды, состоящей из 80% Fe3O4 и 20% пустой породы.

Решение.

  • Определяем молярные массы вещества и его элементов:
    Ar(Fe)=56; Mr(Fe)=56 г/моль
    Ar(O)=16; Mr(O)=16 г/моль
    Mr(Fe3O4)=56·3+16·4=232 г/моль
    
  • находим массу оксида железа в руде:
    m(Fe3O4) = 10·80/100 = 8 кг
    
  • отношение массы железа к массе всего вещества будет равно отношению их молярных масс:
    m(Fe)/m(Fe3O4) = 3M(Fe)/M(Fe3O4)
    m(Fe) = 8·3·56/232 = 5,793 кг
    

Расчет по химическим формулам

Решим несколько обратных задач.

Для того, чтобы найти относительную молекулярную массу вещества, необходимо сложить все произведения относительных атомных масс элементов, входящих в это вещество, на их стехиометрические индексы.

Пример 4. Найти относительную молекулярную массу и отношение масс элементов в сульфате натрия Na2SO4.

Решение.

Ar(Na)=23; Ar(S)=32; Ar(O)=16
Mr(Na2SO4)=Ar(Na)·2+Ar(S)+Ar(O)·4
Mr(Na2SO4)=23·2+32+16·4=142

Относительная молекулярная масса:
Mr(Na2SO4)=142 г/моль

Отношение масс натрия, серы и кислорода:
Na:S:O = 46:32:64 = 23:16:32

Пример 5. Найти массовые доли элементов в NaOH.

Решение.

Ar(Na)=23; Ar(O)=16; Ar(H)=1
Mr(NaOH)=23+16+1=40 г/моль

Массовая доля натрия:
W(Na)=Ar(Na)/Mr(NaOH) = 23/40 = 57,5%

Массовая доля кислорода:
W(O)=16/40=40%

Массовая доля водорода:
W(H)=1/40=2,5%

О структуре решебника

Рабочая тетрадь предлагает ученикам задания различного уровня сложности. Издание достаточно обширно – его объем свыше двухсот страниц. Темы упражнений располагаются в соответствии со структурой основного учебника химии для восьмых классов:

  1. Составить схемы образования веществ с ионной и ковалентной полярной химической связью.
  2. Распределить соли, названные в условии задания по группам (средние, кислые).
  3. Объяснить причины возрастания от йода к фтору окислительной активности галогенов.

Все упражнения сопровождаются не просто детальными ответами, а подробным объяснением, позволяющим ученику понять теоретическую основу работы.

ГДЗ по химии 8 класс Габриелян – ответы и решебник.

Изучение химии в 8 классе только начинается, но сам этот процесс протекает очень быстро. Каждая тема занимает всего несколько уроков, к тому же ученикам необходимы опорные знания по смежным предметам – биологии, физике, математике – поэтому не удивительно, что часто требуется помощь в решении заданий по химии. В этой ситуации помогут ГДЗ по химии 8 класс, в которых содержатся ответы на вопросы к параграфам учебника, выполненные теоретически задачи и практикумы.

Решебник по химии 8 класс Габриелян онлайн.

Химия – наука интересная, увлекает даже сам процесс ее изучения, тем более что до сих пор ученые-химики продолжают открывать все новые элементы, получать ранее неизвестные реакции и вещества. Трудности, возникающие в процессе учебы, решаются при помощи учителя, учебника и решебника по химии 8 класс, удобна и доступна возможность использования ресурсов сети Интернет. Изучая химию, легче понять и взаимосвязанные с нею предметы, особенно ботанику и зоологию, ведь все природные взаимодействия построены на химических реакциях. Наличие ответов по химии 8 класс онлайн поможет значительно сократить время, затрачиваемое на разбор и выполнение домашнего задания. Необходимо помнить, что сначала любое задание нужно пытаться выполнить самостоятельно: если просто списать «домашку», то положительного результата не будет никогда.

Принесут пользу гдз по химии для 8 класса и на уроках, при выполнении практикумов, различных работ, во время устных опросов. С их помощью можно научиться правильно формулировать ответы, подсмотрев образец в сборнике, заранее проверить правильность выполнения заданий.

Лучший способ применения решебника химии 8 класса онлайн – самопроверка, то есть сверка выполненного самостоятельно задания с образцом в сборнике, анализ найденных ошибок и запоминание правильных вариантов. Именно с такой целью и были подготовлены сборники с готовыми домашними заданиями изначально.

Также возможность получения правильных ответов по химии 8 класса пригодится родителям и учителям. Родители любого ученика могут не помнить школьного материала, и при всем желании просто не способны помочь в решении домашних задач. Сборник подскажет не только правильные ответы, но и ход выполнения заданий по химии 8 класса онлайн, в результате можно ученику подсказать направление решения. Учителя, пользуясь готовыми заданиями, облегчат и ускорят свою работу по проверке тетрадей.

Страница

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205

Относительная молекулярная масса

Вещества молекулярного строения характеризуются величиной относительной молекулярной массы, которая обозначается Mr.

Относительная молекулярная масса — это физическая величина, равная отношению массы одной молекулы вещества к 1/12 части массы атома углерода.

Эта величина равна сумме относительных атомных масс всех химических элементов с учетом числа их атомов в молекуле. Например, рассчитаем относительную молекулярную массу воды H2O:

Относительная молекулярная масса серной кислоты H2SO4:

Относительные молекулярные массы, как и относительные атомные массы, являются величинами безразмерными. Значение Мr показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше атомной единицы массы u. Например, если Mr(H2O) = 18, это значит, что масса молекулы H2O в 18 раз больше 1/12 части массы атома углерода, т. е. в 18 раз больше атомной единицы массы. Соответственно, масса молекулы H2SO4 в 98 раз больше 1/12 части массы атома углерода.

Решение задач по химии

Химические формулы
· Формула и валентность
· Вывод эмпирических формул
· Вывод молекулярных формул
· Расчёты при помощи моля
· Молярный объем газов
· Расчёты по молекулярным уравнениям
· Расчёты по термохимическим уравнениям
· Расчёты по массовым долям
· Электролитическая диссоциация
· Смещение химического равновесия
Справочный материал
· Периодическая таблица элементов
· Таблица степеней окисления
· Таблица растворимости солей
· Таблица электроотрицательности элементов
· Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням
· Электронные конфигурации атомов по периодам
· Таблица названий кислот и их анионов

Относительная молекулярная масса

Относительная молекулярная масса вещества $M_r$ и относительная атомная масса элемента $A_r$ — это величины, которые не имеют единиц измерения.

Для того, чтобы узнать относительную молекулярную массу вещества, нужно сложить относительные атомные массы элементов, образующих вещество.

Например, $M_r (CO_2) = 12+16\cdot2=44$

{"questions":,"items":}}}]}

ЗАДАНИЕ 1

Почему относительная атомная масса элемента и относительная молекулярная масса вещества не имеют единиц измерения?

Показать ответ

Скрыть ответ

Относительные атомная и молекулярные массы не имеют единиц измерения, потому что это относительные величины, а не истинные значения масс. Они возникают путем сравнения во сколько раз молекула или атом тяжелее $\frac{1}{12}$ массы атома углерода.

Любая химическая формула содержит информацию о веществе. Рассмотрим на примере формулы $Н_2О$:

  1. Вещество — вода.
  2. Качественный состав — состоит из двух элементов: водорода и кислорода.
  3. Тип вещества — сложное вещество.
  4. Количественный состав — в молекуле содержится 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
  5. Соотношение масс элементов: $m ($Н$) : m ($О$) = 2 : 16 = 1 : 8$.
  6. Относительная молекулярная масса:

7. Массовые доли элементов в веществе рассчитываются по формуле:

$ω$ (Э) = $\frac{n\cdot Ar(Э)}{Мr (в-ва)}$,

где $ω$ (Э) — массовая доля элемента в веществе;

$n$ — число атомов элемента в веществе;

$A_r$ (Э) — относительная атомная масса элемента;

$M_r$ (в-ва) — относительная молекулярная масса вещества.

Расчет массовых долей элементов водорода и кислорода в воде $Н_2О$.

$ω$ ($H$) = $\frac{2\cdot1}{18} = 0.1111\cdot100 = 11.1$%.

$ω$ ($О$) = $\frac{1\cdot16}{18} = 0.8888\cdot100 = 88.9$%.

ЗАДАНИЕ 2

Вычислите массовые доли элементов в азотной кислоте $НNO_3$.

Показать ответ

Скрыть ответ

$M_r$ ($НNO_3$) = $1+14+16\cdot3=63$;

$ω$ ($H$) = $\frac{1}{63} = 0.016\cdot100 = 1.6$%;

$ω$ ($N$) = $\frac{14}{63} = 0.222\cdot100 = 22.2$%;

$ω$ ($О$) = $\frac{3\cdot16}{63} = 0.762\cdot100 = 76.2$%.

ФАКТЫ

Насколько этимологическое значение термина «атом» соответствует современным представлениям о нем?

Слово «атом» было заимствовано в Петровскую эпоху от греческого atomos, что значит «неделимый».

Атом − это частица микроскопических размеров, наименьшая часть химического элемента, определяющая его свойства.

Впервые понятие об атоме как о наименьшей неделимой частице материи было сформулировано древнегреческими философами. Химики XVII и XVIII веков экспериментально подтвердили это предположение, доказав, что некоторые вещества не могут быть подвергнуты дальнейшему расщеплению на составляющие элементы с помощью химических методов.Но в конце XIX — начале XX века физиками была открыта составная структура атома, тогда стало понятно, что реальная частица в действительности не является неделимой.

На международном съезде химиков в Карлсруэ (Германия) в 1860 году было принято определение понятия атома согласно которому:

Атом — это наименьшая частица химического элемента, входящая в состав простых и сложных веществ.

Таким образом, этимологическое значение термина «атом» не соответствует современным представлениям о нём.

ЗАДАНИЕ 3

Дайте полную характеристику глюкозы $C_6H_{12}O_6$, используя пример описания воды $H_2O$, представленный выше.

Показать ответ

Скрыть ответ

  1. Вещество — глюкоза.
  2. Качественный состав — состоит из трех элементов: углерод, водород и кислород.
  3. Тип вещества — сложное вещество.
  4. Количественный состав — одна молекула глюкозы состоит из 6 атомов углерода, 12 атомов водорода и 6 атомов кислорода.
  5. Соотношение масс элементов: $m ($C$) : m ($H$): m ($O$)=72 : 12 : 96 = 6 :1 : 8$.
  6. Относительная молекулярная масса $M_r$ ($C_6H_{12}O_6$) = $6\cdot12+12\cdot1+ 6\cdot16=180$.
  7. Массовые доли элементов:

$ω$ ($С$) = $\frac{6\cdot12}{180} = 0.4\cdot100 = 40$%;

$ω$ ($Н$) = $\frac{12\cdot1}{180} = 0.067\cdot100 = 6.7$%;

$ω$ ($О$) = $\frac{6\cdot16}{180} = 0.533\cdot100 = 53.3$%.

Закон Авогадро и его следствия

Величина D – это относительная плотность газов. Зная Mr, легко вычислить относительную плотность газов. Приведём пример с шариками. Если один шарик наполнить гелием, а второй углекислым газом. Как вы думаете, какой полетит высоко в небо, а какой упадёт на пол? С детства вы знаете, что гелиевые шарики взлетают в небо, но почему так происходит? Это связано с относительной молекулярной массой.

Mr(He) = 4

Mr(CO2) = 12 + 2 ∙ 16 = 44

Воздух это смесь газов, его Mr = 29

Гелий легче воздуха, поэтому шарик, наполненный этим газом, взлетает высоко в небо. Шарик с углекислым газом остаётся лежать на земле, так как углекислый газ тяжелее воздуха.

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле вещества

По формуле вещества можно рассчитать массовую долю атомов каждого химического элемента, который входит в состав этого вещества, т. е. определить, какую часть от общей массы вещества составляет масса атомов данного элемента.

Массовая доля (w) атомов химического элемента в веществе показывает, какая часть относительной молекулярной (формульной) массы вещества приходится на атомы данного элемента.

Массовая доля атомов элемента А в сложном веществе АxBy рассчитывается по формуле:

где w («дубль-вэ») — массовая доля элемента А;Ar(А) — относительная атомная масса элемента А;х, у — числа атомов элементов А и В в формуле вещества;MrхBy) — относительная молекулярная (формульная) масса вещества АхBy.

Массовые доли выражаются в долях единицы или в процентах.

Пример. Определите массовые доли элементов в фосфорной кислоте H3PO4

Спойлер

Краткие выводы урока:

  1. Относительная молекулярная (формульная) масса вещества — это физическая величина, равная отношению массы молекулы (формульной единицы) вещества к 1/12 части массы атома углерода.
  2. Эта величина равна сумме относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав молекулы (формульной единицы) данного вещества, с учетом числа атомов каждого элемента.

Надеюсь урок 7 «Относительная молекулярная и относительная формульная массы» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Количество вещества

Как говорил Д. И. Менделеева «Наука начинается, когда начинают измерять». Но как можно измерить вещество? В порциях, штуках?

(Источник)

Порцию считаем в граммах, в штуках количество. Например, в магазине вы не покупаете 1000 штук зёрен риса или пшена, а просите взвесить определённый вес (1 кг, 10 кг) или берёте с полки уже расфасованный. Либо необходимо взять молочные продукты, мы берём пакеты объёмом 0,5 л или 1 л. Одинаковая по весу порция содержит примерно одинаковое количество зёрен. Этот принцип применяется и в химии. Порция атомов или молекул называется количеством вещества.

Размерность «моль» не сокращается, т. е. в отличие от литров (л), миллилитров (мл), сантиметров (см) на письме и при чтении указываем 4 моль, 5 сантиметров (5 см).

Если учесть, что атом Углерода имеет вес, (1.994 ∙ 10−23г), то не составит труда узнать, сколько атомов будет содержаться в порции 12 г.

Можно сделать вывод, что 1 моль любого вещества (воды, углекислого газа, поваренной соли, серной кислоты и т. д) будет содержать 6,02∙1023 структурных единиц.

Это число является одним из важнейших не только в химии, но и в физике – оно носит название постоянная Авогадро (NA).

С этого следует, что Nпоказывает, сколько частиц содержится в 1 моль вещества, в этом и состоит её физический смысл.

Но что делать, если, к примеру, вещество дано в количестве 2 моль, 10 моль или 0.5 моль. Приведём сравнение с математикой, в одной корзине содержится 5 яблок, сколько яблок содержится в трёх таких корзинах. Ответ будет 15 яблок, полученный путём умножения 5 ∙ 3 = 15. Аналогично и с количеством молекул. Чтобы найти эту величину, используем формулу:

N = n * NA

Где N – количество структурных единиц.

Важно: не путать эти две величины, оба эти параметра показывают количество, но:

N — количество структурных единиц,

n — количество вещества (моль)

Рассмотрим подробно данные выводы.

Задача 3. Какое количество вещества составляют 2.709 ∙ 1024 молекул хлора? 

Так, в корзине может содержаться 5 яблок, 10 груш и 8 слив, и наша задача посчитать: «Сколько содержится фруктов?» А сколько будет содержаться в 8 таких корзинах яблок? Эти примеры нам знакомы ещё с первого класса. Молекула может состоять из нескольких атомов, и иногда необходимо точно знать, сколько их штук.

Молярная масса

Помните вопрос с первого класса: «Что тяжелее 1 кг золота и 1 кг пуха?». Ответ был: одинаковый вес, ведь и золото, и пух весят по 1 кг. Но если спросить, что тяжелее 1 моль метана или 1 моль фруктозы? Чтобы дать ответ на данный вопрос, введём следующее понятие.

Масса 1 моля любого вещества называется молярной массой (размерность г/моль, обозначение М). Не стоит путать с Mr, хоть они численно равны, но отличаются в следующем. Молярная имеет размерность (г/моль).

Связь количества вещества и массы выражается в следующем виде:

m = n * M

Возьмём для примера метан, фруктозу и хлороводород количеством вещества 1 моль.

С расчётов делаем вывод, что масса 1 моль фруктозы тяжелее, в её состав входит большее количество атомов.

Молярный объём газов

Вещества в газообразном состоянии, в отличие от жидких и твёрдых веществ, при одинаковых условиях (одинаковые давление и температура) будут занимать одинаковый объём.

Допустим, что имеем газ количеством вещества 1 моль. Как известно 1 моль любого соединения содержит 6,02 ∙ 1023 структурных единиц.

(Источник)

Опытным путём установлено, что 1 моль любого газа при н. у. занимает объём равный 22,4 л/моль.

Связь количества вещества и объёма выражается в следующем виде:

V = n * Vm

Задача 6. Какой объём (н. у.) будет занимать 0,25 моль ацетилена (С2Н2)?

Как можно увидеть, количество вещества связывает три величины:

Приравняв между собой три выражения, а именно:

Получаем следующую взаимосвязь

(Источник)

Химическая формула

Химия — уникальная наука, которая обладает своим языком и «алфавитом». Каждый химический элемент имеет своё название и собственный «адрес» в периодической системе.

В этом разделе мы будем учиться составлять, читать химические слова, точнее на языке химии – формулы. Периодическая система служит алфавитом, она содержит 126 «букв». Но в ней содержатся только названия и символы элементов, но как они читаются не обозначено. Ниже приведены название и произношение наиболее употребляемых химических элементов.

 

Например, самый лёгкий элемент – водород, но его символ читается как АШ. Кислород читаем – О. Медь – купрум.

Как записать и прочитать с чего состоит соединение, чтобы нас могли понять не только русскоговорящие, но и те, кто говорит на другом языке? Помогут нам в этом символы, а также индексы.

H2SO4 – зелёным цветом выделены индексы – маленькая цифра, которая записывается справа от символа. Он служит показателем количественного состава.

H2SO4 – красным выделены знаки элементов, они указывают качественный состав.

Рассмотрим примеры составления формул, используя условные обозначения на рисунке.

(Источник)

  1. Сернистый газ. Из условных обозначений видим, что он состоит из одного атома Серы и двух атомов Кислорода – SO2, читается как эс-о-два.
  2. Аммиак. Один атом Азота и три Водорода – NH3 (эн-аш-три).
  3. Фторид серы. Один атом Серы и шесть атомов Фтора – SF6 (эс-фтор-шесть).

Коэффициент записывается всегда в начале формулы и никогда не ставится в середину. С его помощью мы узнаём количество молекул, либо свободных атомов. Например, запись 6SiClчитаем как: шесть молекул хлорида кремния, 3H2S– 3 молекулы сероводорода.

Как правильно работать с ГДЗ

Безусловно, если ученик решит переписывать готовый ответ из решебника, просто копируя непонятные ему слова – это станет не просто бесполезной тратой времени, но и создаст угрозу всей дальнейшей успеваемости по предмету. Какую помощь обеспечивает пособие:

  • объясняет алгоритм выполнения упражнений;
  • подсказывает образец верной записи решения;
  • позволяет надежно подготовиться к урокам.

Издание принесет пользу не только в текущем учебном году, но и в дальнейшей учебе, поскольку повторение пройденного материала – очень важная часть работы.

Страница

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205

Страница: 4

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • Какова структура периодической таблицы Д.И.Менделеева? Что такое период? Что такое группа?
  • Расскажите об истории открытия какого-либо химического элемента и объясните этимологию его названия (индивидуальные презентации обучающихся).

II.  Рассказ учителя

Формирование понятий «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента» в соединении.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 6 учебника.

Задание

Запишите: а) четыре молекулы аммиака, если известно, что в состав его молекулы входят один атом азота и три атома водорода; б) пять молекул фосфорной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода.

Запись массы атомов и молекул в граммах чрезвычайно громоздка и неудобна. Поэтому были введены понятия «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,

«массовая доля элемента» в соединении. Массу атома химического элемента и массу молекулы соединения сравнивают с массой самого легкого атома  —  водорода.  Например,  определено,  что масса атома кислорода в 16 раз больше массы атома водорода, а масса молекулы воды —        в 18 раз больше массы атома водорода. Таким образом, эти величины являются относительными.

Относительную атомную массу элемента обозначают Ar. В настоящее время за относительную атомную массу элемента принимают величину, показывающую, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. Значения относительных атомных масс химических

элементов указаны в соответствующих клетках таблицы Д.И.Менделеева:

Аналогично, относительную молекулярную массу соединения обозначают Mr. Относительные атомная и молекулярная массы не имеют размерности.

Записи в тетради

Относительная молекулярная масса соединения равна сумме относительных атомных масс элементов, образующих вещество, с учетом числа атомов:

План характеристики вещества по его химической формуле:

  • название вещества;
  • качественный состав;
  • тип вещества (простое или сложное);
  • количественный состав;
  • относительная молекулярная масса;
  • соотношение масс элементов в веществе;
  • массовые доли элементов в веществе.

Массовые доли элементов w(Э) в химическом веществе рассчитывают по формуле:

 где n — число атомов элемента в веществе;

Ar(Э) — относительная атомная масса элемента Э;

Mr(в-ва) — относительная молекулярная масса вещества.

П р и м е р. Рассчитать массовые доли элементов в воде Н2О.

Задание. Дайте полную характеристику серной кислоте H2SO4 по ее формуле в соответствии с предложенным планом.

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1, 2, 6, 8 после § 6 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

Домашнее задание: § 6, выполнить задания в рабочей тетради: № 4 на с. 21, № 4, 6 на с. 23, № 9 на с. 24.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: