Краткое содержание
Вместо предисловия
В тюремной очереди Ахматову кто-то узнал. И одна из женщин, стоявшая в бесконечной очереди, чтобы передать родному или близкому вещи первой необходимости, попросила Анну Андреевну описать этот ужас.
Посвящение
Ахматова посвящает «Реквием» подругам по несчастью — таким же женщинам, которые стояли в очереди, слушали топот солдатских сапог, плакали, когда узнали приговор и почти умерли в этой очереди.
Вступление
Ахматова описывает этот страшный мир без улыбок, который практически полностью состоит из тюрем. Всё в этом мире символизирует смерть, разлуку, страдание.
1. Сына Ахматовой увели на рассвете. С тех пор вся её жизнь — это время слёз.
2. Лирическая героиня одна и больна. Муж умер. Сына арестовали. Надежды нет.
3. Это страдание невероятно сильно, и лирическая героиня уверяет: страдает не она, она не смогла бы так.
4. Лирическая героиня вспоминает свою юность, друзей, развлечения. И думает, что если бы ей тогдашней показали её нынешнюю — стоящую трёхсотой в тюремной очереди, плачущую и прожигающую слезами льдинки — то она не поверила бы.
5. Семнадцать месяцев мать плачет и кричит, зовёт домой сына. Она уже ничего не понимает, не различает лиц — только чувствует грядущий ужас.
6. Лирическая героиня ведёт мысленный диалог с сыном, словно с распинаемым Христом. Недавно были белые ночи, и вот они опять наступили — время страшно и стремительно летит.
7. И вот приговор камнем падает на мать. Её дело теперь — превратить душу в камень и убить память. Только это позволит остаться живой физически.
8. Лирическая героиня беседует со смертью. Она её приглашает, призывает, подсказывает возможные варианты: это может быть случайный снаряд или подкравшийся бандит. Это может быть прежняя «сказочка»: как арестовали и казнили её мужа («верх шапки голубой» — имеется в виду офицерская фуражка Гумилёва), так и саму поэтессу можно арестовать и казнить. А ей всё равно, ей безразлично. Даже любовь вытесняется ужасом этих дней.
9. Поэтесса чувствует приближение безумия. Она понимает, что ничего не удастся сберечь: ни страшные воспоминания, ни память о счастливых минутах.
10. Лирическая героиня говорит о распятии Христа: Иисус спрашивает отца, почему он оставил его, а просит мать не плакать о нём.
11. Продолжается тема Христа. Слёзы Магдалины, оцепенение любимого ученика Христа. И его мать Мария, на которую никто не смеет глянуть.
Эпилог
Лирическая героиня говорит, что многое узнала: как на лицах прочерчивается страдание, как волосы вдруг становятся седыми, как навсегда пропадает улыбка и приходит страх. И она молится обо всех, кто стоял с ней тогда в тюремной очереди.
Она помнит всех — и ту женщину, которая еле могла идти, и ту, что вовсе не ходит, и ту, которая сказала, что ходит к тюрьме как домой, и всех остальных. Она их никогда не забудет и просит помянуть её тоже.
А если страна захочет поставить Ахматовой памятник, то она не против — но этот памятник должен стоять не возле моря, где прошло её детство, не в Царском Селе, где она жила в юные годы, а здесь — у стены тюрьмы, где триста часов она простояла — и не дождалась открытия двери. Потому что Ахматова боится хоть на секунду забыть подробности этого ужаса, который был её жизнью.
Краткое содержание поэмы «Реквием»
Мне нравитсяНе нравится
Поэма «Реквием» Анны Ахматовой начинается с мрачного описания тюрьмы, места, которое героиня посещает каждый день. Она становится свидетельницей ужасных картин гибели России, и каждый визит сюда напоминает ей об этой трагедии. Особенно живо в ее памяти остался день ареста сына. Это было утро, дети плакали, и она, полная скорби, следовала за ним. Горький итог ее жизни – муж мертв, сын в тюрьме. Она вспоминает свою молодость и признается, что никогда не предполагала, что придется стоять под Крестами.
Героиня ожидает приговора, который словно навис на ее груди, но в ее душе все еще горит надежда на возвращение сына, на его силу и умение удивить управдома. На свидании с сыном она погружается в отчаяние, понимая, что с собой она не может унести ничего, кроме боли. Ее страдания она сравнивает с мучениями Иисуса Христа, осужденного и распятого невинно.
В эпилоге героиня говорит о том, что не только она пережила горе. Множество женщин сталкивались с подобной участью, часами стояли у тюремных стен. Поэма стала своеобразной памятью о них, о их горе и страданиях. Она вспоминает тех женщин, которые едва дотягивались до окна тюрьмы, тех, кто больше не мог ждать, так как их любимые уже лежали в могилах, и тех, кто приходил сюда как домой.
Героиня подчеркивает, что ей не нужен памятник, но если решат поставить, то лучше всего это сделать у тюремных ворот, где она провела около 300 часов в мучительном ожидании. Она желает, чтобы у памятника были слезы, чтобы он напоминал о страданиях и горе всех этих женщин.
И даже после ее смерти, по реке Неве будут плыть корабли, голуби будут кружить над ней. Все будет идти своим чередом, но горе и страдания женщин никогда не уйдут в небытие, останутся вечно в памяти и сердцах.
История создания
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.
Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.
В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.
Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.
Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных — Краткое содержание «Реквием»
Смысл произведения Реквием
Главная идея «Реквиема» — борьба с кровожадным режимом и олицетворение чувства переживания за сына. Однако Анна Ахматова не говорит об этом, как о частном случае. Она олицетворяет горе абсолютно всех жителей нашей страны.
В посвящении она показывает насколько эта тема близка народу. Начинается «Реквием» с очереди. Очередь эта состоит из женщин, которые месяцами ожидают оглашение приговоров своих близких. Именно здесь и оказалась поэтесса. Она описывает горе людей, слезы, льющиеся из глаз. В этой очереди буквально ходит дух отчаяния.
Ахматова же ждет оглашение приговора своего сына. Она не может сдерживать себя, ведь душа буквально рвется на части, однако ей удается подавить эмоции. И тут ее узнают в очереди. Женщина обращается к поэтессе и просит описать все происходящее в каком-либо своем произведении. Ахматова обещает сделать это. Эта сцена показывает всю близость данной темы с народом. В то время абсолютно каждый потерял кого-то из-за жестокости и кровожадности вождя, именно поэтому женщина, несмотря на свое горе, просит написать об этом
Ей важно, чтобы потомки никогда не пострадали от подобного. И да, она сильно рискует, ведь говорить плохо про власть опасно, но девушка понимает, что скоро останется одна
Ей не страшно умирать — ей страшно видеть свои страдания и страдания людей вокруг.
Второй важной темой является тема любви матери. Анна Ахматова считает, что нет ничего прочнее, чем чувства между матерью и ребенком
В любой момент своей жизни она думает только о нем, а в такие страшные времена она переживает втройне. Как там ее мальчик? Выживет ли он? Именно этими вопросами наполнен «Реквием». Чтобы понять масштабность данной темы, представьте количество матерей, которые лишились детей из-за репрессий. Сколько боли и страданий принесла власть в то время.
И, несомненно, Ахматова не просто так отмечает произвол власти. Она пишет, что муж умер, сын в ссылке, ей, по сути, уже нечего терять, поэтому она не скупится на описании ужаса, творящегося в стране. Страх, голод, отсутствие надежды на будущее — это только начало списка. И ничего не изменится, если не начать действовать решительно. Именно это и делает Анна Ахматова, выпуская подобно произведение.
Сочинения
И безвинная корчилась Русь…А. А. Ахматова. «Реквием»Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»Анна Ахматова. «Реквием»Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием»Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием»Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»?Поэма «Реквием»Поэма «Реквием» А.Ахматовой как выражение народного горяПоэма А. Ахматовой «Реквием»Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием»Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX векаТема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой «Реквием»)Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой «Реквием» и в поэме А. Твардовского «По праву памяти»Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»Художественные средства выражения в поэме «Реквием» А. Ахматовой«Я была тогда с моим народом…» (по поэме А. Ахматовой «Реквием»)Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием»Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. АхматовойТема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ»Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский)«Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием»)Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой «Реквием»Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием»Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»Тема реквиема в творчестве АхматовойРоль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Она «Ахматова» первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский)»Звезды смерти стояли нал нами…» (По поэме А.Ахматовой Реквием)Художественные средства в поэеме «Реквием» А.А. АхматовойПоэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горяКак развивается трагическая тема в «Реквием» А. АхматовойТрагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»Своеобразие композиции поэмыОбраз матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием»Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием»Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием»Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой«Реквием» — голос времени и народаУроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием»Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горяИдейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием»Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»История создания и анализ поэмы «Реквием»Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием»Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием»О восприятии поэмы «Реквием»Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»История создания поэмы «Реквием»Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием»Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием»Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием»Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием»«Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием»)«И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием»)Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»Поэма » Реквием » Анны Ахматовой как выражение народного горяХудожественная идея в поэмеПоэма А.Ахматовой «Реквием»«Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведениеПроблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»Скачать.fb2
История создания
Первоначально Анна Андреевна Ахматова планировала написать небольшой цикл лирических произведений, посвященных периоду реакции. Никто не ожидал, что перемены, происшедшие в России, будут такими разительными для всего общества. После того, как по стране прошлась Гражданская война, оставив после себя миллионы искалеченных судеб, к власти пришло новое правительство. Чтобы закрепить свои позиции и не допустить контрреволюционные настроения, оно тут же принялось устраивать показательные расправы над всеми, кто не поддерживал социалистическую власть. В итоге начались массовые репрессии, жертвами которой стали простые люди, чья вина заключалась лишь в том, что они мыслили иначе, чем того требовала Советская власть. Людей сажали в тюрьмы, где их подвергали пыткам, казнили без суда и следствия.
Одними из первых жертв подобных репрессий стали дорогие сердцу люди Анны Ахматовой: супруг Николай Гумилев и их общий сын Лев Гумилев. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в контрреволюционных действиях. Лев был арестован только потому, что имел несчастье носить отцовскую фамилию. Анна Ахматова тяжело переживала смерть супруга, и ее душевный надрыв стал той отправной точкой, когда началась история написания «Реквиема». Первые части поэмы были написаны в 1934 году. Когда же поэтесса поняла, что репрессиям не видно ни конца, ни края, она решила объединить свои короткие произведения в единый цикл. «Реквием» был завершен в 1938-1940 годах, однако он не мог быть опубликован в ту непростую эпоху, когда и за меньшее людей отправляли в лагеря на верную смерть.
Лишь в 60-х годах, в период краткосрочной оттепели, Ахматова впервые отважилась прочесть поэму самым близким друзьям. После каждого такого чтения она неизменно сжигала свою рукопись, но каким-то чудом она просочилась в самиздат, где вручную переписывали запрещенную литературу, и передавали из рук в руки только самым проверенным и надежным людям. Затем поэма оказалась за границей, где была опубликована с официальной подписью «без ведома и согласия автора» — эта фраза служила хоть какой-то гарантией безопасности поэтессы.
Важные детали в анализе поэмы «Реквием»
Поэма недаром создавалась не один год. Все это время Ахматова пропускала свои переживания через себя. Поездки к сыну продолжались, а значит, она переживала новые эмоции. Зная многих женщин, таких же, как она, Ахматова писала очень чувственное произведение с разными взглядами разных людей.
Поэтесса понимает, что нужно отпустить и пережить это время, но для нее это слишком дорогие моменты встречи с сыном, который находится далеко от нее и в тяжелых условиях, и она считает нужным написать рукописи в знак памяти времени. Так сказать, увековечить эпоху, самый сложный период своей жизни.
«Реквием» — самое необычное произведение Ахматовой, живой и мертвый памятник того времени, пик ее мастерства.
Наверняка, вам будет также интересно прочитать обзор стихотворения Ахматовой «Не любишь, не хочешь смотреть».
История создания
В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.
В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).
В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.
Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.
Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.
Проблематика:
- страшные порядки сталинской эпохи;
- вечное повторение (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы);
- проблема памяти (реализуется в образе памятника, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а оскорблённым и обречённым на непрерывную пытку).
Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.
Литературное направление: модернизм (акмеизм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.
Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.
Проблемы
Проблематика поэмы весьма многогранна. Несмотря на давность описываемых событий, она остается актуальной и по сей день, поскольку даже в современном мире еще есть место политическим репрессиям, жертвами которых становятся ни в чем не виновные люди.
- Несправедливость. Ахматова пишет о том, что мужья, отцы и сыновья тех женщин, что стояли с ней в общей очереди, оказались за решеткой только потому, что были чуждыми новой власти. Они не совершили никаких преступлений, но оказались в тюрьме лишь по той причине, что были не согласны с постулатами советского правительства, и посмели как-то выразить свое мнение. Сын Ахматовой был приговорен к лагерям из-за того, что его отец был расстрелян по подозрению в контрреволюционной деятельности. Символом безжалостной диктатуры является огромная красная звезда с кровавыми отблесками, которая повсюду преследует лирическую героиню. Будучи символом новой власти, она в представлении поэтессы представляет атрибут антихриста – звезду смерти.
- Проблема исторической памяти. Анну Андреевну очень тревожит мысль о том, что новые поколения с легкостью забудут все те ужасы, через которые пришлось пройти их предкам. Она словно предчувствовала, что на долгие годы она и ее бунтарское творчество окажется под запретом в стране, в которой власть безжалостно уничтожает тех, кто смеет сомневаться идеологии действующей партии. Даже когда спустя время этот запрет был снят, Ахматова оказалась под прицелом безжалостных критиков. Ее обвиняли во всех смертных грехах, сознательно умаляли творчество гениальной поэтессы. Под лозунгами светлой борьбы за интересы простого народа Ахматова как поэт была буквально растоптана своими лицемерными коллегами.
- Беспомощность и бесправие. При всей своей огромной, всепоглощающей любви к сыну героиня не способна как-то повлиять на его горькую судьбу, облегчить участь. Как и сотни матерей, обреченных провожать в последний путь своих детей, героиня может лишь безропотно ждать хоть какую-то весточку о своем сыне. Им приходится шепотом, тайком ото всех делиться своим переживаниями и страхами, ведь за малейшее лишнее слово, высказанное против действующей власти, человека могли отправить гнить в лагерях.
Смысл названия поэмы Ахматовой — «Реквием»
В католическом вероисповедании реквиемом называется музыка по умершим. Траурность, некая обреченность — вот что характеризует подобный жанр. Анна Ахматова понимала, что мужа уже не вернуть, а тоска по сыну постоянно приводила к мысли, что и его она не увидит. В таком черном и мрачном настроении и был написан «Реквием». Именно поэтому Анна Андреевна Ахматова так и назвала свое произведение.
Стоит отметить, что поэтесса сделала некую отсылку к творчеству Моцарта. Его произведение «Реквием» состоит из 12 частей. Поэма Ахматовой же содержит 10, посвящение и заключается эпилогом. В итоге, их тоже получается 12.
Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
Анна Андреевна Ахматова — великая русская поэтесса, талантливая женщина, на долю которой выпали тяжкие испытания. Ей пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться на ее судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться Ахматовой. Период создания этой поэмы занял шесть лет — с 1935 по 1940 гг. Эти годы были полны тяжких и трагических событий, которые затронули жизни многих людей, разделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную действительность. Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет несет определенную идею. Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Строки эпиграфа написаны позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Часть «Вместо предисловия» рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени. Это коснулось и Ахматовой, когда был арестован ее сын. «Посвящение» — это описание переживаний людей, которые много времени стоят в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности и огромном горе. Использованные ею метафоры передают народную скорбь и страдания: Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река… А дальше ожидание приговора, от которого теперь будет зависеть судьба близкого человека. Часть «Вступление» передает боль и горе, которые испытываешь при мысли о трагических судьбах невинных людей. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Использованный автором оксюморон (звезды смерти) как будто убивает последнюю надежду на счастливый исход. В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это даже не женщина, а призрак, убитый горем до крайней степени: Эта женщина больна, Эта женщина одна… Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах. Здесь есть точные временные детали («семнадцать месяцев кричу»), ласковые обращения к сыну («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), характеристика самой лирической героини поэмы («царскосельской веселой грешницы»). Седьмая часть поэмы — «Приговор» — несет идею человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила для героини всякий смысл: Ты все равно придешь. – Зачем же не теперь? Я жду тебя – мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. В десятой части — «Распятии» — показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел. А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял вместе с нею тюремной очереди. Она просит бога о помощи, но не для себя одной, а для всех убитых горем людей «под красною ослепшей стеною». Вторая часть развивает общепоэтические темы назначения поэта и поэзии. Здесь же Ахматова поднимает тему ее возможного Памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь». В своей жизни Анна Ахматова знала славу и забвение, любовь и предательство, но она всегда стойко переносила все страдания и трудности, потому что была сильным человеком. В наше время душевная стойкость и непреклонная воля Анны Ахматовой служат нам примером и неиссякаемым источником вдохновения.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Ахматова А.А. / Реквием / Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ
Тема поэмы Ахматовой «Реквием» — страдание человека по своим близким, чья жизнь весит на волоске. Произведение состоит из стихотворений, написанных в разные годы. Но все они объединены скорбным и траурным звучанием, которое вынесено уже в название поэмы. Реквием – это музыкальное произведение, предназначенное для панихиды.
В прозаическом предисловии Ахматова сообщает о том, что произведение написано по чужой просьбе. Здесь проявила себя традиция, заложенная еще Пушкиным и Некрасовым. То есть выполнение заказа простого человека, воплощающего в себе волю народа, говорит о гражданственной направленности всего произведения. Поэтому герои поэмы – все те люди, что стояли с ней под «красною ослепшею стеною». Поэтесса пишет не только о своем горе, но и о страдании всего народа. Поэтому ее лирическое «я» трансформируется в масштабное и всеохватывающее «мы».
Многоголос и многогранен «Реквием» (Ахматова), содержание поэмы и определило эти особенности. Благодаря многогеройности читатель слышит плач и ощущает горе не одного человека, а всех пострадавших.
Первая часть поэмы, написанная трехстопным анапестом, говорит о фольклорной ее направленности. А образы (рассвет, темная горница, арест, похожий на вынос тела) создают атмосферу исторической достоверности и уводят в глубь веков: «Я, как стрелецкие женки». Таким образом, страдания лирической героини осмысливаются как вневременные, знакомые женщинам еще в петровские годы.
Вторая часть произведения, написанная четырехстопным хореем, выдержана в стиле колыбельной. Героиня уже не сокрушается и не плачет, она спокойна и сдержанна. Однако это смирение напускное, внутри нее разрастается настоящее безумие от переживаемого горя. В конце второй части в мыслях лирической героини все мешается, безумие овладевает ею полностью.
Кульминацией произведения стала глава «К смерти». Здесь главная героиня готова уйти из жизни любым способом: от рук бандита, болезни, «снаряда». Но нет матери избавления, и она буквально каменеет от горя.
Короткий пересказ «Реквием» Ахматовой
Анна Ахматова «Реквием» краткое содержание поэмы:
Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.
На улице ужасное военное время — людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них — единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.
Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” — как крик души, когда терпеть уже нет сил.
Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.
В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.
Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.
Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий .
«Реквием» Ахматова краткое содержание с описанием каждой главы:
Посвящение
Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.
Вступление
Это история началась в 30‑х годах 20 века, когда тюрьмы Ленинграда были заполнены до предела, а поток осужденных не ослабевал. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами».
Мать вспоминает, как на рассвете пришли арестовывать ее сына. Эти страшные минуты ей не забыть никогда. И теперь ей оставалось одно – «как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».
Лишь «желтый месяц» был свидетелем тоски больной одинокой женщины. Она просит помолиться за нее, ведь «муж в могиле, сын в тюрьме».
Душевные терзания героини настолько сильны, что она считает, что «это кто-то другой страдает» – она бы так не смогла.
Героине трудно осознать, что все это случилось с ней, некогда веселой и беззаботной женщиной. Теперь же ее удел – «своею слезою горячею новогодний лед прожигать», стоя в огромной очереди с передачей для сына.
Неопределенная ситуация с сыном продолжалась семнадцать месяцев, и героиня «кидалась в ноги палачу», моля его о помиловании. За это время она так измучилась, что уже не понимала, «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать».
Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.
Наступил страшный день, когда озвучили приговор сыну. Женщина была уже к этому морально готова, но у нее еще много дел – «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить».
Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.
Страшные испытания, выпавшие на долю героини, стали причиной того, что «безумие крылом души накрыло половину».
Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.
Эпилог
Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.
Заключение
Это интересно: – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич . Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.