Тема
В стихотворении описывается пограничное состояние природы, когда всё вокруг замерло в ожидании смены времени года. Зима не торопится складывать свои полномочия, но природа постепенно пробуждается, предвкушая начало новой жизни. Тема стихотворения – любовь к природе.
Автор стихотворения выступает в роли лирического героя, который умиротворённо наблюдает за происходящим вокруг. Он знает, что за внешним спокойствием окружающего мира скрывается бурная подготовка к приходу весны. Лирический герой подмечает малейшие изменения обстановки и чувствует, что уже совсем скоро весна вступит в свои права.
История создания
Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия
Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы
Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.
«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.
Особенности композиции и жанра
По жанру стихотворение относится к элегии. Проводя анализ стиха «Еще весны душистой нега», нельзя не отметить, что Афанасий Афанасьевич очень любил это направление и часто использовал его в своих творениях, таких как «Ночь тиха».
Поэзия является чудесным образцом пейзажной лирики, созданным с легкой и светлой грустью. Лирический герой отчасти меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, словно погружаясь в него, пропуская все через себя.
При написании автор использовал четырех- и пятистопный ямб. Эти размеры подчеркивают и доносят мысли автора до читателя. Строки при этом чередуются в мужской и женской рифме в сплетенной рифмовке.
Поэзия состоит из трех пятистрофных строк. Первые две представляют основную часть стихотворения, их автор объединил единой темой — описанием зимнего пейзажа
Но в то же время Фет акцентирует внимание на слове «еще», демонстрируя тем самым, что это ненадолго, уже скоро все переменится
Сюжет изображает сменяющие друг друга пришлые картины, наполненные естественной красотой. При этом кажется, будто автор их объединяет в одну, то есть в зиму, где нет и намека, что снег скоро будет таять, но зато есть лирический герой и его предвкушение перемен. Благодаря этому кажется, что холода не будут длиться вечно.
Во второй части развитие сюжета происходит за счет появления женщины, которая наблюдает за природными переменами. Она видит пролетающий ключ журавлей над своей головой и осознает, что весна придет совсем скоро. Нужно отметить, завершая анализ стихотворения, что весенние мысли Фет излагает в этой части. Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человеческой натуры и природы, их неземное и неощутимое единство.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Бунина Чужая
Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,
- Анализ стихотворения Бунина Северная береза
Знаменитое стихотворение «Березка» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.
- Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
- Анализ стихотворения Северянина Запевка
Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
- Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст
Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как
Дидактический материал
к уроку литературы в 5 классе
Анализ стихотворения
«Ещё весны душистой нега»
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Ещё весны душистой нега», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка
А.А.Фет
«Ещё весны душистой нега»
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарей гремит телега
На замороженном пути.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Краснеет липа в высоте,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Ведущей темой стихотворения является тема:
г) свободы
в) природы;
б) родины;
На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Какое чувство передано в строке
«Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти»?
а) равнодушие;
б) ожидание перемен;
в) переживание;
г) предчувствие весны
Последняя строфа стихотворения посвящена:
а) приходу весны;
б) уходу зимы;
в) встрече с красавицей;
г) грядущему пробуждению природы
Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях
«душистая нега»,
«на замороженном пути»
г) метонимия
а)эпитет;
б) метафора;
в) сравнение;
Назовите ключевую фразу стихотворения:
«Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях»
В строке
«Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях»
использован синтаксический приём. Назовите этот прием:
инверсия
К какому типу лирики относится данное стихотворение:
пейзажная лирика
Определите размер, которым написано стихотворение:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
- Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2004
- Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2008
Анализ стихотворения Фета «Ещё весны душистой нега…»
Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича – это изображение момента через призму личностного восприятия
Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи
Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.
По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, – первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними – не какая-то абстрактная весна, а весна в России.
Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари – загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (132)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (11)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (75)
- Вопрос-Ответ (2013)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (108)
- Дальние страны (935)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- Животные (512)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (815)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (255)
- Земля (137)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (615)
- Истории любви (166)
- ИСТОРИЯ (1881)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1077)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (236)
- Легенды и мифы (151)
- ЛИТЕРАТУРА (238)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (176)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (146)
- ЛЮДИ (421)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (25)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
- МИКРОмир (16)
- Мода (43)
- Москва (72)
- Музеи (119)
- Наполеон Бонапарт (60)
- Насекомые (96)
- НАУКА (447)
- Облака (13)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (187)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (737)
- Праздники (38)
- Притчи (34)
- Проза (447)
- Прошлое и настоящее Ташкента (200)
- Психология (79)
- Птицы (209)
- Растения (85)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (100)
- Россия (1056)
- Сады и парки (34)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (108)
- Символы (154)
- Скульпторы (34)
- СЛОВАРЬ (37)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1410)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (344)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (207)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (7)
- Фотографии (438)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (186)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (760)
- ЦВЕТЫ (43)
- ЧАЙ (21)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (713)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (288)
- ЭПОХА СССР (272)
- ЮСУПОВЫ (21)
анализ стихотворения фета весна на дворе 1855 г
Евгений Макаров
Профи (765) 5 лет назад
План анализа стихотворения
*Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую; ( *
Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская. Сюжет: есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ; без сюжета: образы чувств (. ). Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный; _ _ _ дактиль; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест. Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет — художественное определение; сравнение; аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония — скрытая насмешка; гипербола — художественное преувеличение; литота — художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; паралеллизм
Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское «Я».
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет). эпитафия (посмертное). элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.
Вариант 2
Когда читаешь стихи Фета, нередко складывается ощущение, будто он жил где-то в другом мире. Или может в 19 веке мир действительно был другим, радостным и беззаботным? Такое ощущение будто Фет не чувствовал страданий и забот и поэтому писал только про птичек и цветочки.
На самом деле мир, конечно, не был другим в существенной степени, да и сам Фет, вероятно, имел и жизненные трудности и волнения. Возможно даже полагать, поэт не просто имел каике-то трудности, но и чувствовал страдания и беды этого мира более чутко и ярко по сравнению с большинством людей.
Именно поэтому он выбрал для собственной лирике темы возвышенные и писал по большей части о природе и любви. Красота во всех аспектах была основным героем его лирики. Как он постулировал в другом своем произведении «и напрасно ищешь ты, отыскать ее начало», речь идет о красоте, которую не представляется возможным полностью изучить и постигнуть.
Тем не менее, поэт считал нужным писать именно о красоте. Воздействовать на мир красотою, выражать через свои произведения самые высокие идеалы и чувства. С этими концепциями он связывал также и собственные идеи преобразования мира и человека, а также понимание роли человека в этом мире.
«Еще весны душистой нега…» — стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.
Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.
Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».
Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.
«Весна на дворе» А.Фет
Как дышит грудь свежо и емко — Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи!
В эфире песнь дрожит и тает. На глыбе зеленеет рожь — И голос нежный напевает:
«Еще весну переживешь!»
Анализ стихотворения Фета «Весна на дворе»
Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета
Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира
Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, весна ассоциируется с перерождением, пробуждением, началом нового существования. В людских душах она вызывает необыкновенный подъем, наполняет их радостью, порой не до конца осознанной. Весна – своеобразный реаниматор, спасающий от губительной зимней спячки, от временного омертвения. Именно ей посвящено написанное в 1855 году стихотворение «Весна на дворе». Описание пейзажа в нем сложно назвать преобладающим. Фактически дается всего пара более-менее конкретных штрихов, при помощи которых воображение читателя должно нарисовать картину наступившей весны: по оврагам громко текут ручьи, «на глыбе зеленеет рожь».
Начинается анализируемый текст с затрагивания важной для Афанасия Афанасиевича темы невыразимого. Иногда поэт утверждает, что действительно талантливый художник способен передать словами все глубинные процессы, происходящие в душе и мире вокруг
Порой для мотива невыразимого у Фета характерно традиционное восприятие. В таком случае провозглашается невозможность отразить некоторые явления в лирике: Как дышит грудь свежо и емко – Слова не выразят ничьи! Подобный взгляд на проблему свойственен также творчеству Тютчева и Жуковского.
Настроение героя рассматриваемого текста приподнятое, торжественное. Дважды в восьми строках встречаются риторические восклицания, призванные передать радость от наступления весны. Кроме того, используются устаревшие слова – «эфир», «песнь», «прядают». В финале появляется тема извечной борьбы бренного с вечным, смерти с рождением, конечного с бесконечным. При этом вывод делается позитивный: «Еще весну переживешь!». Весне подвластно все. Ее приход означает победу жизни над смертью. Невозможно предаваться грустным мыслям, когда вокруг поют птицы, распускаются листья, пробиваются из-под земли растения. Весной неизменно появляется желание жить полной жизнью, наслаждаться каждым ее моментом, стремиться к обновлению.
Стихотворение «Еще весны душистой нега» Фет Афанасий Афанасьевич
Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Весны пословицы и скороговорки Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли. Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли. Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополевых тенет В эти дни золотая мать —…
- Ну как не запеть! Ну как не запеть в молодежной стране, Где работа как песня звучит, В стране, где гармонь отвечает зурне И задорное сердце стучит? Растем все шире и свободней, Идем все дальше…
- Возвращение Весны Возвращается Весна, И хариты вкруг блистаю! Взоры смертных привлекают. Где стоит, грядет она, Воздух дышит ароматом, Усмехается заря, Чешуятся реки златом; Рощи, в зеркалы смотря, На ветвях своих качают Теплы,…
- Интродукция Я — соловей: я без тенденций И без особой глубины… Но будь то старцы иль младенцы,- Поймут меня, певца весны. Я — соловей, я — сероптичка, Но песня радужна моя….
- Радость весны Весна придет, улыбкой озаряя Просторы зеленеющих полей. Раскинет ветви роща молодая, В саду рассыплет трели соловей. Тогда пойдешь ты по лесной дороге, Взовьются две косы на ветерке. Холодная роса обрызжет…
- Прежде белые ночи весны я любил Прежде белые ночи весны я любил,- Эти годы еще так недавни,- А теперь я пугливо от них затворил, Как от недруга, окна и ставни. Грустно лампу зажег я и книгу…
- Порой хотелось бы всех веяний весны Порой хотелось бы всех веяний весны И разноцветных искр чуть выпавшего снега, Мятущейся толпы, могильной тишины И тут же светлых снов спокойного ночлега! Хотелось бы, чтоб степь вокруг меня легла,…
- Соловей Сладкозвучный соловей! Говори душе моей; Пой мне песнь бывалых дней, Сладкозвучный соловей. Как я любовался ей, Без заботы, без затей, В светлой юности моей, Сладкозвучный соловей. Верил я словам друзей,…
- Русские Шаляпины Русские Шаляпины Плачут и поют. Никакие шлягеры Душу не убьют. Нам бы только выстоять, А потом — запеть. В озере, как в истине, Небо разглядеть… Пропади ты пропадом И гори…
- О нем Со сталелитейного стали лететь крики, кровью окрашенные, стекало в стекольных, и падали те, слезой поскользнувшись страшною. И был соловей, живой соловей, он бил о таком и об этаком: о небе,…
- Песня («Зеленая трава моя…») Зеленая трава моя Под косою гнется. Головушка казацкая Знай себе смеется. Щебетун соловей, Слушай песни моей! В калиновом саду моем Соловей щебечет; Мне, молодцу, в дому моем Все жена перечит….
- Мать Сыра Земля Я — Мать Сыра Земля! Я — гроб и колыбель! Поют мне песнь любви все голоса творенья — Гроза, и соловей, и море, и метель, Сливаясь в вечный хор, во…
- Отвечай мне, картонажный мастер Отвечай мне, картонажный мастер, Что ты думал, делая альбом Для стихов о самой нежной страсти Толщиною в настоящий том? Картонажный мастер, глупый, глупый, Видишь, кончилась моя страда, Губы милой были…
- Голоса весны Весна всему свой голос дарит: Воде, листве, земле — всему, Кострам в лесу И птичьей паре, Глазам и сердцу моему. Все началось с простой капели, И вот уже текут снега,…
- Пробуждение весны Вчера мой кот взглянул на календарь И хвост трубою поднял моментально, Потом подрал на лестницу, как встарь, И завопил тепло и вакханально: «Весенний брак! Гражданский брак! Спешите, кошки, на чердак…»…
- Поэма весны Ты и скрипку с собой принесла, И заставила петь на свирели, И, схватив за плечо, повела Сквозь поля, голубые в апреле. Пессимисту дала ты шлепка, Настежь окна в домах растворила,…
- Приход весны Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? Вторая половина марта 1831…
- Привет весны Взгляни: зима уж миновала; На землю я сошла опять… С волненьем радостным, бывало, Ты выходил меня встречать. Взгляни, как праздничные дани Земле я снова приношу, Как по воздушной, зыбкой ткани…
- Возврат весны Что в душу мне так дивно льется? Кто шепчет сладкие слова? Зачем, как прежде, сердце бьется, Невольно никнет голова?.. Зачем отрадою нежданной Опять я, грустная, полна? Зачем весной благоуханной В…
- Пророчества весны В дни отрочества я пророчествам Весны восторженно внимал: За первым праздничным подснежником, Блажен пьянящим одиночеством, В лесу, еще сыром, блуждал. Как арка, небо над мятежником Синело майской глубиной, И в…
Вы сейчас читаете стих Еще весны душистой нега, поэта Фет Афанасий Афанасьевич
Основная тема
Основная тема стихотворения — природа в пограничном состоянии между зимой и весной.
Лирический герой наблюдает за природой и находит ее живой. Свои мысли он выражает в строках стихотворения. И хоть видно, что холод еще не отступил, но по людям уже заметно — близятся теплые деньки. Поэт говорит о поздней зиме, и потому он решил охарактеризовать ее, добавив в описание теплоты, весеннего оттенка. Автор делает акцент на таких особенностях, как покрасневшая липа и начинающем желтеть березняке.
Образ весны раскрывается довольно своеобразно. Афанасий Афанасьевич отрицает ее приход, хоть и описывает явления, которые явно указывают на ее приближение. Впервые весна упоминается в момент отрицания, а затем в заключительных пяти строках. Автор воспевает не слишком поэтичные вещи — кусты смородины, румянец на щеках у девушки. Но за счет этих деталей он дает понять, что приближается не какая-то абстрактная весна, а русская.
Образ зари также появляется в стихотворении. Она символизирует тепло солнца. Уже на рассвете природа отличается своей чистотой и нежностью, она совершенно не такая, как ночью. Связь зари и весны неразрывна. Наступление нового дня, все равно что приход весны. Творческим личностям это время года дает возможность прикоснуться к прекрасному и переродиться.
сравнительный анализ стихотворений фета «еще весны душстой нега» и тютчева «еще земли печален вид»
Natalia Chudomeh Мастер (1878) 8 лет назад
Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.
Стихотворение «Ещё весны душистой нега… » запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега… ”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.
Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком
Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти.
Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть… ” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.
Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.
Интересно сравнить это стихотворение с тютчевским «Ещё земли печален вид…». написанным существенно раньше.
Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Вы увидите это, если оттолкнётесь от тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, и отметите особенности образного ряда у обоих поэтов, символику деталей у Тютчева и их конкретность у Фета
Обратите внимание на контекст, в котором у Тютчева и Фета звучат одни и те же ключевые слова: “весна”, “нега”. Сопоставьте такие образы, как “мёртвый стебль”, “редеющий сон” (Тютчев) и “телега”, “пролётные журавли” (Фет) ; “блестят и тают глыбы снега” (Тютчев) и “овраги полны снега” (Фет)
Обратите внимание на сочетания: “соловей… в смородинном кусте”, “красавица степная”, “с румянцем сизым” (“высокое” и “низкое”).
Сравнительный анализ стихов Фета и Тютчева
Стихотворение Афанасия Фета «Весенние мысли» пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то «Весна» Федора Тютчева —
Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам.
Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.
Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.
У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей «Восходит» кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль «бесконечной любовью».
У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:
Приди, струей его эфирной Омой страдальческую грудь.
Эпитеты к стихотворению Фета «Весенние мысли»: к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.
Эпитеты к стихотворению Тютчева «Весна»: строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.
В стихотворении Фета «Весенние мысли» есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков , , .
В стихотворении Тютчева «Весна» есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. «Весна. » Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные , и шипящие , , .
Мария 7. 2011 211122001174
–