Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны», краткое содержание
December 26, 2015 В статье представлен анализ стихотворения Гумилева «Капитаны». Вы узнаете содержание каждой из четырех его частей, а также то, какие образы, идеи, художественные особенности свойственны каждой из них.
Прежде чем начать анализ стихотворения Гумилева «Капитаны», отметим, что это одно из наиболее значительных творений Николая Степановича. В нем в полной мере отражена натура поэта. Николай Гумилев был тонким романтиком, который грезил о путешествиях. Неизведанные просторы и связанные с ними тайны всегда манили Н. С. Гумилева. Анализ стихотворения «Капитаны» логично было бы начать с истории создания этого цикла.
История создания цикла
Мечту о дальних странах автору удалось воплотить в жизнь уже после появления на свет этого произведения. Николай Степанович (портрет его представлен выше) совершил исследовательское путешествие. Однако при создании цикла, в 1909 году, он все еще был исполнен мечтаний. Следует полагать, что еще одним фактором, натолкнувшим Николая Гумилева на создание «Капитанов», является то, что он в это время находился в Коктебеле, приморском городе, расположенном на побережье Крыма. В этом городе жил еще один русский поэт, Максимилиан Волошин, в гости к которому и отправился Гумилев.
Существует версия, согласно которой произведение было создано совместно с целой группой поэтов, обсуждавших каждую строчку. Тем не менее, согласно воспоминаниям, оставленным Алексеем Толстым, Николай Гумилев запирался в комнате несколько дней подряд, работая над «Капитанами», а уже затем представил на суд друзей свои стихи. По всей видимости, романтическое настроение, морской воздух, давние мечты – все это вдохновило Гумилева на создание интересующего нас цикла.
Композиция
В цикл включил 4 произведения Гумилев Н. Анализ стихотворения «Капитаны» позволяет заметить, что они связаны общей темой и идеей свободы. Произведения объединяются образами и романтическим пафосом. Как показывает анализ стихотворения Гумилева «Капитаны», каждое из них является определенной частью целого, посвященной отдельной теме. Последовательно охарактеризуем каждое из них.
Первое стихотворение цикла
В цикле первое стихотворение включает всего 4 строфы. Автор достигает четкого ритма при помощи перекрестной рифмы, неполной (трости/мостик) и полной (жемчужных/южных). Размер этого стихотворения – анапест. Общая идея доносится до читателя с помощью последовательной композиции. А состоит она в том, что отважным капитанам не страшны невзгоды, ведь их жизнь посвящена морским приключениям. Автор создает с помощью характерной лексики и эпитетов собирательный образ этих капитанов.
Собирательный образ покорителей моря
Первое произведение интересующего нас цикла стало визитной карточкой такого автора, как Н. С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны» интересно тем, что воображение Николая Степановича создало романтический образ покорителей морских просторов. Это живописная, яркая проекция авторских представлений об идеале человека, его современника. Николая Степановича влечет далекая звезда, ее призывное мерцание. Его манит линия отступающего горизонта. Лирический герой стремится сбежать от будней цивилизации и домашнего уюта. Свежий, первозданный мир обещает радость открытий, приключения и хмельной вкус победы.
Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны» (первой части) позволяет выявить следующее: лирический герой произведения пришел в мир не для того, чтобы быть мечтательным созерцателем. Он жаждет быть волевым участником жизни, которая творится на его глазах. Действительность для него состоит из моментов преодоления, борьбы, преследования, сменяющих друг друга.
История создания
Николай Степанович Гумилев был известным русским поэтом Серебряного века. Заслуга этого писателя состоит в том, что он создал школу акмеизма. Помимо этого, Гумилев был известен как прекрасный переводчик. По мнению Гумилева, обязанность каждого автора состоит в написании текста доступным и понятным языком. Известно, что будущий писатель уже с детских лет лелеял мечты посетить дальние края. Весьма не удивительно, что в своем творчестве Гумилев отобразил мотивы путешествий.
«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.
Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.
Не секрет, что Николай Степанович выступал против всего неестественного. Под поэзией Николай Гумилев понимал чистое искусство, где писатель один на один общается с читателем. Наиболее известными произведениями Николая Степановича является цикл стихов «Капитаны»
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Капитаны»
Стихотворение условно можно отнести к элегии, поскольку здесь представлены романтическо-философские размышления молодого юноши о путешествиях по морям. Элегия очень необычная, она несет отсылку к флибустьерским романам.
Стихотворение посвящено жизни мореплавателей, их стойкости и героизму:
Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.
Первая часть цикла воспевает обобщенный образ бесстрашного капитана, сильного и мужественного, способного бросить вызов морской стихии. Лирический герой восхищен опытностью мореплавателя, который может уверенно отметить на карте «дерзостный путь», быстро ликвидировать бунт на борту.
Вторая часть посвящена путешественникам и первооткрывателям. Здесь упоминаются имена наиболее известных, а также людей «на первом плоту», которые стали зачинателями морского дела. Поэт объясняет любовь к смене мест тем, то людям опостылевают родные края, им хочется новизны и приключений.
Третья часть цикла имеет отсылку к пиратским романам. Едва достигнув берега, моряки спешат в таверны, чтобы за бутылкой сидра поделиться пережитым и увиденным. Шум, драки, игра в карты продолжаются «от заката до утра».
В четвертой части присутствует образ Летучего Голландца. Легенда гласит, как его призрак сотни лет бороздит по морям, управляя окровавленной рукой штурвалом. Члены его экипажа «бледны, как смерть».
Тема стихотворения
Тема сочетает в себе патриотические и лирические компоненты, стихотворение можно отнести к жанру элегии.
Идея автора заключается в том, чтобы донести до читателя необходимость приключений. Новизна и свежесть, драйв и романтика составляют полноту жизни, в которой есть место путешествиям. Пребывание в постоянном движении, открытость порыву – рецепт интересной, насыщенной жизни.
Стихотворение проникнуто романтическим пафосом, восхищением смелостью мореплавателей. В целом, присутствует позитивный настрой, искренняя и горячая убежденность.
В стихотворении есть сюжет: образы событий и образы чувств. Облик бесстрашного капитана наполнен силой и мужеством. Он уверенно мчит судно вперед, восхищая своим опытом и смелостью.
Воспоминания о бывалых мореплавателях рождают чувство гордости за своих соотечественников, вдохновение и страсть к авантюрам и приключениям.
Отважные матросы следуют по просторам морей, а, достигнув суши, спешат отметить прибытие пирушкой в таверне. Наполненность впечатлениями, радость от пережитых эмоций заставляют читателя погрузиться в этот волшебный мир. Романтичная встреча рассвета за бутылкой сидра под байки бывалых моряков будоражит фантазию так, что читатель буквально оказывается свидетелем всего происходящего.
Также в стихотворении есть фантастический образ Летучего Голландца. Таинственный призрак рождает чувство страха и благоговения, завораживает.
«Ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта
Главную мысль поэта раскрывают следующие ключевые цепочки слов:
паруса, корабли, капитаны, ураганы, дерзостный путь, безумствует море, гребни волн, трепещет, свет маяков,
победы, королевские псы, скитальцы, искатели веры, первые люди, на первом плоту, заветные грезы,
веселые матросы, в таверне сидру, черный арбалет, в заплеванных тавернах, шулера, драки, на затоптанном полу, пьяных слов,
для высшей силы, высшей доблести, корабль Летучего Голландца, смерть, невыразимо и угрюмо.
История создания
Стихотворение было написано в 1909 году. В это время Гумилев гостил в Коктебеле у Волошина. Поэт написал цикл за несколько вечеров. Такая продуктивность объяснялась просто — Николая Степановича вдохновило море.
Позже некоторые литературоведы высказали предположение, что цикл написали несколько разных поэтов. Все они собрались в гостиной у Волошина. Но эту теорию опроверг А. Толстой. Он сообщил, что сам видел, как Гумилев несколько вечеров трудился. Доходило до того, что поэт запирался в комнате и никого не пускал к себе. После такого напряженного труда Николай Степанович с особым достоинством прочитал стихотворение друзьям.
«Капитаны» относятся к раннему периоду творчества поэта. Он только мечтал о путешествиях и странствиях, но пока у него не было возможности воплотить это в жизнь.
Летучий Голландец
Финальное стихотворение интересующего нас цикла посвящено морским загадкам и легендам. Одной из них является история об известном корабле-призраке Это символ смерти. Он предвещает кончину каждому, кто увидит в море этого призрака. Автор не дает ответ на вопрос о том, откуда появился этот корабль. Он не поясняет и то, какие цели преследует Летучий Голландец. Очевидно лишь одно — легенда об этом корабле является, пожалуй, самой жуткой для каждого моряка. Однако это делает ее еще более привлекательной. Николай Степанович, однако, все-таки дает собственную трактовку этому мифу. Он отмечает, что Летучий Голландец указывает людям путь к краю мира. Он ведет туда, где «легла ужасная дорога» «капитана с ликом Каина». Это путь лишь в одну сторону. Однако тот, кто рискнет до конца пойти по нему, узнает тайны мироздания. Цена за это тайное знание — жизнь, как считает Николай Гумилев («Капитаны»). Анализ стихотворения выявляет убеждение автора в том, что в жизни каждого из этих отважных героев когда-то наступает момент, когда ему хочется встретить Летучего Голландца на бескрайних морских просторах. Очень эффектный финал.
Не зря школьникам задают проводить анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева по плану
Это произведение очень важно для понимания особенностей творчества поэта. Кроме того, оно само по себе весьма интересно, особенно юным читателям, многих из которых, так же, как и автора, привлекают далекие страны и отважные герои. Н
Гумилев с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах. Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану
Н. Гумилев с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах. Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану.
Средства художественной выразительности
«Капитаны» наполнены высоко образными средствами художественной выразительности, особенно эпитетами и метафорами.
- «Меж базальтовых скал и жемчужных» — красивый эпитет, подчеркивающий драгоценность тех мест, через которые проплывает судно капитана.
- «Быстрокрылые» — легкое сравнение парусов корабля с крыльями птицы.
- «Дерзостный путь» — образный эпитет, который наиболее точно раскрывает характер капитанов – непримиримый и смелый.
- Также для уточнения образа капитанов Гумилев вводит эпитет «острый и уверенный взгляд». Самой образной метафорой является сравнение капитанов с «паладинами зеленого храма», где под храмом подразумевается море.
На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий, — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд Что умеет на вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной Настигать исполинских китов И приметить в ночи многозвездной Охранительный свет маяков?
Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий, Синдбад-Мореход и могучий Улисс, О ваших победах гремят в дифирамбе Седые валы, набегая на мыс!
А вы, королевские псы, флибустьеры, Хранившие золото в темном порту, Скитальцы арабы, искатели веры И первые люди на первом плоту!
И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет, Кому опостылели страны отцов, Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет, Внимая заветам седых мудрецов!
Как странно, как сладко входить в ваши грезы, Заветные ваши шептать имена, И вдруг догадаться, какие наркозы Когда-то рождала для вас глубина!
И кажется — в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга.
С деревьев стекают душистые смолы, Узорные листья лепечут: «Скорей, Здесь реют червонного золота пчелы, Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»
И карлики с птицами спорят за гнезда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звезды, Как будто наш мир не открыт до конца!
Только глянет сквозь утесы Королевский старый форт, Как веселые матросы Поспешат в знакомый порт.
Там, хватив в таверне сидру, Речь ведет болтливый дед, Что сразить морскую гидру Может черный арбалет.
Темнокожие мулатки И гадают, и поют, И несется запах сладкий От готовящихся блюд.
А в заплеванных тавернах От заката до утра Мечут ряд колод неверных Завитые шулера.
Хорошо по докам порта И слоняться, и лежать, И с солдатами из форта Ночью драки затевать.
Иль у знатных иностранок Дерзко выклянчить два су, Продавать им обезьянок С медным обручем в носу.
А потом бледнеть от злости Амулет зажать в полу, Вы проигрывая в кости На затоптанном полу.
Но смолкает зов дурмана, Пьяных слов бессвязный лет, Только рупор капитана Их к отплытью призовет.
Но в мире есть иные области, Луной мучительной томимы. Для высшей силы, высшей доблести Они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками Непрекращаемого танца, И там летит скачками резкими Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся, Но, знак печали и несчастий, Огни святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти.
Сам капитан, скользя над бездною, За шляпу держится рукою, Окровавленной, но железною, В штурвал вцепляется — другою.
Как смерть, бледны его товарищи, У всех одна и та же дума. Так смотрят трупы на пожарище, Невыразимо и угрюмо.
И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали.
Ватаге буйной и воинственной Так много сложено историй, Но всех страшней и всех таинственней Для смелых пенителей моря —
О том, что где-то есть окраина — Туда, за тропик Козерога! — Где капитана с ликом Каина Легла ужасная дорога.
Описание стихотворения
«Капитаны» — одно из самых известных стихотворений Николая Степановича Гумилёва, в котором он описывает мрачную картину жизни и смерти морских капитанов, отбывающих в свои последние рейсы. Гумилёв передаёт все непростые переживания капитанов, которые изнурены многолетними морскими плаваниями и не ждут ничего хорошего от своих последних рейсов.
Форма стихотворения сделана по принципу герметического стиля, в котором автор выражает свои мысли и эмоции через метафоры и символы. Стихи написаны в знакомой Гумилёву форме «красного» стиха с напряженным ритмом и раскачивающимся мелодическим ладом.
Оригинальная идея стихотворения заключается в том, что капитаны, которые отбывают свой последний рейс, сравниваются с древними героями, которые идут на смерть в знак своей преданности своей земле и любимым женщинам. Совершенно явно, что Гумилёв хотел передать через эту метафору своё отношение к судьбе всех людей, однажды приговоренных к смерти.
- Строф: 4;
- Строк: 24;
- Количество рифм: 2;
- Авторский язык;
Фон первого стихотворения
Гумилев захвачен поэтизацией этого волевого импульса. Он даже не замечает, как множественное число в пределах сложного предложения («ведут капитаны») меняется на единственное («кто… вспоминает… или… рвет»). Можно заметить, что у этого стихотворения общий «морской» фон. Автор создает его условно-романтическими размашистыми контрастами («мальстремы – мель», «базальтовые – жемчужные», «полярные – южные»). «Изысканные» предметные подробности подаются крупным планом. Это, например, «клочья пены» с ботфорт или «золото» с манжет.
Смотреть галерею
Можно сказать, что «Капитаны» построены как описание в стихах живописного полотна. Сильный человек, вознесенный над толпой статистов и стихией, находится в центре композиции. Морской фон создан автором с использованием стандартных приемов маринистики («гребни волн», «клочья пены», «ураганы», «скалы»).
Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.
Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.
Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.
Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».
Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.
Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.
В статье представлен анализ стихотворения Гумилева «Капитаны». Вы узнаете содержание каждой из четырех его частей, а также то, какие образы, идеи, художественные особенности свойственны каждой из них.
Прежде чем начать «Капитаны», отметим, что это одно из наиболее значительных творений Николая Степановича. В нем в полной мере отражена натура поэта. Николай Гумилев был тонким романтиком, который грезил о путешествиях. Неизведанные просторы и связанные с ними тайны всегда манили Н. С. Гумилева. Анализ стихотворения «Капитаны» логично было бы начать с истории создания этого цикла.
Тематические мотивы
В стихотворении «Капитаны» Н.С. Гумилёва присутствуют несколько тематических мотивов, которые помогают автору передать свое отношение к образу капитанов и атмосфере морской жизни.
- Мотив свободы и приключений. Капитаны олицетворяют для автора свободу и возможность приключений. Они не ограничены жизнью на суше, они могут управлять кораблем и путешествовать по морям. Гумилев описывает красоту моря и силу ветра, словно призывая читателя присоединиться к путешествию на корабле.
- Мотив верности и долга. Капитаны также символизируют верность своей профессии и долгу перед экипажем. В стихотворении упоминается, что капитаны «возьмут экипаж на мельницы и заберут готовить утренний чай», показывая заботу о своих людях и обязательность перед ними.
- Мотив опасности. Вместе со свободой и приключениями капитаны сталкиваются с опасностью на море. Автор описывает бури и штормы, которые могут уничтожить корабль и унести жизни экипажа. Также упоминается поврежденный корабль, который нужно чинить и возвращать в строй.
Таким образом, тематические мотивы в стихотворении «Капитаны» помогают передать разнообразие и сложность морской жизни, а также отношение автора к этому образу.
Интерпретация содержания стихотворения
В стихотворении «Капитаны» Н.С. Гумилёв поднимает тему мужества и духовных качеств истинных лидеров. Он описывает капитанов, которые готовы нести ответственность за своих подчиненных и защищать их, без колебаний отправляясь на боевые походы.
Автор изображает капитанов как высокоочищенных и мужественных личностей, вкладывающих в их работу все силы и духовные возможности. Они не побоются смерти и готовы идти до конца в своей борьбе. Мотивом их действий является любовь к своей родине и желание защитить ее.
Строки стихотворения говорят о том, что по-настоящему достойные капитаны не могут быть заменены простыми людьми и не прекратят борьбу до тех пор, пока не достигнут своей цели. Гумилёв показывает, что такие капитаны не просто лидеры, но и герои, которые продемонстрировали свои духовные качества, смелость и преданность своей стране.
В целом, стихотворение «Капитаны» наполнено героической тематикой и передает чувство глубокого уважения к людям, которые готовы жертвовать своей жизнью ради защиты своей родины и народа.