«листок» — анализ стихотворения м.ю. лермонтова

Проведение анализа

Для грамотного построения сочинения, посвященному анализу стихотворения «Листок», необходимо составить план. Такая тактика поможет последовательно изложить мысли и избежать повторов:

  1. Первая часть — небольшое введение, раскрывающее историю написания стихотворения, а также период творчества автора, в который было создано произведение.
  2. Следующий этап — необходимо, сосредоточившись, прослушать текст, проникнуться чувствами, настроением, производимым творением на слушателя. Во время чтения нужно голосом передать все тонкости и глубину чувств и событий, поэтому декламировать следует с интонацией и выразительно.

Литературные критики подробно проанализировали особенности произведения, поэтому можно составить конспект-перечень источников. Также желательно выписать идеи и основные мысли, которые впоследствии рекомендуется использовать во время работы над сочинением. Основное правило — не переборщить с цитатами, их не должно быть слишком много, отбирать следует лишь содержательные, писать кратко, емко.

Выбирая образные средства, нужно делать упор не на количество, а на качество. Вписывать все стоящие в ряд прилагательные, выдавая их за эпитеты, недопустимо. Достаточно привести 2−3 самых захватывающих из них, которые действительно иллюстрируют значимые идеи поэта, чем простое перечисление.

При написании сочинения необходимо апеллировать не только к исследованиям литературных критиков, опираясь на их теоретическую базу, следует выражать собственные размышления и соображения относительно прочитанного стихотворения. Только так можно создать образцовый анализ произведения.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», тайный смысл

Лермонтов рассказывает о двух совершенно противоположных персонажах. Чинара растёт в любви и гармонии — её зелёные ветви ласкает ветер, её окружают птицы. Море омывает её корни, солнце и то любит чинару.

К бедному листку судьба не была так благосклонна, его не жалел никто. Наоборот, мир к нему был настроен враждебно — буря оторвала от родного дерева, затем ветер гнал его вдаль. Не щадили листок ни холода, ни жара. Под воздействием такого негатива от увял. Грустью пронизано стихотворение довольно молодого человека. А ведь до его гибели остаётся совсем мало времени. В конце июля 1841 он погибнет на дуэли, так же, как и его великий кумир Пушкин. Может быть, Михаил Юрьевич предчувствовал это и понимал, что после его скитаний на чужбине ему тоже придётся увянуть до срока? Вот к каким выводам может привести глубокий Лермонтова «Листок». Но это лишь предположения. Что же дальше было с несчастным странником, оторвавшимся от ветки и попавшим на чужбину? Нашёл ли он покой и приют? Об этом расскажет поэт — Михаил Юрьевич Лермонтов.

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», – таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» – эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами, которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑

Образная система текста

При написании сочинения как на уроке в классе, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противопоставлении двух ключевых персонажей и выстроена основная сюжетная линия и проблематика. Главный герой, дубовый листок, оторванный от ветки, символизирует собой странника, всеми гонимого, никому не нужного

Он увял и засох от зноя и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям. И кажется, что судьба, наконец, смилостивилась над ним, он оказался у Черного моря, где светит ласковое солнце, дует теплый ветерок, журчат ручьи.

Но разочарование поэта настолько сильно, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этом райском краю, где есть все, несчастный странник оказывается один, никому не нужный. Основная мысль, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сочувствия добиться невозможно. Текст заставляет задуматься о том, что в своем несчастье каждый остается наедине с самим собой.

Противоположный образ, гордая и красивая чинара, растущая в тепле и комфорте, она счастлива, у нее есть все, поэтому одиночество ей не грозит. Ее слух услаждают райские птицы, ее зеленые листы согревает теплое солнце, кажется, что от нее требуется совсем немногое — дать временный приют несчастному скитальцу. Но прекрасное дерево не готово проявить милосердие. Уверенное в собственной силе, оно с презрением отвергает несчастного, говоря: «На что мне тебя!».

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике. являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно. в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности. эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

6 класс кратко по плану

Тема

  • Одиночество относится к доминирующим мотивом лирики М.Ю. Лермонтова. Именно эта тема является главной в стихотворении «Листок», а в роли побочной выступает линия бродяжничества. Лирический герой оказывается совершенно один в незнакомых краях, вдали от родины. Эту внутреннюю драму усиливает отказ надменной чинары приютить бедного странника. В листе воплощён образ бродяги, со всеми характерными чертами: он не имеет гордости, готов жаловаться, если бы он мог, наверное, упал бы на колени, только бы получить «приюта на время».
  • Мотив экзотической страны, к которой стремится герой, свойственен для романтизма. Но стоит учитывать, что написано это уже в поздний период эпохи и зрелым автором, который знает, что такое разочарование.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Анализ стихотворения Жуковского «Листок»

Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный», «от дружной ветки отлученный», «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок», но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится». Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о», «у», «а». Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему. Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.

Анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)

О чем расскажет нам анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)? Пожалуй, о многом и, в первую очередь, при внимательном разборе можно увидеть между строк биографию самого автора, а также его личную трагедию, которая сопровождала поэта до конца его дней.

«Листок» родилось в 1841 году, незадолго до смерти Лермонтова, поэтому его наряду с другими похожими произведениями можно считать своеобразным поэтическим завещанием, жизненным итогом. В стихотворении есть и факты из жизни писателя. Так, мы читаем о море, а ведь именно после посещения Кавказа, родились эти прекрасные, но грустные строки.

Тема стихотворения «Листок» – это излюбленная Лермонтовым тема одиночества. Всю свою жизнь поэт скитался так же, как и дубовый листок, в поисках родственной души. Но, увы, как листок не приняла горделивая чинара, так и автор при жизни был не понят и не принят обществом. Наверное, поэтому основной мыслью стихотворения можно считать невозможность человека быть счастливым на земле.

«Листок» – стихотворение зрелого периода творчества Лермонтова. Это можно утверждать, даже не зная даты создания, ведь в стихах молодого поэта читался бунтарский дух, непризнание покоя как оплота счастья. Совсем о другом читаем мы в стихотворении «Листок». Лирический герой, дубовый листок, ищет пристанища, а значит, покоя. И хотя напрямую об этом в стихотворении и не написано, мы можем понять это благодаря композиции, которую можно разделить на две части.

Первая часть повествует нам об истории дубового листочка, оторвавшегося от ветки и вынужденного скитаться по свету. Одинокий, без защиты родного дерева, он преодолел нелегкий и долгий путь, полный холода, зноя и горя. В первых двух четверостишиях узнает читатель о глубокой душеной ране дубового листка. Это понятно из того, как пишет автор об этом. «Оторвался от ветки родимой» – сколько горя в этих словах! Это все равно что отнять у человека семью, самых близких, выгнать из дома, где было хорошо и спокойно. И на смену родимой ветке пришла «жестокая буря», которая гнала прочь от дома листок.

И вот после долгих скитаний листок, уже пожелтевший и засохший от непогод и горя, долетает до Черного моря, где ему встречается молодая чинара. Листочку кажется это место настоящим раем, ведь ласковое солнце и сочная зелень чинары так сильно отличаются от его «суровой отчизны», прогнавшей его из дома. Но оказалось, что счастливой чинаре не нужен жалкий странник. «Ты пылен и желт…», – говорит она страннику. И в этом коротком предложении узнает читатель жестокость человеческого общества. А ведь и правда, довольному и сытому человеку часто не хочется брать на себя заботу о слабом и страдающем. И наверное, в этом заключается трагедия самого автора, которого больно ранило непонимание людей вокруг. Поэтому и Лермонтов так и не смог найти приют для своей страдающей души.

Последние строки стихотворения – это пренебрежительные слова заносчивой чинары. Финал его выглядит незаконченным, но читателю несложно догадаться, что ждет впереди главного героя. Бесконечное одиночество – вот удел пожелтевшего от тоски листка. Открытая концовка позволяет нам самим домыслить и пофилософствовать о жизни.

Тему стихотворения автору помогают раскрыть многочисленные средства художественной выразительности. Яркие эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» делают образы стихотворения более выразительными, а метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» помогают нам более эмоционально воспринимать идею поэта.

Есть в стихотворении и ассонанс «о», «а», который вместе с пятистопным амфибрахием создают нужное грустное настроение.

«Листок», как и некоторые другие поздние стихотворения Лермонтова, были напечатаны только после его смерти. Судьбу главного героя можно считать отражением судьбы самого автора. Он так же всю жизнь был чужим среди людей, одиноким в толпе. И даже многое из его творчества при жизни писателя так и не было принято современниками. «Листок» – это бессмертный шедевр Лермонтова, из которого даже спустя столетия читатель может понять и прочувствовать душевное состояние одного из самых великих и талантливых русских поэтов.

«Листок» — финал стихотворения

Листок рассказал чинаре о своей судьбе о том, сколько всего ему пришлось испытать, какие тяготы и трудности поджидали в пути. Он попросил её приютить около своих изумрудных листьев. Листок рассказывает, что знает много интересных историй. Но чинаре, как она говорит, не нужны его небылицы. Райские птахи ей утомили слух. Поэтому больше ничего слушать не желает. Ей не нравится внешний вид листка. Чинара сказала, что он жёлтый и пыльный и не пара её свежим зелёным сынам. Дерево говорит, чтобы путник шёл себе дальше, ведь она его не знает. При этом чинара рассказывает, в каких прекрасных условиях растёт и значит ей больше ничего не надо для счастья. Ведь она любима солнцем и блистает для него, в сторону неба растут её ветви, море даёт влагу корням. Ей хорошо, а до листка нет никакого дела. Вот так печально заканчивает своё произведение Михаил Лермонтов.

«Листок» был написан в 1841 году. Стихотворение в какой-то степени напоминает сказку. Главные действующие лица — листок и красавица-чинара. Если внимательно прочитать стихотворение, то приходит осознание, что листок — это и есть сам Лермонтов. Поэт не раз отождествлял себя с природой и одушевлял неживые предметы. Здесь он выставляет лист как живое существо.

Он говорит, что дубовый лист — изгнанник, буря гонит его на юг. Лермонтов тоже был гоним на юг, на Кавказ. Там он находился в ссылке, где тосковал по родине и друзьям. Листок встречает возле моря красавицу-чинару со свежими зелеными листьями. Сухой и желтый дубовый лист просит ее приютить его и спрятать от палящего солнца. Взамен он обещает ей рассказать много историй о своем странствии. Но чинара отвергает его и гонит прочь, указывая на то, что ему нет места среди ее зеленых листьев.

Также и Лермонтов хотел найти приют на Кавказе, но его не приняли. У себя на родине поэт имел поклонников и сподвижников, а на Кавказе его творчество никому не нужно, там другой менталитет. Лермонтов чувствовал одиночество и неприкаянность, он был чужим для местного народа. Его воспринимали как чужеземца, недостойного внимания. Он, как и дубовый лист остался в одиночестве, всеми гонимый.

В стихотворении пять строф, только последняя строфа является восьмистишием, остальные — четверостишия. Размер произведения можно определить как амфибрахий. Поэт использовал женскую рифму, а что касается рифмовки, то здесь она перекрестная и смежная. Стихотворение изобилует художественными средствами: эпитетами, метафорами и олицетворениями. Лермонтов в позднем творчестве затрагивал вопросы бытия, смысла жизни и человеческого одиночества. Листок — это символ неприкаянной и всеми гонимой души.

Главные герои

Главные герои стихотворения противопоставлены друг другу. Лирический герой – дубовый листок, он представлен слабым, немощным. Его образ может вызвать сочувствие у читателя, но не у жестокой и безжалостной чинары. Она мнит себя королевой, её окружает всё самое прекрасное, о чём может только мечтать этот бедный пришелец. Листок напоминает нищего, просящего приюта, словно милостыни, но чинара холодна, как и омывающее её море. Скиталец «бледен и жёлт», сам себя он называет «бедным», у чинары же «зелёные ветви», она «солнцем любима», для него цветёт её красота, а у листочка нет цели. Гордая красавица пренебрежительно относится к замученному скитальцу, капризно игнорирует все его мольбы и просьбы.

Лирика Жуковского В.А.

Пережив трагедию любви к Маше Протасовой, смерть ее, Андрея Тургенева, родной матери и Марии Григорьевны Буниной, Жуковский становится как бы обитателем двух миров, где стираются грани между жизнью и смертью, реальным и ирреальным. Но человеческое, живое побеждает в нем: «При мысли великой, что я человек, / / Всегда возвышаюсь душою» («Теон и Эсхин»). Отсюда «Сельское кладбище» — перевод элегии Грея, который Жуковский называл своим первым стихотворением. Элегический стих, несущий тишину, успокоение, веру в будущее, характерен для Жуковского этого периода. Отсюда стихотворение «Теон и Эсхин», знаменующее собой силу и красоту чувства любви и веру в вечность. Вот почему «для сердца прошедшее вечно» и «горе и радость — все к цели одной» — эти основные мотивы поэзии Жуковского будут сопровождать все его творчество. Жуковский вошел в историю литературы прежде всего как мастер лирической поэзии, как художник, которому многое открылось, как поэт, определивший дальнейшее развитие русской лирики, останавливаясь на самых различных особенностях и вариациях этого искусства.

Поэзия Жуковского — особая, отнюдь не похожая на то, что писали его современники. Он первый понял огромную разницу между правдой жизни и правдой искусства, понял, что не все можно выразить словом, но что само слово многомерно, беспредельно в своем звучании, многозвучно. Он понял, что значит музыка слова. Искусство способно отразить только часть, отблеск ощущений — все ему не подвластно

Это чистый романтизм, ибо для реализма есть «выразимое», важно «выразимое». А здесь — бесконечное количество оттенков, ощущений,

того, что несет очень много эмоционально-чувственного.

Важнейший мотив лирики Жуковского — мотив «минувшего», «прошедшего», «воспоминания». «Я и воспоминание — одно и то же», — скажет он в 1837 году. Тоска о прошедшем, счастье в воспоминаниях — об этом и в поэзии, и в дневниках, и в письмах, заметках. Очевидно, эти мотивы связаны с сердечной биографией поэта, и с новой силой они звучат в 1818 году — в период тяжелой жертвы и совершенствования воли для поэта: «минувших дней очарованье», «святое прежде», «привет бывалый», «скажу ль тому, что было: будь?» («Песня»). Кредо поэта в это время: «жизнь и поэзия — одно». Поэзия должна возвышать душу человека. Но ведь прекрасно то, чего нет, — как же возвысится душа? Отсюда великая идея Жуковского — идея вечной красоты. Без этого нет жизни. Бытие приобретает звучание только тогда, когда оно облечено в идею вечно прекрасного. Такова светлая природа поэзии Жуковского. Читая его, не знаешь, где остановиться. Все время — поток, поток красоты. Это глубокое воздействие на читателя, эта завораживающая длительность стиха, этот постоянно бегущий вперед, захватывающий дыхание лексический, звуковой, музыкально-ритмический, образный ряд его поэзии — при самых разных формах выражения. Жуковский открыл пейзажную лирику глубокого философского звучания. Весь мир природы у Жуковского одушевлен, очеловечен. Он выступает как огромная, всепоглощающая стихия красоты и величия человека и мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: