Композиция и жанр
Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.
Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:
Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений
Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений
Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.
Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.
Третья строфа — это клятва. Лирический герой стихотворения обещает, что когда стихнут бои и все ныне живущие уйдут, «русское слово» будет жить в потомках, оно никогда не исчезнет из памяти:
В этом «навеки» и заключена великая мощь русского народа, который не склоняет головы даже в тот момент, когда кажется, что нет больше никакого выхода. План Ахматовой заключался в том, чтобы донести это до сознания своих читателей, дать им надежду, внушить, что только в их силах сохранить то, что так дорого сердцу советского человека.
По жанру «Мужество» относится к гражданской лирике. В стихотворении легко можно найти ее характерные черты:
- Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
- Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
- Призыв к исполнению гражданского долга.
- В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
- Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.
Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.
Тема и идея стихотворения
Стихотворение «Мужество» — о войне. По мнению поэтессы, необходимым условием для жизни в сложившейся военной обстановке является мужество. Враги России стремятся уничтожить русскую культуру вместе с ее народом. Эту сложную и важную тему Ахматова смогла раскрыть всего в нескольких строках. Она утверждает, что если перестанет существовать русский язык, то исчезнет и наша нация. Поэтому в стихотворении звучит обещание автора сохранить русскую речь свободной и чистой, невзирая на ужасы войны.
Идея стихотворения – это твердая, непоколебимая вера в силу русского народа. Это уверенность в том, что у людей достаточно мужества и упорства для победы. Стихотворение звучит размеренно, гордо и торжественно, что отождествляет его с клятвой, обещанием победить, отстоять свою землю, свой язык, свои традиции.
Рецензия, краткий анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой
Судьба поэтессы Анны Ахматовой была очень непростой. Она стала участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Советская власть не признавала творчества поэтессы, ее произведения подвергались яростной критике. По обвинениям в государственной измене и «антисоветчине» был расстрелян муж Ахматовой, сослан в сибирские лагеря ее любимый сын. Это окончательно отвратило поэтессу от тоталитарного режима.
Начало Великой отечественной войны существенно повлияло на взгляды многих людей. Политические убеждения отошли на второй план в условиях смертельной угрозы самому существованию России. Ахматова не осталась в стороне от происходящих событий. В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.).
Произведение посвящено человеческому качеству, которое было присуще самой Ахматовой. Только мужество позволило ей выжить в невыносимых условиях. Потеря самых близких людей сопровождалась острым одиночеством и крайней бедностью. Поэтесса буквально выживала, но продолжала заниматься творчеством. Поэтому именно в мужестве она видит залог спасения русского народа.
Стихотворение может считаться непосредственным обращением к творческим людям. Ахматова подчеркивает, что физические лишения и страдания – ничто по сравнению с утратой культурного наследия
Нацисты понимали важность национальных корней, поэтому стремились к уничтожению и осквернению культурных ценностей покоренных народов. Ахматова заявляет, что утрата родного дома и собственной жизни не так важны ради сохранения высшего достояния – «русской речи» и «Великого русского слова»
Поэтому на плечи поэтов и писателей возлагается огромная обязанность по бережному сохранению русского языка в чистоте и неприкосновенности и передаче его следующим поколениям.
Богатая русская культура должна помочь народу выстоять в этой смертельной борьбе. Это было уже не раз доказано в прошлом и, безусловно, повторится в будущем. Ахматова считает, что величие страны определяется не уровнем ее экономического или политического развития, а наличием особой духовной силы. Эта сила, подкрепленная мужеством людей, — мощный фундамент народа, который невозможно сокрушить.
Аудитория «Мужества» Ахматовой
Основное предназначение гражданской лирики – подъем боевого духа и сохранение бодрости и силы воли народа, сражающегося за родную землю. «Мужество», написанное в 1942 году, заняло почетное место на страницах сборника под названием «Ветер войны», работу над которым писательница начала еще в 1941-м. Ахматова – противница коммунистического режима, который отобрал у поэтессы самых родных и близких людей. Логично, что Ахматова не поддерживала коммунизм – в его советском воплощении, по крайней мере.
Однако поэтесса до безумия любила Россию – родину, а также свой народ, который, как верила Ахматова, способен пережить любую «непогоду». Что могла дать народу Ахматова? Моральную поддержку, вдохновение через слово:
Намек на лишения, которые не страшно претерпеть в военное время, отсылает к интеллигенции, к людям творчества. Ахматовой и самой пришлось пережить страдания – и душевные, и физические. Однако писательница настаивает, что утрата культуры, наследия не сравниться с отсутствием комфортных условий жизни. Это хорошо понимали немцы, которые стремились уничтожить не просто население или солдат, а, прежде всего, убить культуру, устранить культурную память и уничтожить язык. Даже немецкий философ Мартин Хайдеггер (пусть и в несколько другом контексте) говорил, что «язык – это дома бытия».
Анализ произведения «Мужество»
Теперь, когда мы имеем некоторое представление о разных вехах и измерениях творчества Ахматовой, мы можем перейти непосредственно к анализу произведения под названием «Мужество». Ахматова пишет этот стих в 1942 году – в период, когда за окном в самом разгаре бушевала Великая Отечественная война. Ахматова в это время эвакуирована в Ташкент, откуда и пишет строки «Мужества». О чем же это произведение? Безусловно, центральная тема стиха – чувство смелости, храбрости, которое проявляют люди порой неожиданно для себя во время катаклизмов. Война – как раз такой катаклизм, который сеет страх и ужас, вынуждая людей брать оружие и воевать за идеалы свободы, а также за сохранность своей культуры.
Особенности композиции «Мужества»
«Мужество» композиционно разделяется на отдельные смысловые части. Всего произведение включает два катрена и один дистих. Первая смысловая часть посвящена непосредственно размышлениям о мужестве, а вторая обращается к русскому народу, который, как верит поэтесса, обязательно выстоит в сражении и одержит победу. Цели войны, сражения раскрываются в двустишье:
Набор средства выразительности стиха
По жанру литературоведы единогласно относят «Мужество» к гражданской лирике, ведь здесь поэтесса выражает переживания о судьбе народа России, описывает чувства печали и грусти, потому что война – это всегда кровь и брат выступает против брата. Чтобы передать смысл и настроение произведения, Ахматова использует метафоры, повторы, эпитеты и аллитерации, придающие изюминку средствам выразительности стиха.
Еще одна особенность, отличительная черта «Мужества» Ахматовой – наличие восклицательной интонации, которая, в общем-то, не требуется по содержанию. Аллитерации – это способ буквально выразить образы и ассоциации, возникающие при упоминании мужества, смелости, войны. Например, здесь можно вспомнить частое употребление слов с буквой «р», а также обилие в произведении шипящих
Ахматова не обошла вниманием такую редкую фигуру, как синекдоха (русское слово)
Ремарка о тематике стиха Ахматовой
Итак, мы уже говорили о том, что в центре лирического повествования стоит тема мужества. Этот же мотив выносится и в название стихотворения. Народная борьба происходит, прежде всего, за культуру и идеалы свободы. Защитить культуру – значить защитить и родную страну. Ахматова выстраивает логику стиха и цепочку образов из трех ключевых позиций: это слово, народ («мы»), а также непосредственно мужество. Идея, которую старается донести поэтесса, усиливается способом выражения, избранным Ахматовой. Автор пишет от первого лица множественного числа, постоянно повторяя «мы». Это отсылает к идее о единстве народа, который становится словно единым целым, когда борется за одни, общие ценности. С другой стороны, «мы» намекает на то, что Ахматова причисляет к народу и себя в том числе.
По мнению поэтессы, мужество – это основной союзник русских в борьбе против недруга. Ахматова на собственной «шкуре» испытала все тяжести войны и революции, поэтому писательница не скрывает, что прекрасно осознает цену свободы и плату, которую требует война. Народ остается свободным и независимым, пока существует его культура, а культура хранится, прежде всего, в слове. В этом стихе на первый план выдвигается особая форма любви – любовь к родной стране, к Родине, к Отечеству.
3.5
5
(
6
голосов
)
История создания
Стихотворение «Мужество» датировано 1942 годом. В это время Ахматова переживает начало своей поэтической зрелости в окружении больничных коек и окровавленных повязок, читая свои стихи в Ташкентском госпитале. Сюда она была переведена в эвакуацию из Москвы, здесь она с жадностью ждала новости с фронта, здесь она любила Родину так, как никогда.
Так вот, начатый еще в 41-м сборник “Ветер войны” пополнился тогда стихотворением, ставшим, без всякого преувеличения культовым. Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя ни только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.
“Такой судьбы не было еще ни у одного поколения” — писала когда-то Анна Ахматова в своих мемуарах. Очевидно, что гений поэтессы не мог опуститься до меланхоличных размышлений о паритете своего поколения над подрастающим. Она имела на это весьма веские причины, в первую очередь, в лице собственного опыта. Люди, знающие историю, понимают, что современники Ахматовой пережили вовсе не то, что отражено в современных учебниках. Они переживали не войну, или революцию. Каждый из них, без всякого преувеличения, переживал личный апокалипсис, при котором только что возведенные воздушные замки рушились в перманентно деформирующемся мире, где мечты переправляются в сталь, а идеи перемалывают людей на полях сражений. Были ли том мире, где вся добродетель и красота закованы в бетон животной необходимости выжить и отомстить, истинные продолжатели идей духовности, бескорыстия и честности?
Стихотворение «Мужество» Ахматова Анна Андреевна
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Мужество Что привлекательней очам, Как не огня во тьме блистанье? Что восхитительнее нам, Когда не солнечно сиянье? Что драгоценней злата есть Средь всех сокровищ наших тленных? Меж добродетелей отменных Чья мужества…
- И так же кичились они И так же кичились они, И башню надменную вздыбили, — На Господа поднятый меч. И вновь вавилонские дни, И вот она, вестница гибели, — Растленная русская речь! О, этот кощунственный…
- Есть такая сторона 1 Есть такая сторона — русская поэзия: дорогие имена, редкая профессия. Искры огонек живой — дар так называемый,- вот и бродит сам не свой — автор уважаемый. 2 Пушкин, Маяковский,…
- Мужество Когда ребенок ходит — Разве страшно Ему шагнуть, А если надо — прыгнуть! Ему стоять на месте — Тяжелее, Чем проноситься Сквозь густую заросль….
- Надо мужество иметь Надо мужество иметь, чтобы полото тревоги в сутолоке и в мороке не разменивать на медь. Надо мужество иметь, не ссылаться на эпоху, чтобы божеское богу вырвать, выкроить, суметь. Надо мужество…
- Последний человек Он возвращался с собственных поминок В туман и снег, без шапки и пальто, И бормотал: – Повсюду глум и рынок. Я проиграл со смертью поединок. Да, я ничто, но русское…
- Черный ворон, белый снег Б. Окуджаве Черный ворон, белый снег. Наша русская картина. И горит в снегу рябина Ярче прочих дальних вех. Черный ельник, белый дым. Наша русская тревога. И звенит, звенит дорога Над…
- Запевка Ох, пора тебе на волю, песня русская, Благовестная, победная, раздольная, Погородная, посельная, попольная, Непогодою-невзгодою повитая, Во крови, в слезах крещеная-омытая! Ох, пора тебе на волю, песня русская! Не сама собой…
- Сергей Есенин Сказка это, чудо ль, Или это — бред: Отзвенела удаль Разудалых лет. Песня отзвенела Над родной землей. Что же ты наделал, Синеглазый мой? Отшумело поле, Пролилась река, Русское раздолье, Русская…
- Восточный мотив Я скажу: «Милая…» Я скажу: «Милая!..» Я скажу: «Милая!!» Раз скажу «милая» — Губы раскроются, Два скажу «милая» — Сердце раскроется, Три скажу «милая» — Душа распахнется. Милая — сильное…
- Подражание псалму CXXXVI В дни плена, полные печали, На Вавилонских берегах, Среди врагов мы восседали В молчаньи горьком и слезах; Там вопрошали нас тираны, Почто мы плачем и грустим: «Возьмите гусли и тимпаны…
- Песнь о земле русской О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. XIII век Князи мудрые, вой сильные, девы дивные — косы русые. Разливает реки синие во все стороны земля русская! Травы сочные, кущи…
- Припаи льда все море обрамляют Припаи льда все море обрамляют; Вдали видны буран и толчея, Но громы их ко мне не долетают, И ясно слышу я, что говорит хвоя. Та речь важна, та речь однообразна,-…
- «Загадочная русская душа «Загадочная русская душа…» Какая чушь! Она открыта — настежь и для веселья, и для метяжа, и для молчанья гордого в ненастье. На Западе гадалки, морща лоб, как будто нет занятия…
- Кремлю Лишь первый снег начнет сверкать — Руси холодная эмблема, Иду я трепетно читать Тебя, гранитная поэма. Огнем на солнечных лучах Горят кресты замоскворечья, На ветхих каменных стенах Читаю я седые…
- Великое чувство! У каждых дверей Великое чувство! У каждых дверей, В какой стороне ни заедем, Мы слышим, как дети зовут матерей, Далеких, но рвущихся к детям. Великое чувство! Его до конца Мы живо в душе…
- Палехская шкатулка Все тут исконно русское, Все из родимых мест: Парни, орешки лузгая, Ласковых ждут невест. А за холмами, вытянув Кованых войск ряды, С вызовом смотрят витязи В темь Золотой Орды. Как…
- Шторм Скачут волны в гривах пены, Даль кипит белым-бела. Осень вырвалась из плена, Закусила удила. Казакуют вновь над Крымом, Тешат силушку шторма. А потом — неумолима — Закуражится зима. Мне и…
- Свободное слово Ты — чудо из божьих чудес, Ты — мысли светильник и пламя, Ты — луч нам на землю с небес, Ты нам человечества знамя! Ты гонишь невежества ложь, Ты вечною…
- Предчувствие Нет, я не знаю, как придется тебя на битву провожать, как вдруг дыханье оборвется, как за конем твоим бежать… И где придется нам проститься, где мы расстанемся с тобой: на…
Вы сейчас читаете стих Мужество, поэта Ахматова Анна Андреевна
Позиция русского человека
Ахматова в стихотворении отражает свою позицию русского человека, его устами за год до написания строк она говорит, как рупор истины:
Анна Андреевна призывает не к защите власти, а к защите земли русской, своей веры, культуры и традиций. В начале XXI века мне рассказывал дед, который всю войну прошёл на танке, о настроении в тот момент у народа и армии. Только малая часть искренне шла в атаку с криками «За Сталина», большинство поднимались на смертный бой за свою семью и землю. Кстати, в начале войны оборону в СССР держали более по приказу, со всей душой стали подниматься в атаку, когда увидели бесчинства фашистов на захваченной территории.
Примерно в момент исторического осознания смысла борьбы Ахматова и пишет строки:
Вариант 2
Стихотворение Мужество было написано во времена Великой Отечественной войны. 1942 год являлся переломным и доказывающим, что гитлеровская Германия не такая всемогущая. Во время написания сама поэтесса находилась в блокадном Петербурге. Даже в те времена приходилось верить в то, что когда-нибудь будет намного лучше, чем сейчас.
Поэтому главной темой стихотворения является то, как народ борется со всеми невзгодами и своим врагом. Борьба за выживание и обеспечение жизни своим потомкам это то, что и по сей день является самым главным для каждого человека. В каждой строчке Анна Ахматова призывает не терять самообладание и мужество. Дорожить каждым днем и верить в победу русского оружия.
А наследием считается только русский язык. Поэтому и главным образом здесь встает слово. Ведь именно речь показывает богатство народа во всей его красе. Также есть несколько наставлений для будущих поколений. Их роль состоит в том, чтобы жить после войны без каких-либо сложностей и невзгод. А русский язык беречь больше всего.
Сама поэтесса считает именно это тем, что смогло объединить на таком пространстве множество народов. Сплотить их в борьбе с нацизмом и позволить координацию своих действий. Важными моментами являются такие выражения, как: «Мы знаем, на наших часах и на не покинет». В них она вкладывает общую цель и смысл всего происходящего. Ведь каждый человек это хоть небольшая, но все же частичка чего-то большего в жизни страны. Особенно в ее будущем!
Также поднимается роль самой войны. Она должна показать будущим поколениям, насколько мир слаб в своих пороках. Не стоит им поддаваться даже в тех случаях, когда кажется, что иначе нельзя. А исход таких событий предугадать невозможною ведь каждый диктор или лидер будет смаковать победу и забирать у побежденных народов абсолютно все, что пожелает.
Само стихотворение сложно назвать большим. Но в нем присутствуют множество эпитетом, ямбов и амфибрахиев. Поэтому оно читается легко и с первых строк берет за душу. Анна Ахматова написала «Мужество» под влиянием целой эпохи и конкретных ее событий. Сказать что-то конкретное точно не получиться, ведь без прочтения передать атмосферу полностью не удастся. Но главный смысл это проявление стойкости и мужества в тех жизненных ситуациях, которые пытаются сломить людей. Сам народ будет жив, пока есть культурное наследие и уважение к старшим поколениям и языку. Ведь именно он и обычаи создавались не один и даже не два века!
Несколько штрихов к образу лирики Анны Ахматовой
Первая поэтическая книга поэтессы называлась «Вечер». Хотя Ахматова холодно оценивала этот первый опыт, все же именно книга «Вечер» предвосхитила появление акмеизма. Поэтому этот сборник часто называют теоретической выкладкой такого литературного течения, как акмеизм. Лирика Ахматовой, кроме того, отличается особым ритмом и интонацией – и здесь поэтесса противостоит символистам с их музыкальностью и мелодичностью. Ахматовский слог разговорный, приближенный к правде повседневной жизни. Поэтесса стремится называть каждую вещь «своим именем».
Акмеизм возникает в форме реакции на символизм. Поэты-акмеисты желали не мечтать о далях и не предаваться бесплодным фантазиям, а жить «здесь и сейчас». Ахматова вошла в русскую поэзию стихами, написанными о вечной теме – о любовных чувствах. Однако стихотворения поэтессы отличались от типичных сентиментальных «женских» строк, как и от стиля символистов. Ахматовой присуждают роль новатора в русской лирике, потому что поэтесса сумела вместить в стихотворные строки всю сложность и глубину романов, прозы. Это правда, ведь в лирике Ахматова «примеряла» на свою литературную героиню множество ролей: например, роль невесты или покорной жены, рыбачки, маркизы, брошенной женщины, безответной возлюбленной…
Загадочность стихотворений Ахматовой часто вынуждала поклонников поэтессы выискивать в текстах писательницы намеки на личную жизнь, романтические приключения и любовные переживания. Таким образом, для произведений Ахматовой, а особенно для ранних текстов русской поэтессы, характерно новеллистическое построение стихотворений. Ахматова строит лирику по форме прозаического повествования: здесь читатель находит детали о первых свиданиях юных влюбленных, о подробностях отягчающего быта, описания встреч, расставаний, прощаний и других событий.
Гражданская лирика Ахматовой
Гражданская лирика начинает занимать особое место в творческом наследии Ахматовой в период Первой мировой войны, а потом и во время Гражданской войны в Российской империи. Тема родины, все чаще появляющаяся в творчестве поэтессы, служит не только средством самовыражения, но также одновременно и рупоров общественной позиции Ахматовой. В этот период интеллигенция продуцирует произведения, риторика которых кардинально отличается от официальной пропаганды.
В центре рассуждений Ахматовой находится тема войны. Ахматова потеряла из-за войны многих близких людей, поэтому для нее – страдающей жены и матери – война всегда представляется горем, злом и трагическим событием. Впрочем, даже в контексте гражданской проблематики поэтесса не отходит от обязательной для нее темы любви. Ведь любовь принимает разные образы и оказывается под разными ликами: как любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родной земле, любовь к детям…
О том, как создавалось «Мужество»
Отдельное место – рядом с войной – заняла революция. Коренная ломка старого порядка и тотальная переоценка ценностей не оправдали возложенных на эти перемены надежд. Интеллигенция, мыслившая себя преданной и задавленной, массово покидала пределы России. Однако Ахматова осталась в родных пенатах, потому что сама мысль о том, что придется жить в чужих краях, отдавала в душе поэтессы болью. Поэтому, несмотря на то, что имя Анны Ахматовой ассоциируется, прежде всего, с любовной темой, поэтесса писала также произведения, насыщенные гражданскими мотивами. Прекрасным примером такого типа произведений является «Мужество». Вот некоторые строки из этого произведения:
Проблемы
Проблематика стихотворения «Мужество» не изобилует пунктами, зато затрагивает каждого читателя.
- Проблема долга . Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
- Проблема приоритета ценностей . Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
История создания
Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.
В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.
Основная идея стихотворения
Ахматова не понаслышке знала, что такое мужество. Известна ее горькая судьба при советской власти. Бедствия и лишения не смогли сломить гордый дух поэтессы. И вот тяжелые испытания настали для родной страны. Ахматова понимает, что разразившаяся война угрожает самому существованию русского народа и русской культуры. При этом прежние обиды и разочарования становятся несущественными. Политический режим может меняться, но Родина у человека всегда одна. Ее защита – прямая обязанность любого гражданина.
Поэтесса чувствует свою неразрывную связь с народом и с решимостью выступает от его имени. Она твердо уверена в мужестве своих сограждан. Ни лишения, ни потеря крова и близких людей, ни даже смерть не способны остановить русского человека, когда под угрозой его Отечество. Физические страдания для поэтессы ничто по сравнению с утратой национальной культуры. Поэтому она заявляет, что главная ценность – «Великое русское слово» будет сохранено.