Главные достижения, этапы и особенности развития культуры византии

§ 12. Византия в Средневековье

5. Культурное наследие Византии

Главной особенностью культуры Византии было то, что она формировалась на пересечении традиций Востока и Запада, в ее основу легло античное греко-­римское наследие. С началом Средневековья в ней не наблюдался характерный для западноевропейских стран упадок. В Византии продолжала развиваться городская жизнь, а города являлись основными центрами культуры. Процент образованных людей был значительно выше, чем на Западе. Грамотность среди простых людей была не редкостью. Система образования включала как церковные, государственные, так и частные школы. Начальное образование заключалось в обучении счету, письму и чтению. Первая высшая школа в Византии была создана по императорскому указу в середине XI в. Это учебное заведение состояло из философского и юридического факультетов. На рубеже XI–XII вв. было создано второе высшее учебное заведение, где уже изучали медицину. Однако, в отличие от западноевропейских университетов, высшие школы Византии не обладали автономией, а полностью зависели от государства.

Из научных дисциплин успешнее всего развивались математика, астрономия, география, химия, медицина, инженерное дело. Византийские ученые хранили секреты изготовления стекла, лекарственных средств и красок. В военном деле византийцы использовали «греческий огонь» — ​горючую смесь, выбрасывавшуюся из специальных орудий. Этим огнем поджигали вражеские корабли, применяли его при осаде и защите городов. Состав «греческого огня» (предположительно смесь нефти и смолы) хранился в строжайшей тайне.

Историческая наука получила в Византии значительное развитие. Одним из самых ­известных историков был Прокопий Кесарийский, написавший большой труд «­История войн» (VI в.). Распространенным историческим жанром являлась хроника — ​систематическое крат­кое изложение событий по годам, начиная от сотворения мира. В этом жанре, например, была написана известная «Хроника», созданная Евсевием Кесарийским и «пересказанная» Иеронимом Блаженным (IV–V вв.).

Византийские географы превосходили западноевропейских в деле создания карт и планов городов

Большое внимание в Византии уделялось книжному делу. Византийские ученые сохранили многочисленные рукописи античных авторов, благодаря чему многие произведения греческих и римских писателей дошли до нашего времени

Особое развитие в империи получила архитектура. К XI в. сформировался наиболее распространенный тип церковного здания — ​крестово-­купольный. Самым прославленным памятником византийского зодчества является знаменитый храм Святой Софии, построенный в 537 г. Над сооружением здания трудились на протяжении 5 лет 10 тыс. человек. Храм представляет собой четырехугольное здание с огромным куполом, который опирается на два полукупола. В центре здания находится огромный зал, освещаемый светом, струящимся из сорока окон у купольного основания. Стены храма были богато украшены мозаикой и фресковой живописью.

В целом по уровню культурного развития Византия долгое время опережала страны Западной Европы и даже оказывала на них влияние. Сюда с Запада приезжали получать образование, изучать ремесла и искусство западноевропейские мастера. Правители стран Западной Европы часто приглашали к своему двору именитых византийских художников, ювелиров, архитекторов, ученых.

В целом можно констатировать, что высокий уровень культуры являлся отличительной чертой Византии и был тесно связан с другими особенностями развития государства.

В Византии сохранились традиции Римской империи. Но теперь этнической основой государства был греческий народ, а религиозной — ​христианство в форме православия. Столицей Византии являлся Константинополь — ​важнейший центр ремесла, связавший Европу с восточными странами торговым мостом. Власть императора была неограниченной. Структура византийского общества не была такой сословно-­разграниченной, как в Западной Европе, однако крестьяне и здесь постепенно попадали в разные формы зависимости от крупных землевладельцев. Упадок Византии предопределили нашествия мусульманских народов: арабов, турок-­сельджуков, потом турок-­османов, которые и взяли Константинополь в 1453 г.

Искусство декоративное, но значимое

Особое место в искусстве Византии занимает эмаль. Не позднее V—VI столетия местные мастера с ее помощью украшают ювелирные изделия, церковную утварь, обложки книг и даже храмовые двери! Эмаль представляет собой стекловидную массу, которая при помощи высоких температур скрепляется с основой.

В Византии использовались как выемчатая, так и перегородчатая эмаль. В первом случае на поверхности основы чеканится или выпиливается углубление, которое заполняется эмалью. Во втором — на основу напаиваются перегородки(в основном в виде тонких металлических полосок или проволоки), образующие ячейки разной формы, которые также заполняются эмалью. Искусство это не утрачивало своей популярности в Византии на протяжении многих столетий и достигло невероятных высот. В качестве примера можно привести «Золотой алтарь» работы византийских мастеров X-XII века, хранящийся ныне в соборе Святого Марка в Венеции, или «Корону Константина IX Мономаха» (XI век) — это сейчас одна из жемчужин Венгерского национального музея в Будапеште.

Популярно было в Византии искусство резьбы. Так, в Лувре находится вырезанное из слоновой кости изображение в технике высокого рельефа, известное как «Диптих Барберини» — по имени одного из предыдущих владельцев — итальянского кардинала Франческо Барберини. Произведение состоит из прямоугольных пластин, скрепленных между собой, на которых изображен триумф императора (предположительно, Анастасия I или Юстиниана I). Правителя окружают аллегорические фигуры Победы, ангелов и побежденных врагов. Подобные предметы когда-то служили табличками для записей.

«Диптих Барберини»

Автор этого изображения неизвестен, а создано оно, скорее всего, в первой трети VI столетия. Первоначально, судя по всему, диптих украшали драгоценные камни, но до наших дней сохранились лишь несколько небольших жемчужин. На оборотной стороне сохранились записи, которые позволяют причислить диптих к древнейшим дошедшим до наших дней христианским поминальным спискам. Что же касается собственно изображения, то «Диптих Барберини» — пример слияния античной и раннехристианской традиций.

картина

Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..

Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.

Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..

Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.

Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..

Основные методы

У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.

Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.

Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..

Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..

Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..

скульптура

Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.

Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.

В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.

Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.

Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..

Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..

Становление науки

Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.

Развитие научных знаний

  1. Математика.

Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.

Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.

Лев Математик 

  1. Медицина.

Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.

Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.

В византийской больнице 

Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.

Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.

  1. Химия.

В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.

Ярким изобретением византийских химиков является «греческий огонь». Ученым удалось разработать уникальную формулу создания огня, который невозможно потушить водой. В состав этой формулы входили нефть, смолы и известь. Такой огонь помог воинам одержать множество побед в морских битвах.

Греческий огонь 

  1. География.

Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.

Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.

  1. История.

Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.

Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.

Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.

Прокопий Кесарийский 

ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.

Византийская наука и образование

Византийцы помнили о своем происхождении от Римской империи и сами себя именовали ромеями (т.е. римлянами). Однако официальным языком империи был греческий, им пользовались в государственной жизни, а также в науке и образовании. Эта особенность отражена в русском понятии «путь из варяг в греки», где византийцев именовали именно греками, а не ромеями.

Византия не знала периода культурного упадка начала средневековья, и падения образования в ней тоже не было. В отличие от Западной Европы, вся византийская верхушка (чиновники, деятели церкви, крупнейшие военные, богатые купцы) были не просто грамотны, но достаточно хорошо образованны. Средневековых университетов в Византии не было, школы имелись при монастырях, а богатые люди чаще учились дома, нанимая учителей. Знание латинского и еще какого-нибудь языка, знакомство с историей и церковной литературой, правом и географией были для богатого византийца скорее нормой.

Византийские философы (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Лествичник, Михаил Пселл) были в большинстве своем богословами и рассматривали вопросы бытия с христианской точки зрения. Однако немалое воздействие на них оказали неоплатонизм и стоицизм античного образца. Византийское богословие оказало огромное влияние на русскую средневековую философию.

Математика в Византии находилась в некотором упадке. Но все же состояние этой науки позволяло византийцам проводить сложные вычисления, необходимые при сооружении дворцов и храмов.

Зато византийская медицина достигла в своем развитии немалых высот. Византия была первым средневековым государством, где появились больницы. Трактат Николая Мирепсоса по фармацевтике (XIII век) использовался для обучения этой науке парижских студентов-медиков до середины XVII века. Медицинский сборник в семи книгах, составленный Павлом Эгинским в VII веке, использовался в качестве учебника для врачей около 800 лет. Этот медик был также специалистом в области хирургии. Придворный врач Иоанн Актуарий оставил несколько трактатов по диагностике, а Александр Траллийский (VI век) – по фармакологии, описав около 600 видов применявшихся византийскими врачами лекарств.

Немалое развитие получила и история. Конечно, она существовала в виде хроник, однако византийские хронисты оставили как подробное описание истории собственной страны, так и достоверные рассказы о событиях у соседей и их жизни. Византийские источники имеют огромное значение при изучении древнерусской истории. Ценные сведения содержатся в работах Прокопия Кесарийского, Георгия Амартола, Льва Грамматика, Льва Диакона, Никиты Хониата, Михаила Пселла (этот византийский придворный по широте интересов может сравниться с титанами Возрождения).

Значительный вклад в историческую науку внесли даже византийские императоры. Константин Багрянородный сам делал хронические записи и способствовал сбору и сохранению хроник. Дочь императора Алексея Комнина Анна составила хронику царствования своего отца, а император Иоанн Кантакузин описал собственное правление в автобиографических записках.

История

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор, который считался главным государственным храмом страны

Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Византийская архитектура, первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры продолжался с 6 по 15 вв., в 4–6 вв. ему предшествовал этап становления, а с середины 15 в. начался период развития производных стилей.

Вопрос о происхождении византийского архитектурного стиля является предметом ожесточенных споров. Французский археолог Ф.А.Шуази (1841–1909) и австрийский историк искусства Й.Стржиговский (1862–1941) отстаивали его ближневосточные корни, в то время как итальянский искусствовед Дж.Т.Ривоира (1849–1919) и его последователи придерживались версии римского влияния. Во всяком случае очевидно, что элементы, общие для архитектуры и того и другого региона, вошли в состав развитой строительной практики византийцев.

В качестве важнейшего общего элемента следует указать кирпичный купол (часто на барабане) с полихромными мозаиками на внутренней поверхности, вес которого посредством парусов (сферических треугольников с вершиной, направленной вниз) передается четырем массивным столбам внутри здания, а прочие конструктивные элементы представлены полукуполами, тромпами (коническими сегментами, передающими нагрузку от округлой или многоугольной конструкции – прямоугольной), арками, сводами, колоннами.

Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.  Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: