Анализ стихотворения «фет на качелях»

Качели − метафора человеческой жизни в стихотворениях а.а.фета «на качелях» и ф.к.сологуба «чёртовы качели» | наталья  ганькина | лаборатория слова | топос - литературно-философский журнал

Особенности стиля Фета в стихотворении на качелях

Стансы и мелодичные строки, сильная эмоциональность и метафоричность, характеризуют стиль Фета в его стихотворении на качелях. Поэт использует разнообразные метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции.

Фет открывает стихотворение с метафорой о жизни идущей на «качели». Эта метафора символизирует постоянные изменения и колебания жизни, которые связаны с чувствами и переживаниями. Его стиль характеризуется плавными переходами между мыслями и чувствами.

В стихотворении Фета находится много богатых и эмоциональных образов. Он использует образы природы, сравнения и метафоры, чтобы передать свои чувства. Например, Фет описывает дождь, который капает со скамей и превращается в «слезы». Это сравнение помогает передать грусть и печаль, которые переживает герой стихотворения.

Ритм и рифма являются важными чертами стиля Фета. Стихотворение на качелях следует определенному ритму и схеме рифмы. Ритм создает особую мелодию стихотворения, которая воспринимается как музыка для ушей читателя. В то же время, рифмы усиливают эмоциональность и эстетическое воздействие стихотворения.

Тема стихотворения на качелях — это любовь и разочарование. Через метафоры и образы Фет передает сложность чувств и эмоций, связанных с этими темами. Он описывает колебания чувств, радость и грусть, искренность и обман, которые переживает его герой.

Стансы и мелодичные строки Сильная эмоциональность и метафоричность
Много богатых и эмоциональных образов Ритм и рифма
Тема любви и разочарования Использование метафор и сравнений

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

Анализ стихотворения Фета на качелях

Строфическое стихотворение Фета «На качелях» написано в 1868 году. В данной работе Фет на примере простой и детской развлекательной игры передает глубокое эмоциональное состояние героя.

1. Структура стихотворения

Строфа стихотворения состоит из четырех строк. Повторение последнего стиха в каждой строфе создает ритмическую единственность произведения.

2. Основная тематика

  • Игра с качелями. Через образ качелей автор передает эмоциональные переживания героя.
  • Состояние одиночества. Главный герой чувствует пустоту и одиночество, что создает тоскливую атмосферу.
  • Желание неподвижности. Герой стремится сохранить статичность и избегать перемен, что символизируется в его желании остановить качели.

3. Основные стилистические приемы

  • Повторение. Автор повторяет последний стих каждой строфы, что придает произведению единственность и усиливает эмоциональную нагрузку.
  • Сравнение. Через образы качелей и желании остановить их, автор описывает желание героя сохранить неподвижность в своей жизни.
  • Лирическое отражение. Стихотворение наполнено глубокими эмоциями и чувствами героя, которые передаются читателю.

Разбираясь в структуре, тематике и стилистических приемах стихотворения Фета «На качелях», мы можем лучше понять и оценить глубину и смысл данного произведения.

Афанасий Фет — И опять в полусвете ночном ( На качелях )

Na kachelyakh

I opyat v polusvete nochnom Sred verevok, natyanutykh tugo, Na doske etoy shatkoy vdvoyem, My stoim i brosayem drug druga.

I, chem blizhe k vershine lesnoy, Chem strashneye stoyat i derzhatsya, Tem otradney vzletat nad zemley I odnim k nebesam priblizhatsya.

Pravda, eto igra, i pritom Mozhet vyti igra rokovaya, No i zhiznyu igrat nam vdvoyem. — Eto schastye, moya dorogaya.

Yf rfxtkz[

B jgznm d gjkecdtnt yjxyjv Chtlm dthtdjr, yfnzyens[ neuj, Yf ljcrt njq ifnrjq dldjtv, Vs cnjbv b ,hjcftv lheu lheuf/

B, xtv ,kb;t r dthibyt ktcyjq, Xtv cnhfiytt cnjznm b lth;fnmcz, Ntv jnhflytq dpktnfnm yfl ptvktq B jlybv r yt,tcfv ghb,kb;fnmcz/

Ghfdlf, nj buhf, b ghbnjv Vj;tn dsqnb buhf hjrjdfz, Yj b ;bpym/ buhfnm yfv dldjtv/ — nj cxfcnmt, vjz ljhjufz/

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Часть 4

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали́…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи…

Анализ ключевых моментов в стихотворении

Стихотворение «На качелях» Евгения Фета является ярким произведением русской поэзии, в котором автор использует образ качелей как метафору отношений и жизни. Давайте проведем подробный анализ данного стихотворения:

1. Тема и образы:

  • Тема: Отношения и жизнь в их контексте.
  • Образы: Качели как символ нестабильности и перемен.

2. Структура стихотворения: Стихотворение состоит из четырех четверостиший (квартин) с антитеcамбахическим ритмом, что придает тексту легкость и плавность.

3. Стиль и язык:

  • Язык стихотворения лаконичен, но выразителен.
  • Использование метафор, таких как «доска этой шаткой», «веревки натянутые туго», усиливает образную составляющую.

4. Метафоры и символы:

  • Качели: Символизируют нестабильность и непредсказуемость отношений. Качели могут быть местом радости, но также и опасности.
  • Веревки: Могут отражать связь между двумя людьми, которая может быть напряженной, но в то же время необходимой для совместного «полета».

5. Ирония и двусмысленность: В стихотворении присутствует элемент иронии и двусмысленности. На первый взгляд, качели ассоциируются с радостью и игрой, но автор намекает на возможные риски и трудности отношений.

6. Эмоциональная окраска: Стихотворение обладает лирической и романтической окраской. В нем звучит оттенок восхищения перед неизвестностью и смелостью жизни.

7. Концовка: Последние две строки подчеркивают, что даже если жизнь — это игра с риском, она становится счастьем, если ты играешь вдвоем.

8. Тональность и настроение: Тональность стихотворения сочетает в себе радость и тревожность, создавая баланс между оптимизмом и реализмом.

Вывод:

Строение стихотворения, использование метафор и символов, а также гармония между языком и содержанием делают это произведение ярким и глубоким. Автор через образ качелей передает сложность отношений, их непредсказуемость и необходимость совместных усилий для преодоления трудностей. В конце концов, стихотворение выражает оптимистическую идею, что совместная игра в жизни может стать источником счастья.

«На качелях» А.Фет

И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем, Мы стоим и бросаем друг друга.

И, чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землей И одним к небесам приближаться.

Правда, это игра, и притом Может выйти игра роковая, Но и жизнью играть нам вдвоем. — Это счастье, моя дорогая.

Анализ стихотворения Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив – становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай, положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра». Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола – это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке. Итог романа оказался трагическим – в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре ран. До сих пор точно не выяснено – был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае – трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета. В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича. Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» (1850) все того же Полонского.

Один из — мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели. Любовь в произведении – захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.

Написать анализ к стихотворению фет(на качелях) нужно, хотя бы от чего можно оттолкнуться

В первую очередь, произведение «Мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. Его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы?». И только дни побега наполнены для Мцыри смыслом.

Несмотря на глубокий патриотизм Мцыри, Лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. Патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. Воинственный юношеские мотивы воспеты Лермонтовом с явной симпатией.

Даже своего отца и друзей, Мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. В своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. Мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. Об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». Но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. Однако, в своей душе Мцыри остается настоящим воином. Лишь единственный раз, в день своего побега, Мцыри бал краткосрочную волю слезам. Кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. Именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. Стихия устрашила монахов, а Мцыри чувствует с ней родство.

О мужестве и стойкости можно судить по эпизоду, в котором описывается его битва с барсом. Смерть не пугает Мцыри, он понимает, что вернувшись в монастырь, он испытает прежние страдания. Финал картины говорит о том, что приближающаяся смерть не ослабевает мужества героя. Повествование монаха не заставляют Мцыри раскается в совершенных грехах. Даже в столь трагическом моменте, он готов «рай и вечность променять» на несколько минут свободы, проведенной вместе со своими близкими. Главный герой побежден физически, но только не духовно. Лермонтов наделил его характер мужеством и героизмом, возможно, этого так не хватала современникам поэта.

Можно смело сказать, что Кавказ в поэме представлен в виде героя. Пейзаж этого места — средство раскрытия образа Мцыри. Поскольку главный герой не находит единства с окружением, его отдушиной становится природа. Находясь в монастыре, герой ассоциирует себя с тепличным листком, который заключен в темницу из серых плит. Оказавшись на воле, он первым делом, припадает к земле. В полной мере романтизм Мцыри раскрывается именно в отношении к родной природе.

Мцыри — это сумрачный и одинокий герой, который наделен пламенными страстями. В рассказе-исповеди он в полной мере раскрывает свою душу. Понять переживания и мысли главного героя помогают строки о несчастливом детстве и юношестве. Поэт постарался сделать акцент именно на психологической стороне Мцыри. Он поставил своего героя в центр поэмы, как незаурядного, сильного и свободолюбивого человека.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной… Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.
Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать
Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое

Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».
Анализ стихотворения Андрея Белого Русь Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма
Анализ стихотворений Лермонтова

Символика стихотворения Фета на качелях

Строфы Белого ночника, «Фета на качелях», полны символических и метафорических оттенков. Стихотворение открытое, интерпретационные варианты разной тематики позволяют прочувствовать каждому читателю олицетворение, символизм в произведении.

Образ качелей

В стихотворении Фета на качелях образ качелей является одним из центральных и ключевых символов. Качели символизируют неустанное движение жизни, смену эмоций и состояний души. Они создают эффект переплетения и протяженности времени, перебрасывая главного героя из детства в зрелость, из прошлого в будущее. Качели выступают в роли моста между реальностью и миром фантазий и сновидений, олицетворяя неопределенность и изменчивость жизни.

Образы природы и времени

В стихотворении Фета на качелях природа и время играют значительную роль и отражают состояние героя. Летний вечер символизирует юность, радость и свободу, а осенний день со своей серостью и холодом образует контраст с ярким и жизнерадостным прошлым. Природа в произведении становится зеркалом внутреннего состояния героя, а время, пролетающее вместе с движением качелей, отражает бег времени и неуправляемое быстротечение жизни.

В стихотворении Фета на качелях символы органично переплетаются, создавая образы и эмоциональный настрой произведения. Поэт передает свое видение не только в словах, но и через символику, позволяя каждому стихотворению возникнуть в воображении и почувствовать его глубину.

Анализ стихотворения «На качелях»

Строки стихотворения «На качелях» Афанасия Фета, словно ворота в прошлое, открывают перед нами мир воспоминаний, пропитанный тайной и неведомыми оттенками чувств. Это произведение, созданное в марте 1890 года, как будто переносит нас в моменты далекого прошлого, в мир любви и игры, где каждый качельный миг запечатлелся в памяти автора.

Основная тема стихотворения — отношения и взгляд на счастливое прошлое. Под тенью ночного полусвета, между натянутыми туго веревками, автор стоит на шаткой доске вдвоем, бросаясь в игре качелей. Эта игра, как и сама жизнь, полна страхов и сладких моментов. Каждый миг ближе к вершине лесной, каждое раскачивание, словно переход от реальности к волшебству.

Лирический герой, возможно, вспоминает свою молодость, первые влюбленные годы, но под этими строчками таится что-то более тревожное и таинственное. Возможно, он вспоминает свою первую любовь, Марию, давно ушедшую из этого мира. Подкрепление этому мы находим в его письме Полонскому, где он утверждает, что сорок лет назад качался на качелях с девушкой. Таким образом, в стихотворении присутствует не только идиллическая картина, но и тень ушедших дней.

Стиль стихотворения насыщен эмоциональностью и изысканностью. Живая, возвышенная лексика Фета переносит нас в мир природы, ночного полусвета, леса и небес. Здесь есть эпитеты, придающие изображаемым объектам особую окраску: шаткая доска, веревки туго натянутые. Метафора качелей становится символом не только взаимоотношений, но и самой жизни. Все эти элементы, вместе с повторами, перечислениями и обращением «моя дорогая», создают слаженный оркестр переживаний.

Тревожность, хоть и покрывает стихотворение, придает ему особую глубину. «Игра роковая» означает не только риск, но и возможность потери. Но, несмотря на тень и тревогу, последние строки возвышаются над всеми сомнениями. «Это счастье, моя дорогая!» — слова благодарности за то, что было в жизни, за каждый качельный момент, дарованный любовью и судьбой.

Вариант 2

На качелях времени, между веревками судьбы, танцует стихотворение «На качелях» Афанасия Фета – произведение, в котором переплетаются ностальгия, любовь и мудрость, словно нити в далеком летнем вечере. Эта лирическая картина, созданная в марте 1890 года, словно окно в прошлое, погружает нас в волнующий мир воспоминаний и переживаний великого поэта.

С первого взгляда, стихотворение кажется описанием невинного досуга молодых влюбленных на качелях. Однако, в этой идиллической картине скрыты тайны, покрытые пеленой времени. Автор, на тот момент седой и мудрый, вспоминает свое счастливое прошлое, переносится в эпоху молодости, когда качели взмывали ввысь, как стремление к небесам. Чувствуется биографичность произведения, всплеск эмоций и воспоминаний.

Символ качелей становится метафорой жизни, где каждый мах веревки – это период, каждое взлетание – момент счастья. Веревки, натянутые туго, представляют трудности, напряжения, неотвратимые в жизни. Ночной полусвет и шаткая доска создают образ неопределенности и риска. В этом сумраке «стоим и бросаем друг друга», раскачиваем качели, словно играя в сложную игру.

Тревожность, пронизывающая стихотворение, возникает из дилеммы между страхом и сладостью поднимающего взлета. «Игра роковая» – слова, вложенные в каждый кач, намекают на неизбежность утрат и потерь. Однако, даже в этой игре судьбы, автор видит нечто уникальное и ценное – возможность прожить жизнь вдвоем, с любимым человеком.

Это стихотворение, как зеркало души Фета, раскрывает его взгляд на любовь и жизнь. Он благодарен своей «дорогой» за счастье, за моменты, проведенные вдвоем на качелях жизни. Возможно, это не только о любви к Марии Петровне, но и о вечной любви к памяти о первой, погибшей любви, что добавляет стихотворению тонкую трагичность.

Строение стихотворения, богатство образов и эмоциональная глубина создают неповторимую атмосферу. Это произведение искусства, где каждое слово – нота в симфонии воспоминаний и переживаний. «На качелях» – не просто стихотворение, а путешествие в душу великого поэта, столкнувшегося с неизбежностью времени, но сохранившего в своем сердце вечную молодость воспоминаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: