Анализ стихотворения «о, я хочу безумно жить» блока

«о, я хочу безумно жить» анализ стихотворения блока по плану кратко – тема, жанр

Краткое содержание

В первом четверостишии герой откровенно рассказывает о своем сильном желании жить. Он ставит перед собой глобальные цели по увековечиванию всего сущего, очеловечиванию безличного, воплощению несбывшегося.

Во втором четверостишии герой рассказывает о тяготах жизни, которые буквально душат его. Это не пугает его, хотя он порой испытывает чувство удушья. Его спасает только надежда на то, что некий человек прочтет стихи и поймет, что автор был не только угрюмым человеком. В нем скрывалась светлая оболочка.

В третьем четверостишии герой открывает свою тайну — он поэт, и его задача увековечить ценности в словах. Поэтому он надеется на то, что наследие будет оценено потомками.

Основная мысль

Идея, ради которой создавался сей поэтический шедевр, заключается в следующем: человек должен жить ради высоких стремлений, чтобы реализовать себя в настоящем, а не придуманном мире. Он непременно сможет справиться с разрушительными иллюзиями, если станет следовать голосу собственного сердца. Мы находимся здесь для того, чтобы быть счастливыми, воплощать в жизнь лучшие планы и мечты.

Таким образом, анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить» наглядно демонстрирует читателю важность и значимость каждого отдельного существования на земле со своими задумками и задачами. Нельзя заставить другого человека но можно сделать жизнь чуточку добрее и красивее, привнести в нее новые краски и возможности, которые будут радовать, приятно удивлять

Исполнилось 34 года. Это был уже сформировавшийся молодой писатель со своим личным взглядом на жизнь и на литературное творчество. Имя Александра Блока было известно многим в дореволюционной России. Этот год был для Блока плодотворным и продуктивным. Он много и хорошо писал, издавался. Его сборник «Ямбы» публика встретила восторженно. Первым в сборнике шло стихотворение «О, я хочу безумно жить…» В нём поэт открыл читателю свои мысли, тайны и надежды.

О чём же это стихотворение? Как понять задумку Блока? Что он хотел сказать своими бессмертными строчками? Первая строка так точно стала афористичной ещё при жизни автора. И именно в ней раскрывается всё дальнейшее содержание стихотворения, его тематическое и идейное единство. Если говорить научно и скупо, то тема стихотворения

— поэт и его поэзия. Что Блок думает об этом устойчивом литературоведческом термине? Как он объясняет его силой своего ума, страстью своего сердца?

По большому счёту, Блок всегда был далёк от условностей, а тем более от тщеславия. Для него слава ничего не значила. Он писал стихи потому, что ему нравилось их сочинять, экспериментировать со словом, с рифмой, с образами, с фантазией. Он не считал конечным результатом своего нового поэтического произведения какую-то сверхважную воспитательную задачу. Его стихи нужны были прежде всего ему самому.

Поэт в «О, я хочу безумно жить…» делится с читателем своим сердцем, своей радостью, своим оптимизмом. Он выступает против угрюмства и против угнетённости духа и сознания. Несмотря на тяжесть жизни, на потери, промахи и несбыточные мечты, нужно, по мнению, Блока, всегда стремиться к чему-то лучшему, большему, сильному, значительному. Блок готов всё и всех прощать, о всех помнить («всё сущее увековечить»

), дерзать и творить («несбывшееся — воплотить» ). Блок хочет, чтобы люди были добрыми, удачливыми, светлыми, весёлыми и свободными. Поистине, благородное и человечное желание! И сам Блок и его неунывающий лирический герой дают читателю словесный стимул к созиданию и творчеству.

Размер стихотворения не совсем безупречен. Ямб в нём перескакивает на хорей, а хорей — на ямб. Ударение иногда хаотично становится не на своё место, но от этого произведение только выигрывает, оно становится неповторимым и харАктерным. В первой строфе рифмуются первая-четвёртая, вторая-третья строки (кольцевая рифмовка), во второй и третьей строфах уже всё по-другому: рифма перекрёстная. Можно подумать, что поэт совсем не заботится о стройности стиха. Да нет же, Блок придерживается конкретной цели — раззадорить читателя и вовлечь его в радостный и чудесный процесс «стихоплётства».

Изобразительных средств языка у Блока в стихотворении не очень много. Но все они очень сочны и ярки. Чего только стоят тропы: безумно жить, вочеловечить, сон тяжёлый, дитя добра и света, свободы торжество, сон душит, сокрытый двигатель, задыхаюсь в этом сне

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

Тема стихотворения

  1. Вес поэта для современного общества,
  2. Любовь к жизни.

Темы не стоят особняком, а тесно переплетены, дополняя друг друга. Лирический герой находится в эпицентре, вокруг него и танцуют с бубном в руках темы стихотворения, он с эмоциями выплёскивает их читателю, не делится ими, а буквально бросает их в лицо.

Первая часть работы кричит о желании жить:

Эта любовь безумна, но не опасна, безумство выражается в беспредельной любви к бытию и нежелании с ним расстаться на пороге больших перемен (как известно, Блок обладал даром предвидения, а большая война не за горами).

Да, сейчас герою тяжело, но он верит в светлое будущее, он более чем верит в него, он видит его в облаках грядущего счастья и хочет дойти/долететь до них. Ради этого можно и нужно простить угрюмство, ведь оно не является скрытым двигателем, а есть лишь побочная часть жизни в тяжёлое время. Сейчас надо разрывать пелену тяжёлого сна, восстанавливать дыхание и идти вперёд ради достижения цели.

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блока

Стихотворение — это философское размышление о роли поэта в обществе. Своеобразный манифест поэта. Ничего глобально, как у Пушкина и Лермонтова. Он развивает их мысли по-своему. С него начинается стихотворный сборник со странным названием «Ямбы». Ямбом называется один из размеров стиха.

Блока совсем не интересовало, как общество отнесётся к его стихам. Будут ли девицы переписывать их в свои альбомы, глядеть вожделенно на его портрет, караулить его у дверей

Для него было важно, что он рифмует свои мысли на досуге, иногда очень даже завуалировано

Год написания стихотворения — 1914, февраль. И пусть по Европе «бродит призрак коммунизма». Карл Маркс пишет свой манифест. Не за горами Первая мировая война, которая кардинально изменит жизни не только людей, но и целых государств.

А Блок хочет просто жить, не задумываясь ни о чём. Он мечтает лишь о том, чтобы писать. Увековечивать сущее, очеловечивать безличное, воплощать несбывшиеся мечты. Вот предназначение искусства! Сеять светлое и гуманное. Откуда поэт черпал мысли? Он был таким непрактичным человеком с романтической душой, очень впечатлительной натурой.

Поэтому, его душат серые будни, он как — бы раздваивается. Уходит от повседневной серости в свой созданный мир. Там ему хорошо и комфортно. Там свет, радость, там он счастлив.

Его скрытый двигатель творчества — гуманизм, несущий добро и свет, как Прометей, давший людям огонь. И он надеется, что какой-нибудь юноша уловит этот позитив, несмотря на его «угрюмство», и назовёт его творчество «свободы торжество». Но как Прометей поплатился за свой порыв, так и Блок поплатился за свой.

Он пока ещё не знает об этом, он живёт в своём выдуманном мире иллюзий. А в реальном мире самая большая иллюзия поэта — жить своей жизнью вне общества.

Стихотворение написано ямбом, строчки рифмуются через одну.

Главная мысль стихотворения — надо жить ради высоких целей, реализовывать себя в реальном, а не в выдуманном мире. Стоит следовать голосу собственного сердца. Оно не обманет.

Многие творческие люди нашего времени понимают переживания Блока. Им тоже тяжело находится в современной действительности, они чувствуют себя непонятыми и чужими.

9 класс кратко по плану

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено.  Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.

Размер стихотворения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С помощью единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.

Стихотворение входит в цикл «Фаина», посвященный Н. Волоховой, в раздел «Заклятие огнем и мраком», и стало программным в школьных курсах русской литературы.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова «сон тяжелый», «в грядущем скажет», «юноша веселый». Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить»

Стихотворение стало первым в сборнике Блока “Ямбы”, который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки

Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить “несбывшееся”. Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом.

При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структура стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира.

В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова “сон тяжелый”, “в грядущем скажет”, “юноша веселый”. Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блока

Стихотворение — это философское размышление о роли поэта в обществе. Своеобразный манифест поэта. Ничего глобально, как у Пушкина и Лермонтова. Он развивает их мысли по-своему. С него начинается стихотворный сборник со странным названием «Ямбы». Ямбом называется один из размеров стиха.

Блока совсем не интересовало, как общество отнесётся к его стихам. Будут ли девицы переписывать их в свои альбомы, глядеть вожделенно на его портрет, караулить его у дверей

Для него было важно, что он рифмует свои мысли на досуге, иногда очень даже завуалировано

Год написания стихотворения — 1914, февраль. И пусть по Европе «бродит призрак коммунизма». Карл Маркс пишет свой манифест. Не за горами Первая мировая война, которая кардинально изменит жизни не только людей, но и целых государств.

А Блок хочет просто жить, не задумываясь ни о чём. Он мечтает лишь о том, чтобы писать. Увековечивать сущее, очеловечивать безличное, воплощать несбывшиеся мечты. Вот предназначение искусства! Сеять светлое и гуманное. Откуда поэт черпал мысли? Он был таким непрактичным человеком с романтической душой, очень впечатлительной натурой.

Поэтому, его душат серые будни, он как — бы раздваивается. Уходит от повседневной серости в свой созданный мир. Там ему хорошо и комфортно. Там свет, радость, там он счастлив.

Его скрытый двигатель творчества — гуманизм, несущий добро и свет, как Прометей, давший людям огонь. И он надеется, что какой-нибудь юноша уловит этот позитив, несмотря на его «угрюмство», и назовёт его творчество «свободы торжество». Но как Прометей поплатился за свой порыв, так и Блок поплатился за свой.

Он пока ещё не знает об этом, он живёт в своём выдуманном мире иллюзий. А в реальном мире самая большая иллюзия поэта — жить своей жизнью вне общества.

Стихотворение написано ямбом, строчки рифмуются через одну.

Главная мысль стихотворения — надо жить ради высоких целей, реализовывать себя в реальном, а не в выдуманном мире. Стоит следовать голосу собственного сердца. Оно не обманет.

Многие творческие люди нашего времени понимают переживания Блока. Им тоже тяжело находится в современной действительности, они чувствуют себя непонятыми и чужими.

9 класс кратко по плану

Подробный анализ стихотворения

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось это стихотворение, которое стало своеобразным эпиграфом.

На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется общественной ситуацией: поэт понимал, что назревает война, которая унесёт много жизней, но душа героя стремится к свободе и свету.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплёскивает всё, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни не пугают его, а держаться на плаву помогает надежда. Стихи обращены к потомкам.

Герой надеется на то, что некий читатель в будущем помянет его добрым словом. А. Блок понимал, что его стихотворения не жизнерадостные, а скорее мрачные. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, суть же его личности и творчества светлая и добрая.

Мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается сам поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитя добра и света», «свободы торжество».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежда на то, что он сможет оставить после себя добрую память.

Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени, и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши весёлого».

Формально стихотворение состоит из трёх строф. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нём преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырёхстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первой строфе – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрёстную АВАВ.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и донести до читателя идею, А. Блок использует средства выразительности. Они выражают эмоции лирического героя, создают впечатление об этом образе.

Преобладают в тексте метафоры: «всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество».

Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершённость и оттенки чувств: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передаче настроения играет интонация. В первой и последней строфах используются восклицательные предложения. В третьей есть риторический вопрос. Вторая строфа отличается спокойной интонацией, придаёт сказанному задумчивость.

Смысл и настроение некоторых строк подчёркивается с помощью аллитерации. Например, в словах о тяготах жизни автор использует шипящие и свистящие согласные «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжёлый».

Краткая биография А. А. Блока

Андрей Александрович Блок (1880-1921) — выдающийся русский поэт, драматург и литературный критик. Его творчество занимает особое место в истории русской поэзии XX века.

Блок родился в Санкт-Петербурге в семье известного и богатого юриста. Окончив юридический факультет Петербургского университета, он начал свою карьеру литературного критика и писателя. В 1904 году Блок опубликовал свою первую поэму «Декадент», которая вызвала большой интерес у литературной общественности.

В своем творчестве Блок принадлежал к символистскому направлению, которое характеризовалось использованием образов и символов для выражения внутреннего мира поэта. Он также был автором нескольких пьес и прозаических произведений, которые получили признание критиков и читателей.

Однако, жизнь Андрея Блока была трагической. В период революции он страдал от болезни и алкоголизма, что оказало серьезное влияние на его творчество. Он скончался в 1921 году в результате сердечного приступа.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры
: « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов
очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации
. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Сочинение

Свободная тема «Анализ стихотворения» — сочинение «Стихотворение А.Блока «О, я хочу безумно жить…»»

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье: Моя любовная мечта Все льнет туда, где униженье, Где грязь, и мрак, и нищета. Туда, туда, смиренней, ниже, — Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей: Но мы – все те же. Мы, поэты, За вас, о вас тоскуем вновь, Храня священную любовь, Твердя старинные обеты… («О, как смеялись вы над нами…», 1911) В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным: Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне… Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»: Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! («Пророк», 1841) О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука» …когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности: Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и донести до читателя идею, А. Блок использует средства выразительности. Они выражают эмоции лирического героя, создают впечатление об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество». Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершённость и оттенки чувств: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передаче настроения играет интонация. В первой и последней строфах используются восклицательные предложения. В третьей есть риторический вопрос. Вторая строфа отличается спокойной интонацией, придаёт сказанному задумчивость.

Смысл и настроение некоторых строк подчёркивается с помощью аллитерации. Например, в словах о тяготах жизни автор использует шипящие и свистящие согласные «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжёлый».

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

    Данное произведение написанное Жуковским в 1818 году, было посвящено Екатерине Вадковской. Это стихотворение имеет связь с биографией поэта. Когда поэт встретился с Вадковской, то она ему навеяла некоторые воспоминания из жизни

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

    Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

    Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова «сон тяжелый», «в грядущем скажет», «юноша веселый». Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

История создания и проблематика

Стихи о страстном желании жить насыщенной, осмысленной жизнью Александр Блок написал в феврале 1914 года для поэтического сборника «Ямбы», который он тогда готовил к выходу в свет

В одном из лучших своих произведений поэт развивает программную для себя тему об отношении к жизни и творчеству, о важности осмысленного подхода к собственной деятельности в обществе

Выходу сборника помешала начавшаяся в том же году Первая мировая война, и книга была напечатана только спустя 5 лет — в 1919, уже в обновлённой стране, в иной, социалистической реальности. Слова из другого произведения того же сборника «Я верю: новый век взойдёт…» оказались пророческими, предчувствия Блока сбылись, и стихотворение о жажде жизни прозвучало в охваченной революционным порывом России ещё более ярко и уместно.

Разговор о призвании

Мотивы личных отношений с судьбой, конфликтов с собственной жизнью прослеживаются на протяжении всего творчества А. Блока. В начале пути молодой двадцатилетний поэт был очарован жанром мистического романтизма в транскрипции В. Жуковского, ему нравилось слушать и говорить о сопричастности к «тайне мира», о поисках истинной, духовной сути бытия.

Большое влияние на формирование мировоззрения этого таланта оказало также творчество известного философа В. Соловьёва, идейного вдохновителя течения символизма в русской литературе. Сложнейшие социальные проблемы в стране порождали стремление части интеллигенции погрузиться в загадочные и таинственные переживания на тонких планах мироздания.

Впрочем, юный Блок очень быстро отверг для себя такой путь развития, слишком сильна была его любовь к родине, чувство неразрывной связи с ней и с её народом:

«Погружался я в море клевера,

Окружённый сказками пчёл.

Но ветер, зовущий с севера,

Моё детское сердце нашёл».

Развитие темы служения

В произведении Александр Блок предельно искренне и просто раскрывает перед читателем самые сокровенные мечты и эмоциональные порывы своего сердца. Понимая безумную сложность предстоящей борьбы и принимая свою возможную гибель, он всё же надеется, что его труд несёт добро и свет соотечественникам и потомкам.

Весьма созвучно этому стихотворению другое, не менее известное произведение «О весна, без конца и без края…» (1908). Многие идеи и образы из него Блок повторяет снова, только на этот раз более кратко и ёмко, например:

о полном приятии жизни во всех её проявлениях, в том числе мрачных и жестоких;
о божественном предназначении поэта выступить в роли светлого рыцаря;
о приоритете важности полной отдачи всего себя без остатка, независимо от возможного результата от приложенных усилий.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова «сон тяжелый», «в грядущем скажет», «юноша веселый». Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: