Огородник

Анализ стихотворения некрасова «огородник»

Огородник. Н. А. Некрасов

На главную

Все авторы

Главная → Н. А. Некрасов → Огородник

Иллюстрация П. Соколова к стихотворению Н. Некрасова «Огородник». 1894 г.

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, Не лежал я во рву в непроглядную ночь, — Я свой век загубил за девицу-красу, За девицу-красу, за дворянскую дочь.

Я в немецком саду работал по весне, Вот однажды сгребаю сучки да пою, Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне, Смотрит в оба да слушает песню мою.

По торговым селам, по большим городам Я недаром живал, огородник лихой, Раскрасавиц девиц насмотрелся я там, А такой не видал, да и нету другой.

Черноброва, статна, словно сахар бела!.. Стало жутко, я песни своей не допел. А она — ничего, постояла, прошла, Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

Я слыхал на селе от своих молодиц, Что и сам я пригож, не уродом рожден, — Словно сокол гляжу, круглолиц, белолиц, У меня ль, молодца, кудри — чесаный лен…

Разыгралась душа на часок, на другой… Да как глянул я вдруг на хоромы ее — Посвистал и махнул молодецкой рукой, Да скорей за мужицкое дело свое!

А частенько она приходила с тех пор Погулять, посмотреть на работу мою И смеялась со мной и вела разговор: Отчего приуныл? что давно не пою?

Я кудрями тряхну, ничего не скажу, Только буйную голову свешу на грудь… «Дай-ка яблоньку я за тебя посажу, Ты устал, — чай, пора уж тебе отдохнуть».

— Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись, Пособи мужику, поработай часок. — Да как заступ брала у меня, смеючись, Увидала на правой руке перстенек…

Очи стали темней непогодного дня, На губах, на щеках разыгралася кровь. — Что с тобой, госпожа? Отчего на меня Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?

«От кого у тебя перстенек золотой?» — Скоро старость придет, коли будешь всё знать. «Дай-ка я погляжу, несговорный какой!» — И за палец меня белой рученькой хвать!

Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь, Я давал — не давал золотой перстенек… Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож, Да не знаю уж как — в щеку девицу чмок!..

Много с ней скоротал невозвратных ночей Огородник лихой… В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Цаловал-миловал, песни волжские пел.

Мигом лето прошло, ночи стали свежей, А под утро мороз под ногами хрустит. Вот однажды, как я крался в горенку к ней, Кто-то цап за плечо: «Держи вора!» — кричит.

Со стыдом молодца на допрос привели, Я стоял да молчал, говорить не хотел… И красу с головы острой бритвой снесли, И железный убор на ногах зазвенел.

Постегали плетьми, и уводят дружка От родной стороны и от лапушки прочь На печаль и страду!.. Знать, любить не рука Мужику-вахлаку да дворянскую дочь!

Н. А. Некрасов, 1846

Иллюстрация к стихотворению Н. Некрасова «Огородник». Художник Н. Иевлев, 1865

Далее →

Благодарим за прочтение стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Огородник»!

Читать стихи Николая Некрасова На главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова

Первая публикация «Огородника» Николая Алексеевича Некрасова состоялась на страницах журнала «Отечественные записки».

Стихотворение написано в 1846 году. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он удачно дебютировал как поэт, был замечен самим В. Белинским, вошел в редакцию журнала «Современник». Он несколько лет влюблен в А. Панаеву, сперва без взаимности, потом вполне счастливо. Впрочем, отношения эти приходилось скрывать, ведь его возлюбленная была замужем. По жанру – песня в народном духе, любовная драма, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 16 строф. Лирический герой – молодой крестьянин, огородник, крепостной. Есть и героиня – дворянская дочь. Поэт пробует свои силы в подражании устному народному творчеству. Композиция сюжетная. Завязка соотносится с финалом, уже в первой строфе читатель видит героя заключенным. Он рассказывает свою историю. «Не гулял с кистенем»: то есть, не был разбойником, не совершил преступлений. Он свой «век загубил» за запретную любовь к девушке другого сословия. Видимо, ее родители нашли управу на смелого молодца. Чисто фольклорный повтор: девицу-красу. «В немецком саду»: устроенном по принципам ландшафта немецкого сада. Юноша пел себе, огородничал, пока не увидел, что за ним наблюдает «хозяйская дочка». Парень оказывается ушлым, всяких «раскрасавиц» повидал. Дальше он рисует портрет девушки красками русской сказки (включая сравнение): черноброва, статна, словно сахар бела. Герою «стало жутко», вдруг повеяло на него острогом. «Постояла, прошла, оглянулась»: прием амплификации (повтора). Затем герой рисует свой портрет, едва ли не краше той девицы: пригож, словно сокол, круглолиц, белолиц, да еще и кудряв. Остудил мечты только взгляд на хоромы (дом) девушки. Начинаются быстрые разговоры, смешки, шуточная борьба. Героиня (он зовет ее «госпожой») тоже берется огородничать. Заприметив на руке у него перстень, ревнует. Происходит неожиданное объяснение: в щеку девицу чмок!.. Влюбленные встречаются тайком до самой зимы. Но однажды героя поймали, когда он крался по спящему дому «в горенку к ней». Принятый за вора, герой не смел оправдываться, не желая губить ни себя еще больше, ни свою любимую. Он был острижен, бит и в кандалах отправлен на каторгу. Так была загублена молодость героя. Что случилось с легкомысленной героиней – автор умалчивает. Лексика колоритная, живая. Сравнения: как шальной, темней непогодного дня. Усеченная форма глагола: разыгралася. Метафора: душу кинуло в дрожь. Эпитеты: невозвратных, лихой, несговорный (несговорчивый). Хвать, чмок, цап – слова с экспрессией, употребленные как глаголы. Уменьшительные суффиксы: перстенек, рученькой, косыньку, горенку, яблоньку.

«Огородник» Н. Некрасова – подражание народной песне о влюбленных, разделенных положением в обществе.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

«Мороз, Красный нос»

Поэма «Мороз, Красный нос» хранит в себе веру в то, что народ все-таки добьется своего социального величия. Автор показывает, что несмотря на тяжелую жизнь, крестьяне сохранили духовное внутреннее богатство. А их быт настолько крепок, что выстоит любые нападки врага, которого они с легкостью сокрушат. — смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Тяжела боль утраты любимого человека, но жить надо хотя бы ради детей. Снова все тяготы жизни переваливаются на женские плечи. Дарью ждали два удара: смерть мужа и собственная. Но, даже умирая, думает о Прокле, детях, крестьянском труде на вечной ниве.

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова

Первая публикация «Огородника» Николая Алексеевича Некрасова состоялась на страницах журнала «Отечественные записки».

Стихотворение написано в 1846 году. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он удачно дебютировал как поэт, был замечен самим В. Белинским, вошел в редакцию журнала «Современник». Он несколько лет влюблен в А. Панаеву, сперва без взаимности, потом вполне счастливо. Впрочем, отношения эти приходилось скрывать, ведь его возлюбленная была замужем. По жанру – песня в народном духе, любовная драма, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 16 строф. Лирический герой – молодой крестьянин, огородник, крепостной. Есть и героиня – дворянская дочь. Поэт пробует свои силы в подражании устному народному творчеству. Композиция сюжетная. Завязка соотносится с финалом, уже в первой строфе читатель видит героя заключенным. Он рассказывает свою историю. «Не гулял с кистенем»: то есть, не был разбойником, не совершил преступлений. Он свой «век загубил» за запретную любовь к девушке другого сословия. Видимо, ее родители нашли управу на смелого молодца. Чисто фольклорный повтор: девицу-красу. «В немецком саду»: устроенном по принципам ландшафта немецкого сада. Юноша пел себе, огородничал, пока не увидел, что за ним наблюдает «хозяйская дочка». Парень оказывается ушлым, всяких «раскрасавиц» повидал. Дальше он рисует портрет девушки красками русской сказки (включая сравнение): черноброва, статна, словно сахар бела. Герою «стало жутко», вдруг повеяло на него острогом. «Постояла, прошла, оглянулась»: прием амплификации (повтора). Затем герой рисует свой портрет, едва ли не краше той девицы: пригож, словно сокол, круглолиц, белолиц, да еще и кудряв. Остудил мечты только взгляд на хоромы (дом) девушки. Начинаются быстрые разговоры, смешки, шуточная борьба. Героиня (он зовет ее «госпожой») тоже берется огородничать. Заприметив на руке у него перстень, ревнует. Происходит неожиданное объяснение: в щеку девицу чмок!.. Влюбленные встречаются тайком до самой зимы. Но однажды героя поймали, когда он крался по спящему дому «в горенку к ней». Принятый за вора, герой не смел оправдываться, не желая губить ни себя еще больше, ни свою любимую. Он был острижен, бит и в кандалах отправлен на каторгу. Так была загублена молодость героя. Что случилось с легкомысленной героиней – автор умалчивает. Лексика колоритная, живая. Сравнения: как шальной, темней непогодного дня. Усеченная форма глагола: разыгралася. Метафора: душу кинуло в дрожь. Эпитеты: невозвратных, лихой, несговорный (несговорчивый). Хвать, чмок, цап – слова с экспрессией, употребленные как глаголы. Уменьшительные суффиксы: перстенек, рученькой, косыньку, горенку, яблоньку.

«Огородник» Н. Некрасова – подражание народной песне о влюбленных, разделенных положением в обществе.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ 2

В данном произведении автор, рассказывая читателям романтическую историю, напоминает им о социальном неравенстве. Трагический финал любови парня и девушки, принадлежащих к разным социальным слоям, дает возможность автору не только заинтересовать читателя, но и подтолкнуть его к размышлениям в нужном Некрасову ключе.

Поэт явно избегает прямых указаний на то, как следует понимать написанное. Показательно, что герой произведения не крепостной крестьянин, а огородник. Человек, обладающий квалификацией — не типичная шаблонная фигура. Об отказе от клише говорит и тот факт, что за встречи с хозяйской дочерью героя наказывает не барин-деспот, своей волей пытающий простолюдина, посмевшего покуситься на запретное для него. Огородника наказывает государство, помещающее его в тюрьму по подозрению в попытке кражи.

Герой Некрасова не желает опозорить любимую и заявить, что он шел на свидание, а не охотился за чужим добром. Этим поступком своего героя Некрасов показывает читателям, что благородство свойственно представителям все классов и сословий. Поступок, за который огородник поплатился тюрьмой, выглядит почти дворянским. Это, видимо, должно было вызвано желанием автора разрушить перегородки между высшими и низшими социальными слоями. Люди, не только сами принадлежащие к дворянству, но и воспитанные на литературе, где главные герои жертвуют собой ради чести женщины, должны были проникнуться сочувствием к огороднику.

Роман между огородником и хозяйской дочерью завязывается сам собой. Оба они следуют природному влечению. Напротив, то, что разрушает его и ломает жизнь герою – искусственно. Социальные перегородки появились в процессе исторического развития, и не соответствуют естественному течению жизни. Главное, что обличает автор в данном стихотворении – это не законы и не существовавший на тот момент политический строй, а общественные стереотипы. Огородник не может любить девушку из высших классов потому, что очень многие считают это недопустимым. Общество все равно бы осудило роман простого мужика с дворянской дочерью, даже не соверши он свой рыцарский поступок.

Именно с подобными стереотипами автор боролся. Нежелание многих современников воспринимать людей, принадлежащих к разным классам без предубеждения, оценивая только личные качества, по мнению Некрасова и его единомышленников, было главным препятствием на пути к их цели. Автор посвятил сою жизнь попыткам побудить людей отойти от устоявшихся догм, показать жизнь простого народа с другой стороны. Он считал, что, если значительное число людей изменит свое мировосприятие, то жизнь станет намного счастливее.

Стихотворение, посвященное несчастной любви, должно было не просто привлечь к себе больше внимания, чем, например, гражданская лирика, его персонажи вызывали больше интереса и сочувствия. Вывод в виде горького сетования героя побуждал читателей задуматься и увидеть в каждом человеке из простого народа такого же человека, как и он сам.

Анализ стихотворения Огородник по плану

Н.А. Некрасов «В дороге»: анализ стихотворения

Некрасов сочувствовал крестьянам, наблюдая за их тяжелой жизнью. Поэт понимал, что помочь им могут только люди с прогрессивными идеями, патриоты, которые перевернут общественный строй и пробьют дорогу к справедливости.

Автор показывает, что крестьянство — благородная почва для знаний, но ее нужно уметь засевать, делая это упорно, без робости в сердце. В центре стихотворения — лирический герой и иносказательный образ сеятелей. Нетрудно догадаться, что лирический герой является приверженцем идей, которые перечат крепостничеству.

Об этом говорят его смелые призывы к действию. Герой обращается к людям, способным сеять ум. Он осыпает их вопросами и возмущениями, пытаясь выяснить, почему всходы на ниве такие хилые. Лирический герой выдвигает по этому поводу несколько предположений: плохие семена, сами сеятели робкие или слабые, сеятели не могут найти благодатную почву.

Как видим, он ни разу не обвиняет крестьян, понимая, что без помощи они не выберутся из сетей, которыми столько лет опутывало крепостничество.

За это их ждет награда, которая намного ценнее денег — искреннее спасибо от всего русского народа. Стихотворение Н. Автор представляет народ в образе нивы, которая достойна самых лучших семян. Образованные же люди, которые выступают за равенство — хлеборобы.

Под семенами поэт подразумевает знания, добро и вечные ценности. Сравнения в тексте отсутствуют. Содержания стиха Н. Формально произведение являет собою целостный монолог неразделенный на строфы. Такая композиция отображает эмоционный накал автора и лирического героя. В тексте используются два вида рифмовки: кольцевая и параллельная. Стихотворный размер — четырехстопный дактиль. Особенность анализируемого стихотворения — интонация

Даже визуальный его рисунок привлекает внимание читателя восклицательными и вопросительными знаками

Синтаксические конструкции риторические, ведь в них скрываются не только вопросы, но и ответы на них. Интонационный рисунок показывает, насколько сильно вдохновение автора, помогает передать его сеятелям. Заканчивается стих троеточием, что выражает надежду Н.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Основная идея

Тема барского произвола была особенно актуальна в те времена. Обычную крестьянскую девушку по велению господ приучили к богатой жизни и хорошему образованию. Однако от этого она не перестала быть рабыней. Некрасов пытается показать читателям, что никто не может распоряжаться человеческой жизнью как вещью. Все имеют право на самоопределение. В настоящее время такие мысли не кажутся чем-то необычным, но для той эпохи они возникали только у истинных мыслителей.

Девушку выкидывают из высшего общества и возвращают обратно к крестьянской жизни, к которой она совершенно неприспособленна. Она обладала тем набором навыков, который сулил ей гибель. Поэт сравнивает две противоположные жизни: господскую и крестьянскую. Ямщик понимает всю ситуацию своей жены и сожалеет ей, так как её в своё время погубили дворяне. Гуманизм необразованных крестьян является полным противопоставлением псевдогуманности господ. Основной мыслью произведения становится то, что доброта́ должна подтверждать делом, а не быть только на словах.

«Коробейники»

Произведение «Коробейники» — это поэма-путешествие. Такая жанровая характеристика дается ему так, как все происходящее в произведении мы видим глазами коробейников, которые ходят по сельским просторам. Перед взором старого Тихоныча и его помощника Ваньки один за другим проходят реалии действительности мятежного пореформенного периода. Сюжет странствий превращает поэму в повествование о жестокой действительности, царящей в российской глубинке. Кроме того, каждое событие воспринимается и показывается через призму народа.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Средства художественной выразительности

Произведение отличается малым количеством троп. Это объясняется тем, что в разговоре ямщика, из-за его необразованность, не могло взяться большого количества красивых слов. В стихотворении используются такие средства художественной выразительности, как:

  1. Сравнения: «ревёт, как шальная», «как щепка худа и бледна».
  2. Эпитеты: «рекрутский набор», «барский дом», «пьяная рука», «безустанная работа», «неотвязная скука».

Краткий анализ произведения Некрасова «В дороге» даёт понять читателю ту идею, которую хотел донести автор. Поэт чётко даёт понять свою позицию по поводу социального неравенства в России. Для него все господа стали теми людьми, которые прячут свою мерзость и безнравственность за масками псевдогуманности. Николай Алексеевич считал, что эпоха господства дворян считается самой позорной для России.

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова

Первая публикация «Огородника» Николая Алексеевича Некрасова состоялась на страницах журнала «Отечественные записки».

Стихотворение написано в 1846 году. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он удачно дебютировал как поэт, был замечен самим В. Белинским, вошел в редакцию журнала «Современник». Он несколько лет влюблен в А. Панаеву, сперва без взаимности, потом вполне счастливо. Впрочем, отношения эти приходилось скрывать, ведь его возлюбленная была замужем. По жанру – песня в народном духе, любовная драма, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 16 строф. Лирический герой – молодой крестьянин, огородник, крепостной. Есть и героиня – дворянская дочь. Поэт пробует свои силы в подражании устному народному творчеству. Композиция сюжетная. Завязка соотносится с финалом, уже в первой строфе читатель видит героя заключенным. Он рассказывает свою историю. «Не гулял с кистенем»: то есть, не был разбойником, не совершил преступлений. Он свой «век загубил» за запретную любовь к девушке другого сословия. Видимо, ее родители нашли управу на смелого молодца. Чисто фольклорный повтор: девицу-красу. «В немецком саду»: устроенном по принципам ландшафта немецкого сада. Юноша пел себе, огородничал, пока не увидел, что за ним наблюдает «хозяйская дочка». Парень оказывается ушлым, всяких «раскрасавиц» повидал. Дальше он рисует портрет девушки красками русской сказки (включая сравнение): черноброва, статна, словно сахар бела. Герою «стало жутко», вдруг повеяло на него острогом. «Постояла, прошла, оглянулась»: прием амплификации (повтора). Затем герой рисует свой портрет, едва ли не краше той девицы: пригож, словно сокол, круглолиц, белолиц, да еще и кудряв. Остудил мечты только взгляд на хоромы (дом) девушки. Начинаются быстрые разговоры, смешки, шуточная борьба. Героиня (он зовет ее «госпожой») тоже берется огородничать. Заприметив на руке у него перстень, ревнует. Происходит неожиданное объяснение: в щеку девицу чмок!.. Влюбленные встречаются тайком до самой зимы. Но однажды героя поймали, когда он крался по спящему дому «в горенку к ней». Принятый за вора, герой не смел оправдываться, не желая губить ни себя еще больше, ни свою любимую. Он был острижен, бит и в кандалах отправлен на каторгу. Так была загублена молодость героя. Что случилось с легкомысленной героиней – автор умалчивает. Лексика колоритная, живая. Сравнения: как шальной, темней непогодного дня. Усеченная форма глагола: разыгралася. Метафора: душу кинуло в дрожь. Эпитеты: невозвратных, лихой, несговорный (несговорчивый). Хвать, чмок, цап – слова с экспрессией, употребленные как глаголы. Уменьшительные суффиксы: перстенек, рученькой, косыньку, горенку, яблоньку.

«Огородник» Н. Некрасова – подражание народной песне о влюбленных, разделенных положением в обществе.

Основная идея

Главная мысль произведения заключается в том, что крепостное право – это самый настоящий бич России, который приносит людям много горя. Полная несвобода, ужасные материальные условия, в которых выживает и рано умирает народ, – всё это последствия глубоко несправедливой системы, в которой страдают ни в чём не виновные люди. Самое грустное, что для крепостных нет самостоятельной возможности изменить свою ситуацию к лучшему, а если и есть выход, то он лишь для самых отчаянных – и это бунт, революция. Но такая активность может повлечь за собой гибель человека под палками и ружьями господ, чего не хочется людям, хватающимися за любую – даже бедную и безвольную – жизнь.

Но неправильно закрепощать человека в рамки, неправильно рассматривать его жизнь лишь как средство достижения своих целей. Он, крепостной человек, имеет право на такую же свободную и счастливую жизнь, как представители высшего света. Всё должно зависеть от личных достижений каждой отдельной личности, а не от рождения в определённой социальной прослойке. Некрасов – неравнодушный к судьбам народа человек – не призывает здесь к действиям напрямую, а даёт читателям самостоятельно сделать выводы, проявить сочувствие и участие к этой беззащитной социальной ячейке общества. В этом смысл его обращения к людям.

Анализ 2

В данном произведении автор, рассказывая читателям романтическую историю, напоминает им о социальном неравенстве. Трагический финал любови парня и девушки, принадлежащих к разным социальным слоям, дает возможность автору не только заинтересовать читателя, но и подтолкнуть его к размышлениям в нужном Некрасову ключе.

Поэт явно избегает прямых указаний на то, как следует понимать написанное. Показательно, что герой произведения не крепостной крестьянин, а огородник. Человек, обладающий квалификацией — не типичная шаблонная фигура. Об отказе от клише говорит и тот факт, что за встречи с хозяйской дочерью героя наказывает не барин-деспот, своей волей пытающий простолюдина, посмевшего покуситься на запретное для него. Огородника наказывает государство, помещающее его в тюрьму по подозрению в попытке кражи.

Герой Некрасова не желает опозорить любимую и заявить, что он шел на свидание, а не охотился за чужим добром. Этим поступком своего героя Некрасов показывает читателям, что благородство свойственно представителям все классов и сословий. Поступок, за который огородник поплатился тюрьмой, выглядит почти дворянским. Это, видимо, должно было вызвано желанием автора разрушить перегородки между высшими и низшими социальными слоями. Люди, не только сами принадлежащие к дворянству, но и воспитанные на литературе, где главные герои жертвуют собой ради чести женщины, должны были проникнуться сочувствием к огороднику.

Роман между огородником и хозяйской дочерью завязывается сам собой. Оба они следуют природному влечению. Напротив, то, что разрушает его и ломает жизнь герою – искусственно. Социальные перегородки появились в процессе исторического развития, и не соответствуют естественному течению жизни. Главное, что обличает автор в данном стихотворении – это не законы и не существовавший на тот момент политический строй, а общественные стереотипы. Огородник не может любить девушку из высших классов потому, что очень многие считают это недопустимым. Общество все равно бы осудило роман простого мужика с дворянской дочерью, даже не соверши он свой рыцарский поступок.

Именно с подобными стереотипами автор боролся. Нежелание многих современников воспринимать людей, принадлежащих к разным классам без предубеждения, оценивая только личные качества, по мнению Некрасова и его единомышленников, было главным препятствием на пути к их цели. Автор посвятил сою жизнь попыткам побудить людей отойти от устоявшихся догм, показать жизнь простого народа с другой стороны. Он считал, что, если значительное число людей изменит свое мировосприятие, то жизнь станет намного счастливее.

Стихотворение, посвященное несчастной любви, должно было не просто привлечь к себе больше внимания, чем, например, гражданская лирика, его персонажи вызывали больше интереса и сочувствия. Вывод в виде горького сетования героя побуждал читателей задуматься и увидеть в каждом человеке из простого народа такого же человека, как и он сам.

Анализ стихотворения Огородник по плану

Анализ стихотворения «Огородник» Некрасова

Первая публикация «Огородника» Николая Алексеевича Некрасова состоялась на страницах журнала «Отечественные записки».

Стихотворение написано в 1846 году. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он удачно дебютировал как поэт, был замечен самим В. Белинским, вошел в редакцию журнала «Современник». Он несколько лет влюблен в А. Панаеву, сперва без взаимности, потом вполне счастливо. Впрочем, отношения эти приходилось скрывать, ведь его возлюбленная была замужем. По жанру – песня в народном духе, любовная драма, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 16 строф. Лирический герой – молодой крестьянин, огородник, крепостной. Есть и героиня – дворянская дочь. Поэт пробует свои силы в подражании устному народному творчеству. Композиция сюжетная. Завязка соотносится с финалом, уже в первой строфе читатель видит героя заключенным. Он рассказывает свою историю. «Не гулял с кистенем»: то есть, не был разбойником, не совершил преступлений. Он свой «век загубил» за запретную любовь к девушке другого сословия. Видимо, ее родители нашли управу на смелого молодца. Чисто фольклорный повтор: девицу-красу. «В немецком саду»: устроенном по принципам ландшафта немецкого сада. Юноша пел себе, огородничал, пока не увидел, что за ним наблюдает «хозяйская дочка». Парень оказывается ушлым, всяких «раскрасавиц» повидал. Дальше он рисует портрет девушки красками русской сказки (включая сравнение): черноброва, статна, словно сахар бела. Герою «стало жутко», вдруг повеяло на него острогом. «Постояла, прошла, оглянулась»: прием амплификации (повтора). Затем герой рисует свой портрет, едва ли не краше той девицы: пригож, словно сокол, круглолиц, белолиц, да еще и кудряв. Остудил мечты только взгляд на хоромы (дом) девушки. Начинаются быстрые разговоры, смешки, шуточная борьба. Героиня (он зовет ее «госпожой») тоже берется огородничать. Заприметив на руке у него перстень, ревнует. Происходит неожиданное объяснение: в щеку девицу чмок!.. Влюбленные встречаются тайком до самой зимы. Но однажды героя поймали, когда он крался по спящему дому «в горенку к ней». Принятый за вора, герой не смел оправдываться, не желая губить ни себя еще больше, ни свою любимую. Он был острижен, бит и в кандалах отправлен на каторгу. Так была загублена молодость героя. Что случилось с легкомысленной героиней – автор умалчивает. Лексика колоритная, живая. Сравнения: как шальной, темней непогодного дня. Усеченная форма глагола: разыгралася. Метафора: душу кинуло в дрожь. Эпитеты: невозвратных, лихой, несговорный (несговорчивый). Хвать, чмок, цап – слова с экспрессией, употребленные как глаголы. Уменьшительные суффиксы: перстенек, рученькой, косыньку, горенку, яблоньку.

«Огородник» Н. Некрасова – подражание народной песне о влюбленных, разделенных положением в обществе.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре

Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

«Мороз, Красный нос»

Поэма «Мороз, Красный нос» хранит в себе веру в то, что народ все-таки добьется своего социального величия. Автор показывает, что несмотря на тяжелую жизнь, крестьяне сохранили духовное внутреннее богатство. А их быт настолько крепок, что выстоит любые нападки врага, которого они с легкостью сокрушат. — смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Тяжела боль утраты любимого человека, но жить надо хотя бы ради детей. Снова все тяготы жизни переваливаются на женские плечи. Дарью ждали два удара: смерть мужа и собственная. Но, даже умирая, думает о Прокле, детях, крестьянском труде на вечной ниве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: