Анализ стихотворения: она не гордой красотою

Ее стан. анализ стихотворения она не гордой красотою лермонтова

Вдохновительницы молодого поэта

Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя. Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.

При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало. Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.

Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека. Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.

Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.

Анализ стихотворения Лермонтова «Она не гордой красотою»

В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто.

Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не менее, молодые люди вели обширную переписку, и Варвара Лопухина была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели.

Правда, одно стихотворение она смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов хранил его в отдельной тетради и не считал нужным публиковать, боясь скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано.

Примечательно, что поэту к тому времени едва минуло 18 лет, и по всем законам природы, он должен был увлекаться красотками и кокетками. Однако на фоне Варвары Лопухиной все они теряли свою привлекательность, потому что его избранница «не гордой красотой пленяет юношей живых». Воссоздавая по памяти образ любимой, Лермонтов отмечает, что она не может похвастаться ни станом богини, ни роскошным бюстом. За ней не ходят толпами поклонники и не признаются ей в любви, рассчитывая получить в награду хотя бы мимолетный взгляд. Тем не менее, эта женщина поражает воображение окружающих, так как ее «улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты». Отсутствие кокетства и наигранности, которые так раздражали Лермонтова, превращает Варвару Лопухину в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство автору удается сохранить в своей душе на всю оставшуюся жизнь, хотя он и понимает, что никогда не сможет быть рядом с той, которая так дорога ему. Поэтому Лермонтов пишет, что «сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей», ставя жирный крест на взаимоотношениях с женщиной, которая могла бы сделать его по-настоящему счастливым.

Недавно мы переводили сонет №130 Шекспира. И каким близким по содержанию
оказалось стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

«ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ», стих. Л. (1832). Существует предположение (Н. Бродский), что в нем дана сравнит. характеристика В. А. Лопухиной и Н. Ф. Ивановой. Одухотворенный облик героини противопоставлен идеалу светской красавицы. Контрастность этих образов подчеркивается поэтич. структурой стиха — его антитетич. построением («Она не гордой красотою / Прельщает юношей живых…/ Однако все ее движенья, / Улыбки, речи и черты / Так полны жизни, вдохновенья, / Так полны чудной простоты…»). Стихи 9-12-й близки 125-130 стихам поэмы «Демон» (1838). Автограф — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «Саратов. листок», 1876, 1 янв., № 1. Датируется по положению в тетради.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В чем своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

У Михаила Юрьевича тема любви тесно переплетается с темой свободы. Она непременно «пропитана» разочарованием, разлукой. Поэт воспринимает свои чувства особенным образом, переживает их. 

Создается впечатление, что любовь, как таковая, тяготит его. Он пытается избавиться от нее, но не может. Чувства лишают его ощущения свободы, к которому М. Ю Лермонтов так стремится. В каком-то смысле любовь ограничивает поэта, сковывает его.

Лирические мотивы в творчестве А. С. Пушкина чем-то похожи, но у Лермонтова любовь ассоциируется со страданием, приносит ему определенные муки. Что нехарактерно для столь возвышенного чувства, которое придает легкость.

Автор замыкается в себе, не раскрывается, по этой причине любовь приносит ему боль, неудобства. Заставляет писать тягостные стихи, в которых он выражает свои эмоции.

Если обычно любовь приносит радость и счастье, то в поэзии Лермонтова это скорее негативное чувство, чем позитивное, которое он испытывает к конкретной женщине.

В то же время эмоции заставляют поэта особенным образом относиться к избраннице, которая их вызвала. В творчестве это хорошо прослеживается.

В чем же причина такого восприятия? Пожалуй, в индивидуальных особенностях характера, ведь люди творческого плана всегда чувствуют иначе, тоньше. Придавая своим эмоциям особое значение.

Чтобы написать сочинение на тему лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова, недостаточно просто прийти в класс и «отсидеть» урок. Необходимо прочувствовать стихи поэта, понять его переживания и эмоции, вызванные этим чувством. Осознать, кому посвящены лирические произведения, и что так восхитило или разочаровало автора.

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

↑ Яркие женщины в жизни поэта

Лопухина Варвара Александровна

. У поэта было много женщин и, как правило, по стихотворению сразу можно понять о какой женщине идет речь. Среди них есть самые яркие представительницы женского пола, оставившие след в сердце Михаила Юрьевича. Это Лопухина и созданный облик героини в стихотворении «Она не гордой красотою».

В годы студенчества поэт был представлен Варваре Александровне Лопухиной. Они сразу полюбили друг друга, более того Лермонтов до самого конца, хранил ее портрет в «сердце». Но этому союзу не суждено было случиться, родители выдали замуж Вареньку за другого, более выгодного жениха — Бахметова.

Лермонтов переживает и это отражается в его работах, к примеру, поэму «Демон» он посвятил Лопухиной. А в повести «Герой нашего времени», она стала героиней Верой, от которой был без ума Печорин. На семью Варвары гений намекает также в драме «Два брата», рассуждая о неравности в браках.

Лопухина и Лермонтов фото

Стать счастливой Варе Лопухиной не удалось, муж был старше ее на много лет и очень ревновал, особенно к Лермонтову, ей нельзя было даже имя его произносить. Но первая любовь не забывается и их история любви полна трагизма. После ссылки на Кавказ, она встретилась с Лермонтовым, но уже была серьезно больна. Когда он погиб, нервы ее совсем сдали и в возрасте 36 лет она умерла. Стихотворение «Ребенок» написанное о Варваре, трогает до глубины души. Прототипом их истории стал роман «Сказки Золотого века».

Сушкова Екатерина Александровна

. С взрослой светской дамой Сушковой Е.А. у поэта был роман в 30-х годах. Этой женщине, поэт посвятил цикл стихотворений. Сушкова, не воспринимала Лермонтова всерьез, ей нравилось его обожание и стихи, которые он ей посвящал. Они часто виделись с Екатериной Александровной, но как жениха она его не рассматривала.

И вот прошло пять лет и Лермонтов бравый гусар, который прознав, что она собирается замуж за Лопухина, компрометирует ее в глазах окружающих. Но признается, что никогда не любил, и они расстаются. Лермонтов отомщен, он счастлив. Историки предполагают, что это самый темный период в его биографии. «Княгиня Леновская» отражение их истории.

Иванова Наталия Федоровна

. Поэт познакомился с ней в Москве в конце 1930г. Музе он посвятил 40 стихотворений

Лермонтов любил и страдал

Сначала он чувствовал внимание и интерес, а потом терзался догадками: любит или нет? А потом и вовсе последовал разрыв отношений. Я не достоин, может быть, Твоей любви; не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты,…

Я не достоин, может быть, Твоей любви; не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты,….

Быховец Екатерина Григорьевна

. Эта женщина была дальней родственницей поэта и напоминала ему Лопухину. Поэтому рождается стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так близится к завершению любовная лирика поэта, в стихах все больше тоски. Екатерина Григорьевна говорила, что с ней Лермонтов был « настоящим» и все время почти грустил. Наверное, он знал, о скором своем конце. С ним Быховец была в день дуэли, на ее глазах все произошло.

Быховец Екатерина фото

Щербатова Мария Алексеевна

. Она была украинкой. Увлечение поэта вдовой Щербатовой с 1839г по 1841г. Ей он тоже посвящал стихи, одно из них: Отчего. Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье….

Щербатова Мария фото

Поэт не знал, ответные ли чувства у Марии Алексеевны к нему, сам же готов был подарить всю землю, если бы мог.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Маяковского Паспорт

    Паспорт – это самый документ каждого человека. Он нужен и в повседневной жизни в родной стране, и, особенно, когда выезжаешь за её пределы. Вот и Маяковский много путешествовал, бывал в Европе и Америке. Стихотворение было написано через семь лет

  • Ахматова

    Ахматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:

  • Анализ стихотворения Фета Рыбка

    Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых

  • Анализ стихотворения Некрасова Пророк

    Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.

  • Анализ стихотворения Хлебникова Заклятие смехом

    Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена

СТАН 1
, -а, м.
Туловище, корпус человека. Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу.
Пушкин, Дубровский. был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.
Лермонтов, Максим Максимыч.

СТАН 2
, -а, м.

1.
Место временного расположения, стоянки; лагерь (устар.
). Разбойничий стан.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан.
Лермонтов, Три пальмы. Из военных станов с ливонских земель прискакали гонцы.
Костылев, Иван Грозный. || (предл.
в ста́не
, на стану́
). Место стоянки, временного жилья полевых, рыболовецких и т. п. бригад в период сезонной работы, промысла. Бригадный стан.
Уже столько было распахано земли, что трем бригадам пришлось уехать от центральной усадьбы и встать полевыми станами далеко в степи.
Солоухин, Рождение Зернограда.

2.
Войско, воюющая сторона. Видит она поле, — Это поле боя, Сына видит в поле — Павшего героя. На груди широкой Запеклася рана, Сжали руки знамя Вражеского стана.
Есенин, Молитва матери. скомандовал: «Огонь по всему фронту!» — Несколько машин уже горело. В стане врага я заметил признаки паники.
Вершигора, Люди с чистой совестью. || перен.; кого-чего
или какой.
Борющаяся, враждующая сторона, лагерь, общественная группа. Профессора составляли два стана, или слоя, мирно ненавидевшие друг друга.
Герцен, Былое и думы. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
Н. Некрасов, Рыцарь на час.

3.
Административно-полицейское подразделение уезда в дореволюционной России.

СТАН 3
, -а, м.

1.
Приспособление, сооружение (обычно деревянное) для каких-л. работ. Мельничный стан. Мельница в три стана.
села за стан и стала ткать.
Л. Толстой, Корней Васильев. предлагал поставить суконный завод: часть денег государя, часть — Бровкина, он же, Мартисен, — обязуется выписать из Англии ткацкие станы, мастеров лучших и вести все дело.
А. Н. Толстой, Петр Первый.

2.
Опора, основание для каких-л. рабочих орудий, механизмов. Против ворот амбара, в крепком дубовом стане, медленно вращается вертикальное колесо, с железными крючьями в центре.
М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина.

3.
Машина или система машин, служащая для обработки металла давлением. Прокатный стан. Волочильный стан.
все время проводил на броневом стане, где готовились к прокату стали новой марки.
В. Попов, Сталь и шлак.

Источник (печатная версия):
Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия):

Е. А. Сушкова

Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Подмосковье, остался в жизни и творчестве поэта как образ неудержимой кокетки, смеявшейся над влюблённостью совсем юного Лермонтова. Сушковой посвящены одиннадцать стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”. Юная влюблённость поэта оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.

При повторной встрече с Сушковой в Петербурге автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре о том, что выбор её брата легкомыслен. Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтов смог влюбить в себя Е.А. Сушкову, но жениться на ней не захотел. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж за известного дипломата.
Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих чувствах к Екатерине Александровне, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманом: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»

Жанр, рифма, тема и тропы

Произведение написано в жанре любовной лирики двусложным ямбом и имеет перекрестную рифмовку (красото́ю – живы́х – собо́ю – немы́х), где доминирует мужская рифма с ударением на последний слог.

Тема – таинственность любви, когда сердце пленяется не внешней красотой, а полнотой жизни и чудесной простотой девушки.

Композиция двухчастотная – в первой части Лермонтов констатирует, что объект его обожания не обладает яркой внешностью, а во второй подчеркивается красота души любимой, что в его глазах более ценно.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (юноши живые, чудная простота, гордая красота).
  2. Анафора (Так полны… Так полны…).
  3. Сравнение (грудь волною, «голос, как воспоминание»).
  4. Метафора (голос в душу проникает).

Прекрасный стих, показывающий, что для настоящей любви можно не иметь большой груди и подкачанных губ, достаточно сохранить чистоту души, вкупе с живостью и открытостью характера.

Анализ стихотворения Лермонтова «Она поёт – и звуки тают…»

Стихотворение «Она поёт – и звуки тают…» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Часть строк для него взята из «Она не гордой красотою» 1832 года, обращённого к В. А. Лопухиной. Впервые это короткое произведение было опубликовано в 1859 году в журнале «Библиографические записки».

Это нежное сладкоречивое стихотворение обращено к певице Прасковье Арсеньевне Бартенёвой, фрейлине самой императрицы Александры Фёдоровны. О её чарующем голосе было уже написано немало хвалебных строк. Например, очень лестно о таланте Прасковьи Арсеньевны отозвалась Е. П. Ростопчина в стихотворении «Певица». В этом произведении присутствовала анафора «Она поёт…», по всей видимости, и вдохновившая Михаила Юрьевича на создание собственной оды Бартенёвой.

Впрочем, стихотворение Лермонтова совершенно не похоже на пламенную торжественную похвалу, какие расточали его великие современники, например, В. А. Жуковский, умевший прославить талант певца в самых восторженных выражениях. Произведение «Она поёт – и звуки тают…» скорее напоминает многозначительную любовную записку, автограф, предназначенный для поэтического альбома или послания.

Стихотворение написано от третьего лица. При своём небольшом объёме оно содержит много чувственных образов. Легко представить себе автора как таинственного поклонника, который, укрывшись за тяжёлой бархатной портьерой бального зала, наблюдает за представлением знаменитой певицы.

Внимание автора обращено к губам этой удивительной женщины:
Она поёт – и звуки тают,
Как поцелуи на устах…

Если все окружающие лениво вслушиваются в переливы её голоса, то поэт, как несомненный знаток звучащего слова, по-настоящему видит, как слабеют и гаснут звуки песни, чтобы дать родиться новым куплетам. Этот образ вызывает новую ассоциацию, полную эротизма. Поэт сравнивает пение с жаркими поцелуями, не менее волнительными, чем голос певицы.

На то, что автора и особу, чей портрет он живописует, связывает не только восхищение певческим даром, указывает выразительный эпитет. Характеризуя глаза женщины, поэт использует следующую фразу:
Глядит – и небеса играют
В её божественных глазах…

Михаил Юрьевич завершает образ героини:
Идёт ли – все её движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

Для того чтобы придать облику живости, поэт не применяет застывшие эпитеты. Напротив, он использует динамичные выражения с глаголами, которые создают эффект движения, деятельного присутствия героини в моменте. Анафоры в последних строках как бы собирают детали внешности персонажа воедино и делают образ цельным, законченным.

Конечно, любой женщине и сегодня хотелось бы прочесть о себе такие строки, полные нежности и восхищения. Это яркое подтверждение того, что искусство поэзии звучит свежо и волнует читательниц по сей день.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: