Содержание стихотворения
Структура стихотворения «Школьник» следующая:
Часть первая: Описание школьной жизни
В этой части автор описывает школьную жизнь школьника: учебные предметы, уроки, учительницу, своё отношение к учёбе и домашним заданиям.
Автор высказывает свои мысли о том, что учеба — серьёзное и сложное занятие, и школьник должен прикладывать усилия, чтобы быть успешным в учёбе.
Часть вторая: Мечты и стремления
В этой части стихотворения автор описывает мечты и стремления школьника. Школьник мечтает о будущем, о том, что станет взрослым и достигнет успеха в жизни.
Автор также говорит о том, что для достижения успеха школьнику нужно учиться усердно, быть смелым и настойчивым, и не бояться преодолевать трудности.
Часть третья: Заключение
Автор призывает всех школьников не побояться трудностей учёбы и активно преодолевать их, чтобы учиться и становиться все умнее и сильнее.
Значение стихотворения в современном обществе
Становление и развитие технического прогресса, увлечение массовой культурой и постоянная суетливая атмосфера современного общества подчас приводят к забыванию и недооценке стихотворения. Однако стихотворение играет важную роль в нашей жизни и обладает большим значением для современного общества.
Во-первых, стихотворение помогает нам обрести эстетическое удовольствие. Весь мир вокруг нас полон ритма, гармонии и красоты. И стихотворение способно передать эту красоту, восхитить и пробудить эмоции. Чтение или слушание стихотворения позволяет нам уйти от повседневных забот, забыть о проблемах и насладиться прекрасными образами и звучанием слов. Оно омолаживает наши чувства и дарит нам немалую долю радости.
Во-вторых, стихотворение является средством выражения человеческих чувств и мыслей. Оно позволяет нам передать свои эмоции, переживания и идеи через красивые и точные слова. Читая или написывая стихотворение, мы находимся в состоянии сильной эмоциональной связи с автором и можем лучше понять его. А самостоятельное написание стихотворения помогает развивать наше воображение, креативность и внимательность к слову. Оно помогает выразить то, что иногда трудно сказать просто так, и дает нам возможность найти себя.
В-третьих, стихотворение является уникальным историческим и культурным наследием. Оно передает нам информацию о быте, обычаях, мировоззрении и настроениях людей, живших в другие времена. Через стихотворение мы можем познакомиться с их мыслями, чувствами и проблемами и почувствовать себя связанными с ними. Кроме того, стихотворение является элементом национальной культуры и идентичности. Оно говорит о нас и нашей истории, помогает нам сохранять и уважать наши традиции и ценности.
Мне нравитсяНе нравится
Тема стихотворения «Школьник» Некрасова
Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».
Н. А. Некрасов («Школьник» — одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.
В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.
Темы и проблемы стихотворения
Основной проблемой данного стихотворения является неспособность обычных людей самореализоваться, и получить образование. В государстве, где очень большая часть населения не просто бедные, а нищие люди, которые вынуждены работать за копейки, чтобы суметь прокормить свою семью. И именно среди таких простых людей рождаются самородки, например как Ломоносов, у которых просто нет возможности показать свой ум и способности.
Автор поднимает проблему того, что не важно, откуда человек родом. Ведь в забитой деревне может жить такой же самородок, как и в богатой семье. Просто он лишен шанса на получение образования
Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать
Просто он лишен шанса на получение образования. Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать.
О стихотворении
Произведение Некрасова «Школьник» – одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.
Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие – учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное — не робеть, не лениться.
Образы и символы в стихотворении
Школьник представляет собой символ обычного русского человека, который страдает от неправды и несправедливости. Он символизирует борьбу за справедливость и свободу, а также отражает надежды и мечты молодого поколения. Школьник также представляет собой образ душевной чистоты, невинности и искренности.
Другой важный образ в стихотворении — это образ учителя. Учитель символизирует знания, мудрость и власть. Он является противоположностью школьника, представляя старое поколение и отсталые представления о мире. Учитель также символизирует подавление и карательность, которая присутствует в образовании.
Также в стихотворении присутствуют символы природы — зима и весна. Зима символизирует холод и трудности, а также отчуждение и безнадежность. Весна же символизирует обновление, надежду и новую возможность.
Символы и образы в стихотворении помогают передать сложность и глубину темы, а также помогают читателю погрузиться в атмосферу произведения и понять его смысл. Они создают эмоциональную поддержку и вызывают сопереживание у читателя.
Образы | Символы |
---|---|
Школьник | Зима |
Учитель | Весна |
Смысл
Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.
Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.
Художественные средства
Продолжая анализировать стихотворение «Школьник» Некрасова по плану, уделим внимание художественным средствам, которые использовал поэт. В первом четверостишии, создавая обстановку, в которой находится лирический герой, автор использует метафору «невеселая дорога»
Чтобы описать ребенка с книгой Некрасов пользуется эпитетами: «грязно тело», «едва прикрыта грудь», «ноги босы». Также много эпитетов можно встретить и в следующих строках, к примеру, «родная Русь» или «архангельский мужик».
В последних строках встречается антитеза – противопоставление. Тех, кто стремится к знаниям, автор противопоставляет людям, которые ни к чему не проявляют должного интереса. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».
В произведении можно встретить аллегорию, — «сон свершится наяву». Также встречается риторическая фигура – обращение, что подчеркивает волнение Некрасова: «Не стыдися!», «Ну, пошел же, ради бога!».
Темы, проблемы и настроение
Основная тема стихотворения «Школьник» — получение образования для крестьян Российской Империи в XVIII — XIX вв. Также автор отмечает роль образованных людей в судьбе Родины, и рассуждает о том, как изменится современная Россия, если дать возможность «новым умам» проявить свои способности в обучении.
Еще одна тема произведения — равенство людей. Некрасов, приводя в пример М. Ломоносова, отмечает, что в деревнях прячутся не менее талантливые люди, чем в богатых усадьбах. Нелепые общественные запреты и предрассудки лишают саму же страну шансов на дальнейшее развитие.
Основная проблема в стихотворении «Школьник» — невежество крестьян, которое стало нормой в России. В XVIII — XIX вв. возможность получить образование имели только высшие классы. Считалось, что простой крестьянский мужик от рождения не осилит что-то сложнее элементарной азбуки и счета. Но даже эти знания были доступны далеко не каждому.
Основной конфликт стихотворения – проблема влияния крепостничества на дальнейшие развитие России
Автор акцентирует свое внимание не только на личностных последствиях рабства России, но и рассматривает эту проблему в большем масштабе, обозначая всю серьезность ситуации
Композиционно-образная структура
Стихотворение имеет достаточно простую линейную композицию, в которой можно выделить несколько смысловых частей:
- Вступительная часть, встреча лирического героя с крестьянским мальчиком.
- Краткое описание ребенка (цитата: «ноги босы, грязно тело»), предположения о том, кем являются его родители.
- Краткий пересказ истории жизни «архангельского мужика», Михаила Ломоносова.
- Рассуждение автора о том, что конкретно этого ребенка и других крестьян, стремящихся к знаниям и образованию, ожидает светлое будущее. Лирический герой, да и сам Некрасов, искренне верят в это.
Поэт противопоставляет духовно богатых, прекрасных крестьян тупым и бездарным представителям дворянского сословия. Именно в этом состоит главная мысль «Школьника» Некрасова. Автор строк убежден, что ситуация изменится к лучшему и каждый представитель крестьянства сможет получить достойное образование.
Характеристика школьника
Автор рисует образ ребенка, используя простую, понятную каждому читателю, лексику. Именно поэтому образ наполнен любовью, грустью, сожалением о том, что малышу приходится очень сложно во взрослом мире. Получив задание пересказать содержание стихотворения «Школьник», следует описать то, как выглядел ребенок. Он очень беден, но не стыдится своей старой одежды, в которой вынужден идти в школу на уроки. Мальчик несет с собой книгу. Это вся информация, которую дает читателю автор.
Для него не имеет значения имя мальчика, то, кто являются его родителями, образ не индивидуальный, а собирательный, именно поэтому каких-то деталей Некрасов не использует. Значимо для него то, что крестьянские дети всей душой стремятся к знаниям, а родители, понимая их жажду, готовы отдавать последние гроши. Это говорит о том, что крестьяне — люди духовно богатые, поэтому автор верит в то, что однажды они обретут счастье. Они добры, благородны, «любящие душой», поэтому Некрасов не может не восхищаться ими.
Значение истории Ломоносова
Ведя монолог, лирический герой вспоминает жизненный путь Михаила Ломоносова, крестьянина, который хотел учиться и смог получить достойное образование. По сей день его труды изучаются не только в курсе литературы и русского языка, но и в точных науках, искусстве. Трудно поверить, что этот гений, сумевший создать «Теорию трех штилей», преобразившую язык, сделать несколько выдающихся открытий в химии и физике, по происхождению был крестьянином.
Его жажда к знаниям заставила Ломоносова пешком отправиться из небольшой астраханской деревушки в Москву, где наперекор всему поступил в университет, который закончил. Не зря в поэтическую ткань своего произведения Некрасов вводит его образ. Этот герой — пример для подражания, каждый крестьянский ребенок должен верить в то, что при желании добиться своего может каждый. Ведь Ломоносову удалось, поэтому и другие смогут.
Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова 2 вариант
Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).
Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор
Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем
Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.
Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.
Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.
Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.
О поэзии
Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».
Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.
Стихотворение «Школьник» волнует читателя искренней добротой, с которой автор говорит о крестьянском мальчишке. Мальчик отправляется в город учиться. Он беден, его родители не смогли ему купить приличной одежды, дать с собой денег в дорогу. Но, несмотря на это, у мальчика есть надежда на лучшее, он стремится вырваться из привычной серой жизни ради будущего. Николай Алексеевич Некрасов надеется, что когда-нибудь ситуация изменится.
Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. У безграмотных крестьянских детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. Идея стихотворения «Школьник» прослеживается в том моменте, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, «славного пути» и «широкого поприща».
Стихотворение «Школьник» ясно показывает надежды автора на то, что когда-нибудь жизнь достойных, благородных, добрых людей обязательно изменится к лучшему.
Цензура обратила внимание на то, что в стихотворении «автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа». Но, следует отметить, что интерес поэта к теме не случаен
В 1861 году Некрасов отправляет директору ярославского лицея прошение об открытии на родине, в Абакумцеве, школы «для обучения крестьянских детей грамоте». Дом пожертвовал для школы отец поэта, а обустройством занялся брат Федор. Поэт высылал книги для школы. «Училище может быть открыто для всех желающих детей, – писал он священнику отцу Иоанну, – посему Вы можете… принимать в него всякого, кому захочется учиться».
«Школьник» Н.Некрасов
Стих «Школьник» Николай Некрасов
— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране
Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести
Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.
В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».
Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.
Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.
Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник
(1821 77/78), русский поэт.
В 1847 66 редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки».
В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871 72), «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875 76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.
Биография
Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,
В 1832 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».
В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых «В дороге» (1845) получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В 1847 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице» , «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса» , «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).
В период общественного подъема 1850 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке» , «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».
В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 цикл стихов «Последние песни».
Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.
В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.
Образ главного героя
Главный персонаж произведения — это босоногий оборванный мальчишка из простых крестьян. Он пешком направляется в соседнюю деревеньку для того, чтобы учиться в школе при церкви. Стих выстроен в виде монолога, где поэт спрашивает у молодого человека о его планах и желаниях, не требуя каких-либо ответов. Пожалуй, автор хочет передать юному собеседнику, что забота родителей об образовании сына будет непременно вознаграждена.
Николай Алексеевич кратко создаёт для крестьянского мальчугана весьма безоблачную и идеалистическую будущность, где пророчит юноше великие свершения. Может быть, незнакомец на пыльной дороге сможет пересказать и повторить подвиг Михаила Ломоносова, простого архангельского русского «мужика», который стал великим.
Поэт полагает, что у каждого есть шанс переменить свою жизнь, но не все в состоянии его использовать. По этой причине Некрасов призывает парнишку отбросить сомнения и перестать робеть, потому что именно знания ему помогут. Вполне возможно, что мальчишка сможет приехать в столицу и поступить в Университет для того, чтобы быть полезным обществу и государству.