Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский — романтик русской поэзии XIX века. «Весеннее чувство» — размышление на тему разлада поэта и действительности.
Стихотворение написано в апреле 1816 года. Его автору 33 года, он находится в сильном личном и творческом кризисе. Родители М. Протасовой не позволяли ему жениться на ней, однако брак ее младшей сестры решился легко, все семейство отбыло в Эстонию. Влюбленный поэт поехал следом. Финансовые затруднения его достигли пика, стихи писать он тоже не мог. А впереди его ожидало известие, что М. Протасову просватали за другого, и она сама не против. Светлым моментом можно назвать отношение друзей к нему в этот период и знакомство с А. Пушкиным. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с охватной рифмой, 2 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Произведение написано в русле европейского романтизма, даже напоминает перевод из какого-нибудь немецкого поэта.
Все стихотворение — сплошной риторический вопрос: что веешь, светлеешь, чем душа полна? Многоточия довершают картину внутреннего переживания. Поэт засмотрелся на сияющие небеса «перелетной весны». Летящие облака уводят мысль поэта в область мечты. Тавтологические повторы усиливают экспрессию: легкий, опять, что, сияют сияя. Достаточно глагольных рифм: пробудилось-возвратилось, укажет-скажет. Ритм и интонация песенные, музыкальные. Облака летят, а потом желает отправиться вслед за ними в воображаемую страну счастья, в сферу Очарованного. Это слово — символ романтических устремлений поэта, пристань его надежды и вдохновения. «Весть знакомая от вышины»: возможно, имеется в виду пасхальная весть. «Милый голос старины»: замечтавшийся автор оживляет в своем сердце прошлое России, все минувшее кажется близким и понятным
Все важное для человека остается непреходящим, несмотря на века и смерть
Поэт следит за полетом «птички», завидуя, что она, беззаботная, может достичь «края желанного». «Неведомые брега» выдают таящуюся в поэте жажду приключений. Восклицание «ах!» — просьба В. Жуковского не томить его, подать надежду, указать ему его путь. Все, что он слагал в своей душе, идеальный мир, который питал его думы — он существует? «Найдется ль тот», кто укажет туда дорогу? Кто заверит: да, это — «там»? Эпитеты: милый голос старины (это еще и олицетворение), уменьшительные суффиксы: ветерок, птичка.
Пейзажная зарисовка превращается под пером В. Жуковского в пылкое лирическое высказывание. «Весеннее чувство» навеяно обновлением природы, за которым автор ожидает обновления чувств.
Анализ стихотворения Жуковского «Весеннее чувство»
Пейзаж, центральным образом которого становится «перелетная весна», был изображен автором «с натуры»: поэтический текст датирован апрелем 1816 г.
Лирический субъект не просто созерцает детали сезонного пробуждения природы. Герой захвачен потоком эмоций, порожденных наблюдением за приметами весны. Разноплановые ощущения находят выражение в форме риторических вопросов. В сравнительно небольшом стихотворении насчитывается десяток вопросительных конструкций – и кратких, и распространенных. Что же тревожит лирического героя?
Приятный ветерок и светлая вода «очарованного» ручья – с обращения к этим деталям пейзажа начинается стихотворный текст. Стилистика зачина «Весеннего чувства» имеет фольклорные соответствия с русской лирической песней, оживляя реалии природной зарисовки. В «народном» контексте вопросы, адресованные ветерку и водному потоку, выглядят истинно риторическими.
Другая ситуация со следующей «порцией» подобных конструкций. Герой изменяет ракурс лирического повествования, обращаясь от картины пробуждающейся природы к чувствам пробудившейся души. Характер вопросов проясняет проблематику стихотворения: неясны причины и смысл душевного волнения.
Строфа заканчивается двумя повествовательными фразами, на время прерывающими череду сомнений. Облака – знаковый образ этого отрывка – окружены исчерпывающей словесной формулой. Последняя состоит из комбинации глаголов «сиять» и «лететь» («улетать»). Автор моделирует два варианта фразы по единой схеме: один глагол дается в личной форме, второй – в виде деепричастия. Прием порождает интересный эффект, создавая законченную, гармоничную, кажущуюся бесконечной зарисовку светлых тучек, бегущих по небу.
Вторая часть несет очередной поток вопросов, которые объединены темой «вершины», небесной выси. Силясь обрести новый или старый смысл, укрытый в горних далях, герой подходит к главной проблеме – поискам проводника, который сможет указать путь к идеальному и загадочному «краю желанному», «очарованному Там».
Идейное содержание «Весеннего чувства» не сводится к описанию лирического переживания, вызванного деятельной картиной обновления природы. Обращение к таинственным небесам открывает еще один смысловой пласт текста – религиозный. Чуткая душа героя открыта бескрайнему миру: признавая тщетность людских попыток постичь «неведомое», она исполнена благодарности божественному началу за гармонию и мудрость бесконечного бытия.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»
Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже — примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив». Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr?hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и . Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году — это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».
«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения — своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.
Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики — во многом заслуга Василия Андреевича. «Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича — выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.
Средства выразительности
Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души” уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.
Так, эпитет “теплый дождь” использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые
Еще одна метафора – “лепет рощи” – показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Жди меня и я вернусь» анализ стихотворения Симонова по плану кратко – жанр, идея, смысл
Следующая
Анализ стихотворений«Край мой, родимый край» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – тема, идея, эпитеты
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Приход весны.
История создания – стихотворение было написано в 1831 году, при этом напечатано оно было только четыре десятилетия спустя.
Тема стихотворения – весна, которая пробуждает природу и сердце человека.
Композиция – это небольшое стихотворение всего из шести строк условно разделяется на две части.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
Эпитет – “теплый дождь”.
Метафоры – “лепет рощи”, “жизнь души”.
Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»
Личная жизнь Василия Андреевича Жуковского складывалась непросто. Семью он создал лишь в 58-летнем возрасте, объясняя это тем, что не имеет времени. Известно, что долгое время Жуковский был придворным поэтом и наставником будущего императора, поэтому везде сопровождал знатную семью. Времени на «любовные приключения» действительно не было. Но в этот период появляется любовная лирика. В 1806 году был написан стих «Песня (Когда я был любим…)», который по форме и содержанию является признанием. Произведение относится к интимной лирике, тема его – прошедшая любовь. Автор показывает, какое счастье способно дарить светлое чувство, утверждает, что настоящая любовь может преобразить жизнь, а после ухода навсегда оставляет теплый след в сердце. Произведение наполнено ностальгией за временами, когда автор «был любим», но до сих пор неизвестно, кому оно посвящено.
Ключевые образы «Песни» — лирический герой и его возлюбленная. В первых строках читатель знакомится с лирическим героем, являющимся отображением автора. Он предается воспоминаниям о днях, согретых любовью. Они кажутся ему сном, а счастье – приведеньем. Он спрашивает, где теперь счастье, и сам же дает ответ, что им была любовь. Светлое чувство вдохновляло героя, давало «дары благодеянья», но вместе с забытьем погиб и «мгновенный дар».
Жуковский не создает портрет возлюбленной, об этом образе можно судить только исходя из чувств лирического героя. Та, которую он любит, похожа на музу, которая не просто дарит счастье, но и дает вдохновение к жизни. Одна ее похвала заставляла душу лирического героя петь. Однако девушка быстро забыла любимого, не проявив даже состраданья. Эта ситуация выбила его из колеи, будущее представляется ему мрачным, лишенным смысла.
Передать все оттенки чувств автора и лирического героя помогают художественные средства: сравнение (жизнь, «как сон пленительный»), метафоры, («дары благодеянья // В обитель нищеты рука моя несла», «Моя душа хвалой твоей жила», «счастья приведенья»). Также очень важную роль в передаче внутреннего настроения играет интонация. Автора переполняют эмоции, которые он «выплескивает» восклицаниями и вопросительными предложениями. Кажется, что он ведет диалог с самим собой, пытаясь понять, какое место в его жизни занимала возлюбленная. Восклицательные конструкции используются тогда, когда лирический герой находит ответ на свой же вопрос.
Стихотворение «Песня» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием, благодаря чему воспроизводится волнительное настроение автора. Особенность анализируемого стиха – употребление рефрена «Когда я был любим…», с помощью которого воссоздается песенная форма. Рефрен используется не только для ритмической организации, но и для передачи ностальгии за счастливым временем.
Стихотворение «Песня» очаровывает соединением простоты и глубоких раздумий и чувств. Это откровенное признание, утверждающее силу любви.
Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок» Анализ стихотворения Жуковского «Желание»
Василий Жуковский — Легкий, легкий ветерок ( Весеннее чувство )
Vesenneye chuvstvo
Legky, legky veterok,Chto tak sladko, tikho veyesh?Chto igrayesh, chto svetleyesh,Ocharovanny potok?Chem opyat dusha polna?Chto opyat v ney probudilos?Chto s toboy k ney vozvratilos,Pereletnaya vesna?Ya smotryu na nebesa. Oblaka, letya, siayutI, siaya, uletayutZa dalekiye lesa.
Il opyat ot vyshinyVest znakomaya nesetsya?Ili snova razdayetsyaMily golos stariny?Ili tam, kuda letitPtichka, strannik podnebesny,Vse yeshche sey neizvestny,Krayzhelannogo sokryt. Kto zh k nevedomym bregamPut nevedomy ukazhet?Akh! naydetsya l, kto mne skazhet,Ocharovannoye Tam?
Dtctyytt xedcndj
Kturbq, kturbq dtnthjr,Xnj nfr ckflrj, nb[j dttim?Xnj buhftim, xnj cdtnkttim,Jxfhjdfyysq gjnjr?Xtv jgznm leif gjkyf?Xnj jgznm d ytq ghj,elbkjcm?Xnj c nj,jq r ytq djpdhfnbkjcm,Gthtktnyfz dtcyf?Z cvjnh/ yf yt,tcf///J,kfrf, ktnz, cbz/nB, cbzz, ektnf/nPf lfktrbt ktcf/
Bkm jgznm jn dsibysDtcnm pyfrjvfz ytctncz?Bkb cyjdf hfplftnczVbksq ujkjc cnfhbys?Bkb nfv, relf ktnbnGnbxrf, cnhfyybr gjlyt,tcysq,Dct tot ctq ytbpdtcnysq,Rhfq;tkfyyjuj cjrhsn?//Rnj ; r ytdtljvsv ,htufvGenm ytdtljvsq erf;tn?F[! yfqltncz km, rnj vyt crf;tn,Jxfhjdfyyjt Nfv?
Оригинальный текст и слова песни Когда в город приходит весна:
ХОРОШО! (сл. А. Фатьянова)
Хорошо, хорошо, Когда в город приходит весна. Хорошо, хорошо, Когда сердце тревожит она. Когда тает туман над рекой, Когда всюду рассветный покой, Хорошо, хорошо, Когда в город приходит весна. Хорошо, Когда ночью промчится гроза, Хорошо, И плывут, не спешат, уходя, облака. Хорошо, Когда светят родные глаза, Словно радуга после дождя, Хорошо, хорошо, Хорошо, хорошо. Хорошо, хорошо, Когда ясная цель впереди. Хорошо, хорошо, Когда смелое сердце в груди. Когда песня звенит, как ручей, Когда всюду встречаешь друзей, Хорошо, хорошо, Когда ясная цель впереди. Хорошо, Когда брезжит рассвет вдоль реки, И в воде отражаясь, светлеют мосты. Хорошо, Когда ?…?, Руку спутника чувствуешь ты, Хорошо, хорошо, Хорошо, хорошо. Хорошо, хорошо, Когда в город приходит весна. Хорошо, хорошо, Когда сердце тревожит она. Когда первый разносится гром, Когда парки умыты дождём, Хорошо, хорошо, Когда в город приходит весна. Хорошо, Когда песня влетает в окно И приносит с собою дыханье полей. Хорошо, хорошо, Когда с сердцем твоим заодно Бьётся сердце любимой твоей, Хорошо, хорошо, Хорошо, хорошо, Когда в сердце приходит весна.
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у). Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование. Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.