История создания стихотворения
Стихотворение написано было в 1858 году. Произведение стало самым ярким в сборнике “Вечера и ночи”, посвященных любимой автора. История этой любви вообще очень трагична и заслуживает отдельного, хотя бы краткого, рассказа. Поэт был безнадежно влюблен в Марию Лазич, которая отвечала ему полной взаимностью. Но из-за бедственного финансового положения Афанасия Афанасьевича влюбленные не могли быть вместе и вынуждены были расстаться. Спустя некоторое время после расставания, в 1850 году, девушка погибла. Погибла случайно и нелепо: ее платье вспыхнуло от лампады. Мотивы огня и свечей, ярких вспышек, начали прослеживаться в творчестве поэта именно с этого момента. А. Фет до конца жизни винил в ее смерти себя и на протяжении 40 лет посвящал Марии стихи. Афанасий Афанасьевич — сын представителя русского дворянского рода. Но, к несчастью, фамилию отца носить он не мог. Случилось это потому, что мать его была в разводе. Данное обстоятельство помешало поэту жениться на девушке благородного происхождения и ложилось темным пятном на всю его жизнь, накладывая целый ряд ограничений. Некоторые исследователи литературы считают, что именно благодаря этому трагическому обстоятельству поэт писал только о возвышенном и духовном, не затрагивая быт и злободневные темы.
Краткий анализ
История создания
– стих написан в 1858 году, спустя восемь лет с того момента, когда в жизни Фета произошло трагическое событие: погибла его любимая женщина Мария Лазич. Их чувства были взаимны, хотя влюбленные и расстались за несколько месяцев до ее смерти, и поэт глубоко переживал потерю до самой своей смерти.
Тема стихотворения
– размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы.
Композиция
– произведение состоит из двух частей. В первой поэт описывает состояние предчувствия чуда, но следующая за ней вторая – это унылая картинка ночного леса. В конце Фет все же говорит о надежде, что со следующим восходом придет и счастливое предвкушение.
Стихотворный размер
– ямб с перекрестной рифмой, использовано чередование женской и мужской рифм.
Жанр
– лирическое стихотворение.
Эпитеты
– “пышный венец
“, “двойная жизнь
“, “родная земля
“.
Олицетворение
– “заря прощается с землею
“, “купают деревья пышный свой венец
“.
Антитеза – “и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне
“.
Метафора
– “потухают лучи
“.
Создание произведения
Стихотворение было написано Афанасием Фетом в 1858 году. К тому времени прошло уже восемь лет с момента смерти его возлюбленной Марии Лазич, но горечь утраты его не оставляла. Чувства влюбленных были взаимными.
Несмотря на расставание за несколько месяцев до трагического события, писателю было сложно пережить это. О потере любимой женщины он вспоминал до самой своей смерти. Значимым в его писательской карьере стало это произведение. Заря — это некий символ уходящей любви.
Но написанию стиха предшествовало немало и других событий.
Молодой Фет пережил немало плохого до встречи с Марией Лазич:
- его лишали права наследования;
- у него забрали титул;
- он проходил военную службу, которую бросил как раз в год написания стихотворения.
Поэт хотел жениться на возлюбленной, но из-за всех лишений просто не хватало денег на организацию свадебного торжества. Несмотря на это, Мария беззаветно любила бедного писателя, ответила на его страсть, учитывая положение, относилась с пониманием к ситуации. Он не понимал, как возможно было встретить такую девушку.
Молодая пара тешила себя надеждами на счастливое будущее, которым не суждено было сбыться. Сперва им пришлось расстаться из-за того, что отцу Марии не нравился Афанасий. Он выставил жесткий ультиматум, которому дочь последовала. А уже спустя несколько месяцев муза Фета исчезла — она умерла при весьма странных обстоятельствах. Ее платье с кисеей резко загорелось. Причиной смерти стали многочисленные ожоги. Произошло это в 1850 году.
Мария Лазич была родом из небогатой семьи. Афанасий Фет вовсе был беден. После смерти возлюбленной поэт жалел о том, что так и не женился, ссылаясь на деньги. Отказавшись от любви из-за нежелания заставлять девушку мучиться от безденежья, их отношения настигло еще большее несчастье.
Стихотворение А.А.Фета «Заря прощается с землею…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
А.Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии. Благодаря этому большинство его произведений легко ложатся на музыку. Фет обладал удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определенного названия, однако они в то же время воспринимаются как что-то родное и знакомое, внимательный читатель улавливает их, иногда даже неосознанно. Его мечта — суметь создать стихи, равные по своей силе мелодии.
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Казалось бы, обычное перечисление примет заката: оседающий туман («пар»), слегка освещенные вершины лесных деревьев, нарастающий сумрак, растущие тени…
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Он одушевляет и заставляет звучать даже то, что мертво: «…Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…» Фет слышал и иную, неземную музыку: «Как тепло в нем звездный хор повторялся…», «И задрожал весь хор небесный», «Как звучала их песнь с поднебесья» и т. д.
Для того чтобы «озвучить» в своих произведениях окружающие явления и предметы, вещи, поэт чаще всего обращался к словам песня, песнопенье, пою, певец, певица, звук, отзвук, хор, хоровод, трель, слух, шепот, струна… Думается, это не случайно. Ведь абсолютное большинство стихотворений Фета легко «поются», даже если не положены на музыку.
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
«Самые частые эпитеты, которые прилагает Фет к явлениям природы, — «трепещущий» и «овеянный». Трепет, действительно одно из ключевых состояний природы и души в лирике Фета. Трепещут сердце, совесть, руки, одинокий огонек, ивы, струны, хоровод деревьев, звук колокольчика, звезды счастья, молодая жизнь… Овеян — это посвящен, наполнен чем-то (двойной жизнью), вознесен куда-то. Любит поэт и «высокие» слова: нега, венец, безмерный, таинственный. В его строках они не банальны, но органично вливаются в общую мелодию.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Приемы выразительности
Автором для усиления эффекта и максимальной передачи заложенного в слова смысла используются эпитеты, олицетворения, антитеза и метафоры. Несмотря на столь большое перечисление, стихотворение не может похвастаться множеством выразительных средств. Но все они направлены на художественность произведения, что желает стих невероятно емким и наполненным смыслом.
Афанасий Фет задействует следующие художественные приемы и средства выразительности:
- Эпитеты. Например, пышный венец, что обозначает крону деревьев. Или двойная жизнь, что говорит о той самой двойственности зари.
- Олицетворение. Автор действительно старается наделить душой природу, об этом говорит название стиха. Словно заря действительно живая и прощается с землей. Или, например, строчка о купании деревьев своих пышных венцов.
- Антитеза, противопоставляющая деревья, любящие родную землю, от которой питают силу, стремящиеся ввысь за солнцем.
- Метафоры, к примеру в строчке о потухающих лучах.
Анализируя стихотворение, нельзя не упомянуть о возвышенности лексики, помогающей поэту раскрыть тематику торжественности момента перехода дня в ночь и обратно. Своеобразная риторика и восклицательные выражения выступают в качестве помощников демонстрации восхищения перед красотами природы и окружающего мира.
Анализ стиха «Заря прощается с землею»
Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение “Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич.
С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию — лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.
С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса. С первых строк прослеживается основная антитеза — вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:
В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания. В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны.
Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента. Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой.
В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего
В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.
Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее
В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова “купает”.
В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное. Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников — земля и небо.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как “двойственность жизни”.
В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.
Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землею..»
Анализ стихотворения А.Фета «Заря прощается с землею…» Родина Афанасия Афанасьевича Фета — Мценский уезд Орловской губернии. Его земляки: Николай Семёнович Лесков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Андреевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев — были неравнодушны к красоте родного края, описывая её в своих произведениях, но А.А.Фет стоит в этом ряду известных литераторов особняком. Он по праву считается одним из самых пронзительных поэтов русской природы. Многие его произведения являются именно описаниями её волнующей красоты. Какие необычные слова умел он находить для того, чтобы привычная картина ночи, ручья, травинки превратилась в состояние души, в настроение, воспоминание, переживание: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног…» или: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких И блестящий снег И саней далёких Одинокий бег. Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью? Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя: Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю». Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и… Как незаметно потухают Лучи – и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! Деревья здесь — живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями… И всё таинственней, безмерней Их тень растёт, растёт как сон: Как тонко на заре вечерней Их лёгкий очерк вознесён! Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется, искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему. Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами. Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне. Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить? Они – как мы — рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья. Но часто ли мы думаем об этом? А.
Сочинения » Сочинение на тему Краткое содержание » Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землею..»
(нет оценок)
Loading…
Основная идея стихотворения
Никаких особенно новых идей автор в произведении не выразил. Он лишь описал вечный круговорот тьмы и света так, что позволил читателю по-новому взглянуть на это. Фету удалось настолько освежить данную проблему, что внимательный читатель поневоле начинает верить в то, что вслед за темнотой и кажущейся безысходностью вновь наступят хорошие времена, что в жизни каждого наступит новый рассвет.
Очень хорошо поэт передал и взаимосвязь состояния человеческой души и окружающей его природы, то, что все в жизни, как и в природе, завязано на циклах вечного противостояния тьмы и света. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Стихотворный размер и жанр
Написано произведение ямбом с перекрестной рифмовкой. При этом используется чередование рифм мужского и женского типа.
Это помогло красноречивее рассказать читателям об авторском представлении двойственности человеческой жизни. Написанная словами картина чем-то напоминает рисунки маслом в стиле импрессионизм.
Сам стих по себе весьма лиричен. Лирическое стихотворение содержит в себе красивую пейзажность и философские размышления. С помощью природных явлений и увиденных пейзажей автор высказывается, говорит о своих размышлениях, касающихся собственной судьбы, неизбежности смерти, радости жизни. Писатель пытается поведать читателям о своей несчастной судьбе через образы.
Образы и символы
В стихотворении представлены яркие образы, с помощью которых автор доносит до нас содержание произведения:
- образ лирического героя – им является сам поэт. Лирический герой надеется: скоро наступит новый день, а значит, жизнь продолжается, позволяя идти вперёд,
- образы деревьев – они выступают в противопоставление земле и небу. Кроны деревьев тянутся в небосвод, туда, где тают лучи заходящего солнца, чтобы уйти вместе с ними. В небо устремлён и лирический герой, желая встретить там свою любовь. На земле ему пусто, он мечтает о новой жизни, как о чуде,
- образ возлюбленной – в стихотворении немало символов утраты: в первой строфе герой наблюдает за огнями на лесных вершинах, как они меркнут от надвигающегося мрака. В последнем четверостишии герой размышляет о двойной жизни. Это указывает на самого Фета, жизнь которого была разделена на две части: в одной он был предан жене, а в другой – мечтал об утраченной любви.