Содержание стихотворения
Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер
Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.
В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.
При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.
«Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
Ещё с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утончённей и выразительнее. Стихотворение «Первый ландыш» написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В «Первом ландыше» каждое слово, как и в других стихах, дышит любовью к природе и красоте.
Анализ этого произведения нужно начинать с композиции. Стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй — сравнение цветка и юной девушки.
Первая часть — это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. Эпитеты «солнечных», «душистой», «пленителен», «воспламеняющей» передают воодушевление, даже ликование лирического героя. Весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты — это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. После описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания «как», «какие» поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!» В этом предложении — и благодарность, и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение — «воспламеняющая» весна может зажечь и сердце человеческое.
Во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. В большей степени цветок, это подчёркивается словами «девственный» в первой части и «дева» во второй. Нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. Трогательность и невинность подчёркиваются словами «первый», «робкий», «молодой». Но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается — природа расцветает. А надежда человеческой души может бесследно растаять… И «избыток жизни молодой» растратится зря. В этой параллели заключается философский смысл произведения.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений Фета. Этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. Нераздельность окружающего мира и настроения человека — лейтмотив творчества поэта, и в «Первом ландыше» эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее.
Кроме анализа «Первого ландыша» есть и другие сочинения:
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
- «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
- «Бал», анализ стихотворения Фета
- «Цветы», анализ стихотворения Фета
- «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
- «Вечер», анализ стихотворения Фета
- «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета
По произведению: «Первый ландыш»
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета 3 вариант
В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стихотворение «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долгого зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану для 9 класса.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1854 году.Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.Композиция – Стихотворение состоит из трёх строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.Жанр – Лирическое стихотворение.Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.Метафоры – «вздох благоухает», «нисходят сны».Эпитеты – «солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.Олицетворения – «робкий вздох благоухает».
История создания
Своё небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражён прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.
Восхищённый мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал своё изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.
Тема
Главная тема произведения – весеннее возрождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к тёплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.
Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утончённую красоту природы, но и гамму человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является символом любви, свежести, молодости, красоты.
Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она ещё не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано всё произведение.
Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойдённым мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.
В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности
Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своём стихотворении Фет пытается донести читателям простую идею – истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир
В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.
Композиция
Композиционная структура произведения представлена двумя частями.
Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в строке – «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».
Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.
Жанр
Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре лирического стихотворения. Каждый стих в нём пронизан мыслями и чувствами лирического героя.
Средства выразительности
Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».
Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры («вздох благоухает», «нисходят сны») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).
Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.
Средства выразительности
В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:
-
Эпитеты
– “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око” . -
Олицетворения
– “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око” .
Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.
Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
Ручьи, журча и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
А там по нивам на просторе
Река раскинулась как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
Какая ночь!
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
Зреет рожь над жаркой нивой…
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Конец 50-х гг.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает ка запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
Ласточки пропали…
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело-хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Как здесь свежо под липою густою…
Как здесь свежо под липою густою —
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Жди ясного на завтра дня…
Жди ясного на завтра дня.
Стрижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.
В заливе дремлют корабли, —
Едва трепещут вымпела.
Далеко небеса ушли —
И к ним морская даль ушла.
Тема
В стихотворении описывается пограничное состояние природы, когда всё вокруг замерло в ожидании смены времени года. Зима не торопится складывать свои полномочия, но природа постепенно пробуждается, предвкушая начало новой жизни. Тема стихотворения – любовь к природе.
Автор стихотворения выступает в роли лирического героя, который умиротворённо наблюдает за происходящим вокруг. Он знает, что за внешним спокойствием окружающего мира скрывается бурная подготовка к приходу весны. Лирический герой подмечает малейшие изменения обстановки и чувствует, что уже совсем скоро весна вступит в свои права.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Средства выразительности
При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.
Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.
Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.
Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.
Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.
Средства выразительности
Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:
- Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
- Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
- Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.
К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Еще земли печален вид» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Густой зеленый ельник» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – жанр, тема, идея
Жанр, тематика и композиция стихотворения
Строфический лирический жанр, благодаря метафорической и образной игре автора, позволяет нам ощутить на своих чувствах красоту лета и жатвенного времени. В центре стихотворения находится образ жнивья, который служит метафорой для жизни, ее краткости и скоротечности.
Лирический герой выражает свои чувства, возникающие при виде зреющей ржи, и призывает нас остановиться и насладиться моментом. Жизнь со всем ее разнообразием и красотой — главная тема стихотворения, которое наполнено искренними эмоциями и ностальгическими чувствами.
Композиция стихотворения представляет собой четыре четверостишия со стремительным переходом от описания к вопросу, который автор задает нам в последней строке: «А где же вы, мечты мои?» Такая композиция позволяет постепенно вводить читателя в атмосферу стихотворения, искусно раскрывая его основную тему и образы.
Композиция
Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.
Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.
Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.
И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.
Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.
Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.
А.А. Фет: анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»
Александр Фет – великий русский поэт, автор прекрасных лирических стихотворений, которые с каждым годом становятся все более популярными. Одним из таких произведений является стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой», которое было написано в 1863 году. В нем поэт описывает природу на летнем поле, передавая свои эмоции и чувства по отношению к окружающему миру.
С первых строк становится ясно, что стихотворение написано в лирическом ключе. Поэт передает свои впечатления от природы, используя красивые и яркие метафоры и образы. Например, «Зреет рожь над жаркой нивой, / Красен мир вокруг до зари, / То громкий крик, то пенье новой / Зажигает веселый час». Это описание летнего поля восхищает своей красотой и умиротворяет душу.
Другим важным моментом в стихотворении является использование рифмы. Она создает музыкальность произведения и помогает передать его настроение. Например, в строках «То громкий крик, то пенье новой / Зажигает веселый час / И все кипит, все живет, все требует / Творчества, жизни и свободы класс» рифма создает особенную гармонию, что усиливает впечатление от произведения.
В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» А.А. Фет передал свои чувства и эмоции, которые возникают у человека, находящегося в окружении красивой природы в летнее время. Он использовал красивые образы и метафоры, чтобы передать красоту этого мира. Рифма же помогает создать музыкальность и гармонию произведения, что делает его еще более интересным и запоминающимся.
«Опять незримые усилья…» А.Фет
«Опять незримые усилья…» Афанасий Фет
Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло; Всё ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым, Подернут блеском небывалым Покрытый снегом косогор; Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте Пернатых радость и задор.
Ручьи, журча и извиваясь И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат, И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят.
А там по нивам на просторе Река раскинулась как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.
Анализ стихотворения Фета «Опять незримые усилья…»
Пейзажной лирике в творчестве Афанасия Фета отведена ключевая роль. Практически вес произведения поэта раннего периода посвящены красоте русской природы. Автор настолько мастерски и точно воссоздает не только образы леса, лугов и полей, что создается иллюзия, будто бы читатели сами видят ту удивительную картину, которую сумел воспроизвести поэт. После того, как Фет уходит в отставку и селится в своем загородном имении, у него появляется достаточно много свободного времени. Поэтому в последующие несколько лет он с удовольствием исследует окрестности и наслаждается природой, в которой черпает вдохновение. Этот период спокойной и умиротворенной жизни окажется совсем недолгим, так как надежды на счастливый брак, заключенные не по любви. А по расчету, себя не оправдают. Но именно в это время, в последние дни 1859 года, поэт создает удивительное по красоте стихотворение «Опять незримые усилья…».
Это произведения посвящено такому привычному и обыденному явление, как смена времен года. Однако Фет умеет видеть то, что скрыто от взора многих других. Поэтому он тонко подмечает любые изменения в природе и стремится их запечатлеть. Причем, делает это с присущей ему образностью и изяществом, рассказывая о наступающее весне с особым трепетом и вдохновением. «Опять невидимые крылья приносят северу тепло», — отмечает Фет, и эта строчка напоминает о том, что совсем скоро мир преобразится до неузнаваемости.
Автор стремится передать дыхание весны, которое чувствуется не только в отблесках зари, но и в несмелом щебетании птиц. «Ещё леса стоят в дремоте, но тем слышнее в каждой ноте пернатых радость и задор», — с удивлением отмечает поэт. Кроме этого, верными спутниками весны являются звонкие ручьи, которые «в долину гулкую спешат». Именно они являются предвестниками того, что очень скоро река освободиться от зимнего плена и начнет выпускать льдины, «как будто стаю лебедей».
Несмотря на то, что автор рассказывает о всем нам известных и понятных вещах, созданные им образы полны жизни и силы, они осязаемы и настолько естественны, что из разрозненных кусочков складывается целостная картина. И приход весны представляется действительно грандиозным событием, настоящим праздником дивой природы, которая пробуждается ото сна, дарят окружающему миру ощущение радости, тепла, чистоты и обновления. При этом Фет является одним из немногих поэтов, которому удалось запечатлеть это мгновение пробуждения в простых и очень возвышенных стихах.
История написания
Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.
Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик
Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости
Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.
Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет
Вариант 1
А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».
В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается чудная картина. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.
Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.
Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.
Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».
В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.
Вариант 2
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850‑х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.
В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.
Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.
В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей. «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.
Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».
В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.
Жанр стихотворения – пейзажная лирика Фета. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.