Антоний погорельский

Анализ произведения «чёрная курица» | readcafe

Краткое содержание чёрная курица или подземные жители

Повесть «Черная курица, или Люди подполья» была написана в 1829 году известным русским писателем Антонием Погорельским. Это был подарок его внуку Алексею Толстому, которого Антоний заменил своему отцу.

Кстати, со временем Толстой тоже станет известным писателем и даже внесет свой вклад в создание образа Козьмы Пруткова. Но это в будущем, а пока юноша не горел жаждой знаний и не проявлял особого рвения в учебе.

Погорельский написал свой рассказ для мальчика с чисто познавательной целью, но сказка приобрела широкую популярность после публикации и получила множество положительных отзывов. «Черная курица, или жители подполья» стала первым произведением автора, написанным на русском языке для детей.

  1. мальчик Алеша — Он учится в частном интернате и страдает от одиночества. Его мучает желание родителей, которые, заплатив деньги за образование, предпочитают жить своей жизнью вдали от Петербурга. Общение с членами семьи и пустота Алеши заменяются книгами.

Небольшой частный гостевой дом в Санкт-Петербурге. Сюда родители отправляют мальчика Алешу учиться. Заплатив за несколько лет вперед, они оставляют ребенка на попечение учителей и фактически исчезают из его жизни. Прилежный и добрый молодой человек, Алеша старается хорошо учиться и много читать.

Фантазия мальчика переносит его в таинственные земли, где он представляет себя рыцарем в сияющих доспехах. Книги становятся лучшим другом ребенка и скрасят его одинокие вечера на пенсии, когда остальных учеников забирают домой на каникулы.

Пернатые друзья

В свободное от лекций и чтения книг время Алеша проводит на птичнике. Ему нравится наблюдать за жизнью цыплят. У него особая связь с Чернушкой. Алеше кажется, что черная курица безмолвно общается с ним, и что его взгляд столь же значим, как и взгляд человека.

Однажды, выходя во двор, Алеша слышит отчаянные крики Чернушки и спасает ее от рук повара. Этим поступком, сам того не ведая, открывается дверь в мир сказок.

Чудесное превращение Чернушки

Как только все в пансионате засыпают, Чернушка и Алеша возвращаются в неизвестный никому подземный мир. На этот раз все препятствия преодолены, и изумленный мальчик понимает, что курица привела его в тронный зал. Это настоящее маленькое подземное королевство.

Перед его глазами предстают придворные, рыцари и сам король с министрами. Алеша открывает тайну подземных обитателей, и ее возлюбленная Чернушка на ее глазах принимает свой истинный облик, став премьер-министром.

При дворе

Время, проведенное при королевском дворе, кажется Алеше чудесной сказкой. Гуляйте по тропинкам, вымощенным драгоценными камнями, сражайтесь с мышами, любуйтесь диковинными деревьями и животными.

Король очень добр и услужлив с мальчиком и, в благодарность за безопасность своего премьер-министра, позволяет ему загадать желание, которое обязательно будет выполнено.

Конопляное зернышко

Мальчик просит убедиться, что ему никогда не приходилось учить уроки, но в то же время, чтобы он все знал в совершенстве. Желание Алёши неприятно удивляет царя, но правитель подземной страны держит слово.

Мальчик получает волшебное семя конопли, которое является залогом его успеха. Единственное условие — он не должен никому раскрывать тайну обитателей подземелья. В противном случае сказочные люди будут изгнаны.

Гениальный ребенок и отчуждение

так начинается история успеха и падения Алёши. Мальчик перестает учить уроки, но при этом радует учителей своими знаниями. Слава об блестящей студентке разносится по Петербургу. Алеша все больше переполняется гордостью и высокомерием. Мальчик становится высокомерным и ленивым.

Все свободное время он посвящает шуткам, одноклассники отворачиваются от него, но ему все равно. Он хвастается своими воображаемыми талантами и даже забывает о своем верном друге Чернушке.

Тайна раскрыта

Худшие качества мальчика проявляются все больше и больше, и учителя, подозревая неладное, подвергают его наказанию. Не устояв перед поркой розгами, Алеша раскрывает тайну, доверенную ему подземными обитателями.

Только произнеся роковые слова, мальчик в одно мгновение осознал все свои ошибки, но непоправимое уже случилось. Семя конопли исчезло, и вместе с ним захлопнулась дверь в волшебный мир.

Прощание

Прощание с Чернушкой было наполнено слезами и горечью. Подземные жители навсегда покинули свое королевство и отправились в изгнание. Премьер дорого заплатил за дружбу с Алешей, и кандалы ему придется носить всю оставшуюся жизнь. Что касается мальчика, то все случившееся стало для него хорошим жизненным уроком.

Характеристика главных героев

Учащийся пансиона –  десятилетний мальчик Алеша. Он тоскует по родным, проводит много времени за чтением. В начале повести это скромный, добрый, впечатлительный ребенок. Но, став обладателем волшебного конопляного зернышка, паренек постепенно меняется в худшую сторону: делается гордым, дерзким, заносчивым, легкомысленным, предает дружбу, доставляя своему другу неприятности и огорчения. Он не проходит испытание искушением, оказывается ему подвержен. Когда исчезает предмет, наделенный волшебной силой, Алеша снова превращается в мальчика доброго и дисциплинированного.

Курица Чернушка – министр королевства, находящегося под землей. Она благодарит Алешу за спасение и уводит его в их подземный мир. Чернушке не нравится лень мальчика, но она испытывает к нему благодарность за спасение и искреннюю привязанность как к другу. Когда мальчик раскрывает тайну подземного царства, Чернушку-министра заковывают в наручники, но она все равно приходит проститься с ним перед тем, как вместе со своим народом покинуть город.

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце 18 — начале 19 века в Петербурге. Главный герой рассказа — молодой дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Живет и учится в интернате для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отправили сына в интернат и больше никогда его не видели. Сначала мальчику было очень скучно, но со временем он привык к разлуке.

Алеша добрый, умный и скромный мальчик, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, и окружающие его любят. В свободное время Алеша любит читать рыцарские романы, любит фантазировать о старине и рыцарских замках, верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеша любит кормить кур, которые живут в саду. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Особенно мальчику нравится черная курочка Чернушка. Сама курица тоже очень ласкова с ним.

Однажды повар решает отпустить Чернушку на обед. Умный мальчик отдает кухарке все свои деньги, и она отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь своей любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она берет Алешу в чудесное Подземное царство

В этом королевстве Чернушка занимает важное положение — должность царского главного министра. Сам царь благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика

Алеша просит сделать так, чтобы ему не приходилось учить уроки и при этом он всегда отвечал отлично.

Царь исполняет его желание: он дает Алеше волшебное семя конопли; это зерно позволит ему всегда быть готовым к урокам. В то же время Чернушка и царь просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Если бы мальчик промахнулся, подземным обитателям пришлось бы покинуть эти места и уйти куда-то подальше. Алеша обещает хранить тайну.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отлично отвечает. Он становится лучшим учеником интерната, о нем хочет знать весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его незаслуженно похвалили. Со временем привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и озорного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель просит его выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на семя. Но на уроке он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зерно, но просит его вести себя поскромнее. Однако Алеша не спешит переодеваться: он снова не готовится к уроку и на утро отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.

Алеша забывает обещание и рассказывает о Подземном царстве. Воспитатель не верит в эту «сказку» и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное семя, на этот раз навсегда. Между тем, из-за вины Алеши, все подземные жители покидают свои дома, загружают повозки и отправляются в далекие края. Царь наказывает министра Чернушку за доверчивость Алеше — тот сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше очень стыдно за свою ошибку и горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит у Чернушки прощения. На прощание она просит его об одном — остаться прежним. Утром у Алеши высокая температура. Он выздоровеет через несколько недель. Теперь, без волшебного семени, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Тематика

В  своем произведении Антоний Погорельский поднимает такие темы, как:

  1. Тщеславие. Автор на примере главного героя доносит до читателей, что популярность, слава или успех тоже являются испытанием на прочность для любого из нас. Ведь они могут отрицательно повлиять на человека, испортить его характер, сделать его горделивым, надменным, заносчивым, как и ученика пансиона Алешу.
  2. Порядочность. Погорельский говорит нам о том, что слово, данное нами, несмотря ни на что, нужно держать, как бы ни было трудно.
  3. Трудолюбие. Писатель учит своего читателя пониманию того, что всего в жизни нужно достигать собственным трудом и что приобретенное даром не всегда приносит человеку пользу, а может испортить его характер и жизнь.

История создания

Автора рассказа Антония Погорельского на самом деле звали Алексей Перовский. И написал он этот рассказ для своего племянника Алеши, которого мы знаем сегодня как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка заметит, что у главного героя повести такое же имя, как у автора и его племянника. Исследователи подчеркивают, что в сказке присутствуют автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических рассказов. Композиция их была достаточно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Это было:

  • жуткие близнецы;
  • различные мистические превращения;
  • бороться с самим Духом Зла.

Но «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная история, в которой реалистические сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем эта история построена таким образом, что необычные персонажи, окружающие Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель никогда об этом наверняка не узнает. Ведь мальчик очень любит читать и, как Дон Кихот из Сервантеса, большой любитель рыцарских романов и волшебных историй.

Рассказ был опубликован в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стал своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров сделал все, чтобы Погорельский написал продолжение рассказа или хотя бы что-то еще в том же духе. Но больше для детей будущий основоположник отечественной фантастики ничего не написал, хотя внимания заслуживают и его произведения для взрослых.

Интересные факты из жизни и творчества Антония Погорельского

В биографии писателя есть любопытные факты, никому не известные:

  1. С момента рождения его племянника Алексея Толстого вокруг писателя ходил неприятный слух, что ребенок был внебрачным сыном его сестры по отцовской линии.
  2. Алексей Алексеевич — дядя не только будущего известного писателя Алексея Толстого, но и русских поэтов братьев Жемчужниковых, создателей Козьмы Пруткова».
  3. Писатель никогда не был женат и не оставил потомков.
  4. Однажды в поисках своего «я» писатель хотел вступить в масонскую ложу, но получил запрет от своего отца, графа Разумовского, бывшего масона.
  5. Путешествуя по Германии во время и после войны, писатель искренне проникся романтизмом этого народа, что нашло отражение в его произведениях.
  6. Большинство произведений писателя были опубликованы под его настоящим именем, так как псевдоним «Антоний Погорельский» был придуман гораздо позже.

Несмотря на недолгую литературную жизнь Энтони Погорельского, его все же можно оценить как талантливого автора, стремившегося сквозь призму сатиры, юмора и легкой фантастики донести до юных и взрослых читателей правильное восприятие мира и самих себя.

https://youtube.com/watch?v=p0Sx6xsigAo

Жизнь детей в пансионе

Пересказ начинается с описания двухэтажного дома на Васильевском острове, в котором располагался пансион для мужчин. Этажом выше жил хозяин пансиона и располагались учебные классы. Внизу была комната, где жили 2 старухи, видевшие Петра I своими глазами. Во втором крыле первого этажа находились спальни для детей.

Мальчик Алеша, с которым происходили все эти невероятные приключения, все время жил в пансионе. Он был умным и милым ребенком, и все его любили. Родители Алеши были очень далеко, и он жил в пансионе один, когда другие дети уезжали домой на выходные или праздники. Учитель отпустил его во двор погулять.

Мальчик подбегал к забору, смотрел в дырки в переулке, что бежал за забором, и ждал, пока волшебница принесет ему игрушку или письмо из дома. Еще Алеше нравилось кормить кур, которые бегали по ферме. Особенно ему понравилась черная курочка по имени Чернушка.

Образ главного героя Алеши

Образы Чернушки и жителей подземного королевства

Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.

Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.

Министр Чернушка

Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».

Король Подземного царства

Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.

Последние годы жизни и смерть писателя

С 1826 по 1830 гг. Антоний занят на государственной службе в Петербурге, к которой вернулся, и активно участвует в судьбе учебных заведений. Выйдя в отставку, автор снова селится в своем имении, лишь иногда заезжая в Москву, полностью посвятив себя воспитанию своего любимого племянника Алексея Толстого и писательской деятельности.

К. Брюллов. Портрет А. Погорельского

В 1835 г. Погорельский почти захватывает в плен художника Брюллова, посетившего Москву, перевезя без ведома его вещи в свою квартиру на Тверской. Там художник написал портрет писателя и иллюстрации к его произведению «Монастырка», но вскоре сбежал от него из-за ссоры.

В 1836 г. писатель, на тот момент уже болевший туберкулезом, умирает от обострившейся болезни во Франции, на пути в лечебный санаторий в Ницце. Похороны автора прошли в Варшаве на Православном кладбище.

Биография Антония Погорельского

Русский писатель-романтик Антоний Погорельский родился в 1878 году. Антоний Погорельский – творческий псевдоним, настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Погорельский в доме родителей получил разностороннее образование, которое затем продолжил в Московском университете. В 1807 году Погорельский окончил университет и получил степень доктора философских и словесных наук. В этот период писатель увлекался и естественными науками, особенно ботаникой. В результате в 1808 году была издана отдельная книга, в которую входили три публичные лекции Погорельского:

Статья: Антоний Погорельский, русский писатель

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

  • «О цели и пользе Линеевой системы растений»
  • «Как различать животных от растений»
  • «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».

Эти лекции можно отнести не только к научным, но и к серьезным литературным трудам, так как в них отчетливо прослеживается ориентация на литературные приемы Н. М. Карамзина, чье творчество очень любил начинающий писатель.

Литературные наклонности Погорельского проявились уже в раннем детстве. Но талант писателя раскрылся в полной пере в 20-е годы, когда Погорельский постепенно вошел в круги петербургских и московских литераторов. На направление художественных ориентаций начинающего писателя и характер его произведений большое влияние оказало знакомство и общение с Н.М. Карамзиным. Также на творчество Погорельского большое влияние оказало общение с другими известными литераторами, в частности с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, А. И. Тургеневым, А. Ф. Воейковым.

Эти знакомства и склонность Погорельского к мистификации и шутке обеспечили ему место в «Арзамасе», но писатель считал главным смыслом своей жизни не литературу, а активную государственную деятельность. В январе 1808 года Погорельский поступает в 6-й департамент Сената в чине коллежского регистратора. Погорельский принимает участие в поездке по центральным регионам России с ревизией. Во время этой командировки он наблюдает за жизнью отдаленных губерний, а также близко знакомится с жизненным укладом Пермской и Казанской губерний.

А 1810 году Антоний Погорельский возвращается в Москву. Здесь в течение двух лет он служит в одном из отделений 6-го департамента экзекутором. Постепенно писатель приобщается к московской культурной жизни, становится членом ряда литературных и научных обществ, например, «Общества любителей российской словесности», «Общества любителей природы», «Общества истории древностей российских».

В начале 1812 года Погорельский снова уезжает в Петербург в должности секретаря министра финансов. С началом Отечественной войны 1812 года Погорельский против воли отца поступает на военную службу. Осенью 1812 года в составе 3-го Украинского казачьего полка, куда он поступил в чине штаб-ротмистра, Погорельский проделал сложнейшую военную кампании. В 1813 году писатель участвовал в сражениях пр Кульме и под Лейпцигом. Антоний Погорельский отличался храбростью и горячим патриотическим настроем. Писатель, как типичный передовой русский офицер, прошел боевой путь, освобождая родину и Европу от нашествия Наполеона.

После взятия Лейпцига Погорельский был назначен старшим адъютантом к Н. Г. Репнину, генерал-губернатору королевства Саксонского.

В 1814 году Погорельского перевели в Уланский полк, базировавшийся в Дрездене, где провел около двух лет. В этот период писатель познакомился с творчеством Э. Т. А. Гофмана, которое оказало значительное влияние на писателя. Антоний Погорельский одним из первых русских литераторов стал использовать в своих произведениях традиции немецкого романтика.

В 1816 году, после выхода в отставку, Антоний Погорельский возвращается в Петербург, где продолжает гражданскую службу в качестве чиновника особых поручений по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий.

Летние месяцы Погорельский проводит в Погорельцах. В 1827 году писатель отправился в заграничное путешествие, которое длилось около года. В 1830 году писатель решил выйти в отставку и поселиться в Погорельцах, где практически все свое время посвящает творчеству.

В июле 1836 года по дороге в Ниццу, куда Погорельский ехал для лечения туберкулеза, он скончался.

Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами

«Сорок лет назад в Петербурге на Васильевском острове, в первой линии» был пансионат для мужчин. Среди детей, обучавшихся в интернате, был мальчик Алеша. Его здесь все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие мальчики уходили домой.

Рядом с пансионом был большой двор. Алеша любил ходить туда и кормить кур, а особенно черного гребешка, «называемого Чернушкой», который даже позволял себя гладить.

Однажды во время зимних каникул повар собирался поймать и убить Чернушку, так как она не несла яиц. Чтобы спасти курицу, мальчик отдал кухарке «все свое имущество» — золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка целый день ходила за Алешей по хутору, как будто хотела ему что-то сказать.

Алеша не спал ночей. Внезапно Блэки появился в его комнате и позвал присоединиться к ней. Курица провела его по комнатам старых голландок, которые тоже жили в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она вдруг замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали.

Курица сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка провела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой желтой медной двери. Два витязя, стоявшие у стен, набросились на Чернушку, и курочка стала с ними драться. Алеша потерял сознание.

Мальчик проснулся утром в своей постели. За обедом Алеша услышал от учительницы, что черная курица куда-то пропала.

На следующую ночь Чернушка снова пришла к мальчику. Курица отвела мальчика обратно в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они подошли к большим желтым медным дверям. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Нигелла взмахнула крыльями, и они расправились — оказалось, это были пустые доспехи.

Они вошли в большой зал. Чернушка оставил Алешу одного. Вдруг из боковой двери «вошло много человечков <…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек величественной осанки, на голове в короне». Алеша догадался, что это король.

Король поблагодарил мальчика за то, что он спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», и указал на маленького человека, одетого во все черное с красным капюшоном. В мальчике узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может просить у него любую награду. Алеша спросил первое, что пришло в голову, — что он всегда знает урок, который ему дали. Царь дал мальчику семена конопли, но велел никому о них не рассказывать.

Министр сказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и расскажет другим, им придется сменить место жительства. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра Чернушку, но стал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное семя. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеша, со своей стороны, «стыдился того, что его ставят в пример товарищам, когда он вовсе этого не заслужил». Чернушка все это время не появлялся.

Однако Алеша вскоре стал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «стал гордым и непослушным», «страшно непослушным мальчиком». Чтобы проучить мальчика, учитель попросил его выучить 20 страниц. Алеша был на этот раз еще злее. Но на следующий день мальчик не нашел зерна в кармане и ничего не мог сказать на уроке. В наказание учительница заперла Алешу, пока он всему не научился.

Ночью Чернушка пришла к Алеше. Курица сказала, что не узнала в нем доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дал ему зернышко.

Утром Алеша не задумываясь продекламировал все 20 страниц, солгав, что выучил их утром. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книги. Учитель, полагая, что мальчик все выучил заранее и вчера специально дрейфовал, решил его наказать — приказал принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курице и подземных обитателях.

Ночью к мальчику пришел Чернушка-министр. На руках у него были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь все маленькое население должно уйти подальше от этих мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши поднялась высокая температура, он болел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о случившемся, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша стал примером для товарищей, хотя уже не мог выучить наизусть 20 страниц.

Композиция

Экспозицией в произведении является сцена знакомства с главным героем в моменте, когда он помогает курице, являющейся министром подземного царства, спастись, получает от нее признательность и благодарность и, кроме того, попадает в подземное царство.

Конфликт завязывается на том, что Алеше дарят предмет, обладающий магической силой, – зернышко, и выставляют условие – он не должен придавать огласке увиденное.

Действия развиваются под влиянием волшебного зернышка, в результате чего сильно меняется характер Алеши, начиная с того, что герой был скромен и стыдлив,  робел от похвалы, однако, со временем мальчик зазнался, испортился. После потери магической вещи его наказывают  и осуждают ровесники.

Кульминацией произведения становится сцена, в которой Алеша выбирает, что ему делать – сохранить ли тайну черной курицы и быть наказанным, или же выдать тайну и быть помилованным и прощенным учителями.

Развязка представлена в сцене, где герой предает курицу-министра, после чего последнюю заковывают в наручники, и ее царство уходит со своего подземного места жительства.

В эпилоге показана дальнейшая жизнь мальчика Алеши: он тяжело переболел из-за всего случившегося, однако, выздоровел, и постепенно все стало, как прежде. И сам он стал таким, каким был ранее – дружелюбным, скромным, добрым и послушным.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда». Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками

В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Краткое содержание рассказа «Чёрная курица»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: