Какие явления изучает география

География

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) 

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Луна — спутник Земли 

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция 

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Планета Марс 

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония 

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Торнадо, США 

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия 

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса) 

Роль географии в жизни человека

Значение географии:

  1. Знание основных процессов природы и хозяйственной деятельности человека дает возможность понять, почему на какой-то отдельной территории занимаются тем или иным видом деятельности, как происходит торговля, спрогнозировать изменение природы, определить вид оптимальной хозяйственной деятельности на конкретных земельных участках.
  2. Знание базовых основ географии позволяет нам получить ответы на актуальные вопросы в повседневной жизни, например ориентироваться в пространстве, определять стороны света (строить маршрут движения из пункта А в пункт В), выбирать лучшие страны для отдыха, а также перспективные специальности в разных сферах жизни, ведь многие современные профессии основаны на географических знаниях (летчики, военные, моряки, геологи, агрономы и многие другие должны иметь представление о этой науке).

Каждая наука ставит перед собой задачи, которые выполняет с помощью определенных методов исследования. 

Основные задачи географии:

  1. Описание: «где, что находится, как живет, развивается».
  2. Наблюдение.
  3. Управление: «что и как сделать, чтобы».
  4. Прогнозирование: что будет (случится), например, через месяц, год, 5 лет, 10 лет, век.
  5. Объяснение: почему это так произошло.

Также можно выделить вспомогательные задачи, например, проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами: строительство городов, заводов, водохранилище, каналов и др.

Можно выделить общенаучные и географические методы географической науки

Общенаучные:

  • моделирование;
  • математический;
  • физический;
  • химический;
  • наблюдение;
  • сравнительно-описательный;
  • и другие.

Географические:

  • картографический;
  • палеогеографический;
  • геофизический;
  • геохимический;
  • экспедиционный;
  • экономико-географические (статистический, технико-экономический, экономического районирования);
  • космический.

Несмотря на то, что эпоха глобальных географических открытий закончилась, изучение условий жизнедеятельности населения планеты, как части природы, происходит до сих пор. Теперь под географическими открытия и понимают не столько территориальные, сколько теоретические открытия, установление новых географических закономерностей.  

С каждым годом человек все больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан. Поэтому эта удивительная наука играет важнейшую роль в современном мире и, отвечая на многие актуальные вопросы, она, прежде всего, учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и ценить, беречь их и преумножать ради будущего поколения.  

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский 

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена 

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Способы изучения географии

Первое знакомство с азами географической науки начинается еще в раннем детстве. Более подробно и детально изучение проходит в рамках школьной программы. Классическое образование предлагает множество полезной информации, но не всегда мы готовы воспринимать ее. Поэтому можно использовать нестандартные современные способы.

Это могут быть уроки с репетитором, который познакомит ребенка с необходимой информацией и подскажет интересные книги и ресурсы. Используйте онлайн-курсы, в которых текстовый материал подкреплен фото- и видеосопровождением. Для лучшей запоминаемости используйте аудиофайлы, картинки, самостоятельно проговаривайте новые понятия и названия.

Для начала используйте узконаправленные занятия: от малого к большему. Главное — определите интересующую вас область. География охватывает множество деталей. Например, картография поможет в составлении маршрутов или поисках новых мест. Страноведение используется в политике, помогая сформировать пути экономического и социального развития. Пробуйте различные занятия и их формы — так вы поймёте, что больше подходит для вашего ребенка.

Планета Земля великолепна, многогранна, она таит в себе сюрпризы и сокровища для тех, кто готов их открывать.

Кроме того, вы можете составлять для себя списки названий или терминов, которые необходимо запомнить. Для этого используется и .

Вот пример использования способа логических связей.

В курсе общей географии дается список девяти планет солнечной системы в следующем порядке, начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Для запоминания этого списка планет во французских школах предлагают фразу: «Mere viens terminer ma iupe, sa couture ne tient plus» /Мама, подойди закончить мою юбку, у меня не получается шов /.

Русским вариантом может быть фраза: «Мер
ял Вен
я Зем
лю мар
усиной юб
кой сат
иновой да уран
овой, неп
утёвый он плут
«.

С целью облегчения повторного чтения материала, заведите конспект, в котором будут собраны составленные вами таблицы, логические и другие мнемотехнические фразы. Этот конспект будет служить вам для применения способа кумулятивного повторения.

Следуя указанным способам, вы сможете в течение нескольких месяцев обогатить свою память большим количеством сведений. Вы отметите также, что способ кумулятивного повторения избавит вас от чрезмерного умственного напряжения, которое испытывает 95% студентов в период подготовки к экзаменам.

Географическая картина мира и географическая культура[]

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Физическая география

Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

Отраслевые науки:

  • Биогеография.
  • Климатология.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Гляциология.
  • Криолитология.
  • География почв.
  • Палеогеография.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами):

  • Экономическая география
  • Социальная география
  • Политическая география
  • Культурная география
  • Историческая география
  • Страноведение и Геоурбанистика — дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.

Военная география

Особый раздел географии — теоретическая и прикладная дисциплина, призванная обеспечивать успех в стратегическом и тактическом планировании и ведении военных действий в географическом пространстве с учётом всех его особенностей, как способствующих, так и препятствующих осуществлению поставленной военной цели.

Первоначально «Военная география» являлась аналогом «Стратегической географии», что указывает на приоритет военных в выявлении стратегических свойств географии.

Термин закрепился в российском научном обороте после опубликования в 1846 году труда выдающегося российского военного деятеля, географа и ученого-теоретика Дмитрия Милютина «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики»

Стратегическая география

Особый раздел географии, который предоставляет высшему политическому и военному руководству государства географические сведения стратегической значимости, необходимые для осуществления национальной геополитики, а также теоретическая дисциплина, изучающая влияние географических факторов окружающей среды на выработку геостратегии.

Видимо, впервые термин «стратегическая география» был введен в российский научный оборот в 1910 г., когда автор, скрывающийся под инициалами В. Н., опубликовал в Санкт-Петербурге статью «Морская стратегическая география».

В 1989 году американский исследователь Хауг Фларингдоун ввел в политический и научный оборот термин «стратегическая география» и дал ему свою интерпретацию в контексте геополитического анализа.

Американские исследователи Д.Кемп и Р.Харкави в своей книге «Strategic Geography and the Changing Middle East», изданной впервые в 1997 году в Вашингтоне, в Главе: «What Is Strategic Geography?» впервые в географической науке дали определение стратегической географии и показали что она может существовать в двух областях: в области собственно физической географии и в области социальной географии.

Классическое определение новой научной дисциплине, её месту среди других наук, а также средствам и методам, которые использует эта дисциплина дал белорусский географ Александр Гончаров в монографии «Стратегическая география», изданной в Минске в 2004 году.

Суть предмета

Объектами исследования являются законы и последовательности расположения и взаимодействия на Земле компонентов среды, их систем  на разных иерархических уровнях.

Именно сложность объекта и дает возможность сузить географию до нескольких специальностей:

  • естественных (с физическим уклоном);
  • общественных (с социально-экономическим уклоном);
  • картографии (как отдельный инструментальный вид исследования).

В целом древнейшая наука становиться основой многочисленных научных работ людей других специальностей. И это не удивительно! Мир изменяется, жизнь на Земле тоже! Кому как не географам это изучать?!

Как выучить географию: выбираем подход

Принято выделять два основных подхода к изучению этой дисциплины. Ученик может двигаться от мелкого к крупному и наоборот. В первом случае человек, к примеру, начинает изучение с местности, в которой он живет. Рамки расширяются до тех пор, пока у него не сложится общая картина мира. Во втором случае ученик сначала получает представление о планете в целом, а затем переходит к более узким областям знаний.

Как выучить географию, если выбран подход «от частного к общему». Для начала стоит получить представление о своем городе или районе. Далее можно переходить к своей области или краю, изучать близлежащие регионы. Когда будет изучена вся страна, можно переходить к знакомству с соседними государствами.

Подход «от общего к частному» предполагает, что изучение географии человек начинает с материков и океанов. Далее следуют страны, затем их регионы, крупнейшие города и столицы и так далее.

Предстваление о Земле древних людей

Сейчас каждому ребенку известно, что Земля имеет шарообразную форму. Но далеко не всегда это было очевидно. Древним людям было очевидно совсем другое: Земля плоская. В замечательной сказке о старике Хоттабыче пионер Волька, заколдованный древним джинном, говорит учительнице: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли».

Представление древних: мир покоится на трех слонах, стоящих на огромной черепахе

Например, в Древней Индии считали, что Земля покоится на спинах трех слонов, стоящих на спине черепахи, которая плывет по океану. Вавилоняне мыслили Землю огромной горой, поднимающейся из бесконечных вод. Древние евреи считали, что Земля — бесконечная равнина, под которой текут воды, а ветры приносят то дождь, то засуху…

Первые шаги в верном направлении, как и во множестве других наук, сделали эллины — жители Древней Греции.

История становления как науки

Введение в географию: 

Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.

Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена. 

Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты. 

История понятия «география» началась еще до н. э.

Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.

На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.

Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.

В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств. 

Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов). 

Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий. 

Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.

Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.

В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).

На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.

Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей

Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем. 

Для чего нужна география современному человеку

В древние времена представление о мире складывалось из личного опыта. Люди путешествовали, посещали различные страны и составляли маршруты

Большое внимание уделялось картам и умению использовать явления окружающего мира для навигации. Прогресс подарил нам GPS-навигаторы, которые самостоятельно прокладывают маршруты, используя заданные координаты, онлайн-приложения, сотовую связь

Все это делает жизнь проще, но зачастую лишает нас знаний об окружающем мире.

В повседневной жизни использование навигации по звездам или ориентирование по картам используется в спорте и в любимых занятиях. Это может быть туризм или походы на яхте. В работе знание этой науки может пригодиться в таких профессиях:

  • экономист;
  • логист;
  • биогеограф;
  • социолог;
  • геодезист;
  • геокреолог;
  • геоинформатик.

Множество наук связано с географией. Если вас интересует изучение истории, необходимо ориентироваться в картах, которые соответствуют своему времени, уметь сопоставлять их с современными. Это касается и любителей археологии.

Особенно тщательно изучают географию в горнодобывающей и нефтяной отраслях. Изучается местность, где исторически могли быть сформированы полезные ископаемые. При строительстве учитывается положение литосферных плит, их активность. Это помогает предусмотреть возможные сложности при землетрясениях.

Как видим, география полезна в самых различных отраслях, от туризма до политики. Подобным знаниям всегда можно найти применение.

Основные методики в исследовании земли

Основа любых исследований: логика  и математика. География в данном случае — не исключение.

Картография — первый основополагающий метод. Он позволяет не только изучить поверхность Земли в зависимости от определенных факторов, но и провести многочисленные моделирования самых сложнейших процессов. В целом именно такая технология используется в научно-исследовательских работах многих ученых естественного цикла наук.

А вот в географическую культуру включается несколько компонентов:

  1. Картина мира.
  2. Мышление.
  3. Методы освоения.
  4. Язык информации.

Причем в сознании большинства отложилась именно описательна составляющая географии. А вот с ее методами и языком многие и незнакомы.

Теоретическая география формально изучает пространственность своих объектов.

Физическая география исследует в основном оболочку планеты. Основа: земля и ландшафт.

Как возникла география?

География — одна из древнейших наук. Слово «география» в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Но ещё задолго до того, как возникла письменность, а география превратилась в науку, человек начал делать свои первые географические открытия. Его с древнейших Времён притягивал к себе горизонт. Человеку хотелось узнать, что же там находится за ним. Может быть как раз то, что сокрыто далью, необходимо м.я счастья? И вот самые смелые и решительные отправлялись в путь, наивно полагая, что им удастся достичь края Земли. Несмотря на опасности, смельчаки вновь и вновь отправлялись на поиски золота, драгоценных камней, экзотических даров природы, часто даже и не подозревая, что они совершают открытия.

Расселение людей, происходившее в течение тысячелетий, приводило к освоению всё новых и новых территорий. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение в виде сказок, легенд и наскальных рисунков.

Шли годы. Люди изобрели письменность. Нужно было передавать накопленный опыт новым поколениям. Они стали делать записи о том, что видели и о чём слышали во время путешествий. Но главное — как бы в приложение к записям путешественники схематически изображали на бумаге свой путь. Первые такие зарисовки возникли в древнем Вавилоне. Это и были прототипы будущих географических карт. А древнейшая географическая карта была составлена в древней Греции около 550 лет до н.э. ионийским натурфилософом Анаксимандром. Милетские географы ввели в употребление и понятие “части света”. Уже тогда их обозначения использовались названия “Азия” и “Европа”. Современник Анаксимандра Гекатей выделял ещё одну часть света — Ливию (Африку). Собственно название “Африка” в античной литературе встречается в конце III в. до н.э., но первоначально это название относилось к Карфагену. После его разрушения римляне создали на завоёванных землях провинцию Африка. Позднее её название распространилось на весь континент. Греческие историки и географы обобщили и сохранили географические названия древности. В начале V века до н.э. Гекатей Милетский, автор трактата “Описание земли”, составил первую карту ойкумены (обитаемой части Земли). На ней схематически были изображены четыре больших средиземноморских полуострова: Малая Азия, Балканский с Пелопоннесом, Апеннинский и Пиренейский.

Полвека спустя географическим описаниям немалое место уделил Геродот. Так, он дал первое описание рельефа и гидрографии Египта, ему же прина,1уежит первое до нас дошедшее описание Скифии.

Во II в. александрийский грек Клавдий Птолемей создаёт самую фундаментальную по тем временам “Географию”, к которой обращались учёные, философы, государственные деятели и просто путешественники на протяжении многих веков вплоть до эпохи Возрождения.

дальнейшее развитие географии связано с именем Древнегреческого учёного Евдокса Книдского. Ему принадлежит первая попытка произвести расчёт размеров Земли, исходя из высказанного Парменидом предположения о шарообразности Земли. Одна из проблем, которая долго решалась учёными — это охватывает ли Океан Землю или, наоборот, Земля окружает Океан. Являясь сторонником первого, Аристотель составил карту и в ней ошибочно отделил Испанию от Индии лишь узенькой полоской моря. Именно эта карта и вдохновила несколько веков спустя Колумба на поиск западного пути в Индию, что привело к открытию Америки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: