Географическая карта особый источник знаний многообразие карт. география как наука. географическая карта

Географическая информация

Персоналии[]

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

Файл:Humboldt, Alexander von 1847.jpg

Александр фон Гумбольдт, 1847

Файл:Carl ritter.jpg

Карл Риттер

  • Уолтер Айзард
  • Иван Гаврилович Александров
  • Дмитрий Николаевич Анучин, Россия
  • Константин Иванович Арсеньев
  • Николай Николаевич Баранский
  • Лев Семёнович Берг, Россия
  • Вильям Бунге
  • Бернхард Варен
  • Альфред Вебер
  • Владимир Иванович Вернадский, Россия
  • Поль Видаль де ла Блаш
  • Александр Иванович Воейков, Россия (См.)
  • Михаил Вронченко, Беларусь
  • Альфред Геттнер
  • Андрей Александрович Григорьев
  • Александр фон Гумбольд
  • Василий Васильевич Докучаев, Россия
  • Карл Зауэр
  • Анатолий Григорьевич Исаченко
  • Станислав Викентьевич Калесник
  • Николай Николаевич Колосовский
  • Андрей Николаевич Краснов
  • Вальтер Кристаллер
  • Глеб Максимилианович Кржижановский
  • Владимир Святославович Кусов
  • Август Лёш
  • Владимир Павлович Максаковский
  • Герхард Фридрих Миллер
  • Фёдор Николаевич Мильков
  • Лев Ильич Мечников
  • Георгий Фёдорович Морозов
  • Владимир Сергеевич Преображенский
  • Фридрих Ратцель, Германия
  • Карл Риттер, Германия
  • Константин Алексеевич Салищев
  • Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Россия
  • Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Россия
  • Николай Адольфович Солнцев
  • Николай Владимирович Сукачёв
  • Страбон
  • Василий Никитич Татищев, Россия
  • Иоганн Генрих фон Тюнен, Германия
  • Торстен Хагерстранд
  • Питер Хаггет
  • Дэвид Харви
  • Ричард Хартшорн
  • Юзеф Ходько, Беларусь
  • Ян Черский, Беларусь
  • Ричард Чорли
  • Жан Жак Элизе Реклю, Франция

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Тур Хейердал

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия — да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

Виды географических карт

По своему содержанию географические карты делятся на такие виды:

— Общегеографические карты, на которых изображены такие географические явления как гидрография, рельеф, населенные пункты, промышленные центры, границы и коммуникации.

— Тематические карты, изображающие динамику и взаимосвязь таких явлений как экономика, социальная сфера, общество, политика.

Согласно назначению, географические карты бывают таких видов:

— научно-справочные

— культурно-образовательные

— учебные

— технические

— туристические

 -навигационные

По территориальному охвату существуют три виды географических карт:

— географические карты мира

— географические карты материков

— географические карты регионов и государств.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география» 

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

  1. Физическая география;
  2. Социальная и экономическая география;
  3. Картография.

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта — древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования — практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика — использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища — способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет — настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.

Широта

Широта́ — угол φ между местным направлением зенита и плоскостью экватора, отсчитываемый от 0° до 90° в обе стороны от экватора. Географическую широту точек, лежащих в северном полушарии, (северную широту) принято считать положительной, широту точек в южном полушарии — отрицательной. О широтах, близких к полюсам, принято говорить как о высоких, а о близких к экватору — как о низких.

От широты места, как и от времени года, зависит продолжительность дня.

Из-за отличия формы Земли от шара географическая широта точек несколько отличается от их геоцентрической широты, т. е. от угла между направлением на данную точку из центра Земли и плоскостью экватора.

Широту места можно определить с помощью таких астрономических инструментов как секстант или гномон (прямое измерение), также можно воспользоваться системами GPS или ГЛОНАСС (косвенное измерение).

Нормативные аспекты

Франция

Большая часть географической информации прямо или косвенно влияет на уважение частной жизни граждан (например, имя владельца участка или дома). Таким образом, во Франции географическая информация, которая позволяет получить доступ к личной информации, регулируется Законом о защите данных, который направлен на защиту личных данных физических лиц.

CNIL несет ответственность за обеспечение соблюдения этого закона через тройной миссии информации, контроля и репрессий. Этот закон претерпел значительные изменения с момента его принятия в 1978 году, в частности, чтобы учесть увеличение средств автоматизированной обработки персональных данных и в связи с переносом европейских директив в этой области. Многие инициативы или проекты, запущенные в последние годы в отношении геолокации людей, чьи технологии постоянно развиваются, были представлены CNIL. Иногда это выражало оговорки или даже указывало на определенные меры, которые не полностью соблюдали действующие тексты с точки зрения уважения частной жизни людей. Было подано много жалоб, и суды должны выносить решения по определенным злоупотреблениям или несоблюдению определенных положений действующих текстов. Решения, вынесенные в последние годы, напомнили нам, в частности, о том, что геолокация людей никогда не должна выполняться без их ведома, независимо от того, осуществляется ли это в режиме реального времени или устойчивым образом.

Европейский Союз

Директива 2003/98 / ЕС относительно повторного использования информации общественности , в том числе географической информации.

В Европейском Союзе , то директива INSPIRE направлена на гармонизацию информации , содержащейся в географических информационных систем , посредством использования метаданных и общих спецификаций.

Тематические слои становятся наборами данных. Это ключевой принцип организации в базе данных ГИС.

Каждая ГИС стала содержать множество тем для общей географической территории.

Набор тем работает как комплект слоёв. С каждой темой можно работать как с набором информации, независимым от других тем. У каждой есть свое представление (в виде набора точек, линий, полигонов, поверхностей, растров и т.д.).

Так как слои пространственно привязаны, они налагаются друг на друга и их можно комбинировать в общем отображении карты. Кроме того, такие инструменты ГИС-анализа, как наложение полигонов, могут агрегировать информацию из нескольких слоев данных, чтобы выявлять производные пространственные отношения и работать с ними.

Физическая география и ее значение

В со­ста­ве фи­зи­че­ской гео­гра­фии есть три ос­нов­ных науки. Это зем­ле­ве­де­ние, ко­то­рое изу­ча­ет общие за­ко­но­мер­но­сти стро­е­ния и раз­ви­тия гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки,
ланд­шаф­то­ве­де­ние, ко­то­рое изу­ча­ет тер­ри­то­ри­аль­ные при­род­ные ком­плек­сы, и па­лео­гео­гра­фия. В свою оче­редь, эти раз­де­лы имеют свою иерар­хи­че­скую струк­ту­ру по видам
изу­ча­е­мых ком­по­нен­тов, про­цес­сов и яв­ле­ний. Так, от­дель­ные ком­по­нен­ты гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки изу­ча­ют гео­мор­фо­ло­гия, кли­ма­то­ло­гия, ме­тео­ро­ло­гия,
гид­ро­ло­гия (изу­че­ние вод­ных объ­ек­тов), гля­цио­ло­гия (изу­че­ние при­род­ных льдов), гео­гра­фия почв, био­гео­гра­фия (гео­гра­фия живых ор­га­низ­мов). А на стыке с дру­ги­ми
на­у­ка­ми об­ра­зо­ва­лись такие новые на­прав­ле­ния фи­зи­че­ской гео­гра­фии, как ме­ди­цин­ская гео­гра­фия, ин­же­нер­ная гео­гра­фия. Фи­зи­че­ская гео­гра­фия изу­ча­ет при­род­ные
яв­ле­ния, объ­ек­ты при­ро­ды.

Фи­зи­че­ская гео­гра­фия тесно свя­за­на с дру­ги­ми гео­гра­фи­че­ски­ми на­у­ка­ми – кар­то­гра­фи­ей, стра­но­ве­де­ни­ем, ис­то­ри­че­ской гео­гра­фи­ей, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской
гео­гра­фи­ей.

Зна­че­ние фи­зи­че­ской гео­гра­фии

1.  Опи­са­ние при­ро­ды.

2.  Разъ­яс­не­ние осо­бен­но­стей при­ро­ды.

3.  Пред­ви­де­ние воз­мож­ных из­ме­не­ний в связи с вме­ша­тель­ством в при­ро­ду че­ло­ве­ка.

Значение географических карт

Географические карты имеют огромное значение для изучения географии, а также для жизнедеятельности людей. Благодаря картам, путешественники ориентируются в пространстве, ведь карты – это уникальный инструмент для того, чтобы найти наиболее короткий маршрут к населенному пункту.

Для того, чтобы полноценно использовать географические карты в туристических путешествиях, необходимо знать язык карты: понимать значения символов и надписей, нанесенных на нее. Несмотря на достижения науки и техники, многие люди по-прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации.

Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики смогут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

Генерализация источников географической информации

Генерализация – это один из важных процессов обработки источников географической информации. В рамках географии генерализация означает упрощение и сжатие географических данных для их удобного представления и анализа.

Генерализация позволяет сократить объем данных и облегчить их визуализацию и обработку

Это особенно важно при работе с крупномасштабными источниками, такими как карты и аэрофотоснимки

Основная цель генерализации – сохранить основные географические характеристики исходных данных, но при этом уменьшить их масштаб, упростить форму и устранить ненужные детали. Это позволяет улучшить визуальное восприятие и анализ географической информации.

Генерализацию можно осуществлять как вручную, так и с помощью специализированных программных средств. Вручную генерализацию обычно производят при создании карт и других географических продуктов. С помощью программных средств генерализацию можно автоматизировать и проводить на основе заданных алгоритмов и настроек.

Процесс генерализации включает в себя такие операции как сглаживание контуров, уменьшение количества деталей, выделение основных элементов, изменение масштаба и структуры данных.

Важно отметить, что генерализация может привести к потере определенной информации, поэтому важно внимательно выбирать методы и параметры генерализации в зависимости от поставленных задач. Также необходимо учитывать, что генерализация – это необходимый компромисс между точностью и удобством представления информации

В общем случае, генерализация является важным инструментом в работе с источниками географической информации, позволяя упростить и сжать данные для их удобного представления и анализа.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

  • научно-литературные;
  • нормативно-правовые;
  • страноведческие описания;
  • СМИ;
  • Картография (карта — географическая информация);
  • итоги наблюдений и исследований;
  • статистика;
  • архивы;
  • ГИС (географические информационные системы);
  • электронные источники, компьютерные технологии;
  • данные различных мониторингов;
  • результаты социальных исследований и другие.

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты. 

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);

  • по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
  • по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
  • по содержанию (тематические и общегеографические).

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Название карты;
  2. Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  3. Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
  4. Содержание. Общегеографические карты или тематические;
  5. Что изображено и каким способом?
  6. Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

  1. Метод моделирования.

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.  
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее

А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Классификация источников географической информации

Источники географической информации могут быть классифицированы по различным критериям. Одним из основных критериев классификации является тип информации, которую предоставляет источник. В зависимости от этого, источники географической информации могут быть:

  • Картографическими источниками – это источники, которые предоставляют географическую информацию в виде карт или планов. Картографические источники могут быть различной степени детализации и масштаба. Они могут включать топографические карты, дорожные карты, геологические карты и другие.

  • Статистическими источниками – это источники, которые предоставляют географическую информацию в виде числовых данных и статистических показателей. Статистические источники могут включать данные о населении, площади территории, климатических условиях и другие показатели, которые могут быть представлены в виде таблиц и диаграмм.

  • Документальными источниками – это источники, которые предоставляют географическую информацию в виде текстовых документов, отчетов, описаний и т.д. Документальные источники могут включать научные статьи, исторические документы, описания географических объектов и другую информацию, которая может быть полезной для изучения географических явлений.

Классификация источников географической информации также может быть основана на их источнике и методе сбора информации. Например, источники географической информации могут быть подразделены на:

  1. Официальные источники – это источники, которые предоставляют географическую информацию официальными органами и учреждениями, такими как государственные органы, научные институты и другие организации.

  2. Негосударственные источники – это источники, которые предоставляют географическую информацию негосударственными организациями, включая некоммерческие организации, академические учреждения, частные компании и т.д.

  3. Первичные источники – это источники, которые основаны на первичных данных, полученных непосредственным наблюдением или экспериментом. Примерами первичных источников могут быть геодезические измерения, фотографии, аэрофотоснимки и другие данные, собранные на местности.

  4. Вторичные источники – это источники, которые основаны на анализе и интерпретации первичных данных. Вторичные источники могут быть получены из первичных источников путем обработки и анализа данных, например, в результате геоинформационного анализа или компиляции карт.

Таким образом, классификация источников географической информации позволяет систематизировать и организовать доступную информацию, что является важным для работы географов и специалистов в области географической информации.

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география» 

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

  1. Физическая география;
  2. Социальная и экономическая география;
  3. Картография.

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Определение источников географической информации

Источники географической информации – это наборы данных, материалов или ресурсов, которые содержат информацию о географических объектах, процессах и явлениях на Земле. Эти источники предоставляют информацию о географических координатах, физическом состоянии, изменениях во времени, а также особенностях окружающей среды.

Источники географической информации отличаются по содержанию, формату представления, объему данных и методам сбора. Они могут быть представлены в виде географических карт, аэрофотоснимков, спутниковых изображений, геодезических измерений, баз данных и других форматов.

Информация, получаемая из источников географической информации, широко используется в различных областях деятельности, включая научные исследования, планирование городского развития, агрокультурное прогнозирование, экологический мониторинг, а также в туризме и навигации.

Важным аспектом использования географической информации является ее анализ и интерпретация. Источники географической информации могут быть использованы для создания географических моделей, прогнозирования изменений в окружающей среде, выявления тенденций и паттернов.

Источники географической информации могут быть как официальными, созданными правительственными организациями и научными институтами, так и негосударственными, созданными коммерческими компаниями или людьми-любителями

Каждый из этих источников имеет свои особенности, преимущества и недостатки, которые важно учитывать при работе с географической информацией

5. Что изучают в начальном курсе физической географии

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1.  «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2.  «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3.  «Население Земли».

4.  «Влияние природы на жизнь человека».

Рис. 3. Оболочки Земли (Источник)

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Домашнее задание

Параграф 1.

1.  Что изучает география?

Список литературы

Основная

1.  Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2.  География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3.  География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.  География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.  География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.  География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2.  Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Geografia.ru (Источник).

3.  Elhow.ru (Источник).

4.  Электронная версия журнала География (Источник).

5.  Википедия (Источник).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: