Гриша

Рассказ чехова «крыжовник» для читательского дневника

Тема и идея произведения. Проблематика.

Итак, тема обозначенного рассказа – первая прогулка маленького мальчика по бульвару. Идеей же произведения становится показ внутреннего мира мальчика, особенного, отличного от взрослого.

Основной проблемой, которую следует отметить первой в списке, становится трепетное отношение к детскому возрасту и к детству как определенному и важному периоду человеческой жизни. В 19 веке в рамках этой проблемы сложилось свое особое мнение: детство – этап подготовки ко взрослой жизни

Ребенок же – это неразумное существо, которому еще много чему необходимо научиться

В 19 веке в рамках этой проблемы сложилось свое особое мнение: детство – этап подготовки ко взрослой жизни. Ребенок же – это неразумное существо, которому еще много чему необходимо научиться.

Антон Павлович хорошо знал мир детской души, видел, насколько разные ценности и страхи у детей и взрослых.

Есть и еще ряд проблем, которые поднимает автор на страницах своего произведения. Так, например, у маленького Гриши есть свое представление об окружающем мире, но взрослые даже об этом не догадываются, они не видят в ребенке личности. Да и даже просто не замечают его потребностей. Что уж говорить о внутреннем мире, пусть еще детском и наивном, но своем?!

Объяснение сюжета

Особенность произведений Антона Павловича в том, что основную мысль автор часто заключал в заглавия. Не стал исключением и рассказ «Хамелеон», название которого дает подсказку к пониманию смысла произведения.

Полицейский Очумелов, подобно рептилии, старается приспособиться под любую ситуацию. Он готов лицемерить, унижаться, лгать ради сохранения места на службе. У этого человек отсутствуют принципы. Он не отстаивает свою позицию просто потому, что не имеет ее. Полицейский принимает ту сторону, которая ему выгодна и удобна на данный момент времени. И даже большое количество свидетелей не мешает герою мгновенно менять свое мнение ради собственной выгоды.

По фамилиям героев можно судить об их характере и поведении. К примеру, при прочтении фамилии Хрюкин сразу представляется грязный, неряшливый человек, а фамилия Очумелов наводит на мысль, что носит ее человек, одуревший, «не в себе».

В своем рассказе Чехов затрагивает важные темы, раскрывающие смысл «Хамелеона»:

  • лицемерие;
  • алчность;
  • пьянство;
  • лизоблюдство;
  • равнодушие и жестокость.

Под бытовой ситуацией писатель замаскировал важные проблемы, встречающиеся в повседневной жизни. С помощью сатиры и карикатуры автор вскрывает нравственные пороки, призывая людей строже относиться к себе, придерживаться закона, а не собственной выгоды.

Сюжет

Краткое содержание «Гриши» Чехова поможет вам при подготовке к экзамену или зачету. В центре повествования оказывается двухлетний мальчик, именем которого назван рассказ. Ему известен мир, ограниченный его домом. Это гостиная, детская, отцовский кабинет, кухня. Последнее помещение было для него самым привлекательным. Там — кухарка, плита, на которой готовят еду, малопонятные разговоры с няней.

Мама и нянька – самые близкие люди в его жизни. Они ему необходимы, чтобы одеваться и есть. Также в его жизни есть тетя и кошка. Отец для Гриши непонятен, мальчик вообще не в курсе, для чего он нужен. Еще более непонятные существа — лошади.

Когда однажды он отправился на прогулку с кухаркой, перед ним открылся совершенно иной мир. С извозчиками и лошадьми, прохожими и собаками. Этот неизвестный мир показался ему очень красочным.

На бульваре нянька начала разговаривать с каким-то человеком. Вместе они отправились в неизвестную грязную комнату, где сели за стол вместе с кухаркой. Мальчику дали кусок пирога, а няня предложила попробовать водку из своей рюмки. Гриша наблюдал, как взрослые за столом ели и пили, а потом обнялись и начали петь песни.

Когда вечером нянька привела Гришу домой, он хотел рассказать маме о собаках и лошадях, о том, как пила нянька и пела кухарка. Но он еще не умел говорить и из-за этого расплакался. Мама подумала, что он просто переел и, дав ему касторки, уложила спать.

Краткое содержание «Гриши» Чехова дает полноценное представление об основных событиях, которые происходят в произведении.

«Гриша», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя.

Литературное направление, жанр

«Гриша» — реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка.

Проблематика

Самая важная — проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни. Ребенок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребенке не видят личности, — плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого. Куда уж им заметить его внутренний мир.

Герои рассказа

Главный герой — маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчеркнут младенческий возраст ребенка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо — нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке

Следующие по важности существа — мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы — кормить Гришу и ухаживать за ним

Предназначение папы Грише непонятно

Предназначение няни и мамы — кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, теть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но все-таки определенное мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведет его в гости к кухарке, оставляет в теплой одежде в душной кухне, дает ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребенок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передается через восприятие ребенка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребенок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стеклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Стилевые особенности

Психология ребенка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого (автора). Автор рассказывает о четырехугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тете написано «по-взрослому» как о в высшей степени загадочных личностях.

Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определенные детали в обстановке дома (красные кресла), предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.

«Крыжовник» анализ рассказа Чехова

Если говорить о рассказе «Крыжовник» Чехова, то в анализе данного произведения будут задеты такие важные темы, как смысл жизни, человеческое счастье и эгоизм, и, безусловно, затронута тема любви. 

Крыжовник: краткий анализ рассказа

Рассказ повествует о старом человеке, который поделился с автором историей из собственной жизни, о былых мечтах и целях. К слову, Антон Павлович Чехов свой «Крыжовник» написал, основываясь на реальных событиях, хоть и рассказчик этой истории остался неизвестным. Однако, сама история гласит о мечте чиновника сшить себе золотой мундир. Мечта осуществилась, да только мундир так и остался не ношенным: сперва не было времени и повода, а потом человек попросту скончался. 

Сам «Крыжовник» Чехова скрывает в себе простой смысл: скоротечность жизни и ее смысл. Как известно, данная тематика давно волновала Чехова, поэтому он решился на написание «Крыжовника». А сегодня восьмиклассники читают «Крыжовник» Чехова и пишут сочинение по нему.

Жанр и композиция

Рассказ написан в излюбленном для автора жанре — рассказ. В данном жанре Антон Павловичу всегда было проще работать. Его произведения отличаются лаконичностью и минимализмом в отношении персонажей, а все благодаря малой эпичной форме произведения.

А вот если говорить о композиции, то сразу в глаза бросается отличительная черта произведения — рассказ в рассказе. Главные герои оказываются в гостях, и хозяин ведает им историю своей жизни, которая иногда прерывается мыслями рассказчика. 

Проблематика произведения

В рассказе Чехова «Крыжовник» проблематикой можно смело считать тему деградации личности. Если смотреть более широко, то под этой проблемой в «Крыжовнике» Чехов подразумевает преследование собственных целей, наплевав при этом на потребности и желания близких людей. 

Главный герой всю жизнь мечтал о собственной усадьбе с крыжовником, ради этого он загнал себя в немыслимые рамки, которые не выдержала даже его покойная жена. Безусловно, рассказчик цели своей достиг, но только жизнь для него в этот момент закончилась. Она как бы прошла мимо него за все эти годы. Поэтому Чехов говорит о том, что нельзя в жизни размениваться по мелочам, а надо просто жить. Жить каждым днем и радоваться жизни, а так же правильно расставлять приоритеты.

Крыжовник — смысл названия

Название произведения достаточно иронично, под которым прячется глупость и ограниченность главного героя. Автор самим названием высмеивает цель жизни героя, говоря о ее ничтожности и то, что такая цель не стоит даже сил, которые герою пришлось потратить для ее достижения.

В погоне за своей целью этот старый одиночка, которым и представлен главный герой произведения, очерствел и потерял способность сочувствовать и сопереживать людям. При том до такого состояния он довел себя сам.

Главные герои

В сущности в данном рассказе всего два главных героя: Иван Иванович и Николай Иванович. В произведении Антона Павловича Иван Иванович олицетворяет самого Чехова, и именно через него автор говорит с читателем и доносит до него свои размышления по тематике произведения. Николай же Иванович это сам герой рассказа

Это именно тот черствый мещанин, который всю жизнь мечтал о доме с крыжовником, и на пути к этой цели потерял то, что на самом деле важно. Именно его жизненную цель Антон Павлович высмеивает, завуалированно называя ее не стоящей траты времени и сил. 

Герои рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчёркнут младенческий возраст ребёнка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке

Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним

Предназначение папы Грише непонятно

Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, тёть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но всё-таки определённое мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведёт его в гости к кухарке, оставляет в тёплой одежде в душной кухне, даёт ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.

Вариант 2

Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.

Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.

Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.

Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.

В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей

Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка. Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька

Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку

Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.

Кратко сюжет рассказа Детвора

Родители уехали в гости, а дети остались дома. В ожидании взрослых они играют в лото. Уже поздно, но дети не ложатся спать, пока не услышат от мамы, как прошли крестины. Все находятся в столовой, а их старший брат, пятиклассник Вася, скучает в гостиной.

Обеденный стол пестрит ореховой скорлупой и стеклышками, перед каждым ребенком – по две карты: дети играют на монетки. Правила строгие: не жульничать, иначе – вон из игры.

Игра захватывающая. Ребята – их четверо и один кухаркин сын – играют по-разному, но все – с детской непосредственностью. Девятилетний Гриша, считавшийся самым взрослым и самым умным, игрок весьма азартный – его интересуют исключительно деньги. Его восьмилетняя сестра Аня играет ради самолюбия, монетки ей не интересны. Соня, девочка лет шести – играет просто так, ради процесса. Кто бы ни выиграл, она всегда радуется и хлопает в ладошки. У Алеши, самого маленького карапузика, тоже есть карты. Он совсем не разбирается в игре, у него нет ни азарта, ни самолюбия. Он здесь – за компанию, следит за своими бумажками и копейками, чтобы никто не похитил.

В процессе игры цифры на картах приобретают различные термины и смешные прозвища: «кочерга», «Семен Семеныч», «дедушка».

Дети играют бойко, выигрывают по очереди: сначала – Соня, за ней – Гриша… Между делом рассказываются разные истории, и смешные, и страшные. Неожиданно у Андрея, кухаркиного сына, заканчиваются деньги. Он до слез расстраивается, но Соня его выручает, одалживая до следующей игры копейки, и дети играют дальше. Эта партия заканчивается его победой. Алеша, сомневаясь в честной победе Андрея, затевает небольшую драку, но вскоре они мирятся и начинают играть вновь.

Вскоре в столовой появляется скучающий и заспанный Вася. Ему так скучно, что он решает присоединиться к игре. Но у него не оказывается мелких монет, в кармане находится только один рубль, который дети не могут и не хотят разменять. Снова идет на выручку Соня, ставя за Васю копейку. Игра продолжается дальше.

Вдруг под стол роняется монетка, и все, кроме Сони, лезут ее искать. Когда монетка находится, выясняется, что Соня уже спит. Все гурьбой ведут ее в спальню, на мамину постель и сами засыпают.

Несмотря на свою непосредственность, ребята играют, как взрослые, здесь проявляется характер каждого ребенка

Особое внимание заслуживает девочка Соня, которая всегда приходит на помощь. С нее нужно брать пример

И важно внимательно изучить ее характер

И важно внимательно изучить ее характер

«Крыжовник» читательский дневник

«Крыжовник» – поучительный рассказ, в котором автор поднял вопросы поиски смысла жизни и истинного счастья, обнажив конфликт между духовными ценностями и материальными благами.

Краткое содержание «Крыжовник» для читательского дневника

Название: Крыжовник

Число страниц: 12. Чехов Антон Павлович. «Крыжовник». Издательство «Рипол-Классик». 2012 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1898 год

Время и место сюжета

События происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино, принадлежавшем помещику Алехину. Своим названием рассказ обязан навязчивой мечте Николая Иваныча, ради достижения которой он пожертвовал очень многим.

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач, дворянин, добрый, милосердный человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Ивана Иваныча, чиновник, в последствии помещик, целеустремленный, но мелочный, скаредный до фанатизма.

Буркин – учитель гимназии, приятель Ивана Иваныча, приземленный человек.

Павел Алехин – помещик, сорокалетний мужчина, неопрятный, неряшливый, думающий лишь о своем хозяйстве.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Приятели Иван Иваныч и Буркин, попав под дождь, решили его переждать у их старого знакомого Павла Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку. Хозяин выглядел весьма неряшливо: лицо в пыли, грязная одежда, нестриженные волосы, грузная полнота. Однако он радушно встретил гостей, предложив им помыться, переодеться и выпить чая. Во время чаепития товарищи разговорились, и Иван Иваныч поведал им историю своего брата, Николая Иваныча Чимша-Гималайского.

После смерти отца, братьям пришлось проститься с родовым имением, которое отобрали у них из-за долгов. Николай с девятнадцати лет был вынужден работать в казенной палате, и он страстно мечтал о собственной усадебке, где непременно должен был расти крыжовник. Ради достижения своей цели Николай откладывал деньги, урезая себя во всем, и даже вступил в брак по расчету. Однако и в семейной жизни он принялся экономить на всем, даже на еде. Жена, не выдержав подобного существования, вскоре скончалась. Это событие нисколько не расстроило Николая, который вскоре приобрел имение. Он первым делом высадил кусты крыжовника и зажил помещиком.

Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону – постарел, обрюзг, опустился, завел привычку выражаться красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Впрочем, Николай Иваныч, который угощал брата крыжовником, был весьма счастлив и доволен своей жизнью.

После визита к брату Иван Иваныч задумался о смысле жизни. Он удивлялся, как можно чувствовать себя счастливым, удовлетворенным, когда в мире так много страдающих людей. Иван Иваныч искренне не понимал, как можно оставаться слепым и глухим к тем, что остро нуждается в помощи ближнего. Свой рассказ он завершил, сказав, что смысл жизни видит не в личном счастье, а в добре, который должен творить каждый человек.

Ни Буркину, ни Алехину не понравился рассказ Ивана Иваныча о каком-то чиновнике, который любил крыжовник. С гораздо большим удовольствием они бы обсудили женщин, крупу, сено – словом, все то, что имело прямое отношение к реальной жизни. Однако время было уже позднее, и все трое отправились спать.

Вывод и свое мнение

Очень часто в погоне за призрачной мечтой человек не замечает того, что может сделать его по-настоящему счастливым: общение с близкими людьми, любовь, забота, милосердие. Зациклившись на достижении материальных благ, можно упустить самое ценное, что дарует человеку жизнь. На примере Николая Иваныча видно, что выбранный им жизненный путь отразился на нем далеко не самым лучшим образом.

Главная мысль

Человеческая жизнь только тогда полноценна и значима, когда в ней есть место добрым поступкам и искренней заботе о ближних.

Авторские афоризмы

«…Деньги, как водка, делают человека чудаком…»

«…Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое…»

«…Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку…»

«…счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно…»

«…Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь…»

Толкование непонятных слов

Усадьба – жилой дом с хозяйственными сооружениями и участком земли.

Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки.

Мельница – здание с приспособлениями для размола зерна.

Приказчик – помощник хозяина, управляющего.

Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.

Аршин – старорусская единица измерения длины, равная 0,7112 м.

Вывод и своё мнение

Поначалу может показаться, что рассказ лишен какого-либо смысла. Но, анализируя каждую заметку, можно составить представление о характере, привычках, жизненных ценностях того, кто её оставил в жалобной книге. Таким замысловатым образом писатель отразил не только образы конкретных людей, но и показал Россию в миниатюре: то, чем живут люди, чему радуются и чему огорчаются. Рассказ заставляет посмеяться не только над героями рассказа, но и над самим собой, потому что среди чужих недостатков каждый может найти что-то родственное. Рассказ невольно вызывает улыбку, и именно при помощи смеха А. П. Чехов пытается бороться с человеческими пороками и недостатками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: