Иван бунин «тёмные аллеи». обзор сборника рассказов

Цикл рассказов и. бунина «темные аллеи»

Жанр

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина

Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Анализ произведения

«Темные аллеи» — это первый рассказ из одноименного сборника новелл Ивана Бунина. Этот рассказ описывает первую любовь и впечатления, которые она оставляет во взрослой жизни.

Смысл названия можно объяснить так, что в произведении освещаются темные стороны любви.

Николай Алексеевич оказывается на почтовой станции и встречает там Надежду, которую раньше очень любил. Мужчина является дворянином, а женщина работала в молодости у него горничной, а теперь стала хозяйкой постоялого двора. Они очень любили друг друга, но не могли быть вместе из-за сословных преград. Они встретились во взрослом возрасте и вспомнили свои чувства. Это была рядовая ситуация во времена, современные для автора, поэтому писатель и выбрал такой сюжет.

Этот рассказ описывает темные стороны любви. Николай Алексеевич был вынужден отказаться от любимой женщины. Он женился, и у него родился сын, но герой не был счастлив в браке. Его жена изменяла ему. Николай Алексеевич немного жалеет, что отказался от любви к Надежде, но у него не было другого выбора. Надежда сохранила свою любовь к нему и пронесла ее в течение всей своей жизни. Женщина не вышла замуж, но стала успешной в своей деятельности. Оба героя стали несчастными, так как отказались от любви из-за независящих от них причин.

Во время их короткой встречи между героями вспыхнули воспоминания о прошлых чувствах. Им было жалко, что так вышло, они не могут быть вместе. Но в этом и есть особенность рассказов Бунина. Любовь в них никогда не заканчивается счастливо, герои никогда не женятся. Любовь в понятии автора — это что-то нечто вспышки, которая проходит также резко, как и начинается. Любовь Бунина — всегда трагическое чувство. Это видно и в рассказе, ведь герои отказались от любви, но не перестали любить друг друга.

Первая любовь в понятии автора — это незабываемое чувство, нежное, страстное. Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга горячо, но недолго. Но несмотря на непродолжительность своих чувств, они сохранили свои чувства на всю свою жизнь. По мнению автора, такой и должна быть первая любовь — страстной, нежной, короткой, яркой. Она оставляет впечатление о себе в сердце человека на всю жизнь. Человек проносит воспоминания об этом событии в своем сердце с радостью, счастьем.

«Темные аллеи» — это прекрасный рассказ про первую любовь, чувства, трагические отношения, которые были прерваны не по воле влюбленных. Очень полезно молодым людям познакомиться с этим произведением.

Очень краткий пересказ рассказа «Тёмные аллеи»

XIX век. Устав от долгой дороги отставной военный Николай Алексеевич останавливается на почтовой станции. Его встречает небольшой частный гостиный двор и его хозяйка Надежда, красивая, хоть уже и немолодая женщина. В ней герой узнаёт девушку-крестьянку, с которой 30 лет назад у него случился пылкий роман. Бывшие возлюбленные долго разговаривают о своей жизни после разлуки. Надежда признаётся, что не смогла забыть тех встреч, когда Николай читал ей трогательные стихи о «тёмных аллеях». Счастья так и не нашла, хотя ей дали вольную, и осталась одинокой. Простить Николаю свои страдания она не сумела. Слишком тяжело ей дался тот бессердечный разрыв.

Николай Алексеевич взволнованно выслушивает свою старую знакомую. Он говорит, что из встречи и разлука совсем не стоили стольких мук. Но, в то же время, признаётся, что так и не нашёл счастья для себя.

Он был женат, но супруга его предала, а единственный отпрыск вырос настоящим подонком. Для Николая тот роман с крестьянкой тоже был самым светлым моментом за всю долгую жизнь. Услышав такие признания, Надежда целует руку бывшего возлюбленного. Тем же отвечает и он.

Затем герои расстаются. Уезжая от постоялого двора, Николай Алексеевич вспоминает свою сказочную любовь к Надежде. Однако он остаётся уверен, что достойной женой она ему стать не могла. Любовь любовью, а крестьянка дворянину партия не подходящая.

1 НЕЗАБЫВАЕМОЕ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.А.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Самым совершенным своим созданием 
Бунин считал книгу «Темные аллеи»
— цикл рассказов о любви. Книга 
была написана во время второй мировой 
войны, когда семья Буниных оказалась 
в крайне бедственном положении
(конфликты с властями, практическое
отсутствие еды, холод и др.). Писатель
совершил в этой книге беспрецедентную 
по художественной смелости попытку: он
тридцать восемь раз (таково количество
рассказов в книге) написал «об 
одном и том же». Однако результат 
этого удивительного постоянства 
поразителен: чуткий читатель всякий раз 
переживает воссоздаваемую картину (казалось
бы, заведомо известную ему) как абсолютно 
новую, а острота сообщаемых ему 
«подробностей чувства» не только не
притупляется, но, кажется, лишь усиливается.

Писательская судьба Ивана Алексеевича 
Бунина — судьба удивительная. При 
жизни он не был столь славен,
как Горький, о нем не спорили,
как о Л. Андрееве, не вызывал он
столь разноречивых — где шумно-восторженных,
а где безоговорочно осуждающих
— оценок, как символисты. В литературных
и читательских кругах с необычным 
единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала 
Бунина в Париже. Бедность, равнодушие
издательств тягостно переносились
Иваном Алексеевичем. Вот как он
сам говорит об этом: «Живу, конечно,
очень и очень плохо — одиночество, голод,
холод и страшная бедность… Единственное,
что спасает, — это работа.» Создание
цикла рассказов Темные аллеи было для
Бунина в военные годы родником душевного
подъема. Сам автор считал произведения
сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим
высшим достижением. 
Цикл рассказов Темные аллеи критика определила
как энциклопедию любви или, еще точнее,
— энциклопедию любовных драм. Любовь
здесь изображается как самое прекрасное,
самое высокое чувство. В каждом из рассказов
(Темные аллеи, Руся, Антигона, Таня, В Париже,
Галя Ганская, Натали, Чистый понедельник;
сюда же можно отнести написанный до Темных
аллей рассказ Солнечный удар) показан
момент высочайшего торжества любви. Все
рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний
о молодости и родине. Все они вымышлены,
что не раз подчеркивал сам автор. Однако
они все, в том числе ретроспективная их
форма, вызваны состоянием души автора.

«Какое удивительное время — молодость!
Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить
ее лишь тогда, когда все осталось позади»,
— утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты
возвращения к самому яркому, сильному
переживанию и воспроизведены в цикле.

Бунин пишет о незабвенном, что 
оставило глубокий след в человеческой
душе. Нередко запечатлен самый момент
воспоминания, грустного прикосновения
к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь,
а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная
память, заставляющая с годами по-иному
воспринимать многое из того, что осталось
позади. Однако убеждение Бунина в чистоте,
незамутненности, здоровой естественности
любви осталось неизменным. Правда, порой
в бунинском изображении любви преобладал
земной, чувственный характер, но это никогда
не случалось за счет снижения главной,
духовной значимости любви. Только в таком,
своем качестве она составляет самые лучшие
мгновения жизни. «Любовь — высший судья
в человеческих отношениях», — утверждает
Бунин.

О книге Темные аллеи автор написал 
в апреле 1947 г.: Она говорит о 
трагичном и о многом нежном и 
прекрасном, — думаю, что это самое 
лучшее и самое прекрасное, что 
я написал в жизни.

У Бунина надо учиться, как проникновенно,
на самой высокой эмоциональной 
волне выражать самое необыкновенное
и прекрасное чувство человека. Бунин 
не интригует сложным сюжетом, он
пробуждает чувства лирическим монологом,
исповедью. То, о чем он тоскует, давно 
стало историей, а то, как он умеет выразить
чувство, — это наше нетленное духовное
богатство. Эта грань духовного — незыблемость
и вечность России.

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». Пересказ с цитатами из текста.

Действие новеллы происходит в один из холодных осенних дней, на одной и тульских дорог, на почтовой станции, в частной гостинице, «где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар». Именно здесь остановился «стройный старик военный», один из героев произведения.

Он вошёл в горницу, в которой «было тепло, сухо и опрятно», а «из-за печной заслонки сладко пахло щами». Несмотря на возраст, герой был ещё красив и статен.

В горницу вышла хозяйка — героиня произведения.

Описание её внешности: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку… легкая на ходу, но полная…».

Между героями завязался диалог, из которого приезжий узнал, что это сама хозяйка гостиницы, что она одинока, но не вдова, любит «хозяйствовать». Приезжий похвалил: «И как чисто, приятно у тебя.»

Героиня, присмотревшись, узнала Николая Алексеевича, с которым была знакома с юности, так как служила в их доме. Она напоминает ему о себе («Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать»). И только после этих слов он узнал Надежду, с которой не виделся 30 лет (герою на момент встречи – под 60, а ей – 48 лет).

Николай Алексеевич был взволнован встречей, покраснел, засмущался, усталость сразу прошла. Он начал расспрашивать Надежду, как она жила все эти годы.

Оказывается, сразу после отъезда Николая из имения хозяева дали Надежде вольную. Замужем она не была («при такой красоте», как отметил Николай Иванович), так как любила только его.

Николай Иванович начать говорить, что ведь всё в жизни проходит с годами: «Любовь, молодость — всё, всё». На это Надежа ответила: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Она всю жизнь любила Николая, хотя понимала, что его, прежнего, уже нет. Она напомнила об их романе в молодости, когда она называл его нежно «Николенькой», а он читал ей стихи про «тёмные аллеи»; как он «бессердечно» бросил ей, что ей от обиды даже хотелось наложить на себя руки. Простить этого Надежда не может до сих пор.

Николай Алексеевич вспомнил, какой она была: «Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!» Он рассказал о своей жизни: «…никогда я не был счастлив». Жену он любил, но она изменила ему; сына обожал, возлагал на него надежды, а «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

Николай Алексеевич понял,чтопотерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни», что по-настоящему его любила только она.

Герой поехал дальше. По словам кучера, Надежда всё смотрела в окно. Он же сказал о ней: «Баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает», что она справедлива, но «крута», «не отдал вовремя — пеняй на себя».

Николай Алексеевич понял, что это он виноват в разлуке с Надеждой, что нужно «пенять на себя». И ему вспомнились строчки из стихотворения, которые он когда-то читал ей: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Но даже сейчас Николай Алексеевич не мог представить себе, чтобы эта «содержательница постоялой горницы» была его женой, матерью его детей, хозяйкой его петербургского дома. Так сильны были в нём сословные предрассудки. Заканчивается новелла словами: «И, закрывая глаза, качал головой

Нет, никогда этот человек не связал бы своей жизни с женщиной из другого социального круга. А Надежда продолжала любить того – её Николеньку.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Вариант 3

«Темные аллеи» Бунина – это небольшой сборник рассказов о настоящей и искренней любви. Примечательным в этих небольших любовных новеллах является трагичность любовных отношений. У каждого рассказа из этого цикла печальный конец. Блок всегда считал, что любовь и разочарование неразрывно связаны друг с другом. Для него любовь – это яркая огненная искра, которая как быстро зажглась, так и быстро гаснет. Именно об этом он и писал во многих своих произведениях.

Основной сюжет рассказа «Темные аллеи» разворачивается вокруг встречи некогда влюбленных друг в друга людей преклонного возраста. Много лет назад еще, будучи молодыми, они страстно любили друг друга. Рассказ поделен на три основные части – приезд генерала Николая Алексеевича, его встреча с прошлой любовью и грустные воспоминания и размышления пожилого мужчины после того, как он покинул постоялый двор.

Первая часть любовной истории раскрывает перед читателем красоту природы, окружающую обстановку, внешние характеристики героев, их нравственный и социальный образ. Во второй части, которая является главной – автор описывает встречу мужчины и женщины, предает, насколько сильными были эмоции и чувства при встрече двух бывших влюбленных

В этот момент, в момент встречи их взглядов и общения уже не важно, кто из них выше по социальному статусу. Надежда, хотя так и не смогла простить своему любимому предательства, осталась до конца своих дней верной и преданной ему

Николай Алексеевич, хотя и стал взрослым и состоявшимся мужчиной, при встрече с Надеждой теряется, начинает оправдываться как мальчишка и в то же время подавить в себе муки совести. Стоило ему только взглянуть на некогда им любимую женщину, он сразу же понял, как пуста и однообразна его настоящая жизнь.

Третья, заключительная часть описывает события, произошедшие уже после отъезда генерала с постоялого двора. Он полностью погружен в свои мысли и постоянно рассуждает, как бы повернулась его жизнь, если бы он женился на Надежде? Какой бы она была хозяйкой в его доме? Но в то же время разница в социальном положении влияет на него больше, чем любовь, ему становится стыдно за влюбленность и пылкие чувства к женщине, которая не подходит ему по статусу.

В любовном цикле «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед читателем нравственную и социальную сторону человека. Он показывает и то, что мужчина и женщина любят по-разному. Надежда была и, останется верна ему, несмотря ни на что, она искреннее любила и любит этого человека.  А он же в свою очередь поступает как предатель, ему важнее мнение общества и социальные устои, чем счастливая жизнь рядом с любимым человеком. Каждый по-своему понимает и испытывает это чувство, но не каждому дано его сохранить.

Несколько интересных сочинений

  • Серебрякова З.Е.

    28-го ноября 1884 года под Харьковом родилась известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрянская. Отец был скульптором, а мать была родом с семьи Бенуа. Своим художественным развитием она обязана своим родным

  • Сочинение по сказке Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение

    Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

  • Герои произведения Чудесный доктор Куприна
  • Сочинение Молодое поколение в пьесе Гроза
  • Отзыв о романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя

В начале 1920 года И. А. Бунин покинул родину. В эмиграции им были написаны многие литературные шедевры, в том числе цикл рассказов «Темные ал-леи».

Все рассказы этого сборника объединены одной те-мой — темой любви. С разных сторон писатель осве-щает это чувство, показывает все его тончайшие от-тенки. Однако, раскрывая тему любви, Бунин неволь-но обнажает и многие нравственные проблемы. Особенно остро они звучат в рассказе «Красавица».

Это один из самых небольших рассказов цикла, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. В несколь-ких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему.

В центре рассказа довольно типичная жизненная история. Пожилой вдовец, имеющий семилетнего сына, женился вторично. Его новая жена всем взяла. Она молода, необыкновенно красива, хозяйственна. Вот только ребенок, сын вдовца от первого брака, ей пришелся не по вкусу. Она его «спокойно возненави-дела». Каких-либо причин этого автор не называет, потому что их просто не было. Возненавидела и все.

Дальнейшее повествование о судьбе маленького ге-роя вызывает горькое чувство сострадания к нему. Сначала «красавица» переводит его спать «из отцов-ской спальни на диванчик в гостиную», а потом и вовсе отправляет спать в коридор, где на полу горнич-ная расстилает ему старый тюфячок.

Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совер-шенно ничего не замечает. «Красавица» делает вид, что руководствуется практическими соображениями: мальчик, якобы, может весь бархат на диванчике ис-тереть. На самом деле она просто не может, да и не пы-тается побороть в себе то зло, которое делает несчаст-ным ни в чем неповинного маленького человека.

Жизнь ребенка с этих пор сера и однообразна. Он или сидит в углу на полу в гостиной, или рисует на грифельной доске, или читает (шепотом!), или смот-рит в окна. Он сам стелет себе постель, сам прилежно ее убирает в мамин сундук.

Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уго-лок», «домики», «книжечка», «постелька», «доб-ришко»). Писатель не дает прямых оценок происхо-дящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок.

Рассказ назван коротко — «Красавица». И это на-звание заставляет о многом задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам обращает автор своего читателя.

Бунин Иван Алексеевич является одним из лучших писателей нашей страны. Первый сборник его стихотворений появился в 1881 году. Затем им были написаны рассказы «На край света», «Танька», «Вести с родины» и некоторые другие. В 1901 году вышел новый сборник «Листопад», за который автор получил Пушкинскую премию.

К писателю приходят популярность и признание. Он знакомится с М. Горьким, А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым.

В начале 20-го века Иван Алексеевич создает рассказы «Захар Воробьев», «Сосны», «Антоновские яблоки» и другие, в которых запечатлена трагедия обездоленного, нищего народа, а также разорение усадеб дворян.

Психологизм и лаконизм бунинской прозы. Роль деталей, пейзажа, портретов в повествовании

Бунин считал свой последний сборник «самым совершенным по мастерству». Сюжеты рассказов «Темных аллей»лаконичны, в них нет ничего лишнего, часто их развитие парадоксально. Действие рассказов может быть стремительным, финал непредсказуемым. Передавая противоречия чувств в их характеристике Буниным используется часто оксюмороны, т.е. сочетания несочетаемого: «радостно плакала», «недоумение счастья», «веселая ненависть», «нестерпимое счастье» и пр. Большую роль играют детали, кажущиеся незначительными, но придающие содержанию дополнительный смысл. Интересны детали в описании портретов. Например, упоминание о внешнем сходстве Николая Алексеевича с Александром II дает более точное представление не только о его внешности, но и статусе, вкусах и положении в обществе.

Кадр из фильма “Темные аллеи” (Источник)

Бунин – мастер психологического пейзажа. В рассказе «Темные аллеи» описание природы связано с настроением главного героя. Образы осени, грязной разбитой дороги, заката желтого солнца становятся символом жизни. По осенней распутице добирается уставший и раздраженный Николай Алексеевич до постоялого двора. После встречи с Надеждой он продолжает свой безрадостный путь, видя закат едва проглянувшего бледного солнца. Так и он, на закате жизни случайно забрел в стоящий на обочине дороги дом Надежды, где тепло, уютно и его любят. Но и дальше его жизненный путь будет одиноким и неприкаянным. Ведь его предали те, кого он любил, как и он сам когда-то предал свою любовь.

Нужна помощь в учебе?

/ / / Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи»

Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» был настоящим достижением и литературным шедевром автора. Впервые, он вышел в свет в Нью-Йорке. В его состав вошли одиннадцать рассказов, и все они были посвящены теме любви. Ведь эта тема является самой популярной и востребованной в нашем обществе. Ее так не хватает многим из нас.

Все герои Бунинских рассказов сталкиваются с различными проявлениями любви. Одни ждут ее, другие теряют, третьи предают, а четвертые хранят до конца жизни. Ведь любовь, во всех ее проявлениях можно назвать счастьем. Она вызывает в душах людей яркие, настоящие эмоции, которые заставляют нас совершать поступки, идти на компромиссы и просто радоваться окружающей жизни.

1946 год знаменуется выходом в свет полного сборника рассказов «Темные аллеи». Это происходит в романтическом и загадочном Париже. Сборник собрал в себе целых тридцать восемь новелл. И в каждой из них мы знакомимся с различными, индивидуальными женскими типами характера, которые любили, а также, искали свою любовь. Это и Поля из новеллы «Мадрид», и Ганская Галя из одноименного рассказа, и Антигона, и Руся.

Рядом с такими яркими образами, мужские персонажи кажутся статичными и мало выразительными. Достаточно часто, автор делает мужские образы косвенными и второстепенными. Они вступают в идею рассказов лишь для того, чтобы как можно ярче раскрыть женские персоны.

Вот, к примеру, в тексте «Пароход Саратов» мы знакомимся с историей о том, как влюбленный офицер застрелил красивую женщину. И что получается! Все равно, в памяти читателей остается и запоминается ее образ, а не его.

В отрывках рассказов есть упоминание и о грубой и об игривой любви, которая смешно описывается И. Буниным. Но, большинство рассказов в «Темных аллеях» посвящены чувствам искренней и самой настоящей любви.

В сборнике мы знакомимся как с законченными рассказами, так и только начатыми. К примеру, это текст новеллы «Начало». Есть в сборнике и незаконченные рассказы. К примеру, «Кавказ».

Одним из самых совершенных рассказов, И. Бунин считал «Чистый понедельник». Он кропотливо работал над его смыслом. Каждая деталь, каждая строка в нем имеет значение. Бунин благодарил Бога за то, что тот дал ему вдохновение на написание такого шедеврального текста. Именно в рассказе «Чистый понедельник» автор создает новый типаж человеческих отношений и человеческой души. Таких еще не видела русская литература.

Все рассказы сборника «Темные аллеи» открывают перед читателем и светлые и темные стороны любовных отношений, а также связанные с ними жестокие и мрачные аллеи. Так говорил сам автор и свою мысль он мастерски перенес на бумагу.

В рассказе Бунина “Тёмные аллеи” герои случайно встречаются после тридцатилетней разлуки. Николай Алексеевич в молодости любил крепостную девушку Надю, которая была изумительно красива. Она пронесла своё чувство через всю жизнь, несмотря на то, что Алексей её бросил. Жизнь и судьба главного героя не сложилась, несмотря на высокое звание, он несчастен. Характеристика героев произведения подаётся через их диалог, описание поведения при встрече, внутренние монологи. Имена героев тоже играют своеобразную роль в произведении: Николай Алексеевич когда-то был Николенькой, тогда он был счастлив.

Композиция, направление и жанр

Композиция произведения не обладает какими-то особыми чертами. Рассказ делится на 3 части, каждая из которых обладает своим смыслом и плавно перетекает в другую:

  1. Экспозиция, в которой описываются герои и рассказываются их истории.
  2. Завязка и кульминация. В этой части показывается разговор героев, который пробуждает в них воспоминания об их романе.
  3. Развязка и финал. В заключительной части показана картина расставания героев навсегда.

Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.

Краткий анализ рассказа Бунина «Тёмные аллеи» объясняет основную мысль, которую заложил в него автор. Иван Алексеевич воспевал любовь и считал её чем-то возвышенным и недоступным. Военные годы побудили автора на написание своего произведения, в котором скрыт образ родной страны и тех людей, которые предали её. Рассказ «Тёмные аллеи» может послужить аргументом для сочинения на тему «Истинная любовь».

Сюжет произведения

Сюжетную основу рассказа составляет встреча двух героев, которые в молодости были влюблены друг в друга, однако расстались на долгие годы. Идейный центр произведения определяет неожиданная встреча героев, мотивы несчастной, несостоявшейся любви. Встреча героев после долгих лет разлуки происходит в

Причем, осенний пейзаж является не просто зарисовкой места встречи, но и приемом природно-психологического параллелизма, акцента внимания на том, что главные герои также переживают «осень» своей жизни:

  • главный герой – старик, ему под 60;
  • героиня – дама в возрасте, ей 48.

Однако они еще открыты к чувствам, полны эмоций, их любовь еще способна ожить, возродиться.

Герои в некоторой степени противопоставлены: на первый взгляд, кажется, что Николай изображен в негативном свете, как человек, отказавшийся от любви и понесший за это наказание:

Но вряд ли Бунин стремился изобразить лишь вероломство главного героя и расплату за него. Бунин – тонкий психолог, он стремился не столько к отображению вероломства, сколько к более глубокому пониманию противоречивости человеческой природы, неоднозначности человеческой натуры, в том числе, — и самого себя.

Не столь однозначен и образ главной героини: да, разумеется, она представлена женщиной, которая в молодости сильно любила Николая, и пронесла эту любовь через всю свою жизнь, что невольно вызывает симпатии читателя. В то же время, если внимательно присмотреться к образу Надежды, он не столь однозначен и не столь целостен:

при первой встрече героиня представлена как похожая на пожилую цыганку

Ее внешность изображена, скорее, отталкивающей, чем привлекающей внимание;
внешность героини «сегодня» противопоставляется образу героини «тогда»: как хороша ты была!. Но подобное противопоставление служит не столько целям отражения приближающейся старости, сколько эмоционального состояния влюбленного героя в молодости, для которого Надежда была идеалом, в котором он не видел недостатков

Но подобное противопоставление служит не столько целям отражения приближающейся старости, сколько эмоционального состояния влюбленного героя в молодости, для которого Надежда была идеалом, в котором он не видел недостатков.

Большинство исследователей видят причину расставания главных героев рассказа в социальном неравенстве, в том, что Надежда находилась в зависимом положении крестьянки. Однако «сегодня» главная героиня независима, она является владелицей постоялого двора, по-своему состоятельна, богата. Казалось бы, социальное неравенство устранено, однако герои не остаются вместе. Бунин подчеркивает, что героев разделило не социальное, а духовное неравенство.

Это герой почувствовал тогда и стал еще более явственно ощущать сегодня, Надежда же так и не поняла, почему они расстались. Понять духовную несовместимость героев позволяют стихотворения, которые герой читает своей возлюбленной, стихи о «темных аллеях». Николай читает, однако Надежда не понимает их

Черствость, неспособность понять чувства Николая до конца, приводят к осознанию героем того, что она не столь восприимчива, не имеет той духовной глубины, которую он ищет в своей избраннице. Николай знал и понимал стихотворения, Надежда не могла проникнуться ими, оставаясь крестьянской девушкой, влюбленной в молодого барина, однако не понимающей его.

Николай не скрывает своей влюбленности в Надежду, притягательности встреч с ней, однако уже в молодости он почувствовал, что Надежда далека от него, не в социальном, но в психологическом духовном плане.

Новая встреча лишь подтверждает, что Надежда далека от него, как и раньше, она так же не понимает его, как и раньше, она и сейчас, спустя много лет, не прощает Николая, такого же несчастного, как и она сама.

То обстоятельство, что в финале герой рассказа не остается с Надеждой, а снова отправляется в дорогу, свидетельствует о том, что размышления автора не имеют пределов, не имеют конца, как и многообразие человеческой жизни.

Темы произведения

Тематика рассказа передаёт всю атмосферу произведений Бунина из цикла «Тёмные аллеи». Писатель поднимал такие темы, которые остаются актуальными по сей день:

  1. Любовь. Именно это возвышенное чувство поднимается автором во всех его произведениях. Иван Бунин считал, что любовь никогда не может принести истинного счастья. Чаще всего она пробуждает в людях только новые страдания и переживания. Однако та недолговременная страсть, которая горит в душах людей, является одним из самых счастливых моментов. Воспоминания о былых чувствах оставляют неизгладимый след в памяти.
  2. Судьба. Писатель показывает, как недолговременный роман между двумя людьми может повлиять на судьбы каждого из них. Николай, спустя долгие годы, так и не смог построить своего счастья на несчастье девушки. Поступок вернулся герою бумерангом.
  3. Нравственный выбор. В рассказе также повествуется о выборе человека, который может изменить всю его последующую жизнь. Писатель рассуждает на тему того, как один неверный шаг ломает судьбы сразу двух людей. Николай даже не хочет думать о том, что бы было, если бы он всё-таки решился взять замуж Надежду. Герой боится признаться самому себе, что много лет назад совершил свою главную ошибку.
  4. Ностальгия. Герои предаются воспоминаниям о прошлом и видят то, чего не замечали раньше. Они обнаружили счастье, которое разрушили своим необдуманным поступком. Именно то мгновенье страсти могло осчастливить на всю жизнь Николая и Надежду.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: