Краткое содержание рассказа антона чехова «спать хочется»

Краткое содержание

Варька качает ребенка в колыбели и едва слышно напевает колыбельную. Перед образом горит лампада. Через всю комнату тянется веревка с пеленками. От лампадки падает светлое пятно на потолок, от пеленок ложатся тени. Мигающая лампадка заставляет все это прийти в движение.

Ребенок капризничает, а Варька хочет спать. Хозяева спят, а Варьке нельзя. Мозг ее наполовину спит, и она видит сны наяву. Вот бегут по небу облака и кричат, как младенец. Вот ползут по шоссе обозы, люди.

На полу лежит покойный отец Варьки. Она слышит, как он стонет.  Мать побежала сказать господам, что муж умирает. Вот приехал доктор. Он говорит, что Ефиму нужно в больницу. Он и записочку сейчас напишет. Мать удивляется, на чем же они повезут больного. Доктор обещает попросить у господ телегу. Вот и телега подоспела. Ефим поехал в больницу. Наступило утро, Пелагея ушла в больницу узнать, что с мужем. Где-то плачет ребенок. Вернулась мать и сказала, что умер отец. Поздно привезли.

Варька плача идет в лес. Кто-то ударил ее по затылку так, что она лбом ударилась о березу. Это хозяин. Он схватил ее за ухо, девочка открывает глаза и видит движущиеся тени. Сон снова побеждает ее. Опять шоссе и люди с котомками бредут перед ее глазами. Они с матерью идут в город искать работу. Мать просит милостыню. Вдруг кто-то просит подать ребенка.

Варька вскакивает, обнаруживает, что нет ни шоссе, ни людей. Пришла хозяйка покормить младенца. Она говорит, что ребенка сглазили, поэтому он так беспокоится. За окном светает.

Варька кладет ребенка в люльку и начинает качать. Очень сильно хочется спать. Она «кладет голову на край колыбели» и раскачивается всем телом, чтобы справиться с наваливающимся на нее сном.

Раздается голос хозяина, он требует затопить печь. Это значит, что наступил день. Варька рада. Когда двигаешься, спать не так хочется. Только она затопила печь, как нужно готовить самовар. После этого понадобилось почистить калоши хозяину. Варька думает, как хорошо сунуть голову в калошу и уснуть. Спать нельзя, нужно еще вымыть пол, почистить картошку. Все валится из рук. От громкого голоса хозяйки «звенит в ушах». Работы много. Так проходит день. Наступающая темнота обещает скорый сон.

Вечером приходят гости. Варька ставит самовар, бежит за водкой. Замученная Варька стоит и ждет других приказаний. Гости уходят, хозяева идут в постель. Варька садится рядом с люлькой, напевает песню, а вокруг нее кружатся тени.

Ребенок снова кричит. Варьке снова видится шоссе и бредущих по нему людей. Она мучительно думает, что же ей так мешает жить. И вдруг понимает, что это ребенок. Она удивляется, как же раньше этого не поняла. Она встает, ходит по комнате. Ей приятно от мысли, что она сейчас освободится от тяжести. Нужно убить ребенка и лечь спать.

Она подошла к люльке, задушила ребенка. Радостная, Варька ложится на пол и засыпает мертвым сном.

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Сюжет вполне отражает реалии, и описанные события могли произойти в мещанской семье. Однако его нельзя назвать этичным. Чехов в этом произведении предстаёт не гуманистом, каким привыкли видеть его читатели, а моралистом, каждому воздающим по заслугам. Девочка получает возможность спать, а хозяева, которые довели её почти до сумасшествия, лишаются ребёнка.

Часть 2

И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!» И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке». И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки. И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Сюжет вполне отражает реалии, и описанные события могли произойти в мещанской семье. Однако его нельзя назвать этичным. Чехов в этом произведении предстаёт не гуманистом, каким привыкли видеть его читатели, а моралистом, каждому воздающим по заслугам. Девочка получает возможность спать, а хозяева, которые довели её почти до сумасшествия, лишаются ребёнка.

История создания

В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.

Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

  1. Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
  2. Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
  3. Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
  4. Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
  5. Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.

Основная мысль и идея

При изучении произведения стоит обратить внимание детей на рисунки к сказке, которые позволяют всё представить и домыслить. Но обязательно следует сделать анализ произведения и понять, какова его основная мысль. Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки

Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки.

Сказка учит, что нужно знать правила поведения в обществе и не звонить постоянно человеку. Нельзя это делать поздно вечером и ночью, когда люди уже могут спать. Корней Иванович настолько просто построил своё произведение, что ребёнок познаёт этикет, не осознавая того, что его чему-то учат. Приятно жить в воспитанном обществе, где соблюдаются правила поведения.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта

Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние

Роль символики и литературных приемов в рассказе «Спать хочется» Чехова

Рассказ «Спать хочется» Чехова богат на символику и литературные приемы, которые помогают автору передать главную тему произведения — нелегкую жизнь многих людей на рубеже старого и нового времени.

Один из главных символов рассказа — это сон

Чехов обращает внимание на отсутствие сна у главного героя, что образно символизирует его тяжелую жизнь и беспокойную душевную состояние. Кроме того, сон является мотивом всего рассказа, от которого зависит психическая устойчивость главного героя и его возможность справляться со своими проблемами. Другой важный символ в рассказе — это окно

Автор использует окно как символ для передачи границы между реальностью и мечтой, а также как аспект внешней и внутренней реальности главного героя — он живет в маленькой комнате с маленьким окном, что отражает его ограниченную жизнь и неспособность преодолеть трудности

Другой важный символ в рассказе — это окно. Автор использует окно как символ для передачи границы между реальностью и мечтой, а также как аспект внешней и внутренней реальности главного героя — он живет в маленькой комнате с маленьким окном, что отражает его ограниченную жизнь и неспособность преодолеть трудности.

Чехов также использовал литературный прием иронии, чтобы показать несоответствие мечтательности героя с реальностью его жизни. Герой мечтает об идеальном будущем, но постоянное бегство от реальности лишает его возможности свершить реальные дела и изменить свою жизнь к лучшему.

Таким образом, символика и литературные приемы имеют важное значение в рассказе «Спать хочется» Чехова, помогая автору передать сложную тему судьбы и жизни людей, которые не в состоянии изменить свою жизнь и стремятся к мечте в надежде на лучшее

Популярные сегодня пересказы

  • Коняга — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Около дороги дермлет уставшая от пахоты Коняга. Хозяин приносит ей корма, но лошадь не может есть, слишком устала – попалась тяжёлая борозда с большим количеством камней.
  • Краткое содержание повести Перчатка Жуковского Рассказ Жуковского «Перчатка» повествует о том времени, когда во Франции правил король Франциск. Его придворные со скуки решили устроить драку диких зверей. На арену вывели льва, тигра и двух барсов
  • Диккенс 7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.
  • Азимов Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи под Смоленском. Когда ему исполнилось 3 года, семья переехала в Штаты. Будущий писатель

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания. Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Чехов А. “Детвора”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Детвора” и их характеристика

  1. Гриша. 9 лет. Жадный и подозрительный.
  2. Аня. 8 лет. Азартная, желающая побеждать.
  3. Соня. 6 лет. Добрая, ласковая, общительная.
  4. Алеша. Карапуз, бутуз, склочник.
  5. Андрей. Сын кухарки. Будущий математик.
  6. Вася. Ученик 4 класса. Ленивый.

План пересказа рассказа “Детвора”

  1. Одни дома
  2. Игра в лото
  3. Стимулы игроков
  4. Победа Сони
  5. Филипп Филиппович
  6. Победа Андрея
  7. Драка с Алешей
  8. Снова веселье
  9. Вася и его рубль
  10. Копейка под столом
  11. Уснувшая Соня
  12. Мамина кровать

Кратчайшее содержание рассказа “Детвора” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Оставшись одни, дети сели играть в лото.
  2. У каждого были свои резоны играть.
  3. Они слегка плутовали, веселились, рассказывали разные истории.
  4. Вася, старший брат, тоже хотел сыграть, но у него был лишь рубль.
  5. Соня дала Васе копейку, а Гриша свою уронил под стол.
  6. Соня уснула, ее отвели в спальню и все дети улеглись на маминой кровати.

Главная мысль рассказа “Детвора”Маленьким детям важен процесс игры, но чем старше становится человек, тем больше он попадает под власть денег.

Чему учит рассказ “Детвора” Рассказ учит не жадничать, не лениться, а уметь играть и веселиться. Учит быть отзывчивыми и добрыми, уметь делиться тем, что имеешь с теми, кто в этом нуждаются. Учит стремлению к победе. Учит дружбе.

Отзыв на рассказ “Детвора” Мне понравился этот забавный рассказ. Было очень интересно читать о том, как играют дети в лото. Больше всего мне понравилась Соня, она была самой доброй и бескорыстной. И поэтому выигрывала. Ведь чаще всего в лотереях побеждают те, кому этот выигрыш и не к чему.

Пословицы к рассказу “Детвора” Денежная игра не доведет до добра. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Не во всякой игре тузы выигрывают. Жадность покою лютый враг. Деньга лежит, а шкура дрожит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Детвора” Родители отправились на крестины, и их многочисленные дети остались одни. Старший сын Вася, ученик 4 класса, скучал на диване в гостиной, а младшие сели играть в лото в столовой. В лото играли: Девятилетний стриженый Гриша, которому нужны были сами деньги, а ставка на кон была копейка. Восьмилетняя Аня, которая играла ради азарта и желания победить. Шестилетняя Соня, которая играла ради самого процесса и пятилетний Алеша, которого привлекала возможность скандала. Играл еще и сын кухарки Андрей, но того больше привлекали цифры. Дети играли как и все дети. Кто-то не замечал нужной цифры, кто-то пытался обмануть. Но вот парию выиграла Соня и Гриша очевидно расстроился. Он попытался уличить сестру в мошенничестве, но та играла честно. Попутно дети обсудили нехорошего человека Филиппа Филипповича, который умел закатывать глаза, а Андрей показал, как шевелить ушами. У Андрея кончились копейки и добрая Соня с удовольствием дала ему копейку в долг. Дети услышали далекий звон и кто-то сказал, что это звонят в церкви, чтобы отпугнуть разбойников. На этот раз выигрывает Андрей и дерется с Алешей, который обвинил его в мошенничестве. Привлеченный общим шумом и весельем в столовую входит Вася. Ему тоже хочется сыграть, но у него нет копейки, а есть серебряный рубль. Вася просит скаредного Гришу разменять рубль, но тот боится обмана и отказывает Васе. Добрая Соня и на этот раз выручает мальчика, дав ему копейку в долг. Тут Гриша обнаруживает пропажу копейки. Он лезет под стол и долго ищет копейку. Остальные ему помогают. Когда копеечка находится, выясняется, что Соня успела уснуть. Соню всей толпой уводят на маменькину постель, и вскоре на этой постели спят вповалку все дети.

Гриша

Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по бульвару. На нем длинный ватный бурнусик, шарф, большая шапка с мохнатой пуговкой и теплые калоши. Ему душно и жарко, а тут еще разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки.

Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает крайнее недоумение.

До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. За этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа — личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было…

В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать. Но страннее и нелепее всего — лошади. Гриша глядит на их двигающиеся ноги и ничего не может понять. Глядит на няньку, чтобы та разрешила его недоумение, но та молчит.

Что красивее всего

Ребенок спросилНи с того ни с сего:— А ну-ка скажи,Что красивей всего?

Да, вот так вопрос:«Что красивей всего?»ОтветитьЯ сам не сумел на него.

И вот я решилПослушать ответыДругих обитателейНашей планеты.

Деревья и ТравыСказали в ответ:— Да что же прекрасней,Чем солнечный свет?!

— Да что же прекраснейНочной темноты?! —Откликнулись Совы,Сычи и Кроты…

— Леса! —Отвечали мнеВолк и Лиса.Орел свысокаПроцедил:— Небеса!

— По-моему, море! —Ответил Дельфин.— Мой хвост, без сомнения! —Крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька —Отвечает:— Цветок! —Спрошу у Цветка —Говорит:— Мотылек! —

Кто славит поля,Кто — полярные льды,Кто — горы, кто — степь,Кто — мерцанье звезды…

А мне показалось,Что все они правы.Все: Звери и Птицы,Деревья и Травы…

И я не ответил,Увы,НичегоНа трудный вопрос:«Что красивей всего?»

Что красивее всего — стих с картинкой

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя. Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца. Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

  1. Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
  2. Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
  3. Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
  4. Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
  5. Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: